Культура формирует наше мировоззрение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культура формирует наше мировоззрение



Влияние раннего опыта на последующее взрослое развитие и функционирование признается всеми психологическими теориями. Центральное место в формировании многих убеждений и особенно взглядов на взаимоотношения принадлежит именно семье. Роли, как осознаваемые, так и нет, ценности, понятия об этике, убеждения и способы поведения произрастают именно из семей. В частности, в коллективистских культурах семейным ценностям придается большее значение, чем в западных культурах, где структура семьи разрушается, а забота о сохранении семейных ценностей со стороны прессы или политиков носит лишь поверхностный характер. Несовпадение декларируемых ценностей с тем, что происходит в реальной жизни, представляет собой серьёзную проблему для тех, кто вынужден справляться с жизнью самостоятельно, а также для тех, кто впитал представление о ценностях из подростковых субкультур, сект и, в крайних случаях, из культов.

Многие люди не осознают того влияния, которое культурные представления, укорененные глубоко внутри них, оказывают на распределение ролей, определение задач и формирование ожиданий партнеров в отношениях. Культурные представления играют одну из ключевых ролей в формировании и понимании межличностных ситуаций. Социальный класс, религия, раса, образование, пол, социально-экономический статус и индивидуальные уникальные семейные факторы будут также формировать представления людей о собственном месте и о месте других людей в отношениях. Традиции предписывают мужчинам и женщинам определенные роли, но в условиях стремительного изменения определений этих ролей большую тревогу вызывает необходимость найти свою собственную позицию в отношениях, которая может быть далека от той, что в свое время была усвоена родителем того же пола. Так, в западных культурах доминирующая роль мужчины, добытчика и защитника, и роль женщины, хранительницы очага, активно видоизменяются по мере того, как женщины всё активнее действуют на рынке труда. Эти перемены привносят существенные изменения и в задачи специалиста по семейной терапии. Вот что сказал терапевту мужчина, женатый уже 20 лет и вынужденный пересмотреть баланс между зависимостью и независимостью, кода его жена решила пройти переобучение и вновь выйти на работу: «Вы не понимаете, она больше не та женщина, на которой я женился…». 

Одним из результатов изменения ролей мужчин и женщин в отношениях стало более частое обращение к терапевту мужчин, чьи жены после многих лет брака внезапно и совершенно неожиданно (для мужчин) решают прекратить отношения из-за глубокой внутренней неудовлетворенности традиционной ролью жены, навязанной женщине, и из-за желания независимости. Точно так же, женщины, потерявшие веру в возможность близких, интимных отношений с мужчиной после многих лет совместной жизни, решаются попробовать себя в новом типе отношений и предпочитают отношения с женщиной брачным отношениям. Вот некоторые из задач, с которыми в наше время сталкиваются семейные терапевты, призванные помогать парам пройти через созидательное расставание или осваивать неизведанную территорию новых отношений.

Одна из самых распространенных концепций, описывающих культурные различия, опирается на разницу индивидуалистических и коллективистских культур. В индивидуалистической культуре, олицетворением которой является западное постиндустриальное общество, центральное место занимает индивид, чья личность определяется в контексте свободы выбора. В коллективистских культурах, напротив, в определении личности, ценностей, убеждений и способов поведения центральное место занимают прочные семейные связи и социальные группы.

Здесь будет уместно рассмотреть, как по-разному любовь и романтические отношения воспринимаются в этих двух культурах. В коллективистской культуре чувства не принимаются в расчет при заключении брака, а свободный выбор партнера воспринимается как слишком хрупкое основание для семейного союза, чтобы полагаться на личное мнение человека. Таким образом, союз, созданный на пересечении этих двух подходов, один из которых – западный в противоположность восточному – рассматривает любовь как ключевой компонент отношений с самого начала, чреват трудностями и напряжением. На самом деле, нет оснований считать, что один способ выбора партнера принципиально лучше другого. Однако на фоне этого конфликта могут обостряться другие проблемы в отношениях, например, конфликты, связанные с отличиями в семейных и культурных ожиданиях.

В связи с массовым смешением людей разных культур, и взаимопроникновением национальностей, классов и религий, как внутри одного государства, так и на межгосударственном уровне, повышается вероятность появления отношений и союзов между людьми, принадлежащими к разным социально-культурным группам. За помощью к семейному терапевту все чаще обращаются люди, состоящие в межкультурных или межрасовых союзах. Кроме того, в таких странах, как США и Великобритания дети иммигрантов, вероятнее всего, подвергнутся большей вестернизации. При этом в условиях существования конфликтующих систем ценностей, молодые люди склонны отдавать предпочтение западному, индивидуалистическому стилю жизни, так как он предоставляет возможность обретения свободы от родителей и от того давления, которое, на их взгляд, исходит от них. Так или иначе, этот процесс может с самого начала вызвать сильнейшее столкновение систем ценностей, как на межличностном, так и на интрапсихическом уровнях.

