Кафедра общей и клинической психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра общей и клинической психологии



ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

КАФЕДРА ОБЩЕЙ И КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

НАРУШЕНИЕ ПСИХИЧЕСОГО РАЗВИТИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

«клиническая психология»

Волгоград 2013
УДК

 

 

Составитель: Мезинова А.И.

 

Рецензенты:

 

 

Утверждено Учебно-Методической Комиссией по специальностям Медицинский менеджмент ВолгГМУ протокол №_____от______ 201___ г.

 

Печатается по решению центрального методического совета

Волгоградского государственного медицинского университета

 

 

Психология предпринимательства: учебно-методическое пособие для студентов специальности «Клиническая психология» / Сост. А.И. Мезинова. – Волгоград: Изд-во ВолгГМУ, 2013. – 73 с.

 

 

Пособие включает в себя основные темы по курсу психология аномального развития седьмого семестра, составленные в соответствии с типовой учебной программой дисциплины «Нарушение психического развития в детском возрасте», рекомендованной отделением психологии УМО университетов РФ в 2013 году.

Данное учебное пособие информирует студента, изучающего курс нарушение психического развития в детском возрасте, об основных разделах, указывает на весь спектр разнообразных направлений процесса обучения, организацию содержания курса нарушение психического развития в детском возрасте, а также самоорганизацию деятельности студента т.е. того базиса знаний, который сформирует целостную картину восприятия дисциплины. Пособие содержит указание на необходимую для самостоятельной работы студента литературу, и способствует тем самым успешному освоению учащимся учебной программы восьмого семестра по курсу нарушение психического развития в детском возрасте.

Методическое пособие адресовано студентам медицинских вузов отделения клиническая психология, изучающим курс нарушение психического развития в детском возрасте.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие 5
РАЗДЕЛ 1. Рабочая программа учебной дисциплины «Нарушение психического развития в детском возрасте» 7
ЧАСТЬ 1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе  
1.1. Цель и задачи курса 7
1.2. Место курса в профессиональной подготовке специалиста 8
1.3. Требования к уровню содержания курса 9
1.4. Формы организации обучения и виды контроля 10
ЧАСТЬ 2. Содержание дисциплины 11
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы 11
2.2. Наименование тем, их содержание, объем в часах лекционных занятий 12
2.3. Тематический план семинарских занятий 16
2.4. Перечень вопросов и заданий, вынесенных на самостоятельное изучение (внеаудиторная самостоятельная работа) 28
2.5. Вопросы к экзамену 31
2.6. Оценочные средства для текущего и рубежного контроля успеваемости 37
2.7. Примерные тестовые задания для проверки усвоения знаний 39
2.8. Варианты упражнений для закрепления пройденного материала 52
ЧАСТЬ 3. Рекомендуемая литература 61
РАЗДЕЛ 2. Глоссарий учебной дисциплины «Нарушение психического развития в детском возрасте» 62

ПРЕДИСЛОВИЕ

Программа лекций и семинарских занятий по курсу нарушение психического развития в детском возрасте, представленная в данном пособии, рассчитана на один семестр и предназначена для студентов дневного отделения факультета социальной работы и клинической психологии, обучающихся по специальности «Клиническая психология».

Пособие состоит из 2 разделов и содержит методологические рекомендации по изучению дисциплины, варианты контрольных заданий (тестов) и практических заданий, а также контрольные вопросы для осуществления промежуточного и итогового контроля знаний, список рекомендуемой литературы, словарь основных понятий и терминов.

Рабочая программа дисциплины разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) «Клиническая психология» (2013 г.), с учётом рекомендаций примерной основной образовательной программы высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) «Клиническая психология» и примерной (типовой) учебной программы дисциплины (2013 г.). Курс в объеме 108 часов общей трудоемкости (в том числе 36 часов аудиторных занятий) читается на четвертом году обучения в восьмом семестре и предполагает знание основных дисциплин гуманитарного цикла.

К итоговому зачету, который проводится в конце семестра, допускаются студенты, сдавшие в срок с положительной оценкой промежуточные отчетности. Успешная сдача зачета предполагает, как минимум, знание основной литературы, в которую включаются материалы, выносимые на обсуждение на семинаре, а также самостоятельно изученные источники.

Подчеркнем, что содержание, объем, место, и временные ограничения данного курса предъявляют особые требования к студентам. Посещение семинаров, а также своевременная текущая подготовка к ним являются обязательными.

