Основная задача центров здоровья 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основная задача центров здоровья



 - повышение доступности мероприятий по экспресс-оценке состояния здоровья и оздоровлению населения внезависимости от его социального статуса, уровня доходов и места жительства.

-центры не ставят задачу лечить больных, их цель - мотивация людей к внимательному отношению к собственному здоровью;

-оборудование, которым оснащены центры здоровья, позволяет провести скрининг-оценку уровня психофизиологического и соматического здоровья, функциональных и адаптивных резевров организма, выявить имеющие факторы риска развития заболеваний, определить суммарный риск и прогноз состояния здоровья на ближайшие 10 лет;

-все обследования проводятся бесплатно при наличии полиса ОМС;

-в каждом центре работают подготовленные специалисты разного профиля.

Зачем ходить в Центр здоровья, если можно сходить к врачу?

На прием к врачу приходят люди, которые уже заболели, с целью получить квалифицированные назначения по лечению своих заболеваний.

Центры здоровья созданы для практически здоровых людей, которые хотят и дальше быть здоровыми. Основной задачей Центров здоровья является профилактика заболеваний, а не их лечение, так как в большинстве случаев любую болезнь можно

предотвратить, узнав о ней раньше, чем она заявит о себе. Обследование займет 30–40 минут.

В центре здоровья можно оценить состояние здоровья, резервы организма, выяснить, на что следует обратить внимание, чтобы здоровье сохранить и улучшить.

хотите узнать, что не так с вашим питанием? Врачи центра здоровья зададут вам несколько вопросов и помогут внести изменения в привычный режим.

мечтаете бросить курить? Специалист оценит уровень вашей никотиновой зависимости и даст рекомендации о том, какой способ бросить курить подходит именно вам.

не знаете, как вписать двигательную активность в свой ритм жизни? Эксперт даст вам простые советы, которые не требуют от вас походов в дорогостоящий спортзал и покупки оборудования.

хотите узнать, как потребление алкоголя может повлиять на ваше здоровье? Наши сотрудники расскажут вам о том, как умеренно подойти к этому вопросу и снизить риски для сердца и других систем организма.

Обследование шаг за шагом:

1) измеряется рост, вес, артериальное давление, уровень физического развития пациента с помощью ростомера, весов, динамометра, тонометра, входящих в аппаратно-программный комплекс;

2) оценивается функциональное состояние сердца по ЭКГ - сигналам от конечностей с помощью кардиовизора;

3) проводиться экспресс-анализ общего холестерина и глюкозы в крови;

4) оценивается функция внешнего дыхания с помощью компьютеризированного спирометра;

5) проводиться экспресс-оценка насыщения гемоглобина артериальной крови кислородом, частоты пульса и регулярности ритма с помощью пульсоксиметра;

6) оценивается риск наличия заболеваний артерий нижних конечностей с помощью системы ангеологического скрининга;

7) определяется процентное соотношение воды, мышечной массы и жировой ткани в организме с помощью биоимпедансметра;

8) проводят профессиональную гигиену полости рта с последующей обработкой зубов специальными средствами профилактики и мотивирует пациента по вопросам профилактики стоматологических заболеваний;

9) выявляют факторы риска возникновения основных стоматологических заболеваний (питание, гигиена, использование фторидов), проводят обучение правилам рациональной гигиены полости рта;

10) врач даёт индивидуальные рекомендации по коррекции питания, двигательной активност, занятиям физкультурой и спортом, режиму сна, условиям быта, труда (учёбы) и отдыха, отказу от табакокурения и злоупотребления алкоголем. При необходимости будет рекомендовано наблюдение в центре здоровья или у участкового врача, посещение занятий в соответствующих школах здоровья и лечебно-физкультурных кабинетах по разработанной в центре здоровья программе.

Прийти еще раз

Анализ работы Центров здоровья показывает, что многие обращаются за помощью повторно. Так, заядлому курильщику или человеку с ожирением недостаточно провести обследование и однократную беседу.

