Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кубино-американские отношения

Поиск

Отношения Кубы и США, также известные как кубино-американские отношения, относятся к двусторонним отношениям между Кубой и Соединенными Штатами. Куба и США в 2015 году восстановили дипломатические отношения, которые были разорваны в 1961 году во время холодной войны. Дипломатическое представительство США на Кубе находится в ведении посольства США в Гаване, и есть аналогичное посольство Кубы в Вашингтоне, округ Колумбия. Однако Соединенные Штаты продолжают сохранять торговое, экономическое и финансовое эмбарго.

Влияние Испанской империи на владения в Северной и Южной Америке было уменьшено в 1820-х годах в результате испанско-американских войн за независимость; только Куба и Пуэрто-Рико оставались под властью Испании до испано-американской войны (1898 г.), ставшей результатом Кубинской войны за независимость. По Парижскому договору Куба стала протекторатом США с 1898–1902 годов; США получили экономическое и политическое господство над островом, которое сохранялось после того, как он стал формально независимым в 1902 году.

После кубинской революции 1959 года двусторонние отношения существенно ухудшились. В октябре 1960 года США ввели, а затем ужесточили комплекс ограничений и запретов против кубинского правительства, якобы в отместку за национализацию собственности американских корпораций Кубой. В 1961 году США разорвали дипломатические отношения с Кубой и начали кампанию терроризма и тайных операций, пытаясь свергнуть кубинское правительство. Вторжение в залив Свиней в 1961 году, массовые убийства кубинских мирных жителей террористами США, кубинский ракетный кризис 1962 года и усилия Америки по предотвращению попыток Фиделя Кастро распространить коммунизм в Латинской Америке и Африке – вот основные линии враждебности США и Кубы во время войны.

Президент США Дуайт Д. Эйзенхауэр официально признал новое кубинское правительство после кубинской революции 1959 года, свергнувшей правительство Ф. Батисты, но отношения между двумя правительствами быстро ухудшились. Через несколько дней на посту посла США на Кубе Эрла Э. Т. Смита сменил Филип Бонсал.

Правительство США все больше беспокоили аграрные реформы Кубы и национализация предприятий, принадлежащих гражданам США. С 15 по 26 апреля 1959 года Фидель Кастро с делегацией представителей посетили США в качестве гостей Пресс-клуба. Этот визит был воспринят многими как «наступление очарования» со стороны Кастро и его недавно инициированного правительства. После встречи Кастро с вице-президентом Ричардом Никсоном, на которой Кастро изложил свои планы реформ для Кубы, США начали постепенно вводить торговые ограничения на острове.

4 сентября 1959 года посол Бонсал встретился с кубинским премьер-министром Фиделем Кастро, чтобы выразить «серьезную озабоченность по поводу отношения к американским частным интересам на Кубе, как в сельском хозяйстве, так и в коммунальном хозяйстве».

По мере продолжения государственного вмешательства и поглощения частных предприятий торговые ограничения на Кубе усиливались. США перестали покупать кубинский сахар и отказались поставлять своему бывшему торговому партнеру столь необходимую нефть, что имело разрушительные последствия для экономики острова, в результате чего Куба обратилась за нефтью к своему новому торговому партнеру, Советскому Союзу.

В марте 1960 года напряженность возросла, когда французский грузовой корабль La Coubre взорвался в гавани Гаваны, в результате чего погибло более 75 человек. Фидель Кастро обвинил Соединенные Штаты и сравнил этот инцидент с потоплением крейсера Мэн, хотя и признал, что не может предоставить никаких доказательств своего обвинения. В том же месяце президент Эйзенхауэр незаметно уполномочил Центральное разведывательное управление (ЦРУ) организовать, обучить и вооружить кубинских беженцев как партизанские силы для свержения Кастро.

Каждый раз, когда кубинское правительство национализировало собственность американских граждан, американское правительство принимало контрмеры, в результате чего 19 октября 1960 года запрещался весь экспорт на Кубу. Следовательно, Куба начала укреплять торговые отношения с СССР, что привело к тому, что США разорвали все оставшиеся официальные дипломатические отношения. Позже в том же году американские дипломаты Эдвин Л. Свит и Уильям Г. Фридман были арестованы и высланы с острова по обвинению в «поощрении террористических актов, предоставлении убежища, финансировании подрывных публикаций и контрабанде оружия». 3 января 1961 года США отозвали дипломатическое признание кубинского правительства и закрыли посольство в Гаване.

В свою очередь, кандидат в президенты Джон Кеннеди считал, что политика Эйзенхауэра в отношении Кубы ошибочна. Он раскритиковал то, что он считал использованием влияния правительства США для продвижения интересов и увеличения прибыли частных американских компаний вместо помощи Кубе в достижении экономического прогресса, заявив, что американцы доминировали в экономике острова и оказали поддержку одному из самых «кровавых» людей. «Мы позволили Батисте поставить США на сторону тирании, и мы ничего не сделали, чтобы убедить народ Кубы и Латинской Америки в том, что мы хотим быть на стороне свободы».