Источники рекомендуемой литературы и дополнительной литературы предоставляют возможность более широкого освещения материалов курса.


РАЗДЕЛ 1.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
НАРУШЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

 

ЧАСТЬ 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

1.1. Цель и задачи дисциплины

Целью изучения дисциплины является ознакомление студентов с основными теоретическими и практическими направлениями в диагностике детей с различными видами аномалий развития; расширение гуманитарной подготовки студентов факультета клинической психологии в области человековедческих наук, стимулирование личностного роста студентов, расширению мировосприятия. Курс предполагает усвоение студентами фундаментальных основ психологии аномального развития ребенка, а также отдельных аспектов медицинской психологии, применительно к содержанию деятельности клинического психолога.

Задачи освоения дисциплины:

· рассмотреть основные отечественные и зарубежные теоретические подходы к оценке аномального развития;

· освоить клинические и психологические типологии дизонтогенеза;

· научить профессионально владеть методами диагностики различных вариантов дизонтогенеза;

· ознакомить с направлениями коррекционной работы в рамках психологии аномального развития.

· подготовить к освоению способов овладения своей будущей профессии, выявление профессионального содержания, методов и форм организации медицинской работы.

 

1.2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы

Дисциплина «Нарушение психического развития в детском возрасте» относится к вариативной части гуманитарного, социального и медицинского цикла и является одним из принципиальных компонентов фундаментальной подготовки клинического психолога. Освоение дисциплины должно опираться на знания, умения и компетенции, приобретенные в процессе изучения курсов «Нейропсихология», «Патопсихология». Дисциплина «Психология аномального развития» является предшествующей для специальных дисциплин «Нейропсихология детского возраста», «Практикум по коррекционно-развивающему и восстановительному обучению».

 

Требования к уровню освоения содержания курса

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

· теоретические и методологические основы психологии аномального развития как науки;

· общую характеристику психологии аномального развития: актуальные проблемы и задачи психологии аномального развития;

· ориентироваться в теоретических проблемах нормального и аномального развития.

· основные характеристики методов психологии аномального развития;

Уметь:

· использовать основные методики исследования психологии аномального развития;

· осуществлять диагностику различных вариантов структуры психических нарушений при аномальном развитии детей;

· формулировать гипотезу патопсихологического обследования ребенка, строить план обследования с использованием набора методических средств (с учетом возрастных нормативов);

· применять полученные знания в практической деятельности клинического психолога.

Владеть:

· навыками дифференциальной диагностики различных вариантов дизонтогенетического развития ребенка;

· навыками использования различных методов психологии аномального развития в работе клинического психолога;

· навыками профилактики и коррекции неблагоприятных вариантов развития детей разных возрастных групп.

 

ЧАСТЬ 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Закономерности нарушений психического развития у детей.

Тема 2. Психологические методы обследования и коррекции детей с аномальным развитием.

Тема 3. Особенности психического развития детей с отставанием в развитии.

Тема 4. Особенности психического развития детей с поломкой в развитии.

Тема 5. Особенности психического развития детей с асинхронией в развитии.

 

2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Факультет Семестр Кол-во часов Лекции Семинарские занятия СРС Зачет
Социальной работы и клинической психологии VIII 108 18 36 54

V II I семестр

Всего

108 18 36 54

2.2. Наименование тем, их содержание, объем в часах лекционных занятий

ЛИТЕРАТУРА:

1. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте.

М.: Академия, 2010.

2. Психология и педагогика: учебно-методическое пособие для студентов медицинских и фармацевтических вузов / М.Е. Волчанский, В.В. Деларю, В.В. Болучевская, О.С. Золотарёва. – Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2010.

 

ТЕМА 3: Особенности психологического обследования ребенка с аномальным развитием.

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:

1. Особенности установления контакта с ребенком с аномальным развитием (игра, рисунок).

2. Роль возрастного фактора в выборе методов психологического обследования.

3. Методы диагностики развития: а) метод наблюдения (способы регистрации). Особенности этологического наблюдения; б) варианты опросников, используемых при обследовании детей с аномальным развитием, а также при изучении детско-родительских отношений в их семьях. Сочетание опросов с наблюдением; в) клинико-психологические методы исследования. Сочетание эксперимента с обучением; г) психометрические методы. Границы их применения; д) проективные методы (ТАТ, САТ, тест Розенцвейга, варианты игровых методик, графические методы).

