Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Стадии отношений на протяжении жизниСтр 1 из 39Следующая ⇒
ОБ АВТОРАХ Мария Гилберт выросла в ЮАР, там же получила диплом по психологии со специализацией в клинической психологии. Многие годы Мария занималась частной практикой как психолог и психотерапевт. Переехав в Лондон, она возглавила отделение Клинической подготовки в институте Метанойя. Мария имеет обширный опыт работы с парами, а также подготовки семейных терапевтов и наблюдения за их работой (супервизии). В настоящее время Мария возглавляет отделение Интегративной психотерапии института Метанойя. Диана Шмуклер была доцентом, а затем возглавила отделение Прикладной психологии университета Витватерсранда, ЮАР. В настоящее время она – глава отделения Интегративной психотерапии в Шервудском институте психотерапии в Ноттингеме. Помимо участия во многих широкомасштабных исследованиях, Диана занимается возрастной психологией, психологией посттравматического стресса и межкультурной психологией. Также Диана обучает психотерапевтов и контролирует их работу в Великобритании, Европе и ЮАР. Диана зарегистрирована в Совете по психотерапии Великобритании как интегративный психотерапевт.
ПРЕДИСЛОВИЕ К СЕРИИ В последние годы в области консультативной психологии и психотерапии растет популярность кратких форм вмешательства. В некоторой степени это обусловлено целесообразностью – объем работы с одним клиентом уменьшается, чтобы наиболее выгодно использовать те ограниченные ресурсы, которые есть сегодня у психотерапевта. Однако существует мнение, что краткий курс терапии может быть именно тем, что нужно многим людям, обращающимся за помощью. Руководствуясь именно этим мнением, издательство «Вайли» приступило к разработке и публикации серии книг по краткой терапии и консультированию. В этой серии практических текстов рассматриваются различные формы краткой терапии, применяющиеся в различных ситуациях и с различными группами клиентов. Естественно, ни одно пособие не может заменить практических занятий и совета более опытных коллег. Цель книг данной серии – предложить читателям четкое руководство для проведения краткого курса психотерапии или консультирования (не более 25 сеансов).
Винди Драйден, редактор серии.
ВВЕДЕНИЕ Наш подход к психотерапии пар можно охарактеризовать как гуманистически-экзистенциальный. Мы считаем, что каждому человеку присуще врожденное стремление к здоровью и росту. Хотя мы и допускаем, что психологические травмы оставляют глубокие эмоциональные шрамы, но в большинстве случаев считаем, что проблемное поведение и отыгрывание – это попытка найти выход из болезненных и причиняющих страдание ситуаций. Также отношения между партнерами рассматриваются с точки зрения возрастной психологии. Мы считаем, что проблемы, нерешенные в раннем возрасте, отыгрываются и воссоздаются, обычно неосознанно, во взрослых взаимоотношениях. Именно диадные взаимодействия пробуждают ранние и часто архаичные процессы, т.е. пары отыгрывают друг с другом проблемы из своего прошлого. Мы рассматриваем это отыгрывание как попытку исправить в настоящем то, с чем каждый из партнеров не смог справиться в прошлом. То, что используемые решения зачастую неадекватны, показывает, что потребности, выражаемые таким образом, и закрепленные повторяющиеся пути решения, выработанные в ответ на требования данной семейной констелляции, носят ранний детский характер. Набор ответных реакций каждого человека формируется на основе его жизненного опыта; чем ограниченнее диапазон возможностей, которые человек может использовать во взаимоотношениях с другими людьми, тем менее гибким этот человек будет в своих последующих отношениях. Задача настоящего курса психотерапии – помочь людям расширить диапазон возможностей и стать более гибкими во взаимоотношениях с окружающими их людьми. ФОРМАТ КНИГИ В данной книге краткая терапия пар рассматривается с точки зрения интегративного подхода, основывающегося на том, что отношения играют главную роль в жизни индивидуума. В 1 и 2 главах рассматриваются цели, достоинства и ограничения данного подхода в работе с парами. В 3 главе приводятся принципы теоретической модели, лежащей в основе интегративного подхода к работе с парами и включающей в себя понятия из теории объектных отношений, эго-психологии, возрастной психологии, транзактного анализа, а также гештальт-терапии и когнитивно-аналитической психотерапии. Цель авторов состояла в том, чтобы объединить содержание этих направлений в краткий курс терапии пар. В 4 и 5 главах рассматриваются основные элементы оценки и заключения контракта с клиентом. В главах с 6 по 9 рассматриваются приемы работы с различными аспектами взаимоотношений, являющимися основными проблемными областями.
