Основные направления деятельности бгпу им. М. Акмуллы по профилактике экстремизма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные направления деятельности бгпу им. М. Акмуллы по профилактике экстремизма



СОДЕРЖАНИЕ


Абдрахманов Д.М. Основные направления деятельности БГПУ им. М. Акмуллы по профилактике экстремизма...................

 

Карамышев Р.Д. О религиозной ситуации и профилактике экстремизма и радикализма в религиозной среде на территории Республики Башкортостан....................................

 

Бибарсов А.А. Религия как идеологическая основа общества......

 

Калимуллин Р.Х. Воспитание по Корану и сунне как условие исключения агрессивности у мусульманской молодёжи............

 

Арсланов А.Н. Башкирский муфтият: проблемы и перспективы....

 

Саяхов Р.Л. Педагогические идеи толерантности в мусульманских первоисточниках............................................

 

Нуриаслямов Р.Н. Роль имама в противодействии радикальным течениям...................................................

 

Сизоненко З.Л. Исследование проблематики религиозного экстремизма в молодежной среде: методология и методы..........

 

Уразметов Т.З. Религиозный экстремизм, фундаментализм, радикализм и фанатизм – система и звенья одной цепи............

 

Олейник В.С. Молодежный экстремизм в зеркале средств массовой информации................................................

 

Малахов Ю.И. Социальные акции как инструмент профилактики идей экстремизма и терроризма в молодежной среде..............

 

Файзуллин Р.Ш. Профилактика радикально настроенных лиц в молодежной среде..........................................

 

Куланчин А.Ю. Ислам динен терроризм менән бәйләүҙең сәбәптәре

 

Приложение 1. Федеральный закон от 26.09.1997 г. № 125-ФЗ (ред. от 06.07.2016 г.) «О свободе совести и о религиозных объединениях».


 

4

 

 

18

 

26

 

30

 

52

 

 

56

 

 

63

 

 

66

 

 

77

 

 

85

 

 

101

 

 

114

 

119

 

122


АБДРАХМАНОВ Д.М.

директор МНИЦ РМО БГПУ им. М. Акмуллы, кандидат философских наук, доцент

Как Вы оцениваете состояние межконфессиональных отношений в Республике Башкортостан?

(% от респондентам, по вероисповеданию)

 

Среднее

 

Ислам                                                                                                                                2,6

 

Православие

 

Не считаю себя верующим человеком

 

Затрудняюсь ответить

 

Спокойные                                                   Скорее спокойные, чем напряженные Скорее напряженные, чем спокойные Напряженные

Затрудняюсь ответить

 

Рисунок 2

Мусульмане более оптимистичны в оценках межнациональных отношений. 43,8 % мусульман считают, что отношения в республике доброжелательные. Среди христиан доля «позитивистов» несколько меньше – 28,1 %.

Как Вы оцениваете состояние межнациональных

Существуют ли, по Вашему мнению, реальные

 

предпосылки для распространения экстремизма в Вашем городе?

Рисунок 4

Фиксируется связь между трудовой миграцией и угрозой экстре- мизма в представлениях респондентов. 63,3 % участников исследо- вания, считающих, что проблема экстремизма в республике стоит очень остро, отрицательно оценили влияние трудовой миграции на состояние межнациональных и межконфессиональных отношений в Республике Башкортостан.


Существуют ли, по Вашему мнению, реальные

КАРАМЫШЕВ Р.Д.

советник Совета по государственно-конфессиональным отношениям при Главе Республики Башкортостан

БИБАРСОВ А. А.

первый заместитель председателя-муфтия ДУМ Республики Башкортостан

КАЛИМУЛЛИН Р.Х.

к.п.н., профессор, проректор по учебной работе

РИУ ЦДУМ России

Литература

1. Аль-Мунтахаб фи Тафсир аль-Куран аль-Карим. Толкование Священного Корана на русском языке / пер. с араб. языка; под ред. Р.У. Ходжаевой. – Казань: изд-во «Дом печати», 2001. – 639 с.

2. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль – М.: Наука, 2001. – 512с.

3. Ильин Е.П. Психология зависти, враждебности, тщеславия – СПб: Питер, 2014. – 208 с.

4. Мусульманин и его личность в свете Корана и Сунны / Сост., пер. с араб. Е. Сорокоумовой. – М.:Умма, 2012. – 567 с.

5. Налчаджян А.А. Агрессивность человека.- СПб.: Питер, 2007

– 736 с.

6. Паренс Г. Агрессия наших детей. - М.: Форум, 1997. – С. 13

7. Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. – М., 1998. – 180 с.

