Рабочая программа педагога-психолога 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рабочая программа педагога-психолога



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 18 «СВЕТОФОРИК» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЮБЕРЕЦКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

140060, Московская область, п. Октябрьский, ул. Первомайская, дом № 22А

 

Рабочая программа педагога-психолога

 для детей с задержкой психического развития

(возрастная категория 5-7 лет)

На 2017-2018 учебный год

«Согласовано» Руководителем РМО Педагогов-психологов Адамова Л.И. __________________Л.И. Адамова «____» ___________2017 г.                                 «Утверждаю» Заведующий МБДОУ № 18                           «Светофорик» _____________О. В. Туцкая             «____»______________2017 г.

 

Педагог-психолог

Арутюнян Ася Владимировна

Ая категория

 

 

г. Люберцы

2017 г


СОДЕРЖАНИЕ №п\п Наименование разделов Стр.
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 3
1.1. Пояснительная записка 3
1.2. Особенности развития детей с задержкой психического развития. 8
1.3. Планируемые результаты освоения программы 10
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 11
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 21

Целевой раздел

Пояснительная записка

В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12.09.2008г. № 666;

- "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" СанПиН 2.4.1.3049-13;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;

- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГОС); Методические рекомендации по составлению образовательной программы ДОУ N 655 от 23 ноября 2009г.

Рабочая программа разработана с учетом целей и задач Адаптированной образовательной программы МБДОУ, потребностей и возможностей воспитанников ДОУ. Современное образование предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех областей образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания.

Одной из ведущих линий образования является достижение нового современного качества дошкольного образования. Это вызывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий, обновления содержания работы групп компенсирующей направленности для детей с ЗПР.

Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 5-7 лет с задержкой психического развития, принятых в дошкольное учреждение.

Основной базой рабочей программы является:

- Программа «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» С.Т. Шевченко.

- «Система работы с дошкольниками с задержкой психического развития в условиях дошкольного образовательного учреждения», под ред.Т.Г.Неретиной.

- «Система профилактической работы с детьми над познавательными психическими процессами по программам развития Е.А. Алябьевой, Айдаралиевой Б.Ж., Степановой С.С., Васильевой Н.Н., Барановой Ф.Ю, Зиминой Л.В.,»

Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с ЗПР приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.


Теоретической основой программы являются положения, разработанные в отечественной психологии Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным и другими учеными, об общности основных закономерностей психического развития в норме и патологии, о сензитивных возрастах, о соотношении коррекции и развития, об актуальном и потенциальном уровнях развития (зоне ближайшего развития), о соотношении обучения и развития, о роли дошкольного детства в процессе социализации, о значении деятельности в развитии, о роли знака в «культурном» развитии ребенка и т. д.

Актуальность программы:

В последние годы количество детей с задержкой психического развития неуклонно растет. Число учащихся начальной школы, не справляющихся с требованиями стандартной школьной программы. По данным медицинской статистики за 9 лет обучения в школе (с 1класса по 9) количество здоровых детей сокращается в 4 – 5 раз, составляя лишь 10- 15% от общего числа учеников.

Сегодня 80% систематической школьной неуспеваемости связано с интеллектуальной неспособностью и задержкой психического развития. Каждый 10 ребенок имеет недоразвитие познавательных интересов, а адаптация и интеграция детей с ограниченными возможностями – одна из актуальнейших и наиболее сложных теоретических и практических проблем. В связи с этим важное значение

приобретает коррекционно-развивающая работа с данной группой детей.

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Как показывают исследования речевой деятельности детей с отклонениями в развитии (Р. Е. Левина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, М. Ф. Фомичева, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская и др.), обучение детей позволяет не только полностью устранить речевые нарушения, но и сформировать речевую базу еще в дошкольный период.

Своевременное и личностно-ориентированное воздействие на нарушенные звенья речевой

функции позволяет вернуть ребенка на онтогенетический путь развития. Это является необходимым условием полноценной интеграции дошкольников с ФФН в среду нормально развивающихся сверстников.

