Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Функции управления и лидерство↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Содержание книги Поиск на нашем сайте
Цель раздела: подробно рассмотреть четыре основные функции управления: планирование, организацию, мотивацию и контроль, определить, что такое лидерство и власть.
4.1. Функция планирования Стратегическое планирование представляет собой последовательность действий и решений, предпринимаемых высшим руководством, для разработки конкретных стратегий, обеспечивающих достижение общих целей организации. В стратегическом планировании можно выделить четыре основных направления или блока: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация и организационное стратегическое планирование. Стратегия представляет собой всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей. Структура процесса стратегического планирования представлена на рис. 9.
Стратегия имеет смысл только тогда, когда она воплощается в последующую практическую деятельность, а оценка стратегии может базироваться только на оценке общих результатов, которые достигнуты фирмой на основе использования стратегии.
Миссия организации Основная общая цель организации, выражающая причину ее существования, обозначается как ее миссия. Формулировка миссии организации должна отражать: 1. Задачи фирмы с точки зрения ее основных услуг или изделий, ее основных рынков и основных технологий. 2. Внешнюю среду фирмы, которая определяет ее рабочие принципы. 3. Культуру организации, тот рабочий климат, который существует внутри фирмы и, соответственно, тип людей, которых привлекает этот климат.
Цели организации Характеристики целей: · Конкретность · Измеримость · Ориентация во времени (долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные цели) · Достижимость
Категории целей: · Прибыльность · Рыночное положение · Производительность · Продукция · Формирование и использование финансовых ресурсов · Производственные мощности · Исследования и инновации · Организационная структура · Человеческие ресурсы
Оценка и анализ внешней среды SWOT- анализ: Strengths - сильные стороны, Weaknesses - слабые стороны, Opportunities - возможности, Threats - угрозы, опасности. SWOT-анализ всегда явно или неявно предполагает сопоставление результатов анализа внешней и внутренней среды. · анализ общей среды. · анализ отраслевой среды; · анализ конкурентов.
PEST (Policy - политика, Economy- экономика, Society- общество, Technology- технология) Отраслью чаще всего называется группа фирм, производящих продукты, которые являются близкими заменителями. Возможности представляют собой такие условия во внешней среде, которые могут помочь компании успешно реализовать свою стратегию. Угрозы представляют собой такие условия во внешней среде, которые препятствовать усилиям компании успешно реализовать свою стратегию. Модель пяти сил конкуренции М. Портера показана на рис. 10.
Управленческое обследование фирмы Управленческое обследование представляет собой последовательную оценку функциональных зон организации, предназначенную для выявления ее стратегически сильных и слабых сторон. Таблица 2. Анализ сильных и слабых сторон компании по сравнению с основными конкурентами.
Стратегические альтернативы: · Ограниченный рост · Активный рост · Сокращение (ликвидация, отсечение лишнего, сокращение и переориентация) · Стратегия сочетания
Инструменты реализации стратегического плана · Тактика - вспомогательные текущие краткосрочные планы · Политика - общее руководство для действий и принятия решений · Процедуры - заранее разработанное описание последовательностей действий для принятия решений в ситуации конкретного типа · Правила - точно определяют, что должно быть сделано в специфической единичной ситуации · Бюджет - инструмент для динамического управления входным и выходным потоками ресурсов с целью их балансирования
Функция организации
Процесс формирования структуры компании, которая дает возможность людям эффективно работать вместе для достижения ее целей принято называть процессом организации. · Вертикальное разделение труда в организации - взаимоотношение полномочий · Горизонтальное разделение труда - деление организации на подразделения Делегирование - передача задач и полномочий другим лицам, которые принимают на себя ответственность за выполнение задач на основе переданных полномочий. Ответственность представляет собой обязательство работника выполнять некоторые задачи и отвечать за их удовлетворительное выполнение. Полномочия представляют собой ограниченное право работника использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых ее сотрудников для выполнения делегированных ему задач. Власть, в отличие от полномочий, представляет собой реальную способность субъекта действовать или возможность влиять на ситуацию. Линейные и аппаратные полномочия К линейным полномочиям обычно относят полномочия, необходимые для руководства основной деятельностью организации, а к аппаратным - обеспечивающей. Виды аппарата: · Консультативный · Обслуживающий · Личный Классификация аппаратных полномочий · Рекомендательные полномочия · Обязательное информирование · Параллельные полномочия · Функциональные полномочия
Препятствия к эффективному делегированию ‑ Причины нежелания руководителей делегировать полномочия: 1. Заблуждение "Я это сделаю лучше". 2. Отсутствие способности руководить 3. Отсутствие доверия к подчиненным 4. Боязнь риска 5. Отсутствие выборочного контроля для предупреждения руководства о возможной опасности. ‑ Причины, по которым подчиненные избегают ответственности и блокируют процесс делегирования: 1. Подчиненный считает удобнее спросить босса, чем делать, чем самому решить проблему. 2. Подчиненный боится критики за совершенные ошибки. 3. Не хватает информации и ресурсов для реализации задачи. 4. Сложно принять на себя дополнительные задачи из-за реальной или воображаемой перегрузки. 5. Не хватает необходимой уверенности в себе и авторитета. 6. Отсутствует положительная мотивация для того, чтобы взять на себя дополнительную ответственность.
