Духовная культура народов Африки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Духовная культура народов Африки



Духовная культура народов Африки

  1. Системы передачи информации
  2. Конфессиональная ситуация
  3. Традиционные формы искусства.

 

 

  1. Системы передачи информации

 

Передача информации — одна из основных задач этнокультурной общности и залог ее существования во времени. Для ее осуществления широко применялись различные средства.

Визуальные средства передачи информации

Они давали информацию о национальной принадлежности человека, с одной стороны, и о его социальном статусе — с другой. Одежда, прическа, украшения несли ярко выраженную информационную нагрузку. Диадемы, особого рода браслеты, опахала из хвоста буйвола в руках встреченного вами человека не оставляют сомнения в том, что это человек достаточно высокого ранга, так же как чалма — непременный знак хаджи. И ныне шапочки из шкуры леопарда, определенной расцветки «кенте», резные жезлы в руках глав африканских государств не менее точно информируют о высоком ранге их носителей, чем произнесенный полный титул.

Когда-то не меньшую роль, чем костюм, играли прически, татуировка и скарификация. У бакуба, например, и мужчины и женщины носили короткие волосы. Но иногда можно было встретить сложные прически, когда волосы укладывали в форме рогов буйвола. Если такую прическу носил мужчина, значит перед вами представитель высшего социального слоя. Та же прическа у женщины сообщала, что обладательница ее родила первого ребенка.

Встретив у масаи или самбуру молодого человека с довольно длинными волосами, заплетенными во множество косичек, живописно задрапированного в красную тогу, можно быть уверенным, что это «моран»— молодой воин, прошедший все необходимые инициации.

Татуировка была распространена у народов с более светлой кожей, например, у многих северонигерийских народов, жителей Чада, Нигера. Народы с очень темной кожей, на которой не была бы видна татуировка, для тех же целей использовали скарификацию и рубцевание, которые производились во время инициации, а затем в разные периоды жизни при переходах в иное социальное состояние. Чаще всего встречались продольные или пересекающиеся полосы на щеках, лбу, подбородке. Делали также насечки на руках, спине, животе. Даже христианство и мусульманство не вытеснило этого обычая. Эфиопские христиане, например, татуировали знак креста на лбу или на руке.

У некоторых народов Центральной Африки рубцы иногда покрывали все тело: спину, шею, грудь, живот, руки, ноги, лицо. Особой формы узоры из рубцов информировали о социальной принадлежности женщины, количестве ее детей, внуков и т. д.

Раскраска тела имела те же функции, что и рубцы на теле, но лишь временно. В период инициации, обрядов сельскохозяйственного цикла или похоронных, особыми красителями (белой глиной, желтой охрой, красным порошком из дерева тукула) наносили узоры на лице и теле.

Устная традиция

Устная историческая традиция существовала и существует практически у всех народов Африки. Однако методы ее «хранения» и передачи новым поколениям существенно разнятся. При этом имеют значение и характер самих источников устной традиции, и бытовые традиции, и комплекс культурных ценностей народа, и уровень его социального развития.

Нередко устные сведения о прошлом делились на группы: тайные и широкодоступные. Так, у бакуба одни исторические песни могли слышать все желающие, а другие исполнялись только в узком кругу жен правителя. Иногда же это деление совпадало с делением устной традиции по жанрам. В разных обществах, возможно даже и в разных социальных слоях, имели распространение различного типа традиции. В Бурунди достоянием династической семьи и верхушки общества были генеалогии и исторические рассказы, а у народа история жила в песнях, поговорках, сказаниях, и рассказывались они всюду и всеми. Подобное же деление наблюдалось и в Руанде.

При дворах правителей африканских государств существовали особые придворные историки. Именно они были подлинными хранителями традиций, хотя знать их были обязаны все претенденты на престол. Нередко последние, как у бакуба, при коронации должны были перечислить всех своих предшественников, рассказать историю своего народа, а «историки» выступали как экзаменаторы. Обязанность и право сохранять и передавать знания о прошлом своего народа переходили от поколения к поколению (от отца к сыну в обществах с патрилинейным счетом родства и от дяди к племяннику по сестре в обществах с матрилинейным счетом родства) внутри довольно замкнутой группировки.

Эта система передачи информации во времени изустно была свойственна большинству народов Африки, которые до последнего времени оставались бесписьменными. Однако многие африканцы использовали и различные системы письма как заимствованные, так и оригинальные.

