Часть 1: введение. Языковое определение слова «сахаби» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Часть 1: введение. Языковое определение слова «сахаби»



ЧАСТЬ 1: ВВЕДЕНИЕ. ЯЗЫКОВОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СЛОВА «САХАБИ»

Вступление


Как известно читателям портала Azan.ru, мы переводим фундаментальную книгу о сподвижниках «Жизнь сподвижников» шейха Мухаммада Юсуфа аль-Ханафи, одного из величайших исламских ученых прошлого века. Эта книга рассказывает нам о лучшем за всю историю человечества поколении людей.

Однако, говоря о сподвижниках Пророка, солляллаху аляйхи ва саллям, мы должны коснуться ряда других тем, которые так или иначе связаны с ними, чтобы устранить любые сомнения в их высоком статусе, которые активно распространяют шииты и им подобные течения.

С дозволения Аллаха мы начинаем цикл статей, в котором будем разбирать и опровергать сомнения, распространяемые заблудшими, и в будущем этот цикл статей может принести пользу в качестве приложения к книге «Хаят ас-Сахаба».

Писать в рамках этого цикла о статусе сподвижников и их высоком положении в аятах Корана и Сунне посланника Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, нет нужды, ибо это будет изложено во всех деталях и со всеми подробностями в предисловии книги «Хаят ас-Сахаба».

Наш цикл статей мы решили называть «Ма'рифа ас-Сахаба: Что необходимо знать о сподвижниках Пророка, солляллаху аляйхи ва саллям».


Первая тема, которую мы разберем в данной статье, - это определение сподвижников с позиции шариата и все, что связано с этой темой.


Существуют разные определения понятия «сахаби» в книгах мухаддисов и ученых по усуль-уль-фикх.


Мы попытаемся определить самое достоверное мнение среди мнений ученых и кратко описать другие определения, разобрав, по какой причине эти определения не являются сильным мнением в этом вопросе, попутно также обсуждая некоторые смежные вопросы, так или иначе с этим связанные.


Как принято в научной литературе, любой тематический разговор начинается с определения используемых понятий. Мы же начнем с разбора понятия «сахаби» в арабском языке, в терминологии ученых хадиса и усуля, и разберем существующие разногласия между ними.

 

Часть 1. Языковое определение слова «сахаби».

Ибн Фарис,[1] аль-Файрузабади[2] и другие знатоки языка указывают, что слово «сахаби» имеет значение близости к кому-то и нахождения с кем-то рядом, и это то значение, которое является основой для шариатского смысла, хотя это слово имеет и другие значения.[3]


Также в некоторых хадисах посланника Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, слово «сахаби» приходит в его языковом значении.

 

Передается от Абдуллаха ибн Амра, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, сказал:

 

خير الأصحاب عند الله خيرهم لصاحبه و خير الجيران عند الله خيرهم لجاره


«Лучший друг – это тот, кто лучше всего ведет себя по отношению к своему другу. И лучший из соседей тот, кто лучше всего ведет себя по отношению к своему соседу»[4].


И в этом хадисе слово «асхаб» употребляется в его языковом значении, и тут не подразумеваются сподвижники посланника Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям.

Также в Сунне пришло слово «сахаби», в котором уже имеются в виду сподвижники посланника Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям.

Например, известный хадис:

لا تسبوا أحداً من أصحابي


«Не поносите никого из моих сподвижников»[5].


И в этом хадисе уже слово «сахаби» употребляется в терминологическом значении и подразумевает сподвижников посланника Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям.

 

Безусловно, в наше время при употреблении слово «сахаби» сразу же на ум приходят именно сподвижники посланника Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, и это стало одним из главных и распространенных значений данного слова, особенно вне арабской языковой среды.


Также на это указывает тот факт, что ученые называли свои книги, употребляя слово «сахаба» без уточнения о ком идет речь, что сразу же указывало на то, что речь идет о сподвижниках посланника Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям.


Например, «Ма`рифа ас-Сахаба» Абу Ну`айма аль-Асбахани или «аль-Исаба фи тамииз ас-Сахаба» ибн Хаджара аль-Аскаляни. Об этих и других книгах подробнее будет в одной из последующих глав.

