Часть 11: уровни сподвижников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Часть 11: уровни сподвижников



Ученые Ислама придают большое значение разделению ученых одной области на разные уровни (табакат), как, например, табакаты алимов одного мазхаба, либо табакаты мухаддисов и т.д.


Что касается сподвижников, то среди мухаддисов нет единого метода деления сподвижников на табакаты.

Например, часть ученых считала, что нет смысла делить сподвижников на уровни, поскольку все они являются достойными доверия.

Этому мнению следовали следующие ученые:

· Халифа ибн Хият аль-Асфари. Это упоминается в его книге «Табакат»;

· Имам Абу Хатим ибн Хиббан аль-Бусти. Это упоминается в его книге «ас-Сикат»;

· Аль-Хафиз ибн Хаджар аль-Аскаляни. Это упоминается в его книге «ат-Такриб».


Во всех этих книгах сподвижники посланника Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, определенны на один уровень (табака).

Скорее всего, причина такой позиции кроется в том, что целью этих книг является не только описание одних лишь сподвижников, а именно описание всех различных передатчиков хадиса, включая и сподвижников, и тех, кто был после них.

А с этой точки зрения не имеет значения, какой именно сподвижник передает хадис, - который участвовал в сражении Бадр, или который принял Ислам после открытия Мекки, в данном вопросе все они являются достойными доверия.

 

Второй вид книг – те, в которых сподвижники делятся на уровни (табакат).

Перечислим некоторые такие книги и их методы деления сподвижников на уровни.

1. Имам Мухаммад ибн Са`д в своей книге «ат-Табакат аль-Кубра» делит сподвижников на пять уровней. И также этому делению последовал ибн Джаузи в своей книге «Сифату ас-Сафва».

Уровни приводятся следующие:

Первый уровень: Сподвижники Бадра.

Второй уровень: Те, кто уверовали в ранний период Ислама, совершили хиджру и участвовали в сражении при Ухуде и в событиях после него.

Третий уровень: Те, кто принимали участие в сражении Хандак и в событиях после него.


Четвертый уровень: Те, кто уверовали после открытия Мекки.


Пятый уровень: Те, кто был молод, когда посланник Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, ушел из жизни, и не участвовал ни в одном из сражений.

 

2. Имам Абу Абдуллах аль-Хаким разделил сподвижников в своей книге «Ма`рифа Улум аль-Хадис» на следующие двенадцать табакатов:

 


Первый уровень: Принявшие Ислам в Мекке.


Второй уровень: Бывшие в Дар ан-Надва.


Третий уровень: Совершившие хиджру в Эфиопию.


Четвертый уровень: Принесшие присягу посланнику Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, в Акаба в составе первой группы.


Пятый уровень: Принесшие присягу посланнику Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, в Акаба в составе второй группы. Большинство из них – это ансары.


Шестой уровень: Мухаджиры.


Седьмой уровень: Участники битвы при Бадре.


Восьмой уровень: Совершившие хиджру между сражением Бадр и Худайбийским перемирием.


Девятый уровень: Присягнувшие в присяге Ридван.


Десятый уровень: Совершившие хиджру между Худайбийским перемирием и открытием Мекки.


Одиннадцатый уровень: Уверовавшие в день открытия Мекки, и это группа курайшитов.


Двенадцатый уровень: Дети, которые видели пророка, солляллаху аляйхи ва саллям, в день открытия Мекки и затем в прощальном Хадже.


Приведенные нами два деления являются основными из известных, но это не означает, что не может быть более детализированного деления на основе истории Сиры.

 

ЧАСТЬ 12: `АДАЛЯТ (СПРАВЕДЛИВОСТЬ) СПОДВИЖНИКОВ (ОКОНЧАНИЕ ЦИКЛА)

Эта тема является одной из ключевых тем о сподвижниках и вопросом, в котором мы расходимся со многими заблудшими течениями.

 

Акыда ахлю-сунна заключается в том, что все сподвижники пророка, солляллаху аляйхи ва саллям, являются достойными доверия, ибо сам Всевышний Аллах избрал их сподвижниками для Своего посланника, солляллаху аляйхи ва саллям, которым было велено передавать его послание последующим поколениям, и сам Всевышний Аллах указал на это в Своем Коране.

