Что нового ты для себя узнал? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Что нового ты для себя узнал?



ДЛЯ КОГО, ЗАЧЕМ И КАК

Участники: выпускники 9-х и 11-х классов.
Цель: снять психологическое напряжение в период подготовки и проведения ГИА.
Задачи: - сформировать у выпускников позитивный настрой, уверенность в своих силах на этапе подготовки к экзаменам; - отработать приемы саморегуляции, эффективно использовать ресурсы на этапе проведения экзамена.
Оборудование: флипчарт или обычная маркерная доска, набор цветных маркеров, фломастеров и карандашей.
Время проведения: 1 час 20 минут.

 


На занятии вы реализуете одну из главных обязанностей в своей работе – психологическое сопровождение выпускников в период ГИА. Вы можете провести одно занятие с элементами тренинга по этому сценарию. А можете разделить сценарий на два занятия с интервалом во времени между встречами, чтобы выпускники лучше осмыслили свою работу на тренинге. Цель первого занятия – сформировать у выпускников позитивный настрой, обрести уверенность в своих силах на этапе подготовки к экзаменам. Цель второго занятия – отработать приемы саморегуляции, эффективного использования временных ресурсов на этапе проведения экзамена.

Первое занятие

10 мин

Этап 1. Разминка

Упражнение «Закончи фразу»

Цель: поиск личных смыслов в процедуре ЕГЭ/ОГЭ, диагностика эмоционального отношения к данному событию для присутствующих, включение в работу.

Педагог-психолог:

Я приветствую участников тренинга. Наша встреча посвящена важному событию в жизни каждого выпускника – сдаче ГИА. Буду рада, если каждый из вас найдет в этом занятии что-то полезное для себя, что поможет настроиться и быть максимально эффективным на предстоящих экзаменах. В качестве задания-разминки я предлагаю вам подумать и закончить вслух фразу: «Для меня экзамен – это…».


Ребята могут высказываться по кругу. Важно, чтобы высказались все присутствующие. Ведущий резюмирует высказывания участников, делая вывод о том, что наше восприятие предстоящего события может оказать как позитивное, так и негативное влияние на его результат. Если мы воспринимаем экзамен как «конец света», это вряд ли поможет нам лучше сосредоточиться на подготовке к нему. Другими словами, до участников необходимо донести мысль: «Как вы лодку назовете, так она и поплывет».

20 мин

Этап 2. Основная часть

Игра «Принцип домино»

Цель: отработать навыки перефразирования, переориентирования негативных мыслей и убеждений на более позитивные и конструктивные.

Педагог-психолог:

Каждый из вас, наверное, слышал негативные высказывания по поводу ГИА. Сейчас вы по очереди вытяните карточки с описанием двух точек зрения: взгляд пессимиста и взгляд оптимиста. Игрок, который получил карточку пессимиста зачитывает вслух содержание (например, «Экзамен проходит в незнакомой тебе обстановке»). Оптимисты должны найти и зачитать ответ, указывающий на нечто положительное в этом факте («Незнакомая обстановка мобилизует») и т. д.


Ведущий резюмирует высказывания, делая вывод о том, что все «негативные» стороны экзамена, о которых наслышаны выпускники, при лучшем рассмотрении «несут выгоду» сдающим экзамен.

Упражнение «Лестница»

Цель: сформировать навыки конструктивного поведения в случае неудачной сдачи экзамена.

Педагог-психолог:

Перед вами рисунок лестницы, на которой расположились все возможные жизненные неудачи и беды по степени возрастания их тяжести и необратимости. Я предлагаю подумать, какие события, происходящие в нашей жизни, можно поставить на первую ступень такой лестницы (примеры мелких жизненных неурядиц), что можно поставить на самую высокую ступень (как правило, это примеры тяжелых утрат, серьезных недугов и др.), а какие события займут промежуточные ступени. Сейчас я прошу каждого из вас подумать, на какую ступеньку вы поставили бы возможную неудачу (провал) на экзамене. Для этого вам надо на своем рисунке на соответствующей ступеньке поставить произвольный значок, например крестик.


После обсуждения ведущий делает вывод о субъективной значимости результатов экзаменов для каждого человека. Но при этом у участников тренинга должно сформироваться убеждение, что даже при самом неблагоприятном исходе выход всегда есть (повторная сдача, переориентация на другой вуз или факультет и т. д.)

