Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Культура формирует наше мировоззрение
Влияние раннего опыта на последующее взрослое развитие и функционирование признается всеми психологическими теориями. Центральное место в формировании многих убеждений и особенно взглядов на взаимоотношения принадлежит именно семье. Роли, как осознаваемые, так и нет, ценности, понятия об этике, убеждения и способы поведения произрастают именно из семей. В частности, в коллективистских культурах семейным ценностям придается большее значение, чем в западных культурах, где структура семьи разрушается, а забота о сохранении семейных ценностей со стороны прессы или политиков носит лишь поверхностный характер. Несовпадение декларируемых ценностей с тем, что происходит в реальной жизни, представляет собой серьёзную проблему для тех, кто вынужден справляться с жизнью самостоятельно, а также для тех, кто впитал представление о ценностях из подростковых субкультур, сект и, в крайних случаях, из культов. Многие люди не осознают того влияния, которое культурные представления, укорененные глубоко внутри них, оказывают на распределение ролей, определение задач и формирование ожиданий партнеров в отношениях. Культурные представления играют одну из ключевых ролей в формировании и понимании межличностных ситуаций. Социальный класс, религия, раса, образование, пол, социально-экономический статус и индивидуальные уникальные семейные факторы будут также формировать представления людей о собственном месте и о месте других людей в отношениях. Традиции предписывают мужчинам и женщинам определенные роли, но в условиях стремительного изменения определений этих ролей большую тревогу вызывает необходимость найти свою собственную позицию в отношениях, которая может быть далека от той, что в свое время была усвоена родителем того же пола. Так, в западных культурах доминирующая роль мужчины, добытчика и защитника, и роль женщины, хранительницы очага, активно видоизменяются по мере того, как женщины всё активнее действуют на рынке труда. Эти перемены привносят существенные изменения и в задачи специалиста по семейной терапии. Вот что сказал терапевту мужчина, женатый уже 20 лет и вынужденный пересмотреть баланс между зависимостью и независимостью, кода его жена решила пройти переобучение и вновь выйти на работу: «Вы не понимаете, она больше не та женщина, на которой я женился…».
Одним из результатов изменения ролей мужчин и женщин в отношениях стало более частое обращение к терапевту мужчин, чьи жены после многих лет брака внезапно и совершенно неожиданно (для мужчин) решают прекратить отношения из-за глубокой внутренней неудовлетворенности традиционной ролью жены, навязанной женщине, и из-за желания независимости. Точно так же, женщины, потерявшие веру в возможность близких, интимных отношений с мужчиной после многих лет совместной жизни, решаются попробовать себя в новом типе отношений и предпочитают отношения с женщиной брачным отношениям. Вот некоторые из задач, с которыми в наше время сталкиваются семейные терапевты, призванные помогать парам пройти через созидательное расставание или осваивать неизведанную территорию новых отношений. Одна из самых распространенных концепций, описывающих культурные различия, опирается на разницу индивидуалистических и коллективистских культур. В индивидуалистической культуре, олицетворением которой является западное постиндустриальное общество, центральное место занимает индивид, чья личность определяется в контексте свободы выбора. В коллективистских культурах, напротив, в определении личности, ценностей, убеждений и способов поведения центральное место занимают прочные семейные связи и социальные группы. Здесь будет уместно рассмотреть, как по-разному любовь и романтические отношения воспринимаются в этих двух культурах. В коллективистской культуре чувства не принимаются в расчет при заключении брака, а свободный выбор партнера воспринимается как слишком хрупкое основание для семейного союза, чтобы полагаться на личное мнение человека. Таким образом, союз, созданный на пересечении этих двух подходов, один из которых – западный в противоположность восточному – рассматривает любовь как ключевой компонент отношений с самого начала, чреват трудностями и напряжением. На самом деле, нет оснований считать, что один способ выбора партнера принципиально лучше другого. Однако на фоне этого конфликта могут обостряться другие проблемы в отношениях, например, конфликты, связанные с отличиями в семейных и культурных ожиданиях.
