Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Диагностика потенциала предприятия↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Под потенциалом предприятия и его составных частей понимается совокупность имеющихся средств и возможностей для выполнения его целей. Диагностика потенциала предприятия производится путем комплексного и тематического анализа его хозяйственной деятельности. Целью диагностики потенциала предприятия, а, следовательно, комплексного АДХД является получение информации о текущем состоянии предприятия, его возможностях, резервах и о его направлении развития. Для оценки текущего состояния предприятия необходимо определить количественные и качественные параметры, характеризующие степень удовлетворения основных субъектов предприятия. Аналогично при оценке динамики развития предприятия необходимо выяснить насколько изменение состояния предприятия соответствует интересам основных субъектов. Основные цели предприятия. Чтобы понять, каким образом нужно анализировать деятельность предприятия, что я паяется отправной точкой для анализа и диагностики, необходимо выяснить, каким образом формируются основные цели функционирования предприятия. Для ответа на этот вопрос нужно выяснить, каким образом и для чего образуются предприятия. Основным начальным общественным субъектом являются люди, объединенные в домохозяйства, и озабоченные повышением своего благосостояния. В силу того, что более высокая производительность труда достигается в результате разделения и обобществления труда, возникли государства, предприятия, денежное обращение, финансы и кредит. В частности, предприятия, работающее в рыночной среде - это инструмент более эффективного удовлетворения интересов людей, чем личное натуральное хозяйство. Более высокая эффективность предприятий достигается за счет разделения труда и совместного использования дорогой техники (кооперирования). Поэтому любое предприятие, как и любая другая Тем самым субъекты предприятия могут быть разделены на 2 группы: - покупатели продукции предприятия, заинтересованные в получении продукции предприятия, оплачивающие ее и тем самым создающие доходы предприятия (материальные интересы), - остальные субъекты, заинтересованные в оплате своего вклада в предприятие, путем соответствующего разделения доходов (финансовые интересы).
Соответственно цели предприятия заключаются в удовлетворении интересов всех субъектов и также делятся На две группы: * выпуск продукции в соответствии с требованиями потребителей, * обеспечение нормального функционирования предприятия, которое заключается в постоянной возможности оплаты требований всех остальных субъектов (доходность и платежеспособность при высокой финансовой устойчивости и низких рисках). Интересы субъектов закреплены законодательно и если предприятие не выполняет требований каких-либо субъектов, то может сработать механизм ответственности, предусмотренный законодательством. Виды деятельности предприятия. В соответствии с целями выделяют основные виды деятельности предприятия: Операционная (текущая) деятельность, связанная с изучением спроса потребителей, производством и реализацией продукции, получением доходов и прибыли; она обеспечивается маркетинговой и производственной деятельностью предприятия и ориентирована на первую группу субъектов предприятия - потребителей продукции, финансовая деятельность, удовлетворяющая требованиям всех остальных субъектов и операционной деятельности в финансовых ресурсах путем рационального распределения доходов и привлечения внешних источников финансирования. * инвестиционная деятельность по восполнению ресурсов предприятия, являющаяся связующим звеном между финансовой и операционной деятельностью и определяющая будущую эффективность операционной и финансовой деятельности, а также приносящая доход от финансовых вложений. Цикл деятельности предприятия. Порядок планирования деятельности предприятия. Цикл работы предприятия можно представить следующим образом: 1) нормирование, разработка и совершенствование производственной и управленческой структуры - 2) прогнозирование деятельности и выявление резервов развития - 3) планирование деятельности предприятия - 4) текущая деятельность, оперативный учет, контроль и анализ, принятие оперативных решений и регулирование текущей деятельности -5) итоговый анализ, выявление резервов, разработка мероприятий по совершенствованию деятельности.
