Ортодонтия. Основные этапы развития ортодонтии в России и за рубежом. Вклад учёных в её развитие. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ортодонтия. Основные этапы развития ортодонтии в России и за рубежом. Вклад учёных в её развитие.



Ортодонтия. Основные этапы развития ортодонтии в России и за рубежом. Вклад учёных в её развитие.

Ортодонтия (от греч. orthos - прямой, правильный и odus, род. п. odontos - зуб)- это раздел стоматологии, изучающий этиологию, патогенез, особенности зубочелюстных аномалий, разрабатывающий методы лечения и предупреждения неправильного положения зубных рядов и деформаций челюстно-лицевого скелета.

Периоды:

I – предпосылки возникновения и начало ортодонтии (с древнейших времен по 1900)

II – становление ортодонтии как самостоятельной научной дисциплины (с 1901 по 1950 г.)

III – период активного развития (с 1951 по 1990 г.)

IV – настоящее время (с 1991 по настоящее время)

История развития ортодонтии.

Качественное отличие понятий «рост» и «развитие», «аномалия» и «деформация».

 

Рост — это увеличение объема и массы ткани или какого-либо органа за счет пролиферации и дифференциации клеток.

Слова «развитие» и «рост» в клинической практике часто используются как синонимы, однако под развитием следует понимать процессы, при которых из зародышевого материала возникают качественно различные структуры (ткани, органы) в основном в стадии эмбриогенеза. Рост — увеличение числа и размеров ранее возникших структур. Рост происходит как в периоде развития плода, так и в постнатальном периоде. Разграничение понятий «развитие» и «рост» позволяет дифференцировать патологические проявления. Например, несращение неба — результат нарушения процессов развития, а уменьшенный размер челюсти (микрогнатия) — следствие недостаточного роста. В настоящее время нет достаточной информации о том, как регулировать процессы развития, чтобы избежать возникновения аномалий зубочелюстной системы, но, используя давление и натяжение, можно успешно регулировать рост челюстных костей.

Под термином «аномалия» правильно понимать отклонение от нормальной формы и функции, возникающее в процессе развития того или иного органа. Если же отклонение или нарушение происходит после того, как данный орган закончил свое развитие, то более подходящим является термин «деформация». Что касается зубных рядов и прикуса, то деформации чаще всего развиваются как следствие приобретенных дефектов, под которыми понимают убыль органа (в данном случае таким органом является зубной ряд). Пациенты с зубочелюстными аномалиями или с риском их развития различаются по возрасту, социальному положению, месту проживания, типу высшей нервной деятельности, интеллекту и уровню культурного развития. Необходим как можно более ранний диагностический поиск, включающий интегральное отображение индивидуальных механизмов развития аномалий и деформаций.

 

Взаимосвязь общих и местных нарушений организма при зубочелюстно-лицевых аномалиях и деформациях. Взаимное влияние осанки и патологии прикуса.

5) Специализированная ортодонтическая терминология в повседневной работе врача-ортодонта (термины: «окклюзия», «макрогнатия», «микрогнатия», «антеположение», «ретроположение» и т.д.).

Окклюзия – это одновременное и одномоментное смыкание группы зубов или зубных рядов в определенный период времени при сокращении жевательных мышц и соответствующем положении ВНЧС. Окклюзия – частный вид артикуляции.

Макрогнатия - увеличенная челюстная кость. Обычно сочетается с прогнатией. Выделяют верхнюю и нижнюю, одно- и двустороннюю макрогнатию.

Микрогнатия — врождённая гипоплазия (недоразвитие) челюстной кости. Выделяют верхнюю и нижнюю, а также одно- и двустороннюю микрогнатию. Лицо при нижней микрогнатии называют «птичьим». Нижняя микрогнатия является одним из признаков таких хромосомных болезней как синдромы Патау и Эдвардса.

Антеположение – переднее положение челюстной кости.

Ретроположение – задняя положение честной кости.

 

Мезенхима как основа формирования носоверхнечелюстного комплекса. Закладка и дифференцировка тканей зуба. Факторы риска возникновения и развития зубочелюстно-лицевых аномалий в пренатальном периоде развития.

 

Развитие зубов представляет собой сложный и длительный процесс, который, начинаясь на ранних стадиях эмбриогенеза, продолжается до 18—20 лет постнатальной жизни и заканчивается прорезыванием жевательных зубов.