В создании условий для преодоления проблем в развитии детей с ЗПР основную роль играет взаимодействие всех сторон образовательного процесса: педагога – психолога, учителя - логопеда, учителя-дефектолога, воспитателя, родителей как специальная помощь ребенку в процессе обучения и воспитания.

Цель программы: осуществление коррекционно – развивающей работы с детьми в условиях интегрированного обучения для дальнейшей социальной адаптации и полноценного развития личности ребенка.

Задачи:

· Развивать психические процессы у детей;

· Осуществлять коррекцию негативных тенденций развития;

· Развитие индивидуальных качеств и возможностей каждого ребенка;

· Провести профилактику вторичных отклонений в развитии детей.

Условия реализации программы:

Необходимым условием реализации программы является взаимодействие специалистов МБДОУ, обладающие необходимыми знаниями о характерных особенностях детей в особенности с ОВЗ, о современных формах и методах работы с различными категориями детей. Программа составлена с учетом возрастных и специфических особенностей детей.

Объем программы. Программа рассчитана на комплекс занятий осуществляемых в течение учебного года.

Формы занятий: индивидуальная, подгрупповая.

Форма работы. 1раз в неделю – индивидуальное, 1 раз – подгрупповое занятие.

Время поведения групповых занятий: в связи с тем, что набор детей в группу предполагается разновозрастной, то продолжительность занятий может варьироваться от 15-30 минут.

Максимальное число участников: 6-8 человек.

Возраст: 5-7 лет.

Принципы построения программы:

1. Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач.

2. Единство диагностики и коррекции.

3. Учёт возрастных, психологических и индивидуальных особенностей ребенка.

4. Комплексность методов психологического воздействия.

5. Возрастание сложности.

6. Учет объема и степени разнообразия материала.

Этапы работы:

1. Организационно-методический этап. Включает в себя набор детей в группу, определение индивидуального образовательного маршрута по рекомендации комиссии ЦПМПК.

2. Диагностический этап. Проведение индивидуальной и групповой диагностики детей, сбор анамнестических данных. Диагностическое обследование ребенка проводит каждый специалист (педагог –психолог, учитель – логопед, учитель-дефектолог).

3. Коррекционно – развивающий этап. Индивидуальные и групповые занятия со специалистами.

4. Заключительный этап. Проведение итоговой диагностики. Подведение итогов.

Диагностическое обследование детей проводится дважды в год, в начале и в конце учебного года. Анализ работы по программе.

На каждом занятии закладывается основа для формирующего воздействия на ряд психических сфер и создаются условия для расширения межфункционального взаимодействия и образования новых психологических и функциональных систем.

Основные методы программы:

- Метод двигательных ритмов. Направлен на формирование межфункционального взаимодействия: формирование слухомоторных координаций, произвольной регуляции движений, слухового внимания. Он создает основу для появления таких характеристик моторики детей, как плавность, переключаемость, быстрота и координация движений рук и ног и др. Таким образом, повышается эмоциональный тонус, работоспособность у детей, закладывается основа вхождения в работу, возникает сплоченность группы.

- Метод тактильного опознания предметов. Направлен на повышение точности тактильности восприятия, развития межмодального переноса, формирование тонкой моторики руки.

- Метод звукодыхательных упражнений. Направлен на стимуляцию стволовых отделов головного мозга, развитие межполушарного взаимодействия, развитие лобных отделов; развивает самоконтроль и произвольность. Единственный ритм, которым произвольно может здесь управлять человек, - ритм дыхания и движения. Нейропсихологическая коррекция строится на дифференциации сенсорной информации от самого тела.

- Метод подвижных игр. Обеспечивает развитие межполушарного взаимодействия, мышечных зажимов. Перекрестные движения рук, нос и глаз активизируют развитие мозолистого тела. При регулярном выполнении реципрокных движении образуется и активизируется большое количество нервных путей, связывающих полушария головного мозга, что обеспечивает развитие психических функций. Медленное выполнение перекрестных движений способствует активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.