 

[1] Макаис Люгъа, 3:330;

 

[2] Аль-Камус аль-Мухит, стр.134;

 

[3] Лисануль Араб 1:519, аль-Мисбах аль-Мунир 1\33;

 

[4] Ахмад 2\168, Тирмизи 4\33, №1942.

 

[5] Бухари, Муслим.

 

 

ЧАСТЬ 3: ДРУГИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СЛОВА «САХАБА», ЧАСТЬ 1

Помимо определения, которое мы привели, существуют и другие определения. Они считаются слабыми, но их тоже следует знать, чтобы стремящиеся сеять смуту и недоверие к сподвижникам в умах мусульман, не использовали для этого имена великих алимов.

 

Перед тем как приступить к перечислению этих определений, следует сделать одно важное замечание: ранние ученые Ислама часто давали очень размытые определения каким-то явлениям, ограничиваясь описанием общего смысла, ибо его смысл был очевиден для всех, и они не заботились, чтобы с позиции логики определения отвечали всем условиям. По этой причине, зачастую, разница в определениях идет без указания на соответствие или несоответствие конкретных личностей их определениям, и, как следствие, без конкретизации о принадлежности отдельного лица к числу сподвижников или непричастности к ним. Это следует держать в уме во время чтения этих определений[1].

Определения будут перечислены согласно давности их высказывания.

Первое определение

 

Говорит Саид ибн аль-Мусаййаб[2]:

الصحابة من صحب رسول الله صلى الله عليه و سلم سنة أو سنتين أو غزا معه غزوةً أو غزوتين


«Сподвижник – это тот, кто был рядом с посланником Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, в течении года или двух, либо сражался с ним в одном или двух сражениях».

 

Что касается этого определения, то имам ас-Суюты в «Тадриб ар-Рави»[3] пишет, что это определение передается от Саида ибн аль-Мусаййаба через недостоверный иснад[4].

Также ибн Хаджар указывает, что практика табиинов противоречит этому определению, потому что они считали тех, кто видел посланника Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, в прощальном Хадже, сподвижниками[5].

Также, согласно этому определению, придется исключить большое количество сподвижников, которые после открытия Мекки приезжали к посланнику Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, для принятия Ислама, а затем, через какое-то время возвращались к своим племенам, не принимая участия в сражениях, и пробыв с посланником Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, гораздо меньше, чем один год. И таким примером является Джарир ибн Абдуллах аль-Баджали, да будет доволен им Аллах, который единогласно является сподвижником, но который принял Ислам в месяце Рамадан в десятом году по хиджре.

Итак, согласно достоверному мнению, продолжительность пребывания рядом с посланником Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, не является условием для того, чтобы считать кого-то сподвижником.

Ибн Касир[6], рахимахуллах, попытался объединить данное определение ибн аль-Мусаййаба с мнением большинства, сказав, что данное определение ибн аль-Мусаййаба указывает на особый статус сподвижника, который был ближе к посланнику Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, чем те, кто видел его лишь небольшой отрезок времени, и что это определение не исключает факт сподвижничества в широком смысле тех, кто видел посланника Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, короткое время.

 

Второе определение

Говорит имам Али ибн аль-Мадини:

من صحب النبي صلى الله عليه و سلم أو رآه و لو ساعة فهو من أصحاب النبي صلى الله عليه و سلم


«Тот, кто находился рядом с пророком, солляллаху аляйхи ва саллям, либо видел его, даже если в течение короткого времени, то он из числа сподвижников пророка, солляллаху аляйхи ва саллям».[7]

 

Что касается изъянов этого определения, то в нем условием принадлежности к сподвижникам является видение посланника Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, что исключает тех, кто не мог его видеть из-за слепоты. Именно по этой причине аль-Ираки и ибн Хаджар использовали слово «встретил», что имеет более широкий смысл, чем видение, ведь, в противном случае, пришлось бы исключить Абдуллаха ибн Умм Мактум, да будет доволен им Аллах, из числа сподвижников, а он сподвижник единогласно.

И также в этом определении не приводится условие, чтобы человек умер мусульманином, что означало бы, что такие муртадды, как ибн Хаталь, тоже являлись бы сподвижниками.

