Анализ экономических результатов деятельности предприятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ экономических результатов деятельности предприятия



Основными экономическими результатами деятельности предприятия являются: объем произведенной и реализованной продукции в натуральном выражении, общая выручка, цены и выручка от реализации отдельных видов продукции, величина прибыли и рентабельности как в целом так и от реализации отдельных видов продукции. Источником информации для анализа экономических результатов являются данные финансового и управленческого бухгалтерского учета.

Таким образом, в центре анализа экономических ре­зультатов находится продукция предприятия.

Продукция - это прямой, полезный результатоснов ной производственной деятельности предприятия в форме продуктов, услуг или работ.

Результат, то есть то, к чему приложен труд. Перепродажа сырья не является результатом.

Прямой результат, то есть технологические отходы не являются продукцией, хотя и могут быть реализованы.

Полезный результат, то есть брак не является продукцией, хотя и может быть реализован.

Результат основной производственной деятельности, то есть продукция подсобного хозяйства и другая продукция, не относящаяся к основной деятельности, включается в состав продукции других отраслей.

В зависимости от степени готовности различают готовые изделия, то есть прошедшие весь цикл обработки на данном предприятии, полуфабрикаты, законченные производством в отдельных цехах, и незаконченную продукцию, назаконченную производством в пределах цеха.

По признаку вещественности продукция делится на вещественную продукцию, услуги (продукция невещественного характера, например, услуги связи, транспорта, электроэнергетики, образования, здравоохранения, бытового обслуживания, управления и др.), и работы. К работам про­мышленного характера относится восстановление утрачен­ной потребительной стоимости (реставрация, ремонт) или улучшение ранее созданной потребительной стоимости (до­работка и доведение до полной готовности изделий, создан­ных другими предприятиями, например, окраска, расфасовка и др.).

Различается продукция в натуральном и денежном (стоимостном) выражении.

Продукция в натуральном выражении различается по видам (номенклатуре) и ассортименту. В стоимостном вы­ражении различают товарную продукцию, реализованную потребителям, и валовую, включающую товарную продук­цию, полуфабрикаты и незавершенное производство. Объем товарной продукции характеризует конечный результат производства, объем реализованной продукции (выручка) определяет результативность работы предприятия, а общий объем валовой продукции характеризует общий объем рабо­ты предприятия.

Реализация продукции осуществляется по ценам: до­говорным (индивидуальным для каждой сделки), на основе публичного договора (то есть по ценам, одинаковым для всех покупателей) и по регулируемым ценам (по ценам, устанав­ливаемым государственными органами или регулируемым каким-либо другим способом, например, путем установле­ния предельных цен). Регулирование цен производится в от­ношении предприятий-монополистов. К ценам могут применяться скидки для стимулирования продаж, и осуществляться кредитование продаж, в связи с чем возникает не­обходимость определения средних цен или такс, которые определяются делением объема реализации продукции в де­нежном выражении на объем реализации в натуральном вы­ражении, как по номенклатурным группам, так и по ассортименту. Таким образом, выручка предприятия определяется объемом реализованной продукции в натуральном выраже­нии по соответствующим ценам и представляет собой объем реализации в стоимостном выражении, определяемый, как правило, по отгрузке, то есть по начислению, а не по оплате, то есть не по моменту получения денежных средств. Соответственно исчисляется валовая прибыль как разность между выручкой и списанной производственной себестоимо­стью продукции в целом и по номенклатурным группам. Рентабельность по валовой прибыли может исчисляться как по отношению к производственной себестоимости, так и по отношению к выручке или к активам. Необходимо отметить, что прибыль определяется в соответствии с принципом соответствия бухгалтерского учета, то есть

* она определяется за определенный период,

* доходы этого периода должны быть заработаны в этом же периоде,

* расходы этого периода списываются на доходы, полученные в данном периоде,

* тогда разность между доходами данного периода и списанной себестоимостью данного периода образует прибыль данного периода.

 

8. Анализ производственных результатов деятельности предприятия

Основным производственным результатом работы предприятия является производство и реализация продукции (услуг, работ). Этот результат в первую очередь характеризует выполнение требований потребителей (покупателей) и его следствием является формирование доходов предприятия. Поэтому после общего анализа финансово-экономического состояния предприятия углубленный анализ начинают с изучения показателей выпуска продукции. Основными задачами анализа производственных результатов являются:

- оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции,

- выявление влияющих факторов,

- определение влияния факторов на изменение результатных показателей производства и реализации продукции,

- выявление резервов увеличения выпуска и реализа­ции продукции,

- разработка мероприятий по освоению выявленных резервов,

- прогнозирование величин результатных показателей при выполнении рекомендованных мероприятий. Пример анализа объема продукции приведен в главе 3.

Анализ объема производства и реализации продук­ции. Объем производства и реализации продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных и денеж­ных единицах. Основными результатными показателями являются товарная, валовая и реализованная продукция (по отгрузке или по оплате). Учет продукции и доходов от ее реализации происходит в рамках оперативно-технического и бухгалтерского учета. Основными влияющими факторами в зависимости от фондоемкости производства являются: - фондоотдача и объем основных производственных фондов, *или производительность труда и численность работников.