- Конструктивно-рисуночный метод. Формирует устойчивые координаты («лево-право», «верх-низ»), сомато-пространственный гнозис, зрительно-моторные координации.

- Метод дидактических игр. Направлен на развитие познавательных способностей детей: памяти, внимания, мышления; развивает самоконтроль и произвольность. Позволяет максимально развивать способности каждого ребенка, а именно: совершенствовать умение различать и называть предметы ближайшего окружения, упражнять группировать однородные предметы, выделять и выбирать

предметы с заданным свойством и пр.

- Метод психогимнастики. Помогает преодолеть двигательный автоматизм, позволяет снять мышечные зажимы, развивает мимику и пантомимику. Дает возможность освоить элементы техники выразительных движений. Этюды на выразительность жестов и тренировку отдельных групп мышц способствуют развитию и осознаний эмоциональных реакций. В результате дети лучше чувствуют и осознают свое тело, свои чувства и переживания, могут более адекватно их выразить, что создает дополнительные условия для развития. Кроме того, выразительные движения являются неотъемлемым

компонентом эмоциональной, чувственной сферы человека, так как нет такой эмоции, переживания, которые бы не выражались в телесном движении. В результате дети лучше чувствуют и осознают свое тело, свои чувства и переживания, могут более

адекватно и выразить, что создает дополнительные условия для развития.

- Метод коммуникативных игр. Способствует активизации мозга в целом: межполушарному взаимодействию, активизации корково-подкорковых структур, лобных отделов. Парные упражнения способствуют расширению «открытости» по отношению к партнеру — способности чувствовать, понимать и принимать его. Групповые упражнения через организацию совместной деятельности дают ребенку навыки взаимодействия в коллективе, формируется способность к произвольной регуляции

поведения, взаимоотношений со сверстниками и со взрослыми, позволяет повысить уровень социализации.

 

Алгоритм сопровождения:

ü Диагностика (комплексная диагностика педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда – с целью выявления дальнейшего образовательного маршрута;

ü Индивидуальное консультирование родителей (о дальнейшем маршруте обучения, о перспективах). Разъяснение специалистами МБДОУ необходимости специального коррекционного обучения;

ü Коррекционно-развивающая работа. Организуется комплексное сопровождение ребенка с учетом его потенциальных возможностей. Формируются коррекционно-развивающие группы на основе данных диагностики и направлений ПМПК.

ü Итоговая диагностика воспитанников (комплексная диагностика педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога).

Организуя занятия с детьми с особыми образовательными потребностями, реализуются следующие функции:

· Эмпатическое принятие ребенка.

· Создание психологической атмосферы и психологической безопасности.

· Эмоциональная поддержка ребенка.

·  Постановка креативной задачи и обеспечение ее принятия ребенком.

·  Тематическое структурирование задачи.

·  Помощь в поиске формы выражения темы.

·  Отражение и вербализация чувств и переживаний ребенка, актуализируемых в процессе рисования и опредмеченных в его продукте.

Для построения грамотной работы педагога-психолога используются все помещения МБДОУ.

Психологический блок работы включает следующие задачи:

· Формирование у ребенка представлений о самом себе, осознание своих качеств и возможностей:

 -осознание себя, своих особенностей, своих желаний и потребностей;

 - осознание нужности и функциональной значимости частей тела;

- реализация своего потенциала.

· Развитие эмоционально-волевой сферы у детей:

- различие, осознание, дифференциация своих чувств, адекватное реагирование на различные жизненные ситуации;

- различие, осознание эмоций других людей;

- развитие произвольного поведения;

· Обучение взаимодействия детей друг с другом и со взрослым:

- развитие навыков сотрудничества ребенка с взрослыми и сверстниками;

- воспитание навыков продуктивного взаимодействия в процессе совместной деятельности;

 - приобретал положительный опыт сотрудничества, взаимопонимания;

 - усвоение детьми общественного опыта и социальное развитие.