Глава 10 посвящается вопросам окончания курса терапии, а глава 11 – этическим вопросам специфическим для краткой терапии пар. Глава 12 рассматривает процесс супервизии краткого курса терапии пар. Для описания любого союза двух людей в книге используется термин «отношения». Это вызвано тем, что данная работа относится как к женатым, так и к неженатым парам, а также к однополым парам и к парам, живущим отдельно друг от друга. Термины «терапия супружеских пар» или для «супружеских пар» не отражают полностью все отношения, которые рассматриваются в данной книге. Также термин «партнер», если прямо не указано иное, может подразумевать под собой как мужчину, так и женщину. Если для рассмотрения какой-либо ситуации пол имеет значение, то это явно указано в тексте. Все имена людей, описываемых в примерах и в анализе случая из практики, изменены. Также все примеры переделаны таким образом, чтобы исключить идентификацию клиентов в целях защиты их интересов. При необходимости получено разрешение клиентов на публикацию материалов. перевод: Татьяна Козлова
ГЛАВА 1 Краткий курс психотерапии пар, предлагаемый в данной работе, рассчитан на 6-8 сессий и имеет своей целью помочь паре избавиться от повторяющихся неэффективных паттернов взаимодействия в отношениях. Задача подобной краткосрочной фокусной терапии состоит в том, чтобы обеспечить осознание партнерами основных неадаптивных моделей взаимодействия, а также постараться изменить паттерны общения между партнерами таким образом, чтобы они почувствовали, что изменение отношений в лучшую сторону действительно возможно. Так как неэффективные паттерны коммуникации закреплены в большей степени на бессознательном уровне, партнеры, видя, что «что-то между ними не клеится», не понимают природу защитных механизмов, действующих в различных ситуациях, и не осознают, что за потребности лежат в основе этих механизмов. Процесс, который в свое время выполнял защитную функцию в родительской семье, теперь закрепился как стойкая реакция в ответ на определенные ситуации, и препятствует установлению близости в отношениях между партнерами, а также мешает им открыто выражать свои чувства, желания и потребности. Основная задача краткого курса – помочь партнерам выработать более широкий спектр ответных реакций на различные ситуации для того, чтобы они могли более эффективно и успешно взаимодействовать на всех уровнях своих отношений. Людям свойственно зацикливаться на одних и тех же моделях взаимодействия – все мы начинаем новые отношения, уже имея за плечами опыт, полученный в прошлом. Возможно, этот опыт окажется полезным, даже спасительным, в ситуациях, аналогичных исходной ситуации в прошлом, но постоянное использование одних и тех же моделей поведения может привести к плачевному результату. Особенно если, используя эти модели, человек подавляет собственные чувства и потребности или принимает решение выжить в состоянии независимой самодостаточности, что делает сложным открытое проявление чувств в общении с другими людьми. Ведь близкие отношения основываются на общении, взаимности и способности совместно решать проблемы. Старые модели выживания, не важно, насколько успешным было их использование в родительских семьях, проходят испытание в новых отношениях. Когда двое создают семью и дом, происходит столкновение двух отдельных, совершенно непохожих друг на друга «семейных культур». Часто партнеры уверены, что «то, как это было принято в моей семье – самый лучший или, вообще, единственный способ делать что-либо». Однако необходимо понимать, что одну и ту же проблему на самом деле можно одинаково успешно решить, используя совершенно разные подходы. Для того чтобы осознать это, важно разобраться и принять различия во взглядах с близким человеком.
