Мдк 04. 01 Теория и практика сестринского дела 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мдк 04. 01 Теория и практика сестринского дела



МДК 04.01 Теория и практика сестринского дела

Текст лекции № 1

История сестринского дела. Медицинская этика и деонтология

План

1. Основные вехи истории сестринского дела.

2. Основоположники сестринского дела.

3. Общество Красного Креста.

4. Развитие сестринского дела в первые годы советской власти.

5. Создание системы среднего специального медицинского образования.

6. Основные направления и события в процессе реформирования сестринского дела в РФ на современном этапе.

7. Основные положения этического Кодекса Международного Совета медицинских сестер и Этического Кодекса медицинских сестер России.

8. Медицинская этика и деонтология.

9. Определение понятий «биоэтика», «медицинская тайна».

10. Морально-этические нормы, правила и принципы профессионального сестринского поведения.

Медицинская этика и деонтология

Этика - философская наука, объектом изучения, которой, является мораль, а центральной проблемой - добро и зло. Другими словами- это система норм нравственного поведения человека или группы людей.

Медицинская этика - наука о нравственных началах в деятельности медработника. Предметом ее исследования является психоэмоциональная сторона деятельности врача, медсестры, младшего медперсонала.

Деонтология — учение о проблемах морали и нравственности, раздел этики.Представителям многих профессий необходимо соблюдать деонтологию в своей сфере деятельности, например в юриспруденции и др.

 

Медицинская деонтология включает в себя:

1) Вопросы соблюдения медицинской тайны

2) Меры ответственности за жизнь и здоровье больных

3) Проблемы взаимоотношений в медицинском сообществе

4) Проблемы взаимоотношений с больными и их родственниками

Сестринская деонтология - наука о долге перед пациентом и обществом,

профессиональном поведении медицинской сестры, является частью сестринской этики.

Основные задачи сестринской деонтологии:

•   изучение принципов поведения медперсонала, направленное на максимальное повышение эффективности лечения;

•   исключение неблагоприятных факторов в мед. деятельности;

•   изучение системы взаимоотношений между медперсоналом и больным;

•   устранение вредных последствий неполноценной работы медперсонала.

Общение и обучение в сестринском деле

План

1. Общение в сестринском деле.

2. Функции и уровни общения.

3. Типы общения.

4. Стили общения.

5. Элементы эффективного общения.

6. Факторы, способствующие и препятствующие эффективному общению. 

7. Сферы и способы обучения.

8. Цели обучения.

9. Факторы, способствующие эффективному обучению.

10. Этапы учебного процесса.

11. Оценка эффективности обучения.

1. Общение в сестринском деле

Способность эффективно общаться – это искусство, которым должен владеть каждый. В наше бурное информационно – технологическое время невероятно возрастает роль общения. Медицинские работники в процессе своей производственной деятельности от 50 до 90% своего времени тратят на общение. Вы, как будущие медицинские сестры, должны понимать, что, едва ли не все, что делает медсестра для обеспечения успешной работы, требует адекватного обмена информацией.

    Чтобы не ущемлять права пациента, процесс этот должен быть основан на принципах морали, этики, деонтологии и способствовать удовлетворению потребности человека в здоровье. 

    Итак, сегодня мы попытаемся ответить на ряд интересующих нас вопросов: что же такое общение? Какие составляющие определяют его эффективность? И, наконец, что должен знать медицинский работник, чтобы адекватно осуществлять свою коммуникативную деятельность.

 Одним из важнейших условий эффективного сотрудничества медсестры с пациентом является наличие между ними психологического контакта. Способом установления такого контакта является общение. Кроме того, при общении с больным медсестра должна создавать обстановку доверия между врачом и больным, способствовать повышению авторитета врача и медперсонала, соблюдать медицинскую тайну.

Профессиональное общение медицинской сестры — процесс установления и развития контакта между ней и пациентом, порождаемый потребностями в совместной деятельности, и включающий:

– передачу информации (коммуникацию),

– выработку стратегии взаимодействия,

– восприятие и понимание партнёрами друг друга.

