Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Педагогические идеи толерантности в мусульманских первоисточникахСодержание книги
Поиск на нашем сайте
С каждым годом ширится многообразие факторов, влияющих на поддержание мирной стабильности в человеческих взаимоотношени- ях, а потому социальный заказ перед педагогами по формированию толерантности, и важнейшей ее составляющей – неконфликтности, вряд ли потеряет свою актуальность. Обращение к опыту религиозных культур не является новым в мировой педагогической практике, но для современных российских реалий подобные изыскания представляют особый интерес в связи с образовавшимся во времена официального атеизма вакуумом. С исследованием педагогического потенциала религиозных культур связаны научно-исследовательские работы М.М. Гильманова, Р.И. Зинуровой, А.А. Койчуева, Н.М. Романенко и других. Научное исследование мусульманских религиозных первоис- точников подразумевает осведомленность о таких прикладных направлениях знания, как корановедение и хадисоведение. С целью упорядочить подобные изыскания, нами была выдвинута авторскую концепцию научного исследования мусульманских религиозных первоисточников, построенную на принципе учета и согласова- ния общенаучных и частных исламоведческих методологических факторов. Ключевые идеи концепции выражаются следующими постулатами: 1) окончательное суждение не может быть основано на единич- ном информационном фрагменте; 2) для ведения научных изысканий, из информационного массива первоисточников необходимо выделить те его фрагменты, которые имеют отношение к исследуемой проблеме (тематические изыска- ния); 3) выделенные фрагменты должны быть исследованы в соответствии с особенностями корановедческих и хадисоведческих изысканий; 4) результатом корановедческих изысканий должна быть логическая цепь рассуждений Корана относительно исследуемой проблемы; 5) результатом хадисоведческих изысканий должна быть логическая цепь рассуждений хадисов относительно исследуемой проблемы; 6) сопоставление обеих логических цепей даст общее видение первоисточников на исследуемую проблему; 7) завершить исследование должно сопоставление видения первоисточников с данными современной науки. Предложенная концепция призвана повысить плодотворность исследований, а также оградить от суждений, не отвечающих критериям научной ценности. Исследование педагогичеких идей толерантности с учетом ука- занной логики позволило прийти к следующим заключениям. Базой, обусловливающей процесс формирования толерантности в исследуе- мых источниках, являются гуманистический и культурологический подходы. Воспитание человека в русле данных посылов прослежи- вается уже в самой манере обращения Корана: «О, сыны Адама!» (7: 26; 7: 27; 7: 31; 7: 35), «О, человек!» (82: 6; 84: 6), «О, люди!» (2: 21; 2: 168; 4: 1; 4: 170). Подобное обращение несет важный педа- гогический посыл, который проявляется в объединяющем для всех начале - принадлежности к одной большой человеческой семье, о чем неоднократно говориться в Коране: «сотворил вас из одной души» (4: 1). Это не предполагает непременного единства во взглядах или убеждениях, но воспитывает такое взаимоуважение, которое являет- ся ключевой составляющей толерантных взаимоотношений. Важной составляющей гуманистических начал является мысль о братстве всех людей и благородстве человеческой природы вообще, вне зависимости от взглядов, национальности или цвета кожи, поскольку все мы – «дети Адама» (17: 70), и поскольку на человека возложена миссия «наместника на земле» (2: 30, 35: 39). Последнее накладывает на человека особую ответственность за со- хранение жизни и ее бережное обустройство, ведь наместник – это временный правитель, хранитель и учитель. Согласно Корану, никто не имеет право нарушать установленную гармонию и каждый имеет право на уважение и заботу со стороны своих братьев – людей. Наряду с общим призывом к гуманистическим началам, значи- тельная роль отводится гуманизации педагогического процесса, предполагающей всестороннюю гармонизацию взаимоотношений между субъектами образовательно-воспитательного взаимодействия. Последнее требует с одной стороны – проявление особой доброже- лательности к ученику со стороны учителя, а с другой – проявления особого