Этап 3. Завершение

Упражнение «Мой герб»

Цель: сформировать чувство уверенности в своих силах с помощью символического метода-рисования, поиск внутренних ресурсов.

Педагог-психолог:

Когда-то герб, изображенный на рыцарском щите, внушал владельцу уверенность на поле битвы. Каждому из нас тоже не помешает иметь свой герб, на котором мы постараемся отразить все самое важное, ценное и значимое, что мы имеем на сегодняшний день. Это поможет нам придать уверенности в критической ситуации.


Раздайте ребятам герб, который разделен на четыре части. В первой части ребята должны схематично нарисовать или перечислить свои сильные качества. Во второй – самые значительные достижения и успехи. В третьей – своих самых близких и значимых людей. И наконец, в четвертой – места, в которых участник чувствует себя спокойно и комфортно. Далее обсудите рисунки и собственные ресурсы учеников. Обратите их внимание на чувства, которые участники испытывали во время рисования. Каждый участник забирает рисунок с собой.

 

Педагог-психолог:

Ребята, наше первое занятие подходит к завершению. Предлагаю поделиться значимыми моментами занятия.

Вопросы для обсуждения:

Второе занятие

Этап 1. Разминка

Упражнение «Копилка»

Цель: создать позитивный настрой на предстоящую работу, актуализировать представления участников о способах саморегуляции.

Педагог-психолог:

У каждого из вас за плечами определенный жизненный опыт, в котором было место волнению, переживаниям и стрессовым ситуациям. Я прошу вас вспомнить несколько эффективных и быстрых способов, которые помогли вам снять эмоциональное напряжение. Предлагаю поделиться опытом со своими одноклассниками. Возможно, именно ваш способ поможет кому-то в процессе подготовки и сдачи экзаменов.


Ведущий передает символическую копилку или мешочек по кругу. Каждый должен «положить» в нее свой совет. Примеры советов: общение с близким человеком, счет до десяти, размышления о чем-либо приятном, физические и дыхательные упражнения и т. д. Далее предложите участникам выделить приемы, которые лучше использовать на этапе подготовки к экзаменам, и приемы, которые помогут непосредственно во время проведения экзамена.

10 мин

Этап 2. Теоретическая часть

Педагог-психолог:

Ребята, мы можем управлять своим состоянием и настроением с помощью слов, мысленных образов, дыхания. Эта способность называется саморегуляция. Есть четыре группы способов саморегуляции:

1. Способы, связанные с управлением дыханием.

2. Способы, связанные с управлением тонусом мышц, движением.

3. Способы, связанные с воздействием слова (самоубеждение, самовнушение, самопрограммирование и др.).

4. Способы, связанные с использованием образов.

К какой группе можно отнести приемы, о которых мы с вами говорили на прошлой встрече? (Упражнения «Принцип домино», «Лестница» – способы, связанные с воздействием слова; упражнение «Герб» – с использованием образов).

Упражнение «Самовнушение»

Педагог-психолог:

Самовнушение – это короткое распоряжение, сделанное самому себе («У меня получится», «Я в безопасности»). Этот прием лучше используйте во время проведения экзамена. Предлагаю вам сформулировать для себя подобную фразу, произнесите ее четко и уверенно.

10 мин

Этап 3. Заключительная часть

Вопросы для обсуждения:

ДЛЯ КОГО, ЗАЧЕМ И КАК

Участники: выпускники 9-х и 11-х классов.
Цель: снять психологическое напряжение в период подготовки и проведения ГИА.
Задачи: - сформировать у выпускников позитивный настрой, уверенность в своих силах на этапе подготовки к экзаменам; - отработать приемы саморегуляции, эффективно использовать ресурсы на этапе проведения экзамена.
Оборудование: флипчарт или обычная маркерная доска, набор цветных маркеров, фломастеров и карандашей.
Время проведения: 1 час 20 минут.

 


На занятии вы реализуете одну из главных обязанностей в своей работе – психологическое сопровождение выпускников в период ГИА. Вы можете провести одно занятие с элементами тренинга по этому сценарию. А можете разделить сценарий на два занятия с интервалом во времени между встречами, чтобы выпускники лучше осмыслили свою работу на тренинге. Цель первого занятия – сформировать у выпускников позитивный настрой, обрести уверенность в своих силах на этапе подготовки к экзаменам. Цель второго занятия – отработать приемы саморегуляции, эффективного использования временных ресурсов на этапе проведения экзамена.