8. Сахих Аль-Бухари (краткое изложение). Мухтасар (полный вариант) / пер. с ар. А. Нирша.- М,: Умма, 2003. – 522с.

9. Сахих Имама Муслима Краткое изложение./ пер. с ар. А.Нирша.

– М.:Умма, – 1220 с.

10. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности – М.: Наука, 1994. – C. 356.


АРСЛАНОВ А.Н.

первый заместитель председателя-муфтия ДУМ Республики Башкортостан

САЯХОВ Р.Л.

заместитель председателя-муфтия ДУМ РБ по вопросам образования, внешних связей и связей с общественностью

НУРИАСЛЯМОВ Р.Н.

декан теолого-педагогического факультета РИУ ЦДУМ России

СИЗОНЕНКО З.Л.

канд. социол. наук, доцент, старший научный сотрудник МНИЦ РМО БГПУ им. М.Акмуллы

Литература

1. Бикметов Е.Ю., Насибуллин Р.Т., Сизоненко З.Л. Социология: учебное пособие для студентов вузов (Допущено Министерством образования и науки РФ в качестве учебного пособия для студентов высших учеб. заведений). – Уфа: УГАТУ, 2006. – 522 с.

2. Бикметов Е.Ю., Насибуллин Р.Р., Сизоненко З.Л. Основы теории и методики прикладного социологического исследования. – Уфа: «Аркаим», 2012. – 113 с.

3. Плотников В.В. Экстремизм как феномен современной социальной реальности: институциональные, системные и социоструктурные факторы. Автореф. дисс. … д-ра социол. наук / Краснодарский университет МВД РФ. Краснодар, 2016. – С. 5.


УРАЗМЕТОВ Т.З.

кандидат культурологии, доцент, заместитель декана по научной работе Социально-гуманитарного факультета

БГПУ им. М. Акмуллы

Литература

1. Беляев, И.А. Религиозный фанатизм как иллюзорная компенса- ция недостаточности духовно-душевных составляющих целостного мироотношения [Текст] / И.А. Беляев // Вестник ЧГАКИ. – № 4 (28).

– 2011. – С. 68–71.

2. Бердяев, Н.А. О фанатизме, ортодоксии и истине [Электрон- ный ресурс] / Н.А. Бердяев // Человек. – № 9. – 1997. – Режим до- ступа: http://yro.narod.ru/bibliotheca/Berdiaev.htm (дата обращения: 28.10.2016).

3. Бердяев, Н.А. Обскурантизм [Текст] / Н. Бердяев // Путь. – Окт. 1928. – №13. – С. 19–36.

4. Бобров, И.В. Профилактика интолерантности и экстремизма в молодежной среде [Текст] / И.В. Бобров, Е.Л. Доценко, О.А. Селива- нова, В.Н. Фальков, И.Н. Халин, М.М. Юсупов, А.П. Ярков.– Тюмень

: Изд-во ТГУ, 2014. – 260 с.

5. Добаев, И.П. Исламский радикализм: сущность, идеология, политическая практика [Текст] / И.П. Добаев. – Специальность 09.

00. 11 – социальная философия: автореф. дис. … д-ра филос. н. – Ростов-на-Дону. – 2003. – 36 с.

6. Добаев, И. К вопросу о типологии радикального исламского движения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ca-c. org/journal/2002/journal_rus/cac-03/11.dobru.shtml (дата обращения: 28.10.2016).

7. Кутузова, Н.А. Религиозный радикализм и альтернативные со- циальные проекты [Текст] / Н.А.Кутузова // Религия и общество. – 3: актуальные проблемы современного религиоведения: сб. науч. тру- дов / под общ. ред. В.В. Старостенко, О.В. Дьяченко. – Могилёв: УО

«МГУ им. А.А. Кулешова», 2008. – С. 164–167.

8. Фундаментализм [Текст] / отв. ред. И.З. Левин. – Москва: Ин- ститут востоковедения РАН – Издательство «Крафт+», 2003. – 264 с.

9. Ханбабаев, К.М. Религиозно-политический экстремизм и тер- роризм в современной России (сущность, специфика проявления, профилактика) [Текст] / К.М. Ханбаев // Исламоведение. – 2010. –

№ 1. – С. 57–72.


ОЛЕЙНИК В.С.

аспирант кафедры философии, социологии и политологии

БГПУ им. М. Акмуллы

Литература

1. Аль-Умар. Религия истины - Ислам. М., 1997.

2. Аль-Маудуди. Основы ислама. М., 1993. С. 102–126.

