Часть 5: определение понятия «сахаби» в книгах по усуль аль-фикх 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Часть 5: определение понятия «сахаби» в книгах по усуль аль-фикх



Ученые по усуль аль-фикх дают определение понятию «сахаби» немного отличное от тех, что дают ученые по хадису.

 

Одним из ключевых определений данного понятия в книгах по усуль аль-фикх, отличающихся от определений, приводимых в книгах по хадису, является то, что приводит аль-Амиди в «аль-Ихкам фи усуль аль-Ахкам»[1] от аль-Джахиза:

 

من طالت صحبته للنبي صلى الله عليه و سلم و أخذ عنه العلم


«Тот, кто долго находился рядом с пророком, солляллаху аляйхи ва саллям, и брал от него знания».

 

Первая проблема этого определения заключается в его авторе, - аль-Джахиз был одним из имамов му’тазилитов, которого имам аз-Захаби описал как: «имам заблудших»[2].

Что касается самого определения, то не существует доказательств тому, что длительное нахождение рядом с посланником Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, является условием сподвижничества, также чтобы человек брал знания непосредственно от него.

Похожее на это определение приводит и ибн аль-Хаджиб:

من طالت صحبته للنبي صلى الله عليه و سلم و روى عنه و كثرت مجالسته

 

«Тот, кто находился долго рядом с пророком, солляллаху аляйхи ва саллям, передает от него хадисы и часто был с ним в разных собраниях».[3]

 

В этом определении условием сподвижничества ставят передачу хадисов, что условием быть не может, поскольку некоторые сахаби отказывались передавать хадисы, боясь допустить ошибку в словах и непреднамеренно исказить слова посланника Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям.

 

Также в книгах по усулю распространенно следующее определение:

من رأى النبي صلى الله عليه و سلم و اختص به الصاحب بالمصاحب و إن لم يرو عنه و لم يتعلم منه


«Тот, кто видел пророка, солляллаху аляйхи ва саллям, и находился близко к нему долгое время, даже если он не передавал от него хадисов, и не брал у него знания».

 

Это определение, которое можно найти во многих книгах по усулю, в том числе и в «аль-Мустасфе» имама аль-Газали[4].


В этом определении условием ставят длительное нахождение рядом с посланником Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, что, как мы уже выясняли, также не является условием для сподвижничества.

 

И из всех определений, данных учеными по усулю, самым близким к определению знатоков хадиса является то, что приводил имам ас-Субки в «Джам` аль-Джавами»:

من اجتمع مؤمنا بمحمد صلى الله عليه و سلم و إن لم يرو و لم يطل


«Тот, кто верующим встретился с Мухаммадом, солляллаху аляйхи ва саллям, даже если не передает от него хадисов и не был с ним рядом долгое время»[5].

 

Это определение из книг по усулю является самым близким к пониманию ученых по хадису, ибо в нем не приводятся те условия, которые можно найти в других книгах по усулю, как, например, длительность пребывания рядом с пророком, солляллаху аляйхи ва саллям, получение от него знаний или передача хадисов.


Читатель может спросить о причине такого серьезного различия в определениях некоторых ученых по усулю и ученых по хадису.


Причина, скорее всего, связана с тем, что усуль аль-фикх рассматривает различные источники шариата с позиции метода выведения решения из них, и поэтому если какой-то сахаби не передает каких-то хадисов, то значит он не входит в сферу рассмотрения усуль аль-фикха. А Аллах знает лучше.

 

[1] 2\130;

 

[2] Аль-Мизан, 3\247;

 

[3] Мунтаха аль-Вусуль, стр.81.

 

[4] 1\105;

 

[5] Джам аль-Джавами, 2\165.

 

ЧАСТЬ 6: ДЛИТЕЛЬНОСТЬ НАХОЖДЕНИЯ РЯДОМ С ПРОРОКОМ, СОЛЛЯЛЛАХУ АЛЯЙХИ ВА САЛЛЯМ, КАК УСЛОВИЕ СПОДВИЖНИЧЕСТВА, ЧАСТЬ 1

После рассмотрения различных определений понятия «сахаба», необходимо один из этих аспектов разногласия разобрать более детально, а именно вопрос длительного пребывания рядом с посланником Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, в качестве одного из условий.

 

В этом вопросе существует два основных мнения.

Первое мнение


Для того, чтобы некий человек считался сподвижником, необходимо, чтобы он длительное время находился рядом с посланником Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, потому что слово «сахаби» происходит от глагола صَحِبَ, который дословно (в языковом значении) обозначает такое длительное пребывание рядом с кем-то, в результате которого человек становится приближенным, а для этого одной встречи недостаточно.

