Религиозные представления народов Африки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Религиозные представления народов Африки



В духовной жизни народов Африки еще и ныне религии занимают значительное место. Африканское население исповедует как местные традиционные культы, так и мировые религии — христианство и ислам. Переселенцы из Азии принесли с собой и собственные традиционные религии — джайнизм, сикхизм, парсизм, индуизм.

Автохтонные верования и обряды, сложившиеся на территории континента в глубине веков, сохраняют и до сего дня свое значение во многих районах Африки. Нередко в справочных изданиях используют единое условное название для всех типов местных религий — анимизм. Под этот термин подпадают самые разные системы верований — от самых примитивных форм до развитого пантеизма.

Анимизм — вера в сверхъестественные фантастические существа, будто бы управляющие предметами и явлениями материального и нематериального мира, в душу и духов, одушевление предметов и явлений — также широко распространен. Многие народы Африки полагают, что у человека есть несколько душ, каждая из которых выполняет свои, определенные функции. Так, акан (Гана) различают мойга (могья) — «кровную» душу, душу-кровь, которая передается по материнской линии и является символом родового начала; «нторо» — душу, как воплощение личности, характера, ее наследуют от отца; «окра» — душу-дыхание, жизненное начало. Анимизм не исчерпывает полностью религиозные представления африканцев.

Фетишизм — религиозное почитание фетишей, т. е. материальных предметов, естественных или искусственно изготовленных, наделенных, по представлениям верующих, сверхъестественными свойствами,— весьма характерен для верований африканцев. Сакрализация скал, камней, деревьев, предметов обихода (скамеечек, горшков), специально изготовленных предметов («фетишей») — весьма распространенная черта духовной жизни народов Африки. Однако она далеко не исчерпывает всего комплекса религиозных представлений.

Большое место в системе религиозных представлений африканских народов занимают и колдовство, ведовство и магия: приемы и действия, которым суеверное воображение приписывает способность непостижимым сверхъестественным образом оказывать принудительное действие на те или иные объекты реального или фантастического мира. Подражательная, защитительная, вредоносная магия существует еще в духовной жизни африканцев. В обществах, мало затронутых городской культурой и товарным производством, все важнейшие этапы жизни человека (рождение, половое созревание, брак, смерть), а также практическая деятельность (охота, земледелие, скотоводство, рыболовство, изготовление орудий, лечение болезней и т. д.) буквально опутаны магией. Бытовавшее когда-то ритуальное поедание частей тела (губ, или кожи лба) могущественного колдуна или достойного уважения врага с целью получить часть его силы, могущества, храбрости или мудрости породило кочевавшее во всей европейской литературе об Африке представление о каннибалах. Большое и еще не исчезнувшее значение сохраняют талисманы и амулеты, в частности, якобы делающие человека неуязвимым или превращающие пули в воду. Сильна вера во вредоносную магию, и нередко европейские врачи, работавшие в Африке, констатировали с удивлением, что человека, поверившего, что на него наслана колдуном порча, невозможно спасти от смерти.

Бытует также представление о некоей сверхъестественной способности — «жизненной силе». Это «ньяна» у догон и мандинго (Мали), «эвуар» у фанг (Камерун), «элима» — у многих народов северного Заира. Именно с ней связывают магические свойства культовых предметов, особые свойства вождей, колдунов, жрецов.

В религиозных представлениях народов Африки можно обнаружить черты и формы, которые присущи родоплеменным культам во многих районах мира. Очень распространен тотемизм — совокупность представлений, мифов, обрядов и обычаев, связанных с верой в фантастическое сверхъестественное родство между людьми, с одной стороны, и животными или растениями — с другой. Многие народы Африки или части народов считают своим предком мифического получеловека-полуживотного или полурастение. Этого предка почитают, оказывают ему сакральные почести, делают приношения, считают его не только прародителем, но и покровителем. Еще совсем недавно строго соблюдались табу (запреты), связанные с этим кругом представлений: запрещалось убивать тотемное животное, употреблять его в пищу, а иногда и тех животных, которые якобы принадлежат тотемному животному, нельзя было вступать в брак с лицом той же тотемной группы. Такими тотемными животными у бушменов были газели, быки, у мандинго — питон, крокодил, черепаха, антилопа. У йоруба роды носили названия слона, барана, обезьяны и т. д. С распадом родоплеменных отношений тотемизм сохраняется в пережитках.

Из тотемизма, вероятно, развился культ предков. Как и у других народов мира, этот культ оказывается тесно связанным с культом мертвых, погребальным культом — манизмом (от латинского «манес»). По представлениям верующих африканцев, умершие (родители, родители родителей и т. д.) не перестают существовать, а лишь получают иные формы существования. Это могут быть зомби или ндоки — сверхъестественные существа, принявшие временно или навсегда внешний человеческий облик. Они могут выступать как покровителями, так и мучителями живых (вспомним русских вурдалаков) в зависимости от того, верно ли выполнены все обряды, связанные с погребением. Иногда такие души предков могут вселиться в диких животных или временно принимать их облик (оборотни русской мифологии) или витать отдельно от какой бы то ни было телесной оболочки.

Среди предков каждой семьи или отдельного человека у большинства народов Африки особо выделялся предок большой родственной группы и предок племени. В соседских (территориальных) общинах ведущая роль приписывалась первопредку той семьи, которая первой заняла когда-то пустовавшие земли. Отношение к таким духам, как и вообще к духам умерших, двойственно и противоречиво. С одной стороны, их боятся; с другой, почитают и нередко призывают на помощь, а иногда и наказывают.