В 1961 году Куба сопротивлялась вооруженному вторжению обученных кубинских ссыльных в Бухте Свиней. Полное принятие президентом Кеннеди ответственности за предприятие, вызвавшее общественную реакцию против захватчиков, оказалось для кубинского правительства дополнительным пропагандистским стимулом. США начали разработку новых планов, направленных на дестабилизацию кубинского правительства. Правительство США участвовало в обширной и непрекращающейся серии террористических атак против Кубы. Эта деятельность была известна как «Кубинский проект» или операция «Мангуст». Атаки сформировали скоординированную ЦРУ программу террористических взрывов, политического и военного саботажа и психологических операций, а также покушений на ключевых политических лидеров. Объединенный комитет начальников штабов также предложил нападения на объекты на материковой части США, угоны и нападения на суда кубинских беженцев, чтобы заручиться общественной поддержкой США военных действий против кубинского правительства, эти предложения были известны под общим названием Операция «Нортвудс» (Operation Northwoods).

Отчет Специального разведывательного комитета Сената США позже подтвердил более восьми попыток убийства Кастро в период с 1960 по 1965 год, а также дополнительные планы против других кубинских лидеров. Выдержав неудавшееся вторжение в залив Свиней, Куба наблюдала, как вооруженные силы США организовали имитацию вторжения на остров в Карибском море в 1962 году под названием Operation Ortsac. Целью вторжения было свержение лидера Фиделя Кастро. Интересно, что операция была названа в честь фамилии лидера, только записана она была в обратном порядке (Ортсак).

 Напряженность в отношениях между двумя странами достигла пика в 1962 году, когда американские разведывательные самолеты сфотографировали строительство советских ракетных объектов средней дальности. Это открытие привело к Карибскому кризису 1962 года.

В равной мере ухудшились и торговые отношения. В 1962 году президент Кеннеди расширил частичные торговые ограничения, введенные после революции Эйзенхауэром, до запрета на всю торговлю с Кубой, за исключением несубсидируемой продажи продуктов питания и лекарств. Годом позже поездки и финансовые операции граждан США с Кубой были запрещены. Эмбарго Соединенных Штатов против Кубы должно было продолжаться в различных формах.

Несмотря на напряженность между Соединенными Штатами и Кубой в годы правления Кеннеди, отношения начали несколько таять после кубинского ракетного кризиса. Обратные каналы, которые уже были установлены на пике напряженности между двумя странами, начали расширяться в 1963 году. Хотя генеральный прокурор Роберт Кеннеди беспокоился, что такой контакт уменьшит шансы его брата на переизбрание, президент Джон Кеннеди продолжил эти контакты, в результате чего было проведено несколько встреч с послом США Уильямом Этвудом и кубинскими официальными лицами. Другие контакты будут установлены напрямую между президентом Кеннеди и Фиделем Кастро через таких деятелей СМИ, как Лиза Ховард и Жан Даниэль за несколько дней до убийства Кеннеди, когда Кастро заявил: «Я готов объявить Голдуотера своим другом, если это гарантирует переизбрание Кеннеди».

Сохранение напряженности по другим вопросам будет препятствовать дальнейшим усилиям по стабилизации отношений, начатым в конце правления администрации Кеннеди. Возможно, самым большим столкновением во время администрации Джонсона станет захват Эрнесто Че Гевары в 1967 году силами Боливии при поддержке ЦРУ и спецназа США.

В конце 1960-х - начале 1970-х годов продолжительный период угонов самолетов между Кубой и США гражданами обеих стран привел к необходимости сотрудничества. К 1974 году выборные должностные лица США начали посещать остров. Три года спустя, при администрации Картера, США и Куба одновременно открыли секции интересов в столицах друг друга.

В 1977 году Куба и Соединенные Штаты подписали договор о морской границе, согласовав расположение своей границы во Флоридском проливе. Договор так и не был отправлен в Сенат США для ратификации, но соглашение было реализовано Государственным департаментом США.

В 1980 году, после того как 10 000 кубинцев вторглись в посольство Перу в поисках политического убежища, Кастро заявил, что любой желающий может покинуть Кубу на так называемом лодочном подъемнике Мариэль. Приблизительно 125 000 человек уехали с Кубы в Соединенные Штаты.

Начиная с 1970-х годов, базирующиеся в США кубинские диссидентские группы начали скоординированные усилия, организованные для противостояния режиму Кастро через международные организации, такие как Организация Объединенных Наций. Совет по правам человека Организации Объединенных Наций, в частности, станет основным фронтом в этих столкновениях по мере того, как вопросы прав человека станут более широко известны, особенно в 1980-х годах. В 1981 году новая администрация президента Рональда Рейгана объявила об ужесточении эмбарго. США также восстановили запрет на поездки, запретив гражданам США тратить деньги на Кубе. Позже запрет был дополнен и включил кубинских правительственных чиновников или их представителей, посещающих США.