3. Беем Ю.О.Секретная история гестапо – М: Яуза-пресс, 2009.

4. Биджи-улу Мухаммад // НГ-Религии. 23.08.2000. – 23 с.

5. Будницкий О.В. История Народной воли в идейной борьбе пер- вой российской революции // Революционеры и либералы России. М, 1990.

6. Будницкий О.В., Терроризм в российском освободительном движении: идеология, этика, психология (вторая половина XIX – на- чало XX века) – М.: Российская политическая энциклопедия (РОС- СПЭН) - 2000.

7. Будницкий О.В., Терроризм в российском освободительном движении: идеология, этика, психология (вторая половина XIX – начало XX в.) – М.: Российская политическая энциклопедия (РОС- СПЭН) – 2000.


8. Вояковский Д.С. / Россия и ислам: межцивилизационный диа- лог. Сборник научных статей / Ответ. ред. А.Малашенко. Уфа: ЦЭИ УНЦ РАН, 2006.

9. Вояковский Д.С. Молодежь и религия: проблема «исламского» экстремизма// Вестник Башкирского университета. 2009. № 1.

10. Журнал «ФСБ за и против». № 2-2011.

11. Журнал «Политические исследования». №4, 2007.

12. Игнатенко А. А. Эндогенный радикализм в исламе: доклад на семинаре в Московском Центре Карнеги. M., 2000. С. 118–120.

13. Игнатенко А. А. Радикализм в исламе // Россия и мусульман- ский мир. 2000. № 11(101). С. 119.

14. Кутб С. Эта религия. Махачкала, 1997.

15. Милославский Г. Ваххабизм в идеологии и политике мусуль- манских стран // Ислам и политика. М.: Институт востоковедения РАН. 2001.

16. Полевые материалы автора 2009 года.

17. Поляков К.И. Арабский Восток и Россия: проблема исламско- го фундаментализма.- М.: Едиториал УРСС, 2003. – 160 с.

18. Санаи М. Исламская революция, международное право и диа- лог цивилизаций // Исламская революция в Иране: прошлое, настоя- щее, будущее. М., 1999. С. 13.

19. Юнусова А.Б. / Экстремизм как социальный феномен: Мате- риалы Международной научно-практической конференции. – Курган, 2005. С. 180–186.


МАЛАХОВ Ю.И.

специалист по научной работе МНИЦ РМО

БГПУ им. М.Акмуллы

Литература

1. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противо- действии экстремисткой деятельности».

2. Авдеев, Ю. И. Политический экстремизм в современной Рос- сии // Реформирование России: от мифов к реальности. Монография

/ под редакцией Г. В. Осипова, В. К. Левашова. Изд. ИСПИ РАН 2001 г., том 1, стр. 343.

3. Антонян Ю. М. Экстремизм и его причины [Текст] / Ю. М. Антонян // М.: Логос - 2010. - 288с.

4. Афанасьева, Р. М. Социокультурные аспекты противодействия экстремизму в молодежной среде / Р. М. Афанасьева // Журнал Власть

- 2007. - № 5. - С. 51 - 56.

5. Власов, В. И. Экстремизм: сущность, виды, профилактика / В.И. Власов. - М.: Изд-во РАГС, 2003. - 175с.

6. Волченкова Е. В. Профилактика девиантного поведения [Текст]: учебное пособие / Е. В. Волченкова. - Киров: Изд-во ВятГГУ, 2010. - 122 с.

7. Горишний К. В. Противодействие этническому экстремизму [Текст] / К. В. Горишний // Каспийский регион: политики, экономика, культура - 2009. - №2. - С. 69 - 75.


8. Долингер Н. В. Законодательное обеспечение противодействия экстремизму в молодежной среде / Н. В. Долингер, А. И. Дуров, А. С. Доставалова. - Вестник Уральского института экономики, управления и права - 2006. - № 6. - С. 18 - 22.

9. Евдокимова Т. Л. Правовое регулирование толерантности мо- лодежи как средство противодействия экстремизму / Т. Л. Евдокимо- ва // «Власть» - 2009. - № 11. - С. 64 - 66.

10. Ершова Н. Н. Добровольчество - школа гражданского станов- ления молодежи ]: учебно-методическое пособие / Н. Н. Ершова, М. Н. Бородатая. - Киров: Изд-во ВятГГУ, 2009. - 193 с.

11. Зиядова Д. З. К вопросу о противодействии молодежному экстремизму / Д. З. Зиядова // Юридический вестник ДГУ. - 2011. -

№ 1. - С. 54 - 57.