почтения и открытости для восприятия знаний со стороны ученика. Призыв к высоким гуманистическим началам неразрывно свя- зан с культурологическим подходом, одно из основных проявлений которого также заключено в целенаправленном и систематическом утверждении общечеловеческих ценностей. В Коране и хадисах со- держатся многочисленные указания на важность коммуникативной, образовательной, воспитательной, творческой составляющей культу- ры в жизни социума. Принцип природосообразности воспитания и обучения является одним из основных в исследуемых первоисточниках. Так, в Коране хадисах говорится о необходимости обращения к человеку посред- ством понятных ему образов и понятий: «Мы отправляли посланни- ками только тех, кто говорил на языке своего народа, чтобы они могли разъяснять людям смысл писания» (14:4), «Разговаривайте с людьми посредством того, что им знакомо…, если вы будете обращаться к людям посредством того, что недоступно их разуму, это будет сеять смуту». Указанием на необходимость дифференцировать взаимо- отношения является наличие в первоисточниках множества терми- нов, обозначающих различные социальные категории. Примером наиболее однозначной дифференциации аудитории служит разли- чие по гендерно-возрастному принципу: «младенец» – «ребенок» – «взрослый» – «престарелый»; «мальчик» – «девочка», «юноша» – «девушка», «мужчина» – «женщина», «престарелый мужчина» – «престарелая женщина». Все это подразумевает соблюдения ука- занного положения во всех сферах жизнедеятельности общества, и, возможно, наиболее ярко – при обучении и воспитании. На дифференциациацию гендерных и возрастных особенностей воспитанников указывает наличие таких категорий, как «уалад» (дитя, ребенок), «ибн – бану – абна» (сын, сыновья, дети) «сабий» (мальчик, юноша), «сагир» (маленький, молодой). Одним из ключевых педагогических посылов к воспитанию то- лерантных взаимоотношений служит положение о естественности плюрализма мнений. Данное принципиальное положение отражено в следующих фрагментах: «Нет принуждения в религии» (2: 256), «если бы пожелал твой Господь, то Он сделал бы людей народом еди- ным» (11: 118), «если бы пожелал твой Господь, тогда уверовали бы все, кто на земле, целиком» (10: 99), «если бы пожелал Аллах, то Он сделал бы вас единым народом» (5: 48), «у всякого есть направление, куда он обращается» (2: 148). Таким образом, полного совпадения мировоззрений не может быть в принципе, и подобную множествен- ность необходимо воспринимать как данность. Органически связанной с предыдущими воспитательными посылами является установка на необходимость выстраивания справедливых договорных отношений между различными социальными группами. Составление договоренностей, во-первых, придает официальный статус представителям каждой из сторон, а во-вторых – обязывает соблюдать определенные нормы общежития, сохраняя при этом мирные и толерантные взаимоотношения. Указания на данную установку содержатся во многих фрагментах Корана (2: 83; 4: 33; 4: 135; 6: 152). Основную мысль их можно вы- разить как «Будьте верны в договорах» (5: 1). Важным на наш взгляд является то, что первоисточники регламентируют заключать договор не только с открытыми оппонентами или даже неприятелями, но и с друзьями и единомышленниками. Принципиальной является также установка на необходимость повиновения официальному правителю (соблюдать социальный договор с ним): «Вы должны слушаться и повиноваться, даже если над вами поставлен эфиопский раб»65. Педагогическая установка на выстраивание договорных отношений проявляется не только в четкой регламентации прав и обязанностей, но также в однозначном определении социальных ролей и функций субъектов взаимодействия. Это особенно ярко прослеживается в разъяснении вопросов семейно-родственных связей, торгово-имущественных взаимоотношений, вопросов управления и права, межконфессиональных отношений. Идейный плюрализм, необходимость выстраивать договорные взаимоотношения и однозначно определять социальные роли и функ- ции субъектов взаимодействия подразумевает ведение переговоров. В этой связи, одним из наиболее ярких и широко распространенных педагогических условий формирования толерантности в мусульман- ских религиозных первоисточниках является диалог. Здесь его