В процессе терапии психотерапевт помогает паре мобилизовать ресурсы и научиться использовать сильные стороны своих отношений, которые, возможно, отошли на второй план из-за навалившихся на пару проблем. В ходе краткого курса терапии партнеры должны найти более эффективные способы решения проблем и взаимодействия друг с другом. На основе этих навыков они смогут решить, как они хотят дальше развивать свои отношения. Продвижение в этом направлении предполагает, что у пары сохранились желание и намерение строить отношения дальше. Модель краткого курса терапии пар предусматривает 6-8 дополнительных сессий в течение 6-12 месяцев после окончания основного курса с целью закрепить и усилить связь между партнерами и разобраться с отдельными проблемами, которые могут вновь и вновь появляться в отношениях пары, и которые требуют помощи специалиста. Цели, которые ставятся перед парой при использовании краткого курса психотерапии, должны фокусироваться на конкретных проблемах и укладываться в ограниченные временные рамки. Ниже приводится список основных терапевтических задач: 1. способствовать осознанию повторяющихся паттернов взаимодействия, из-за которых в отношениях данной пары чаще всего возникают проблемные ситуации; 2. останавливать использование этих паттернов в обстановке терапевтических сессий, чтобы дать партнерам возможность попробовать новые способы поведения, которые могут привести к положительным или хотя бы отличающимся от привычных результатам;
3. помочь паре выработать эффективные стратегии решения проблем, которые помогут в разрешении конфликтных ситуаций; 4. выявить и использовать положительные аспекты отношений; 5. там, где это возможно, показать, какие приемы можно использовать, чтобы исправить те или иные недостатки в отношениях. На достижение этих целей неизбежно будут влиять такие факторы, как мотивация партнеров, история отношений данной конкретной пары, потребности каждого из партнеров и стадии жизни, на которых в данный момент находятся партнеры. Основополагающим фактором для достижения успеха является желание обоих партнеров бороться за свои отношения. Необходимо, чтобы у них была "энергия для строительства отношений". Это понятие включает в себя желание партнеров приложить усилие, чтобы изменить отношения в лучшую сторону, а также осознание того, что их отношения стоят затраченного времени и труда. Готовность принять тот факт, что перемены необходимы – отправная точка в достижении желаемых результатов. Первые сессии терапии можно посвятить выяснению того, как партнеры относятся друг к другу. Необходимо объективно оценить, как сильно они привязаны друг к другу, готовы ли вложить свое время и силы в работу над отношениями. Открытая беседа о чувствах, обсуждение затаенных обид и различий во взглядах партнеров необходимы как предварительное условие для заключения контракта на работу по стабилизации отношений. Положительный прогноз в терапии пар больше зависит от желания партнеров работать над своими проблемами, чем от степени серьезности этих проблем. По этой причине терапевту важно не судить о ситуации по первоначальной информации, которая поступает от клиента, и которой часто бывает недостаточно. Здесь надо отбросить домыслы и предубеждения и постараться полностью открыться и предоставить все свои знания тем двум людям, которые пришли к вам за помощью. Сложности для терапевта возникают, если партнеры не согласны с определением проблемной области. Хотя при определении проблемы, терапевт фокусируется на вполне определенном содержательном аспекте отношений, этот аспект является проявлением сбоя в процессе отношений, который на самом деле вызван различием мировоззрений и способов восприятия реальности. К примеру, если один из партнеров считает, что в каком-то из аспектов отношений существует проблема, а другой либо отрицает это, либо считает, что этот аспект играет второстепенную роль в отношениях, эффективное решение проблемы невозможно до тех пор, пока партнеры не придут к согласию (а) по поводу того, что у них за проблема, и (б) какое значение она имеет для каждого из них. Как пример, на слова «Я думаю, что наша главная проблема в том, что мы редко говорим о наших чувствах друг к другу», партнер отвечает «Мне кажется, ты преувеличиваешь. И вообще, мы оба так заняты на работе и с детьми, а еще друзья. У меня совершенно нет времени на всякую ерунду». Такое расхождение во взглядах на то, что важно в отношениях, скорее всего и привело эту пару к психотерапевту. В этом случае первой задачей терапевта будет разобраться в том, как партнеры относятся к чувствам, потребностям и взглядам друг друга. Партнеры из приведенного примера, судя по всему, расходятся во мнениях насчет того, какое место должно занимать в их отношениях обсуждение чувств. Терапевт не должен навязывать партнерам какую-либо точку зрения, его задача – выяснить отношение каждого из них именно к этому аспекту взаимоотношений. Вполне может оказаться, что в силу семейных или культурных особенностей воспитания, каждый из партнеров привык по-разному выражать свои чувства и понятия не имел, что может быть как-то иначе, пока не столкнулся с проблемой во взаимоотношениях. Выяснить наличие таких различий принципиально важно для того, чтобы с обеих сторон изменить взгляд на проблему.