Основными элементами в цикле деятельности предприятия являются планирование и текущая деятельность, которые должны быть информационно обеспечены в результате аналитической работы, путем проведения работ по нормированию, прогнозированию, оперативному учету и анализу, итоговому анализу в целом по предприятию и по отдельным направлениям деятельности. План является основным документом предприятия. В нем зафиксированы конкретные цели предприятия в виде конкретных плановых показателей, доведенных до каждого подразделения предприятия, выделены необходимые ресурсы для решения задач, возложенных на подразделения, указаны ответственные за выполнения плановых показателей и сроки, в течение которых эти показатели должны быть достигнуты. Планирование производится в следующей последовательности: - план продаж, - план производства, - план обеспечения ресурсами (план по материально-техническому обеспечению, план по труду, инвестиционный план), - план по затратам, - план по прибыли, - финансовый план. Для разработки различных разделов плана по всем направлениям проводится предварительный анализ с целью выбора оптимального варианта, а в процессе текущей деятельности анализируется его выполнение, затем производится итоговый анализ выполнения плана в целом и по отдельным направлениям. В связи с этим планирование, учет и диализ тесно взаимосвязаны. В первую очередь отчетные и плановые формы для удобства контроля и анализа должны быть одинаковыми, основные плановые документы должны соответствовать отчетным формам бухгалтерского и статистического учета. Текущий анализ деятельности предприятия. Текущий (оперативный) анализ деятельности предприятия производится по ограниченному кругу плановых показателей, связанных с производством и реализацией продукции, поступлением платежей и выполнением графика платежей предприятия. Тем самым основными задачами текущего учета и анализа являются: *контроль выполнения плана продаж, *контроль плана производства, *контроль плана обеспечения ресурсами, *контроль плана затрат, * контроль графика поступления и выплат денежных средств, * выработка, принятие и реализация на основе контроля оперативных решений, Комплексный и тематический итоговый анализ и диагностика деятельности предприятия. Комплексный анализ должен выявить, насколько удовлетворяются интересы субъектов предприятия и соответственно как выполняются основные целевые установки. Поэтому основными задачами комплексного анализа являются оценка степени выполнения плана и развития предприятия. Кроме того, при проведении комплексного анализа и диагностики деятельности предприятия определяется рейтинг предприятия в сопоставлении с другими однородными предприятиями и с нормативными значениями показателей, то есть решаются задачи выбора и позиционирования, формируется обобщенная оценка эффективности деятельности предприятия. При этом характеризуется: *имущественное положение предприятия, *платежеспособность и финансовая устойчивость, *деловая активность, ♦рентабельность, ♦рыночное положение, ♦положение среди других предприятий и сравнение с нормативами. Комплексный анализ производится главным образом сравнительным методом с применением факторного анализа и с использованием общих оценок. С его помощью определяются достоинства и недостатки предприятия. Для выявления резервов, проведения диагностики и выработки рекомендаций по совершенствованию деятельности предприятия этого недостаточно - для этого проводится анализ работы отдельных подразделений и по отдельным направлениям как предприятия в целом, так и отдельных подразделений, то есть тематический анализ. Основными задачами тематического анализа наряду с оценкой выполнения плана и динамики тех или иных частных показателей являются:
♦выявление факторов, оказывающих существенное влияние на результатные показатели, ♦определение степени влияния этих факторов на результатные показатели, *выявление резервов улучшения результатных показателей, разработка мероприятий по освоению выявленных резервов, *прогнозирование состояния предприятия с учетов выполнения рекомендованных мероприятий. Тем самым основными методами проведения тематического анализа являются методы сравнительного и факторного анализа с возможным привлечением функционально-стоимостного анализа и экономико-математических методов. Анализ производится по следующим тематическим направлениям: ♦анализ производственных результатов работы предприятия, включая анализ объема производства и реализации продукции, качества продукции, структуры продукции, цен, ритмичности производства и реализации продукции; ♦анализ результатов технического развития предприятия, включая анализ технического уровня предприятия, эффективности использования основных фондов, использования производственной мощности; ♦анализ обеспеченности материальными ресурсами и их использования; ♦анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и их использования, включая анализ численности работников, использования рабочего времени и производительности труда; ♦анализ результатов социального развития предприятия и оплаты труда; ♦анализ затрат на производство и реализацию продукции; ♦анализ прибыли и рентабельности; ♦анализ финансового состояния предприятия; ♦анализ показателей работы предприятия по группам продукции; ♦анализ показателей работы предприятия по группам потребителей и рынкам; ♦анализ инвестиционной деятельности, ♦анализ эффективности отдельных направлений деятельности, ♦анализ показателей работы по отдельным технологическим элементам,