Пиктография и иероглифика

Путь к самым первым системам письма — пиктограммам и иероглифике идет от символики магических тайных знаков. Последние широко использовались в Нигерии, Нигере, Мали (у хауса, канури, сонгаи, бамбара, догон и др.). Как правило, эти знаки представляют собой рисунки-схемы или рисунки-символы, основанные на местной мифологии.

Одна из наиболее распространенных в прошлом систем пиктографического письма — нсибиди. Оно было известно у многих народов Нигерии и Камеруна. Знаки рисовали на стенах домов, коре деревьев, прямо на земле.

У многих народов восточной Нигерии это письмо было тайнописью, которую знали только члены тайных обществ. Напротив, в Камеруне у родственных им народов значки, близкие к нигерийским нсибиди, не составляют никакой тайны. Эти значки украшали калебасы и особенно хорошо их значение знали старые женщины-мастерицы. Это были схематические пиктограммы, потом развившиеся в условные знаки. Нанесение нсибиди на калебасы было связано с магией и колдовством. Но с их помощью можно было передавать и полезную информацию. Ими записывали, например, сигналы опасности, судебные решения, пословицы.

В этом же регионе восточной Нигерии находилась зона более развитого пиктографического письма. Один из наиболее ярких примеров — глиняные барельефы дворца правителя Дагомеи. Здесь уже изображение всегда обозначало определенное понятие: квадрат с барельефом — «рассказ о событии», дагомейский воин или амазонка — «дагомейское войско», нагой, распростертый на земле человек — «побежденный враг», завернутый в циновку человек — «пленный враг», человек с луком — «йорубское войско», обезьяна — «йорубский правитель», могучее животное — «дагомейский правитель», воздетые руки с горшком — «жертвоприношение предкам». У дагомейцев была зафиксирована и предметная иероглифика. Так, каждый церемониальный топор имел особую форму, которая определялась символикой элементов его, все вместе они составляли имя правителя — его хозяина. Складывающаяся пиктография могла привести к иероглифическому письму.

Подобные системы записи сложились и у йоруба и бини. В Бенине стены дворцов были украшены бронзовыми пластинами «ама», имевшими то же значение, что и глиняные барельефы во дворцах Дагомеи.

Слоговые системы письма

Иероглифическая письменность в Тропичеческои Африке не получила завершенного развития, даже не оформлялась окончательно. Однако возникли иные оригинальные системы письма. Первая из них — письменность народа ваи в Сьерра-Леоне. По всей видимости, это письмо выросло из древних пиктограмм ваи. Так, еще до существования письменности были распространены знаки-предупреждения, вырезавшиеся на коре деревьев. Если возвращающиеся домой люди видели фигуру сидящего человека, а рядом с ним точки (показатель множества), они знали, что деревня осаждена врагами.

Однако марабуты — создатели вайской письменности, зная и древнюю пиктографию своего народа, и арабскую письменность (а, возможно, и латинскую, так как на побережье Атлантики уже существовали в то время европейские форты), пошли несколько иным путем. Они создали не иероглифику и не буквенную систему, а слоговую из 226 знаков.

Вайское письмо получило распространение и у соседних народов, приспособивших его к звукам и законам собственных языков. Менде, герса (кпелле), баса и тома (лома) в соседних Либерии и Гвинее имели собственные системы письменности. Ныне все эти системы письма вытеснены новыми алфавитными системами, основанными на латинице.

Родина еще одной оригинальной системы письменности — Камерун. Она была разработана правителем бамум Нджойя в начале XX в. И здесь, как в Нигерии и в Сьерра-Леоне, в основе лежало рисуночное письмо, пиктограмма. Каждый знак обозначал слово-слог, причем существительным, обозначавшим предметы, соответствовало изображение этих предметов. Глаголы, местоимения, разного рода частицы обозначались также рисуночными значками, подобранными по ассоциации. Многосложные сочетания передавались устойчивыми комбинациями знаков. В целом бамумское письмо, по виду пиктографическое, было одновременно слоговым и идеографическим: это тиличные иероглифы. Так, круг с двумя изогнутыми линиями по краям — символ головы с рогами — «коза», круглый горшок на трех камнях, соединенных с ним прямыми линиями — «варить», волнистая горизонтальная линия — «нитка» и т. д.