Важный поворотный момент в международных усилиях Организации Объединенных Наций наступил в 1984 году, когда находящийся в Майами Центр по правам человека успешно лоббировал удаление дипломатического представителя Кубы Луиса Сола Вила из ключевого подкомитета Совета ООН по правам человека, он был заменен представителем Ирландии, союзником христианских демократов в оппозиции правительству Кастро. В следующем году Radio y Televisión Martí при поддержке администрации Рональда Рейгана начало транслировать новости и информацию из США на Кубу. В 1987 году, президент США Рональд Рейган назначил Армандо Валладареса, бывшего кубинского политического заключенного, послом США в Комитете ООН по правам человека.

С 1990 года Соединенные Штаты представляли в ежегодную Комиссию ООН по правам человека различные резолюции, критикующие ситуацию с правами человека на Кубе. Предложения и последующие дипломатические разногласия были описаны как «почти ежегодный ритуал». Долгосрочного консенсуса между латиноамериканскими странами не возникло. К концу «холодной войны» в 1992 году в Женеве произошли существенные изменения, поскольку представители Комитета ООН по правам человека перешли от первоначального неприятия, а затем безразличия к дипломатическим усилиям кубинского правозащитного движения против Кастро.

Холодная война закончилась распадом Советского Союза в начале 1990-х годов, в результате чего Куба осталась без основного международного спонсора. Последующие годы были отмечены экономическими трудностями на Кубе. Законодательство США разрешило частную гуманитарную помощь Кубе на определенное время. Однако давнее эмбарго США было усилено в октябре 1992 года Законом о кубинской демократии и в 1996 году Законом о кубинской свободе и солидарности демократии (известен как Закон Хелмса-Бертона). Закон 1992 года запрещал зарубежным дочерним компаниям вести торговлю с Кубой, ездить на Кубу гражданам США и осуществлять денежные переводы на Кубу. Санкции также могут применяться к неамериканским компаниям, торгующим с Кубой. В результате многонациональным компаниям пришлось выбирать между Кубой и США, причем последние были гораздо более крупным рынком.

В январе 1999 года президент США Билл Клинтон ослабил ограничения на поездки на Кубу, стремясь расширить культурный обмен между двумя странами. Администрация Клинтона одобрила серию выставок из двух игр между Baltimore Orioles и кубинской национальной бейсбольной командой, что стало первым разом, когда команда Высшей лиги бейсбола играла на Кубе с 1959 года.

На Саммите тысячелетия Организации Объединенных Наций в сентябре 2000 года Кастро и Клинтон кратко выступили на групповой фотосессии и пожали друг другу руки. Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан впоследствии прокомментировал: «То, что президент США и президент Кубы впервые за более чем 40 лет обменялись рукопожатием – я считаю, что это большое символическое достижение». Хотя Кастро сказал, что это был жест «достоинства и вежливости», Белый дом отрицал, что встреча имела какое-либо значение.

В ноябре 2001 года американские компании начали продавать продовольствие в страну, впервые с тех пор, как Вашингтон ввел торговое эмбарго после революции. В 2002 году бывший президент США Джимми Картер стал первым президентом США, посетившим Кубу с 1928 года.

 

 

 

Заключение

Куба интересна не только своей самобытной культурой и уникальной природой, но и своей насыщенной и многогранной историей, внешнеполитическими связями. Американо-кубинские и советско-кубинские отношения в разные годы развивались по-разному и не раз привлекали внимание многих исследователей. Во второй половине XX века история развития отношений между этими тремя государствами особенно важна, ведь это время Кубинской революции и нового внутриполитического курса, время противостояния двух мировых держав – США и СССР, Карибского кризиса, поставившего мир на грань ядерной катастрофы. Все это оказало огромное влияние на внешнюю политику Кубы.

В процессе выполнения курсовой работы был проведен детальный анализ актуальной литературы, которая имеет непосредственное отношение к выбранной теме курсовой работы, была проанализирована характеристика Кубы в первой и во второй половине XX века, а также были рассмотрены взаимоотношения с двумя крупнейшими лидерами на мировой арене того времени – США и СССР.

Таким образом, в данной курсовой работе была рассмотрена тема внешней политики Кубы в XX веке и влияние Холодной войны на внешнюю политику Кубы. По результатам исследования данных было выявлено, что в период Холодной войны у Кубы были весьма тесные связи с СССР, и с момента кубинской революции Куба разорвала любые отношения с США и перешла к активному сотрудничеству с СССР.