Если в самом начале курса терапии нет согласия относительно того, что является проблемой в отношениях, фокусом курса может стать рассмотрение причин, из-за которых партнеры не могут придти к единому мнению, и того, как эти причины отражаются на отношениях. Проработка этого вопроса может выявить различия в потребностях, ожиданиях, приоритетах и мировоззрениях партнеров, лежащие в основе их конфликтов. В некоторых случаях такой терапевтический процесс приводит к полному пересмотру отношений, в ходе которого отличия в потребностях каждого из партнеров признаются и принимаются. Вот еще один пример: Махмуд хотел заниматься бизнесом и одновременно с этим поддерживать тесные отношения со своей многочисленной родней, а Рашида всегда мечтала о мирной, спокойной жизни в сельской местности, которая напоминала бы ей детство в Кении, и где она могла бы открыть свою маленькую гончарную мастерскую. Хотя с первого взгляда их потребности кажутся совершенно несовместимыми, но после открытого обсуждения таких разных желаний, они смогли договориться о том, что они вместе переедут в загородный дом недалеко от города. Ранее они оба не представляли, что один сможет понять потребности другого или терпимо отнесется к различиям. Хотя их окончательное решение этой проблемы выглядит, как очевидный компромисс, оно показало, что проработка вопроса эффективного решения проблем в ходе терапии дала положительный результат. В парах, имеющих подобные проблемы, часто наблюдается поляризация требований. Партнеры могут дойти до точки, когда начинают верить в то, что у них нет и не может быть ничего общего. Это, в конце концов, может оказаться и так, но во многих примерах из психотерапевтической практики, когда клиентам дается возможность свободно выразить свои взгляды в безопасной и спокойной обстановке, партнерам становится очевидно, что они изначально неправильно поняли друг друга и упустили самое важное от страха, что их самих не поймут. В вопросе определения проблемной области в отношениях пары очень полезной оказалась работа Джеки Ли Шифф и др. (Schiff et al., 1975), рассматривающая понятие «обесценивания» (англ. discounting). Обесценивание определяется как «внутренний механизм, основанный на том, что человек преуменьшает влияние, а иногда и наличие некоторых аспектов себя, других или реальной ситуации», Шифф и др. (Schiff et al., 1975, стр.14). Попросту говоря, человек может игнорировать свои собственные потребности или потребности других людей или же просто отрицать наличие какого-либо аспекта ситуации. Личность, которая обесценивает, оценивает ситуацию, выпуская из поля зрения наиболее важные факторы. В работах Шифф и ее коллег выделяются различные типы, области и уровни обесценивания. Например, один из партнеров может обесценивать наличие проблемы, поставленной другим партнером: «Я не понимаю, что она имеет в виду; Мне кажется, что для людей женатых так долго у нас все нормально с сексом. Чего она от меня хочет после стольких лет вместе...»; или значимость проблемы: «Конечно, иногда нам сложно сесть и все обсудить, но это совершенно не так серьезно, как он считает. Да он всегда все преувеличивает»; или же один из партнеров может отрицать возможность перемен в какой-либо области отношений: «Ну да, мы не очень часто разговариваем по душам, и мне иногда не хватает этого; но в любом случае, я считаю, что люди не могут долго поддерживать близкие отношения. У нас все хорошо и так, зачем что-то менять»; или отрицать свою собственную способность что-либо изменить: «Да, понятно, что она хочет, чтобы я делился своими чувствами и переживаниями, как ее друзья; проблема в том, что я никогда не мог и не смогу открыто говорить о своих чувствах». До тех пор, пока партнеры не придут к единому мнению о том, в чем заключается проблема, и какую роль она играет в их отношениях, а также готовы ли они измениться, чтобы избавиться от нее, психотерапевту сложно что-либо предпринять. Примеры, приведенные выше, расположены от более к менее серьезным по степени обесценивания. Для психотерапевта большую сложность представляют случаи, когда клиенты категорически отрицают наличие какой-либо проблемы, чем когда клиенты все-таки признают, что проблема есть, но