В данном вопросе существует иджма между учеными ахлю-сунна, и этот консенсус передают следующие ученые:

· Ибн Абдульбарр[1]

· Аль-Джувейни[2]

· Аль-Газали[3]

· Аль-Амиди[4]

· Ибн ас-Солах[5]

· Аль-Мадж ибн Тайймия (дед)[6]

· Ибн Кудама[7]

· Ат-Туфи[8]

· Ибн Хаджар[9]


Из этого мы понимаем, что мнение, согласно которому не все сподвижники являются достойными доверия, а достойны его лишь сумевшие сохраниться от смуты и войны между собой, не является мнением ахлю-сунна; и каждый, кто утверждает, что какой-то сподвижник посланника Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, не является достойным доверия, а его хадисы от пророка, солляллаху аляйхи ва саллям, не могут быть приняты, выходит за рамки ахлю-сунна ва-ль джама’а в этом вопросе.

Книги, приведенные нами, являются авторитетнейшими книгами по усуль аль-фикх среди ахлю-сунна, и источниками решений в подобных вопросах.

 

Аяты, указывающие на `адалят сподвижников

Иджма ахлю-сунна не может не иметь какую-то основу из Корана и Сунны, и поэтому вопрос `адалята (справедливости) сподвижников является для нас вопросом, упомянутым в ясных текстах Корана, и именно эти тексты являются основой данного консенсуса ученых (иджма).

 

وَكَذَٰلِكَ جَعَلْنَاكُمْ أُمَّةً وَسَطًا لِّتَكُونُوا شُهَدَاءَ عَلَى النَّاسِ وَيَكُونَ الرَّسُولُ عَلَيْكُمْ شَهِيدًا


«Мы сделали вас общиной, придерживающейся середины, чтобы вы свидетельствовали обо всем человечестве, а Посланник свидетельствовал о вас самих»[10].

 

Говорит ас-Сафарайини в «Ламави` аль-анвар»[11] в толковании этого аята:

«То есть, лучшая и справедливая община, ибо это и есть суть срединности, и это самая лучшая из всех общин, их слова, действия, желания и намерения более прочих достойны доверия».

 

وَالسَّابِقُونَ الْأَوَّلُونَ مِنَ الْمُهَاجِرِينَ وَالْأَنصَارِ وَالَّذِينَ اتَّبَعُوهُم بِإِحْسَانٍ رَّضِيَ اللَّـهُ عَنْهُمْ وَرَضُوا عَنْهُ وَأَعَدَّ لَهُمْ جَنَّاتٍ تَجْرِي تَحْتَهَا الْأَنْهَارُ خَالِدِينَ فِيهَا أَبَدًا ۚ ذَٰلِكَ الْفَوْزُ الْعَظِيمُ


«Аллах доволен первыми из мухаджиров и ансаров, которые опередили остальных, и теми, которые последовали строго за ними. Они также довольны Аллахом. Он приготовил для них Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Это - великое преуспеяние».[12]

 

И этот аят указывает на похвалу от Всевышнего Аллаха в отношении сподвижников и табиинов и то, что Всевышний Аллах доволен ими.

قُلِ الْحَمْدُ لِلَّـهِ وَسَلَامٌ عَلَىٰ عِبَادِهِ الَّذِينَ اصْطَفَىٰ ۗ آللَّـهُ خَيْرٌ أَمَّا يُشْرِكُونَ


«Скажи: «Хвала Аллаху, и мир Его избранным рабам! Аллах лучше или те, кого вы приобщаете в сотоварищи?».[13]

 

Ибн Касир указывает, что под «избранными» рабами здесь также могут подразумеваться и сподвижники.[14]

كُنتُمْ خَيْرَ أُمَّةٍ أُخْرِجَتْ لِلنَّاسِ تَأْمُرُونَ بِالْمَعْرُوفِ وَتَنْهَوْنَ عَنِ الْمُنكَرِ وَتُؤْمِنُونَ بِاللَّـهِ


«Вы являетесь лучшей из общин, появившейся на благо человечества, повелевая совершать одобряемое, удерживая от предосудительного и веруя в Аллаха».[15]

 

Аль-Хатыб в «аль-Кифая»[16] также указывает, что в этом обобщённом обращении подразумеваются сподвижники.