Централизация управления фирмой Организации, в которых руководство высшего звена оставляет за собой большую часть полномочий, необходимых для принятия важнейших решений, называются централизованными. Децентрализованные организации - это такие организации, в которых полномочия распределены по нижестоящим уровням управления. Степень централизации зависит от: · Количества решений, принимаемых на нижних уровнях управления · Важность решений, принимаемых на нижних уровнях · Последствия решений, принимаемых на нижестоящих уровнях · Объем контроля за работой подчиненных
Выбор и проектирование организационной структуры Организационная структура — это логическое соотношение уровней управления и функциональных областей, организованное таким образом, чтобы обеспечить эффективное достижение целей фирмы. Департаментализация — процесс выделения подразделений в организации. Основные подходы департаментализации: · Функциональный · Дивизиональный · Матричный · Командный · Сетевой
1. Функциональный подход. Сотрудники объединяются в отделы в соответствии с видами деятельности, которые они выполняют, и квалификацией (инженерный отдел или бухгалтерия). 2. Дивизиональный подход. Отделы группируются в самодостаточные подразделения в соответствии с общностью выпускаемых товаров, потребителями или по географическому принципу. Базисом департаментализации выступает не столько сходство, сколько разнообразие навыков и умений. 3. Матричный подход. Сосуществование функциональных и дивизиональных перекрывающих друг друга командных цепочек, когда сотрудники подотчетны двум непосредственным начальникам. 4. Командный подход. Для выполнения специфических задач и координации деятельности основных отделов в организации создаются команды, пронизывающие все ее уровни от офиса президента до цехов. 5. Сетевой подход. Организация "ужимается", центральное положение занимает брокер, поддерживающий с помощью телекоммуникационных технологий связи с другими осуществляющими "жизненные" функции отделами. Отделы полностью независимы и оплачивают услуги брокера по контракту, из прибыли. Отделы могут быть размещены в любой точке земного шара.
Функциональные структуры имеют свои достоинства и недостатки (табл. 3). Таблица 3. Достоинства и недостатки функциональных структур
Типы дивизиональных структур * Продуктовая структура * Ориентированная на группы потребителей * Региональная
Таблица 4. Достоинства и недостатки дивизиональной структуры
Матричные структуры Таблица 5. Достоинства и недостатки матричной структуры
Командный подход * Многофункциональные команды (проектные структуры) * Постоянные команды (реинжиниринг бизнес-процессов) Таблица 6. Достоинства и недостатки командной структуры
Достоинства и недостатки сетевых структур показаны в табл. 7. На рис. 17 показана схема сетевой структуры. Таблица 7. Достоинства и недостатки сетевой структуры
Рис. 17. Сетевой подход к департаментализации
Мотивация Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения некоторых целей. Стихийные подходы к мотивации: · Метод «кнута и пряника» · Концепция мотивации в системе Тейлора (заработная плата зависит от выработки) Психологические принципы, лежащие в основе теорий мотивации: · Гедонизм · Концентрация на инстинктах · Концепция побуждений · Когнитивная теория
Потребности и мотивированное поведение Говорят, что человек испытывает потребность, когда физиологически или психологически он ощущает недостаток чего-либо. Побуждение - это ощущение недостатка в чем-либо, имеющее определенную практическую направленность.
Вознаграждение - это все, что человек считает ценным для себя. · Внутреннее вознаграждение · Внешнее вознаграждение
Содержательные теории мотивации · Анализ потребностей, побуждающих людей к действию · Выявление механизмов, увязывающих поведение людей с удовлетворением их потребностей
1. Иерархическая теория потребностей А. Маслоу (1943) · Пять основных видов потребностей, определяющих мотивацию · Деление на высшие и низшие потребности
Потребности низших уровней требуют удовлетворения прежде, чем на мотивации начнут сказываться потребности более высоких уровней. Поведение человека определяет самая низшая из неудовлетворенных потребностей. После того, как потребность удовлетворена, ее мотивирующее воздействие прекращается. Сила потребностей понижается от физиологических потребностей к потребностям в самовыражении по ступеням иерархии потребностей. Потребность в самовыражении никогда не может быть полностью удовлетворена.