Работа с различиями в личном и культурном опыте как нельзя лучше вписывается в концепцию краткосрочной психотерапии пар, что объясняется тем, что как глобальные культурные отличия, так и идиосинкразические комбинации, лежащие в основании отношений, могут обнажить значительные отличия в представлениях, идеях, ожиданиях, надеждах и страхах относительно партнера. Эти психологические аспекты, как осознаваемые, так и неосознаваемые, влияют на паттерны поведения и стили взаимоотношений. С точки зрения авторов данного издания, работа с мировоззрением людей и их пониманием существующих между партнерами отличий имеет принципиальное значение, так как влияние этих аспектов на мысли, чувства и способы поведения партнеров в самых разных ситуациях, поистине огромно.

РАЗНОГЛАСИЯ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ИЗ-ЗА КЛАССОВЫХ И РЕЛИГИОЗНЫХ РАЗЛИЧИЙ, А ТАКЖЕ РАЗЛИЧИЙ В ОБРАЗОВАНИИ

Когда супруги принадлежат к разным религиозным течениям, различия в их мировоззрениях могут привести к крайнему напряжению и постоянному стрессу, особенно, если один из них или оба уверены в том, что их религиозная система – единственно верная. Какими бы веротерпимыми люди ни казались на первый взгляд, но чужая душа – потемки. Несовпадение религиозных убеждений требует толерантности по отношению к религиозному разнообразию и признания права человека следовать собственным духовным путем. Религиозные взгляды также влияют на повседневные привычки, отношение к еде, свободному времени, сексу и воспитанию детей. Таким образом, чрезвычайно важно, чтобы различия в структуре верований были «услышаны», приняты и уважаемы обеими сторонами, если партнеры заинтересованы в том, чтобы их отношения развивались и процветали.

В союзе Артура и Коллин религиозные убеждения были причиной разногласий с самого начала. Коллин, убежденная католичка, хотела обвенчаться в католической церкви. Для Артура, который воспитывался в традициях англиканской церкви и посещал англиканскую школу, это желание казалось предательством и угрозой всему, что было для него дорого – церкви, домашнему очагу и семье. Он предложил компромисс: провести церемонию в обеих церквях, однако это противоречило религиозным представлениям Коллин. Наконец, Артур неохотно согласился венчаться в католической церкви, несмотря на недовольство непреклонностью Коллин, её семьи и местного священника в этом вопросе. Их браку были свойственны довольно распространенные разногласия, касающиеся контрацепции и вероисповедания детей, которые усугублялись желанием Коллин, чтобы Артур подумал о принятии католицизма. В другом случае Шарита, индуска, вышла замуж за Хуссейна, исповедовавшего ислам. Семья Шариты уже много лет жила в Англии и представляла собой вестернизированную семью, в которой все дети располагали достаточной независимостью. Хуссейн же приехал в Англию незадолго до женитьбы. Шарита обнаружила, что ей сложно соответствовать тем ожиданиям, которые были связаны с ролью женщины в семье, кроме того, она постоянно испытывала напряжение из-за требования мужа принять ислам. Дополнительные трудности в этом браке возникли в связи с тем, что мусульманское сообщество отказалось принять Шариту. Другой пример: выйдя замуж за Хайми, Джейн перешла из пресвитерианской церкви в иудаизм. Паре потребовалось краткосрочное психотерапевтическое вмешательство для того, чтобы выработать общую позицию относительно таких аспектов их брака как соблюдение кашрута, религиозное образование детей и другие подобные вопросы.

Классовое разделение в обществе может также отразиться на отношениях, в которых участники представляют разные социальные слои. В союзе Джеймса, принадлежащего к высшему обществу, и Ширли, происходящей из рабочей семьи, проблема состояла в том, что Джеймс опасался, что Ширли может «опозорить» его своим акцентом, предпочтениями в еде и непросвещенностью в театральной сфере. Кроме того, в семье Джеймса допускали как вполне очевидные, так и завуалированные шутки о Ширли, и даже позволяли себе едкие замечания в её адрес в присутствии друзей и знакомых. Ширли, слышавшая на протяжении многих лет о своей «второсортности», была уже готова поверить в свою неполноценность, от чего серьёзно страдала, и из-за чего начала отдаляться от мужа в тот период, когда супруги решили обратиться к за консультацией к психотерапевту. Образование также может стать источником раздора в отношениях, если один из партнеров чувствует угрозу или завидует академическим достижениям другого, хотя, естественно, проблема не всегда кроется именно в этом. Разногласия на почве образования возникли в браке Мэри, ирландки из рабочего класса, закончившей частную школу – её семья пыталась повысить свой статус. Мэри вышла замуж за шотландца, тоже принадлежащего к среднему классу, однако имеющего другую позицию по поводу образования: «У нас и так всё хорошо, и все эти «примочки» частных школ нам ни к чему». Когда Мэри стала настаивать на том, чтобы пойти учиться в университет, чтобы получить степень магистра, появившееся в браке напряжение вынудило её искать помощи. Когда пары, помимо всего, сталкиваются еще и с межкультурными и межрасовыми проблемами, задача – справиться с этими трудностями творчески – становится довольно сложной.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 42; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.138.144 (0.007 с.)