В развитии зубов можно выделить три основных периода или стадии.

Первый период — это закладка и образование зубных зачатков.

Второй период - это дифференцировка зубных зачатков.

Третий период (длительный) — период гистогенеза, во время которого происходит развитие тканей зуба. Начало развития зубов у человека относится к 6—8-й неделе эмбриональной жизни. В это время многослойный эпителий, выстилающий ротовую ямку, образует утолщение — зубной валик, распола-гающийся вдоль верхнего и нижнего краев первичной ротовой щели. Это утолщение постепенно врастает в подлежащую мезенхиму. В результате возникает подковообразная эпителиальная пластинка, тянущаяся по всему краю ротовой щели.

Вскоре после своего образования эта пластинка расщепляется на переднюю и расположенные к ней под прямым углом зубные пластинки. Передняя пластинка, в свою очередь разделяясь, превращается в желобок, отделяющий закладку губ и щек от зачатков десен. Зубная пластинка постепенно приобретает форму дуги, заложенной в мезенхиме верхней и нижней челюстей. После образования зубных пластинок вдаль их свободного края возникают разрастания эпителия, имеющие вид колбовидных выпячиваний. В каждой челюсти имеется по 10 таких выпячиваний, соответствующих числу будущих молочных зубов. Эти эпителиальные разрастания носят название эмалевых органов.

В каждый эмалевый орган начинает врастать мезенхима, в результате чего он приобретает вид колпачка, или чаши. Врастающая мезенхима получила название зубного сосочка. По мере роста эмалевый орган постепенно обособляется от зубной пластинки и остается соединенным с ней лишь тонким слоем эпителиальных клеток. Этот тяж получил название шейки эмалевого органа. Одновременно с обособлением эмалевого органа вокруг него из мезенхимы формируется образование, обваливающее зубной зачаток со всех сторон. Оно получило название зубного мешочка. На этом заканчивается первая стадия развития зуба. Обратившийся в этом периоде зубной зачаток состоит из эмалевого органа, по-

строенного из эпителиальной ткани, зубного сосочка и мешочка, состоящих из мезенхимы.

Вторая стадия развития зубов характеризуется рядом сложных преобразований как в самом зубном зачатке, так и в окружающих его тканях. Сущность этих процессов сводился к тому, что в первоначально однородных клетках зубного зачатка происходит дифференцировка с выделением различных по форме и функции клеточных элементов начинает накапливаться жидкость, которая расслаивает клетки. В результате клетки оказываются соединенными цитоплазматическими мостиками, напоминая по структуре ретикулярную ткань. Одновременно с этим происходят изменения и в других частях эмалевого органа. Внутренние его клетки, расположенные на границе с зубным сосочком, приобретают высокую цилиндрическую форму. Эти клетки дают начало энамелобластам, т.е. клеткам, принимающим участие в построении эмали. Клетки, расположенные по наружной поверхности зубного органа, напротив, уплощаются.

Дифференцировка зубного сосочка выражается в том, что его размер значительно увеличивается. В сосочек врастает большое количество кровеносных сосудов. На его поверхности на границе с внутренними клетками эмалевого органа из клеток мезенхимы образуется несколько рядов клеток с резко базофильной цитоплазмой. Эти клетки получили название одонтобластов, так как они принимают участие в образовании дентина.

Третья стадия развития зуба начинается в конце 4-го месяца эмбриональной жизни. Первой тканью, которая образуется в процессе гистогенеза зуба, является дентин. Образование дентина происходит при активном участии одонтобластов, которые секретируют исходные компоненты для построения волокнистых структур дентина. Формирование же самих фибрилл совершается уже вне цитоплазмы клеток.

Перед началом образования дентина структура одонтобластов претерпевает рад изменений. Ядро одонтобластов передвигается к тому концу клетки, который обращен к зубному сосочку. Цитоплазматическая сеть увеличивается, приобретает вид извитых канальцев и вместе с пластинчатым комплексом располагается над ядром. Первые отложения дентина в развивающемся зубе имеют низкую электронную плотность и содержат небольшое количество тонких коллагеновых фибрилл. В дальнейшем плотность основного вещества дентина возрастает, а коллагеновые фибриллы становятся более толстыми.