Эффективное общение может оказать неоценимую помощь при социальной поддержке, изменить отношение человека к тем или иным событиям. Владение техникой профессионального общения может служить эффективным средством помощи людям в адаптации к жизни в связи изменениями в состоянии их здоровья.   

 

2. Функции и уровни общения

Профессионализм современной медсестры предполагает научный подход к вопросам взаимоотношений с пациентами.

В общении есть три функции:

информационная (заключается в любом обмене информацией; медсестре необходима информация о самочувствии пациента, его реакции на лечение и пребывание в стационаре. В свою очередь, медсестра сообщает пациенту информацию о схеме приема лекарственных препаратов, характере подготовки к предстоящему инструментальному исследованию и др.);

регулятивная (в процессе общения медсестра воздействует на сознание и поведение пациентов, используя их эмоциональный фон и другие «рычаги управления» людьми. В свою очередь медсестра также испытывает влияние пациентов.);

эмоциональная (пациенты ждут от медсестры эмоционального отклика, сочувствия, душевного тепла. Не следует излишне ахать и причитать над пациентом, но холодность и отчужденность, привычка посто­янно контролировать свои эмоции создают впечатление черствости и бездушности. С другой стороны, любые эмоции, и в первую оче­редь отрицательные, заразительны и быстро распространяются на окружающих).

 

Можно выделить три уровня общения:

 1. внутриличностное – с самим собой (в том числе, во время работы);

 2. межличностное – между двумя и более людьми;

 3. общественное – общение одного человека с большой аудиторией или общение между большими группами людей.

 

3. Типы общения

В зависимости от способов кодирования и передачи информации общение делится на 2 типа.

I. Вербальное - сообщение передается при помощи слов, устной речи. Такой способ общения характерен только для человека, так как только у человека развита П сигнальная система. Вербальное общение предполагает два важных элемента: что вы говорите и как вы говорите.   

П. Невербальное - сообщение передается без участия речи. Существует несколько методов передачи и восприятия невербальной информации.

1. визуальный - через мимику, жесты, позу, внешний вид. Изучением этого занимается наука кинетика. Исследователи выяснили, что человеку гораздо легче контролировать свою устную речь, чем язык мимики и жестов. Этот канал невербального общения более достоверно выражает чувства и эмоции, с помощью мимики можно передать любое эмоциональное состояние человека - гнев, радость, печаль, испуг, страх и ужас. Медсестре необходимо научится контролировать свои мимику и жесты.

2. акустический - через тембр, интонацию, плавность речи, смех;

3. тактильный - через прикосновение, пожатие рук, объятия. Этот метод позволяет передать человек признательность, эмоциональную поддержку, одобрение, нежность.

4. ольфакторный - через запахи.

Оба типа общения (вербальное и невербальное) являются взаимодополняющими.

 

4. Стили общения.

На сегодня насчитывается 10 основных стилей общения:

1. Доминантный. Предполагает увеличение роли в общении одних людей, за счет уменьшения роли других представителей группы.

2. Драматический. Основан на увеличении эмоциональной составляющей в процессе общения.

3. Спорный. Применяется в спорах, дискуссиях, часто носит агрессивный характер.

4. Успокаивающий. Преследует цель снятия напряженности при общении.

5. Впечатляющий. Основная его задача – произвести впечатление, создать эффект.

6. Точный. Педантичный подход не позволяет преподносить ошибочную информацию.

7. Внимательный. Предполагает проявление интереса к предмету разговора.

8. Воодушевленный. Отличается несвойственной для делового общения жестикуляцией. Зачастую используются невербальные приемы: взор направлен прямо в глаза партнеру, копируются его движения и т.д.

9. Дружеский. Характерен всяческим поощрением самого процесса общения со стороны партнера.

10. Открытый. Основан на выражении своей позиции, даже если она идет в разрез с позицией партнера. Предполагает ваше естественное поведение, ограниченное только нормами морали.

При общении с пациентами оптимально использовать такие стили: успокаивающий, точный, внимательный, дружеский и открытый.