 

[1] Для более глубокого понимания использования терминов во времена саляф и времена более поздних ученых см. книгу шейха Хатима аль-Авни «Манхадж аль-Муктарах». Несмотря на принадлежность автора к ваххабитскому течению и его попытки доказать негативное влияние науки Калам на науки по хадису, факт разницы в понимании терминов у саляф и более поздних ученых в этой книге, все же, раскрыта очень точно;

 

[2] «Аль-Кифая» аль-Хатыб, стр. 99; ибн Салях, стр. 424.

 

[3] «Тадриб ар-Рави», 2\209;

 

[4] В санаде присутствует Мухаммад ибн Умар аль-Вакиди, который описан как слабый передатчик (матрукуль хадис. См. Мизан, 3\662-666);

 

[5] Аль-Фатх, 7\4.

 

[6] Ихтисар Улюм аль-Хадис, стр. 179.

 

[7] Аль-Фатх, 7\4.

 

ЧАСТЬ 4: ДРУГИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СЛОВА «САХАБА», ЧАСТЬ 2

Третье определение

 

Имам Ахмад ибн Ханбал сказал:

من صحبه سنة أو شهراً أو يوماً أو ساعة أو رآه فهو من أصحاب النبي صلى الله عليه و سلم


«Кто был рядом с ним в течении года, либо месяца, либо мгновения, либо тот, кто видел его, то он из числа сподвижников пророка, солляллаху аляйхи ва саллям».[1]


Изъяны у данного определения те же, что были упомянуты нами к предыдущему определению.

 

Четвертое определение

Говорит имам аль-Бухари в своем Сахих:[2]

من صحب النبي صلى الله عليه و سلم أو رآه من المسلمين فهو من أصحابه


«Те из мусульман, кто был рядом с пророком, солляллаху аляйхи ва саллям, либо видел его, - из его сподвижников».

 

Из этого определения так же исключаются те, кто не мог видеть пророка, солляллаху аляйхи ва саллям, из-за слепоты.

 

Пятое определение

Говорит Абу Ну`айм аль-Асбахани (или аль-Исфахани) в предисловии к своей книге «Ма`рифа ас-Сахаба»:[3]

من ثبتت له عن الرسول صلى الله عليه و سلم رواية أو صحت له صحبة و ولاية


«Тот, кто передает от посланника Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, риваят, либо тот, чья близость к нему [пророку, солляллаху аляйхи ва саллям] и чье утверждение власти (вилаят) достоверно установлены».

 

К изъянам этого определения относится то, что Ислам в нем не является условием, поэтому под данное определение будет подпадать каждый, кто видел посланника Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, вне зависимости от того, был он верующим или нет.

Также известно, что не все сподвижники передавали риваяты и хадисы, и посему некорректно приводить факт передачи риваята или хадиса в качестве условия сподвижничества.

 

Также не является условием, чтобы какой-то сподвижник находился рядом с посланником Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, в течение долго времени, либо чтобы посланник Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, назначал кого-то из них руководителем или правителем, ибо многие из делегаций бедуинов возвращались к своему народу после одной встречи с посланником Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, и они не были назначены пророком, солляллаху аляйхи ва саллям, правителями своего народа.

Шестое определение

Говорит ибн Касир:

الصحابي من رأى رسول الله صلى الله عليه و سلم في حال إسلام الرائ و ان لم تطل صحبته و لم يروى عنه شيئا


«Сподвижник – это тот, кто видел посланника Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, мусульманином, даже если он не находился рядом с ним долго, и от него не передаются хадисы».[4]

 

Здесь ибн Касир хотел указать на неточность в определении сахаби в книгах по Усуль аль-Фикх, в которых часто приводится одним из условий длительность пребывания рядом с посланником Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, что исключает тех, кто, приняв Ислам, возвращался обратно к своим племенам.

Также в определении ибн Касира, в отличие от многих предыдущих определений, указано, что человек должен встретиться с посланником Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, являясь мусульманином.

 

Но ибн Касир не указывает то, что человек также должен и умереть мусульманином, поскольку, если человек умрет на ридде, то это аннулирует его сподвижничество, как мы уже об этом писали ранее.