Основными видами анализа являются:

* сравнительный анализ выполнения плана в целом и по но­менклатуре, ассортименту и группам потребителей, то есть анализ структуры продукции, и соответствующий анализ динамики тех же показателей,

* факторный анализ тех же показателей,

* выявление резервов и разработка мероприятий по повыше­нию объемов выпуска и реализации продукции, прогнозиро­вание объемов выпуска и реализации при реализации этих мероприятий.

Анализ качества продукции. Качество продукции - это степень соответствия свойств продукции требованиям потребителей. Однако, в принципе, требования потребителей беспредельны, что, в сущности, и является стимулом науч­но-технического прогресса и появления новой продукции с существенно лучшими или совершенно новыми свойствами.

В связи с этим под качеством продукции обычно понимают степень соответствия основных свойств продукции некото­рым установленным нормативам. Для установления норма­тивов и сравнения с ним свойств продукции необходимо из­мерять уровень этих свойств, то есть каждому свойству не­обходимо сопоставить показатели. Измерение уровня ряда свойств представляет собой очень сложную задачу, которая часто решается использованием субъективных экспертных оценок. Тем самым устанавливаются единичные показатели качества продукции - как результат измерения свойств про­дукции. В качестве единичных показателей качества могут использоваться как естественные натуральные, абсолютные и относительные, так и балльные показатели, которые опре­деляются в результате экспертных оценок. Наряду с единичными показателями, характеризующими отдельные свойства продукции, при анализе используются обобщающие и косвенные показатели. Обобщающие показатели характеризу­ют несколько свойств, а косвенные - ухудшение финансово-экономических показателей деятельности предприятия за счет снижения качества продукции (штрафы, потери от бра­ка и т.д.).

Основными факторами, влияющими на качество продук­ции, являются технологический и организационный уровень производства, уровень квалификации кадров.

Основными видами анализа качества продукции являются:

* сравнительный анализ выполнения плана по качеству в це­лом и по номенклатуре, ассортименту и группам потребите­лей и соответствующий анализ динамики тех же показате­лей,

* факторный анализ тех же показателей и факторный анализ § косвенных показателей.

* выявление резервов и разработка мероприятий по повышению качества продукции, прогнозирование качества продукции при реализации этих мероприятий и прогнозирование косвенных показателей качества.

Анализ ритмичности производства продукции. Рит­мичность - это степень равномерности производства и реа­лизации продукции в соответствии с установленным графи­ком, в объеме и номенклатуре, предусмотренными планом. Ритмичная работа - это основное условие своевременного выпуска и реализации продукции, а неритмичность ухудша­ет все финансово-экономические показатели деятельности предприятия. Для оценки ритмичности используют прямые и косвенные показатели. К прямым показателям, например, относятся коэффициент ритмичности, удельный выпуск продукции за установленные промежутки времени к сум­марному выпуску за месяц, квартал, год. К косвенным пока­зателям относятся показатели, характеризующие ухудшение финансово-экономических показателей из-за неритмично­сти: доплаты за сверхурочное время, оплата вынужденных простоев, потери от брака, штрафы за недопоставку продук­ции по договорам и т.д.

Основными факторами, влияющими на ритмичность выпуска продукции являются: финансовое положение пред­приятия, технологический и организационный уровень про­изводства, уровень квалификации кадров, несвоевремен­ность поставок сырья и материалов и т.д.

Основными видами анализа ритмичности являются:

* сравнительный анализ ритмичности производства и реали­зации продукции в целом и по номенклатуре, ассортименту и группам потребителей и соответствующий анализ динами­ки тех же показателей,

* факторный анализ тех же показателей.

* выявление резервов и разработка мероприятий по повыше­нию ритмичности выпуска и реализации продукции.

9. Анализ результатов технического развития предпри­ятия

К основным свойствам, характеризующим техниче­ское состояние предприятия, необходимо отнести наличие необходимых для выполнения производственной программы машин и оборудования, техническое состояние техники, степень прогрессивности применяемой технологии произ­водства продукции, степень прогрессивности технических средств. Для характеристики этих свойств используются по­казатели: фондовооруженность, фондоотдача всех фондов и отдельно активной части фондов, удельный вес активной расти фондов, показатели ввода и выбытия основных произ­водственных фондов, уровень прогрессивности ОПФ, уро­вень механизации и автоматизации производственных про­цессов и др.

Техническое состояние предприятия в значительной степени определяет такие основные экономические показа­тели работы предприятия, как себестоимость продукции, производительность труда.

Информация о техническом состоянии машин и оборудова­ния содержится в технической документации. На основании этой информации, а также плановых и учетных данных могут быть определены основные показатели, характеризую­щие уровень технического развития предприятия.

Основным движущим фактором технического раз­вития предприятия является научно-технический прогресс (НТП). В результате НТП наряду с повышением качества и созданием новых видов продукции происходит совершенст­вование технологии, машин и оборудования, повышение их производительности, снижение стоимости машино-часа работы, стоимости производства продукции, ресурсопотребле­ния, происходит переход к новым технологиям и, следова­тельно, к новым типам машин и оборудования.

Внедрение в производство результатов НТП проис­ходит в результате инновационной деятельности, которая характеризуется следующими стадиями: открытие, изобре­тение, научные исследования, опытно-конструкторские раз­работки, проектирование, производство более совершенных и новых типов машин и оборудования. В инновационной деятельности на разных стадиях участвуют различные пред­приятия и научно-исследовательские организации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 32; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.73.35 (0.02 с.)