Неязыковые средства передачи информации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Неязыковые средства передачи информации



У африканских народов бытовали такие средства информации, как там-тамы, рожки, свисты, световые сигналы и т. п. До недавнего времени важным средством связи у многих народов Западной.и Центральной Африки были говорящие барабаны. Район распространения «говорящих» барабанов очень широк. Это Сьерра-Леоне, Либерия, Берег Слоновой Кости, Камерун, Гана, Южная Нигерия, Габон, Заир. На этом обширном пространстве встречались и встречаются разные типы и формы барабанов. В западных районах распространены барабаны, выдолбленные из куска дерева с одной мембраной из кожи буйвола или с уха слона. У кру, ашанти, эве распространены большие барабаны высотой от 1 до 1,5 м с диаметром верха от 50 до 80 см. К востоку и юго-востоку резко меняется тип барабана. Это уже скорее гонги, чем барабаны: выдолбленные из целого куска дерева плоские предметы в виде полукруга или трапеции (у азанде, балуба).

Очень распространены были также цилиндрические щелевые барабаны. Они могли быть разного размера. Наиболее часто встречающиеся размеры — 1,7—3 м (в южной Нигерии, Камеруне, Габоне, Конго, Заире). Самые большие — барабаны бушонго в Заире (до 3,5 м в длину и 60 см диаметром) и бавенда вКамеруне.

В основе «барабанного языка» лежит тональность, наличие в языках народов, ими пользующихся, высоких и низких тонов. Необходимо в передачах соблюдать точное воспроизведение различной высоты тонов, их последовательность, а также числа слогов и порядка слов.

Передача информации таким способом — довольно длительный процесс. У профессиональных барабанщиков, а в прошлом это была наследственная профессия, было особое «барабанное» имя. При передаче выстукивались сначала имя и деревня того, кому передавалось сообщение и имя передававшего. Наиболее важная часть сообщения выделялась более медленной передачей и повторами.

Мнемонические средства передачи информации

Такие средства связи также имели когда-то большое распространение. Узелковое письмо, например, было известно на Бенинском побережье, узелками на шнуре отмечали важные события и дагомейцы. Певцы-гриоты в Западной Африке и сейчас еще раскладывают перед собой специальные камешки в том порядке, как исполняют свой репертуар. Хранители устной традиции у балуба пользовались при пересказе ее «лисало» — дощечкой с закрепленными в определенном порядке раковинами и бусинами.

Зулусы широко пользовались для посланий бисером, особенно в любовной переписке. «Послания» основывались на символике цветов: белый — цвет чистоты и любви, розовый — намек на недостаток средств, черный — показатель душевной неустроенности, грусти и тоски. Меняя тональность, густоту цвета, число бисеринок того или другого оттенка, можно было выражать довольно сложные чувства.

У многих народов Африки было известно и «предметное» письмо. Оно было основано на общем понимании условных символов. Например, конкретную информацию — повеление покончить с собой — несло полученное алафином (верховным правителем) йоруба яйцо попугая или пустой калебас.

Устная традиция

Устная историческая традиция существовала и существует практически у всех народов Африки. Однако методы ее «хранения» и передачи новым поколениям существенно разнятся. При этом имеют значение и характер самих источников устной традиции, и бытовые традиции, и комплекс культурных ценностей народа, и уровень его социального развития.

Нередко устные сведения о прошлом делились на группы: тайные и широкодоступные. Так, у бакуба одни исторические песни могли слышать все желающие, а другие исполнялись только в узком кругу жен правителя. Иногда же это деление совпадало с делением устной традиции по жанрам. В разных обществах, возможно даже и в разных социальных слоях, имели распространение различного типа традиции. В Бурунди достоянием династической семьи и верхушки общества были генеалогии и исторические рассказы, а у народа история жила в песнях, поговорках, сказаниях, и рассказывались они всюду и всеми. Подобное же деление наблюдалось и в Руанде.

При дворах правителей африканских государств существовали особые придворные историки. Именно они были подлинными хранителями традиций, хотя знать их были обязаны все претенденты на престол. Нередко последние, как у бакуба, при коронации должны были перечислить всех своих предшественников, рассказать историю своего народа, а «историки» выступали как экзаменаторы. Обязанность и право сохранять и передавать знания о прошлом своего народа переходили от поколения к поколению (от отца к сыну в обществах с патрилинейным счетом родства и от дяди к племяннику по сестре в обществах с матрилинейным счетом родства) внутри довольно замкнутой группировки.

