Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Правила поведения и техника безопасности при↑ Стр 1 из 15Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ЧАСТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГАЗПРОМ ТЕХНИКУМ НОВЫЙ УРЕНГОЙ» Сборник методических указаний для студентов по выполнению лабораторных работ по учебной дисциплине «Физика» общеобразовательного цикла программы подготовки специалистов среднего звена по специальностям всех профилей Новый Уренгой 2018 Методические указания по выполнению лабораторных работ адресованы студентам очной формы обучения.
Разработчик: Татьяна Николаевна Кузьменко, преподаватель высшей категории
Данный сборник методических указаний является собственностью © ЧПОУ «Газпром Техникум Новый Уренгой»
Рассмотрен, утвержден и рекомендован к применению на заседании ЦК общеобразовательных дисциплин Протокол №____ от «___»____________2018 г.
Председатель ЦК общеобразовательных дисциплин _________________ Е.Э. Прудникова Зарегистрирован в реестре программной и учебно-методической документации Регистрационный номер ___________________ СОДЕРЖАНИЕ Введение 5 1 Правила поведения и техника безопасности при проведении лабораторных работ 5 2. Первая помощь при несчастных случаях………………………… 3 Порядок выполнения лабораторных работ и требования к оформлению отчетов 6 4. Защита лабораторной работы……………………………………... 5. Критерии оценки лабораторной работы………………………….
6. Определение цены деления электроизмерительного прибора 7 7. Определение относительной погрешности 8 Лабораторные работы 9 Лабораторные работы I семестра 9 Лабораторная работа 1. Определение плотности твердых тел правильной и неправильной геометрической формы 9 Лабораторная работа 2. Определение ускорения свободного падения с помощью математического маятника на широте г. Новый Уренгой 11 Лабораторная работа 3. Наблюдение броуновского движения 14 Лабораторная работа 4. Определение коэффициента линейного расширения твердых тел 16 Лабораторная работа 5. Изучение изотермического процесса в газе 19 Лабораторная работа 6. Определение влажности воздуха 22 Лабораторная работа 7. Определение поверхностного натяжения жидкости 25 Лабораторные работы II семестра 28 Лабораторная работа 1. Определение удельного сопротивления проводника 28 Лабораторная работа 2. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока 30 Лабораторная работа 3. Изучение закона Ома для участка цепи 33 Лабораторная работа 4. Исследование зависимости мощности, потребляемой лампой накаливания, от напряжения на ее зажимах 36 Лабораторная работа 5. Изучение явления электромагнитной индукции. 38 Лабораторная работа 6. Изучение устройства и работы трансформатора 41 Лабораторная работа 7. Определение показателя преломления стекла. 44 Лабораторная работа 8.Определение длины световой волны с помощью дифракционной решетки. 47 Лабораторная работа 9.Изучение треков заряженных частиц по фотографиям 50 Список использованных источников. 53 Приложение А Фундаментальные физические константы.. 55 Приложение Б Значения синусов и тангенсов для углов 0-90о 56 Приложение В Психрометрическая таблица. 57 Приложение Г Приставки для образования кратных и дольных единиц.58 Приложение Д Показатель преломления некоторых веществ……………58 Приложение Е Плотность некоторых веществ…………………………….59 Приложение Ж Температурный коэффициент сопротивления некоторых веществ 59 Приложение З Удельное сопротивление некоторых веществ 60 Приложение И Температурный коэффициент линейного расширения векторных твердых тел. 60 Приложение К Температурный коэффициент линейного расширения векторных твердых тел...…………………………………………………... 61 Приложение Л Периодическая таблица Д.И. Менделеева. 61 Лист согласования. 62
Введение Уважаемый студент!