 

Седьмое определение

Говорит ибн Салах:

فالمعروف من طريقة أهل الحديث أن كل مسلم رأى رسول الله صلى الله عليه و سلم فهو من الصحابة


«Известно от ученых по хадису, что каждый мусульманин, который увидел посланника Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, является сахаби».[5]

 

В этом определении тоже приводится условием, чтобы человек был мусульманином, но не поясняется обязательность того, чтобы человек был мусульманином в момент встречи с посланником Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, также чтобы был мусульманином при уходе из жизни.

Также в этом определении приводится условие видения пророка, солляллаху аляйхи ва саллям, хотя аль-Ираки и ибн Хаджар употребляли слово «встреча», которое является более общим и корректным, чем «видение».

Из определений ученых, использовавших слово «видение», не следует понимать, что они не считали сподвижниками тех, кто не мог видеть посланника Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, из-за слепоты.

Ученые по терминологии хадиса поясняют, что слово «видение» употребляется лишь по той причине, что чаще всего встреча сопровождается видением, поэтому в данном случае часто повторяемое частное указывает на общее значение.[6]

 

Итак, мы рассмотрели последнее определение из тех, что хотели разобрать в данном разделе.

В заключение приведем еще раз то определение понятия «сахаба», которое приводится имамом аль-Ираки и ибн Хаджаром аль-Аскаляни, и считается самым корректным определением, лишенным изъянов и неточностей:

 

الصحابة هو من لقي النبي صلى الله عليه و سلم مؤمناً به و مات على الإسلام


«Сподвижник – это тот, кто встретил посланника Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, верующим в него, и умер, будучи в Исламе».

 

[1] «аль-Кифая» аль-Хатыб, стр. 69;

 

[2] Это определение приходит в «Сахих», в главе о достоинстве сподвижников;

 

[3] 1\106.

 

[4] Ихтисар Улюм аль-Хадис, стр. 173.

 

[5] Улюм аль-Хадис, стр.466;

 

[6] Махасинуль Истилях, стр. 423.

 

 

Первое мнение


Для того, чтобы некий человек считался сподвижником, необходимо, чтобы он длительное время находился рядом с посланником Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, потому что слово «сахаби» происходит от глагола صَحِبَ, который дословно (в языковом значении) обозначает такое длительное пребывание рядом с кем-то, в результате которого человек становится приближенным, а для этого одной встречи недостаточно.

 

Из ученых по усуль аль-фикх это условие ставит ибн аль-Хаджиб в своем «Мухтасар»:

 

الصحابي هو من طالت صحبته للنبي صلى الله عليه و سلم و روى عنه


«Сподвижник – это тот, кто находился долго рядом с пророком, солляллаху аляйхи ва саллям, и передает от него хадисы».[1]

 

Также на это мнение указывает имам Абу Бакр аль-Бакиляни:

 

«Нет разногласий среди знатоков языка, что слово «сахаби» – производное от слова «сухба», которое относится к любому человеку, находившемуся рядом с кем-то краткое или длительное время, и поэтому говорят: «он был рядом с ним в течении месяца, дня или часа», используя это слово. Отсюда следует, что сподвижником является каждый, кто был рядом с пророком, солляллаху аляйхи ва саллям, даже короткое мгновение. Но вместе с этим у Уммы есть устоявшееся правило, что слово «сахаби» не употребляется, кроме как в отношении того, кто находится с кем-то длительное время, и его нельзя использовать в отношении того, кто один раз встретился с кем-то, прошел рядом с ним пару шагов, либо слышал один хадис. По этой причине необходимо использовать данное слово лишь в этом понимании».[2]

 

То же самое говорит ат-Туфи:

 

«В ‘урфе людей не говорят, что некто является сахаби другого человека, если он не находился рядом с ним длительное время. И если бы одной встречи с кем-то было достаточно для того, чтобы считаться его сахибом, то большинство людей были бы таковыми друг для друга».[3]

 

Второе мнение

Согласно второму мнению длительность пребывания с кем-то не является условием, и для того, чтобы считаться сподвижником, достаточно уже одной встречи.

К данному мнению склонилось большинство мухаддисов, также значительная часть ученых по усулю, и это является правильным мнением, как было разъяснено уже ранее.