2. Теория выживания, принадлежности и роста К. Алдерфера (1972) {Existence, Relatedness, and Growth Theory (ERG)} Ключевые компоненты ERG-теории · Последовательность удовлетворения · Разочарование (фрустрация) · Обратная последовательность разочарования · Устремление
3. Теория трех потребностей Д. Макклелланда (1960-70-е) · Рассматривает только приобретенные потребности: 1. Потребность в успехе 2. Потребность в причастности 3. Потребность во власти (стремление к личной власти и социализированное стремление к власти) · Потребности не расположены иерархически · Один из возможных выводов - создание сбалансированных команд
4. Двухфакторная мотивационно-гигиеническая концепция мотивации Ф. Герцберга (1959)
Таблица 8. Гигиенические факторы и факторы-мотиваторы по Ф. Герцбергу.
Вывод: · Применение концепции - это двухстадийный процесс Недостатки: · Методы исследования - субъективные оценки · Заработная плата не может мотивировать · Корреляция между удовлетворенностью работой и производительностью труда (чаепитие и компьютерные игры)
Процессуальные теории мотивации · Концентрация на причинах, по которым люди выбирают определенное поведение · Как человек распределяет усилия для достижения различных целей · Поведение личности является функцией его восприятия, ожиданий и возможных последствий выбранного типа поведения
А) Теория ожиданий В. Врума (1964) Ожидание можно рассматривать как оценку данной личностью вероятности определенного события. Три группы ожиданий: 1. Затраты труда - результаты (Р1) 2. Результат - вознаграждение (Р2) 3. Валентность (привлекательность) вознаграждения (Р3) МОТИВАЦИЯ = Р1*Р2*Р3
Б) Теория справедливости С. Адамса (1963-65) Основные положения: · Желание людей получать справедливую оценку своим действиям · Три категории работников в зависимости от выбора референтной группы для сравнения: 1. ориентированные «на прочих» 2. ориентированные «на систему» 3. ориентированные «на себя»
Возможные реакции на несправедливость: работник может à исказить свое собственное реальное вознаграждение или вклад, либо вознаграждение или вклад представителей референтной группы; à вести себя таким образом, чтобы побудить других изменить их вклад или вознаграждение; à вести себя таким образом, чтобы изменить собственный вклад или вознаграждение; à выбрать другую референтную группу для сравнения; à оставить работу.
Утверждения, связанные с несправедливой оплатой: 1. При повременной оплате, если работникам платят больше, чем они считали бы справедливым, они будут производить больше, чем справедливо оплачиваемые работники 2. При сдельной оплате, если работникам платят больше, чем они считали бы справедливым, они будут производить меньше единиц продукции, чем справедливо оплачиваемые работники, но более высокого качества. 3. При повременной оплате, если работникам платят меньше, чем они считали бы справедливым, они будут производить меньше, чем справедливо оплачиваемые работники или снизят качество. 4. При сдельной оплате, если работникам платят меньше, чем они считали бы справедливым, они будут производить больше единиц продукции, чем справедливо оплачиваемые работники, но пониженного качества. Вывод: мотивация работников зависит от относительного вознаграждения не в меньшей степени, чем от абсолютного.
Контроль в организациях Контроль может быть определен как процесс отслеживания (мониторинга) деятельности, для обеспечения гарантии того, что она ведется как запланировано, и исправления любых существенных отклонений. Модель процесса контроля и его основные этапы показаны на рис. 25. (1) измерение фактического результата; (2) сравнение фактического результата со стандартом; (3) осуществление управленческих действий для корректировки отклонений или неадекватного стандарта.
Стандарты представляют собой специфические цели, прогресс в отношении достижения которых может быть измерен.
(1) Измерение фактического результата · Измерение · Передача результатов измерений Как менеджеры измеряют? Основные источники: 1. Личное наблюдение 2. Статистические отчеты 3. Устные отчеты 4. Письменные отчеты Что менеджеры измеряют? Ресурсы организации, организационную среду, результаты деятельности организации, организационные и управленческие процессы (рис. 26). (2) Сопоставление результатов со стандартами · Оценка информации о результатах · Распространение информации о результатах контроля Оценка информации о результатах Подходы, обеспечивающие верификацию исходной информации: · ее сопоставление с аналогичной информацией за ряд предыдущих периодов; · сопоставление между собой данных, полученных по поводу различных, но сопоставимых объектов или явлений; · получение данных по поводу одного события или объекта из нескольких независимых источников; · аналитический контроль данных на основе использования известных зависимостей между разными показателями и т.п.
Масштаб допустимых отклонений. Принцип исключения. Руководство высшего звена устанавливает масштаб допустимых отклонений, в пределах которого отклонение полученных результатов от намеченных целей не заслуживает внимания. Управление, при котором менеджера информируют только об отклонения, которые превышают масштаб допустимых отклонений, называют управлением по принципу исключения.
(3) Реакция системы управления на отклонения · Ничего не предпринимать · Устранить отклонения · Пересмотр стандартов
ВИДЫ КОНТРОЛЯ · Предвар
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.252.215 (0.01 с.) |