وَالَّذِينَ آمَنُوا وَهَاجَرُوا وَجَاهَدُوا فِي سَبِيلِ اللَّـهِ وَالَّذِينَ آوَوا وَّنَصَرُوا أُولَـٰئِكَ هُمُ الْمُؤْمِنُونَ حَقًّا ۚ لَّهُم مَّغْفِرَةٌ وَرِزْقٌ كَرِيمٌ


«Те, которые уверовали, совершили переселение и сражались на пути Аллаха, а также те, которые дали убежище и оказали им помощь, являются истинно верующими. Им уготованы прощение и щедрый удел».[17]

 

И этот аят является также похвалой Всевышнего Аллаха в адрес сподвижников посланника Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям.

И мухаджиры описаны тремя качествами восхваления, именно: верой в Аллаха, хиджрой и джихадом на пути Аллаха, а ансары описаны помощью и поддержкой посланнику Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, и его сподвижникам.

И на это также указывает следующий аят:

لِلْفُقَرَاءِ الْمُهَاجِرِينَ الَّذِينَ أُخْرِجُوا مِن دِيَارِهِمْ وَأَمْوَالِهِمْ يَبْتَغُونَ فَضْلًا مِّنَ اللَّـهِ وَرِضْوَانًا وَيَنصُرُونَ اللَّـهَ وَرَسُولَهُ ۚ أُولَـٰئِكَ هُمُ الصَّادِقُونَ ﴿٨﴾ وَالَّذِينَ تَبَوَّءُوا الدَّارَ وَالْإِيمَانَ مِن قَبْلِهِمْ يُحِبُّونَ مَنْ هَاجَرَ إِلَيْهِمْ وَلَا يَجِدُونَ فِي صُدُورِهِمْ حَاجَةً مِّمَّا أُوتُوا وَيُؤْثِرُونَ عَلَىٰ أَنفُسِهِمْ وَلَوْ كَانَ بِهِمْ خَصَاصَةٌ ۚ وَمَن يُوقَ شُحَّ نَفْسِهِ فَأُولَـٰئِكَ هُمُ الْمُفْلِحُونَ


«А также неимущим мухаджирам, которые были изгнаны из своих жилищ и лишены своего имущества. Они стремятся к милости Аллаха и Его довольству, и помогают Аллаху и Его Посланнику. Они являются правдивыми. (8) А те, которые жили в доме (Медине) и обрели веру до них, любят переселившихся к ним и не ощущают никакой нужды к тому, что даровано им. Они отдают им предпочтение перед собой, даже если они сами нуждаются. А те, что убереглись от собственной скупости, являются преуспевшими. (9)».[18]

 

Целью нашего исследования не являлось доказательство и разбор вопроса ‘адалята сподвижников в деталях, об этом ин ша Аллах будет написана отдельная книга, но целью было указать на иджму в данном вопросе и привести доводы, на которых она основана.

Окончание цикла

 

[1] Аль-Истиааб, 1\9;

 

[2] Ат-Талхыс, стр. 768;

 

[3] Аль-Мустасфа, 1\164;

 

[4] Аль-Ихкам, 2\90;

 

[5] Улюм аль-Хадис, стр.427;

 

[6] Аль-Мусаввада, стр. 292;

 

[7] Равда ан-Назыр, 2\403;

 

[8] Шарх Мухтасар ар-Равда, 2\180;

 

[9] Аль-Исаба, 1\10.

 

[10] Священный Коран, 2:143.

 

[11] 2\384;

 

[12] Священный Коран, 9:100;

 

[13] Священный Коран, 27:59;

 

[14] 3\317.

 

[15] Священный Коран, 3:110;

 

[16] Стр. 94;

 

[17] Священный Коран, 8:74;

 

[18] Священный Коран, 59:8-9.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.239.46 (0.038 с.)