Глава IV . Сравнение Афин и Спарты в культурном аспекте 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава IV . Сравнение Афин и Спарты в культурном аспекте



Культура Афин

Временем наивысшего подъема греческой культуры считается V в. до н. э. Сформировавшийся полис с его четкими тенденциями к демократии и вместе с тем живучестью аристократических этических представлений создавал ту идейную почву, на которой расцветала греческая культура классической эпохи.

Теория Гипподама не сводилась только к разбивке города на сетку прямоугольных кварталов, разделенных пересекающимися [19]под прямым углом улицами. Она включала в себя также идею членения городской территории на несколько районов, различавшихся по функциям: общественный центр, жилая часть, портовая, торговая и промышленная зоны. Основным типом общественного здания по-прежнему оставался храм. В первой половине V в. до н. э. были созданы наиболее значительные произведения дорийского зодчества: величественные храмы в г. Посейдонии в Южной Италии и храм Зевса в Олимпии. Последний считался самым замечательным среди всех эллинских святилищ. В нем находилась колоссальная статуя восседающего на троне Зевса, выполненная афинским скульптором Фидием из золота и слоновой кости.

Фриз Парфенона считается одним из самых ярких образцов классического искусства. При всем своем композиционном единстве она удивляет разнообразием, ни одно из пятисот номеров мальчиков, стариков, девочек, пешеходов и всадников не повторяет другого. Движения людей и животных, полные динамики, передаются с удивительным мастерством. Кроме статуи Афины для Парфенона Фидия, была изготовлена еще одна - бронзовая статуя, первый памятник после разрушения персами Акрополя, который был установлен среди развалин в 465-455 гг. до н.э. Фидий создал другой образ богини - Афины Промахос (воительницы Афины), могущественной и суровой защитницы своего города; справа она покоится на копье, слева держит щит, на голове - шлем. Фигура Афины, как будто она властвовала над городом, и все плыли вниз с моря и видели на солнце блеск наконечника копья и шлема статуи.

Уже после смерти Фидия неподалеку от Парфенона возводится храм, посвященный одновременно Афине, Посейдону и легендарному царю Эрехтею (отсюда его название — Эрехтейон). Он построен на том месте, где, по преданию, происходил спор Афины с Посейдоном. В полу храма находилось отверстие, через которое показывали след на скале, якобы оставленный трезубцем Посейдона, а около храма росла священная олива. Эрехтейон выделяется необычностью своей планировки: он асимметричен, и его отдельные части находятся на разных уровнях. Три различных портика примыкают к его основной части, из них особенно известен портик кариатид, где несущие крышу колонны заменены фигурами девушек, медленно движущихся к Парфенону. Так был создан великолепный ансамбль Акрополя — здания, «грандиозные по величине и неподражаемые по красоте», как писал биограф Перикла Плутарх.

В греческой вазописи V в. до н.э. преобладает краснофигурный стиль. Очертания фигур обводились черным лаком, после чего лаком закрашивали весь фон, а фигуры сохраняли естественный цвет глины.

Наиболее острым в политическом отношении жанром являлась аттическая комедия, которая по происхождению и по социальным симпатиям была наиболее близка крестьянству. Крупнейший представитель этой комедии— Аристофан, расцвет творчества которого падает на годы Пелопоннесской войны. Комедии Аристофана дают живое представление о публицистической направленности творчества их создателя. Ведущая тема его комедий тех лет — мир. Аристофан — противник войны, всю силу блестящего таланта отдавший борьбе за мир.

Таким образом, из высшего перечисленного можно сделать вывод, что демократические принципы Афин приводят к созданию демократической республики, и именно на базе демократической республики активно развивается культура. Высокий повышение эллинистической культуры во V во. вплоть до н.э. был связан основным способом с расцветом классического полиса. Повышение демократии, содействие в политической существования многих независимых людей также в то же период жестокие политические также общественные инциденты, вызывающие самоопределения любого индивидуума, рост положительной урока, увеличение географического горизонта, понимание преимущества собственного вида существования надо другими — все без исключения данное вызвало специфические особенности культуры традиционной Греции.

Культура Спарты

В спартанском обществе не поощрялось искусство, наука. Спарта порождала из своих рядов военачальников, людей, которые должны управлять государством, которые могли держать в подчинении большие массы людей. Эти навыки ценились в спартанском государстве и получили свое развитие.

Большое внимание уделялось религии, поскольку культы постоянно сопровождали спартанского воина и перед тем как отправиться в бой, снарядить отряд на сражение обязательно совершался обряд, жертвоприношение греческим богам. Спартанские граждане ценили религиозные культы, почитали греческих богов.

В целом тип государственного устройства, который сформировался в Спарте, будет правильнее назвать военной олигархией, когда во главе государства стоялилюди, принадлежащие к высшей знати, и именно они определяли, каким будет экономическое и политическое развитие. Такой тип политических отношений делал культуру Спарты, достаточно зависимой от политических процессов.

Глава V. Сравнительная таблица. Афины и Спарта.

В данной таблице подведен итог всему выше написанному Спарта и Афины это две разные политические системы, которые не только отличаются каким-то внутренними устройствами полисов, но и внешними и даже менталитет граждан этих городов будет разным. См. таб. 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 488; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.101.60 (0.004 с.)