Подходы к изучению альтруизма в различных 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подходы к изучению альтруизма в различных



Психологических школах

Первой научной школой, серьёзно озаботившейся изучением альтруистического поведения, был психоанализ. З. Фрейд связывал его с бессознательным чувством вины и меланхолией. А. Фрейд изучала психические защиты и их роль в переработке эгоистических мотивов в альтруистические. Г. Мюррей говорит об альтруизме как о потребности в заботливости, потребности, без которой человек не может жить. В помощи другому (особенно более слабому, чем помогающий) человек удовлетворяет потребность в том, чтобы о ком-то заботиться. Он полагает, что эта потребность связана с моделью родительского поведения. Знаменитый психолог замечает, что такое поведение развивается в катализаторе заботливого отношения к субъекту потребности. Действительно, те, о ком плохо заботились в детстве, реже проявляют заботу о других людях. Нужно отметить, что внимание к ребёнку в принципе развивает в нем способности, а дети, лишённые внимания, например, с госпитальным синдромом, зачастую, уже навсегда остаются с тяжёлыми психическими нарушениями, а в некоторых случаях умирают.[22]

Об альтруизме как о способе совладания с разобщённостью между людьми и социально-одобряемом поведении говорят такие психоаналитики, как Э. Фромм[23], К. Хорни[24]. При этом, в большей или меньшей степени, все авторы отмечают, что альтруистическое поведение позволяет «перехитрить» СуперЭго, удовлетворяя через перенос запретных желаний на другого. Важно подчеркнуть, что психоанализ изучает гипертрофированный альтруизм, свойственный невротическому устройству личности. При этом Э. Фромм подчёркивает, что альтруизм способствует продолжительности жизни.

 В данном аналитическом обзоре невозможно обойти поведенческую психологию. Действительно, и она изучает альтруистическое поведение, стараясь, однако, избавиться от поиска и объяснения причин, побуждающих человека к «бескорыстной» помощи, не затрагивая вопроса нахождения их внутри человека. Примером может служить вывод Б.Ф. Скиннера: «Мы уважаем людей за их хорошие поступки только тогда, когда мы не можем объяснить эти поступки. Мы объясняем поведение этих людей их внутренними диспозициями только тогда, когда нам не хватает внешних объяснений. Когда же внешние причины очевидны, мы исходим из них, а не из особенностей личности»[25].

Особое место в изучении помогающего поведения занимает концепция когнитивного конструктивизма морального сознания, разрабатывавшаяся в трудах Ж. Пиаже, а затем углублённая Л. Кольбергом[26]. Помогающее поведение, по мнению исследователей, продиктовано моральными суждениями, которые зависят от уровня развития мышления субъекта поведения. Ж. Пиаже выделяет три стадии развития морального развития ребенка: доморальную (2-4 года), в которой ребёнок не осознаёт моральных норм и принципов, гетерономную/нравственный реализм (6 лет), характеризующийся отношениям к правилам и нормам как абсолютам, автономную/нравственный релятивизм (после 7 лет), на этой стадии ребёнок понимает относительность нравственных норм и осознанно контролирует своё поведение. Л. Кольберг развил идеи Ж. Пиаже в концепции развития когнитивных способностей и социального опыта[27]. Он разбил моральное развитие на три уровня, включающих каждый по две стадии: преконвенциональный, конвенциональный, постконвенциональный. Если в самом начале развития ребёнок боится наказания и подчиняется власти авторитетов, то, проходя через принцип «не делай другому того, чего не желаешь себе», он становится взрослым, личностью, которая выстраивает с обществом отношения, основанные на универсальных этических принципах и равноправии. Заключение такого социального контракта между челнами общества приводит к соблюдению прав человека: на свободу, жизнь, честь и достоинство. Все законы в постконвенциональном обществе обязаны основываться на вышеперечисленных правах. Стабильность общества связана по Л. Кольбергу со степенью распространённости в обществе людей с постконвенциональным уровнем морального развития. Качество помогающего поведения также связано с представлениями общества о справедливости и правах человека.

