Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Как построить простейший мост
С необходимостью построить простейший мост воины могут встретиться, если при прокладке колонного пути нельзя обойти глубокую канаву, ров, яму, ручей или овраг с крутыми берегами. Это не исключено и на дороге с полностью уничтоженными мостами, когда поблизости нет саперов, а следовать вперед надо без промедления. При небольшой ширине препятствия, наличии поблизости подходящего леса (бревен, жердей, досок) построить простой балочный мост в один или два пролета не трудно. Как уже говорилось, работа по постройке моста начинается с разбивки оси моста и места положения береговых и (если она есть) промежуточной опор (рис. 23). Ось моста разбивают перпендикулярно оврагу, ручью или другому препятствию и обозначают вехами, ставя их по две на каждом берегу на расстоянии 6—8 м одна от другой. Все вехи должны находиться в одном створе. Далее колышками обозначают места береговых лежней (опор). Чтобы определить место промежуточной опоры (если она должна быть), через препятствие по оси моста протягивают веревку или проволоку, на которой вымерены и отмечены места опор. Под отметкой промежуточной опоры по отвесу забивают кол или вешку.
Береговые лежни из толстых, окантованных с двух сторон бревен укладывают перпендикулярно оси моста на выровненную площадку (рис. 24). Площадки на обоих берегах должны быть горизонтальными и находиться на одном уровне. Каждый лежень кладут на шесть-восемь подкладок из обрезков бревен метровой длины и крепят от сдвига с боков и торцов восемью свайками. Промежуточная опора при неглубоких препятствиях делается различно. Когда дно препятствия сухое, самое простое — Сделать клеточную опору. На ее устройство идут шпалы, брусья, бревна и длинные двухметровые дрова. Перед складыванием клетки выравнивают и утрамбовывают площадку, на которую сплошным рядом укладывают шпалы, брусья, бревна или дрова. Далее сверху, чередуя поперечные и продольные ряды, укладывают материал на требуемую высоту опоры, но не более чем на 2 м. В верхнем ряду, по оси опоры, помещают окантованный лежень, на который лягут прогоны. Строительный материал смежных рядов клетки крепят между собой скобами. При применении не круглого материала (шпалы, брусья, окантованные бревна) и кратковременности переправы для быстроты работы материал можно и не крепить. Само собой разумеется, лежень клетки и береговые лежни должны находиться на одном уровне и лежать горизонтально.
Промежуточной опорой в мосту может служить также рама из бревен. Она состоит обычно из четырех стоек, насадки, лежня и двух наклонных схваток для жесткости. На стойки используют бревна диаметром в 20 см, на насадки и лежни— бревна диаметром 22—24 см. Насадки и лежни окантовывают и крепят к стойкам штырями длиной по 40 см из 16-мм круглого железа. Схватки делают из досок или пластин, прибивая их к каждой стойке, насадке и лежню гвоздями. Рамную опору при установке ее на место подносят и укладывают лежнем на подкладки из обрезков бревен. Далее совмещают середину лежня с осью моста, а сам лежень — с осью опоры и подымают раму в вертикальное положение. Чтобы рама при подъеме не сдвигалась с места, предварительно с наружной стороны лежня забивают два кола для упора. Раму поднимают вручную и при помощи веревок удерживают вертикально. При наличии автокрана подноска и установка рамы упрощаются. В вертикальном положении рама временно закрепляется подкосами. Пролеты моста перекрывают прогонами из окантованных сверху бревен. Снизу прогоны подтесывают только по концам, в местах соприкосновения с опорами. По ширине моста на равных расстояниях друг от друга укладывают 6—12 прогонов. Если мост имеет два и более пролета, то прогоны на промежуточной опоре соединяют в переплет, запуская концы прогонов на 25—30 см за ось опоры. Чтобы можно было так уложить прогоны, их располагают не параллельно оси моста, а под некоторым углом к ней. На прогоны идут бревна различной толщины, в зависимости от их количества, величины пролета и веса проходящих по мосту грузов. Так, если пролет в 4 м перекрывают 6 прогонов, то для пропуска по мосту колесных грузов с давлением на ось не свыше 8 т и гусеничных до 20 т (практически всех грузов, кроме тяжелых орудий на тракторных прицепах и танков) необходимо уложить прогоны диаметром 22 см. При мостовом пролете в 6 м толщину прогонов увеличивают до 27 см.