не верят, что способны что-либо изменить в проблемной области. Основной задачей терапевта при краткосрочном курсе терапии будет найти общую точку зрения и прийти к соглашению о том, в какой области отношений перемены наиболее необходимы. Если обесценивание происходит у партнеров на разных уровнях, они неизбежно столкнутся с непониманием и вполне вероятно, у них возникнут серьезные разногласия в попытке отстоять их собственное понимание «действительности». При заключении контракта в краткосрочной терапии залог успеха – согласие партнеров с определением проблемной области и степени серьезности проблемы. При наличии принципиальных разногласий во взглядах партнеров на этот вопрос курс психотерапии не принесет никакой пользы. В процессе обсуждения того, что же является основной проблемой в отношениях, могут вскрыться еще более глубокие противоречия в мировоззрениях партнеров, а также в их отношении к различиям в системах ценностей и жизненных приоритетах друг друга. Например, партнеры могут обнаружить, что для одного из них очень большое значение имеет успешная карьера, а другой, наоборот, предпочел бы более спокойную и скромную жизнь, в которой больше времени уделялось бы общению в кругу семьи. Такие элементарные различия в том, как партнеры представляют себе свой образ жизни, могут лежать в основе многих проблемных ситуаций в отношениях. До тех пор пока эти различия не озвучены и не обозначены четко, любые усилия по развитию навыков коммуникации между партнерами будут попадать в бесплодную почву. Характерно, что на разных стадиях развития отношений, у пар возникают разные проблемы. На ранней стадии пары часто обращаются к терапевту с проблемой неприятия различий между партнерами – они только что обнаружили, что, по сути, являются двумя совершенно разными людьми с собственными взглядами и представлениями о жизни. У партнеров, например, могут возникнуть разногласия по вопросу официального оформления отношений: это может быть важно для одного и совершенно безразлично другому, для которого официальный брак может быть юридически невыгоден или не нужен в принципе. Еще одно явление, с которым сегодня все чаще сталкиваются психотерапевты, это различия во взгляде на совместное проживание: будет ли пара жить в одном доме, или партнеры продолжат жить отдельно даже после свадьбы. Иногда они могут жить в разных частях страны из-за требований работы. На начальной стадии отношений могут возникнуть проблемы, связанные с появлением первого ребенка и переменами, которые вносит это событие в отношения между ними. Сексуальные проблемы также часто попадают в фокус терапии на этой стадии, так как партнеры начинают открывать различия в ритме и опыте, а также в потребностях друг друга. В общих словах, цель краткого курса терапии для пар на ранней фазе развития отношений можно резюмировать следующим образом: «Мы можем не соглашаться друг с другом и вместе с тем сотрудничать». На этой стадии самое главное – научиться обсуждать разногласия и выработать навыки разрешения конфликтов. Непреодолимым препятствием для партнеров может оказаться разочарование при конфликте их мировоззрений в принятии каких-либо важных решений. Особенно если такое решение уже было принято, а разногласия обнаружились позже. «Если бы ты любил меня по-настоящему, ты бы никогда не увез меня в незнакомую страну, далеко от моих родных и близких...». Однако, как показывает практика, даже в таких случаях при наличии желания со стороны обоих партнеров существует возможность все изменить. Пары, находящиеся на более поздней стадии развития отношений, приходят за помощью в вопросах воспитания детей; также их может беспокоить то, что они отдаляются друг от друга; различия в отношении к таким вещам, как время, деньги, карьера и друзья. Пройдя через испытания на пути обеспечения финансового благополучия и становления семьи, партнеры вдруг осознают, что отдалились друг от друга. Обычно оба партнера заняты карьерой, собственными увлечениями, у каждого из них есть некоторый круг обязанностей, которые им необходимо выполнять. Все это может на некоторое время замаскировать существующие проблемы, пока они не обнаружатся под воздействием какого-либо внешнего фактора, например, один