Диагностика потенциала предприятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностика потенциала предприятия



Под потенциалом предприятия и его составных час­тей понимается совокупность имеющихся средств и воз­можностей для выполнения его целей. Диагностика потен­циала предприятия производится путем комплексного и те­матического анализа его хозяйственной деятельности. Це­лью диагностики потенциала предприятия, а, следовательно, комплексного АДХД является получение информации о те­кущем состоянии предприятия, его возможностях, резервах и о его направлении развития. Для оценки текущего состояния предприятия необходимо определить количественные и качественные параметры, характеризующие степень удовлетворения основных субъектов предприятия. Аналогично при оценке динамики развития предприятия необходимо выяс­нить насколько изменение состояния предприятия соответствует интересам основных субъектов.

Основные цели предприятия. Чтобы понять, каким об­разом нужно анализировать деятельность предприятия, что я паяется отправной точкой для анализа и диагностики, необходимо выяснить, каким образом формируются основные цели функционирования предприятия. Для ответа на этот вопрос нужно выяснить, каким образом и для чего образу­ются предприятия.

Основным начальным общественным субъектом являют­ся люди, объединенные в домохозяйства, и озабоченные по­вышением своего благосостояния. В силу того, что более высокая производительность труда достигается в результате разделения и обобществления труда, возникли государства, предприятия, денежное обращение, финансы и кредит. В ча­стности, предприятия, работающее в рыночной среде - это инструмент более эффективного удовлетворения интересов людей, чем личное натуральное хозяйство. Более высокая эффективность предприятий достигается за счет разделения труда и совместного использования дорогой техники (коо­перирования).

Поэтому любое предприятие, как и любая другая
организация - это продукт деятельности субъектов,
реализующих с его помощью свои интересы.

Тем самым субъекты предприятия могут быть разделены на 2 группы:

- покупатели продукции предприятия, заинтересованные в получении продукции предприятия, оплачивающие ее и тем самым создающие доходы предприятия (материальные интересы),

- остальные субъекты, заинтересованные в оплате своего вклада в предприятие, путем соответствующего разделения доходов (финансовые интересы).

Соответственно цели предприятия заключаются в удовлетворении интересов всех субъектов и также делятся На две группы:

* выпуск продукции в соответствии с требованиями потреби­телей,

* обеспечение нормального функционирования предприятия, которое заключается в постоянной возможности оплаты требований всех остальных субъектов (доходность и плате­жеспособность при высокой финансовой устойчивости и низких рисках).

Интересы субъектов закреплены законодательно и если предприятие не выполняет требований каких-либо субъектов, то может сработать механизм ответственности, предусмотренный законодательством.

Виды деятельности предприятия. В соответствии с целями выделяют основные виды деятельности предпри­ятия:

Операционная (текущая) деятельность, связанная с изу­чением спроса потребителей, производством и реализацией продукции, получением доходов и прибыли; она обеспечи­вается маркетинговой и производственной деятельностью предприятия и ориентирована на первую группу субъектов предприятия - потребителей продукции, финансовая деятельность, удовлетворяющая требовани­ям всех остальных субъектов и операционной деятельности в финансовых ресурсах путем рационального распределения доходов и привлечения внешних источников финансирова­ния.

* инвестиционная деятельность по восполнению ресурсов предприятия, являющаяся связующим звеном между финан­совой и операционной деятельностью и определяющая бу­дущую эффективность операционной и финансовой дея­тельности, а также приносящая доход от финансовых вло­жений.

Цикл деятельности предприятия. Порядок плани­рования деятельности предприятия. Цикл работы пред­приятия можно представить следующим образом: 1) нормирование, разработка и совершенствование произ­водственной и управленческой структуры - 2) прогнозиро­вание деятельности и выявление резервов развития - 3) пла­нирование деятельности предприятия - 4) текущая деятель­ность, оперативный учет, контроль и анализ, принятие опе­ративных решений и регулирование текущей деятельности -5) итоговый анализ, выявление резервов, разработка меро­приятий по совершенствованию деятельности.

Основными элементами в цикле деятельности пред­приятия являются планирование и текущая деятельность, которые должны быть информационно обеспечены в резуль­тате аналитической работы, путем проведения работ по нормированию, прогнозированию, оперативному учету и анализу, итоговому анализу в целом по предприятию и по отдельным направлениям деятельности.

План является основным документом предприятия. В нем зафиксированы конкретные цели предприятия в виде конкретных плановых показателей, доведенных до каждого подразделения предприятия, выделены необходимые ресур­сы для решения задач, возложенных на подразделения, ука­заны ответственные за выполнения плановых показателей и сроки, в течение которых эти показатели должны быть достигнуты.