Психического развития.

ü низкий уровень развития восприятия (по сравнению с нормально развивающимися сверстниками);

ü  отклонения в развитии внимания: неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения;

ü  неравномерная работоспособность;

ü  отклонения в развитии памяти: заметное преобладание наглядной памяти над словесной, большая сохранность непроизвольной памяти по сравнению с произвольной, недостаточный объём и точность запоминания;

ü  выраженное отставание и своеобразие обнаруживается и в развитии познавательной деятельности: дети не владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах, времени и пространстве.

ü  нарушен поэтапный контроль над выполняемой деятельностью: они часто не замечают несоответствия своей работы предложенному образцу, не всегда находят допущенные ошибки, даже после просьбы взрослого проверить выполненную работу.

ü снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.

ü нарушения речи: одни используют довербальные средства общения, другие пользуются простой фразой, аграмматичной, структурно нарушенной.

Психического развития.

ü ослаблено здоровье и отмечается сниженный уровень физического и психофизического развития;

ü  не сформирована мотивационная готовность. Даже если ребенок хочет идти в школу, в большей

ü степени его привлекает учебная атрибутика - в школе он будет играть, а не учиться;

ü  отмечается низкий уровень эмоционально-волевой готовности. Ребенок не может подчиниться

ü правилам дисциплины, неспособен к длительным интеллектуальным усилиям;

ü  не сформированы все структурные компоненты учебной деятельности;

ü испытывают трудности при выполнении заданий, связанных на развитие мелкой моторики;

ü непроизвольное внимание развито значительно лучше, чем произвольное;

 

ü несоответствие между уровнем наглядно действенных операций и словесно -логического мышления;

ü могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения.

Задержка психического развития поддаётся коррекции, при специально организованном

обучении и воспитании ребёнка.

Планируемые результаты освоения программы.

· Сформировано представление о самом себе, овладевают элементарными навыками для выстраивания адекватной системы, положительных личностных оценок, позитивного отношения к себе.

· Сотрудничают со взрослыми и сверстниками, овладевают навыком продуктивного взаимодействия в процессе совместной деятельности.

· Сформировано адекватное восприятие окружающих предметов и явлений.

· Сформированы перцептивные действия (рассматривания, выслушивания, ощупывания). Овладевают системой сенсорных эталонов. Соединяют сенсорный опыт со словом.

· Овладевают единым процессом познания реального мира через тесное взаимодействие трех основных форм мышления: наглядно - действенного, наглядно - образного и словесно - логического.

· Усваивают количественные и качественные отношения между предметами. Сопоставляют предметы по форме, величине, пространственному расположению и по количеству. Понимают, что количество не зависит от величины, цвета, формы и расположения.

· У детей формируется представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности, о человеке, видах его деятельности и взаимодействия с природой.

· Развивается речь и коммуникативные способности во всех видах детской деятельности, в повседневной жизни, в процессе общения с членами семьи, со взрослыми, сверстниками.

· Развита мелкая моторика, сформировано хватание, выделение каждого пальца, выработана согласованность действий обеих рук, определена ведущая рука.

· Дети интересуются игрушками, могут выполнять предметно-игровые действия, играть со сверстниками.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Используемые методики

 