4. Принципы комбинации разных методов.

ЦЕЛЬ: Знать принципы организации и содержание психологического обследования ребенка с аномальным развитием.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:

1. Роль возрастного фактора в выборе методов психологического обследования.

2. Игровая терапия     

3.Специфика применения проективных методов в работе с ребенком с аномальным развитием

ЛИТЕРАТУРА:

1. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. М.: Академия, 2010.

2. Психология и педагогика: учебно-методическое пособие для студентов медицинских и фармацевтических вузов / М.Е. Волчанский, В.В. Деларю, В.В. Болучевская, О.С. Золотарёва. – Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2010.

 

ТЕМА 4: Возрастные особенности клиники психических нарушений у детей.

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:

1. Функциональная незрелость органов и систем детского организма.

2. Уровни нервно-психического реагирования в детском возрасте.

3. Основные синдромы детского возраста.

ЦЕЛЬ: Знать возрастные особенности клиники психических нарушений у детей

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:

1. Уровни нервно-психического реагирования в детском возрасте.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте.

М.: Академия, 2010.

2. Мэш, Э. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка. / Э. Мэш, Д.Вольф. – М.: АСТ; СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2007.

3. Петрова, Н.Н. Психология для медицинских специальностей / Н. Н. Петрова. – М.: Академия, 2008.

 

ТЕМА 5: Психическое недоразвитие.

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:

1. Клиническая характеристика олигофрении.

2. Особенности нарушений познавательных процессов при олигофрении.

3. Проблема соотношения аффективных и интеллектуальных нарушений при олигофрении.

4. Вторичные невротические образования, возникающие в неблагоприятных условиях воспитания и обучения.

ЦЕЛЬ: Знать психологические особенности развития детей с психическим недоразвитием.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:

1.Особенности личностного становления детей с разными формами олигофрении.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Астапов, В.М. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития: Хрестоматия / В.М.Астапов, Ю.В. Микадзе. – СПб.: Питер, 2008

2. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте.

М.: Академия, 2010.

3. Психология и педагогика: учебно-методическое пособие для студентов медицинских и фармацевтических вузов / М.Е. Волчанский, В.В. Деларю, В.В. Болучевская, О.С. Золотарёва. – Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2010

 

ТЕМА 6: Задержанное психическое развитие.

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:

1. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития.

2. Особенности эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития.

3. Структура интеллектуального дефекта.

4. Дифференциальная диагностика задержки психического развития и олигофрении.

5. Дифференциальная диагностика задержки психического развития и органической деменции.

6. Вторичные психогенные образования, возникающие при неблагоприятной социальной ситуации развития.

ЦЕЛЬ: Знать психологические особенности развития детей с задержкой психического развития.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:

1. Особенности личностного становления детей с задержанным психическим развитием.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Астапов, В.М. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития: Хрестоматия / В.М.Астапов, Ю.В. Микадзе. – СПб.: Питер, 2008.

2. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте.

М.: Академия, 2010.

3. Психология и педагогика: учебно-методическое пособие для студентов медицинских и фармацевтических вузов / М.Е. Волчанский, В.В. Деларю, В.В. Болучевская, О.С. Золотарёва. – Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2010.

ТЕМА 7: Дефицитарное психическое развитие.

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:

1. Клинико-психологическая характеристика детей с сенсорными дефектами.

2. Динамика развития детей с сенсорными дефектами.

3. Взаимоотношение первичных и вторичных нарушений у детей с сенсорными дефектами.

4. Нарушения отдельных компонентов психомоторики и их влияние на психическое развитие ребенка.

5. Компенсаторное левшество.

6. Типы аномального развития двигательной сферы у детей.

7. Клинико-психологическая характеристика развития детей с детским церебральным параличом.

8. Особенности эмоциональной сферы у детей с детским церебральным параличом.

ЦЕЛЬ: Знать психологические особенности развития детей с дефицитарным психическим развитием.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:

1.Трудности личностного становления детей с дефицитарным психическим развитием.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Астапов, В.М. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития: Хрестоматия / В.М.Астапов, Ю.В. Микадзе. – СПб.: Питер, 2008.

2. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте.

М.: Академия, 2010.