Говорит имам аль-Ираки:

 

«Аль-Амиди передает это мнение от большинства и говорит: это более правильное мнение (ашбах)».[4]

 

Также имам ас-Суюти в «Тадриб ар-Рави» указывает, что многие ученые по Усуль аль-Фикх в этом вопросе были согласны с мнением мухаддисов.[5]

 

Также ибн аль-Вазир аль-Йамани в своей книге «ар-Равд аль-Басим фи аз-забб ан сунна Аби аль-Касим» очень подробно и детально разобрал позиции и доводы, указывая на то, что второе мнение является сильным.[6]

 

Суть разногласия между двумя позициями сводится к тому, что в основе арабского языка «сухба» указывает на любую встречу и близость, даже если встреча была только один раз, но в урфе людей это слово стало использоваться только в отношении тех, кто находился с рядом с кем-то длительное время.

К примеру, учеников Абу Ханифы называют «Асхаб Абу Ханифа», но тех, кто видел его один или два раза, так не называют, и из-за этого урфа стали условие длительности пребывания также относить и к определению сахаби, как на это выше указал имам аль-Бакиляни.

Ученые же, которые считали второе мнение более правильным, делали это на основе следующих доводов:

«В основе языка нет требования длительности нахождения рядом с кем-то, чтобы употреблять слово сахаби».

 

И на это указал аль-Хатыб:

 

«Нет разногласий среди знатоков языка, что в основе слово «сухба», от которого образованно слово «сахаби», не имеет ограничений по времени. И поэтому говорят: «он был рядом в течении года, или течении часа»».[7]

 

Также имам ан-Навави комментировал довод аль-Бакиляни следующим образом:

 

«Его словами можно воспользоваться для утверждения истинности мазхаба людей хадиса, ибо этот имам передает от знатоков языка, что это имя [сахаби] включает в себя любую длительность [пребывания], даже если это час. И большинство знатоков хадиса используют это слово в его шариатском значении, в соответствии с его языковым значением, и поэтому следует обратиться именно к этому смыслу».[8]

 

[1] Мунтаха аль-Вусуль, стр.81.

 

[2] Слова аль-Бакиляни приводит имам ан-Навави в «Иршад ат-Тулляб», 2\588;

 

[3] Шарх Мухтасар ат-Туфи, 2\185;

 

[4] Такиид ва Идах, стр. 291.

 

[5] 2\209;

 

[6] 1\57-60;

 

[7] Аль-Кифая, стр.51.

 

[8] Иршад Тулляб, 2\588.

 

ЧАСТЬ 8: РАЗНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ СПОДВИЖНИЧЕСТВА

Также разберем некоторые вопросы, которые косвенно связаны с нашей темой.

 

Первый вопрос: устанавливается ли сподвижничество, если человек увидел посланника Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, до его пророчества, и умер до прихода откровения?


Говорит имам аль-Ираки:

 

«Я не видел, чтобы кто-то обсуждал этот вопрос, кроме ибн Мандах, который упомянул среди сподвижников Зейда ибн Амра ибн Нуфейля».[1]

 

Имам аз-Заркаши в «аль-Бахр аль-Мухит»[2] пишет, что встреча до начала пророчества (с учетом того, что человек умер до ниспослания откровения) не делает человека сподвижником, и также указывает, что Зейд ибн Амр ибн Нуфейл не является сподвижником.

 

Также имам ас-Суюти пишет в «Тадрибу Рави»[3], что видение пророка, солляллаху аляйхи ва саллям, делает человека сподвижником только в том случае, если оно произошло после начала его (солляллаху аляйхи ва саллям) пророческой миссии.

 

Также ученые уточняют, что видение должно быть наяву, а видение во сне посланника Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, не делает человека сподвижником.

Говорит ибн ан-Наджар:

 

«Тот, кто увидел посланника Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, во сне, не становится сподвижником».[4]

 

Также на это указывают аль-Булькыни[5] и ибн Хаджар аль-Аскаляни[6].


Также ученые указывают, что видение должно происходить в земной реальности, а не в иной реальности, как например, во время исра и ми`раджа.


Говорит аль-Ираки:

 

«Не употребляется имя «сподвижник» в отношении тех ангелов, которые видели его во время Исра»[7].