из партнеров заводит отношения на стороне или серьезно заболевает; умирает один из родителей кого-либо из партнеров, или кто-то из двоих теряет работу. Цель краткого курса психотерапии в такой ситуации восстановить близость между партнерами в контексте их индивидуальных потребностей и стремлений. Некоторые пары в ходе сеансов терапии могут принять решение расстаться. На этой стадии развития отношений обычное дело – повторные браки. В случае второго и последующих браков возникает необходимость объединить две семьи, у которых уже сложилась свои собственные системы ценностей, и сформировались свои потребности и правила. В таких случаях отношения одного партнера со своими детьми от первого брака могут вызывать ревность и чувство незащищенности у другого. В одной из своих работ, в главе под названием «Терапия пар, состоящих в повторном браке» Патриция Паперноу (Papernow) (из Wheeler и Backman, 1994) рассматривает проблемы специфические для семей, в которых для родителей данный брак не первый. Паперноу отмечает, что в семьях, где для родителей этот брак первый, застывшие позиции «родного» (инсайдера) и «неродного» (аутсайдера) родителей могут рассматриваться как патология, тогда как для семей, где для родителей этот брак второй, такое явление нормально и проистекает из того, что отношения родитель- ребенок сложились раньше, чем отношения между партнерами. Принципы, на которых строятся отношения в первом браке, могут быть неприменимы во втором. Задача психотерапевта в этой ситуации – помочь паре найти свое собственное решение, которое помогло бы выйти из этой сложной, но все более часто встречающейся в современном обществе ситуации. Также важно помнить, как подчеркивает Паперноу, что в таких ситуациях очень часто детям приходится переживать множество потерь: старая школа, друзья, ближайшее социальное окружение. Понятно, что они могут отнестись к новой семье без того энтузиазма, который испытывают их родители. Изабель Фредриксон (Fredericson) и Джозеф Хэндлон (Handlon) (также в Wheeler и Backman) также рассматривают некоторые проблемы, стоящие перед парами, состоящими в повторном браке. Например, то, что новый брак рассматривается партнерами в контексте предыдущего, и что, естественно, при этом присутствует элемент сравнения, будь то в положительную или отрицательную сторону. Для успешного объединения двух семей с различными стилями жизни требуется активное участие обеих сторон. Но, как отмечают Фредриксон и Хэндлон, пары, состоящие в повторном браке, изначально осознают и готовы к тому, что им придется приложить усилия, чтобы построить отношения, они не ждут, что все произойдет само собой, без их участия. Этот факт может способствовать тому, что такие пары обратятся за помощью к психотерапевту на более ранней стадии отношений, чем если бы это был для них первый брак. В зрелые годы на баланс в отношениях могут оказывать влияние различия в энергетике и потребностях партнеров. Это может привести к перераспределению ролей в отношениях. На этой стадии партнерам необходимо пересмотреть и осмыслить итоги пройденного пути, достичь состояния «целостности эго» (Erikson, 1950, стр.259). Этот процесс может включать в себя пересмотр партнерами структуры своих отношений, ее обновление. Когда дети покидают родительский дом или кто-то из партнеров, или они оба, выходят на пенсию, перед ними заново встают вопросы близости и взаимопонимания, также появляется необходимость пересмотреть структуру своего времяпрепровождения. В этот период особо остро может проявиться проблема одиночества и изоляции, которые воцарились в отношениях за прошедшие годы. Также перед партнерами может встать задача поддерживания разнообразия в отношениях, которые хоть и сохраняют свою живость, но все равно требуют постановки новых совместных задач. Также на этой стадии пары осмысливают последствия действий, которые они совершили и выбора, который был сделан в прошлом и им приходится смириться с тем, что чего-то они уже в своей жизни никогда не испытают. Некоторым парам психотерапия дает возможность открыть новые каналы общения и найти новые способы получать удовольствие от общих занятий, не имея за плечами того груза ответственности, который