Первое занятие

10 мин

Этап 1. Разминка

Упражнение «Закончи фразу»

Цель: поиск личных смыслов в процедуре ЕГЭ/ОГЭ, диагностика эмоционального отношения к данному событию для присутствующих, включение в работу.

Педагог-психолог:

Я приветствую участников тренинга. Наша встреча посвящена важному событию в жизни каждого выпускника – сдаче ГИА. Буду рада, если каждый из вас найдет в этом занятии что-то полезное для себя, что поможет настроиться и быть максимально эффективным на предстоящих экзаменах. В качестве задания-разминки я предлагаю вам подумать и закончить вслух фразу: «Для меня экзамен – это…».


Ребята могут высказываться по кругу. Важно, чтобы высказались все присутствующие. Ведущий резюмирует высказывания участников, делая вывод о том, что наше восприятие предстоящего события может оказать как позитивное, так и негативное влияние на его результат. Если мы воспринимаем экзамен как «конец света», это вряд ли поможет нам лучше сосредоточиться на подготовке к нему. Другими словами, до участников необходимо донести мысль: «Как вы лодку назовете, так она и поплывет».

20 мин

Этап 2. Основная часть

Игра «Принцип домино»

Цель: отработать навыки перефразирования, переориентирования негативных мыслей и убеждений на более позитивные и конструктивные.

Педагог-психолог:

Каждый из вас, наверное, слышал негативные высказывания по поводу ГИА. Сейчас вы по очереди вытяните карточки с описанием двух точек зрения: взгляд пессимиста и взгляд оптимиста. Игрок, который получил карточку пессимиста зачитывает вслух содержание (например, «Экзамен проходит в незнакомой тебе обстановке»). Оптимисты должны найти и зачитать ответ, указывающий на нечто положительное в этом факте («Незнакомая обстановка мобилизует») и т. д.


Ведущий резюмирует высказывания, делая вывод о том, что все «негативные» стороны экзамена, о которых наслышаны выпускники, при лучшем рассмотрении «несут выгоду» сдающим экзамен.

Упражнение «Лестница»

Цель: сформировать навыки конструктивного поведения в случае неудачной сдачи экзамена.

Педагог-психолог:

Перед вами рисунок лестницы, на которой расположились все возможные жизненные неудачи и беды по степени возрастания их тяжести и необратимости. Я предлагаю подумать, какие события, происходящие в нашей жизни, можно поставить на первую ступень такой лестницы (примеры мелких жизненных неурядиц), что можно поставить на самую высокую ступень (как правило, это примеры тяжелых утрат, серьезных недугов и др.), а какие события займут промежуточные ступени. Сейчас я прошу каждого из вас подумать, на какую ступеньку вы поставили бы возможную неудачу (провал) на экзамене. Для этого вам надо на своем рисунке на соответствующей ступеньке поставить произвольный значок, например крестик.


После обсуждения ведущий делает вывод о субъективной значимости результатов экзаменов для каждого человека. Но при этом у участников тренинга должно сформироваться убеждение, что даже при самом неблагоприятном исходе выход всегда есть (повторная сдача, переориентация на другой вуз или факультет и т. д.)

Этап 3. Завершение

Упражнение «Мой герб»

Цель: сформировать чувство уверенности в своих силах с помощью символического метода-рисования, поиск внутренних ресурсов.

Педагог-психолог:

Когда-то герб, изображенный на рыцарском щите, внушал владельцу уверенность на поле битвы. Каждому из нас тоже не помешает иметь свой герб, на котором мы постараемся отразить все самое важное, ценное и значимое, что мы имеем на сегодняшний день. Это поможет нам придать уверенности в критической ситуации.


Раздайте ребятам герб, который разделен на четыре части. В первой части ребята должны схематично нарисовать или перечислить свои сильные качества. Во второй – самые значительные достижения и успехи. В третьей – своих самых близких и значимых людей. И наконец, в четвертой – места, в которых участник чувствует себя спокойно и комфортно. Далее обсудите рисунки и собственные ресурсы учеников. Обратите их внимание на чувства, которые участники испытывали во время рисования. Каждый участник забирает рисунок с собой.

 

Педагог-психолог:

Ребята, наше первое занятие подходит к завершению. Предлагаю поделиться значимыми моментами занятия.

Вопросы для обсуждения:

Что нового ты для себя узнал?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.111.24 (0.035 с.)