Глава VI. Итоги и последствия противостояния двух политических систем для Древней Греции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава VI. Итоги и последствия противостояния двух политических систем для Древней Греции.



Как известно первое противостояние Афин и Спарты в XI до новой эры. Но если тот поход ионийцев на Аттику был переделом земли, то в развитых Спарте и Афинах классического периода первое вооруженное столкновение произошло уже на фоне натянутых отношений двух полисов. Случилось это через целых шестьсот лет - в 460 году до н.э.. Формальным поводом к военным действиям стало нежелание Спарты принять помощь Афин в подавлении восстания илотов, о которой они сами же и попросили. Произошло сражение у Танагры, повлекшее за собой целую серию вооруженных конфликтов, называемую Малой Пелопоннесской войной. Истинные же причины начавшегося в V веке до н.э. противостояния крылись в глубоких различиях между этими полисами, с одной стороны, общей цели – доминирования в регионе – с другой, а с третьей – в равных силах соперников.

Было много причин как и у Спарты так и у Афин начать военный конфликт. И так разберемся немного в причинах. Во-первых, это были военно-политические причины. Это были и уже указанный конфликт из-за восстания илотов в Спарте, и обвинения со стороны Афин в недостаточном участии Спарты в Греко-Персидских войнах. Это были и конфликты из-за влияния в колониях третьей стороны – Коринфа – Эпидамне и Керкире. Огонь в масло подлили и соперничество в Дельфах во время Священной войны, и спор из-за Мегар и запрета на их торговлю в Аттике и союзных государствах, и распри из-за попытки Потидеи выйти из-под афинского влияния. Все эти случаи были всего лишь частными проявлениями затянувшегося противостояния двух военно-политических объединений: Пелопоннесского союза во главе со Спартой и Афинской морской державы. Во-вторых, между Афинами и Спартой существовало и своеобразное культурное противостояние. Аскетизм как государственная идеология в Спарте боролся с личным благополучием афинских жителей, а жестокость военного положения отрицала развитые торгово-ремесленные отношения. Лагерная регламентированность Спарты была полной противоположностью афинскому свободному процветанию.

Что же послужило итогом и какие последствия повлекло это противостояния двух развитых полисов? Спарта, как известно, взяла верх в Пелопоннесской войне, Афины были разгромлены. Она была страной с патриархальной экономикой, превосходящей все другие греческие государства лишь в военном отношении. Вряд ли она стала бы лидером, подобно Афинам в свое время. Естественно, ей пришлось сохранять свое господство, опираясь на военную силу, вмешиваясь во внутренние дела подчиненных государств. Долго такое положение сохраняться не могло, и, поскольку Афины были ослаблены, возникли сначала Беотийский, а затем и Аркадский союзы. Такая раздробленность была на руку давнему врагу Греции – Персидскому царству: благодаря его финансовой помощи возродился и Афинский морской союз. Результатом всех конфликтов между Спартой, Афинами, а также присоединившимися к ним Коринфом и Фивами в середине IV века до н.э. стало значительное ослабление Греции. Конфликт привел к отсутствию единого управляющего центра, столицы греческого государства. Полисная система потерпела кризис, и он произошел в то время, когда набирало силу не участвовавшее в этом конфликте государство – Македония, которому и суждено было объединить весь греческий мир.


Заключение

Спарта и Афины характеризуют две формы правления полисов Древней Греции классического типа, представляя собой два типа античных полисов: олигархический и демократический.

В Спарте наиболее интересным кажется власть государства, впервые в истории национализировавшего процесс воспитания и представившего развитый образец государственной идеологии.

А Афины в свою очередь демонстрируют главенство свободы граждан и демократии, ставшие краеугольным камнем современного европейского и постевропейского мира. Важнейшей вехой в развитии государства и права Афин стали реформы Солона. Многие исследователи полагают, что именно с реформ Солона и началась история Европы как таковая: история государства и права.

Именно Солон провозгласил свободу афинского гражданина, которого нельзя обратить в рабство ни за долги, ни как-либо иначе. Именно в греческом полисе появилось понятие «свободы» (элевтерия), тогда как в странах Востока государю нераздельно принадлежала жизнь и свобода подданного.

Но следует понимать, что особенности демократии Афин были таковы, что не все жители полиса могли ею воспользоваться. Ограничения в афинском государстве имелись для иностранцев, рабов, женщин.

 Таким образом, афинскую демократию можно трактовать так, что все люди имеют право голоса, но проблема в том, что не все представители человеческого рода считаются людьми. Также в Афина была развита экономика, что не мало важно. Этот полис имел все же развитие во всех сфера, и по моему мнению он все же являлся городом образцом по сравнению с таким полисом как Спарта.

Если в Афина мы видим развитие искусства, культуры, налаживание торговых связей, появления первых философов и деятелей культуры, то в Спарте мы наблюдаем только военную подготовку и олигархический строй, который всех жителей этого полиса, а в частности, мужчин, делают равными во всем. («Община равных»).

Поэтому я отдам все же свое предпочтение, городу Афины, потому что этот город подарил много деятелей культуры и не только, ученых и философов именно там зародился театр, людям начали давать образование и обучать чему-то новому, кроме как вести бой, о чем рассказывали с детства мальчикам в Спарте.

Таким образом, Афины и Спарта, это два полиса, которые имеют свою собственную структуру, менталитет и развитие, и каждый из этих полисов развивается по-своему.


Список литературы

1. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Любое издание. (Ликург, Солон).20-89с.

2.  Андреев Ю. В. Спарта как тип полиса // Античная Греция. Проблемы развития полиса. Т. 1. Становление и развитие полиса / отв. ред. Е. С. Голубцова. М., 1983.90-110с.

3.  Голубцова Н. И. К вопросу о характере афинской демократии IV в. до н.э. // Вопросы истории. 1961. № 3. 89-100с.

4.  Зайков А. В. Общество Древней Спарты: основные категории социальной структуры. Екатеринбург, 2013.25-89с.

5.  Печатнова Л. Г. История Спарты. СПб., 2002.200-210с.

6.  Строгецкий В. М. Афины и Спарта. Борьба за гегемонию в Греции в V в. до н.э. (478-431 гг.). СПб., 2008.70-80с.

7.  Суриков И. Е. Античная Греция: политики в контексте эпохи: время расцвета демократии. М., 2008.89-99с.

 


Приложение 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.170 (0.007 с.)