 

5. Элементы эффективного общения

Выделяют следующие элементы эффективного общения:

1.Отправитель - человек, передающий информацию.

2.Сообщение - информация, посылаемая этим человеком.

3. Канал общения - метод отправления сообщения:

а) устная речь - вербальное общение;

б) письменное сообщение (написанные слова, символы) — невербальное общение;

в) мимика, жесты, выражение лица - невербальное общение.

4. Получатель - человек, получающий информацию.

5. Подтверждение - метод, с помощью которого получатель сообщает отправителю, что он получил информацию.

Почему же люди иногда плохо понимают друг друга, даже если используются все 5 элементов эффективного общения?
Во-первых, нечётким может быть само сообщение. Например, произнесено слишком тихим голосом, написано плохим почерком, содержит непонятные термины и т.п.
Во-вторых, отправитель может использовать для передачи информации неправильный канал. Например, человеку, имеющему проблемы со слухом, передают большой объём информации с помощью устной речи, а человеку, имеющему проблемы со зрением, дают письменную инструкцию, написанную слишком мелким почерком, и т.д.
В-третьих, получатель сообщения не подтверждает, что информация им получена и понята именно так, как запланировано отправителем. Например, если на вопрос медсестры: «Вы поняли, как принимать назначенное вам лекарство?» - пациент отвечает: «Да, я понял», это не означает, что он действительно понял всё правильно. В данном случае, для того чтобы получить подтверждение, что сообщение получено и понято пациентом правильно, медицинская сестра должна задать несколько конкретных открытых вопросов, например: «Через какое время после еды Вы будете принимать лекарство?»; «Чем Вы будете запивать это лекарство?» и т.п. В этом случае пациент пересказал бы сообщение медицинской сестры так, как он его понял.

    

10 "ДА" ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

1. Беседу с пациентом начинайте с указания Вашего имени и должности, а также сообщения цели беседы. Обращайтесь к Вашему пациенту только по имени-отчеству и на "Вы".

2. Смотрите пациенту в лицо, найдите его глаза, улыбайтесь, одобрительно кивайте. Открытое лицо, скрытые мысли.

3. Пользуйтесь исключительно положительной интонацией Вашего голоса. Это очень важно!

4. Говорите внятно, доходчиво, неторопливо, с каждым на его языке.

5. Поощряйте вопросы Вашего пациента.

6. Обеспечьте тишину и конфиденциальность Вашей беседы.

7. Внимательно слушайте.

8. Проявляйте сочувствие, искренний интерес и участие, будьте естественны.

9. Проявляйте непрерывную инициативу в создании психологической атмосферы.

10. Поддерживайте пациента поощрительными замечаниями после каждого удачного действия. Очень важно при этом порой прикасаться к пациенту: поглаживать по спине, нежно взять за локоть или за руку, чтобы похвалить.

Можно выделить основные критерии эффективного общения с пациентом. 

1) четкая и понятная информация (сообщение);

2) правильно выбранный канал;

3) подтверждение получателя о том, что информация им понята, проверенное с помощью вопросов медсестры.

Конкретные критерии эффективного общения зависят от его цели. Однако, главным критерием является достижение результата, т.е. достижение цели, поставленной при начале общения (вместе с тем, далеко не всякое общение имеет осознаваемую цель, в таком случае критерием эффективности может стать осознание цели общения). Немаловажными критериями являются удовлетворённость в общении (если нет чувства досады, отсутствуют паузы при общении) и отсутствие трудностей при общении (скованности, зажатости, напряжённости).

 

6. Факторы, способствующие и препятствующие эффективному общению.      Факторы, способствующие общению:

1. больше слушайте, меньше говорите сами, следите за высказываниями пациента;

2. воздерживайтесь от оценок, меньше задавайте вопросов, не торопите собеседника;

3. старайтесь реагировать на личностно значимую для партнера информацию, говорящую о его потребностях;

4. стремитесь реагировать на чувства и эмоциональные состояния собеседника. Внимание к чувствам другого человека называется эмпатией.