Для определения диаметра прогонов, равно как и других элементов моста, существуют таблицы в наставлениях по мостам для инженерных войск и в специальной литературе. Поверх ровно уложенных на одном уровне прогонов кладется поперечный настил. Для этого применяют пластины, кругляк и доски. Для тех же нагрузок, которые указаны выше, необходим настил из пластин 10—12-см толщины или 15-см круглого леса. При использовании досок менее 6 см толщиной на настил необходимо класть защитные колеи, о чем уже говорилось ранее. Настил крепится колесоотбоями из 16—18-см бревен, уложенными над крайними прогонами моста. В последнюю очередь проезжую часть моста ограждают перилами. Здесь очень кратко рассказано о постройке моста. Более полное представление об этом можно получить, если хоть раз понаблюдать, как строят или ремонтируют мосты на наших дорогах. Кроме того, в подразделениях, которым для обеспечения своего движения придется строить мост, всегда найдутся бойцы, знакомые с плотничьим ремеслом. Почти всегда помощь в постройке моста окажут знающие это дело и находящиеся поблизости саперы или понтонеры.
В этой главе очень кратко изложены сведения по усилению, ремонту и постройке простейших деревянных мостов, часто встречающихся на дорогах. Эти работы не представляют для наших бойцов больших трудностей, если, конечно, знать, как взяться за дело. Вовремя построенный или отремонтированный мост через ручей, овраг или реку обеспечит передвижение подразделений с техникой и, стало быть, будет способствовать выполнению боевой задачи. К этому надо еще добавить несколько слов о необходимости соблюдения правил движения по мостам, что особенно важно и обязательно для всех в военное время. Вот главные из них. На подходах к мосту выставляются дорожные знаки, указывающие его грузоподъемность, допускаемую скорость движения и дистанции между перевозимыми грузами. Обычная скорость движения по военным мостам 5—10 км в час, расстояние между проходящими машинами 8—10 м. Движение механического транспорта должно производиться плавно, без рывков, торможения, переключения скоростей и разворачиваний. Движение войск в пешем строю колоннами не должно быть в ногу. Проходящие подразделения, автотранспорт и боевая техника подчиняются всем требованиям лица, регулирующего движение на мосту. Без соблюдения этих правил движения элементы мостов (особенно настил) быстро снашиваются и ломаются, устои расшатываются и мосты могут даже разрушиться. Кроме того, отсутствие порядка всегда ведет к авариям, замедлению движения колонн, заторам перед мостом и на нем. А это в боевой обстановке может повести к потерям в случае воздушного налета, а также к невыполнению боевого приказа. ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ЧТЕНИЯ: Комагоров В. А. Простейшие военные мосты. Воениздат. 1955 г. IV. ПЕРЕПРАВЫ ЧЕРЕЗ РЕКИ КАК ЭТО БЫЛО Летом 1943 г. советские войска, очищая родную землю от гитлеровских захватчиков, форсировали такие серьезные водные преграды, как реки Северный Донец, Десну, Сож, Днепр и большое количество мелких рек, речек и протоков, Особенно примечательна была переправа через Днепр, когда наши части и подразделения, выйдя широким фронтом к реке и не дожидаясь постройки паромов и мостов, на подручных средствах преодолевали широкую водную преграду и захватывали на берегу противника плацдармы.
Форсировать водную преграду — это не значит просто и спокойно переправиться через нее по мостам при помощи паромов, судов или лодок, ожидающих вас. В наступлении, преодолевая яростное сопротивление противника, войска выходят к реке, на которой обычно взорваны мосты, уничтожены переправы, потоплены или угнаны на другой берег все пловучие средства. Между тем, подразделениям, первыми достигшим реки, очень важно немедленно, как говорится, «на плечах у противника», не давая ему опомниться и организоваться для обороны, переправиться и оттеснить его подальше от берега. Удерживая захваченный плацдарм, передовые подразделения обеспечивают переправу подходящих главных сил. Если этого не сделать, то река будет хорошо наблюдаться и обстреливаться противником всеми видами огня. Тогда навести переправу или построить мост окажется совершенно немыслимо: все будет уничтожено. Вот почему наступавшие солдаты не ждали, когда подойдут инженерные части и наведут мосты. Если с грузом многотонным Отстают грузовики, И когда-то мост понтонный Доберется до реки, — Под огнем не ждет пехота, Уставной держась статьи, За паром идут ворота, Доски, бревна за ладьи1. Советские солдаты с оружием в руках переправлялись через реки вплавь, держась за доски, жерди и дрова. Они делали также легкие плотики из набитых сеном плащ-палаток, автокамер, бидонов, Камышевых фашин, дверей и деревянных заборов. Для переправы пулеметов и минометов их расчеты сооружали плоты из досок и бревен разобранных строений, использовали деревянные и металлические бочки, уцелевшие рыбацкие челноки и лодки. Саперы переправляли подразделения на резиновых надувных лодках и других десантных средствах. Под прикрытием сражающихся на захваченном плацдарме подразделений инженерные части собирали паромы, наводили сначала понтонные, а затем строили постоянные мосты, по которым непрерывным потоком шли стрелковые подразделения, а с ними артиллерийские орудия, танки и другая боевая техника. Так было и в последующие годы Великой Отечественной войны при форсировании нашими войсками рек Южного Буга, Днестра, Прута, Серета, Вислы, Немана, Сана, Тиссы, Одера и множества других. На этих переправах советские воины показали непревзойденную доблесть и высокое боевое мастерство.
