Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характерный танец как вид хореографического искусства.

Поиск

Термин «характерный танец» возник с первых дней существования профессионального балетного театра, но, по мнению исследователей, во многих случаях условен. На протяжении многих веков это понятие «...то суживалось, то расширялось до такой степени, что терялись границы, отделяющий «характерный танец» от других танцевальных категорий»[1].

Характерный танец, законно являясь важным компонентом в творческом процессе рождения хореографического произведения, долго не мог стать самостоятельным видом сценического танца, соединившим традиции национального танца и балетного искусства.

Характерный танец (франц. danse de caractere танец в характере, образе; danse caractйristique характерный танец) - вид сценического танца. Он является неотъемлемой частью всей школы классического танца. В 17-18 вв. характерным называли танцы комедийных, сатирических, гротесковых, буфонных, пародийных персонажей, исполняющих народные или жанрово-бытовые танцы.

В России интерес к претворению на сцене танцевального фольклора возрос в начале 19 в. в связи с событиями Отечественной войны 1812. В дивертисментах И. М. Аблеца, И. И. Вальберха, А. П. Глушковского, И. К. Лобанова русский танец становился ведущим.

Процесс превращения народного танца в характерный активизировался в период расцвета романтического балета в спектаклях Ф. Тальони, Ж. Перро, Ш. Дидло, где эстетика романтизма обусловливала национальный колорит, а характерный танец либо воссоздавал быт, противопоставленный ирреальному миру сильфид и наяд, либо романтизировался. В балете этого периода главным выразительным средством исполнителей характерного танца становится гротеск. Национальный характер, национальный образ характерного танца в классических балетах оставался подлинным, достоверным. Образцы характерного танца, созданные М. И. Петипа и Л. И. Ивановым, сохраняли настроение и колорит, необходимый для развития сюжета спектакля. Балетмейстеры и танцовщики школы классического танца строили характерный танец на основе этой школы. В конце 19 в. создан экзерсис характерного танца (позднее утверждён как учебная дисциплина), где различные движения народного танца исполнялись в строгих рамках школы классического танца. Это позволило при постановке характерного танца использовать законы хореографического симфонизма - создание определённых пластических тем, контрапункта и др.

В начале 20 в. в России сложилась школа сценического характерного танца, получившая окончательное теоретическое оформление в работах советских хореографов и педагогов по танцу. Художественный танец нашел особенно широкое применение в советском балете, где народные танцы сочетаются с элементами классического танца, но при этом сохраняют свой национальный характер. Такой характерный танец называют народно-сценическим или сценическим народным танцем (А. И. Бочаров, А. В. Лопухов, А. В. Ширяев и другие).

Становление характерного танца тесно связано с именами таких известных балетмейстеров, как Ж. Ж. Новерр, М. Петипа, Л. Иванова, А. Горского, М. Фокина. Их творчество, бережное отношение к национальным элементам танца способствовало не только сохранению жизнестойкости характерного танца, но и, основанное на индивидуальном подходе к его трактовке, передавало следующим поколениям хореографов пути и методы работы с фольклором при создании разнообразных форм характерного танца.

Этапом для развития характерного танца стало творчество М. М. Фокина, создавшего на основе этого выразительного средства спектакли и сумевшего утвердить в них принципы симфонизма («Половецкие пляски»; «Арагонская хота» на муз. Глинки). В «Половецких плясках», опираясь на музыку А. П. Бородина и следуя законам хореографической композиции, Фокин создал в танце образ народа, давно исчезнувшего с лица земли, чей пластический фольклор не сохранился.

Танцевальный фольклор изучал и Ф. В. Лопухов. Он ввёл в балетный обиход новые движения, комбинации, национальные танцевальные образы, особенно в балетах «Ледяная дева», «Коппелия»; «Светлый ручей» Шостаковича.

Поиски Фокина продолжили К. Я. Голейзовский, В. И. Вайнонен, В. М. Чабукиани.

Характерные детали, движения, отдельные позы вот из чего складывались первичные формы характерного танца. Эти танцы, по мнению специалистов, требовали от исполнителя не только владения виртуозной техникой, но и драматической выразительности. В танце были необходимы элементы игры, для чего самым тщательнейшим образом отбирался игровой материал. Техника исполнения требовала постоянного совершенствования мастерства в отработке движения, репетициях танца создавалась своеобразная школа воспитания характерных артистов профессионалов.

Владение характерным танцем требовало специальной подготовки: умения выполнить технический трюк, создать сценический образ. Практика актеров основывалась на богатстве народно-характерных движений.

Классический танец обогащался благодаря характерному танцу, усвоив некоторые из его выразительных средств. Одновременно понятие «характерный танец» расширялось, включив в себя первоначальное значение - танец в образе. В балете 70-х гг. характерный танец может быть эпизодом, может стать средством раскрытия образа, создания целого спектакля, являясь часто двигателем сюжета.

Таким образом, история характерного танца началась еще в 18 веке. На текущий момент он представляет собой одно из выразительных средств балетного театра, разновидность сценического танца.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.123.61 (0.008 с.)