5. ведете себя доброжелательно, сопереживайте собеседнику;

6. отвечайте положительно, не спорьте даже мысленно;

7. не теряйте чувства юмора;

  8. дайте собеседнику позитивное подкрепление (называйте его по имени, улыбайтесь, делайте искренние комплименты), чтобы он ощущал свою значимость.

Как сделать вербальное общение эффективным?

1. говорить доступным языком, не злоупотреблять медицинскими терминами.

2. выбрать темп речи, доступный для восприятия пациентом.

3. следить за интонацией голоса (она должна соответствовать тому, что вы хотите сказать).

4. правильно выбирать время сообщения,

5. давать только четкие инструкции, рекомендации и советы,

6. не использовать намеки и подтекст, не обещать невозможного,

7. повторять сообщения, если чувствуете, что пациент вас не понял,

 

Люди с большей вероятностью ответят положительно тому, кому доверяют. Склонны же они доверять тем, с кем чувствуют себя комфортно, безопасно, с кем схожи. Важно, чтобы доверие было взаимным, поэтому необходимо не только расположить к себе партнера, вызвать у него доверие, но и самому принять партнера, найдите в нем нечто симпатичное.

Общение по некоторым темам вызывает трудности (половая жизнь, нежелательная беременность, аборт, бесплодие, злокачественные новообразования, психические заболевания, СПИД). В таких случаях медсестра должна быть тактичной и деликатной.

Факторы, препятствующие общению .   

1. Коммуникативный барьерпсихологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнёрами по общению.

2. Фонетический барьер возникает, когда медицинская сестра или пациент говорят на разных языках и диалектах, имеют существенные дефекты речи и дикции, изъясняются быстро и невыразительно, либо с большим количеством слов-паразитов.

3. Смысловой барьер связан с проблемой сленгов — употребляемых определённой группой людей выражений, которые не являются частью общеразговорного языка. Для медицинской сестры употребление понятных и не пугающих пациента терминов является необходимым, так как от этого зависит успешность контакта.

4. Стилистический барьер может возникать при несоответствии речи ситуации общения, например, при фамильярном поведении, коня медицинская сестра всех людей старше определённого возраста называет «бабуля» или «дедуля»; когда не учитываются психологические особенности различных возрастов и т.д.

5. Логическое непонимание — барьер возникает в тех случаях, когда логика рассуждения коммуникатора слишком сложна для реципиента, либо кажется неверной (например, «мужская» или «женская» логика). К примеру, медицинской сестре может быть непонятна логика беременной, продолжающей курить.

6. Социокультурные барьеры — социальные, политические, религиозные и профессиональные различия.

Хочется вспомнить рецепт, написанный для больного одним из героев стихотворения Юны Мориц:

«Таблетки, микстуры и теплое слово,

Горчичники, банки и нежное слово, -

Ни капли холодного, острого, злого!

Без доброго слова, без теплого слова,

Без нежного слова не лечат больного!».

Несколько слов о способах связи с пациентами, неспособными к вербальному общению. Основной канал общения тут письменный.

Рекомендации к письменному общению:

1. пишите аккуратно, если у вас плохой почерк - печатными буквами;

2. выбирайте правильный размер и цвет букв;

3. пишите грамотно. Ошибки подрывают авторитет медсестры;

4. выбирайте простые, понятные слова;

5. обязательно подписывайте ваше сообщение.

Эффективность письменного общения зависит от многих факторов:

1. умеет ли человек читать;

2. понимает ли написанное;

3. видит ли написанное;

4. знает ли язык на котором написано сообщение.

5. если человек не умеет читать или не знает языка, то рисуйте картинки.

 

Процесс общения пространственно организуется. Самое важное, чтобы оба собеседника чувствовали себя комфортно. Внутри личного пространства выделяют следующие зоны.

1. сверхинтимную до 15см от поверхности тела;

2. интимную - не менее 40см;

3. личную - 40см - 2м;

4. социальную 2-4м;

5. открытую - более 4 м

В интимную зону мы впускаем лишь тех, кому доверяем, близкими людьми. Величина интимной зоны зависит от настроения, чувства уверенности в себе. Если предпринимается попытка установить психологический контакт, нельзя вламываться в интимную зону без разрешения, без видимых на то оснований, связанных с выполнением вами своих профессиональных обязанностей.