12. Зубок Ю. А. Молодежный экстремизм. Сущность и особен- ности проявления / Ю. А. Зубок, В. И. Чупров // СОЦИС. - 2008. -

№ 5. - 21с.

13. Кузнецова Л. П. Основы технологии социальной работы: учебное пособие, Издательство: Виктория плюс, 2012, С.240

14. Павлинов А. В. Особенности проявлений экстремизма в мо- лодежной среде и меры противодействия ему / А. В. Павлинов, Е. Ю. Дятлова. - Вестник Владимирского юридического института - 2008.

- № 4. - С. 208 - 209.

15. Перепелкин Г. Е. Молодежный экстремизм как угроза обще- ственной безопасности / Г. Е. Перепелкин // Правовая культура. - Са- ратов: Изд-во Сарат. юрид. ин-та МВД России - 2009. - № 1 (6). - С. 147 - 155.

16. Сазанова Е. Г. Молодежный экстремизм как социальный фе- номен / Е. Г. Сазанова // Экстремизм и другие криминальные явления.

- М.: Российская криминологическая ассоциация - 2008. - С. 43 - 46.

17. Смирнов В. А. Основы молодежной политики в сфере про- филактики экстремизма / В. А. Смирнов // Вестник Челябинского го- сударственного университета - 2008. - № 14. - С. 78 - 87.

18. Хайнц Р., Бюринг О. Молодежь в центре внимания // Per Concordiam. Борьба с насильственным экстремизмом. Европейский Центр по исследованию вопросов безопасности имени Джорджа К. Маршалла. Том 4.


ФАЙЗУЛЛИН Р.Ш.

имам-хатыб ММРО №260 Демского района г. Уфы

Тивной экстремистской.

Этот подход предполагает необходимость развития альтернатив- ных социальных программ для молодежи, в которых могли бы быть в социально нормативных рамках реализованы стремление к риску, поиск острых ощущений, повышенная поведенческая активность, столь свойственные молодым. Данное направление является попыт- кой развития специфической активности с целью уменьшить риск проявления экстремистской агрессии.

В заключении важно, чтобы мусульманская молодежь воспиты- валась на традиционных исламских ценностях. Путем развития и расширения мусульманских культурных и научно-просветительских центров. Целью, которых является объединение мусульман, и пере- дачи им духовных, культурных и нравственных идей и знаний, кото- рый присущ традиционному исламу в нашей республике.


КУЛАНЧИН А.Ю.

ассистент кафедры башкирского языка и методики его преподавания Факультета башкирской филологии

БГПУ им. М. Акмуллы

ИСЛАМ ДИНЕН ТЕРРОРИЗМ МЕНӘН БӘЙЛӘҮҘЕҢ СӘБӘПТӘРЕ

Һуңғы ун йыллыҡта донъяла һәм Рәсәйҙә ислам терроризмы тигән терминдар барлыҡҡа килде. Шул сәбәпле халыҡтың да ислам диненә ҡарашы үҙгәрҙе: яулыҡ ябынған мөслимә ҡатын-ҡыҙҙар һәм һаҡал үҫтергән мосолман ирҙәр именлеккә хәүеф янаған кешеләргә әйләнде. Ислам диненә бындай ҡараш тыуыуҙың сәбәбе нимә һуң?

Беренсенән, ислам динен терроризм менән бәйләүгә до- нъя кимәлендә алып барылған сәйәсәт сәбәпле. Америка Ҡушма Штаттарының арзан хаҡҡа нефть һатып алыу теләге бөтә донъяға мосолмандарҙы – террорист, ә нефткә бай мосолман илдәрен шул мосолман террористарҙы яҡлаусы дошман тип таныттырҙы. Әлеге Сүрийә Ғәрәп Республикаһында барған һуғыштың да төп сәбәптәре шул ҙур сәйәсәткә ҡайтып ҡала.

Икенсенән, үрҙә телгә алған ҙур сәйәсәттең төп ҡоралы булған киң мәғлүмәт сараларының эшмәкәрлеге ислам терроризмы тигән төшөнсәне халыҡ аңына һеңдерҙе. Улар тарафынан барлыҡҡа килтерелгән “ислам терроризмы”, “шәһит” кеүек терминдарҙы әлеге көндә бөтә кеше тик кире яҡтан белә. Бигерәк тә “ислам террориз- мы” тигән һүҙбәйләнеште халыҡ иң төп ҡурҡыныс сығанаҡ тип ҡабул итә. Ә ысынында “ислам” һүҙе ғәрәп теленән “тыныслыҡ” тип тәржемә ителһә, ә “террор” һүҙе латин теленән “ҡурҡыныс, хәүефле” тигәнде аңлата, йәғни “ислам терроризмы” тигән һүҙбәйләнеш “ты- ныс, именле ҡурҡыныс, хәүеф” тигән мәғәнәғә эйә. Күреүебеҙсә, филологик юғары белемле журналистар үҙҙәре нимә һөйләгәнен дә аңлап етмәй.