 

Также на это указал аль-Булькини.[8]

 

Также имам ас-Сахави[9] пишет, что видение должно быть до ухода посланника Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, из этого мира, и поэтому те, кто видели лишь тело посланника Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, перед похоронами, как, например, Хувейлид ибн Халид аль-Хузали, не будут считаться сподвижниками.


Что касается возраста, с которого можно кого-то считать сподвижником, то некоторые ученые выделяют требование «тамийиза», то есть понимания ребенком происходящего.

Говорит аль-Ираки:

 

«Из их слов видно, что они делали условием тамийиз, так же, как это видно из слов Ихья ибн Маина, Абу Зур`а, Абу Хатима, Абу Дауда, ибн Абдульбарра и других. Это была группа детей, которых приводили к пророку, солляллаху аляйхи ва саллям, для совершения тахника, чтобы пророк, солляллаху аляйхи ва саллям, протер для бараката их лица, и они не входят в число сподвижников, как Мухаммад ибн Хатиб ибн аль-Харис, Абдурахман ибн Усман ат-Тейми и другие».[10]


Говорит ибн Хаджар:

 

«Ученые сказали без детализации, что тот, видел пророка, солляллаху аляйхи ва саллям, является сподвижником. Но эти слова относятся к тем, кто достиг возраста тамийиза, а если же он не достиг этого возраста, то видение нельзя к нему отнести. Да, о нем можно сказать, что пророк, солляллаху аляйхи ва саллям, видел его, и он является сподвижником с этой стороны, но с точки зрения риваятов он относится к табиинам».[11]


Отсюда также мы понимаем, что совершеннолетие не является обязательным условием для того, чтобы кто-то считался сподвижником, потому что иначе придется исключить тех, кто однозначно являются сподвижниками, как аль-Хасан, аль-Хусейн, Абдуллах ибн Зубайр и другие.[12]


Что касается джиннов, то они также входят в число сподвижников.


Говорит ибн Хаджар:

 

«В наши слова «верующим в него» входят все мукалляфы из числа людей и джиннов. И поэтому необходимо также упоминать всех, о ком известно, из числа уверовавших».[13]


Также сказал ибн ан-Наджар:

 

«Предпочтительно также считать их верующими, потому что они встретились с посланником Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, уверовали в него, и направились к своему народу наставляющими».[14]

 

[1] «Такиид ва идах», стр.292;

 

[2] 4\304;

 

[3] 2\209;

 

[4] «Шарх аль-Кавкаб аль-Мунир», 2\469.

 

[5] Махасин аль-Истилах, стр. 423;

 

[6] Фатх аль-Бари, 7\5;

 

[7] Такиид Ва Идаах, стр. 295;

 

[8] Махасинуль Истилях, стр. 423;

 

[9] Фатх аль-Мугис, 3\77;

 

[10] Такиид ва Идах, стр.295.

 

[11] Фатх, 7\3;

 

[12] Шарх Альфия, 3\8;

 

[13] Аль-Исаба, 1\7;

 

[14] Шарх аль-Кавкаб аль-Мунир, 2\472.

 

 

Окончание цикла

 

[1] Аль-Истиааб, 1\9;

 

[2] Ат-Талхыс, стр. 768;

 

[3] Аль-Мустасфа, 1\164;

 

[4] Аль-Ихкам, 2\90;

 

[5] Улюм аль-Хадис, стр.427;

 

[6] Аль-Мусаввада, стр. 292;

 

[7] Равда ан-Назыр, 2\403;

 

[8] Шарх Мухтасар ар-Равда, 2\180;

 

[9] Аль-Исаба, 1\10.

 

[10] Священный Коран, 2:143.

 

[11] 2\384;

 

[12] Священный Коран, 9:100;

 

[13] Священный Коран, 27:59;

 

[14] 3\317.

 

[15] Священный Коран, 3:110;

 

[16] Стр. 94;

 

[17] Священный Коран, 8:74;

 

[18] Священный Коран, 59:8-9.

 

ЧАСТЬ 1: ВВЕДЕНИЕ. ЯЗЫКОВОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СЛОВА «САХАБИ»

Вступление


Как известно читателям портала Azan.ru, мы переводим фундаментальную книгу о сподвижниках «Жизнь сподвижников» шейха Мухаммада Юсуфа аль-Ханафи, одного из величайших исламских ученых прошлого века. Эта книга рассказывает нам о лучшем за всю историю человечества поколении людей.