В связи с массовым смешением людей разных культур, и взаимопроникновением национальностей, классов и религий, как внутри одного государства, так и на межгосударственном уровне, повышается вероятность появления отношений и союзов между людьми, принадлежащими к разным социально-культурным группам. За помощью к семейному терапевту все чаще обращаются люди, состоящие в межкультурных или межрасовых союзах. Кроме того, в таких странах, как США и Великобритания дети иммигрантов, вероятнее всего, подвергнутся большей вестернизации. При этом в условиях существования конфликтующих систем ценностей, молодые люди склонны отдавать предпочтение западному, индивидуалистическому стилю жизни, так как он предоставляет возможность обретения свободы от родителей и от того давления, которое, на их взгляд, исходит от них. Так или иначе, этот процесс может с самого начала вызвать сильнейшее столкновение систем ценностей, как на межличностном, так и на интрапсихическом уровнях. Работа с различиями в личном и культурном опыте как нельзя лучше вписывается в концепцию краткосрочной психотерапии пар, что объясняется тем, что как глобальные культурные отличия, так и идиосинкразические комбинации, лежащие в основании отношений, могут обнажить значительные отличия в представлениях, идеях, ожиданиях, надеждах и страхах относительно партнера. Эти психологические аспекты, как осознаваемые, так и неосознаваемые, влияют на паттерны поведения и стили взаимоотношений. С точки зрения авторов данного издания, работа с мировоззрением людей и их пониманием существующих между партнерами отличий имеет принципиальное значение, так как влияние этих аспектов на мысли, чувства и способы поведения партнеров в самых разных ситуациях, поистине огромно. РАЗНОГЛАСИЯ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ИЗ-ЗА КЛАССОВЫХ И РЕЛИГИОЗНЫХ РАЗЛИЧИЙ, А ТАКЖЕ РАЗЛИЧИЙ В ОБРАЗОВАНИИ Когда супруги принадлежат к разным религиозным течениям, различия в их мировоззрениях могут привести к крайнему напряжению и постоянному стрессу, особенно, если один из них или оба уверены в том, что их религиозная система – единственно верная. Какими бы веротерпимыми люди ни казались на первый взгляд, но чужая душа – потемки. Несовпадение религиозных убеждений требует толерантности по отношению к религиозному разнообразию и признания права человека следовать собственным духовным путем. Религиозные взгляды также влияют на повседневные привычки, отношение к еде, свободному времени, сексу и воспитанию детей. Таким образом, чрезвычайно важно, чтобы различия в структуре верований были «услышаны», приняты и уважаемы обеими сторонами, если партнеры заинтересованы в том, чтобы их отношения развивались и процветали. В союзе Артура и Коллин религиозные убеждения были причиной разногласий с самого начала. Коллин, убежденная католичка, хотела обвенчаться в католической церкви. Для Артура, который воспитывался в традициях англиканской церкви и посещал англиканскую школу, это желание казалось предательством и угрозой всему, что было для него дорого – церкви, домашнему очагу и семье. Он предложил компромисс: провести церемонию в обеих церквях, однако это противоречило религиозным представлениям Коллин. Наконец, Артур неохотно согласился венчаться в католической церкви, несмотря на недовольство непреклонностью Коллин, её семьи и местного священника в этом вопросе. Их браку были свойственны довольно распространенные разногласия, касающиеся контрацепции и вероисповедания детей, которые усугублялись желанием Коллин, чтобы Артур подумал о принятии католицизма. В другом случае Шарита, индуска, вышла замуж за Хуссейна, исповедовавшего ислам. Семья Шариты уже много лет жила в Англии и представляла собой вестернизированную семью, в которой все дети располагали достаточной независимостью. Хуссейн же приехал в Англию незадолго до женитьбы. Шарита обнаружила, что ей сложно соответствовать тем ожиданиям, которые были связаны с ролью женщины в семье, кроме того, она постоянно испытывала напряжение из-за требования мужа принять ислам. Дополнительные трудности в этом браке возникли в связи с тем, что мусульманское сообщество отказалось принять Шариту. Другой пример: выйдя замуж за Хайми, Джейн перешла из пресвитерианской церкви в иудаизм. Паре потребовалось краткосрочное психотерапевтическое вмешательство для того, чтобы выработать общую позицию относительно таких аспектов их брака как соблюдение кашрута, религиозное образование детей и другие подобные вопросы.
Классовое разделение в обществе может также отразиться на отношениях, в которых участники представляют разные социальные слои. В союзе Джеймса, принадлежащего к высшему обществу, и Ширли, происходящей из рабочей семьи, проблема состояла в том, что Джеймс опасался, что Ширли может «опозорить» его своим акцентом, предпочтениями в еде и непросвещенностью в театральной сфере. Кроме того, в семье Джеймса допускали как вполне очевидные, так и завуалированные шутки о Ширли, и даже позволяли себе едкие замечания в её адрес в присутствии друзей и знакомых. Ширли, слышавшая на протяжении многих лет о своей «второсортности», была уже готова поверить в свою неполноценность, от чего серьёзно страдала, и из-за чего начала отдаляться от мужа в тот период, когда супруги решили обратиться к за консультацией к психотерапевту. Образование также может стать источником раздора в отношениях, если один из партнеров чувствует угрозу или завидует академическим достижениям другого, хотя, естественно, проблема не всегда кроется именно в этом. Разногласия на почве образования возникли в браке Мэри, ирландки из рабочего класса, закончившей частную школу – её семья пыталась повысить свой статус. Мэри вышла замуж за шотландца, тоже принадлежащего к среднему классу, однако имеющего другую позицию по поводу образования: «У нас и так всё хорошо, и все эти «примочки» частных школ нам ни к чему». Когда Мэри стала настаивать на том, чтобы пойти учиться в университет, чтобы получить степень магистра, появившееся в браке напряжение вынудило её искать помощи. Когда пары, помимо всего, сталкиваются еще и с межкультурными и межрасовыми проблемами, задача – справиться с этими трудностями творчески – становится довольно сложной.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 42; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.138.144 (0.007 с.) |