Өсөнсөнән, мосолмандарҙың барыһы ла яҡшы, тип әйтеп булмай. Боронғо көнсығыш әйтемендә былай тиелә: “Әгәр карауан кирегә


боролһа, уның алдында аҡһаҡ дөйәләр булыр”. Ысынлап та, ниндәй генә йәмғиәтте алып ҡараһаҡ та, унда “аҡһаҡ дөйәләр” бар. Әгәр ҙә был йәмғиәтте кире яҡтан күрһәтергә кәрәк булһа, уны кирегә бо- роу ғына етә. Шуның кеүек ислам динендә лә яңылыш юлдан киткән төркөмдәр бар. Улар тураһында Мөхәммәт пәйғәмбәр үҙе лә хәбәр иткән ине. Бер нисә сәхәбәнән тапшырылған хәҙистәрҙә пәйғәмбәр: “Йәһүдтәр – етмеш бер, ә насранийҙар етмеш ике төркөмгә тарҡалды, ә минең өммәтем етмеш өс төркөмгә тарҡалыр. Шуларҙың етмеш икеһе – тамуҡта, тик берүһе генә – ожмахта”, - тине. Ислам тари- хынан белеүебеҙсә, Мөхәммәт пәйғәмбәрҙең вафатынан һуң ислам динендә төрлө ялған төркөмдәр барлыҡҡа килде. Мәҫәлән, үҙен пәйғәмбәр тип танытыусы Түләйхә, Сәджәкә, Мөсайлама кеүек ялғандар. Аҙаҡ Ғабдулла ибн Саба исемле кеше артынан эйәргән фетнәселәр хаҡ хәлиф Ғосман ибн Аффанды, аҙашҡан хәрәжиттәр пәйғәмбәрҙең кейәүе, ике туған ҡустыһы хаҡ хәлиф Ғәли ибн Әбү Талипты үлтерҙе. Күп ваҡыт та үтмәй хаҡ сәхәбәләрҙе насарлаған һәм диндең күп мәсьәләләрендә яңылышҡан шиғәләр (шииттар) барлыҡҡа килде. Ғәббәситтәр осоронда антик фәлсәфә нигеҙендә килеп сыҡҡан яңылыш фекерҙәр мөғтәзилиттәрҙең формалашыуына килтерҙе. Шулай итеп, пәйғәмбәр әйткәнсә, мосолмандар тиҫтәләгән төркөмдәргә бүленде.

Үрҙә телгә алған төркөмдәр араһында хаҡ юлдан иң тәүгеләрҙән

айырылғандарҙың береһе – хәрәжиттәр. Фетнә осоронда хәлифәт икегә бүленә: Ғәли ибн Әбү Талип яҡлыларға һәм Мүғәүйә ибн Әбү Суфян яҡлыларға. Был ике сәхәбә үҙ-ара килешергә һөйләшкәнен белгәс, бер төркөм мосолмандар, Ғәлиҙе монафиҡлыҡта ғәйепләп, унан айырылып сыға. Шуға күрә лә уларҙы “хәрәжит” (сығыусы) тип атайҙар. Аҙаҡ улар дүртенсе хаҡ хәлиф Ғәли ибн Әбү талип- ты үлтерә. Ни өсөн. Сөнки ул икегә бүленгән мосолмандарҙы берләштерергә теләй. Ғүмерендә үк ожмах вәғәҙә ителгән Ғәлиҙе үлтергән хәрәжиттәргә башҡа кешеләрҙе үлтереү бер ни ҙә тормай. Ҡыҙғанысҡа күрә, хәрәжиттәр әлеге көндә лә бар. Уларҙың төп идеологияһы – әгәр мосолман гонаһ ҡыла икән, тимәк, ул диндән сыға. Ә диндән сыҡҡандарҙы үлем язаһына ла тарттырырға була