Методические указания по дисциплине «Органическая химия» для выполнения лабораторных работ созданы Вам в помощь для работы на занятиях, подготовки к лабораторным работам, правильного составления отчетов. Приступая к выполнению лабораторной работы, Вы должны внимательно прочитать цель занятия, ознакомиться с требованиями к уровню Вашей подготовки в соответствии с федеральными государственными стандартами третьего поколения (ФГОС-3), краткими теоретическими и учебно-методическими материалами по теме практической лабораторной работы, ответить на вопросы для закрепления теоретического материала. Все задания к лабораторной работе Вы должны выполнять в соответствии с инструкцией, анализировать полученные в ходе занятия результаты по приведенной методике. Защита лабораторной работы Вы должны выполнить согласно требованиям (раздел 4). Наличие положительной оценки по лабораторным работам необходимо для получения допуска к экзамену, поэтому в случае отсутствия на уроке по любой причине или получения неудовлетворительной оценки за лабораторную работу Вы должны найти время для ее выполнения или пересдачи. Выполнение лабораторных работ направлено на достижение следующих целей: - обобщение, систематизация, углубление, закрепление полученных теоретических знаний; - формирование умений, получение первоначального практического опыта по выполнению профессиональных задач в соответствии с требованиями к результатам освоения дисциплины, профессионального модуля. Освоенные на практических и лабораторных занятиях умения в совокупности с усвоенными знаниями и полученным практическим опытом при прохождении учебной и производственной практики формируют профессиональные компетенции; - совершенствование умений применять полученные знания на практике, реализация единства интеллектуальной и практической деятельности; - выработка при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как творческая инициатива, самостоятельность, ответственность, способность работать в команде и брать на себя ответственность за работу всех членов команды, способность к саморазвитию и самореализации, которые соответствуют общим компетенциям, перечисленным в ФГОС СПО. Предусмотрено проведение 16 лабораторных работ для очной формы обучения. Для преподавателей УД ФГОС: Образовательные результаты, подлежащие проверке в ходе выполнения лабораторных работ – в совокупности лабораторные работы по учебной дисциплине «Органическая химия» охватывают весь круг умений и знаний, перечисленных в рабочей программе УД «Органическая химия» и во ФГОС СПО по специальности 18.02.09 Переработка нефти и газа. Выполнение лабораторныхработнаправлено на формирование общих компетенций и профессиональных компетенций (таблицы 1 и 2): Таблица 1 – Показатели оценки сформированности общих ОК
Внимание! Если в процессе подготовки к лабораторным работам у Вас возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения разъяснений или указаний в дни проведения дополнительных занятий. Время проведения дополнительных занятий можно узнать в открытом информационном пространстве Техникума. Желаем Вам успехов !!! 1
К экзамену.
Лабораторные работы Лабораторная работа 1 Порядок выполнения работы 1. Штангенциркулем измерить линейные размеры одного из брусков и вычислить его объем по формуле V = a × b × c, где a, b, c – соответственно длина, ширина и высота бруска. 2. С помощью весов определить массу бруска. 3. Вычислить плотность вещества бруска. 4. Опыт повторить с другими исследуемыми брусками. 5. Погрузив в мерный цилиндр тело неправильной геометрической формы – гирьку на нитке, определить ее объем. Цена деления мерного цилиндра в миллилитрах и кубических метрах 1 дел = 1 мл = 1· 10-6 м3. 6. Рассчитать плотность гирьки. 7. Определить относительную погрешность d для каждого исследуемого тела. 8. Результаты измерений, вычислений записать в таблицу 1.
Таблица 1 – Результаты измерений и вычислений
Контрольные вопросы 1. От чего зависит плотность вещества? 2. Перевести 1 г/см3 в кг/м3.
Лабораторная работа 2 Порядок выполнения работы 1. Поместить штатив с держателем на край стола. 2. Измерить диаметр шарика штангенциркулем, длину нити линейкой. Найти длину маятника. 3. Отклонить шарик на небольшой угол (около 6о) и отпустить. По секундомеру определить время t, за которое маятник совершит n полных колебаний, например 100, 120,150. 4.Вычислить период колебаний маятника: 5. Используя формулу вычислить ускорение свободного падения. 6. Опыт выполнить 3 раза, меняя число колебаний или длину нити (протягивая нить через пробку). 7.Определить среднее значение g ср. 8. Сравнить результат опыта (среднее значение) с табличным значением ускорения свободного падения для данной географической широты и найти относительную погрешность d. 9. Результат измерений и вычислений записать в таблицу 1.