 

Из ученых по усуль аль-фикх это условие ставит ибн аль-Хаджиб в своем «Мухтасар»:

 

الصحابي هو من طالت صحبته للنبي صلى الله عليه و سلم و روى عنه


«Сподвижник – это тот, кто находился долго рядом с пророком, солляллаху аляйхи ва саллям, и передает от него хадисы».[1]

 

Также на это мнение указывает имам Абу Бакр аль-Бакиляни:

 

«Нет разногласий среди знатоков языка, что слово «сахаби» – производное от слова «сухба», которое относится к любому человеку, находившемуся рядом с кем-то краткое или длительное время, и поэтому говорят: «он был рядом с ним в течении месяца, дня или часа», используя это слово. Отсюда следует, что сподвижником является каждый, кто был рядом с пророком, солляллаху аляйхи ва саллям, даже короткое мгновение. Но вместе с этим у Уммы есть устоявшееся правило, что слово «сахаби» не употребляется, кроме как в отношении того, кто находится с кем-то длительное время, и его нельзя использовать в отношении того, кто один раз встретился с кем-то, прошел рядом с ним пару шагов, либо слышал один хадис. По этой причине необходимо использовать данное слово лишь в этом понимании».[2]

 

То же самое говорит ат-Туфи:

 

«В ‘урфе людей не говорят, что некто является сахаби другого человека, если он не находился рядом с ним длительное время. И если бы одной встречи с кем-то было достаточно для того, чтобы считаться его сахибом, то большинство людей были бы таковыми друг для друга».[3]

 

Второе мнение

Согласно второму мнению длительность пребывания с кем-то не является условием, и для того, чтобы считаться сподвижником, достаточно уже одной встречи.

К данному мнению склонилось большинство мухаддисов, также значительная часть ученых по усулю, и это является правильным мнением, как было разъяснено уже ранее.

Говорит имам аль-Ираки:

 

«Аль-Амиди передает это мнение от большинства и говорит: это более правильное мнение (ашбах)».[4]

 

Также имам ас-Суюти в «Тадриб ар-Рави» указывает, что многие ученые по Усуль аль-Фикх в этом вопросе были согласны с мнением мухаддисов.[5]

 

Также ибн аль-Вазир аль-Йамани в своей книге «ар-Равд аль-Басим фи аз-забб ан сунна Аби аль-Касим» очень подробно и детально разобрал позиции и доводы, указывая на то, что второе мнение является сильным.[6]

 

Суть разногласия между двумя позициями сводится к тому, что в основе арабского языка «сухба» указывает на любую встречу и близость, даже если встреча была только один раз, но в урфе людей это слово стало использоваться только в отношении тех, кто находился с рядом с кем-то длительное время.

К примеру, учеников Абу Ханифы называют «Асхаб Абу Ханифа», но тех, кто видел его один или два раза, так не называют, и из-за этого урфа стали условие длительности пребывания также относить и к определению сахаби, как на это выше указал имам аль-Бакиляни.

Ученые же, которые считали второе мнение более правильным, делали это на основе следующих доводов:

«В основе языка нет требования длительности нахождения рядом с кем-то, чтобы употреблять слово сахаби».

 

И на это указал аль-Хатыб:

 

«Нет разногласий среди знатоков языка, что в основе слово «сухба», от которого образованно слово «сахаби», не имеет ограничений по времени. И поэтому говорят: «он был рядом в течении года, или течении часа»».[7]

 

Также имам ан-Навави комментировал довод аль-Бакиляни следующим образом:

 

«Его словами можно воспользоваться для утверждения истинности мазхаба людей хадиса, ибо этот имам передает от знатоков языка, что это имя [сахаби] включает в себя любую длительность [пребывания], даже если это час. И большинство знатоков хадиса используют это слово в его шариатском значении, в соответствии с его языковым значением, и поэтому следует обратиться именно к этому смыслу».[8]

 

[1] Мунтаха аль-Вусуль, стр.81.

 

[2] Слова аль-Бакиляни приводит имам ан-Навави в «Иршад ат-Тулляб», 2\588;

 

[3] Шарх Мухтасар ат-Туфи, 2\185;

 

[4] Такиид ва Идах, стр. 291.

 

[5] 2\209;

 

[6] 1\57-60;

 

[7] Аль-Кифая, стр.51.

 

[8] Иршад Тулляб, 2\588.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.39.74 (0.014 с.)