Одновременно с отложением первых слоев органического вещества дентина одонтобласты образуют отростки, которые внедряются в основное вещество необызвестнленного дентина и постепенно замуровываются в нем. Одонтобласты в состав основного вещества дентина не входят, а остаются в наружных отделах зубного сосочка. Это является особенностью развития дентина, который представляет собой, таким образом, бесклеточную ткань, так как одонтобласты посылают в дентин лишь свои отростки, которые проходят в дентинных канальцах. Обызвествление дентина начинается в конце 5-го месяца эмбриональной жизни.

Развитие эмали происходит вскоре после начала образования дентина. Начало развития эмали характеризуется рядом изменений в энамелобластах — изменением массы цитоплазматической сети и пластинчатого комплекса. Обращает также на себя внимание накопление в цитоплазме этих клеток большого количества свободных рибосом, причем все эти органеллы перемещаются к тому краю клетки, который обращен к слою образующегося дентина. Этот полюс клетки вытягивается, достигая в длину 4 мкм, и образует пальцеобразный отросток. Последний вместе с телом клетки представляет единое целое. Обызвествление основного вещества эмали происходит сразу после появления его первых порций. Соли кальция откладываются в эмали в виде кристаллов гидроксиапатита,  имеющих вначале форму тонких пластин. В дальнейшем они по мере роста объединяются в призмы. Новообразованная эмаль содержит относительно большое количество органического вещества. В дальнейшем по мере «созревания» эмали содержание в ней органических веществ уменьшается.

Развитие корней зубов начинается незадолго до их прорезывания. К этому времени коронки зубов оказываются почти полностью сформированными. На данной стадии развития эмалевый орган претерпевает резкие изменения. На большом протяжении он представлен лишь несколькими рядами плоских эпителиальных клеток, плотно прилегающих к эмали и отделяющих ее от окружающих тканей. Регрессивные изменения касаются лишь тех отделов зубного органа, которые охватывают коронку зуба, а края зубного органа к моменту развития корня интенсивно разрастаются наподобие рукава и внедряются в подлежащую мезенхиму. Края зубного органа состоят из двух рядов эпителиальных клеток — внутренних и наружных и носят название эпителиального корневого влагалища (влагалище Гертвига). Это эпителиальное влагалище как бы отделяет тот участок мезенхимы, который пойдет на образование корня зуба и определяет его будущую форму. В ходе дальнейшего развития из мезенхимных клеток зуб-ного сосочка, прилегающих изнутри к эпителиальному корневому влагалищу, образуются одонтобласты, начинающие продуцировать дентин корня. После образования первых слоев дентина эпителиальное влагалище прорастает мезенхимными клетками зубного мешочка. Из этих мезенхимных клеток дифференцируются цементобласты. которые поверх слоя дентина начинают откладывать цемент. За счет оставшейся части зубного мешочка образуется периодонт или перицемент.

Развитие постоянных зубов происходит аналогично развитию молочных. Источником образования постоянных зубов является та же зубная пластинка, из которой развиваются зачатки молочных зубов. Начиная с 5-го месяца эмбриональной жизни вдоль нижнего края зубной пластинки позади каждого зачатка молочного зуба образуются эмалевые органы постоянных резцов, клыков и премоляров. У ребенка прикус молочных зубов не имеет премоляров, поэтому премоляры приходят на смену молочным молярам.

Общая структура зачатка постоянных зубов не отличается от соответствующих зачатков выпадающих зубов. В таком зачатке имеются эпителиальный эмалевый орган, зубной сосочек и зубной мешочек. Развитие твердых тканей постоянных зубов происходит в той же последовательности, что и выпадающих зубов, т.е. сначала образуется слой дентина, а затем эмаль. Закладка постоянных моляров происходит в более поздние сроки. Так, зачаток второго моляра закладывается в середине первого года жизни ребенка, зачаток третьего моляра («зуба мудрости») — на 4-м и даже на 5-м году постнатальной жизни. Такая поздняя закладка указанных зубов объясняется тем, что для них не хватает места в челюсти плода. По мере роста челюсти и соответственно удлинения зубной пластинки появляются условия для закладки этих зубов. Поскольку они не имеют предшественников, их называют дополнительными зубами. С этой точки зрения их можно рассматривать как поздно прорезывающиеся молочные зубы.