В личную зону допускаются те, с кем отношения не столь близкие, чтобы позволить им вступить в интимную зону, но и не столь далекие, чтобы держать их в социальной зоне. В этой зоне человек позволяет быть тем, с кем охотно общается. Если психологический контакт между медсестрой и пациентом состоялся, то им комфортно общаться, впускать друг друга в личную зону.

Социальная зона зарезервирована для официальных контактов поверхностного характера.

 

7. Сферы и способы обучения

Медсестринская педагогика - важная функция медсестринского персонала. Обучение пациентов или членов их семей должно проводиться по вопросам, касающимся здоровья. В одних случаях - это обучение конкретным навыкам самоухода, в других - подготовка к исследованию, приему лекарств, в третьих - рациональному питанию. Обучая пациентов, медсестра помогает им адаптироваться, чтобы сохранить максимально возможный комфортный уровень жизни.

Обучение происходит в 3-х сферах: познавательная - человек узнает и понимает новые факты, анализирует информацию; эмоциональная - человек, получив новую информацию, изменяет свое поведение, выражая это чувствами, мыслями, мнением и оценкой каких-то факторов; психомоторная - человек овладевает умениями, благодаря умственной и мышечной деятельности, обучается новым типам движения.   

Есть несколько способов для проведения обучения: коллективно, индивидуально, малой группой. Групповое обучение не всегда эффективно, но это зависит от количества обучаемых, финансовых возможностей ЛПМО, наличия времени у медсестры. Лучше проводить обучение индивидуально.

 

8. Цели обучения

Любая цель д. б. реалистична (выдвижение и обоснование цели с обязательным учетом условий и возможностей конкретной ситуации);

Если процесс, воздействующий на некоторый объект, прекращается при достижении цели, то цель называют конечной. Если нет, то промежуточной. В случае прямой постановки конечной цели на пути к её достижению могут выделять несколько промежуточных целей.

    Цель отражает то, что пациенту необходимо сделать, чтобы достичь результата. Правильно поставленная цель содержит три компонента:

1. что предстоит сделать пациенту (должен знать, должен уметь) «результат»;

2. временные рамки: дата или интервал времени - «критерий»;

3. кто или с помощью, каких приспособлений оказывает помощь - «условие».

Например: Петров должен научиться ходить на костылях за 2 дня. Далее следует запланировать содержание и методы обучения. Планируя обучение медсестра должна оценить желание и готовность пациента к обучению. Беспокойство, боль, усталость, голод - все это мешает процессу обучения. Медсестра составляет индивидуальный план обучения, учитывая при этом оптимальную последовательность обучения, не утомляющую пациента и не вызывающую отрицательные эмоции.

 

9. Факторы, способствующие эффективному обучению

К числу условий, влияющих на протекание процесса обучения и его результативность, относится внимание, которое позволяет пациентам направить свое сознание на решение поставленных задач. О наличии или отсутствии внимания свидетельствует ряд признаков, которые можно определить по внешним характеристикам поведения или действиям обучаемых. К их числу относятся: поза, мимика, дыхательные реакции, направленность взгляда, дисциплинированность, следование установкам медика.

Если внимание вызывается новизной, интересностью, полезностью явлений, то говорят о непроизвольном внимании, которое считается исторически более «древним», основанным на ориентировочных рефлексах. Непроизвольное внимание возникает также при действии не только значимых, но и сильных раздражителей. Однако активность психики может направляться не только особенностями внешних воздействий, но организацией условий учебной деятельности. В этих случаях включается произвольное внимание. Произвольное внимание обеспечивает достижение намеченных целей, управляет протеканием намеченной деятельности.

Важно заинтересовать пациента в необходимости получения тех или иных знаний, умений, навыков и правильно выбрать момент, когда пациент готов усвоить нужную информацию.

Можно выделить следующие ф акторы, способствующие эффективному обучению:

1) желание и готовность (пациента, родственника); наличие четкой цели и мотивации к получению знаний.