3. Психология и педагогика: учебно-методическое пособие для студентов медицинских и фармацевтических вузов / М.Е. Волчанский, В.В. Деларю, В.В. Болучевская, О.С. Золотарёва. – Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2010.

ТЕМА 8: Искаженное психическое развитие.

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:

1. Клинико-психологическая характеристика развития ребенка с синдромом раннего детского аутизма.

2. Варианты нарушений развития детей с расстройствами аутистического спектра.

3. Нарушения познавательных процессов и психической деятельности у детей с ранней детской шизофренией.

4. Принципы коррекции при синдроме раннего детского аутизма.

ЦЕЛЬ: Знать психологические особенности развития детей с искаженным психическим развитием.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:

1. Особенности личностного становления детей с искаженным психическим развитием.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Астапов, В.М. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития: Хрестоматия / В.М.Астапов, Ю.В. Микадзе. – СПб.: Питер, 2008.

2. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте.

М.: Академия, 2010.

3. Психология и педагогика: учебно-методическое пособие для студентов медицинских и фармацевтических вузов / М.Е. Волчанский, В.В. Деларю, В.В. Болучевская, О.С. Золотарёва. – Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2010.

                                  

ТЕМА 9: Дисгармоническое психическое развитие.

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:

1. Варианты дисгармонического развития (по Г.Е. Сухаревой).

2. Клинико-психологическая характеристика дисгармонического инфантилизма.

3. Клинико-психологическая характеристика конституциональных («истинных») и «органических» психопатий.

4. Проблемы дифференциальной диагностики психопатий.

ЦЕЛЬ: Знать психологические особенности развития детей с дисгармоническим психическим развитием.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:

1.Особенности личностного становления детей с дисгармоничексим психическим развитием.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Астапов, В.М. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития: Хрестоматия / В.М.Астапов, Ю.В. Микадзе. – СПб.: Питер, 2008.

2. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте.

М.: Академия, 2010.

3. Психология и педагогика: учебно-методическое пособие для студентов медицинских и фармацевтических вузов / М.Е. Волчанский, В.В. Деларю, В.В. Болучевская, О.С. Золотарёва. – Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2010.

 

ТЕМА 10: Невротическое развитие. Реактивные состояния у детей.

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:

1. Роль возраста и неблагоприятных условий воспитания в невротическом развитии ребенка.

2. Клинико-психологическая характеристика психогенных реактивных состояний (неврастении, невроза страха, истерии).

3. Патохарактерологическое развитие личности (невроз навязчивых состояний, астеническое, ипохондрическое и истерическое развитие личности) как затяжная форма реактивных состояний.

 

ЦЕЛЬ: Знать психологические особенности развития детей с невротическим психическим развитием.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:

1. Особенности личностного становления детей с невротическим психическим развитием.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Астапов, В.М. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития: Хрестоматия / В.М.Астапов, Ю.В. Микадзе. – СПб.: Питер, 2008.

2. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте.

М.: Академия, 2010.

3. Психология и педагогика: учебно-методическое пособие для студентов медицинских и фармацевтических вузов / М.Е. Волчанский, В.В. Деларю, В.В. Болучевская, О.С. Золотарёва. – Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2010.

                         

2.4. Перечень вопросов и заданий, вынесенных на самостоятельное изучение (внеаудиторная самостоятельная работа)

                                

Темы рефератов для внеаудиторной самостоятельной работы студентов:

1. Закономерности формирования психических аномалий в детском возрасте. Основные патопсихологические механизмы асинхронии развития.

2. Социальное и биологическое в возникновении аномалий детского возраста.

3. Симптоматическое направление в психологической диагностике.

4. Роль возрастного фактора в выборе методов психологического обследования.

5. Игровая терапия.

6. Специфика применения проективных методов в работе с ребенком с аномальным развитием.

7. Уровни нервно-психического реагирования в детском возрасте.

8. Особенности личностного становления детей с разными формами олигофрении.

9. Особенности личностного становления детей с задержанным психическим развитием.

10. Трудности личностного становления детей с дефицитарным психическим развитием.

11. Особенности личностного становления детей с искаженным психическим развитием.

12. Особенности личностного становления детей с дисгармоничексим психическим развитием.

13. Особенности личностного становления детей с невротическим психическим развитием.

14. Психологическая диагностика обучаемости (по А.Я. Ивановой). Особенности обучаемости детей разных клинических групп.

