Форма государства: понятие и виды. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Форма государства: понятие и виды.



Форма государства – это совокупность существенных способов организации, устройства и реализации государственной власти, выражающих его сущность. Форма государства всегда выступает, как непосредственное выражение его сущности и содержания (функций). Каковы функции государства, такова и его форма.

Форма государства складывается из трех элементов: 1) формы государственного правления; 2) формы государственного устройства; 3) политического режима. При этом форма правления и форма государственного устройства раскрывают структурную сторону государства, а политический режим – его функциональную сторону. Политический режим – характеристика не только государства, но и всей политической системы.

Форма правления – элемент формы государства, определяющий порядок организации высших органов государственной власти и их взаимодействия друг с другом

Монархии: раннефеодальная, сословно-представительная, абсолютная, конституционная, дуалистическая

Республики: президентская, парламентская, смешанная

 

Государственное устройство – элемент формы государства, отражающий, как территориально устроено государство, каково взаимоотношение центральной власти и власти в территориальных единицах

Формы внутригосударственного устройства: унитарное государство (простые), федерация (сложные)

Формы межгосударственного устройства: конфедерация, союз, содружество, уния

 

Государственно-правовой (политический) режим – элемент формы государства, определяющий приемы, методы, способы осуществления государственной власти

Военные: режим военного положения, режим военного совета

Гражданские:демократические (собственно-демократические, социально-демократические), недемократические (деспотические, тиранические, тоталитарные, авторитарные, фашистские)

Общепризнанная классификация форм государства отсутствует. В последние годы в отечественной литературе предложена новая классификация форм государства, опирающаяся на признаки собственно формы:

 

1. Е диновластная форма государства - главным для такой формы является принцип единовластия. Полнота государственной власти может находиться в руках одного человека (монарх), либо в руках определённой группы (партия, военно-революционный совет и т.д.). Разделение властей, как и местное самоуправление, фактически не существует. Права граждан не признаются и всячески нарушаются, существует обязательная идеология или государственная религия. Давление на органы государственной власти со стороны различных "заинтересованных групп" отсутствует. Выделяют следующие подвиды единовластной формы государства:

· а) теократическая - форма правления, при которой власть в государстве находится в руках церкви и духовенства (Саудовская Аравия);

· б) экстремистская (фашистская);

· в) милитаристская (правление военного центра);

· г) монократическая в условиях тоталитарного социализма.

 

2. Поликратическая (многовластная) форма государства - все признаки монократической формы, только с обратным знаком, то есть главным является принцип многовластия, принцип разделения властей и местное самоуправление не только существуют, но и реально действуют и так далее. Выделяют следующие подвиды поликратической формы государства:

· а) традиционная (США, Англия);

· б) постсоциалистическая (большинство стран бывшего соцлагеря).

3) Сегментарная (смешанная) форма государства - это промежуточная форма между поликратической и монократической. Решающая роль принадлежит исполнительной власти, местное управление носит слаборазвитый характер, права граждан не полностью отражены в законодательстве, давление на органы государственной власти носит частичный характер. Примером сегментарной формы могут послужить такие государства, как Египет, Иордания, Марокко.

 

Форма государства зависит от многих факторов, среди которых определяющее

значение имеют конкретно-исторические условия возникновения и развития данного государства, исторические традиции, территориальные размеры страны, национальный состав населения, геополитические факторы и др. В мире не существует абсолютно одинаковых стран и народов, следовательно, нет одинаковых форм государства.

 

 

Публичное и частное право.

Частное право - это упорядоченная совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц. Публичное же право образуют нормы, закрепляющие порядок деятельности органов государственной власти и управления.

 

Публичное право охраняет общие интересы гос-ва, а частное – интересы отдельных лиц. Публичное право состоит из отраслей, которые связаны с полномочиями и функционированием государства – конституционного, административного, финансового, уголовного, уголовно-процессуального, международного публичного права, а частное право обслуживает потребности людей, возникающие на основе имущественных и личных неимущественных отношений,- гражданское, семейное, международное частное право.

 

Публичное право образуют нормы, регламентирующие порядок организующей деятельности органов государственной власти и управления по обеспечению общественного интереса. Одной из сторон возникающих отношений является государство, которое с помощью властных велений обеспечивает подчинение других субъектов. Поэтому предписания публичного права не могут быть изменены соглашением частных лиц. Частное право связано, прежде всего, с возникновением и развитием частной собственности. Его образуют нормы, охраняющие и регулирующие отношения частных собственников в процессе производства и обмена. Это область децентрализованного регулирования общественных отношений. Государственная власть «изгоняется» из сферы частных интересов, выполняя лишь обеспечивающие функции.

 

Характерные черты публичного права: 

· Императивность норм

· Ориентация на удовлетворение публичных, общественных интересов

· Иерархические отношения субъектов публичных отношений

· Одностороннее волеизъявление субъектов

· Широкая сфера усмотрения государственных органов и должностных лиц

· Санкции преимущественно штрафного характера

· Большая степень централизованного урегулирования

 

 

Характерные черты публичного права: 

· Равенство субъектов правоотношений

· Диспозитивное содержание правового регулирования

· Свободное волеизъявление субъектов при реализации своих прав

· Ориентация на удовлетворение личных или корпоративных интересов

· Самоответственность по своим обязательствам и действиям

· Правовосстановиельные санкции

· Децентрализованность, т.к. субъекты могут своей волей определить условия собственного поведения.

В литературе выделяют следующие критерии, в зависимости от которых те или иные нормы права относят к частному либо публичному праву:

ü интерес (если частное право призвано регулировать частные интересы, то публичное — общественные, государственные);

ü предмет правового регулирования (если частному праву свойственны нормы, регулирующие имущественные отношения, то публичному — неимущественные);

ü метод правового регулирования (если в частном праве господствует метод координации, то в публичном — субординации);

ü субъектный состав (если частное право регулирует отношения частных лиц между собой, то публичное право — частных лиц с государством, либо между государственными органами).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.136.165 (0.007 с.)