Педагогические идеи толерантности в мусульманских первоисточниках 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогические идеи толерантности в мусульманских первоисточниках



С каждым годом ширится многообразие факторов, влияющих на поддержание мирной стабильности в человеческих взаимоотношени- ях, а потому социальный заказ перед педагогами по формированию толерантности, и важнейшей ее составляющей – неконфликтности, вряд ли потеряет свою актуальность.

Обращение к опыту религиозных культур не является новым в мировой педагогической практике, но для современных российских реалий подобные изыскания представляют особый интерес в связи с образовавшимся во времена официального атеизма вакуумом. С исследованием педагогического потенциала религиозных культур связаны научно-исследовательские работы М.М. Гильманова, Р.И. Зинуровой, А.А. Койчуева, Н.М. Романенко и других.

Научное исследование мусульманских религиозных первоис- точников подразумевает осведомленность о таких прикладных направлениях знания, как корановедение и хадисоведение. С целью упорядочить подобные изыскания, нами была выдвинута авторскую концепцию научного исследования мусульманских религиозных первоисточников, построенную на принципе учета и согласова- ния общенаучных и частных исламоведческих методологических факторов. Ключевые идеи концепции выражаются следующими постулатами:

1) окончательное суждение не может быть основано на единич- ном информационном фрагменте;

2) для ведения научных изысканий, из информационного массива первоисточников необходимо выделить те его фрагменты, которые имеют отношение к исследуемой проблеме (тематические изыска- ния);


3) выделенные фрагменты должны быть исследованы в соответствии с особенностями корановедческих и хадисоведческих изысканий;

4) результатом корановедческих изысканий должна быть логическая цепь рассуждений Корана относительно исследуемой проблемы;

5) результатом хадисоведческих изысканий должна быть логическая цепь рассуждений хадисов относительно исследуемой проблемы;

6) сопоставление обеих логических цепей даст общее видение первоисточников на исследуемую проблему;

7) завершить исследование должно сопоставление видения первоисточников с данными современной науки.

Предложенная концепция призвана повысить плодотворность исследований, а также оградить от суждений, не отвечающих критериям научной ценности.

Исследование педагогичеких идей толерантности с учетом ука- занной логики позволило прийти к следующим заключениям. Базой, обусловливающей процесс формирования толерантности в исследуе- мых источниках, являются гуманистический и культурологический подходы. Воспитание человека в русле данных посылов прослежи- вается уже в самой манере обращения Корана: «О, сыны Адама!» (7: 26; 7: 27; 7: 31; 7: 35), «О, человек!» (82: 6; 84: 6), «О, люди!»

(2: 21; 2: 168; 4: 1; 4: 170). Подобное обращение несет важный педа- гогический посыл, который проявляется в объединяющем для всех начале - принадлежности к одной большой человеческой семье, о чем неоднократно говориться в Коране: «сотворил вас из одной души» (4: 1). Это не предполагает непременного единства во взглядах или убеждениях, но воспитывает такое взаимоуважение, которое являет- ся ключевой составляющей толерантных взаимоотношений.

Важной составляющей гуманистических начал является мысль о братстве всех людей и благородстве человеческой природы вообще, вне зависимости от взглядов, национальности или цвета кожи, поскольку все мы – «дети Адама» (17: 70), и поскольку


на человека возложена миссия «наместника на земле» (2: 30, 35: 39). Последнее накладывает на человека особую ответственность за со- хранение жизни и ее бережное обустройство, ведь наместник – это временный правитель, хранитель и учитель. Согласно Корану, никто не имеет право нарушать установленную гармонию и каждый имеет право на уважение и заботу со стороны своих братьев – людей.

Наряду с общим призывом к гуманистическим началам, значи- тельная роль отводится гуманизации педагогического процесса, предполагающей всестороннюю гармонизацию взаимоотношений между субъектами образовательно-воспитательного взаимодействия. Последнее требует с одной стороны – проявление особой доброже- лательности к ученику со стороны учителя, а с другой – проявления особого почтения и открытости для восприятия знаний со стороны ученика.