Эфиопское письмо

Эфиопское письмо занимает особое место среди африканских систем письменности. На территории этой страны письменность развивалась более 2000 лет на основе одного медленно изменяющегося языка и единой системы знаков.

В эфиопском письме 296 знаков. Они представляют собой слоги, сочетающие согласный и гласный. Направление эфиопского письма резко отличается от других семитских — оно идет, как алфавиты Европы и Индии, слева направо. Есть и знаки препинания: двоеточие для разделения слов, четыре точки для разделения фраз, ромб из точек для разделения абзацев.

Древнейшие записи на языке гыэз (этот язык с конца XVI в. исчез как разговорный, но еще долго он оставался литературным языком Эфиопии и языком богослужения) относятся к эпохе раннего Аксума. Кроме гыэз и амхарского эфиопским письмом записывали литературные и деловые тексты тиграи (с XIX в.), тигре, харари (с начала XX в.), аргоба, агау, им же пользовались для записей на исчезнувшем средневековом языке гафат.

В наши дни в Эфиопии создается письменность на основе этого письма для ранее бесписьменных народов страны.

Арабский алфавит в Африке

Большое распространение имела и сейчас имеет еще у многих народов Западной и Восточной Африки арабская система письма. Ранее всего начали использовать арабскую графику для записей своего языка харари на востоке Эфиопии и суахили.

Письменность на арабской основе была распространена на всем побережье Восточной Африки. Под влиянием тесных торговых связей восточноафриканских купцов с Мадагаскаром эту систему письменности использовали и малагасийцы (письмо сурабе). Письменность народов Западного Судана, основанная также на арабской графике — «аджами», несколько отличалась от восточноафриканской. Она была основана на западноарабской магрибской письменности с добавлением дополнительных значков для обозначения звуков, не существовавших в арабском, но характерных для языков фульбе и хауса.

Для большинства этих языков письменность на арабской основе получила большое распространение в конце XVIII—начале XIX в.

Латиница

Завоевание и раздел Африки европейцами привели к изменению системы письменности. Ни одна местная система письма, ни оригинальная, ни заимствованная, не сохранилась, замененная латиницей. Исключение составила эфиопская письменность, что объясняется не столько ее жизнеспособностью, сколько политическими причинами (Эфиопия оставалась формально независимой страной). В новое время начались попытки записи африканских слов латинскими буквами. Различные миссионерские общества переводили библию, молитвы, религиозную литературу на местные языки и издавали эти книги на основе латинского алфавита (интересные образцы сохранились в библиотеке Тартуского университета). Однако научно разработанные системы алфавитного письма, основанные на латинице с добавлением отдельных знаков для звуков, не имеющих соответствия в европейских языках, для большинства африканских языков появились лишь в нашем столетии. Особенно большое внимание развитию письменной литературы на местных языках и созданию-письменности для пока бесписьменных народов уделяют правительства (независимых стран Африки. Во многих из них издаются газеты, журналы, учебники, популярная литература на младописьменных языках (на основе латинской графики). Некоторые языки Африки связаны с латинским письмом с самого своего рождения: это африкаанс в ЮАР, крио в Сьерра-Леоне и креоле на островах Индийского океана.

Христианство в Африке

Ныне почти треть населения Африки исповедует различные направления и толки христианства. В бывших владениях Франции, Португалии, Бельгии преобладают католики. В бывших владениях Германии и Англии живут протестанты. Почти половина всех протестантов Африки (47%) живет в ЮАР, в это число входит и африканерское и европейское население.

Проникновение христианства на континент имеет долгую историю. Именно северное побережье Африки было местом, где сосредоточивались важнейшие центры греко-латинского христианского богословия, и крупнейшим среди них была Александрия египетская.

За пределами северных областей Африки христианство проникло в Эфиопию и Нубию (современная Республика Судан). В дренеэфиопском государстве Аксум первые христиане появились в IV в. н. э. Позднее эта религия стала государственной. Эфиопская церковь принадлежит к восточному христианству. Эфиопские христиане — монофиситы, признающие единую божественную природу Христа, в отличие от многих направлений христианства, видящих в нем и человеческую, и божественную сущность.

Вторая волна проникновения христианства в Африку южнее Сахары связана с первыми путешествиями португальцев. В течение 200 лет в Конго активно развивали свою деятельность миссии нескольких орденов римско-католической церкви. Все эти действия если и приносили, то лишь временный успех. Уже в XVIII в. деятельность многих миссий в Африке прекратилась.

