Семинар 2. Формирование грамматических навыков речи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинар 2. Формирование грамматических навыков речи



Семинар 2. Формирование грамматических навыков речи

Соловова раздел 2 лекция 6, Гальскова глава XI обучение грамматике

Назовите компоненты речевых умений.

Грамматические, лексические, фонетические навыки – речевые умения говорения, аудирования, чтения и письма.

Что изучает грамматика как раздел языкознания по мнению профессора Владимира Григорьевича Гака.

Грамматика является разделом языкознания, в котором изучаются закономерности изменения и сочетания слов, образующих осмысленные предложения или высказывания.

Какое умение является одним из важнейших условий использования языка как средства общения

Умение грамотно сочетать слова, изменять словосочетания в зависимости от того, что вы хотите сказать в данный момент, является одним из важнейших условий использования языка как средства общения.

Согласны ли вы, что овладение грамматикой важно только для формирования продуктивных умений в устной и письменной речи. Объясните ответ

Нет, так как овладение грамматикой важно и для понимания речи других людей при аудировании и чтении. Можно грамотно построить собственное высказывание, используя достаточно ограниченный набор грамматических конструкций, однако это не гарантирует того, что другие люди не будут использовать более сложные структуры в своей речи, что может стать серьезным препятствием для понимания сути высказывания, не говоря уже о тонкостях социолингвистического характера, выражающихся в возможном подтексте сказанного. Если нет достаточно понимания – нет общения.

Для каких целей используют активный и пассивный материал при обучении грамматики.

Активный материал предполагает отработку для использования в продуктивных видах речевой деятельности, а пассивный служит лишь для узнавания при чтении и аудировании.

С учетом какого принципа осуществляется отбор активного грамматического материала. Поясните принцип образцовости

Отбор активного грамматического материала строится с учетом принципа распространенности его употребления в устной и письменной речи, а также принципа образцовости: многие грамматические явления, необходимые для речи, усваиваются как отдельные словоформы (С. Ф. Шатилов).

В каком возрасте изучается активная и пассивная грамматика

Активная грамматика изучается в средней школе, а более сложные грамматические явления, отнесенные к пассивному минимуму, - в старшей школе.

Активная грамматика, следовательно, строится по принципу «от содержания к форме», а пассивная — «от формы к содержанию». Форма творительного падежа лесом в активной грамматике будет иметь своими соседями все другие формы, слова и словосочетания, которые обозначают место: иду лесом — иду по лесу, иду вдоль леса, иду напрямик... А в пассивной она, эта форма, будет связана с другими по значению формами творительного падежа (рубить топором, восхищаться сыном) и с другими падежными формами — лес, леса, лесу...

Что значит знать грамматику

Знать грамматику означает знать:

· Форму

· Значение

· Употребления

· Речевую функцию того или иного грамматического явления

9. Какие ошибки может допустить учитель при объяснении грамматических правил. В примерах найти еще ошибку, которая не разобрана в пособии, но описана.

Часто во время ознакомления с тем или иным грамматическим явлением учитель забывает или не успевает:

· Зафиксировать все формы данного явления на доске

· Показать не только утвердительную, но и отрицательную и вопросительную формы, полную или усеченную, если они возможны в данном случае

· Сравнить форму данной грамматической структуры с частично похожей формой другой структуры

· Сделать учащихся активными участниками учебного процесса, а не пассивными наблюдателями за действиями учителя, безумными роботами, хором повторяющими или механически записывающими мало значащие для них фразы

Трудности возникают и при определении значения и употребления того или иного грамматического явления, поскольку при объяснении они редко увязываются с речевыми функциями, свойственными данной грамматической структуре. Игнорирование речевой функции при объяснении косвенно приводит к тому, что форма и значение, не «привязанные» к конкретному речевому контексту, быстро забываются или вступают в противоречие и путаются с близкими по форме или значению структурами.

Семинар 2. Формирование грамматических навыков речи



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.29.89 (0.005 с.)