♦анализ показателей работы подразделений. Таким образом, полная оценка деятельности предприятия производится с использованием очень большого числа показателей, каждый из которых характеризует какое-то свойство предприятия. Важно при этом отобрать показатели, не дублирующие друг друга. Однако составить общее впечатление о работе предприятия на основе значений всех показателей очень трудно. Поэтому необходима систематизация показателей и выделение наиболее характерных комплексных показателей и условий, характеризующих выполнение основных целевых установок предприятия. Для этого, в частности, можно определить: ♦условие обеспечения необходимой платежеспособности предприятия, ♦условие обеспечения необходимой доходности, ♦условие обеспечения необходимой заработной платы. Для проведения комплексного анализа и анализа деятельности предприятия по различным направлениям деятельности разрабатываются соответствующие методики, формы анализа, программно-технические средства, анализ проводится на основе единой автоматизированной базы данных, то есть для проведения анализа необходима интегрированная автоматизированная информационная система (ИА-ИС). Каждая из моделей анализа используется в зависимости от целей анализа и интегрированная АИС должна позволять производить любой анализ в зависимости от поставленных целей на основе актуальных данных. Рыночная оценка эффективности работы предприятия. Она применима лишь по отношению к акционерным обществам открытого типа (ОАО), котирующих свои акции на фондовой бирже. Используются две группы показателей: абсолютные и относительные. Абсолютные показа- Цели: учетная цена акции, рыночная цена акции, доход (чистая прибыль) на акцию, дивиденд на акцию. Относительные показатели: ценность акции, рентабельность акции, дивидентный выход, коэффициент котировки акции. Среди абсолютных показателей наибольшее значение имеют рыночная и учетная цена акции. Рыночная цена акции фактически говорит о рыночной оценке стоимости компании, а учетная цена акции - об аналогичной бухгалтерской оценке. Соответствующий относительный показатель - коэффициент котировки - характеризует соотношение между рыночной ценой акции и ее учетной ценой и тем самым характеризует недооценку или переоценку акций компании рынком. Пример рыночной оценки деятельности предприятия Вывод: в связи с достаточно высоким сроком окупаемости акции ОАО оценены достаточно справедливо. Увеличение оценки акций можно добиться путем существенного увеличения выручки при сохранении существующей величины ныхода чистой прибыли из выручки, то есть путем усиления маркетинговой деятельности и технического уровня производства. Рейтинговая оценка эффективности работы предприятия. Рыночная оценка эффективности работы предприятия возможна не для всех предприятий и достаточно объективна лишь в условиях длительного и стабильного развития экономики. Поэтому более общей оценкой является рейтинговая оценка деятельности предприятий путем решения задач выбора и позиционирования, особенно для характеристики работы однородных предприятий.
Для рейтинговой оценки при решении задачи выбора в первую очередь отбирается комплекс показателей, в наибольшей степени характеризующий интересы основных субъектов предприятия, и вырабатывается комплексный показатель, по величине которого производится ранжирование предприятий (относительный рейтинговый анализ). При этом целесообразно использовать метод анализа иерархий. При использовании абсолютного рейтингового анализа (задача позиционирования) производится классификация предприятий по разработанным заранее нормативам. Для этого заранее выделяются классы по значениям комплекса показателей, и производится позиционирование каждого предприятия по каждому показателю. После этого вырабатывается комплексный показатель и определяется общий класс предприятия. Далее производится сравнение предприятий по полученным классам. Пример проведения абсолютного рейтингового анализа для одного предприятия приведен ниже. Рейтинговый анализ группы предприятий целесообразно в общем случае проводить в два этапа. Вначале предприятия группируются по величине экономического уровня, используя, например, показатели: объем активов, численность работников, объем доходов, фондовооруженность, то есть производится предварительное позиционирование предприятий. Далее для сгруппированных таким образом предприятий определяется комплексный показатель и производится ранжирование или позиционирование предприятий по выбранным показателям, характеризующим выполнение целевых установок предприятий. Последовательность оценки хозяйственной деятельности предприятия. Ввиду большого числа показателей, характеризующих различные стороны деятельности предприятия, итоговый анализ целесообразно производить в следующей последовательности. Вначале проверяется выполнение основных целевых установок, характеризующих степень удовлетворения интересов основных субъектов предприятия. После этого производится комплексный экспресс-анализ по основным направлениям, раскрывающим эти условия, после чего выполняется углубленный тематический анализ, позволяющий выявить конкретные резервы повышения эффективности деятельности. Прогнозирование деятельности предприятия. После проведения итогового комплексного анализа и диагностики предприятия необходимо произвести