Соглашаясь с идеей о связи моральных норм и помогающего поведения, ученик Л. Кольберга Э. Туриэль создал концепцию доменов социальных норм. Всего он выделил три домена: моральные нормы, конвенциональные нормы и персональные нормы. Первый домен всеобщий, основанный на принципах справедливости и заботы, второй определяет поведение человека в обществе, а третий - индивидуальный стиль поведения. Развитие ребёнка идёт от выработки персональных норм к интериоризации моральных. При анализе концепции Э. Туриэля явственно наблюдается новая черта для объяснения помогающего поведения: в формировании мотивации участвует не только представления о справедливости, но и забота о человеке. Учтя критику работ Л. Кольберга, общим местом которых является выделение недостатка субъект-субъектности при помогающем поведении (субъект поведения, помещённый в условия, созданный дилеммами Кольбергу совершает поступок, основываясь на всеобщих правах человека, что не исчерпывает реальных причин того или иного поступка вне лабораторных условий), Эллиот Туриэль добавляет принцип заботы (эмпатическая ориентация на нужды и потребности, чувства и переживания другого человека[28]).

Существенным вкладом в изучение помогающего поведения является концепция просоциального поведения Нэнси Айзенберг. Автор определяет альтруизм как поведение, направленное на благо другого, реализующее принцип заботы и не мотивированное получением награды или наказания[29]. Весьма замечательными являются стадии, выделенные ей в развитии помогающего поведения:

 Стадия 1. Гедонистическая ориентация на собственные интересы (дошкольники и мл. школьники). Помощь оказывается при условии очевидного выигрыша для себя или эмоционального отношения к нуждающемуся.

Стадия 2. Ориентация на потребности и нужды других людей даже, если они входят в конфликт с собственными интересами (дошкольники и мл. школьники). Ребёнок оказывает помощь без рефлексии состояния нуждающегося и без вербального выражения симпатии или чувства вины.

Стадия 3. Ориентация на одобрение и мнение других (мл. школьники, подростки, некоторые юноши). Помощь оказывается при условии эмоционального сопереживания или представления о том, что помощь является в данном случае «правильной», а нуждающийся - «хороший».

Стадия 4а. Рефлексивная эмпатическая ориентация на нужды другого с учётом его состояния (большинство юношей и подростков). Помогающий ориентируется на состояние нуждающегося, эмоциональное сопереживание последнему и соблюдение моральных норм.

Стадия 4б. Помогающее поведение основано на интериоризированных, но не всегда осознаваемых ценностях, моральных нормах (меньшая часть подростков, юношей, взрослых). Важную роль здесь играют представления о правах человека, чувство ответственности и долга.

Стадия 5. Помогающее поведение основано на осознаваемых интериоризированных моральных нормах, ценностях и правах человека. Помогающее поведение основано на представлениях о долге, ответственности, а также на самоуважении личности, заботящейся о нуждающемся.

Более всех вышеперечисленных сделала в своих исследованиях упор на заботу автор эмпатийного подхода - Кэрол Гиллиган. Автор выделяет два типа моральной ориентации, обусловленные социальными установками личности: нормативный (установка на принцип справедливости и права человека) и эмпатийный (установка на заботу и благополучие конкретных людей). Если первый свойственен более мужчинам, то второй женщинам. Её подход позволил нивелировать разницу морального развития между мужеским и женским полом в исследованиях Л. Кольберга, что стало большим шагом в изучении помогающего поведения.

Стоит добавить, что в формировании мотивации при помогающем поведении забота играет не последнюю роль и у мужчин. Обратимся к знаменитой серии экспериментов Д. Батсона, проводившимся в семидесятые годы двадцатого века: участник эксперимента наблюдал, как другая (подставная) участница Элен получает разряды током и мог сесть в кресло вместо неё, чтобы прекратить её страдания. Так же у него была возможность уйти. Некоторым участникам сообщали, что Элен имеет много общего с ними (ценности, интересы). Люди, у которых возникала эмпатия, чаще решались испытывать сильную боль вместо женщины, нежели те, которым не сообщалось ничего[30].