Тем удачнее, что Центр здоровья можно посетить снова, чтобы получить дополнительную консультацию и провести коррекцию образа жизни, исходя из того, что уже достигнуто.

 

11. Школы здоровья.

Школа Здоровья – это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по профилактике заболеваний и повышения качества жизни, сохранению здоровья.

Исходя из того, что всё население условно можно разделить на здоровых, на лиц с факторами риска развития НИЗ, и больных НИЗ, различают:

школы формирования здорового образа жизни (например, «Школа матери и ребенка»);

школы здоровья для лиц с факторами риска («Школа отказа от курения», «Школа профилактики и коррекции избыточной массы тела»);

школы здоровья для пациентов с различными заболеваниями артериальной гипертензией, сахарным диабетом, бронхиальной астмой, остеопорозом и т.д.

Цели Школ Здоровья:

Увеличение охвата, повышение доступности и качества медицинской профилактической помощи населению.

Первичная и вторичная профилактика хронических неинфекционных заболеваний.

Достижение максимальной эффективности лечения и реабилитации больных.

Повышение качества жизни пациента и его семьи.

Задачи Школ Здоровья:

Ознакомление с различными факторами риска и их ролью в формировании заболеваний.

Формирование рационального и активного отношения человека к здоровью, мотивации к оздоровлению.

Информирование население о причинах и механизмах развития заболеваний.

Формирование умений и навыков по самоконтролю и самопомощи.

Формирование у населения навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на здоровье поведенческих, управляемых факторов риска (питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек и др.).

Ориентирование населения на успех в укреплении здоровья только через формирование здорового образа жизни.

Школы Здоровья могут быть организованы в поликлиниках, стационарах, дневных стационарах, медико-санитарных частях, профильных диспансерах, центрах медицинской профилактики, санаториях-профилакториях, оздоровительных центрах и должны быть утверждены приказом руководителя учреждения.

В формировании потоков граждан в школы здорового образа жизни принимают участие врачи центров здоровья и отделений профилактики, врачи терапевтических специальностей поликлиник, руководители и медицинские работники различных организаций, предприятий и школ.

Школа Здоровья для пациентов, лиц с факторами риска является организационной формой профилактического группового консультирования (гигиенического обучения и воспитания), является медицинской профилактической услугой, оказываемой пациентам или лицам с факторами риска в первичном звене здравоохранения.

Организатором и руководителем Школы Здоровья может быть врач кабинета (отделения) медицинской профилактики, заведующий отделением, узкий специалист. Проводить занятия в школе здоровья может врач, либо средний медицинский работник (медицинская сестра, фельдшер), имеющий необходимую специализацию, в том числе по гигиеническому обучению и воспитанию населения.

Для проведения школ всех профилей должны быть разработаны программы и учебно-тематические планы занятий. Планы, графики проведения занятий должны вывешиваться на видных местах.

Цикл обучения обычно включает в себя в среднем 5 занятий по 90 минут. Рекомендуемая частота занятий – 1–2 раза в неделю в амбулаторно-поликлиническом учреждении или 3–5 раз в неделю в стационаре, санатории-профилактории, курорте.

Занятия проводятся с небольшими группами пациентов (10 чел)

В стационарах к посещению «школы здоровья» привлекаются выздоравливающие больные, которых направляет врач. Продолжительность занятий должна составлять 30-45 минут.

О месте проведения занятий пациенты должны дополнительно оповещаться через медицинских сестер. Желательно, чтобы занятия проходили в отдельном помещении, при отсутствии такой возможности используют палаты, ординаторские, холлы, столовые.

Методологической основой занятий в Школе Здоровья является популярная лекция, учитывающая различный уровень подготовки слушателей. Вовлечь в активное взаимодействие всех слушателей позволяет использование таких методов обучения, как рассказ-беседа, лекция-обсуждение, дискуссия, обмен опытом. Главное - показать пациенту, что он не остается один наедине со своими проблемами, что есть люди, готовые помочь ему обрести здоровье.