 

 

Рост и развитие зубочелюстно-лицевой области в период сформированного временного прикуса. Подготовка к смене молочных зубов на постоянные. Факторы риска возникновения и развития зубочелюстно-лицевых аномалий на данном этапе развития.

Период подготовки к смене молочных зубов на постоянные (от 4 до 6 лет)

В этом периоде наблюдается актив­ный рост челюстных костей, для ко­торого характерны следующие при­знаки:

- физиологические тремы и диасте­мы (диастема — щель между цен­тральными резцами), свидетельст­вующие о несоответствии между размерами молочных зубов и аль­веолярных отростков челюстей;

- наблюдается физиологическая сти­раемость режущих краев и жева­тельных поверхностей зубов, что способствует выдвижению нижней челюсти;

- происходит рассасывание корней молочных зубов и активный рост в позади молярной области и в перед­нем отделе челюстных костей; за­канчивается формирование эле­ментов височно-нижнечелюстных суставов;

- нижняя челюсть в результате ак­тивного роста смещается вперед;

- превалирует функция жевания;

- формируется прямая скользящая окклюзия в переднем участке зуб­ных рядов;

- дистальные поверхности вторых молочных моляров образуют «мези­альную ступень».

Вертикальные движения НЧ.

Мышцы, опускающие НЧ: m. mylohyoideus, m. geniohyoideus, m. digastricus.

Мышцы, поднимающие НЧ: m. temporalis, m. masseter, m. pterygoideus medialis.

Открывание: вращение НЧ вокруг оси, проходящей через головки челюсти в поперечном направлении. Головки НЧ скользят по скату суставного бугорка вниз и вперед. При мах открытии – головки у переднего края суставного бугорка. Движение в суставе: в верхнем отделе суставная головка вместе с диском скользит вниз и вперед, а в нижнем отделе – головка вращается в углублении диска. Мах размыкание – 45мм.

Закрывание: головки смещаются в суставных ямках в верхнее ненапряженное состояние, а НЧ вращается вокруг неподвижной горизонтальной оси, проходящей через центр головок == центральное соотношение = центральная окклюзия = 1 мм.

Сагиттальные движения НЧ.

Мышцы: двустороннее сокращение m. pterygoideus lateralis.

1 фаза: диск с головкой скользит по поверхности суставного бугорка.

2 фаза: скольжение + шарнирное движение головки вокруг собственной поперечной оси, проходящей через головки.

Расстояние – сагиттальный суставной путь – 7-10 мм.

Угол пересечения ССП и окклюзионной плоскости (Гизи)=33 град.

Угол резцовый = 40-50 град.

Трехпунктовый контакт Бонвиля (передние зубы, дистальные бугорки 2 и 3 моляров).

Оптимальная окклюзия

В 1872 году L Andrews описал 6 ключей, характеризующих оптимальную окклюзию. Для клинической практики важна их суммарная оценка.

 Ключ 1 − правильные бугрово−фиссурные контакты между первыми постоянными молярами верхней и нижней челюсти при правильном наклоне продольных осей этих зубов к окклюзионной плоскости: мезиально−щечные бугры первых моляров верхней челюсти должны быть расположены в межбугоковой фиссуре моляров нижней челюсти. Дистально−щечные бугры моляров верхней челюсти должны плотно контактировать с дистально−щечными буграми первых моляров нижней челюсти и с мезиальным скатом щечных бугров вторых моляров нижней челюсти. Ключ 1 позволяет определить нарушение смыкания первых постоянных моляров в мезиодистальном направлении с учетом места расположения и контактов вершины мезиально−щечного и дистально−щечного бугров первого постоянного моляра с правой и левой стороны зубных рядов пор отношению к межбугровой фиссуре первого постоянного моляра нижней челюсти и ската мезиально−щечного бугра второго моляра.

Ключ 2 − правильная ангуляция в градусах (мезиодистальный наклон) продольных осей коронок всех зубов. Ее характеризует величина угла, образованного при пересечении касательной к клинической коронке каждого зуба и перпендикуляра к окклюзионной плоскости. При оптимальной окклюзии ангуляция бывает положительной тогда, когда окклюзионный сегмент касательной к средней линии вестибулярной поверхности коронки зуба находится мезиальнее по отношению к десневому, и отрицательной − при обратном соотношении. Последнее характеризуется как отклонение от нормы. При оптимальной окклюзии каждый зуб должен иметь характерную для него ангуляцию.