15. Схема построения теста Векслера. Апробация процедуры теста Векслера, обработка результатов исследования, интерпретация полученных данных, написание заключения.

16. Детский апперцептивный тест САТ. (по книге Н.С. Бурлаковой, В.И. Олешкевича «Проективные методы»).

17. Специфика использования метода наблюдения в работе с детьми с аномальным развитием. Подготовка схемы наблюдения за ребенком (на основе работы Д. Лешли «Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы»).

18. Диагностика родительского компонента в системе детско-родительских отношений. Тест-опросник «Диагностика эмоциональных отношений в семье» Энтони Бине; «Опросник родительского отношения» В.В. Столина, А.Я. Варги; опросник «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса; свободное описание родителем ребенка Т.В. Архиреевой.

19. Возможности использования игровой деятельности в работе с детьми разных клинических групп (по книге Т.И. Пуховой «Шесть кукол. Анализ режиссерской игры «в семью» у дошкольников»). Игровая терапия: история возникновения, перспективы применения в работе с детьми с аномальным развитием (по книге Г. Лэндрета «Игровая терапия: искусство отношений»).

20. Особенности использования рисунка в работе с детьми с аномальным развитием. Проективные рисуночные пробы («Дом-дерево-человек», «Кинетический рисунок семьи», «Несуществующее животное» и др.).

Вопросы к зачету.

Перечень примерных контрольных вопросов:

1. Предмет, задачи психологи аномального развития, ее место в ряду смежных дисциплин (психология нормального детства, дефектология, детская психиатрия, генетика, эмбриология, нейрофизиология и др.).

2. Соотношение социального и биологического в возникновении психических заболеваний в детском возрасте.

3. Специфика патопсихологических проявлений в детском возрасте. Влияние возрастного фактора на происхождение и структуру психических нарушений детей.

4. Закономерности нормального и аномального развития. Первичные и вторичные психические нарушения (по Л.С. Выготскому).

5. Механизмы формирования вторичных нарушений (на примере олигофрении, психопатии, раннего детского аутизма).

6. Стадии психического развития ребенка. Понятие сензитивного, критического периодов в детском развитии.

7. Нарушение основных видов деятельности в детском возрасте (общения, игры, учения).

8. Роль гетерохронии и асинхронии в нормальном и патологическом системогенезе.

9. Патопсихологические механизмы асинхронии развития (явления изоляции, ретардации, акселерации, инволюции, патологической фиксации и др.)

10. Центральные возрастные новообразования детского возраста: их развитие, варианты динамики в норме и патологии.

11. Уровни нервно-психического развития в детском возрасте.

12. Понятие «преморбидной почвы» (по Г.Е. Сухаревой).

13. Проблема дефекта и компенсации.

14. Схема психологического исследования, разработанная Л.С. Выготским

15. Функциональная незрелость органов и систем детского организма.

16. Психологические параметры дизонтогенеза: межфункциональное взаимодействие в процессе аномального системогенеза.

17. Классификация психического дизонтогенеза.

18. Психологические методы обследования и коррекции детей с аномальным развитием.

19. Общая характеристика стратегий психологического исследования. Принципы построения патопсихологического исследования.

20. Специфика методов изучения детей с аномальным развитием. Направленное наблюдение, качественный анализ психического развития ребенка.

21. Нейро- и патопсихологические методы исследования ребенка.

22. Экспериментальное обучение как метод диагностики нарушений развития.

23. Психологические тесты, их виды, принципы построения и проведения.

24. Схема построения и область применения теста Векслера.

25. Проективные методы (ТАТ, САТ), тест фрустрации Розенцвейга.

26. Характеристика игры и рисования как психодиагностических методов, специфика использования в работе с детьми с аномальным развитием.

27. Методы коррекционно-развивающей работы с детьми с аномальным развитием.

28. Обучение в условиях дефекта. Отбор в специальные школы (вспомогательные, для детей с задержкой психического развития и др.).

29. Области применения диагностики аномалий психического развития у детей.

30. Дифференциально-диагностическое обследование детей с аномальным развитием.

31. Психологическая диагностика школьных трудностей у детей с интеллектуальными и эмоциональными нарушениями.

32. Особенности установления контакта с ребенком с аномальным развитием

33. Дифференциальная диагностика с применением методики А.Я. Ивановой.

34. Диагностика родительского компонента в системе детско-родительских отношений.