Таблица 1 – Результаты измерений и вычислений
Табличное значение: г. Новый Уренгой: g = 9,82331 м/с2; экватор: g = 9,780 м/с2; г. Москва: g = 9,815 м/с2; северный полюс:g = 9,832 м/с2. Контрольные вопросы 1. Почему ускорение свободного падения зависит от географической широты? 2. Вместо шарика к нити прикреплена воронка, наполненная песком. Изменится ли ускорение свободного падения, если в процессе колебаний из воронки будет высыпаться песок? 3. Можно ли пользоваться маятниковыми часами в условиях невесомости? 4. В каких положениях действующая на шарик возвращающая сила будет максимальна? В каких положениях равна нулю?
Лабораторная работа 3 Порядок выполнения работы 1. На предметное стекло нанести кисточкой 1-2 капли воды. 2. Коснуться той же кисточкой поверхности краски (туши) и снова ввести кисточку в приготовленные капли. 3. Накрыть предметное стекло покровным стеклом. 4. Приготовленный препарат положить на предметный столик микроскопа. Зеркало микроскопа направить на источник, чтобы получить хорошее освещение препарата. 5. Опустить объектив кремальерным винтом на расстояние 0,5 мм от покровного стекла и сфокусировать изображение микрометрическим винтом. 6. Сосредоточить внимание на какой-нибудь одной из наиболее легких броуновских частиц и, пронаблюдав за ее положением, сделать вывод о характере движения частицы. 7. Опыт повторить с водой более высокой температуры и с более крупными броуновскими частицами – раствором сухого молока в воде. Сделать вывод. 8. Выполнить схематический чертеж наблюдаемого явления.
Контрольные вопросы 1. Что называют броуновским движением? Как объяснить это явление? 2. В результате чего движется броуновская частица? 3. Почему, чем больше размеры частиц, тем менее заметно их броуновское движение? 4. Можно ли наблюдать броуновское движение в условиях невесомости?
Лабораторная работа 4 Твердых тел Цель: определить коэффициент линейного расширения испытуемого стержня. Порядок выполнения работы 1. Пробирки из комплекта принадлежностей прибора на 1/2 объема наполнить водой комнатной температуры, опустить в каждую по испытуемому стержню сферическим концом вниз, поместить на штатив. 2. Проводом, сечением не менее 1 мм, через винт заземления подключить прибор к контуру заземления. 3. Штепсельную вилку прибора вставить в электрическую розетку. 4. В поворотный кронштейн вставить индикатор и отвести его на четверть оборота в сторону до упора. 5. Лабораторным термометром замерить температуру воды в одной из пробирок (стержень при этом извлекается из прибора). 6. Пробирку с испытуемым стержнем через резиновую прокладку и отверстие в крышке прибора ввести в нагреватель. 7. Оттянуть шток индикатора вверх, установить индикатор над пробиркой (повернуть кронштейн в прорези до упора) и опустить шток в углубление на торце стержня. Кронштейн зафиксировать винтом. 8. Заметить положение стрелки на шкале индикатора. 9. Только после этого можно включить питание прибора кнопочным выключателем. При этом должна загореться индикаторная лампа. 10. Поскольку дальнейшая работа проводится при нагретом приборе,во избежание заметных искажений в замерах время с момента помещения пробирки в зону нагрева до фиксации первоначального положения стрелки индикатора не должно превышать 40 секунд. 11. По окончании работы с прибором приступают к подсчету численного значения коэффициента линейного расширения, который определяется по формуле: , где: D – увеличение длины образца в мм (по индикатору), 0 – начальная длина образца в мм (160мм), t0 - первоначальная температура в пробирке, t1 - конечная температура воды в пробирке после нагревания (100°С). 12.Определить относительную погрешность. 13.Результаты измерений и вычислений записать в таблицу 1.