лежал на них в прошлые годы. Как справиться со старением, с болезнями одного или обоих партнеров, различиями в сексуальных потребностях, с необходимостью приспосабливаться к замедляющемуся темпу жизни – это вопросы, требующие самого пристального внимания на этой фазе жизненного цикла отношений. Особое внимание психотерапевту следует уделить социальному и культурному контексту, в котором развиваются отношения пары, так как из-за различий во взглядах партнеры могут по-разному видеть свою роль и роль своего партнера в отношениях. Роль женщины в браке может быть настолько ограничена в рамках данной культуры, что она может быть лишена возможности заниматься профессиональной деятельностью или выбрать себе увлечения по вкусу. В культурах, где молодые люди традиционно женятся и выходят замуж в раннем возрасте, в более взрослом возрасте у них может появиться ощущение, что они «что-то упустили в молодости». В межкультурных и межрасовых браках часто возникают трения из-за того, что партнеры не уверены, что их половина их действительно понимает. В однополых союзах могут возникать проблемы в определении роли каждого из партнеров в отношениях, а также проблемы, связанные с вынашиванием или усыновлением и воспитанием детей. Также разногласия могут возникать из-за несоответствия жизненных стадий, на которых находятся партнеры. Например, женщина хочет завести ребенка, а мужчина считает, что он еще «слишком молод» для того, чтобы брать на себя такую ответственность; или один из партнеров хочет осесть, купить дом, а другой мечтает о путешествиях. У одного из партнеров уже могут быть взрослые дети, тогда как второй партнер может желать ребенка в этих новых отношениях. Классовые или кастовые различия партнеров могут также негативно сказываться на отношениях, так как один из партнеров может явно или скрыто считаться неполноценным по отношению к другому. Социально-экономические трудности могут оказать значительное влияние на взаимоотношения пары. Постоянная нехватка денег и непрекращающаяся борьба за выживание требуют от партнеров всей доступной энергии, что ведет к тому, что у них совершенно не остается времени на близкое общение друг с другом. История отношений пары может быть омрачена воспоминаниями о постоянных скандалах, насчитывать многочисленные потери; или может быть настолько отягощена болью и обидой от предательств в прошлом, что это может окрашивать в темные тона каждое взаимодействие. В ходе терапии необходимо уделить внимание истории отношений пары независимо от того, какой она носила характер. Возможно, пара пережила какую-либо травму в прошлом, и партнеры не смогли до конца справиться с ее последствиями, что бросило тень на их последующие взаимоотношения и создало эмоциональную напряженность, которая постоянно присутствует в их повседневной жизни. В рамках краткого курса психотерапии возможно проработать последствия травмы и разобрать чувства и переживания партнеров по этому поводу с тем, чтобы пара могла пойти дальше в развитии своих отношений. К сожалению, нередки случаи, когда один из партнеров подвергся сексуальному насилию в детстве или в подростковом возрасте, и теперь последствия этого сказываются на отношениях пары и мешают установлению сексуального и эмоционального контакта между партнерами. В такой ситуации психотерапевту следует вмешаться и помочь паре справиться с отголосками прошлого настолько, насколько это может помочь в динамике их текущих отношений. Впоследствии для поддержания и развития достигнутого эффекта может понадобиться более глубокая индивидуальная работа. В других парах, отношения могли быть отмечены постоянными скандалами, в ходе которых партнеры допускали обидные замечания в адрес друг друга, или же периодами отвержения, когда партнеры замыкались в себе и подолгу не разговаривали. Накопленная история подобного деструктивного поведения может серьезно повлиять на попытки любого из партнеров наладить отношения на основе прямого и открытого общения. Задача психотерапевта – помочь паре открыто исследовать подобные разрушительные аспекты истории их отношений в безопасной терапевтической обстановке. Партнерам необходимо разделить друг с другом «затаенные чувства», чтобы создать