При ведении “школы здоровья” используются принципы групповой рациональной терапии. Врач затрачивает меньше времени на проведение лечения, т. к. может охватить целую группу. Формируется коллектив пациентов, который постепенно сам оказывает лечебное воздействие на участников. В условиях коллектива усиливаются внушаемость больного, формирование мотивации и ответственности за свое здоровье. В ходе занятий используются интерактивные формы обучения, ролевые игры.

Для повышения эффективности образовательного процесса Школа Здоровья должна быть оснащена техническими средствами, иметь большой выбор методической продукции по изучаемой проблеме и демонстрационного материала По выполнению учебной программы проводятся итоговые занятия в форме собеседования со слушателями по основным вопросам пройденного материала.

Необходимо поддерживать обратную связь со слушателями Школы Здоровья через анкетирование, книгу отзывов и пр.

В школах материнства реализуется образовательная программа для беременных женщин и членов их семей. Рассматриваются вопросы гигиены беременности, подготовки к родам и поведению в период родов. Осуществляется подготовка к уходу за новорожденным ребенком. Возможно привлечение сестринского персонала для проведения практических занятий.

 

12. Составление планов гигиенического воспитания (первичная профилактика)

Методы, формы и средства гигиенического воспитания населения. Гигиеническое обучение и воспитание населения — необходимая составная часть работы любого лечебно-профилактического учреждения и каждого медицинского работника. Они направлены на повышение санитарной культуры населения, профилактику заболеваний и распространение знаний о здоровом образе жизни.
В основу гигиенического обучения и воспитания положена концепция формирования здорового образа жизни, которая объединяет совокупность типичных видов жизнедеятельности индивида, социальной группы, общества в целом в единстве с условиями жизни. Основные задачи: снижение распространенности курения и потребления алкоголя населением, улучшение качества питания, увеличение физической активности, смягчение влияния повреждающих психосоциальных факторов и повышение качества жизни, соблюдение населением мер личной и общественной гигиены, профилактика употребления наркотиков, улучшение качества окружающей среды.
Санитарное просвещение, гигиеническое воспитание следует обязательно включать в деятельность каждого лечебно-профилактического учреждения, профессиональную обязанность каждого медицинского работника.
Гигиеническое воспитание и пропаганду ЗОЖ осуществляют следующими методами: устным (лекция, беседа, совет, дискуссия, час вопросов и ответов, уроки здоровья), печатным (памятки, брошюры, листовки, статьи, доска вопросов и ответов), наглядным (телевидение, кино, видеофильмы, слайды, санитарные бюллетени), смешанным (всеми средствами одновременно).

Первичная профилактика – когда меры профилактики направлены на непосредственную причину заболевания или повреждения у здоровых людей. При проведении первичной профилактики первостепенной значение приобретает концепция образа жизни, которая и определяет пути предупреждения хронических неинфекционных заболеваний (сердечнососудистых, эндокринных, нервно-психических и т.д.), генез которых во многом связан с курением, злоупотреблением алкоголя, гиподинамией,нерациональным питанием, психоэмоциональными стрессами

 

13. Составление планов санитарно-гигиенического воспитания (вторичная и третичная профилактика).

Гигиеническое воспитание (санитарное просвещение) — совокупность образовательных, воспитательных, агитационных и пропагандистских мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику заболеваний, сохранение и укрепление здоровья, повышение трудоспособности людей, продление их активной жизни.Задача санитарного просвещения - это повышение санитарной культуры населения, что имеет большое значение для формирования здорового образа жизни, для охраны и укрепления здоровья.

Цели медицинского просвещения:

1. пропаганда гигиенических знаний;

2. пропаганда здорового образа жизни, навыков и форм поведения, направленных на сохранение и укрепление здоровья;

3. популяризация общемедицинских знаний в целях раннего обращения и диагностики заболеваний;

4. привитие практических навыков по оказанию само- и взаимопомощи при травмах и заболеваниях.