В отечественной науке проблема формирования мотивации при помогающем поведении рассматривалась такими психологами как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Л.И. Божович, С.Г. Якобсон, Б.С. Братусь и др. В деятельностном подходе развитие помогающего поведения связывается с усвоением ребёнком социальных, моральных норм, образцов. Ход развития определяется интериоризацией паттернов поведения взрослых через действия, направленные на закрепление положительных черт личности и общение со взрослыми и сверстниками. Образцы поведения из внешних, подражательных становятся внутренними мотивами помогающего поведения человека[31]. С.Г. Якобсон рассматривает моральное развитие как процесс становления субъектной моральной саморегуляции[32]. Мухина называет в качестве моральных регуляторов при помогающем поведении социальные эталоны - познавательно-эмоциональные обобщения, взятые из рассудочного и эмоционального общения со взрослыми.

Особое место в исследовании формирования мотивации человека занимают работы Бориса Сергеевича Братуся по изучению смысловой сферы личности. Смысловой уровень регуляции не предписывает конкретных действий субъекту помогающего поведения, но даёт целостное понимание и оценку действиям, соотношению цели и средств. Оценка и регуляция деятельности на этом уровне личности ведётся не со стороны прагматической, а с нравственной, смысловой. Эта «плоскость общечеловеческого бытия» характеризуется отношением к каждому человеку как к равному, независимо от его социальной роли, успеха[33]. Важно отметить, при внешнем сходстве ценностей на уровне представлений о правах человека (когниция) и уровне, где каждый человек выступает как равный (смысл) есть внутреннее различие: в смысловой сфере, в отличие от уровня представлений, определяющим является понимание другого и себя, а также очерчивается единство триады Любви, Истины и Красоты как одного метафизического начала. Именно поэтому высшая сфера личности является как бы вершиной треугольника человеческой личности, точкой, благодаря которой можно определить «фигуру» всей личности и мотивационной сферы в частности: альтруистическая или эгоистическая мотивация у человека при помогающем поведении. И в том, как очерчивает Смысл жизни человек, можно различить, каким образом он проживает: внешним - где Другой, само «Я» человека предстаёт средством удовлетворения потребностей, а отношения с другими людьми и собой походят на торг, где цели определяют средства, где задача жизни - успех; или внутренним - где Другой, «Я» открываются человеку только в процессе подлинного, внутреннего переживания, предстояния перед Другим. В данной работе для обозначения образа проживания (внутреннего или внешнего) жизни мы будем использовать словосочетание способ жительствовать. Мы выбрали его, потому что слово жительствование [34] означает не только жизнь, но и место жизни, состояние, внутреннюю наполненность - пребывание.

Мы полагаем, что на развитие внутреннего способа жительствования (наполненного альтруизмом) влияет развитие эмпатии. Действительно, К. Гиллиган и Д. Батсон зафиксировали связь между эмпатией и альтруистической мотивации при помогающем поведении. А в работах одного из основоположников гуманистической психологии К. Роджерса, и создателя первого в России Центра психологического консультирования и психотерапии Ф.Е. Василюка неоднократно отмечалось, что человек, имеющий развитую эмпатию, альтруизм живёт в контакте с самим собой и Другим[35], т.е. живёт изнутри, собственным способом - личностно[36], активно переживает встречу с другим человеком[37]. У такого способа жительствования есть два условия:

1) Необходимо, чтобы воля человека (даже обладающего высоким уровнем установочного альтруизма) направляла активность на помогающую деятельность, и лишь тогда установочный альтруизм переходит в действенный альтруизм, т.е. альтруизм в действии.

2) Необходимо перманентное раскрытие смысла помогающей деятельности[38], для того чтобы она не превратилась в привычку, не потеряла витальность.  

Итак, главным условием альтруистической мотивации при помогающем поведении является пронизанность действий смыслом, внутренний способ жительствования, т.е. переживание.

Важно отметить, что смысловая сфера неразрывно связана с другими: когнитивной, чувственной, физиологической и т.д. Но именно она в конечном счёте определяет мотивацию человека, в том числе и при помогающем поведении. Понимая определяющее значение смысловой сферы для поступков личности, в данной курсовой наша задача уже – исследовать внутренние условия проявления альтруизма, в частности проявления эмпатии, как условия осуществления альтруизма.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.202.167 (0.008 с.)