Ключ 3 − правильный торк (вестибулооральный наклон коронок и корней) зубов. Его характеризуют величиной угла, образованного при пересечении касательной к средней линии вестибулярной поверхности коронки зуба и перпендикуляра к окклюзионной плоскости. При нормальном расположении коронок их окклюзионная часть находится вестибулярнее по отношению к десневой части. В норме лингвальный наклон окклюзионной части коронок боковых зубов верхнего зубного ряда увеличивается по направлению от клыков к молярам. Вестибулярные поверхности бугров постоянных моляров верхней челюсти расположены с фациальной их стороны не в одной плоскости. Если установить прямую дугу в горизонтальном направлении параллельно окклюзионной поверхности зуба (направление межзубной линии) и провести касательную к его фациальным буграм, то образуется угол, равный в среднем 10 градусов.

  Ключ 4 − зубы, расположенные в зубных рядах, не должны быть повернуты по оси. Передние зубы, повернутые по оси, занимают меньше места в зубной дуге, что приводит к ее уплощению и укорочению. Повернутые по оси премоляры и моляры занимают больше места в зубной дуге, что способствует ее деформации и удлинению, а следовательно, к нарушению окклюзии. При повороте зуба вокруг вертикальной оси (ключ 4) изменяется длина зубной дуги. Если по оси повернут передний зуб, находящийся в зубной дуге, то дуга уплощается и укорачивается, если боковой − то удлиняется, что нарушает соотношение зубных рядов.

Ключ 5 − наличие плотных контактов между зубами каждого зубного ряда без диастемы и трем. Нередко промежутки образуются при нарушении миодинамического баланса мышц, окружающих зубные ряды с наружной и внутренней их поверхностей. Такая аномалия наблюдается при несмыкании губ, инфантильном глотании, вредных привычках сосания пальцев, языка, губ, различных предметов. Промежутки между зубами могут быть обусловлены чрезмерным ростом челюсти, при гнатических разновидностях прикуса.

Ключ 6 − вогнутость кривой Шпее не должна превышать 2 мм, что определяют при измерении наибольшего расстояния между плоскостью, соприкасающейся с режущими краями центральных резцов нижней челюсти и выступающими дистальными буграми последних постоянных моляров, и наиболее низко расположенной окклюзионной поверхностью боковых зубов. Чем короче зубная дуга и длиннее апикальная, тем глубже кривая Шпее, что приводит к неправильной позиции зубов и отклонению их продольных осей. Кривая Шпее отражает зубоальвеолярную высоту в переднем и задних участках зубных рядов обеих челюстей и в норме составляет до 2 мм. Она взаимосвязана с длиной зубных дуг и их апикального базиса. Чем короче зубная дуга и длиннее апикальная, тем глубже кривая Шпее. Она может быть не только вогнутой, но также плоской или выпуклой. В процессе устранения аномалий прикуса и при завершении ортодонтического лечения зубочелюстно−лицевых аномалий следует стремиться к достижению множественных контактов между зубными рядами, т.е. к оптимальной окклюзии.

Первый класс

Мезиально-щечный бугор первого моляра верхней челюсти располагается в межбугровой фиссуре первого моляра нижней челюсти. Патология во фронтальном отделе. Клык ВЧ между 3 и 4 зубами НЧ.

Второй класс

Межбугровая фиссура первого моляра нижней челюсти располагается позади мезиально-щечного бугра первого моляра верхней челюсти. Два подкласса: первый подкласс — верхние резцы наклонены в губном направлении (протрузия); второй подкласс — верхние резцы наклонены небно (ретрузия).

Третий класс

Межбугорковая фиссура первого моляра нижней челюсти располагается впереди мезиально-щечного бугра первого моляра верхней челюсти.

Преимущество:

Основа КСФ – «ключ окклюзии», т.е. правильное смыкание первых постоянных моляров. Отражает соотношение зубных рядов в зависимости от мезиодистального соотношения верхних и нижних постоянных моляров.

  1. Простота.
  2. Удобство в практической работе.