Для выполнения работы по санитарному просвещению населения медицинским работникам требуются определенные знания и навыки. Эффективность санитарно-гигиенического просвещения во многом зависит от особенностей аудитории, ее интересов, культурного уровня, оно должно проводиться с учетом пола, возраста, климата - географических особенностей, национальных обычаев, традиций и других факторов.В основу гигиенического обучения и воспитания положена концепция формирования здорового образа жизни, сформулированы основные задачи:

1. снижение распространенности курения;

2. улучшение качества питания;

3. увеличение физической активности;

4. смягчение влияния повреждающих психосоциальных факторов и повышение качества жизни;

5. соблюдение населением мер личной и общественной гигиены;

6. снижение потребления алкоголя;

7. профилактика употребления наркотиков;

8. улучшение качества окружающей среды.

Вторичные профилактические мероприятия проводятся в случаях воздействия на условия и факторы, способствующие развитию уже возникшего у пациента заболевания или повреждения. Вторичная профилактика – это в основном целевое санитарно-гигиеническое воспитание, в том числе индивидуальное или групповое консультирование, обучение пациентов и членов их семей знаниям и навыкам, связанным с конкретным заболеванием или группой заболеваний. К вторичной профилактике относятся курсы профилактического лечения и целевого оздоровления (ЛФК, массаж, сан-кур лечение и т.д.). Большое значение в основе формирования здорового образа жизни занимают личностно-мотивационные качества данного человека, его жизненные ориентиры.

Третичная профилактика - основана на проведении мероприятий медицинского и немедицинского характера. Осуществление программ третичной профилактики невозможно вне системы здравоохранения: в них участвуют не только врачи, но и многие другие медицинские работники. Третичная профилактика включает:

– обучение пациентов и членов их семей знаниям и навыкам, связанным с конкретным заболеванием или группой заболеваний;

– проведение диспансеризации больных с хроническими заболеваниями и инвалидов, включая диспансерные медицинские осмотры с целью оценки динамики состояния здоровья и течения заболеваний, осуществление перманентного наблюдения за ними и проведение адекватных лечебных и реабилитационных мероприятий;

– проведение медико-психологической адаптации к изменению ситуации в состоянии здоровья, формирование правильного восприятия и отношения к изменившимся возможностям и потребностям организма.

14. Составление планов противоэпидемических мероприятий.

Противоэпидемические мероприятия - комплекс мер по предупреждению возникновения и распространения инфекционных заболеваний и быстрейшей ликвидации в случае их появления.Каждое лечебно-профилактическое учреждение в целях рациональной организации работы в эпидемический сезон должна разработать План противоэпидемических мероприятийРазработкой плана, как правило, занимается врач-эпидемиолог или главная медсестра. Основные нормативные акты, которыми необходимо руководствоваться при составлении данного плана – это:

· санитарно-эпидемиологические правила;

· методические рекомендации «Критерий расчета запаса профилактических и лечебных препаратов, оборудования, имущества, индивидуальных средств защиты и дезинфекционных средств»

План противоэпидемических мероприятий должен ежегодно корректироваться. Противоэпидемические мероприятия делят на:

• мероприятия по профилактике возникновения и распространения инфекционных заболеваний;

• мероприятия, направленные на ликвидацию эпидемических очагов среди населения в районе ЧС.

Основные противоэпидемические мероприятия:

• санитарно-эпидемиологическая разведка предполагаемых районов рассредоточения и размещения эвакуируемых жителей в загородной зоне;

• эпидемиологическое наблюдение, включающее изучение санитарно-эпидемиологического состояния населённых пунктов;

• своевременное выявление инфекционных больных, их изоляция и госпитализация;

• учёт и санация носителей возбудителей болезней и лиц, страдающих хроническими формами инфекционных болезней;

• профилактика инфекционных заболеваний путём применения вакцин, сывороток, антибиотиков и различных химических препаратов;

• борьба с переносчиками трансмиссивных заболеваний и грызунами.

• регистрация и оповещение;

• режимно-ограничительные мероприятия;

• общая и специальная экстренная профилактика;

• обеззараживание эпидемического очага (дезинфекция, дезинсекция, дератизация);

• санитарно-разъяснительная работа.

15. Составление планов проведения иммунопрофилактики.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 576; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.230.82 (0.037 с.)