Таблица 1 – Результаты измерений и вычислений
Контрольные вопросы 1. Объясните причину теплового расширения тел. 2. Каков физический смысл коэффициента линейного расширения? 3. Приведите 3 – 4 примера учета теплового расширения тел в технике. 4. Почему рулетки изготавливают из особого сплава “инвар”? 5. Как будет изменяться площадь круглого отверстия в листе железа при нагревании?
Лабораторная работа 5 Закон Бойля-Мариотта
Чтобы проверить закон Бойля-Мариотта, достаточно измерить объем и давление газа в двух состояниях при постоянной температуре и сравнить произведения: p 1 V 1 = p 2 V 2 (1). Это можно осуществить, используя в качестве исследуемого газа воздух при комнатной температуре. Оборудование: Прозрачный шланг с краном, шприц без иглы или резиновая груша, измерительная лента, штатив лабораторный, стакан с водой, барометр-анероид.
Рис. 1 Схема установки для проведения опыта по изучению изотермического процесса Порядок выполнения работы 1. Определить атмосферное давление пользуясь барометром-анероидом. 2. На рисунке 1 изображена схема установки для опытов. Конец прозрачного шланга длиной около 50 см с краном закрепить вертикально в лапках штатива. Удерживая оба конца шланга на одной высоте, в него шприцом залить воду до тех пор, пока ее уровень не установится в 20 - 25 см от краев шланга. Кран при этом должен быть открытым - вертикальное положение ручки, рис (1а). Измерить ℓ 1. 3. Свободный конец без крана медленно опустить, пока уровень воды в нем не установится в 3 - 5 см от края. Удерживая шланг в этом положении, закрыть кран. Воздух, находящийся в этом колене, и будет в дальнейшем объектом изучения. Воздух перевести в состояние с другими параметрами, поднимая свободный конец шланга на максимально возможную высоту (рис.1б). 4. Удерживая шланг в новом положении, измерительной лентой определяют Н1, Н2 и ℓ2. 5. Результаты измерений занести в левую часть таблицы. 6. Провести вычисления и заполнить правую часть таблицы: 1) Вычислить атмосферное давление в миллиметрах водного столба p 1 = p атм (в мм водн. ст.). (С учетом плотности ртути и воды 1 мм рт. ст. = 13,6 мм водн. ст.). 2) Вычислить высоту столба воды, создавшего дополнительное давление h = Н1 - Н2 (мм). 3) Определить величину дополнительного давления ∆р = h (мм водн. ст.), т.е. ∆р = h ·13,6 мм. водн. ст. 4) Определить давление воздуха во втором состоянии р2 = p 1 + ∆р (мм водн. ст.).
5) Рассчитать для первого состояния p 1 ℓ1. 6) Рассчитать для второго состояния p 2 ℓ2. 7. Определить степень расхождения результатов 100%. 8.Оценить степень расхождения результатов и сделать вывод. В исходном состоянии объем воздуха определяется длиной столба воздуха от крана до поверхности воды ℓ1 (V 1 = S ∙ ℓ1 где S - площадь поперечного сечения шланга), давление равно атмосферному p 1 = p атм (определяют по барометру-анероиду). В новом состоянии давление воздуха возрастет до p 2 = p 1 + ∆р, где ∆р - гидростатическое давление столба воды, возникшее из-за разницы уровней в коленах шланга. Объем уменьшится до значения V 2. Дополнительное давление определяют, измерив разность уровней воды в закрепленном и свободном коленах h (h = Н1 - Н2. Для сокращения расчетов формулу (1) можно упростить. Учитывая, что V 1 = S ℓ1, а V 2 = S ℓ2, подставив это в (1), получим: p 1 S ℓ1 = p 2 S ℓ2, после сокращения на S получаем p 1 ℓ1 = p 2 ℓ2 (2). Таким образом, в условиях данного эксперимента на основе закона Бойля-Мариотта должно выполняться равенство: p 1 ℓ1 = p 2 ℓ2. (2)
Таблица 1 – Результаты измерений и вычислений
Контрольные вопросы. 1. Какой процесс называется изотермическим? 2. Какому закону подчиняется изотермический процесс? Сформулируйте его. 3. Как связана внесистемная единица измерения давления - мм водн. столба с единицей давления в Международной системе единиц - паскалем? 4. Как влияет высота уровня воды в незакрепленном колене на результат опыта?