Призыв к высоким гуманистическим началам неразрывно свя- зан с культурологическим подходом, одно из основных проявлений которого также заключено в целенаправленном и систематическом утверждении общечеловеческих ценностей. В Коране и хадисах со- держатся многочисленные указания на важность коммуникативной, образовательной, воспитательной, творческой составляющей культу- ры в жизни социума.

Принцип природосообразности воспитания и обучения является одним из основных в исследуемых первоисточниках. Так, в Коране хадисах говорится о необходимости обращения к человеку посред- ством понятных ему образов и понятий: «Мы отправляли посланни- ками только тех, кто говорил на языке своего народа, чтобы они могли разъяснять людям смысл писания» (14:4), «Разговаривайте с людьми посредством того, что им знакомо…, если вы будете обращаться к людям посредством того, что недоступно их разуму, это будет сеять смуту».

Указанием на необходимость дифференцировать взаимо- отношения является наличие в первоисточниках множества терми- нов, обозначающих различные социальные категории. Примером наиболее однозначной дифференциации аудитории служит разли-


чие по гендерно-возрастному принципу: «младенец» – «ребенок» –

«взрослый» – «престарелый»; «мальчик» – «девочка», «юноша» –

«девушка», «мужчина» – «женщина», «престарелый мужчина»  –

«престарелая женщина». Все это подразумевает соблюдения ука- занного положения во всех сферах жизнедеятельности общества, и, возможно, наиболее ярко – при обучении и воспитании.

На дифференциациацию гендерных и возрастных особенностей воспитанников указывает наличие таких категорий, как «уалад» (дитя, ребенок), «ибн – бану – абна» (сын, сыновья, дети) «сабий» (мальчик, юноша), «сагир» (маленький, молодой).

Одним из ключевых педагогических посылов к воспитанию то- лерантных взаимоотношений служит положение о естественности плюрализма мнений. Данное принципиальное положение отражено в следующих фрагментах: «Нет принуждения в религии» (2: 256),

«если бы пожелал твой Господь, то Он сделал бы людей народом еди- ным» (11: 118), «если бы пожелал твой Господь, тогда уверовали бы все, кто на земле, целиком» (10: 99), «если бы пожелал Аллах, то Он сделал бы вас единым народом» (5: 48), «у всякого есть направление, куда он обращается» (2: 148). Таким образом, полного совпадения мировоззрений не может быть в принципе, и подобную множествен- ность необходимо воспринимать как данность.

Органически связанной с предыдущими воспитательными посылами является установка на необходимость выстраивания справедливых договорных отношений между различными социальными группами. Составление договоренностей, во-первых, придает официальный статус представителям каждой из сторон, а во-вторых – обязывает соблюдать определенные нормы общежития, сохраняя при этом мирные и толерантные взаимоотношения.

Указания на данную установку содержатся во многих фрагментах Корана (2: 83; 4: 33; 4: 135; 6: 152). Основную мысль их можно вы- разить как «Будьте верны в договорах» (5: 1). Важным на наш взгляд является то, что первоисточники регламентируют заключать договор не только с открытыми оппонентами или даже неприятелями, но и с друзьями и единомышленниками. Принципиальной является также


установка на необходимость повиновения официальному правителю (соблюдать социальный договор с ним): «Вы должны слушаться и повиноваться, даже если над вами поставлен эфиопский раб»65.

Педагогическая установка на выстраивание договорных отношений проявляется не только в четкой регламентации прав и обязанностей, но также в однозначном определении социальных ролей и функций субъектов взаимодействия. Это особенно ярко прослеживается в разъяснении вопросов семейно-родственных связей, торгово-имущественных взаимоотношений, вопросов управления и права, межконфессиональных отношений.