Название методики Цель Группа
1. Графический диктант Выявление уровня сформированности произвольности Подготовительная к школе группа.
2. Исследование восприятия Определить уровень развития зрительного и слухового восприятия Подготовительная к школе группа. Старшая группа
3. Четвертый лишний. Исследование уровня развития мышления /классификация, обобщение/; Подготовительная к школе группа Старшая группа.
4. Последовательность событий Исследование словесно- логического мышления Подготовительная к школе группа. Старшая группа.
5. Десять слов Определение объема речеслуховой памяти Подготовительная к школе группа. Старшая группа.
6. Зрительная память Определение объема зрительной памяти Подготовительная к школе группа. Старшая группа
7. Кружки Определение уровня развития внимания Подготовительная к школе группа. Старшая группа.
8. Мелкая моторика Исследование уровня развития мелкой моторики Подготовительная к школе группа. Старшая группа.
9. Мотивационная готовность к обучению в школе Определение сформированности мотивации к обучению Подготовительная к школе группа.
10. Методика экспресс - диагностики Интеллектуальных способностей детей 6 - 7 лет. Авторы адаптации: Е. И. Щебланова, И. С. Аверина, Е. Н. Задорина Интеллектуальные способности детей Подготовительная к школе группа
11.  «Ориентировочный тест школьной зрелости» Авторы: А. Керн – Я. Йерасек. Определение школьной зрелости Подготовительная к школе группа.
12. Методика «Беседа о школе» (разработана Т. А. Нежновой) Определение «внутренней» позиции школьника Подготовительная к школе группа.
13. Коммуникативная готовность: - со взрослыми - со сверстниками Определение параметров развития общения Подготовительная к школе группа
14.  «Определение мотивов учения» М.Р.Гинзбург Определение предпочтительных мотивов к учебной деятельности Подготовительная к школе группа
15. Методика «отношение ребенка к школе» Выявление отношения ребенка к школе через анкетирование Подготовительная к школе группа
16.  «Самое непохожее» Л.А. Венгер Изучение мышления и восприятия детей Подготовительная к школе группа
17. Тест «Бендер» Изучение зрительно-моторной координации, произвольности, умения работать по образцу Подготовительная к школе группа
18. Диагностика адаптации ребенка к ДОУ Определение уровня успешности адаптации ребенка к условиям детского сада. Младшая группа

С руководителем МБДОУ

1. Участвует в обсуждении актуальных направлений работы образовательного учреждения, совместно с администрацией планирует свою деятельность с целью достижения поставленных педагогическим коллективом целей и задач.

2. Уточняет запрос на психологическое сопровождение воспитательно- образовательного процесса, на формы и методы работы, которые будут эффективны для данного образовательного учреждения.

3. Осуществляет поддержку в разрешении спорных и конфликтных ситуаций в коллективе.

4. Принимает участие в расстановке кадров с учетом психологических особенностей педагогов и воспитателей.

5. Предоставляет отчетную документацию.

6. Проводит индивидуальное психологическое консультирование (по запросу).

7. Участвует в комплектовании групп с учетом индивидуальных психологических особенностей детей.

8. При необходимости рекомендует администрации направлять ребенка с особенностями развития на ЦПМПК.

9. Обеспечивает психологическую безопасность всех участников воспитательно-образовательного процесса.

10. Оказывает экстренную психологическую помощь в нештатных и чрезвычайных ситуациях.

Со старшим воспитателем

1. Участвует в разработке основной общеобразовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС.

2. Составляет индивидуальные образовательные маршруты (содержание психолого-педагогической работы по организации взаимодействия взрослых и детей в освоении образовательных областей).

3. Анализирует психологический компонент в организации воспитательной работы в учреждении и вносит предложения по повышению эффективного психологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса.

4. Участвует в разработках методических и информационных материалов по психолого-

педагогическим вопросам.

5. Разрабатывает программы по повышению психологической компетентности участников образовательного процесса (педагогический коллектив, родители).

6. Участвует в комплектовании кружков и творческих объединений с учетом индивидуальных особенностей дошкольников. В рамках консультативной помощи родителям участвует в выборе дополнительного обучения и его направленности.

7. Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, творческих групп.

8. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в дошкольном учреждении с точки зрения создания в нем психологического комфорта.

9. Выступает консультантом по вопросам создания предметно-развивающей среды.

10. Представляет документацию установленного образца (план работы, аналитические справки, анализ работы за год).

11. Проводит психологическое сопровождение конкурсов (профессиональных, детских, конкурсов для родителей и т.д.), организованных на базе ДОУ.