Эта система передачи информации во времени изустно была свойственна большинству народов Африки, которые до последнего времени оставались бесписьменными. Однако многие африканцы использовали и различные системы письма как заимствованные, так и оригинальные.

Пиктография и иероглифика

Путь к самым первым системам письма — пиктограммам и иероглифике идет от символики магических тайных знаков. Последние широко использовались в Нигерии, Нигере, Мали (у хауса, канури, сонгаи, бамбара, догон и др.). Как правило, эти знаки представляют собой рисунки-схемы или рисунки-символы, основанные на местной мифологии.

Одна из наиболее распространенных в прошлом систем пиктографического письма — нсибиди. Оно было известно у многих народов Нигерии и Камеруна. Знаки рисовали на стенах домов, коре деревьев, прямо на земле.

У многих народов восточной Нигерии это письмо было тайнописью, которую знали только члены тайных обществ. Напротив, в Камеруне у родственных им народов значки, близкие к нигерийским нсибиди, не составляют никакой тайны. Эти значки украшали калебасы и особенно хорошо их значение знали старые женщины-мастерицы. Это были схематические пиктограммы, потом развившиеся в условные знаки. Нанесение нсибиди на калебасы было связано с магией и колдовством. Но с их помощью можно было передавать и полезную информацию. Ими записывали, например, сигналы опасности, судебные решения, пословицы.

В этом же регионе восточной Нигерии находилась зона более развитого пиктографического письма. Один из наиболее ярких примеров — глиняные барельефы дворца правителя Дагомеи. Здесь уже изображение всегда обозначало определенное понятие: квадрат с барельефом — «рассказ о событии», дагомейский воин или амазонка — «дагомейское войско», нагой, распростертый на земле человек — «побежденный враг», завернутый в циновку человек — «пленный враг», человек с луком — «йорубское войско», обезьяна — «йорубский правитель», могучее животное — «дагомейский правитель», воздетые руки с горшком — «жертвоприношение предкам». У дагомейцев была зафиксирована и предметная иероглифика. Так, каждый церемониальный топор имел особую форму, которая определялась символикой элементов его, все вместе они составляли имя правителя — его хозяина. Складывающаяся пиктография могла привести к иероглифическому письму.

Подобные системы записи сложились и у йоруба и бини. В Бенине стены дворцов были украшены бронзовыми пластинами «ама», имевшими то же значение, что и глиняные барельефы во дворцах Дагомеи.

Слоговые системы письма

Иероглифическая письменность в Тропичеческои Африке не получила завершенного развития, даже не оформлялась окончательно. Однако возникли иные оригинальные системы письма. Первая из них — письменность народа ваи в Сьерра-Леоне. По всей видимости, это письмо выросло из древних пиктограмм ваи. Так, еще до существования письменности были распространены знаки-предупреждения, вырезавшиеся на коре деревьев. Если возвращающиеся домой люди видели фигуру сидящего человека, а рядом с ним точки (показатель множества), они знали, что деревня осаждена врагами.

Однако марабуты — создатели вайской письменности, зная и древнюю пиктографию своего народа, и арабскую письменность (а, возможно, и латинскую, так как на побережье Атлантики уже существовали в то время европейские форты), пошли несколько иным путем. Они создали не иероглифику и не буквенную систему, а слоговую из 226 знаков.

Вайское письмо получило распространение и у соседних народов, приспособивших его к звукам и законам собственных языков. Менде, герса (кпелле), баса и тома (лома) в соседних Либерии и Гвинее имели собственные системы письменности. Ныне все эти системы письма вытеснены новыми алфавитными системами, основанными на латинице.

Родина еще одной оригинальной системы письменности — Камерун. Она была разработана правителем бамум Нджойя в начале XX в. И здесь, как в Нигерии и в Сьерра-Леоне, в основе лежало рисуночное письмо, пиктограмма. Каждый знак обозначал слово-слог, причем существительным, обозначавшим предметы, соответствовало изображение этих предметов. Глаголы, местоимения, разного рода частицы обозначались также рисуночными значками, подобранными по ассоциации. Многосложные сочетания передавались устойчивыми комбинациями знаков. В целом бамумское письмо, по виду пиктографическое, было одновременно слоговым и идеографическим: это тиличные иероглифы. Так, круг с двумя изогнутыми линиями по краям — символ головы с рогами — «коза», круглый горшок на трех камнях, соединенных с ним прямыми линиями — «варить», волнистая горизонтальная линия — «нитка» и т. д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.196.59 (0.009 с.)