Третья волна распространения христианства в Африке относится уже к XIX в. и связана с размахом миссионерской деятельности. Вслед за путешественниками, открывавшими географическую карту континента, шли миссионеры. Наиболее известные среди миссионеров Давид Ливингсток и врач Альберт Швейцер (оба протестанты).

С самого начала своей пропаганды в Африке христианская церковь выступала как поборник колониальной системы и прямой помощник эксплуатации масс. Христианская церковь была крупным земельным собственником. Кикуйю говорили: «Когда белый человек пришел сюда — у него была Библия, у нас — земля; теперь у нас — Библия, у него — земля».

Африканизация католицизма идет двумя путями. Во-первых, через «африканизацию» кадров. Особое внимание обращалось и обращается на подготовку священников-африканцев. Число их продолжает расти, сейчас в Африке есть и епископы — местные уроженцы. Во-вторых, через приспособление церковной морали и отправлений культа к этике и ритуалу местных религий. Так, христианство допустило полигамию, в некоторых странах ввело обрезание в обряд конфирмации (до этого отлучали от церкви многоженцев, обрезанных мальчиков и их родителей). Одежда священников-африканцев, убранство церквей также приняло в обиход элементы традиционализма. Так, в Заире головной убор священника — шапочка «экити» — знак власти правителя; свита и служки несут не только свечи, но и копья, церемониальные мечи и т. п. Во время отправления службы используются барабаны, пение, пляски. А некоторые священники проводят богослужение не в храмах, а на открытых площадях.

Ислам в Африке

Распространению ислама способствовали давние экономические связи Африки и Ближнего Востока. Проповедниками и религиозными организаторами выступали купцы-мусульмане. Ислам пропагандировали и странствующие дервиши. В Западной Африке дервиши основывали завии (обители), становившиеся опорными пунктами ислама, здесь строили мечети, открывали коранические школы.

Появление и распространение этой новой религии совпало с процессами феодализации местных обществ, и вскоре ислам стал господствующей религией в государстве Мали (XIII—XVI вв.). Средняя полоса Судана уже в средневековье стала мусульманской. Города стали центрами мусульманской культуры, в них были медресе, как при мечети Санкоре в Томбукту.

Новая волна широкого распространения ислама относится к XVIII — началу XIX в., когда в результате социального по сути, но религиозного по форме движения Османа дан Фодио и расселения в ходе его фульбе-мусульман значительно расширилась география расселения исламизированного населения, достигнув юга Нигерии и Ганы, Центральной Африки (Камеруна).

Большее распространение мусульманство получило в Северо-Восточной Африке. С XIII—XIV вв. ислам заменяет христианство в государствах и княжествах долины Нила (современная Республика Судан). Очень быстро исламизируется население побережья Красного моря (современная северная Эфиопия — Эритрея и Сомали).

В Африке ислам не вытеснил доисламские верования, произошло взаимовлияние этих идеологий, поглощение исламом некоторых языческих представлений, ритуалов и т. п. Арабские авторы средневековья, описывая государства на берегах Нигера, не могли сдержать негодования, видя множество отклонений от ортодоксального мусульманства. Правители Мали, носившие мусульманские имена, совершавшие хаджи в Мекку, считали себя правоверными мусульманами, что не мешало им совершать обряды и церемонии, предписывавшиеся религией мандинго, так как они считались одновременно великими жрецами и колдунами. Большинство мусульман Африки, почитая Аллаха и Мухаммеда, в то же время продолжали поклоняться своим прежним духам и божествам. Некоторые из них превратились в мусульманских святых. Иногда местные духи получали мусульманские имена: у фульбе севера Нигерии ночной дух — покровитель скота стал называться Ахмедом. Значительно отличались от принятого ортодоксальным исламом отношение к женщине и ее положение в обществе. Женщины-мусульманки в Африке не закрывали лица, не знали затворничества, участвовали в застолье мужчин. Некоторые из них даже возглавляли государства, как Амина у хауса, а сестра Идриса, правителя Борну, правила страной около 7 лет.

Появление ислама в Африке привело к исчезновению изобразительного искусства народов, принявших эту религию, так как она запрещает изображение человека и животных. Однако многолетнее господство ислама не уничтожило искусство носителей народной устной культуры — сказителей и музыкантов, хотя и поставило их на одну из самых низких ступеней социальной лестницы.

