Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Неязыковые средства передачи информации
У африканских народов бытовали такие средства информации, как там-тамы, рожки, свисты, световые сигналы и т. п. До недавнего времени важным средством связи у многих народов Западной.и Центральной Африки были говорящие барабаны. Район распространения «говорящих» барабанов очень широк. Это Сьерра-Леоне, Либерия, Берег Слоновой Кости, Камерун, Гана, Южная Нигерия, Габон, Заир. На этом обширном пространстве встречались и встречаются разные типы и формы барабанов. В западных районах распространены барабаны, выдолбленные из куска дерева с одной мембраной из кожи буйвола или с уха слона. У кру, ашанти, эве распространены большие барабаны высотой от 1 до 1,5 м с диаметром верха от 50 до 80 см. К востоку и юго-востоку резко меняется тип барабана. Это уже скорее гонги, чем барабаны: выдолбленные из целого куска дерева плоские предметы в виде полукруга или трапеции (у азанде, балуба). Очень распространены были также цилиндрические щелевые барабаны. Они могли быть разного размера. Наиболее часто встречающиеся размеры — 1,7—3 м (в южной Нигерии, Камеруне, Габоне, Конго, Заире). Самые большие — барабаны бушонго в Заире (до 3,5 м в длину и 60 см диаметром) и бавенда вКамеруне. В основе «барабанного языка» лежит тональность, наличие в языках народов, ими пользующихся, высоких и низких тонов. Необходимо в передачах соблюдать точное воспроизведение различной высоты тонов, их последовательность, а также числа слогов и порядка слов. Передача информации таким способом — довольно длительный процесс. У профессиональных барабанщиков, а в прошлом это была наследственная профессия, было особое «барабанное» имя. При передаче выстукивались сначала имя и деревня того, кому передавалось сообщение и имя передававшего. Наиболее важная часть сообщения выделялась более медленной передачей и повторами. Мнемонические средства передачи информации Такие средства связи также имели когда-то большое распространение. Узелковое письмо, например, было известно на Бенинском побережье, узелками на шнуре отмечали важные события и дагомейцы. Певцы-гриоты в Западной Африке и сейчас еще раскладывают перед собой специальные камешки в том порядке, как исполняют свой репертуар. Хранители устной традиции у балуба пользовались при пересказе ее «лисало» — дощечкой с закрепленными в определенном порядке раковинами и бусинами.
Зулусы широко пользовались для посланий бисером, особенно в любовной переписке. «Послания» основывались на символике цветов: белый — цвет чистоты и любви, розовый — намек на недостаток средств, черный — показатель душевной неустроенности, грусти и тоски. Меняя тональность, густоту цвета, число бисеринок того или другого оттенка, можно было выражать довольно сложные чувства. У многих народов Африки было известно и «предметное» письмо. Оно было основано на общем понимании условных символов. Например, конкретную информацию — повеление покончить с собой — несло полученное алафином (верховным правителем) йоруба яйцо попугая или пустой калебас. Устная традиция Устная историческая традиция существовала и существует практически у всех народов Африки. Однако методы ее «хранения» и передачи новым поколениям существенно разнятся. При этом имеют значение и характер самих источников устной традиции, и бытовые традиции, и комплекс культурных ценностей народа, и уровень его социального развития. Нередко устные сведения о прошлом делились на группы: тайные и широкодоступные. Так, у бакуба одни исторические песни могли слышать все желающие, а другие исполнялись только в узком кругу жен правителя. Иногда же это деление совпадало с делением устной традиции по жанрам. В разных обществах, возможно даже и в разных социальных слоях, имели распространение различного типа традиции. В Бурунди достоянием династической семьи и верхушки общества были генеалогии и исторические рассказы, а у народа история жила в песнях, поговорках, сказаниях, и рассказывались они всюду и всеми. Подобное же деление наблюдалось и в Руанде. При дворах правителей африканских государств существовали особые придворные историки. Именно они были подлинными хранителями традиций, хотя знать их были обязаны все претенденты на престол. Нередко последние, как у бакуба, при коронации должны были перечислить всех своих предшественников, рассказать историю своего народа, а «историки» выступали как экзаменаторы. Обязанность и право сохранять и передавать знания о прошлом своего народа переходили от поколения к поколению (от отца к сыну в обществах с патрилинейным счетом родства и от дяди к племяннику по сестре в обществах с матрилинейным счетом родства) внутри довольно замкнутой группировки.
