Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Институциональные ловушки (ИЛ)

Поиск

Институциональные ловушки – это устойчивая неэффективная норма (неэффективный институт), имеющая самоподдерживающийся характер (Полтерович В.М.).

Иногда это первично позитивная норма, но в определенных условиях она становится неэффективной.

Сущность ИЛ связана с понятием трансакционных издержек и издержками институциональной трансформации.

В случае институциональных ловушек устойчивый характер приобретают такие негативные явления как:

• Коррупция;

• Неплатежи, уход от налогов;

• Бартер;

• «Серые» схемы;

• Неэффективные предприятия под защитой государства;

• Ловушка образования;

• Псевдоинновации и др.

В итоге развиваются псевдорыночные формы.

 

Пути выхода из ИЛ

Издержки выхода из ИЛ:

• установление и адаптация новой нормы;

• создание сопутствующих норм для успешного функционирования новой

• преодоление культурной инерции;

• разрушение механизма лоббирования старой нормы и др.

Эволюционный вариант:

• Издержки функционирования меньше или равны издержкам отмены неэффективной нормы.

Революционный вариант:

• Издержки введения новой нормы меньше или равны издержкам сопротивления новой норме.


Тема 5. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОНТРАКТОВ

(ДЖ. СТИГЛИЦ, О. УИЛЬЯМСОН)

Вопросы:

1. Определение контракта (договора). Взаимосвязь контрактных отношений и Т-А-И.

2. Основные факторы, определяющие выбор формы контракта.

3. Роль и виды оппортунистического поведения в теории контрактов.

4. Виды контрактов, их характеристика.

5. Проблемы доверия, морального риска и неблагоприятного отбора.

Контракт – это любое соглашение об обмене правомочиями и их защите; 2-х сторонняя или много сторонняя законная трансакция, в которой стороны согласились на определенные взаимные обязательства.

Правила контрактации – это конкретные рамки взаимодействия, описывающие условия совершения сделок.

Принципы контрактных обязательств: свобода и ответственность.

Отличие контракта от обмена – условия контракта заранее согласовываются и определяются.

Определяющие факторы при выборе контракта:

ü Т-А-И,

ü уникальность (специфичность) ресурса,

ü степень риска и неопределенности,

ü частота контракта,

ü правовая и политическая ситуация,

ü традиции и др.

Формы оппортунистического (эгоистического) поведения:

• Слабая (например, непослушание);

• Полусильная (например, эгоизм);

• Сильная (например, воровство, ложь).

Два типа оппортунистического поведения с точки зрения контрактного процесса:

- Предконтрактный;

- Постконтрактный (в т.ч. отлынивание и вымогательство).

Из-за оппортунистического поведения невозможно заранее и точно запланировать сумму сделки.

В силу специфичности некоторых активов (ресурсов) происходит присвоение квазиренты (это разница между текущей выручкой и выручкой при наилучшем альтернативном использовании).

Специфические ресурсы являются невозвратными и приспособлены к взаимоотношениям с определенным партнером. Они служат предпосылкой оппортунистического поведения.

Способы защиты специфических ресурсов:

- долгосрочные контракты;

- гарантии от неприсвоения квазиренты (особые формы неформальных контрактов).

Виды контрактов:

• Контракт купли-продажи;

• Контракт о найме.

Другая классификация:

• Классический (производен от контракта о продаже);

• Неоклассический (неполный, в условиях неопределенности);

• Имплицитный или отношенческий (производен от контракта о найме).

Еще контракты бывают:

• кратко- и долгосрочными;

• индивидуальными и коллективными;

• явными и неявными и др.

Способы защиты контрактных обязательств:

• обращение в суд (особенно классические контракты);

• самозащита: предоставление залога, забота о поддержании репутации, публичность;

• обращение к третьей стороне;

• регулярные двусторонние консультации, неформальные переговоры (особенно отношенческие контракты).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.117.237 (0.007 с.)