Это органичное слияние с традиционными верованиями, ненавязчивое мирное проникновение ислама привело к тому, что в отличие от христианства, воспринимавшегося как «чужая» идеология, идеология поработителей, ислам стал рассматриваться как «своя» система религиозных представлений.

Как уже говорилось, ни христиане, ни мусульмане Африки полностью не отказались от традиционных верований предков. Формально считаясь мусульманами или христианами, они в то же время выполняют (особенно люди среднего и старшего возраста) и предписываемые обычаями обряды.

 

  1. Традиционные формы искусства.

Богато и разнообразно народное творчество африканских народов. Изобразительное искусство, танцы, музыка, фольклор — эти виды народного творчества развивались и существовали не изолированно, а в тесной связи друг с другом, составляли неразрывное единство. Скульптура (маски), пение, музыка, танцы, мифологические или эпические сказания — все соединялось в одном ритуальном представлении: сказки звучали в сопровождении музыки, их рассказывали речитативом, в определенном ритме, с музыкальными повторами, рассказчика подбадривали восклицаниями, хором подхватывали отдельные фразы. При преобладающем отсутствии письменности эти виды искусства несли не только эстетическую, но и особую нагрузку — информационную и воспитательную: именно они сохраняли традиции и передавали их будущим поколениям. Да и в тех обществах, где бытовали собственные или заимствованные системы письменности, все же большинство населения оставалось неграмотным, и здесь также сохранялись те же функции народного искусства и творчества.

Фольклорные жанры

Исследователи устного народного творчества африканских народов выделяют обычно 4 группы фольклора. В первую объединяют мифы и мифологические сказки. Они рассказывают о происхождении и устройстве мира, людей, животных, явлений природы, о происхождении смерти; другие посвящены происхождению ремесел, норм морали, тех или иных общественных институтов (например, инициации — сказки баконго); третьи объясняют топонимику; четвертые содержат изложенную в поэтической форме историю народа, сказания о жизни и приключениях его прародителя.

Вторая группа, очень многочисленная и весьма характерная для африканского фольклора,— сказки о животных. Иногда это трикетерские сюжеты, иногда — этиологические сказки, объясняющие характерные особенности животных.

К третьей группе относят волшебные сказки, и, наконец, к четвертой — бытовые сказки, былички, басни.

Мифологичность — существенная черта африканского фольклора. Важное место в мифологии занимает «культурный герой» — персонаж, в котором объединены черты первопредка, демиурга, создателя и учителя первых людей. Наиболее архаичная его форма — представление о зооморфном герое, животном. Таким культурным героем бушменов, например, является богомол Цагн, его сестра цапля, жена даман и приемная дочь дикобраз. Таков же герой многих сказок ашанти — паук Ананси.

С развитием религиозных и мифологических представлений этот герой либо переходит в чисто сказочный (как это и случилось в фольклоре ашанти), либо становится символом или помощником антропоморфного создателя мира и человека (петух у йоруба, змея у балуба). Почти все мифологические персонажи (в большей или меньшей степени) проявляют черты предков, не говоря уже о тех персонажах, которые по своему происхождению считаются прародителями, первопредками: Ункулункулу у зулусов, Мукуру у гереро, Моримо у суточвана и др. Именно они не только создали человека, но и научили его пользоваться орудиями, возделывать поля, ввели церемонии инициации и другие обряды.

Складывание политеистических систем верований у народов, создавших раннегосударственные образования, привело к развитой мифологии со множеством божеств, описывающей их жизнь, приключения, взаимоотношения своих героев. Особенно подробно рассказывают об этом баганда и йоруба. У этих народов представления о божествах нередко связывались с преданиями о родоначальниках династий верховных правителей. Они воспринимались в то же время и как культурные герои. Так, тесно связанный с божествами Кинту у баганда — и первый человек, и первый правитель, и первый кузнец, и тот, кто ввел земледелие и скотоводство. То же произошло с представлениями о Шанго у йоруба или Конголо у балуба.