Планирование производится в следующей последова­тельности:

- план продаж,

- план производства,

- план обеспечения ресурсами (план по материально-техническому обеспечению, план по труду, инвестиционный план),

- план по затратам,

- план по прибыли,

- финансовый план.

Для разработки различных разделов плана по всем на­правлениям проводится предварительный анализ с целью выбора оптимального варианта, а в процессе текущей дея­тельности анализируется его выполнение, затем производит­ся итоговый анализ выполнения плана в целом и по отдель­ным направлениям. В связи с этим планирование, учет и диализ тесно взаимосвязаны. В первую очередь отчетные и плановые формы для удобства контроля и анализа должны быть одинаковыми, основные плановые документы должны соответствовать отчетным формам бухгалтерского и статистического учета.

Текущий анализ деятельности предприятия. Те­кущий (оперативный) анализ деятельности предприятия производится по ограниченному кругу плановых показате­лей, связанных с производством и реализацией продукции, поступлением платежей и выполнением графика платежей предприятия. Тем самым основными задачами текущего учета и анализа являются:

*контроль выполнения плана продаж,

*контроль плана производства,

*контроль плана обеспечения ресурсами,

*контроль плана затрат,

* контроль графика поступления и выплат денежных средств,

* выработка, принятие и реализация на основе контроля опе­ративных решений,

Комплексный и тематический итоговый анализ и диагностика деятельности предприятия. Комплексный анализ должен выявить, насколько удовлетворяются инте­ресы субъектов предприятия и соответственно как выпол­няются основные целевые установки. Поэтому основными задачами комплексного анализа являются оценка степени выполнения плана и развития предприятия. Кроме того, при проведении комплексного анализа и диагностики деятельно­сти предприятия определяется рейтинг предприятия в сопос­тавлении с другими однородными предприятиями и с нор­мативными значениями показателей, то есть решаются зада­чи выбора и позиционирования, формируется обобщенная оценка эффективности деятельности предприятия. При этом характеризуется:

*имущественное положение предприятия,

*платежеспособность и финансовая устойчивость, *деловая активность,

♦рентабельность,

♦рыночное положение,

♦положение среди других предприятий и сравнение с нор­мативами.

Комплексный анализ производится главным образом сравнительным методом с применением факторного анализа и с использованием общих оценок. С его помощью опреде­ляются достоинства и недостатки предприятия. Для выяв­ления резервов, проведения диагностики и выработки реко­мендаций по совершенствованию деятельности предприятия этого недостаточно - для этого проводится анализ работы отдельных подразделений и по отдельным направлениям как предприятия в целом, так и отдельных подразделений, то есть тематический анализ. Основными задачами тематиче­ского анализа наряду с оценкой выполнения плана и дина­мики тех или иных частных показателей являются:

♦выявление факторов, оказывающих существенное влияние на результатные показатели,

♦определение степени влияния этих факторов на результат­ные показатели,

*выявление резервов улучшения результатных показателей, разработка мероприятий по освоению выявленных резервов,

*прогнозирование состояния предприятия с учетов выпол­нения рекомендованных мероприятий.

Тем самым основными методами проведения темати­ческого анализа являются методы сравнительного и фактор­ного анализа с возможным привлечением функционально-стоимостного анализа и экономико-математических мето­дов.

Анализ производится по следующим тематическим направлениям:

♦анализ производственных результатов работы предприятия, включая анализ объема производства и реализации продук­ции, качества продукции, структуры продукции, цен, рит­мичности производства и реализации продукции;

♦анализ результатов технического развития предприятия, включая анализ технического уровня предприятия, эффек­тивности использования основных фондов, использования производственной мощности;

♦анализ обеспеченности материальными ресурсами и их ис­пользования;

♦анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и их использования, включая анализ численности работни­ков, использования рабочего времени и производительности труда;

♦анализ результатов социального развития предприятия и оплаты труда;

♦анализ затрат на производство и реализацию продукции;

♦анализ прибыли и рентабельности;

♦анализ финансового состояния предприятия;

 ♦анализ показателей работы предприятия по группам про­дукции;

♦анализ показателей работы предприятия по группам потре­бителей и рынкам;

♦анализ инвестиционной деятельности,

♦анализ эффективности отдельных направлений деятельно­сти,

♦анализ показателей работы по отдельным технологическим элементам,

♦анализ показателей работы подразделений.

Таким образом, полная оценка деятельности предпри­ятия производится с использованием очень большого числа показателей, каждый из которых характеризует какое-то свойство предприятия. Важно при этом отобрать показатели, не дублирующие друг друга. Однако составить общее впе­чатление о работе предприятия на основе значений всех по­казателей очень трудно. Поэтому необходима систематиза­ция показателей и выделение наиболее характерных ком­плексных показателей и условий, характеризующих выпол­нение основных целевых установок предприятия. Для этого, в частности, можно определить:

♦условие обеспечения необходимой платежеспособности предприятия,

♦условие обеспечения необходимой доходности,

♦условие обеспечения необходимой заработной платы.