 

 


 

Библиографический список

I. Литература

1. Бородаев В. А. Кубинская революция и становление новой политической системы. 1953—2006 гг. — М., 2007.

2. Гевара Э. Партизанская война / пер. с исп. — М., 1961.

3. Гриневич Э. А. Куба: на пути к победе революции. — М.: «Наука», 1975.

4. Зуйков Г. Н. Социально-экономические предпосылки кубинской революции. — М.: «Наука», 1980. — 168 с.

5. Кастро Ф., Рамоне И. Фидель Кастро. Моя жизнь. Биография на два голоса. — М.: Рипол Классик, 2009.

6. Ларин Е. А. Повстанческая армия в кубинской революции (декабрь 1956—январь 1959 гг.). — М., 1977

7. Леонов Н. С., Бородаев В. А. Фидель Кастро. Политическая биография. М., 1998.

8. Листов В. В., Жуков Вл. И. Тайная война против революционной Кубы. — М., 1966.

9. Монтанер К А. Накануне краха. Фидель Кастро и Кубинская революция. — М., 1992.

10. Слезкин Л. Ю. История Кубинской республики. — М., 1966.

11. Талия Ф. Р. Социалистическая революция на Кубе. — М.: Мысль, 1987.

12. Тарасов А. Н. «44 года войны ЦРУ против Че Гевары» // «Секретное досье», № 2, 1998

13. Тарасов К. С., Зубенков В. В. Тайная война США против Латинской Америки. — М.: Международные отношения, 1987.

14. Чичков В. День первый: Монкада // журнал «Вокруг Света», № 7 (2574), июль 1973

15. Anderson, Jon Lee. Che Guevara: A Revolutionary Life. New York: Grove Press, 1997.

16. Bonachea, Rolando E., Nelson P. Valdes. Cuba in Revolution. — Garden City, N.Y.: Anchor Books, 1972.

17. Brennan, Ray. Castro, Cuba and Justice. Garden City. — N.Y.: Doubleday & Company, Inc., 1959.

18. Miller, Nicola (2002). "The Real Gap in the Cuban Missile Crisis: The Post-Cold-War Historiography and Continued Omission of Cuba". In Carter, Dale; Clifton, Robin (eds.). War and Cold War in American foreign policy, 1942–62. Basingstoke: Palgrave Macmillan. pp. 211–237.

19. Schoultz, Lars (2009). "State Sponsored Terrorism". That infernal little Cuban republic: the United States and the Cuban Revolution. Chapel Hill: University of North Carolina Press. pp. 170–211.

 

II. Интернет-источники

 

1. Бебешко Е. В. Фултонская речь У. Черчиля: документальное начало холодной войны / Бебешко Е. В. // Научный вестник Крыма. – 2015. - [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fultonskaya-rech-u-cherchillya-dokumentalnoe-nachalo-holodnoy-voyny (дата обращения: 24.04.2021).

2. Боброва В. Д. Начало «Холодной войны» (1945-1953) / Боброва В. Д. // Вестник МГУ. – 2012. – №1. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nachalo-holodnoy-voyny-1945-1953 (дата обращения: 24.04.2021).

3. Евсеева Е. Н. СССР и Холодная война (1945-1953) / Евсеева Е. Н. // Новый исторический вестник. – 2004. - №2. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sssr-i-holodnaya-voyna-1945-1953-gg (дата обращения: 24.04.2021).

4. Закирова Р. Р. / Противостояние двух сверхдержав СССР и США на пике холодной войны // Закирова Р. Р. Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. – 2014. - №1 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/protivostoyanie-dvuh-sverhderzhav-sssr-i-ssha-na-pike-holodnoy-voyny-80-e-gg-xx-v (дата обращения: 24.04.2021).

5. What is the American Dream: history. [Электронный ресурс]. URL: https://www.thebalance.com/what-is-the-american-dream-quotes-and-history-3306009 (дата обращения: 24.04.2021).

6. S. Sayers. Marx’s concept of Communism. / S. Sayers. -2011.- №1. [Электронный ресурс]. URL: https://link.springer.com/chapter/10.1057/9780230309142_9 (дата обращения: 24.04.2021).

 

 

 


[1] Бородаев В. А. Кубинская революция и становление новой политической системы. 1953—2006 гг. — М., 2007.

[2] Леонов Н. С., Бородаев В. А. Фидель Кастро. Политическая биография. М., 1998.

[3] Gambetta, Diego. The Sicilian Mafia: The Business of Private Protection. — 1st. — Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1996.

[4] Gambetta, Diego. The Sicilian Mafia: The Business of Private Protection. — 1st. — Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1996.

[5] L. Paoli. The Decline of the Italian Mafia // Organized Crime: Culture, Markets and Policies / D. Siegel, H. Nelen. — Springer, 2008. — P. 15.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.41.252 (0.009 с.)