2) способность к обучению (возраст, физическое состояние, уровень умственного развития, образовательный ценз, нынешнее состояние здоровья, самочувствие, врачебный диагноз);

3) окружающая обстановка, комфорт (время, свежий воздух, температура в помещении, тишина, мебель, музыка, достаточное освещение, эстетический вид помещения);

4) доброжелательное отношение медсестры к обучающемуся;

5) в процессе обучения создание ассоциативной связи между новой информацией и прошлым опытом и знаниями;

6) обязательная практическая отработка полученных знаний.

   

Желание и готовность к обучению зависят от умственных способностей пациента и его состояния. Слабость, боль и усталость мешают процессу обучения. Прежде, чем начинать процесс обучения, медсестра должна оценить уровень развития познавательных способностей пациента для того, чтобы выбрать способ обучения, соответствующий его уровню развития. Медсестра должна определить количество обучаемых (групповое обучение не всегда эффективно), необходимость в уединении.

Успех обучения зависит от формирования у пациента мотивации. Мотивация — осознанное стремление пациента получать информацию и выполнять необходимые действия. Информацию следует давать небольшим объемом, доступно, от простого к сложному для поэтапного овладения знаниями и умениями. Важно вызвать у обучаемого познавательный интерес. У каждого человека мотивация индивидуальна. Она зависит от содержания (доступность, последовательность, новизна, интерес) и разнообразия форм обучения (беседа, мини-лекция, разыгрывание ролей).

Начинают обучение с простых приемов (умывание, одевание), постепенно переходя к более сложным (пользование инвалидной коляской, измерение АД). К каждому пациенту при обучении необходим индивидуальный подход.

Обучение в ф ормальной обстановке возможна в лечебном учреждении или на дому. Медицинская сестра демонстрирует, контролирует, корректирует приемы исполнения привычных действий, таких как умывание, одевание, прием пищи, уход при физиологических отправлениях. В неформальной ситуации — беседа о волнующих людей проблемах: особенностях питания, результатах лабораторной диагностики, уровнях физических нагрузок, угрозе заражения кровяными гепатитами, ВИЧ-инфекцией, туберкулезом.

Обучение обязательно включает элементы похвалы и одобрения и коррекцию неправильных ответов и действий.

 

10. Этапы учебного процесса.

Выделяют такие этапы учебного процесса:

1. оценка исходного уровня знаний и умений пациента и его родственников;

2. определение целей, планирование содержания, методы обучения;

3. реализация плана обучения (составленного совместно с пациентом);

4. оценка результатов обучения.

При проведении оценки следует учитывать возраст, нынешнее состояние здоровья и др. Это необходимо, чтобы выбрать нужный метод обучения. 

Методы обучения:

1. Словесный — мини-лекция, беседа, рассказ по интересующему вопросу.

2. Наглядный — медицинский атлас, научно-популярная литература, таблицы, видеофильм, предметы ухода, муляжи, фантомы, тренажеры.

3. Практический — отработка манипуляций: выполнение инъекций, подача грелки, пузыря со льдом, постановка компрессов, измерение АД.

Обучающие лучше запоминают и понимают, если сестра:

1. использует технику эффективного общения;

2. выслушивает все, что ей говорят и все что спрашивают,

3. относится к ним терпеливо;

4. хвалит за успехи в учебе;

5. делает перерыв, если они плохо себя чувствуют или чем-то расстроены.

 

План

 

1. Основные концепции теории А. Маслоу

2. Уровни основных человеческих потребностей по А.Маслоу

3. Основные представления о моделях и системе ценностей сестринского 

дела
4. Основные положения модели сестринского дела В.Хендерсон

5. Сравнительная характеристика основных положений модели   

В.Хендерсон и Д.Орэм

6. Сестринский процесс

7. Первый этап сестринского процесса

 

Чтобы жить, быть здоровыми и счастливыми, люди нуждаются в пище, воздухе, сне и т.д. Эти потребности человек самостоятельно удовлетворяет на протяжении всей жизни. Обеспечиваются они функцией различных органов и систем организма. Заболевание, вызывая нарушение функции того или иного органа, той или иной системы, мешает нормальному удовлетворению потребностей, приводит к дискомфорту.

