Формы деятельности парламента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы деятельности парламента



Заседаниями палат парламента и однопалатного парламента руководит председатель (спикер в англосаксонских странах) либо коллегиальный орган (Бюро в Испании, Организационный комитет в Чехии).

Партийные фракции (парламентские партии, депутатские клубы) - объединяют депутатов, принадлежащих к одной партии или близкой по программам. Фракция пропорционально представлена в комиссиях палат и объединенных комитетах парламента.

Важную роль играют постоянные комитеты и комиссии. Создаются объединенные комитеты палат парламента. Число их различно и часто меняется. В однопалатном парламенте Израиля 9 комитетов, в палате общин Великобритании 15 специализированных комиссии. Постоянные комиссии бывают отраслевыми, или специализированными (например, по иностранным делам, по сельскому хозяйству) и неспециализированными, обозначаемыми обычно буквами латинского алфавита (в Великобритании) Особые полномочия имеют постоянные комиссии в Испании, Италии, секции в Греции. При определенных условиях они обязаны принимать законы вместо палат парламента.

Палаты в случае необходимости могут создавать временные комиссии: следственные, ревизионные, редакционные.

Во многих палатах создаются бюро палаты или советы старейшин. На их заседаниях решаются некоторые организационные вопросы, например, о дате пленарного заседания, о повестке дня, об очередности обсуждения вопросов.

Парламент создает различные органы, которые не входят в его структуру, но помогают ему осуществлять его полномочия. К их числу относят ведомства, осуществляющие контроль за бюджетной дисциплиной, за фи-нансовой и хозяйственной деятельностью (счетные палаты, контрольные палаты), парламентские комиссары (омбудсмены) - уполномоченные (ко-миссары парламента) по правам человека, по правам национальных мень-шинств, по охране окружающей среды, по делам вооруженных сил.

Аппарат парламента включает три вида органов и лиц:

1) вспомогательные службы парламента, его палат и комиссий (библиотека, хозяйственная часть);

2) консультанты парламента, обычно работающие в исследовательских службах;

3) личные помощники парламентариев, их референты, секретари. Главная задача парламента - принятие законов. Среди них важнейшее значение имеют основные законы-конституции, поправки к ним, органические законы, ежегодно принимаемые законы о государственном бюджете.

Парламент избирает, назначает, образует другие органы государства, формируя их целиком или в части. Делает он это самостоятельно или утверждая, давая согласие на кандидатуру, предлагаемые другими высшими органами государства. Полномочия по формированию высших органов власти и должностных лиц разные палаты обычно осуществляют раздельно: у каждой своя компетенция.

В области внешней политики парламент ратифицирует международные договоры или дает согласие президенту на их ратификацию, решает вопрос об использовании вооруженных сил за пределами страны.

Он обладает некоторыми квазисудебными полномочиями: решает вопрос об импичменте (отрешении от должности) президента и некоторых иных должностных лиц (например, в США - федеральных судей), выносит решение о предании суду министров и других высших должностных лиц (Франция, Польша).

Особое значение имеют финансовые и контрольные полномочия парламента. В большинстве стран только он вправе устанавливать материальные обременения государства, устанавливать налоги, принимать государственный бюджет.

Парламент осуществляет контроль за деятельностью исполнительной власти и других высших органов государства. Контроль парламента может иметь политический характер (выражение недоверия министру) и юридический (деятельность созданных парламентом комиссий по расследованию).

Используются следующие формы контроля за деятельностью исполнительной власти, особенно правительства, министров, подчиненных им структур, хотя контроль может осуществляться и в отношении других органов:

1. Вопросы к правительству, министрам на пленарном заседании парламента (палаты).

2. Дебаты по заранее определенным вопросам и общей политике правительства. Их тему, как привило, предлагает оппозиция, но не всегда.

3. Интерпелляция, которая используется только в парламентарных республиках и монархиях, а также в некоторых полупрезидентских республиках. Она предусматривает постановку важного вопроса на пленарном заседании, за которой следует объяснение министра (главы правительства), обсуждение и принятие решения путем голосования. Пo сравнению с вопросом интерпелляция существенно затруднена. Обычно требуется большое число подписей, установлены жесткие сроки их подачи и обсуждения.