Лабораторная работа 6 Порядок выполнения работы 1. Выполнить теоретическое описание приборов. 2. Выполнить рисунки приборов. 3. Определить влажность воздуха по психрометру Августа. 4. Измерить влажность по волосному гигрометру. 5. Вместе с преподавателем (опыт выполняется один раз для всей подгруппы) определить точку росы по конденсационному гигрометру. 6. Результаты записать в таблицу 1.
Таблица 1 – Результаты измерений и вычислений
Контрольные вопросы 1. Каково значение влажности воздуха? 2. Что такое точка росы? 3. Объяснить принцип действия психрометра Августа, волосного гигрометра и конденсационного гигрометра.
Лабораторная работа 7 Метод отрыва капель
Опыт осуществляют с бюреткой, в которой находится исследуемая жидкость. Открывают кран бюретки так, чтобы из бюретки медленно падали капли. Перед моментом отрыва капли сила тяжести F = mк g равна силе поверхностного натяжения, граница поверхности – окружность шейки капли. Следовательно: F = mк × g; l = p × d ш к; s = Опыт показывает, что dш к = 0,9dк , где dк - диаметр канала узкого конца бюретки.
Оборудование: бюретка с краном, весы учебные с разновесом, сосуд для сбора капель, штангенциркуль.
Порядок выполнения работы 1. Измерить диаметр канала узкого конца бюретки с помощью штангенциркуля. 2. Определить массу пустого сосуда для сбора капель, взвесив его. 3. Плавно открывая кран, добиться медленного отрывания капель (капли должны падать друг за другом через 1-2 с). 4. Под бюретку с отрегулированными каплями подставить взвешенный сосуд и отсчитать 100 капель. 5. Измерив массу сосуда с каплями, определить массу капель. 6. Результаты измерений и вычислений записать в таблицу. 7. Вычислить поверхностное натяжение по формуле: s = 8. Опыт повторить, добавив в сосуд с водой еще 50 капель. 9. Найти среднее значение sср 10. Определить относительную погрешность.
Таблица 1 – Результаты измерений и вычислений
Контрольные вопросы 1. Почему поверхностное натяжение зависит от вида жидкости? 2. Почему и как зависит поверхностное натяжение от температуры? 3. В двух одинаковых пробирках одинаковое количество капель воды. В одной вода с прибавкой мыла. Одинаковы ли объемы отмеренных капель? 4. Изменится ли результат вычисления поверхностного натяжения, если опыт проводить в другом месте Земли? 5. Почему в данной работе: а) рекомендуется проводить измерения для возможно большего числа капель? б) следует добиваться медленного падения капель?