тигән фекерҙә улар. Әлеге көндә “хәрәжит” тигән терминды жур- налистар ҡулланмай, шуға күрә лә халыҡ уларҙың тарихын, уларға хас сифаттарҙы белмәй. Хәрәжиттәрҙе “ваһабит” һәм “сәләфит” тигән терминдар менән атау ғәҙәтләшкән. Әммә был терминдар халыҡты бутауға алып килә. Мәҫәлән, “сәләфит” һүҙе иң беренсе нәүбәттә – ул тарихи термин һәм пәйғәмбәрҙән һуң осорҙа йәшәгән мосолмандарға ҡарата ҡулланыла. Шуға күрә лә мосолмандарҙы көфөрлөктә ғәйепләгән, террор ойошторған мосолмандарҙы (әгәр улар ысынлап та үҙҙәрен мосолман тип һанаһалар) хәрәжит тип атау дөрөҫ була. Был осраҡта имамдар ҙа, журналистар ҙа һәм бөтә халыҡ та хәрәжиттәрҙең тарихын, уларҙың идеологияһын өйәрер ине. Был иһә йәштәребеҙҙе уларҙың тоҙағына эләгеүҙән һаҡлар ине.

Шулай итеп, ислам динен терроризм менән бәйләүҙең бер нисә сәбәбе әйтергә була. Үрҙә әйтеүебеҙсә, мосолмандар араһында хәрәжиттәр тигән төркөм бар. Уларҙан һаҡланыр өсөн, беҙ был төркөмдөңтарихын,уларғахассифаттарҙы,уларҙыңяңылышлыҡтарын халыҡҡа аңлатырға тейешбеҙ. Сөнки “терроризм – ул насар” тип мең тапҡыр ҡысҡырыу менән халыҡ дөрөҫ исламды яңылыш исламдан айырырға өйрәнмәй. Шуға күрә лә М. Аҡмулла исемендәге Башҡорт дәүләт педагогия университетының башҡорт филологияһы факульте- тында, икенсе профиль булараҡ, “Ислам” йүнәлеше буйынса уҡыған бакалаврҙарҙың программаһында “Исламда секталар һәм төркөмдәр” тигән махсус курс бар. Был дәрестә студенттар һәр бер сектаның ха- таларын тикшерә, уларҙың сектаға йәлеп итеү юлдарын да өйрәнә. Бындай курстар мәҙрәсәләрҙә, мәсет эргәһендәге киске курстарҙа, ваҡытлыса мәктәп һәм университеттар ҙа ла булырға тейеш.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

 

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона


Настоящий Федеральный закон регулирует правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений, в том числе особенности их гражданско-правового положения.

 

Глава IV. НАДЗОР И КОНТРОЛЬ

СВОБОДЕ ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ

Президент

НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ И РЕЛИГИЯ ПРОТИВ ИДЕОЛОГИИ ЭКСТРЕМИЗМА

Материалы для практической деятельности по профилактике религиозного экстремизма

Подписано в печать 18.05.2017. Формат 60х84/16. Усл. печ. л. 9,3. Тираж 500. Заказ № 170543.

 

Отпечатано в КП РБ Издательство «Мир печати» 450076, г. Уфа, Аксакова, 45

 

160
Тел.: 8 (347) 251-72-95

СОДЕРЖАНИЕ


Абдрахманов Д.М. Основные направления деятельности БГПУ им. М. Акмуллы по профилактике экстремизма...................

 

Карамышев Р.Д. О религиозной ситуации и профилактике экстремизма и радикализма в религиозной среде на территории Республики Башкортостан....................................

 

Бибарсов А.А. Религия как идеологическая основа общества......

 

Калимуллин Р.Х. Воспитание по Корану и сунне как условие исключения агрессивности у мусульманской молодёжи............

 

Арсланов А.Н. Башкирский муфтият: проблемы и перспективы....

 

Саяхов Р.Л. Педагогические идеи толерантности в мусульманских первоисточниках............................................

 

Нуриаслямов Р.Н. Роль имама в противодействии радикальным течениям...................................................

 

Сизоненко З.Л. Исследование проблематики религиозного экстремизма в молодежной среде: методология и методы..........

 

Уразметов Т.З. Религиозный экстремизм, фундаментализм, радикализм и фанатизм – система и звенья одной цепи............

 

Олейник В.С. Молодежный экстремизм в зеркале средств массовой информации................................................

 

Малахов Ю.И. Социальные акции как инструмент профилактики идей экстремизма и терроризма в молодежной среде..............

 

Файзуллин Р.Ш. Профилактика радикально настроенных лиц в молодежной среде..........................................

 

Куланчин А.Ю. Ислам динен терроризм менән бәйләүҙең сәбәптәре

 

Приложение 1. Федеральный закон от 26.09.1997 г. № 125-ФЗ (ред. от 06.07.2016 г.) «О свободе совести и о религиозных объединениях».