Эта система передачи информации во времени изустно была свойственна большинству народов Африки, которые до последнего времени оставались бесписьменными. Однако многие африканцы использовали и различные системы письма как заимствованные, так и оригинальные. Пиктография и иероглифика Путь к самым первым системам письма — пиктограммам и иероглифике идет от символики магических тайных знаков. Последние широко использовались в Нигерии, Нигере, Мали (у хауса, канури, сонгаи, бамбара, догон и др.). Как правило, эти знаки представляют собой рисунки-схемы или рисунки-символы, основанные на местной мифологии. Одна из наиболее распространенных в прошлом систем пиктографического письма — нсибиди. Оно было известно у многих народов Нигерии и Камеруна. Знаки рисовали на стенах домов, коре деревьев, прямо на земле. У многих народов восточной Нигерии это письмо было тайнописью, которую знали только члены тайных обществ. Напротив, в Камеруне у родственных им народов значки, близкие к нигерийским нсибиди, не составляют никакой тайны. Эти значки украшали калебасы и особенно хорошо их значение знали старые женщины-мастерицы. Это были схематические пиктограммы, потом развившиеся в условные знаки. Нанесение нсибиди на калебасы было связано с магией и колдовством. Но с их помощью можно было передавать и полезную информацию. Ими записывали, например, сигналы опасности, судебные решения, пословицы. В этом же регионе восточной Нигерии находилась зона более развитого пиктографического письма. Один из наиболее ярких примеров — глиняные барельефы дворца правителя Дагомеи. Здесь уже изображение всегда обозначало определенное понятие: квадрат с барельефом — «рассказ о событии», дагомейский воин или амазонка — «дагомейское войско», нагой, распростертый на земле человек — «побежденный враг», завернутый в циновку человек — «пленный враг», человек с луком — «йорубское войско», обезьяна — «йорубский правитель», могучее животное — «дагомейский правитель», воздетые руки с горшком — «жертвоприношение предкам». У дагомейцев была зафиксирована и предметная иероглифика. Так, каждый церемониальный топор имел особую форму, которая определялась символикой элементов его, все вместе они составляли имя правителя — его хозяина. Складывающаяся пиктография могла привести к иероглифическому письму. Подобные системы записи сложились и у йоруба и бини. В Бенине стены дворцов были украшены бронзовыми пластинами «ама», имевшими то же значение, что и глиняные барельефы во дворцах Дагомеи. Слоговые системы письма Иероглифическая письменность в Тропичеческои Африке не получила завершенного развития, даже не оформлялась окончательно. Однако возникли иные оригинальные системы письма. Первая из них — письменность народа ваи в Сьерра-Леоне. По всей видимости, это письмо выросло из древних пиктограмм ваи. Так, еще до существования письменности были распространены знаки-предупреждения, вырезавшиеся на коре деревьев. Если возвращающиеся домой люди видели фигуру сидящего человека, а рядом с ним точки (показатель множества), они знали, что деревня осаждена врагами.
Однако марабуты — создатели вайской письменности, зная и древнюю пиктографию своего народа, и арабскую письменность (а, возможно, и латинскую, так как на побережье Атлантики уже существовали в то время европейские форты), пошли несколько иным путем. Они создали не иероглифику и не буквенную систему, а слоговую из 226 знаков. Вайское письмо получило распространение и у соседних народов, приспособивших его к звукам и законам собственных языков. Менде, герса (кпелле), баса и тома (лома) в соседних Либерии и Гвинее имели собственные системы письменности. Ныне все эти системы письма вытеснены новыми алфавитными системами, основанными на латинице. Родина еще одной оригинальной системы письменности — Камерун. Она была разработана правителем бамум Нджойя в начале XX в. И здесь, как в Нигерии и в Сьерра-Леоне, в основе лежало рисуночное письмо, пиктограмма. Каждый знак обозначал слово-слог, причем существительным, обозначавшим предметы, соответствовало изображение этих предметов. Глаголы, местоимения, разного рода частицы обозначались также рисуночными значками, подобранными по ассоциации. Многосложные сочетания передавались устойчивыми комбинациями знаков. В целом бамумское письмо, по виду пиктографическое, было одновременно слоговым и идеографическим: это тиличные иероглифы. Так, круг с двумя изогнутыми линиями по краям — символ головы с рогами — «коза», круглый горшок на трех камнях, соединенных с ним прямыми линиями — «варить», волнистая горизонтальная линия — «нитка» и т. д.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.196.59 (0.009 с.) |