Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Часть 5: определение понятия «сахаби» в книгах по усуль аль-фикх
Ученые по усуль аль-фикх дают определение понятию «сахаби» немного отличное от тех, что дают ученые по хадису.
Одним из ключевых определений данного понятия в книгах по усуль аль-фикх, отличающихся от определений, приводимых в книгах по хадису, является то, что приводит аль-Амиди в «аль-Ихкам фи усуль аль-Ахкам»[1] от аль-Джахиза:
من طالت صحبته للنبي صلى الله عليه و سلم و أخذ عنه العلم
Первая проблема этого определения заключается в его авторе, - аль-Джахиз был одним из имамов му’тазилитов, которого имам аз-Захаби описал как: «имам заблудших»[2]. Что касается самого определения, то не существует доказательств тому, что длительное нахождение рядом с посланником Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, является условием сподвижничества, также чтобы человек брал знания непосредственно от него. Похожее на это определение приводит и ибн аль-Хаджиб: من طالت صحبته للنبي صلى الله عليه و سلم و روى عنه و كثرت مجالسته
«Тот, кто находился долго рядом с пророком, солляллаху аляйхи ва саллям, передает от него хадисы и часто был с ним в разных собраниях».[3]
В этом определении условием сподвижничества ставят передачу хадисов, что условием быть не может, поскольку некоторые сахаби отказывались передавать хадисы, боясь допустить ошибку в словах и непреднамеренно исказить слова посланника Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям.
Также в книгах по усулю распространенно следующее определение: من رأى النبي صلى الله عليه و سلم و اختص به الصاحب بالمصاحب و إن لم يرو عنه و لم يتعلم منه
Это определение, которое можно найти во многих книгах по усулю, в том числе и в «аль-Мустасфе» имама аль-Газали[4].
И из всех определений, данных учеными по усулю, самым близким к определению знатоков хадиса является то, что приводил имам ас-Субки в «Джам` аль-Джавами»: من اجتمع مؤمنا بمحمد صلى الله عليه و سلم و إن لم يرو و لم يطل
Это определение из книг по усулю является самым близким к пониманию ученых по хадису, ибо в нем не приводятся те условия, которые можно найти в других книгах по усулю, как, например, длительность пребывания рядом с пророком, солляллаху аляйхи ва саллям, получение от него знаний или передача хадисов.
[1] 2\130;
[2] Аль-Мизан, 3\247;
[3] Мунтаха аль-Вусуль, стр.81.
[4] 1\105;
[5] Джам аль-Джавами, 2\165.
ЧАСТЬ 6: ДЛИТЕЛЬНОСТЬ НАХОЖДЕНИЯ РЯДОМ С ПРОРОКОМ, СОЛЛЯЛЛАХУ АЛЯЙХИ ВА САЛЛЯМ, КАК УСЛОВИЕ СПОДВИЖНИЧЕСТВА, ЧАСТЬ 1 После рассмотрения различных определений понятия «сахаба», необходимо один из этих аспектов разногласия разобрать более детально, а именно вопрос длительного пребывания рядом с посланником Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, в качестве одного из условий.
В этом вопросе существует два основных мнения. Первое мнение
Из ученых по усуль аль-фикх это условие ставит ибн аль-Хаджиб в своем «Мухтасар»:
الصحابي هو من طالت صحبته للنبي صلى الله عليه و سلم و روى عنه
Также на это мнение указывает имам Абу Бакр аль-Бакиляни:
«Нет разногласий среди знатоков языка, что слово «сахаби» – производное от слова «сухба», которое относится к любому человеку, находившемуся рядом с кем-то краткое или длительное время, и поэтому говорят: «он был рядом с ним в течении месяца, дня или часа», используя это слово. Отсюда следует, что сподвижником является каждый, кто был рядом с пророком, солляллаху аляйхи ва саллям, даже короткое мгновение. Но вместе с этим у Уммы есть устоявшееся правило, что слово «сахаби» не употребляется, кроме как в отношении того, кто находится с кем-то длительное время, и его нельзя использовать в отношении того, кто один раз встретился с кем-то, прошел рядом с ним пару шагов, либо слышал один хадис. По этой причине необходимо использовать данное слово лишь в этом понимании».[2]
То же самое говорит ат-Туфи:
«В ‘урфе людей не говорят, что некто является сахаби другого человека, если он не находился рядом с ним длительное время. И если бы одной встречи с кем-то было достаточно для того, чтобы считаться его сахибом, то большинство людей были бы таковыми друг для друга».[3]
Второе мнение Согласно второму мнению длительность пребывания с кем-то не является условием, и для того, чтобы считаться сподвижником, достаточно уже одной встречи. К данному мнению склонилось большинство мухаддисов, также значительная часть ученых по усулю, и это является правильным мнением, как было разъяснено уже ранее. Говорит имам аль-Ираки:
«Аль-Амиди передает это мнение от большинства и говорит: это более правильное мнение (ашбах)».[4]
Также имам ас-Суюти в «Тадриб ар-Рави» указывает, что многие ученые по Усуль аль-Фикх в этом вопросе были согласны с мнением мухаддисов.[5]
Также ибн аль-Вазир аль-Йамани в своей книге «ар-Равд аль-Басим фи аз-забб ан сунна Аби аль-Касим» очень подробно и детально разобрал позиции и доводы, указывая на то, что второе мнение является сильным.[6]
Суть разногласия между двумя позициями сводится к тому, что в основе арабского языка «сухба» указывает на любую встречу и близость, даже если встреча была только один раз, но в урфе людей это слово стало использоваться только в отношении тех, кто находился с рядом с кем-то длительное время. К примеру, учеников Абу Ханифы называют «Асхаб Абу Ханифа», но тех, кто видел его один или два раза, так не называют, и из-за этого урфа стали условие длительности пребывания также относить и к определению сахаби, как на это выше указал имам аль-Бакиляни.
Ученые же, которые считали второе мнение более правильным, делали это на основе следующих доводов: «В основе языка нет требования длительности нахождения рядом с кем-то, чтобы употреблять слово сахаби».
И на это указал аль-Хатыб:
«Нет разногласий среди знатоков языка, что в основе слово «сухба», от которого образованно слово «сахаби», не имеет ограничений по времени. И поэтому говорят: «он был рядом в течении года, или течении часа»».[7]
Также имам ан-Навави комментировал довод аль-Бакиляни следующим образом:
«Его словами можно воспользоваться для утверждения истинности мазхаба людей хадиса, ибо этот имам передает от знатоков языка, что это имя [сахаби] включает в себя любую длительность [пребывания], даже если это час. И большинство знатоков хадиса используют это слово в его шариатском значении, в соответствии с его языковым значением, и поэтому следует обратиться именно к этому смыслу».[8]
[1] Мунтаха аль-Вусуль, стр.81.
[2] Слова аль-Бакиляни приводит имам ан-Навави в «Иршад ат-Тулляб», 2\588;
[3] Шарх Мухтасар ат-Туфи, 2\185;
[4] Такиид ва Идах, стр. 291.
[5] 2\209;
[6] 1\57-60;
[7] Аль-Кифая, стр.51.
[8] Иршад Тулляб, 2\588.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.39.74 (0.014 с.) |