12. Участвует в организации и проведении Дня открытых дверей.

С воспитателями

1. Содействует формированию банка развивающих игр с учетом психологических особенностей дошкольников.

2. Участвует совместно с воспитателем в организации и проведении различных праздничных мероприятий.

3. Участвует в проведении мониторинга по выявлению уровня сформированности предпосылок учебной деятельности у дошкольников на основании анализа представленных воспитателю рекомендаций по образовательной траектории развития ребенка (в конце учебного года).

4. Оказывает консультативную и практическую помощь воспитателям по соответствующим направлениям их профессиональной деятельности.

5. Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ и ориентирует воспитателей в проблемах личностного и социального развития воспитанников.

6. Организует и проводит консультации (индивидуальные, групповые, тематические, проблемные) по вопросам развития детей, а также практического применения психологии для решения педагогических задач, тем самым повышая их социально-психологическую компетентность.

7. Оказывает помощь воспитателям в разработке индивидуального образовательного маршрута дошкольника.

8. Проводит консультирование воспитателей по предупреждению и коррекции отклонений и нарушений в эмоциональной и когнитивной сферах у детей.

9. Осуществляет психологическое сопровождение образовательной деятельности воспитателя.

10. Осуществляет психологическое сопровождение воспитателя в процессе самообразования.

11. Оказывает психологическую профилактическую помощь воспитателям с целью предупреждения у них эмоционального выгорания.

12. Проводит обучение воспитателей навыкам бесконфликтного общения друг с другом (работа в паре).

13. Содействует повышению уровня культуры общения воспитателя с родителями.

14. Организует психопрофилактические мероприятия с целью предупреждения психоэмоционального напряжения у детей (психологические аспекты организации детского сна, питания, режима жизнедеятельности детей).

15. Участвует во внедрении здоровьесберегающих технологий (подготовка руки к письму, правильная осанка и т. д.).

16. Участвует в деятельности по формированию универсальных предпосылок учебной деятельности (активизация внимания и памяти), просвещает воспитателей по данной тематике.

С музыкальным руководителем

1. Оказывает помощь в рамках психологического сопровождения деятельности музыкального руководителя.

2. Помогает в создании эмоционального настроя, повышении внимания.

3. Участвует в подборе музыкального сопровождения для проведения релаксационных упражнений на музыкальных занятиях.

4. Проводит совместные занятия со старшими дошкольниками с целью развития творческого воображения, фантазии, психологического раскрепощения каждого ребенка.

5. Учит детей определять, анализировать и обозначать словами свои переживания, работая над их эмоциональным развитием, в ходе прослушивания различных музыкальных произведений (для комплексных занятий).

6. Оказывает консультативную помощь в разработке сценариев, праздников, программ развлечений и досуга, распределении ролей.

7. Осуществляет сопровождение на занятиях, при подготовке и проведении праздников, досуга развития памяти, внимания, координации движений.

8. Участвует в проведении музыкальной терапии.

9. Участвует в организации и проведении театрализованных представлений.

10. Обеспечивает психологическую безопасность во время проведения массовых праздничных мероприятий.

С учителем-логопедом

1. Планирует совместно с другими специалистами и организует интеграцию детей с отклонениями в развитии в группе.

2. Оказывает помощь детям в развитии их саморегуляции и самоконтроля на занятиях логопеда.

3. Участвует в обследовании детей с ОВЗ с целью выявления уровня их развития, состояния общей, мелкой артикуляционной моторики, а также особенностей познавательной деятельности, эмоциональной сферы.

4. Разрабатывает индивидуально-ориентированный маршрут психологического сопровождения ребенка и его семьи на основе полученных данных совместно с другими специалистами.

5. Участвует в проведении совместной диагностики детей с отклонениями в развитии.

6. Подбирает материал для закрепления в разных видах детской деятельности полученных логопедических знаний, а именно: работа с разрезными картинками, упражнения с дидактическими игрушками, игры со строительным материалом, сооружение простых построек по образцу и др.