эмоциональное пространство для дальнейшего развития отношений в новом направлении. Встречаются пары, которые не в состоянии справиться с прошлыми обидами, оставить в стороне то, что было раньше и начать новый период в своих отношениях. Такая неспособность отпустить прошлое может встать на пути будущего отношений. Если люди вкладывают больше сил в то, чтобы отомстить или доказать свою правоту, чем в то, чтобы попытаться понять друг друга и договориться о новых принципах построения своих отношений, психотерапевт может оказаться бессилен помочь паре. Тем не менее, как показывает практика, с парами, которые испытывают сожаление о боли, причиненной друг другу, и которые готовы просить прощения и прощать и желают загладить обиды, нанесенные друг другу в прошлом, можно добиться положительных результатов. Пример из практики: женщина, проходившая курс индивидуальной терапии, как-то поделилась с психотерапевтом, что ее партнер, который был категорически против любого психотерапевтического вмешательства для спасения их стоящего на грани развода брака, сказал ей: «То, что ты готова извиниться и признать, что ты тоже не ангел, убедило меня, что вся эта терапия не совсем чепуха... Пожалуй, я согласен на несколько сеансов с психотерапевтом, но только если мы пойдем вместе и перестанем обвинять друг друга во всех смертных грехах». Да, чудеса случаются не только в сказках! Но, надо сказать, для работы с этой парой потребовались немалые усилия и от психотерапевта и от самой пары. Какие бы конкретные проблемы не стояли перед парой, психотерапевту необходимо сфокусироваться на основной динамике процесса, который мешает партнерам честно и откровенно обсуждать свои проблемы и вместе искать решения, подходящие обоим. Основная работа с парами должна вестись на уровне процесса, однако в ходе сеанса психотерапевт может разбирать конкретные случаи из их отношений, чтобы наглядно показать им примеры «исходного материала», которые они смогут проработать, используя новые стратегии решения проблем, полученные в ходе психотерапии. По опыту психотерапевтической практики, неважно, какой конкретный вопрос рассматривается в данный момент (этот вопрос может меняться от сессии к сессии, но в понимании пары именно эта проблема и есть суть конфликта), процесс, лежащий в основе разногласий, один и тот же. Рэйчел и Саймон начинают спор по поводу денег и затем переходят к спору по поводу отношений с родителями друг друга. В обоих примерах процесс идет одним и тем же образом: Саймон обвиняет Рэйчел в бесчувственности и недальновидности, Рэйчел же заливается слезами от того, что Саймон не хочет ее понять, замыкается и отказывается продолжать беседу. Один из главных вопросов в работе с процессом – это необходимость в четко определенных контрактах и соглашениях между людьми. В этом смысле различие между содержанием и процессом становится искусственным, так как на этом этапе терапии содержанием сессий является процесс составления и заключения терапевтических контрактов. В конце концов, Рэйчел и Саймон пришли к такому соглашению: Саймон будет стараться обращаться к Рэйчел с конкретными просьбами, не обвиняя ее ни в чем и не делая обобщений, тогда как Рэйчел постарается прямо отвечать на его просьбы и не пытаться избегать контакта, замыкаясь в себе. При помощи этого вполне конкретного контракта в отношении поведения пары друг с другом они смогли выйти из тупика, в котором в тот момент находились их отношения, и найти новый подход к решению проблем. Психотерапевт в ходе краткого курса с парой может начать с того, что покажет паре, как они могут вести себя в каких-то конкретных ситуациях, чтобы впоследствии открыть дорогу более сложному эмоциональному взаимодействию, потерянному из-за постоянного отдаления партнеров друг от друга. Задача, границы которой можно четко определить, будет казаться решаемой в сложные моменты, и это вселит в партнеров надежду на перемены к лучшему, в отличие от неопределенности ситуации в прошлом. Незначительные в начале перемены могут затем привести к более заметным изменениям деструктивных способов взаимодействия, которые подрывают основы отношений.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.97.219 (0.02 с.) |