35. Исследование эмоционально - волевой сферы у детей с аномалиями развития.

36. Исследование личностной сферы детей с аномалиями развития.

37. Методы исследования познавательных психических процессов у детей.

38. Классификации аномалий психического развития (медицинские и психологические).

39. Клиническая характеристика олигофрении. Систематика олигофрении. Степени умственной отсталости.

40. Неосложненные, осложненные и атипичные формы олигофрении.

41. Проблема соотношения аффективных и интеллектуальных нарушений при олигофрении.

42. Этиология и структура интеллектуального дефекта разных форм олигофрении.

43. Психологическая характеристика познавательной и эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития.

44. Клинические варианты задержки психического развития. Дифференциальная диагностика задержки психического развития (отличие от олигофрении и педагогической запущенности).

45. Соотношение первичного и вторичного дефектов при ЗПР. Особенности обучения детей с задержкой психического развития.

46. Особенности эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития. Понятие психического инфантилизма.

47. Особенности игровой деятельности детей с умственной отсталостью. Принципы коррекционной работы.

48. Психологические критерии разграничения задержанного психического развития и олигофрении.

49. Роль семьи в динамике развития ЗПР.

50. Понятие ЗПР и причины их возникновения.

51. Соотношение первичных и вторичных дефектов у детей с дефицитарным типом развития (при нарушении зрения и слуха).

52. Нарушения отдельных компонентов психомоторики и их влияние на психическое развитие ребенка. Компенсаторное левшество.

53. Клинико-психологическая характеристика детей с сенсорными дефектами.

54. Динамика развития детей с сенсорными дефектами.

55. Клинико-психологическая характеристика развития детей с детским церебральным параличом.

56. Типы аномального развития двигательной сферы у детей. Особенности эмоциональной сферы у детей с детским церебральным параличом.

57. Особенности диагностики психической сферы детей с сенсорными дефектами.

58. Поврежденное психическое развитие: клинико-психологическая структура дефекта.

59. Типы органической деменции (травматическая, эпилептическая и др.).

60. Прогноз развития детей с явлениями деменции; возможности их обучения.

61. Клинико-психологическая структура дефекта при раннем детском аутизме.

62. Варианты нарушений развития детей в расстройствами аутистического типа.

63. Психологическая характеристика познавательных процессов и эмоциональной сферы при синдроме раннего детского аутизма.

64. Роль семьи в особенностях эмоциональной сферы при синдроме раннего детского аутизма.

65. Нарушения познавательных процессов и психической деятельности у детей с ранней детской шизофренией.

66. Проблемы диагностики ранней детской шизофрении.

67. Принципы коррекции при синдроме раннего детского аутизма.

68. Варианты дисгармонического развития. Особенности эмоционально-волевой сферы.

69. Характеристика конституциональных («истинных») и «органических» психопатий.

70. Этиология и структура дефекта вариантов дисгармонического развития.

71. Характеристика дисгармонического инфантилизма. Соотношение первичного и вторичного дефектов.

72. Роль неблагоприятных условий воспитания и окружения в формировании психопатической личности. Компенсаторные и псевдокомпенсаторные образования при различных видах психопатий.

73. Невротическое развитие. Реактивные состояния у детей. Роль возраста и неблагоприятных условий воспитания в невротическом развитии ребенка.

74. Патохарактерологическое развитие личности (невроз навязчивых состояний, астеническое, ипохондрическое и истерическое развитие личности) как затяжная форма реактивных состояний.

 

Варианты упражнений для закрепления пройденного материала.

Задача 1.

К школьному психологу обратился учитель с запросом на диагностику ребенка 9 лет. При диагностике отмечается фрагментарное выполнение отдельных заданий, ребенок постоянно отвлекается, деятельность нецеленаправленна; увидев что-то мелькающее в окне, отвлекается от выполнения задания. При тестировании отмечается недостаточная предварительная ориентировка в условиях задачи. При предъявлении стимульного материала ребенок может не узнавать знакомый предмет в непривычном ракурсе (при плохой освещенности или при контурном предъявлении). Состояние памяти характеризуется снижением продуктивности (из 10 слов запоминается 5), отсроченное воспроизведение слов происходит с привнесением каких-то новых слов в набор. В школе ребенку заучивание не дает успешности, а только ухудшение результата.

Вопрос: О какой атипии развития идет речь в задаче?