7. Консультирует и направляет родителей к разным специалистам по совместному решению с логопедом.

8. Участвует в разработке сценариев праздников, программ развлечений и досуга, охраняя психику детей при введении отрицательных героев.

9. Участвует в ПМПК (организация работы, составление характеристики).

10. Совместно с другими специалистами осуществляет психологическое сопровождение детей в период адаптации.

11. Участвует в интегративной образовательно-воспитательной деятельности.

С учителем-дефектологом

1. Изучает психолого-медико-педагогические особенности и условия жизни детей.

2. Выявляет трудности и проблемы и своевременно оказывает психолого-педагогическую помощь и поддержку.

3. Определяет задачи, формы, методы социально-психологической работы с детьми с особыми образовательными потребностями

4. Планирует совместно с другими специалистами и организует интеграцию детей с отклонениями в развитии в группе.

5. Способствует установлению гуманных, нравственных, здоровых отношений в социальной среде

6. Обеспечивает психологическую безопасность ребенка.

7. Участвует в обследовании детей с ОВЗ с целью выявления уровня их развития, состояния общей, мелкой моторики, а также особенностей познавательной деятельности, эмоциональной сферы.

8. Разрабатывает индивидуально-ориентированный маршрут психологического сопровождения ребенка и его семьи на основе полученных данных совместно с другими специалистами.

9. Участвует в проведении совместной диагностики детей с отклонениями в

развитии.

10. Участвует в ПМПК (организация работы, составление заключений).

11. Оказывает психологическую помощь родителям, воспитывающим детей с ОВЗ.

 

Перспективный план взаимодействия с семьями воспитанников

Обучает родителей:

ü созданию оптимальной развивающей среды дома;

ü методам игрового взаимодействия с ребенком

Проводит:

ü индивидуальные консультации родителей по вопросам воспитания и обучения детей;

ü групповые тематические консультации для родителей;

ü индивидуальные консультации для родителей по запросу;

ü консультации по телефону по вопросам, не требующим личного контакта;

ü информационные беседы;

ü игровые детско-родительские сеансы;

ü психологическую диагностику детей;

ü родительские собрания.

Знакомит родителей:

ü с психофизиологическими особенностями ребенка с учетом возраста;

ü со способами создания условий для полноценного психического развития ребенка на каждом возрастном этапе.

Объясняет родителям значимость:

ü создания условий для успешной социализации детей;

ü обучения игровому взаимодействию с детьми.

Формирует:

ü психологическую компетентность родителей в вопросах воспитания, развития детей; потребность в овладении психологическими знаниями;

ü желание использовать психологические знания в интересах гармонизации детско-родительских

ü отношений;

ü модель поведения родителей в ситуациях адаптации ребенка к детскому саду, школе;

ü личностные качества воспитанников с учетом сохранения их индивидуальности (совместно другими специалистами);

ü предпосылки для оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень.

Разрабатывает:

 конкретные рекомендации для родителей по вопросам воспитания, развития и обучения ребенка в виде информационно-наглядного материала (памятки, буклеты и др.).

 

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.Структура психологического занятия

Вводная часть Основная часть Заключительная часть
Цель вводной части – настроить группу на совместную работу, установить контакт между участниками. Основные процедуры работы: -Приветствие -Игры на развитие навыков общения   В нее входят: игры, задания, упражнения, направленные на развитие познавательной, эмоционально-волевой, коммуникативной сфер, формирование лексико-грамматических категорий речи, развитие связной речи Основные процедуры: -Игры -Задания -Упражнения -Совместная деятельность. Основной целью этой части занятия является создание чувства личной личностной значимости ребенка в своих глазах, сплоченность группы и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Основные процедуры: -Проведение какой – либо общей игры -Релаксация -Рефлексия

3.2. Перспективный тематический план работы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.158 (0.131 с.)