Меньшее, но все же значительное место занимают в мифологии африканских народов космогонические мифы. Среди них наиболее интересными и развитыми представляются мифы народа догон. Чаще всего появление небесных светил, воды, гор, растений приписывается созидательной деятельности тех же демиургов, культурных героев, которые могут выступать как тотемные предки (богомол Цагн и паук Ананси), антропоморфные предки или божества. Согласно мифам происхождение человека объясняется или порождением самой землей (выход его из земли, норы и т. п.) или созданием предков — животным или человеком (иногда этот предок просто находит людей, как у яо хамелеон обнаруживает их в своих сетях), или созданием божеством (у малагасийцев, масаи и др.), или, что сложилось значительно позднее, обожествленным предком династии верховных правителей (например, Кинту у баганда).

Вторая большая группа, составляющая наибольшее число сюжетов в африканском фольклоре,— сказки о животных. Этот жанр по сравнению с бытовой или волшебной сказкой считают самым развитым.

В сказках о животных каждый персонаж был, как правило, носителем той или иной отрицательной или положительной черты, свойственной человеку. Эти черты закреплялись, и звери, наделенные ими, кочевали из сказки в сказку. Так, в сказках народов Заира леопард всегда именит, силен, но упрям, самодоволен и глуп, маленькая антилопа кабулуку—хитра и ловка, черепаха — настойчива, умна, упорна. Однако эти «привязанные» к персонажу черты не приобрели общеафриканского характера: у других народов они могли быть иными. Так, например, у большинства бантуязычных народов заяц, в противоположность гиене или шакалу — умница, хитрец и ловкач, ловко одурачивающий этих зверей, а у готтентотов именно заяц терпит поражение от гиены или шакала.

Самый распространенный тип такой сказки африканских народов — трикстерский, плутовской, ставший классическим. Трикстер в сказках о животных — всегда маленькое и, на первый взгляд, ничем не примечательное животное. У большинства народов это заяц (суахили, акамба, басумбва я др.) или черепаха. У народов бассейна Конго в этой роли встречались и другие, но тоже маленькие животные — изящная антилопа кабулуку, жаба, игуана и т. п.

Другая группа сказок о животных — сказки этиологические. Они объясняют происхождение отдельных черт животных, особенностей их строения, поведения, образа жизни: почему паук ткет паутину (ашанти, балуба), почему у лягушки нет хвоста (ашанти), почему черепаха носит панцирь и почему на шкуре леопарда пятна, почему крокодил не ест кур, почему игуана живет в воде, почему ласточка живет в небе (балуба), почему курица и ястреб враждуют (бакуба), почему у краба нет шеи (баконго) и т. п.

Вероятно, переходные формы от мифологических сказок к волшебным представляют собой героический и мифологический (менее развитый) эпос, или «богатырская сказка». Героический эпос сложился не у всех народов Африки, а прежде всего у народов, достигших достаточно высокого уровня социального развития. Примером такого эпоса может служить, например, сказание малинке о Сундиате. Другое направление развития — «богатырская сказка». Такие сказки есть, в частности, у кикуйю и балуба. Частный сюжет «богатырской сказки» — борьба с чудовищем за освобождение народа. Для героя характерны чудесное рождение (герой говорит во чреве матери, рождается с амулетом на шее, из нарыва на ноге матери и т. п.), чудесный рост (мать отлучилась на минуту от новорожденного, а, возвратившись, застала уже взрослого мужчину), сверхчеловеческие сила, ум, ловкость, благодаря которым герой убивает чудовище и освобождает проглоченных. Таковы герои Бокеньяне у ронга, Литаолане и Дитаолане у басуто, Иньянья у бангала, Судика-Мбамби у балунда и др.

Среди сказок о людях большую группу составляют не столько сказки в обыденном понимании, сколько притчи, басни, бытовые истории. Они рассказывают о самых разных жизненных ситуациях: о супружеских отношениях, об охоте, о материнской любви, об опасностях, которые подстерегают человека на жизненном пути… Эти сказки рассказывались как были, все они несли четкую нравоучительную нагрузку.

Этот жанр более развит у народов, находившихся под влиянием арабоязычной культуры (сомали, суахили, хауса, амхара). У других народов развитые образцы этого жанра соответствуют стадии развития африканского традиционного фольклора. Подобные тексты часто выглядят как переходные фцрмы от животной триктерской сказки к анекдотической (у ашанти, суахили), от сказки, выглядящей скорее как иллюстрация какого-либо поучения, заключенного в пословице-концовке, к собственно басне (у баганда, сомали).