Потребность - это осознанный психологический или физиологический дефицит чего-либо, отображенный в восприятии человека; это то, что необходимо для его существования. Базовые потребности (известные как универсальные) жизненно необходимы каждому человеку.

Многие теоретики медсестринства пытались систематизировать потребности человека, создав свои теории, отражающие их видимость этой проблемы.

. Иерархия потребностей по Маслоу, ее значение для медсестринского дела.

В 1943 г. американский психолог А. Маслоу разработал одну из теорий иерархии потребностей, определяющих (направляющих) поведение человека. По его теории, одни потребности для человека более существенны, чем другие. Это позволило А. Маслоу классифицировать их по иерархической системе: от физиологических (низший уровень) до потребностей в самовыражении (высший уровень). А. Маслоу изобразил уровни потребностей человека в виде пирамиды, поскольку именно эта фигура имеет широкое основание (основу, фундамент), как и физиологические потребности человека, являются фундаментом (основой) его жизнедеятельности. Возможность удовлетворять свои потребности у людей различна, и зависит от нескольких общих факторов: а) возраст, б) окружающая среда, в) знания, умения, желания и способности самого человека. Прежде чем думать об удовлетворении потребностей высшего уровня (рис. 4), необходимо удовлетворить потребности низшего порядка, т.е. физиологические.

А. Маслоу создавал свою теорию в 40-е годы. Сегодня она не столь популярна в США и других странах с высоким уровнем социально-экономического развития, где значительно изменились приоритеты в удовлетворении основных потребностей. И чем выше уровень развития общества, тем выше уровень потребностей. В таком государстве приоритетны самоуважение и уважение окружающих, самовыражение, достижение успеха.

Американский психолог А.Маслоу классифицировал потребности человека в виде иерархии (пирамиды):

1-й уровень - физиологические потребности – воздух (дыхание), еда, сон, питье, движение, секс, выделение продуктов жизнедеятельности;

2-й уровень - потребности в безопасности – дом, защита одеждой, поддержание чистоты тела, избегание опасности;

3-й уровень - социальные потребности - семья, друзья, Родина, любовь, понимание, одобрение, привязанность, общение;

4-й уровень – самоуважение, потребности в самопомощи (достижение успеха, гармонии) - жизненные ценности:, уважение окружающих, владение имуществом, благодарность и т.д.

5-й уровень - потребности в самовыражении, самореализации - самостоятельность, достижения своих творческих целей и т.д.

Физиологические потребности должны быть удовлетворены раньше, чем потребности более высокого уровня.

Иерархия потребностей человека по А. Маслоу может быть использована медицинскими сестрами как инструмент для обследования состояния здоровья пациента.

Определение понятия «модель (теория) медсестринского дела».

Если содержание процесса или явления слишком велико и абстрактно, тогда оно заменяется моделью (теорией), которая облегчает его изучение и анализ. Различают политические модели, экономические, социальные, медицинские и т.д.

Попробуем разобраться, что же это такое «модель сестринского дела?» Что общего между моделью сестринского дела и моделями... автомобилей? Символическая модель автомобиля, имеет некоторые общие для всех автомобилей характеристики, а модели, имеющие различные названия отличаются друг от друга и внешним видом, и объемом двигателя, и количеством дверей, и грузоподъемностью и т. д.

Как все автомобили имеют общие признаки, так и модели сестринского дела имеют общие положения. В каждой модели авторы по-разному видят:

> пациента как одного из объектов деятельности сестринского персонала;

> источник проблем пациента;

> направленность сестринского вмешательства;

> цель ухода;

> способы сестринского вмешательства;

> роль медсестры;

> оценку качества и результатов ухода.

На развитие действующих сестринских моделей оказали влияние исследования и открытия в области физиологии, социологии, психология. Ядро каждой модели — различия в понимании потребностей пациента, особенности понимания этапов сестринского процесса и роль сестры в его осуществлении.