 

4

 

 

18

 

26

 

30

 

52

 

 

56

 

 

63

 

 

66

 

 

77

 

 

85

 

 

101

 

 

114

 

119

 

122


АБДРАХМАНОВ Д.М.

директор МНИЦ РМО БГПУ им. М. Акмуллы, кандидат философских наук, доцент

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БГПУ ИМ. М. АКМУЛЛЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЭКСТРЕМИЗМА

В период бурных трансформаций в социально-экономической, культурной и политической сферах крайне актуализируется вопрос разработки механизмов противодействия деструктивным факторам общественной безопасности и модернизационного развития; рост архаичных проявлений и социальной энтропии нуждается в определении масштабов и разработке действенных технологий упорядочения нелинейных, порой хаотических процессов. В ряду деструктивных факторов в современном обществе можно выделить социально-экономическую напряженность, возрастание активности экстремистских социальных и религиозных течений, снижение уровня этнической толерантности, рост употребления психоактивных веществ, суицидов, сложнопрогнозируемое влияние внешней миграции и пр.

Безусловно, одним из основных направлений профилактики экстремизма является образовательное. Башкирский государ- ственный педагогический университет им. М. Акмуллыуже почти десять лет реализует План мероприятий по обеспечению подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама в рамках государственного задания Министерства образования и науки Российской Федерации. В 2008 году в университете был соз- дан Межведомственный научно-исследовательский центр развития мусульманского образования (МНИЦ РМО), объединивший усилия светского вуза и религиозного, БГПУ им. М. Акмуллы и Российско- го исламского университета Центрального духовного управления мусульман России (РИУ ЦДУМ России), для реализации данного федерального проекта.

К деятельности Центра привлечены специалисты по истории и культуре ислама, теологии, культурологии, педагогике, философии,


социологии и другим гуманитарным наукам из разных вузов и научных учреждений республики. Главным достижением проекта в Уфе стало появление когорты ученых-богословов, теологов и их объединение вокруг МНИЦ РМО.

МНИЦ РМО активно сотрудничает с Советом по государственно- конфессиональным отношениям при Главе Республики Башкортостан, Центральным духовным управлением мусульман России, Духовным управлением мусульман Республики Башкортостан, а также другими российскими вузами-участниками проекта (МГУ им. М. Ломоносова, СПбГУ, Казанским (Приволжским) Федераль- ным Университетом, Пятигорским государственным университетом). В январе 2017 года подписано соглашение о сотрудничестве между БГПУ им. М. Акмуллы и Духовным управлением мусульман Дальне- го Востока в рамках реализации Плана мероприятий по обеспечению подготовки специалистов с углубленным знанием истории и куль- туры ислама на территории Дальнего Востока, включая территории регионов Российской Федерации: Амурская область, Еврейская авто- номная область, Камчатский край, Магаданская область, Приморский край, Республика Саха (Якутия), Сахалинская область, Хабаровский край и Чукотский автономный округ.

МНИЦ РМО БГПУ им. М. Акмуллыкурирует научно- методическое сопровождение деятельности исламских образователь- ных учреждений (прежде всего РИУ ЦДУМ России медресе ЦДУМ России и ДУМ Республики Башкортостан), повышение квалифи- кации преподавателей, подготовку учебно-методических пособий, внедрение в учебный процесс современных информационных технологий. В настоящее время Центр работает на основании государственного задания Минобрнауки РФ по следующим направ- лениям:

- внедрение и апробация Концепции подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама;

- внедрение трехуровневой системы отечественного исламского образования;

- подготовка учебно-методических комплексов, учебных пособий и хрестоматий;


- обучение и повышение квалификации педагогических работни- ков духовных образовательных организаций, религиозных деятелей, сотрудников духовных управлений мусульман;

- обмен опытом, реализация дополнительных профессиональных программ, в том числе с привлечением зарубежных духовных обра- зовательных организаций;

- проведение научно-практических и научно-методических кон- ференций и семинаров на основе регионального опыта развития системы отечественного исламского образования.

За годы работы проекта курсы повышения квалификации прошли около 2000 слушателей, работников духовных управлений и препо- давателей религиозных образовательных учреждений по програм- мам, реализуемым в сотрудничестве с Институтом дополнительного образования БГПУ им. М. Акмуллы:

«Педагогика в системе исламского образования»;

«Основы управления мусульманской религиозной организаци- ей»;

«Специалист по государственно-конфессиональным отношени- ям».

С 2017 г. начата реализации программы «Духовная безопасность и профилактика экстремизма».