планирование его дальнейшей деятельности. В свою очередь планирование базируется на прогнозном анализе. Для прогнозирования используются различные типы прогнозов. Основными классификационными признаками являются: время упреждения, масштаб прогнозирования, характер объекта, функции прогноза. По времени упреждения прогнозы подразделяются на оперативные (до одного месяца), краткосрочные (до года) и среднесрочные (до пяти лет) и долгосрочные (свыше пяти лет). По функциональному признаку, то есть по направлению прогнозирования, прогнозы делятся на два типа: изыскательские (поисковые) и нормативные. Изыскательское прогнозирование представляет собой выявление тенденций развития на основе информации, имеющейся при разработке прогноза, то есть, исходя из сложившейся ситуации, определяют направление развития процесса. В изыскательском прогнозировании предпочтение отдается количественной информации. Оно может быть двух типов: экстраполяцион- ное, то есть основанное на прошлых показателях деятельности организации и перенесении этих тенденций в будущее, и альтернативное, которое основано на постоянном изменении внешней и внутренней среды организации и, следовательно, невозможности перенесения прошлых тенденций в будущее. В то время, как экстрополяционный подход, в основном, основан на использовании статистических методов, альтернативный подход, подразумевающий скачкообразное развитие организации, основан на построении сценариев. В основе нормативного прогнозирования лежит ориентация на миссию организации, на те цели, к достижению которых она стремится, то есть ставятся конечные цели и прогнозируются условия и ресурсы, с помощью которых можно достичь поставленных целей. При нормативном прогнозировании предпочтение отдается качественной информации. По возможности воздействовать на будущее прогнозы делятся на пассивные и активные. Пассивные прогнозы исходят из того, что организация не намерена воздействовать на внешнюю среду, а активные - предполагают такое воздействие. По масштабу прогнозирования выделяют прогнозы развития организации в целом и прогнозы развития отдельных сторон организации. На практике используются все виды прогнозов, образующие систему прогнозов. Система прогнозов объединяет в одно целое перспективное развитие всех сторон организации. В настоящее время насчитывается не менее ста пятидесяти различных методов прогнозирования. В то же время на практике используется не более полутора десятков. При этом основными, наиболее часто применяемыми методами прогнозирования, являются: *экстраполяционные, *структурно-аналитические, * экспертные. Основным принципом экстраполяционных методов является распространение на будущее существующих в настоящее время и существовавших в прошлом закономерностей развития явления. Обоснованием возможности применения таких методов является инерционность процессов развития и причинно-следственная обусловленность явлений. В составе экстраполяционных методов наиболее разработаны статистические методы экстраполяции, в частности, эконометрические методы. Структурно-аналитические методы основаны на анализе качественных и количественных данных о структуре явления и его возможных изменениях. Экспертные методы используют суждения специалистов и основаны на ассоциативности человеческого мышления и сходимости независимых оценок специалистов к истинным. Все перечисленные методы находят применение на практике, универсального метода, пригодного на все случаи, нет. Основной проблемой прогнозирования является проблема рисков. Анализ рисков. Все виды деятельности предприятия сопряжены с рисками и неопределенностями. Поэтому прогнозный анализ деятельности предприятия должен включать как составную часть анализ рисков. Под риском понимается вероятность неблагоприятного исхода, в экономических системах - это вероятность тех или иных потерь и затрат. При этом необходимо иметь в виду, что существуют оптимальные риски, при которых сумма потерь из-за избежания рисков (вмененных потерь), потерь от осуществления рисков и затрат на уменьшение рисков минимальна. Превышение оптимального уровня рисков, как и уменьшение рисков ниже оптимального уровня приводит к авантюризму или перестраховке. Плохо как то, так и другое. Обычно, если не принимаются специальные меры по снижению рисков, уровень рисков оказывается недопустимо высоким. Поэтому всегда применяются те или иные методы снижения рисков: избежание значительных рисков, получение дополнительной информации о различных сторонах мероприятий, различные формы диверсификации, самострахования и страхования. С помощью этих методов всегда возможно снизить риски до приемлемых величин. Понятие оптимального уровня риска зависит от ситуации и от отношения лица, принимающего решения (ЛПР) к рискам. Поэтому существуют объективный и субъективный подходы к оценке рисков. При объективном подходе используются средние оценки величин доходов или потерь, а при субъективном подходе ЛПР задает предельный уровень вероятности и оценивает пороговое значение потерь или доходов. Математическими моделями и методами анализа рисков и неопределенностей является теория стратегических и статистических игр, метод сценариев, анализ чувствительности, метод статистического моделирования. Достаточно общим представлением моделей рисков и неопределенностей является матрица выигрышей или потерь.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.102.43 (0.013 с.) |