И так, различные модели по-разному определяют потребности пациента. Так, одна из них рассматривает человека как «набор» анатомических органов и физиологических систем, другая — как более совершенную систему. Модель Д. Джонсон акцентирует внимание сестринского персонала на различных типах поведения человека. В. Хендерсон рассматривает пациента в целом, считал его независимым совершенным существом, имеющим 14 фундаментальных потребностей.

Модель поведенческой системы Д.Джонсон

В отличие от В.Хендерсон и Н. Роупер Д.Джонсон (1968) предлагает радикально уйти от врачебных представлений о человеке и сосредоточить сестринскую помощь на поведении людей, а не на их потребностях. В соответствии с моделью Д.Джонсон сестринская помощь должна быть направлена на коррекцию поведения человека, его адекватность в периоды нарушения здоровья и выздоровления.

Пациент. Согласно модели Д.Джонсон пациент имеет набор взаимосвязанных подсистем поведения, каждая их которых стремится к равновесию. Д.Джонсон определяет, что действие каждой подсистемы заключается в стремлении человека на основе прошлого опыта достичь определенных целей. Результат действия зависит от того, как человек воспринимает свое поведение, насколько может изменить его. Человек предрасположен к двум основным типам поведения:

1) создаваемому действиями и объектами непосредственно вокруг человека;

2) создаваемому прошлыми привычками.

Источники проблем пациента. Источниками проблем являются болезнь, стресс, изменения образа жизни и поведения пациента, которые обусловлены установками, основанными на его прошлом и настоящем опыте, связанном с окружающей средой. Все это может разбалансировать подсистемы поведения человека. Сестринский уход должен быть направлен на восстановление их равновесия.

Цель и задачи ухода. Целью сестринского ухода является обеспечение равновесия поведенческой системы и функциональной стабильности пациента. Он может быть направлен на изменение:

• мотивов поведения;

• действия подсистемы поведения, создаваемого прошлым опытом;

• поведения, определяемого прошлой предрасположенностью к тому или иному типу действия;

• установки, создаваемой окружающей средой (тип 1) или прошлым опытом (тип 2).

Если причиной нарушения равновесия в поведенческой подсистеме являются функциональные изменения, целью сестринского ухода должно быть обеспечение защиты, опеки, стимулирования к изменению поведения. Для достижения цели медицинская сестра с помощью конкретных вмешательств стремится восстановить равновесие в каждой подсистеме, изменяя те или иные факторы окружающей среды.

Роль медицинской сестры. Роль сестры является дополняющей по отношению к роли врача, но не зависит от нее. Сестре отведена роль специалиста, восстанавливающего равновесие подсистем, регулирующих поведение человека во время психологического и физического кризиса или стресса.

Направленность сестринской помощи. Медицинская сестра определяет нарушения равновесия в подсистемах поведения, их причины, побуждает пациента на мотивы поведения, связанные с прошлым и настоящим жизненным опытом.

Согласно модели Д.Джонсон сестринская помощь направлена:

• на контроль и ограничение неадекватного поведения;

• защиту от угроз и факторов, вызывающих стресс;

• подавление ненужных реакций;

• поощрение к изменению поведения, поддержку и партнерство.

Способы оказания сестринской помощи. Сестринская помощь включают действия: по ограничению поведения (например, курения, избыточного питания); защищающие от неблагоприятных факторов окружающей среды; подавляющие неэффективные реакции (страх, гнев и др.); поощряющие к изменению поведения (например, выполнение утренней оздоровительной гимнастики, прекращение курения и др.).

Оценка качества и результатов ухода. Д.Джонсон полагает, что можно оценить результаты ухода в пределах какой-то подсистемы по поведению пациента, вызванному теми или иными структур-ными изменениями. В том случае, если ожидаемые результаты связаны с окружающей средой, изменение поведения может быть обусловлено сестринским вмешательством в связи с функциональными изменениями. Если сестринское вмешательство не привело к ожидаемому результату



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 402; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.39.23 (0.165 с.)