мож- но сравнить с образовательным процессом, где субъект-субъектное взаимодействие выражено не только наиболее непосредственно, но и по умолчанию предполагает наличие не одной, а двух или более позиций. Диалог, таким образом, предполагает либо совместное вы- явление ошибочного суждения, либо совместный поиск выхода из «кризисной» ситуации. В результате, между участниками диалога происходит информационный вообще и ценностно-смысловой об- мен в частности. Последнее является непременным условием фор- мирования и развития толерантности. Существенным педагогическим условием формирования толе- рантных взаимоотношений при ведении диалога в частности явля- ется установка мусульманских религиозных первоисточников на борьбу с эгоистическими посылами и поддержание идей здорового альтруизма. Об этом говорят следующие коранические фрагменты: «И может быть, вы ненавидите что-нибудь, а оно для вас благо, и мо- жет быть, вы любите что-нибудь, а оно для вас зло» (2: 216). В одном из хадисов говорится: «Никто из вас не может считаться верующим 65 Сборники хадисов имама ал-Бухари, Абу Дауд, ал-Тирмизи. до тех пор, пока не станет желать для своего брата того же, чего же- лает для самого себя»66. Данные фрагменты нацелены на воспитание сдержанности в оценках и эмоциях, а также на борьбу с убежденно- стью о собственной исключительности, которая на практике часто перерастает в конфликтную ситуацию. Идея предпочтения блага для других является одной из ключевых в Коране (59: 9; 41: 34; 28: 54). Здесь любопытен воспитательный посыл: предпочтение других мотивируется не какими-то прикладными интересами, а лишь тем, что в том – благо и «добро» вообще. Данное положение рушит позиции «зеркального» подхода во взаимоотношениях, разворачивая их в сторону «доброго» конструктива и стабильного дружеского взаимодоверия. Одним из любопытных педагогических условий, используемых в мусульманских первоисточниках для воспитания толерантности, является притча. Характеризуемая лаконичностью и мудростью, она учит находить самый благородный и простой способ выхода из кризисной ситуации, не доводя его до конфликта. Соблюдая высо- кие этические нормы, притча осуждает недостаток вообще, но не конкретного человека или людей: «Не делайте тщетными ваши ми- лостыни попреком и обидой, как тот, кто тратит свое имущество из лицемерия... Подобен он скале, на которой земля: но постиг ее ли- вень и оставил голой… А те, которые тратят свое имущество, стре- мясь к благоволению Аллаха…, подобны саду на холме: его постиг ливень, и он принес свои плоды вдвойне» (2: 264, 265). Короткая по содержанию, притча способна предоставить такую действенную мо- тивацию к доброму поступку, которой не в состоянии дать разверну- тые и многочисленные убеждения. Притчу также можно отнести к мотивационному компоненту педагогического процесса и психолого- педагогической группе педагогических условий. Таким образом, исследование позволяет заключить, что сово- купность мер по формированию толерантности в мусульманских религиозных первоисточниках содержат в себе основные признаки целостного педагогического процесса: двустороннее (обучающий – 66 http://library.islamweb.net/newlibrary/display_book.php?ID=61&flag=1&bk_no=81 обучаемый) взаимодействие, направленность на решение определен- ных задач (связанной единой логикой), элементы развития, методы, средства, формы, контроль, оценка. Проведя характеристику педагогических идей толерантности в мусульманских первоисточниках, можно констатировать также, что содержащиеся в них условия содержат в себе богатый потенциал для выявления принципиально новых подходов для решения существую- щей педагогической задачи. Несмотря на явную широту и разнообразие, комплекс выявлен- ных педагогических условий может пополняться и обогащаться даль- нейшими исследованиями, поскольку потенциал религиозных перво- источников вообще, и мусульманских в частности, весьма обширен и представляет для педагогической науки большой интерес. Мы счита- ем также, что каждое из упомянутых педагогических условий заслу- живает отдельного более детального исследования в будущем. НУРИАСЛЯМОВ Р.Н. декан теолого-педагогического факультета РИУ ЦДУМ России
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.92.98 (0.008 с.) |