Для проведения комплексного анализа и анализа дея­тельности предприятия по различным направлениям дея­тельности разрабатываются соответствующие методики, формы анализа, программно-технические средства, анализ проводится на основе единой автоматизированной базы дан­ных, то есть для проведения анализа необходима интегриро­ванная автоматизированная информационная система (ИА-ИС). Каждая из моделей анализа используется в зависимости от целей анализа и интегрированная АИС должна позволять производить любой анализ в зависимости от поставленных целей на основе актуальных данных.

Рыночная оценка эффективности работы пред­приятия. Она применима лишь по отношению к акционер­ным обществам открытого типа (ОАО), котирующих свои акции на фондовой бирже. Используются две группы пока­зателей: абсолютные и относительные. Абсолютные показа-

Цели: учетная цена акции, рыночная цена акции, доход (чистая прибыль) на акцию, дивиденд на акцию. Относительные показатели: ценность акции, рентабельность акции, дивидентный выход, коэффициент котировки акции. Среди абсо­лютных показателей наибольшее значение имеют рыночная и учетная цена акции. Рыночная цена акции фактически го­ворит о рыночной оценке стоимости компании, а учетная цена акции - об аналогичной бухгалтерской оценке. Соот­ветствующий относительный показатель - коэффициент котировки - характеризует соотношение между рыночной це­ной акции и ее учетной ценой и тем самым характеризует недооценку или переоценку акций компании рынком. Пример рыночной оценки деятельности предприятия

Вывод: в связи с достаточно высоким сроком окупаемости акции ОАО оценены достаточно справедливо. Увеличение оценки акций можно добиться путем существенного увели­чения выручки при сохранении существующей величины ныхода чистой прибыли из выручки, то есть путем усиления маркетинговой деятельности и технического уровня произ­водства.

Рейтинговая оценка эффективности работы предприятия. Рыночная оценка эффективности работы предприятия возможна не для всех предприятий и достаточ­но объективна лишь в условиях длительного и стабильного развития экономики. Поэтому более общей оценкой является рейтинговая оценка деятельности предприятий путем ре­шения задач выбора и позиционирования, особенно для ха­рактеристики работы однородных предприятий.

Для рейтинговой оценки при решении задачи выбора в первую очередь отбирается комплекс показателей, в наи­большей степени характеризующий интересы основных субъектов предприятия, и вырабатывается комплексный показатель, по величине которого производится ранжиро­вание предприятий (относительный рейтинговый анализ). При этом целесообразно использовать метод анализа ие­рархий. При использовании абсолютного рейтингового ана­лиза (задача позиционирования) производится классифи­кация предприятий по разработанным заранее нормативам. Для этого заранее выделяются классы по значениям комплекса показателей, и производится позиционирование каждого предприятия по каждому показателю. После этого выраба­тывается комплексный показатель и определяется общий класс предприятия. Далее производится сравнение предпри­ятий по полученным классам. Пример проведения абсолют­ного рейтингового анализа для одного предприятия приве­ден ниже.

Рейтинговый анализ группы предприятий целесооб­разно в общем случае проводить в два этапа. Вначале пред­приятия группируются по величине экономического уровня, используя, например, показатели: объем активов, числен­ность работников, объем доходов, фондовооруженность, то есть производится предварительное позиционирование предприятий. Далее для сгруппированных таким образом предприятий определяется комплексный показатель и про­изводится ранжирование или позиционирование предпри­ятий по выбранным показателям, характеризующим выпол­нение целевых установок предприятий.

Последовательность оценки хозяйственной дея­тельности предприятия. Ввиду большого числа показате­лей, характеризующих различные стороны деятельности предприятия, итоговый анализ целесообразно производить в следующей последовательности. Вначале проверяется вы­полнение основных целевых установок, характеризующих степень удовлетворения интересов основных субъектов предприятия. После этого производится комплексный экс­пресс-анализ по основным направлениям, раскрывающим эти условия, после чего выполняется углубленный темати­ческий анализ, позволяющий выявить конкретные резервы повышения эффективности деятельности.

Прогнозирование деятельности предприятия. По­сле проведения итогового комплексного анализа и диагно­стики предприятия необходимо произвести планирование его дальнейшей деятельности. В свою очередь планирование базируется на прогнозном анализе.

Для прогнозирования используются различные типы прогнозов. Основными классификационными признаками являются: время упреждения, масштаб прогнозирования, ха­рактер объекта, функции прогноза.