Идейный плюрализм, необходимость выстраивать договорные взаимоотношения и однозначно определять социальные роли и функ- ции субъектов взаимодействия подразумевает ведение переговоров. В этой связи, одним из наиболее ярких и широко распространенных педагогических условий формирования толерантности в мусульман- ских религиозных первоисточниках является диалог. Здесь его мож- но сравнить с образовательным процессом, где субъект-субъектное взаимодействие выражено не только наиболее непосредственно, но и по умолчанию предполагает наличие не одной, а двух или более позиций. Диалог, таким образом, предполагает либо совместное вы- явление ошибочного суждения, либо совместный поиск выхода из

«кризисной» ситуации. В результате, между участниками диалога происходит информационный вообще и ценностно-смысловой об- мен в частности. Последнее является непременным условием фор- мирования и развития толерантности.

Существенным педагогическим условием формирования толе- рантных взаимоотношений при ведении диалога в частности явля- ется установка мусульманских религиозных первоисточников на борьбу с эгоистическими посылами и поддержание идей здорового альтруизма. Об этом говорят следующие коранические  фрагменты:

 

«И может быть, вы ненавидите что-нибудь, а оно для вас благо, и мо- жет быть, вы любите что-нибудь, а оно для вас зло» (2: 216). В одном из хадисов говорится: «Никто из вас не может считаться  верующим

65 Сборники хадисов имама ал-Бухари, Абу Дауд, ал-Тирмизи.


до тех пор, пока не станет желать для своего брата того же, чего же- лает для самого себя»66. Данные фрагменты нацелены на воспитание сдержанности в оценках и эмоциях, а также на борьбу с убежденно- стью о собственной исключительности, которая на практике часто перерастает в конфликтную ситуацию.

Идея предпочтения блага для других является одной из ключевых в Коране (59: 9; 41: 34; 28: 54). Здесь любопытен воспитательный посыл: предпочтение других мотивируется не какими-то прикладными интересами, а лишь тем, что в том – благо и «добро» вообще. Данное положение рушит позиции «зеркального» подхода во взаимоотношениях, разворачивая их в сторону «доброго» конструктива и стабильного дружеского взаимодоверия.

Одним из любопытных педагогических условий, используемых в мусульманских первоисточниках для воспитания толерантности, является притча. Характеризуемая лаконичностью и мудростью, она учит находить самый благородный и простой способ выхода из кризисной ситуации, не доводя его до конфликта. Соблюдая высо- кие этические нормы, притча осуждает недостаток вообще, но не конкретного человека или людей: «Не делайте тщетными ваши ми- лостыни попреком и обидой, как тот, кто тратит свое имущество из лицемерия... Подобен он скале, на которой земля: но постиг ее ли- вень и оставил голой… А те, которые тратят свое имущество, стре- мясь к благоволению Аллаха…, подобны саду на холме: его постиг ливень, и он принес свои плоды вдвойне» (2: 264, 265). Короткая по содержанию, притча способна предоставить такую действенную мо- тивацию к доброму поступку, которой не в состоянии дать разверну- тые и многочисленные убеждения. Притчу также можно отнести к мотивационному компоненту педагогического процесса и психолого- педагогической группе педагогических условий.

 

Таким образом, исследование позволяет заключить, что сово- купность мер по формированию толерантности в мусульманских религиозных первоисточниках содержат в себе основные признаки целостного педагогического процесса: двустороннее (обучающий –

66 http://library.islamweb.net/newlibrary/display_book.php?ID=61&flag=1&bk_no=81


обучаемый) взаимодействие, направленность на решение определен- ных задач (связанной единой логикой), элементы развития, методы, средства, формы, контроль, оценка.

Проведя характеристику педагогических идей толерантности в мусульманских первоисточниках, можно констатировать также, что содержащиеся в них условия содержат в себе богатый потенциал для выявления принципиально новых подходов для решения существую- щей педагогической задачи.

Несмотря на явную широту и разнообразие, комплекс выявлен- ных педагогических условий может пополняться и обогащаться даль- нейшими исследованиями, поскольку потенциал религиозных перво- источников вообще, и мусульманских в частности, весьма обширен и представляет для педагогической науки большой интерес. Мы счита- ем также, что каждое из упомянутых педагогических условий заслу- живает отдельного более детального исследования в будущем.


НУРИАСЛЯМОВ Р.Н.

декан теолого-педагогического факультета РИУ ЦДУМ России



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.111.24 (0.011 с.)