Недостатки:

  1. Неверна сама основа КСФ (т.е. положение о том, что первый постоянный моляр верхней челюсти всегда занимает правильное положение).
  2. Не учитываются функциональные нарушения и этиологический фактор.
  3. Учитывает нарушения только в одном (сагиттальном) направлении.
  4. Не отражает аномалий временного прикуса.
  5. Не может быть использована при отсутствии одного из первых постоянных моляров или значительном разрушении коронки.

 20) Классификация зубочелюстно-лицевых аномалий по ВОЗ, её практическое применение, преимущества и недостатки.

1. Аномалии величины челюстей:

а) Макрогнатия (верхней, нижней, обеих челюстей)

б) Микрогнатия (верхней, нижней, обеих челюстей)

 

2. Аномалии положения челюстей относительно основания черепа:

а) Асимметрия (кроме гемифациальной атрофии или гипертрофии, односторонней мыщелковой гиперплазии).

б) Прогнатия (нижнечелюстнаяя, верхнечелюстная)

в) Ретрогнатия (нижнечелюстнаяя, верхнечелюстная)

 

3. Аномалии соотношения зубных дуг.

а) Дистальная окклюзия.

б) Мезиальная окклюзия.

в) Чрезмерное перекрытие(горизонтальный перекрывающий прикус, вертикальный перекрывающий прикус).

г) Открытый прикус.

д) Перекрестный прикус боковых зубов.

е) Лингвоокклюзия боковых зубов нижней челюсти.

 

4. Аномалии положения зубов.

а) Скученность.

б) Перемещение.

в) Поворот.

г) Промежутки между зубами.

д) Транспозиция.

Преимущество:

Недостатки:

1. Неполная с морфологической точки зрения

2. Этиопатогенетический подход к построению КСФ примитивен

3. Неудачная терминология («передний и задний перекрестный прикус», «горизонтальный прикус» и т.д.)

4. Для практической деятельности врача-ортодонта не может быть рекомендована.

А.Я. Катц (1933 г.)

1 класс характеризуется изменением строения зубных рядов впереди первых моляров в результате превалирования вертикальных (дробящих) движений НЧ.

2 класс по морфологическому строению свойствен 2 классу по Энглю, а с точки зрения функции характеризуется слабофункционирующими мышцами, выдвигающими НЧ (латеральные крыловидные мышцы).

3 класс соответствует морфологическому строению 3 класса Энгля, что, по мнению А.Я. Катца, связано с превалированием функции мышц, выдвигающих НЧ.

Преимущества:

1. Способствовала развитию функциональной диагностики.

2. Отражено единство морфологических и функциональных нарушений при ЗЧА.

Недостатки:

1. Как у КСФ Энгля.

P.W. Simon 1919 г.

  • I - аномалии в положении зубов: зуб расположен вне зубной дуги вестибулярно, орально, мезиально или дистально от своего места, выше или ниже уровня своего места, повернут вокруг своей оси.
  • II - аномалии в строении зубных рядов:
    • контракция - сужение зубных рядов (сужение зубных дуг определяется по отношению к срединно-сагиттальной плоскости);
    • дистракция - расширение зубных рядов (расширение зубных дуг определяется по отношению к срединно-сагиттальной плоскости);
    • протракция - зубной ряд смещен вперед (определяется по отношению к орбитальной плоскости); г) ретракция - зубной ряд смещен кзади (определяется по отношению к орбитальной плоскости);
    • аттракция - зубной ряд или часть его расположен выше окклюзионной линии (определяется по отношению к франкфуртской плоскости);
    • абстракция - зубной ряд или часть его расположен ниже окклюзионной линии (определяется по отношению к франкфуртской горизонтали).

Преимущества:

1.Позволяет охарактеризовать отклонения в положении отдельных зубов или всех зубов одной или обеих челюстей, а также отклонения в величине альвеолярных отростков челюстей.

Недостатки:

1. Не учтены функциональные и эстетические нарушения.

2. Сложная терминология.

3. Требуется лабораторная ортодонтическая техника (изучение гнатостатических моделей челюстей).