Лабораторная работа 1 Порядок выполнения работы
Рис. 1 Схема для определения удельного сопротивления проводника 1. Соберите электрическую цепь по схеме, изображенной на рисунке 1. 2. Измерив силу тока I и напряжение U, определить сопротивление 3. Штангенциркулем измерить диаметр проволока и найти площадь поперечного сечения S: 5. Сравнить полученный результат с табличным значением и вычислить относительную погрешность d. 6. Результаты измерений, вычислений, табличные данные записать в таблицу: Таблица 1 – Результаты измерений и вычислений
Контрольные вопросы. 1. Почему удельное сопротивление проводника зависит от рода его материала? 2. Зависит ли удельное сопротивление от температуры? 3. Назвать известные вам методы определения сопротивления резистора? Лабораторная работа 2 Порядок выполнения работы 1. Начертите в тетради схему электрической цепи экспериментальной установки. Рис. 1 Схема электрической цепи для измерения эдс и внутреннего сопротивления источника тока 2. Соберите электрическую цепь. Перед монтажом цепи ползун реостата пере водят в такое положение, при котором его сопротивление максимально. 3. Убедитесь в том, что ползун реостата находится в положении, при котором сопротивление реостата максимально. 4. Включите источник тока, замкните ключ и измерьте силу тока I1 и напряжение U1. 5. Отключите цепь от источника и переведите движок резистора в среднее положение U1. 6. Еще раз замкните ключ и измерьте силу тока I2 и напряжение U2. 7. Отключите источник тока от электросети и разберите установку. 8. Определите, используя формулы (3) и (4), значения ЭДС и внутреннего сопротивления источника. 9. Заполните таблицу:
Таблица 1 – Результаты измерений и вычислений
Контрольные вопросы 1. Раскройте физический смысл понятия «электродвижущая сила источника тока». 2. Почему, определяя пригодность к использованию гальванического элемента, недостаточно ограничиться лишь измерением его ЭДС? З. Верно ли утверждение о том, что внутреннее сопротивление аккумулятора может изменяться с течением времени?
Лабораторная работа 3 Порядок выполнения работы Рис. 1 Схема для изучения закона Ома для участка цепи
1.Для выполнения работы соберите электрическую цепь из источника тока, амперметра, реостата, проволочного резистора сопротивлением 2 Ом и ключа. Параллельно проволочному резистору присоедините вольтметр (см. рис. 1). 2. Исследование зависимости силы тока от напряжения на данном участке цепи. При помощи реостата доведите напряжение на зажимах проволочного резистора до 1 В, затем до 2 В и до 3 В. Каждый раз при этом измеряйте силу тока и результаты записывайте в табл. 1.
Таблица 1 – Результаты измерений
3.По данным опытов постройте график зависимости силы тока от напряжения. Сделайте вывод. 4. Исследование зависимости силы тока от сопротивления участка цепи при постоянном напряжении на его концах. Включите в цепь по той же схеме проволочные резисторы сопротивлением: - 2 Ом - 4 Ом (последовательно два резистора по 2 ОМ чтобы получилось 4 Ом) - 6 Ом (последовательно три резистора по 2 ОМ чтобы получилось 6 Ом) При помощи реостата устанавливайте на концах участка каждый раз одно и то же напряжение, например, 2 В. Измеряйте при этом силу тока, результаты записывайте в табл. 2.
Таблица 1 - Результаты измерений и расчетов
5. По данным опытов постройте график зависимости силы тока от сопротивления. Сделайте вывод.
Контрольные вопросы: 1.Сформулируйте закон Ома для участка цепи? 2. Что такое электрический ток? 3. Что такое сила тока? Каким прибором она измеряется? Как включается в цепь этот прибор? 4. Что такое напряжение? Каким прибором она измеряется? Как включается в цепь этот прибор? 5. Как зависит сила тока от напряжения на данном участке цепи? 6.Как зависит сила тока от сопротивления? Лабораторная работа 4 Цель: 1)освоить метод измерения мощности, потребляемой электроприбором, основанный на измерении силы тока и напряжения; 2) исследовать зависимость мощности, потребляемой лампой, от напряжения на её зажимах; 3) исследовать зависимость сопротивления проводника от температуры.
Лабораторная работа 5 Порядок выполнения работы
Рис. 1 Исходная установка для наблюдения возникновения индукционного тока
Рис.2 Схема электрической цепи для получения индукционного тока с использованием самодельной катушки
Присоединить гальванометр к зажимам катушки с большим количеством витков, как показано на рисунке 1 а, б, в, г. 1. Повторить наблюдение, внося и вынося магнит из катушки, а также меняя полюса магнита. 2. Прове
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.28.79 (0.017 с.) |