Африканские сказки, особенно сказки о животных, давно хорошо известны далеко за пределами Африки. Это духовное богатство африканских народов было перенесено невольниками за океан. Оно породило богатый и разнообразный фольклор американских негров. В пересказе американского писателя Джоэля Чендрика Харриса африканские «Сказки дядюшки Римуса» стали популярны во многих странах мира.

Танцевальное искусство

Танцевальное искусство народов Африки носит массовый характер. Танцем выражали разрядку после трудового дня, иногда танец-пантомима иллюстрировал рассказ о событиях дня, охоте, земледельческих работах и т. п. Танцы были необходимой составной частью религиозных обрядов и ритуалов.

Они объединяли обычно многочисленных участников, нередко танцевали все жители деревни, зрителей не было. Как правило, определенного рисунка танца не было, в танцах преобладали элементы импровизации. Лишь изредка выделялись солисты, за которыми повторяли движения и остальные участники. Чаще же большие группы девушек или юношей одновременно исполняли одинаковые движения. Исследователи особенно отмечают слитность массового движения, единство ритмики, пластики. Дополнительными выразительными средствами было включение в танец пантомимы, мимики, элементов акробатики.

Музыкальная основа танца — сложный полиритмический комплекс. Но сопровождением оркестра не исчерпывается звуковой аккомпанемент африканского танца. Он сопровождался хлопками, возгласами, прищелкиванием языком, ударами ладоней о тело. «Звучит» икостюм танцора: звенят браслеты и колокольца; шуршат травы, из которых создают юбки для танцев или которыми украшают браслеты на руках и ногах, закрепляют на головных уборах.

Очень выразительны танцы-пантомимы. Они весьма разнообразны. Пляски охотников — обычно воспоминание или рассказ об охоте. Так, пигмеи устраивали танцы-пантомимы в день удачной охоты, когда вечером у костра движениями «рассказывали» о событиях дня. Один пигмей изображал животное, на которое охотились в тот день, а остальные имитировали преследование, погоню, нападение изавершение охоты. При этом участники демонстрировали изумительное подражательное искусство, великолепное знание повадок жертвы. Охотничьи танцы земледельцев и скотоводов не столь тесно связаны с конкретными случаями охоты, более стилизованы, абстрактны, но не менее искусны.

Земледельческие трудовые танцы также скорее пантомимы, рассказывающие о труде земледельцев, кузнецов, плетельщиков циновок, ткачей или гончаров. В таких танцах можно увидеть зачатки драматических представлений со своим сюжетом, выраженным языком музыки и ганца.

Особое место занимали танцы культовые и ритуальные, связанные с употреблением масок. Ими сопровождались все обряды перехода. Особенно пышно и торжественно проводились танцы, связанные с инициациями. Они состояли из двух этапов. Сначала разыгрывались танцевальные пантомимы, символизирующие появление духов и поглощение ими посвящаемых. Завершались же обряды торжественными и ликующими танцами юношей, прошедших сложные испытания. Эти танцы, как и ритуальные танцы тайных обществ, исполнялись в масках и особых костюмах.. К ним тесно примыкают и танцы, исполняемые (иногда по несколько дней подряд) во время похоронных обрядов. В свадебных танцах у некоторых народов Восточной Африки изображалась будущая супружеская жизнь, заботы и обязанности, ожидавшие молодую.

Наконец, еще одна категория танцев — танцы дворцовые (церемониальные) и военные. Ими сопровождались обычно выходы правителей, отмечались государственные праздники. Военные танцы исполняли молодые воины (обычно одного возрастного класса). В них имитировали схватки с врагом, выслеживание, победу над ним. В обществах зулусов, масаи и других народов участие в таких танцах было одновременно и элементом воспитания молодого воина. Появились и новые темы — пантомимы о работорговле, танцы-инсценировки на библейские темы и т. п.

Музыка и танец Африки оказали громадное влияние на развитие форм музыкального и танцевального искусства негров Северной и Латинской Америки, а также на современные виды этих искусств. Блюз, самба, джазовая музыка — лишь единичные примеры этого влияния.

Духовная культура народов Африки

  1. Системы передачи информации
  2. Конфессиональная ситуация
  3. Традиционные формы искусства.

 

 

  1. Системы передачи информации

 

Передача информации — одна из основных задач этнокультурной общности и залог ее существования во времени. Для ее осуществления широко применялись различные средства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 451; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.211.66 (0.05 с.)