Сагиттальные аномалии

1. антериальный (мезиальный)

а. Без смещения НЧ

   Общая, истинная прогения

   Ложная, фронтальная прогения

б. Со смещением НЧ

    Принужденная прогения

в. Сочетанные аномалии

 

 

2. постериальный (дистальный )

а. Без смещения нижней челюсти

         Общая, истинная прогнатия

         Ложная, фронтальная прогнатия

б. Со смещением нижней челюсти

         Принужденная прогнатия

в. Сочетанные аномалии

 

Трансверзальные аномалии

Латеральный перекрестный

а. Без смещения нижней челюсти

     Общий, истинный

     Фронтальный латеральный право- и левосторонний

     Боковой латеральный право- и левосторонний

б. Со смещением нижней челюсти

   Принужденный латеральный право- и левосторонний

    Антериально-латеральный право- и левосторонний

в. Сочетанные аномалии

 

Вертикальные аномалии

Глубокий

а. Без смещения нижней челюсти

        Общий, истинный

        Фронтальный глубокий

б. Со смещением нижней челюсти

        Принужденный, ложный

в. Сочетанные аномалии

Открытый

а. Без смещения нижней челюсти

       Общий, истинный открытый

       Фронтальный открытый

       Боковой открытый

б. Со смещением нижней челюсти

       Принужденный, ложный

в. Сочетанные аномалии

 

Преимущества:

1. Углублена функциональная характеристика ЗЧАД.

2. Выделяются аномалии прикуса со смещением нижней челюсти и без.

Недостатки:

  1. Неудачная терминология («постериальный» прикус вместо «дистальный», «антериальный» вместо «мезиальный»).
  2. Нельзя классифицировать аномалии прикуса только на основании смещения нижней челюсти, необходимо обязательно учитывать размеры челюстей и др. факторы.

 

 

Недостатки:

1. Не всегда возможно установить этиологический фактор.

2. Этиологические факторы могут сочетаться друг с другом.

3. Нечеткость при расширении вопросов дифференциальной диагностики.

Современное представление об этиологии зубочелюстных аномалий. Заболевания в раннем детском возрасте. Нарушение функций дыхания, глотания, речи, жевания, их влияние на развитие ортодонтической патологии.

 

Показания к ОПТГ

Выявление поражений:

1.    Твёрдых тканей зуба. Воспаление (кариес), нарушение целостности зуба (перелом, дефект участка), наличие дополнительного канала или инструментов в канале, новообразования в тканях и костях кости и пр.

2.    Изменений периодонта.

3.    Костей челюстей и прилежащего лицевого скелета. Переломы (травматические, патологические) костей челюсти и лицевого скелета, новообразования, воспалительные процессы (остеомиелит, периостит), состояние полостей в костях (околоносовых пазух)и пр.

4.    Мягких тканей челюстей. Травмы, новообразования, воспалительные процессы, инородные тела, состояние перед и после внедрения имплантата и пр.

5.    Контроль этапов лечения и динамики течения заболеваний (качество пломбировки канала, штифты, имплантаты и пр.).

Преимущества ОПТГ:

•     полная картина зубочелюстной системы;

•     возможность фокусироваться на отдельных участках челюсти;

•     высокая информативность и точность получаемой информации;

•     минимальная лучевая нагрузка (доза воздействия всего 0,02 мЗв).

Недостатки ОПТГ:

•     дает двухмерный снимок, поэтому возможны некоторые плоскостные искажения в связи с «наслаиванием» разных планов;

•     не позволяет определять толщину и наклон альвеолярных отростков;

•     не позволяет анализировать структуру и размещение элементов нижней и верхней челюсти.

I.Оценка качества рентгенограммы (контрастность, резкость, полнота охвата исследуемой области, проекционные искажения – удлинение, укорочение зубов, изменение формы и размеров челюстей).

II. Оценка окружающей костной ткани: 1. Состояние межзубных перегородок (форма, высота, состояние замыкательной пластинки, состояние кортикального слоя, степень минерализации и состояние губчатого вещества); 2. Наличие перестройки внутрикостной структуры, анализ патологической тени (участка деструкции или остеосклероза) включает в себя определение локализации, формы, размеров, характера контуров, интенсивности структуры, различных отделов челюстей; 3. Наличие ретинированных зубов (количество, локализация, положение в челюсти, групповая принадлежность, стадия формирования зуба, состояние фолликула); 4. Оценка состояния височно-нижнечелюстного сустава (соотношение суставных головок и ямок, наличие патологических изменений); 5. Состояние верхнечелюстных пазух (симметричность, наличие затемнения (локализация, площадь, интенсивность), резкость контуров, кости, соотношение корней зубов к пазухе, состояние носовой перегородки (искривление); 6. Состояние нижнечелюстного канала (локализация, соотношение корней зубов к каналу, наличие патологических элементов).