По времени упреждения прогнозы подразделяются на оперативные (до одного месяца), краткосрочные (до года) и среднесрочные (до пяти лет) и долгосрочные (свыше пяти лет).

По функциональному признаку, то есть по направле­нию прогнозирования, прогнозы делятся на два типа: изы­скательские (поисковые) и нормативные. Изыскательское прогнозирование представляет собой выявление тенденций развития на основе информации, имеющейся при разработке прогноза, то есть, исходя из сложившейся ситуации, опреде­ляют направление развития процесса. В изыскательском прогнозировании предпочтение отдается количественной информации. Оно может быть двух типов: экстраполяцион- ное, то есть основанное на прошлых показателях деятельно­сти организации и перенесении этих тенденций в будущее, и альтернативное, которое основано на постоянном измене­нии внешней и внутренней среды организации и, следова­тельно, невозможности перенесения прошлых тенденций в будущее. В то время, как экстрополяционный подход, в ос­новном, основан на использовании статистических методов, альтернативный подход, подразумевающий скачкообразное развитие организации, основан на построении сценариев.

В основе нормативного прогнозирования лежит ори­ентация на миссию организации, на те цели, к достижению которых она стремится, то есть ставятся конечные цели и прогнозируются условия и ресурсы, с помощью которых можно достичь поставленных целей. При нормативном про­гнозировании предпочтение отдается качественной инфор­мации.

По возможности воздействовать на будущее про­гнозы делятся на пассивные и активные. Пассивные прогно­зы исходят из того, что организация не намерена воздейст­вовать на внешнюю среду, а активные - предполагают такое воздействие.

По масштабу прогнозирования выделяют прогнозы развития организации в целом и прогнозы развития отдель­ных сторон организации.

На практике используются все виды прогнозов, обра­зующие систему прогнозов. Система прогнозов объединяет в одно целое перспективное развитие всех сторон организа­ции.

В настоящее время насчитывается не менее ста пятиде­сяти различных методов прогнозирования. В то же время на практике используется не более полутора десятков. При этом основными, наиболее часто применяемыми методами прогнозирования, являются: *экстраполяционные, *структурно-аналитические, * экспертные.

Основным принципом экстраполяционных методов яв­ляется распространение на будущее существующих в на­стоящее время и существовавших в прошлом закономерно­стей развития явления. Обоснованием возможности приме­нения таких методов является инерционность процессов развития и причинно-следственная обусловленность явле­ний. В составе экстраполяционных методов наиболее разра­ботаны статистические методы экстраполяции, в частности, эконометрические методы.

Структурно-аналитические методы основаны на анализе качественных и количественных данных о структуре явле­ния и его возможных изменениях. Экспертные методы ис­пользуют суждения специалистов и основаны на ассоциа­тивности человеческого мышления и сходимости независи­мых оценок специалистов к истинным.

Все перечисленные методы находят применение на прак­тике, универсального метода, пригодного на все случаи, нет.

Основной проблемой прогнозирования является про­блема рисков.

Анализ рисков. Все виды деятельности предпри­ятия сопряжены с рисками и неопределенностями. Поэтому прогнозный анализ деятельности предприятия должен включать как составную часть анализ рисков.

Под риском понимается вероятность неблагоприят­ного исхода, в экономических системах - это вероятность тех или иных потерь и затрат. При этом необходимо иметь в виду, что существуют оптимальные риски, при которых сумма потерь из-за избежания рисков (вмененных потерь), потерь от осуществления рисков и затрат на уменьшение рисков минимальна. Превышение оптимального уровня рисков, как и уменьшение рисков ниже оптимального уров­ня приводит к авантюризму или перестраховке. Плохо как то, так и другое. Обычно, если не принимаются специальные меры по снижению рисков, уровень рисков оказывается не­допустимо высоким. Поэтому всегда применяются те или иные методы снижения рисков: избежание значительных рисков, получение дополнительной информации о различ­ных сторонах мероприятий, различные формы диверсифи­кации, самострахования и страхования. С помощью этих ме­тодов всегда возможно снизить риски до приемлемых вели­чин.

Понятие оптимального уровня риска зависит от си­туации и от отношения лица, принимающего решения (ЛПР) к рискам. Поэтому существуют объективный и субъектив­ный подходы к оценке рисков. При объективном подходе используются средние оценки величин доходов или потерь, а при субъективном подходе ЛПР задает предельный уро­вень вероятности и оценивает пороговое значение потерь или доходов.

Математическими моделями и методами анализа рисков и неопределенностей является теория стратегических и статистических игр, метод сценариев, анализ чувстви­тельности, метод статистического моделирования. Доста­точно общим представлением моделей рисков и неопреде­ленностей является матрица выигрышей или потерь.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 31; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.181.231 (0.031 с.)