Культ предков у некоторых народов был связан с их изображением. Так, батеке делали деревянные фигурки предков с отверстиями на месте живота: так кормили предков, принося им в жертву кровь, кашу. Первую каплю пива или молока выливали на землю, также отдавая дань предкам (если не было их изображений). Культ предков играл, важную роль в обрядах инициации.

Культ предков часто сочетается с культом природы и стихий, а нередко и прямо с ним сливается. Один и тот же персонаж культа может восприниматься и как дух-предок и как дух природы (стихии или явления). Так, готтентоты почитают могущественного духа «Хейтси Эйбиб» или «Тсун Гоаб». Он выступает одновременно как прародитель всех готтентотов и как владыка дождя, покровитель и податель влаги, растительности и дичи. «Мукуру» у гереро представлялся в виде дерева, из которого будто бы вышли все люди и животные. Среди сил и духов природы повсюду ведущее место занимали духи, связанные с дождем. Магические обряды «вызывания дождя» и поныне проводятся в засушливых зонах континента.

Ныне культ предков существует не только у «анимистов» Африки, но и сохраняется в модифицированной форме даже у христиан и мусульман.

У народов, создавших еще до вторжения колонизаторов или иноплеменников собственные раннегосударственные образования, претерпели некоторые изменения и системы религиозных представлений. Прежде всего, хотя у этих народов сохранился культ предков, он отступил на второй план. Изменились и функциональные обязанности божеств, появилась «специализация», ограничение сферы деятельности и ответственности отдельных божеств. Более четко выявляется место верховного божества, которое воспринимается как предок правителя. Наряду с бесчисленными и безликими духами леса, воды, саванны и т. д. появились боги, т. е. сверхъестественные образы более могущественные, наделенные более отчетливыми функциями, имеющие личное имя, более определенную и более широкую сферу деятельности.

Пантеон богов в традиционных религиях африканских государств очень велик и разнообразен. Он вырос из духов пандемониума и те всегда окружают богов. Не все религии этого типа достаточно хорошо изучены. Резко выделяется среди них, пожалуй, йоруба. У этого народа сложился очень развитый пантеон. Среди множества богов, окруженных духами «ориша», выделялись Олорун — владыка неба, Обатала — покровитель земли, Олокун — господин воды, Одудуа — богиня—создательница мира, Огун—бог войны и железа, Олороза — богиня домашнего очага.

Политеизм в традиционных африканских государствах неизбежно сливался с культом обожествленного правителя. Представления о сакральном характере власти правителей наложили отпечаток и на современную политическую жизнь государств. Особенно велика была печать этих представлений в период борьбы за независимость и в первое время существования независимых государств. В тот период политические партии, как известно, формировались по этническому признаку и нередко их возглавляли традиционные властители, чьи решения считались священными и непреложными.

Христианство в Африке

Ныне почти треть населения Африки исповедует различные направления и толки христианства. В бывших владениях Франции, Португалии, Бельгии преобладают католики. В бывших владениях Германии и Англии живут протестанты. Почти половина всех протестантов Африки (47%) живет в ЮАР, в это число входит и африканерское и европейское население.

Проникновение христианства на континент имеет долгую историю. Именно северное побережье Африки было местом, где сосредоточивались важнейшие центры греко-латинского христианского богословия, и крупнейшим среди них была Александрия египетская.

За пределами северных областей Африки христианство проникло в Эфиопию и Нубию (современная Республика Судан). В дренеэфиопском государстве Аксум первые христиане появились в IV в. н. э. Позднее эта религия стала государственной. Эфиопская церковь принадлежит к восточному христианству. Эфиопские христиане — монофиситы, признающие единую божественную природу Христа, в отличие от многих направлений христианства, видящих в нем и человеческую, и божественную сущность.

Вторая волна проникновения христианства в Африку южнее Сахары связана с первыми путешествиями португальцев. В течение 200 лет в Конго активно развивали свою деятельность миссии нескольких орденов римско-католической церкви. Все эти действия если и приносили, то лишь временный успех. Уже в XVIII в. деятельность многих миссий в Африке прекратилась.

Третья волна распространения христианства в Африке относится уже к XIX в. и связана с размахом миссионерской деятельности. Вслед за путешественниками, открывавшими географическую карту континента, шли миссионеры. Наиболее известные среди миссионеров Давид Ливингсток и врач Альберт Швейцер (оба протестанты).

С самого начала своей пропаганды в Африке христианская церковь выступала как поборник колониальной системы и прямой помощник эксплуатации масс. Христианская церковь была крупным земельным собственником. Кикуйю говорили: «Когда белый человек пришел сюда — у него была Библия, у нас — земля; теперь у нас — Библия, у него — земля».

Африканизация католицизма идет двумя путями. Во-первых, через «африканизацию» кадров. Особое внимание обращалось и обращается на подготовку священников-африканцев. Число их продолжает расти, сейчас в Африке есть и епископы — местные уроженцы. Во-вторых, через приспособление церковной морали и отправлений культа к этике и ритуалу местных религий. Так, христианство допустило полигамию, в некоторых странах ввело обрезание в обряд конфирмации (до этого отлучали от церкви многоженцев, обрезанных мальчиков и их родителей). Одежда священников-африканцев, убранство церквей также приняло в обиход элементы традиционализма. Так, в Заире головной убор священника — шапочка «экити» — знак власти правителя; свита и служки несут не только свечи, но и копья, церемониальные мечи и т. п. Во время отправления службы используются барабаны, пение, пляски. А некоторые священники проводят богослужение не в храмах, а на открытых площадях.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 338; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.200.180 (0.011 с.)