III. Определение объекта исследования.

IV. Анализ тени зубов: 1. Состояние коронки (наличие кариозных полости, пломбы, дефекты пломбы, соотношение дна кариозной полости к полости зуба); 2. Характеристика полости зуба (наличие пломбировочного материала, дентиклей); 3. Состояние корней (количество, форма, величина, контуры); 4. Характеристика корневых каналов (ширина, направление, степень пломбирования); 5. Оценка периодонтальной (равномерность, ширина, состояние компактной пластинки лунки – сохранена, утолщена, истончена).

Показания к применению.

•     исправление прикуса;

•     наблюдения за переменами в пародонтических тканях;

•     оценки состояния мягких лицевых тканей;

•     точное расположение челюстей;

•     выявление зубных наклонов и т.д.

45) Рентгенологические методы диагностики зубочелюстных аномалий. Телерентгенография головы в прямой и боковой проекциях. Роль в диагностике и планировании лечения зубочелюстно-лицевых аномалий. (видео 1,2)

46) Рентгенологический метод исследования кистей рук по методу Бьёрка. Роль в планировании ортодонтического лечения.

Возраст

Длина зубного ряда (в мм) во временном прикусе:

на верхней челюсти на нижней челюсти
3 года 30,0±0,2 26,2±0,2
4 года 30,4±0,2 27,0±0,2
5 лет 30,2±0,2 26,6±0,2
6 лет 30,5±0,1 26,5±0,1

 Индекс Нансе.

1)измеряют Md (мезиодистальный) размеры коронок 10 временных или 12 постоянных зубов и суммируют полученные данные.

2)с помощью мягкой проволочной лигатуры измеряют длину зубной дуги по середине жевательной поверхности боковых зубов через контактные пункты и по режущим краям передних зубов.

3)сравнивают полученные результаты и судят о соответствии или несоответствии суммы размеров зубов длине зубной дуги.

Диагностика

Требуется проведение ряда дополнительных диагностических процедур: определения прикуса, прицельной рентгенографии, ортопантомографии, снятия слепков, изготовления и изучения диагностических моделей челюстей. При анализе данных учитывается положение, форма, наклон резцов и корней; состояние уздечек; величина межзубного промежутка и симметричность диастемы; характер прикуса, наличие ретинированных зубов.

Лечение

Ликвидация диастемы методом косметической реставрации предполагает закрытие межзубного промежутка с помощью композитных (прямых) виниров, изготавливаемых из светоотверждаемого композита непосредственно в кабинете стоматолога за один визит.Ортопедический метод устранения диастемы основан на использовании для закрытия межзубного промежутка керамических виниров или несъемных протезов. Если причиной диастемы выступают аномалии формы и прикрепления уздечек, проводится хирургическое лечение - пластика уздечки губ или языка. В ряде случаев требуется удаление ретинированных и дистопированных зубов.

Лечение.

Для устранения скученности зубов применяют трейнеры, пластиночные ортодонтические аппараты с винтом. При равномерном сужении винт устанавливают на уровне премоляров, при выраженной скученности фронтальных зубов – фиксируют на линии клыков. При одностороннем сужении производят секторальный распил и винт устанавливают асимметрично. При выявлении скученности зубов в сочетании с протрузией резцов в пластиночный аппарат наряду с винтом вводят еще один активный механически действующий элемент – вестибулярную дугу. Так как при использовании съемной расширяющей пластинки с винтом отсутствуют механизмы коррекции кривой Шпее, длины зубного ряда и его формы в переднем участке, для исправления скученности зубов в сменном прикусе все чаще применяют аппараты Biobloc. За счет наличия в их составе винта и протрагирующих дуг удается одновременно изменить ширину и длину челюстей, а также выровнять окклюзионную плоскость, устранив скученность зубов во фронтальном участке.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 732; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.100.34 (0.164 с.)