Ответ: задержка психического развития.

 

Задача 2.

К психологу обратились родители с просьбой помочь ребенку. В процессе тестирования ребенка наблюдается недостаточность функций памяти (на всех этапах мнестического процесса - запоминание, хранение, воспроизведение). Механистическая память более сохранна, чем смысловая. Ребенок опирается на обедненные перцептивные схемы. Пассивное внимание более сохранно, чем произвольное, активное. Высшие эмоции не проявляет, на похвалу или недовольство реагирует одинаково, бедность и однообразность эмоций, актуальность непосредственных эмоциональных раздражителей. Наблюдается эмоциональная вязкость, склонность к импульсивным аффективным реакциям. Ребенок не в состоянии подавлять контролировать аффект. Результатом выполнения задания не заинтересован, цели в выполнении деятельности нет. Анализ интеллекта показал, что IQ=57.

Вопрос: О какой атипии развития идет речь в задаче? Определите степень.

Ответ: психическое недоразвитие в степени дебильности.

 

Задача 3.

К психологу пришла мать с ребенком 4, 5 лет, у которого отмечается гиперстезия к обычным раздражителям (яркости света, громкости звука), ребенок пуглив, окружающая среда вызывает дискомфорт. Ребенок не узнает себя в зеркале, самоидентификации нет. На визуальный контакт не идет, без эмоций реагирует на происходящее, одушевленным предметам предпочитает неодушевленные. Мать отметила, что ребенку присуща холодность и безразличие к близким, отсутствует привязанность, в тоже время повышенная ранимость и чувствительность, к тону, к громкости голоса близких. У ребенка есть страхи, совершенно обычные вещи вызывают страх. Разговаривает очень мало, вплоть до полного отказа от речи. Произвольные движения не ловки, ребенок с трудом овладевает навыками самообслуживания. Непроизвольные движения пластичные и тонко выверенные. Содержание фантазии ребенка вычурно и сказочно. Часто наблюдается перевоплощение в животных, при игре характерен полный отрыв от реальности.

Вопрос: О какой атипии развития идет речь в задаче?

Ответ: ранний детский аутизм.

 

Задача 4.

Больной М. не может ходить, у него нарушено строение внутренних органов, недоступна осмысленная деятельность. Речь не развита (произносит лишь отдельные нечленораздельные звуки и слова, часто не понимает речи окружающих, не отличает родственников от посторонних). Не владеет элементарными навыками самообслуживания, не может самостоятельно есть, иногда даже не пережевывает пищу, неопрятен, нуждается в постоянном уходе и надзоре. Мышление не развивается, реакция на окружающее резко снижена. Эмоциональная жизнь исчерпывается примитивными реакциями удовольствия и неудовольствия. Преобладают вспышки немотивированного гнева.

Вопрос: О какой атипии развития идет речь в задаче? Определите степень.

Ответ: психическое недоразвитие в степени идиотии.

 

Задача 5.

 

Ребенок Н. понимает речь окружающих, сам может произносить короткие фразы, речь бедна и неправильна, но более или менее связна. Мышление конкретно и примитивно, но последовательно, отвлечения недоступны, запас сведений крайне узок, резкое недоразвитие внимания, памяти, воли. Обладает элементарными трудовыми навыками, обучен чтению, письму, счёту. Способен к самообслуживанию. Н. привязан к родным, адекватно реагирует на похвалу или порицание. Также лишен инициативы, инертен, внушаем, легко теряется при изменении обстановки, нуждается в постоянном надзоре и уходе.

Вопрос: О какой атипии развития идет речь в задаче? Определите степень.

Ответ: психическое недоразвитие в степени имбецильности.

 

Задача 6.

У подростка Л. при исследовании отмечается нарушение целенаправленности мышления, непонимание своих ошибок, утрата полученных и усвоенных ранее знаний, несостоятельность, равнодушие к оценке своих действий окружающими, отсутствие планов на будущее. Отмечается резкая замедленность и плохая переключаемость мыслительных процессов, тяжелая психическая истощаемость, не способность к напряжению, высокая отвлекаемость; ни на похвалу, ни на порицание не реагирует. Мимика у Л. бедная, равнодушие к оценке, отсутствие привязанностей, планов и интеллектуальных интересов.

Вопрос: О какой атипии развития идет речь в задаче?



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.85.33 (0.192 с.)