4. Постановка вопроса о вотуме недоверия или внесение резолюции порицания правительству (решается голосованием). При вотуме недоверия даже одному министру ответственность может быть коллективной: в отставку уходит все правительство (Дания).

5. Доклады и отчеты правительства и министров о своей деятельности на пленарных заседаниях палат.

6. Парламентские слушания. Эта форма активно используется в президентских и полупрезидентских республиках и крайне редко - в парламентарных государствах.

7. Деятельность парламентских комиссаров (счетные палаты и т.д.) Они не имеют распорядительных полномочий, но делают ежегодные доклады парламенту о состоянии законности, о недостатках в организации управления в соответствующей области, могут обратиться в органы юстиции с требованием возбудить уголовное дело в случаях грубого нарушения закона должностными лицами, а в некоторых странах и сами могут возбуждать такие дела. Иногда они обязаны следить за соблюдение этики поведения должностными лицами.

8. Созыв специальных заседаний парламента для контроля за действиями органов исполнительной власти в особых ситуациях (при введении чрезвычайного положения).

9. Импичмент.

10.Контроль за делегированным законодательством - актами исполнительной власти, изданными по поручению парламента и имеющими силу закона. Такие акты представляются в парламент и иногда подлежат утверждению им в установленный срок (в противном случае они теряют силу). В Германии, например, они представляются в соответствующую постоянную комиссию, которая докладывает о них на пленарном заседании парламента.

Главной формой работы парламента является сессия, т.е. промежуток времени, в течение которого периодически созываются пленарные заседания палат, работают постоянные комиссии. Часть остального времени называется парламентскими каникулами, определенный период депутаты работают в своих округах, занимаются изучением законопроектов, подготовкой к слушаниям, заседаниям.

Очередные сессии созываются главой государства либо один раз в год (Англия), либо 2 раза в год. Лишь в отдельных государствах ранее конституции предусматривали 3 сессии (Болгария).

Внеочередная сессия может быть созвана президентом по требованию части депутатов. На ней могут обсуждаться только те вопросы, для которых она созвана.

Для работы парламента и принятия решений необходим определенный кворум.

Заседания бывают открытыми и закрытыми. На открытых может присутствовать публика, но в специально отведенных местах. На закрытых заседаниях присутствуют только его члены и приглашенная публика.

Тема 10 Правительство

1. Понятие и виды правительств

2. Способы формирования правительств

3. Состав и структура правительств

4. Компетенция и ответственность правительств

 

Понятие и виды правительств

Как правило, правительство - это коллегиальный орган исполнительной власти, обладающий общей компетенцией, осуществляющий руководство государственным управлением. Он возглавляет административную, т.е. исполнительно-распорядительную деятельность в государстве.

Под его руководством находятся государственный аппарат, вооруженные силы, финансы государства, иностранные дела и т.д.

Как правило, правительство носит название «совет министров» или «кабинет министров». Встречаются и другие наименования. В Норвегии, Финляндии, Швеции, КНР это - Государственный совет; В Швейцарии - Союзный совет; во Франции - Совет министров (правительство); в РФ, Чехии - Правительство; в ФРГ - Федеральное правительство; в КНДР -Административный совет и др.

Конституционный статус и роль правительства могут быть различны и зависят от особенностей, которые сложились в той или иной стране. Например, в такой классической президентской республике, как США (в некоторых дуалистических монархиях), определение «правительство» неприемлемо, поскольку администрация с общей компетенцией возглавляется здесь не коллегиальным органом, а единолично Президентом. Поэтому говорить о правительстве в США в общепринятом понимании не приходится. Каждый из министров подчинен лично Президенту, кабинет же, объединяющий министров (государственных секретарей) - только консультативный орган: самостоятельные коллегиальные решения он не принимает, а только обсуждает их. Президент не обязан следовать его советам. Решения центральной исполнительной власти общей компетенции принимаются лично Президентом. Поэтому Президент США является Главой государства и главой исполнительной власти (администрации), а не главой правительства.

Правительство осуществляет исполнительную власть в соответствии с конституцией страны, на основе законодательных актов и в некоторых странах даже обычаев. В федеративных государствах действует федеральное (центральное) правительство и правительства субъектов федерации (штатов, кантонов, провинций и т.д.).

Виды правительств. Правительства различаются по партийному составу. Они могут быть однопартийные, многопартийные (коалиционные) и беспартийные.