События последних лет показали необходимость работы со всем населением, в том числе нерелигиозным. Осуществляется работа с группами риска, идет процесс создания волонтерских школ и школ лидерства для студентов духовных образовательных организаций. Уже пятый год реализуется проект выездных лекторских групп по городам и районам Республики Башкортостан по профилактике религиозного экстремизма и радикализма.

Основополагающим в деятельности БГПУ им. М. Акмуллы по реализации проекта развития мусульманского образования стала ра- бота с молодым поколением. Основной целью является системная реализация инновационных проектов по развитию молодежных ини- циатив и противодействию экстремистскому влиянию. Исследова- ния по региону показывают, что все больше молодежи интересуются


религией и идут в ислам. Поэтому мы совместно с государственными органами республики и муфтиятами усилили работу с молодёжью, в которой акцент делается на просвещение, образование, работу с неформальными лидерами. В республике ежегодно проводятся об- разовательные, спортивные и культурные мероприятия для мусуль- манской молодежи.

Значительным эффектом реализации проекта в Уфе, стало то, что его признанный высокий уровень явился источником трансляции ценностей ислама, традиционного для народов России, на Евразий- ское пространство. Так, муфтий Республики Кыргызстан выступил с инициативой открытия в Бишкеке филиала вуза-партнера БГПУ им. М. Акмуллы по реализации плана мероприятий по подготовке специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама – Российского исламского университета ЦДУМ России. Реализация данного проекта позволит осуществлять распространение идей и ценностей российского ислама, культуры и языка далеко за пределы России, снимет потенциальные риски и угрозы.

Важной составляющей по выполнению данной программы является работа со СМИ, она была сосредоточена не просто на ак- центировании внимания журналистов на освещении религиозных праздников и обрядов, а на их обучении с помощью дискуссионных площадок, круглых столов, семинаров, мастер-классов грамотному бережному подходу к религиозной тематике. Также БГПУ им. М. Ак- муллы активно развивает собственные информационные ресурсы.

С 2016 г. организована просветительская работа с чиновниками муниципального и регионального уровня, проведены курсы повы- шения квалификации более 100 председателей и секретарей комис- сий по государственно-конфессиональным отношениям при главах муниципальных образований по 72-часовой программе дополни- тельного профессионального образования. Значимым достижением МНИЦ РМО БГПУ им. М. Акмуллы является разработка и поддерж- ка нормативно-правового обеспечения образовательного процесса в духовных образовательных организациях, формирование и внедрение соответствующих локальных нормативных правовых актов. Важной


составляющей по выполнению федеральной программы является работа со СМИ по освещению религиозных праздников и обрядов. Ежегодно разрабатывается около 20 учебно-теоретических, учебно- методических и учебно-практических пособий для подготовки бака- лавров и магистров с углубленным изучением истории и культуры ислама, в том числе в духовных образовательных учреждениях.

МНИЦ РМО организует и участвует в конференциях, круглых сто- лах, семинарах различного уровня и масштаба. Визитной карточкой Центра стала ежегодная международная научно-практическая кон- ференция «Идеалы и ценности ислама в образовательном простран- стве XXI века», которая с 2008 года традиционно собирает несколько сотен специалистов по культуре ислама из десятков стран мира.

Одним из важнейших направлений деятельности МНИЦ РМО БГПУ им. М. Акмуллы является организация выездных практи- ческих семинаров в городах и районах Республики Башкортостан по профилактике религиозного экстремизма. Информационно- просветительские группы, состоящие из представителей БГПУ, РИУ ЦДУМ России, ДУМ РБ, ежегодно выступают в 25 муниципальных образованиях республики. Наиболее интересные лекции и доклады информационно-просветительских групп издаются в печатном виде. В них раскрывается гуманистическая сущность ислама и разоблача- ются характерные для радикальных исламских течений суждения, являющиеся идеологической основой религиозного экстремизма.

В 2016 году выездными семинарами были охвачены следующие на- селенные пункты: г.г. Стерлитамак, Салават, Ишимбай, Чишминский, Зианчуринский, Кугарчинский, Балтачевский, Калтасинский, Ермеке- евский, Белебеевский, Советский р-н г.Уфы, Бурзянский, Зилаирский, Белокатайский, Салаватский, Бирский, Мишкинский, Стерлитамак- ский, Миякинский, Бижбулякский, Федоровский, Краснокамский, Бакалинский, Илишевский, Кушнаренковский районы Республики Башкортостан в периоды апрель-май, октябрь-декабрь 2016 г.

Тематика выступлений: «О современной системе исламского обра- зования в России», «О государственно-исламских отношениях и про- филактике религиозного экстремизма в России», «Об экстремизме и



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.12.172 (0.144 с.)