Однако, говоря о сподвижниках Пророка, солляллаху аляйхи ва саллям, мы должны коснуться ряда других тем, которые так или иначе связаны с ними, чтобы устранить любые сомнения в их высоком статусе, которые активно распространяют шииты и им подобные течения.

С дозволения Аллаха мы начинаем цикл статей, в котором будем разбирать и опровергать сомнения, распространяемые заблудшими, и в будущем этот цикл статей может принести пользу в качестве приложения к книге «Хаят ас-Сахаба».

Писать в рамках этого цикла о статусе сподвижников и их высоком положении в аятах Корана и Сунне посланника Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, нет нужды, ибо это будет изложено во всех деталях и со всеми подробностями в предисловии книги «Хаят ас-Сахаба».

Наш цикл статей мы решили называть «Ма'рифа ас-Сахаба: Что необходимо знать о сподвижниках Пророка, солляллаху аляйхи ва саллям».


Первая тема, которую мы разберем в данной статье, - это определение сподвижников с позиции шариата и все, что связано с этой темой.


Существуют разные определения понятия «сахаби» в книгах мухаддисов и ученых по усуль-уль-фикх.


Мы попытаемся определить самое достоверное мнение среди мнений ученых и кратко описать другие определения, разобрав, по какой причине эти определения не являются сильным мнением в этом вопросе, попутно также обсуждая некоторые смежные вопросы, так или иначе с этим связанные.


Как принято в научной литературе, любой тематический разговор начинается с определения используемых понятий. Мы же начнем с разбора понятия «сахаби» в арабском языке, в терминологии ученых хадиса и усуля, и разберем существующие разногласия между ними.

 

Часть 1. Языковое определение слова «сахаби».

Ибн Фарис,[1] аль-Файрузабади[2] и другие знатоки языка указывают, что слово «сахаби» имеет значение близости к кому-то и нахождения с кем-то рядом, и это то значение, которое является основой для шариатского смысла, хотя это слово имеет и другие значения.[3]


Также в некоторых хадисах посланника Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, слово «сахаби» приходит в его языковом значении.

 

Передается от Абдуллаха ибн Амра, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, сказал:

 

خير الأصحاب عند الله خيرهم لصاحبه و خير الجيران عند الله خيرهم لجاره


«Лучший друг – это тот, кто лучше всего ведет себя по отношению к своему другу. И лучший из соседей тот, кто лучше всего ведет себя по отношению к своему соседу»[4].


И в этом хадисе слово «асхаб» употребляется в его языковом значении, и тут не подразумеваются сподвижники посланника Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям.

Также в Сунне пришло слово «сахаби», в котором уже имеются в виду сподвижники посланника Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям.

Например, известный хадис:

لا تسبوا أحداً من أصحابي


«Не поносите никого из моих сподвижников»[5].


И в этом хадисе уже слово «сахаби» употребляется в терминологическом значении и подразумевает сподвижников посланника Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям.

 

Безусловно, в наше время при употреблении слово «сахаби» сразу же на ум приходят именно сподвижники посланника Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, и это стало одним из главных и распространенных значений данного слова, особенно вне арабской языковой среды.


Также на это указывает тот факт, что ученые называли свои книги, употребляя слово «сахаба» без уточнения о ком идет речь, что сразу же указывало на то, что речь идет о сподвижниках посланника Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям.


Например, «Ма`рифа ас-Сахаба» Абу Ну`айма аль-Асбахани или «аль-Исаба фи тамииз ас-Сахаба» ибн Хаджара аль-Аскаляни. Об этих и других книгах подробнее будет в одной из последующих глав.

 

[1] Макаис Люгъа, 3:330;

 

[2] Аль-Камус аль-Мухит, стр.134;

 

[3] Лисануль Араб 1:519, аль-Мисбах аль-Мунир 1\33;

 

[4] Ахмад 2\168, Тирмизи 4\33, №1942.

 

[5] Бухари, Муслим.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.215.188 (0.203 с.)