Роль публицистического стиля в речевой культуре современного общества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль публицистического стиля в речевой культуре современного общества



Публицистический стиль – один из функциональных стилей речи, который используется в статьях, репортажах, интервью и очерках.

Публицистический стиль касается большого количества сфер общественных отношений, к примеру политика, культура и наука. Тематика указанного стиля достаточно вариативна. Она включает в себя экономику, спорт, здоровье, религию, образование и новости.

 На сегодняшний день, средства массовой информации помогают нам стать свидетелями бурного развития газетно-публицистического стиля.

Углубляются и расширяются процессы развития оценочности, использования различных пластов лексики, и в связи с этим происходит становление новой лексической системности газеты. Произошло разделение журнальных и газетных изданий по стилю.

Мы провели лингвистический анализ англоязычных репортажей спортивной тематики. В результате чего удалось выяснить, что имена собственные и спортивная терминология – это самые распространённые лексические средства. Эпитеты, олицетворения и метафоры, в свою очередь, являются наиболее используемыми средствами речевой выразительности.

С помощью упомянутых выше факторов происходит развитие литературного языка, который получает дополнительные возможности самовыражения и увеличивает потенциал интеллектуально- и эмоционально – оценочных средств. Общество благодаря средствам массовой информации приобретает новый современный язык.

Коммуникативной сущностью данного стиля является его расчёт на воспринимающего речь. С точки зрения прагматики, публицистический стиль рассчитан на эффективность общения. М.Н. Кожина считает: «Сообщение последних новостей, их комментирование и оценка являются главными задачами данного стиля. Взаимодействие главных функций публицистического стиля (воздействующей и информативной) создают его языковую специфику. Воздействующая функция отвечает за наличие и формирование оценочной лексики. Информативная функция формирует речевые стандарты, строевую лексику, нейтральный слой словаря, которые необходимы для словесного оформления сообщений» [12, с. 285]. С.И Бикмуканова отмечает: «данный стиль не обладает эстетической и контактоустанавливающей функцией» но далее добавляет: «Данные функции присутствуют, но обладают особым характером и передаются посредством графических средств. Благодаря им статья сможет привлечь внимание большего круга читателей» [4, с. 3].

Вопрос о правильном наименовании указанного стиля вызывает немало споров. В.Л. Наер выделяет «информационный» стиль, в то время как М.Н. Кожина предпочитает употреблять такие синонимы названия «публицистический стиль» как «газетный» или «газетно- журнальный» [7, с. 156].

 «Публицистический стиль» принято считать более правильным названием, не смотря на то, что в учебной литературе по стилистике используются и другие наименование, такие как «общественно – политический», «газетный» или «газетно - публицистический» стили. Данные варианты не подходят, так как очень узко охарактеризовывают этот стиль.

Название «газетный стиль», согласно историческим справкам, сформировалось в процессе использования его в газетах и других бумажных изданиях. В современном мире его так же принято называть «телевизионным».

Специализированная политическая тематика и общественно-политический стиль не позволяют в полной мере использовать публицистический стиль. Однако, вышеупомянутый стиль успешно употребляется и в других сферах общественной жизни, например в спорте, культуре, здравоохранении и прочих.

Название публицистического стиля пересекается с самой публицистикой. Ее же, в свою очередь, принято считать частью литературы, так как она характеризует содержательные особенности относимых к ней произведений.

 Язык газеты существенно отличается от языка художественной и научной литературы. Он обладает принципиально уникальными спецификой и особенностями. Бикмуканова С.И. считает: «Достижение данной специфики обуславливается длительным и тщательным отбором средств речевой выразительности, которые в полной мере отвечают условиям социального задания, которое выполняет газета» [5, с. 151].  Новостной текст является воплощением стремления каждого из бумажных изданий, а именно их желания оповестить о последних новостях. Главная цель газеты грамотно привлечь внимание читателя, так как последний в свою очередь не будет уделять время изданиям с сомнительными заголовками и содержаниям. И поэтому принято передавать вести в достаточно сжатом формате, сообщая основную суть, при этом не забывая эмоционально окрашивать статью или репортаж. Благодаря этому, информационная функция уже не является основной, уступая это место воздействующей функции, которая, в свою очередь, превращает газетный язык в один из видов публицистического стиля. Из-за недостатка времени на подготовку материала изменяется и сам публицистический стиль. Происходит лексическое снижение и стандартизация публицистического стиля, которая образует газетные штампы.

Дускаева Л.Р. говорит: «Язык газетных сообщений, как особый стиль речи, исторически сложившийся в системе английского литературного языка, обладает рядом общих черт, меняющихся от эпохи к эпохе, а также множеством частных особенностей, присущих отдельным газетным жанрам, публикациям, корреспондентам» [13, с. 53].

Из упоминания выше, нам известно, что главная цель публицистического стиля – это оповещение о последних новостях. Для осуществления данной цели используется множество типов текстов. Первыми являются интервью, заметки и объявления. Так же можно упомянуть эссе, но в отличие от вышеупомянутых типов текстов, оно несет в себе не столько цель оповещения о какой либо информации, сколько рассуждения о ней. Читаемый материал так же должен влиять на аудиторию, а не только доносить информацию о последних новостях. По этой причине практически все периодические издания и газеты владеют своим собственным стилем, тематикой и идеологией.

Шарафутдинова С.В. пишет «Помимо наличия идеологии и тематической направленности, у любой статьи всегда имеется автор. Но его личность нельзя встретить в тексте статьи, так как текст подчиняется определённым правилам и законам газетно-журнальной публицистики. Автор может представлять позицию какого-либо общества или политической партии. Оценочная лексика является одной из характерных чёрт публицистического стиля. Как правило, лексике данного стиля придаётся сильная эмоциональная окраска. Публицистический стиль обладает рядом речевых задач, выполнение которых должно соблюдаться автором. Среди этих задач можно выделить воздействие на сознание читателей, побуждение к действию, сообщение информации». [22, с. 155]

Лексическая составляющая данного стиля имеет ярко выраженную эмоционально – экспрессивную окраску и содержит в себе жаргонные, просторечные и разговорные пласты лексики. Данные слова внутри публицистического стиля упрощают журналисту работу в описании картины произошедшего, а так же помогают имплицитно повлиять на читателя. При этом вышеупомянутые слова успешно используются и в других жанрах.

Обычно, задачей публицистическим стилем стоит задача информирования всех страт населения. Таким образом, можно утверждать, что целевой аудиторией этого стиля является усреднённый реципиент. Хотя иногда публицистический стиль может оповещать более узкую прослойку населения. Клише представляют собой еще одну важную часть данного стиля. С их помощью можно точно передать мнение автора и издания в целом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.244.153 (0.005 с.)