Однопартийное правительство возможно в тех государствах, где установлена парламентарная или смешанная форма правления. Правительство образует та из политических партий, которая получила в результате выборов абсолютное большинство мест в парламенте или его нижней палате. Подобное положение наблюдается в Великобритании, Канаде и в других странах. Однопартийное правительство возможно и в президентских республиках. Президент формирует правительство (кабинет) из представителей своей партии, но, исходя из политических соображений, может включить в него представителей иных политических партий. Однопартийное правительство создается и в тех странах, где конституция или закон разрешают легально действовать лишь одной политической партии. Это страны Африки и Азии (Индонезия, КНДР).

Коалиционное правительство - вид партийного правительства, отличающийся количеством входящих в его состав политических партий. Противоположность однопартийному правительству. Присущ парламентарным формам правления. Образуется по результатам парламентских выборов по соглашению нескольких политических партий, вошедших в парламент, о совместном образовании правительства в условиях, когда ни одна из партий (партийных фракций) самостоятельно создать правительство не может, т.к. не обладает абсолютным большинством депутатских мест в парламенте. Отсутствие решающего веса одной партии в парламенте (нижней палате) вынуждает политические партии идти на компромиссное решение - образование коалиции.

Беспартийное правительство - общее название правительств, создаваемых в трех различных ситуациях. Во-первых, если в стране нет политических партий в силу отсутствия политических традиций (Кувейт, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Султанат Оман и др.) либо политические партии запрещены и находятся на нелегальном положении. Правительство формируется преимущественно из ближайших родственников монарха.

Во-вторых, беспартийные правительства создаются в парламентарной республике или парламентарной монархии в случае, если партиям в парламенте не удалось договориться образовании правительства. Возникают парламентский кризис и угроза роспуска парламента. Такое правительство называется служебным (деловым). Оно формируется главой государства на внепартийной основе, т.е. его члены (обычно это заместители министров, чиновники) могут быть беспартийными, могут принадлежать к политическим партиям, но в своей деятельности не должны руководствоваться политикой политических партий, членами которых они являются. Как правило, такое правительство имеет кратковременный характер. Это правительство работает до тех пор, пока не будет сформировано новое правительство. Задача служебного правительства заключается обычно в том, чтобы преодолеть парламентский тупик при формировании правительства, организовать выборы нового состава парламента и нового правительства. Подобные кабинеты формировались в Болгарии (в 1997 г.), Турции (в 1998 г.) и других странах.

В-третьих, особого рода беспартийные правительства создаются военными режимами (Руанда, Центрально-Африканская Республика с 1966 г. по 1979 г. в период правления диктатора Бокассы, Уганда в период 1971-1979 гг. и 1980-1986 гг. и др.). Сохраняя в своих руках политическую власть и главные рычаги управления, военные формируют кабинет профессионалов, который они обязывают проводить в жизнь выработанную ими политику.

В кризисных ситуациях может бить сформировано коалиционное правительство особого рода - правительство национального единства. В его состав входят представители влиятельных политических партий, представленных в парламенте, включая оппозиционные. Основная задача правительства национального единства - объединить все силы для преодоления кризисной ситуации в стране (тяжелый экономический кризис, отражение внешней угрозы, послевоенный либо послереволюционный период и т.п.). Подобные правительства создавались неоднократно в Великобритании, после Второй мировой войны в Бельгии, а также имели место в других странах (Греция, Израиль, Ливан).

В зависимости от поддержки правительства со стороны парламента различают правительство парламентского большинства и правительство парламентского меньшинства. Последнее, обычно формируется партией или коалицией партий, которые, даже вместе не располагая большинством в парламенте, при поддержке одной влиятельной партии или нескольких малочисленных партий получают вотум доверия со стороны парламента. Подобного рода правительство достаточно непрочное, поскольку в любой момент может лишиться поддержки других партий, представленных в парламенте.

Правительство, образованное в соответствии с конституцией, считается постоянным, несмотря на то, что смена состава парламента или избрание нового главы государства приводит и к смене правительства. Временное правительство формируется не в соответствии с нормами конституции. Оно создается обычно в условиях смены режима. Такое правительство функционировало, например, во Франции в 1944-46 гг. и в 1958 г. Временное правительство зачастую наделяется весьма обширными полномочиями.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.79.88 (0.022 с.)