Таким образом, как показывает опыт войны, успех переправы, а следовательно, и дальнейшее продвижение вперед, часто зависят не только от наличия переправочных средств и работы понтонеров и саперов. Умение преодолевать с боем малые и большие реки при помощи простейших подручных переправочных средств имеет огромнейшее значение в бою. Вот что рассказал воинам Герой Советского Союза гвардии лейтенант Болото о бое под Севастополем: «Прорвались наши войска к Северной бухте. А немец из Севастополя на катерах уходит. И тут приходит приказ от генерала Захарова: форсировать бухту, наступать немцам на пятки в Севастополе... И стали наши гвардейцы бухту форсировать. Всем охота первым быть. Кто плоты колотит, кто на бревно садится, а другие гробы немецкие взяли, они их тут сотый две запасли, да в гробах, как в челноках, поплыли. Вместо парусов — плащ-палатки да шинели. Немец стреляет, а остановить не может. Один плот потопит, еще три- плывут...»[2]. «Самоотверженность, находчивость и смекалка наших воинов в бою помогали выходить из любого трудного положения. Одна наша часть, продвигаясь с боями к центру Берлина, встретила на пути канал Ландвер. Требовалось форсировать его. Тут и отличилась рота старшего лейтенанта Савина, которой было приказано на рассвете переправиться на другой берег, захватить там плацдарм и обеспечить переправу всей части. Решено было, не дожидаясь, когда саперы восстановят разрушенный мост, найти для переправы другие средства. С этой целью ночью бойцы обследовали берег канала и обнаружили перекинутый через воду стальной канат — единственное, что сохранилось от подвесной дороги, разрушенной артиллерийским огнем. Едва забрезжил рассвет, старший лейтенант Савин, повиснув над 'водой и перебирая канат руками, стал переправляться на другой берег. За отважным командиром следовали сержант Глиндяев, старшина Цыганков, рядовой Пилипенко и другие сильные, ловкие и бесстрашные воины. Лишь только после того, как почти вся группа переправилась на другой берег, возле каната засвистели пули и осколки мин. Сосредоточившись за кучами угля на берегу, переправившаяся группа атаковала ближайшее здание, обороняемое немцами, овладела им и тем способствовала форсированию канала другими подразделениями»[3]. ПО ПОЯС В ВОДЕ Часто даже широкие реки имеют броды, т. е. мелкие места с плотным грунтом дна, по которым возможны переход и переезд без всяких переправочных средств. Ими и пользуются подразделения войск, чтобы ускорить переправу и достигнуть внезапности своих действий. Броды указываются на картах крупного масштаба, их хорошо знают местные жители. Броды можно найти и по некоторым характерным признакам. Например, на место брода указывают тропинки, колеи и наеженные полевые дороги, оканчивающиеся у воды и продолжающиеся на другом берегу. Чаще всего броды находятся на широких участках реки с низкими пологими берегами. На мелкие места и отмели указывают рябь на воде, растительность, перепады воды при переходе от мелких к глубоким местам.
Однако, не зная брода, не суйся в воду, говорит старая русская пословица. Поэтому каждый брод предварительно нужно разведать и определить его направление, глубину, грунт дна, скорость течения воды. На бродах могут оказаться ямы, воронки от взрыва авиабомб и снарядов, попавших в реку, вязкие места, камни, коряги, а возможно и заграждения, установленные противником, чтобы помешать переправе. Обычная глубина брода при средней скорости течения воды не должна превышать для движения автомашин 50 см,артиллерии — 70 см и для прохода пеших людей — 1 м. Если скорость течения превышает 1 м в секунду, то глубина брода должна быть меньше указанной. После обследования направление брода обозначают вехами, установленными на обоих берегах, а его границы — крепко забитыми в дно кольями. На быстро текущей реке с низовой стороны брода протягивают канат, за который могли бы держаться люди. Концы каната прочно крепятся на берегах за деревья или сбитые в землю колья. На воде канат поддерживается поплавками из деревянных чурок, поленьев и пр. Слабое дно реки укрепляют насыпкой камня, укладкой хвороста с последующей засыпкой сверху камнем или прочным неразмываемым грунтом. Ямы, воронки и промоины заделывают камнем, хворостяными фашинами с камнем и метками с песком. Само собой разумеется, что препятствующие движению коряги, камни, затонувшие деревья, проволочные и другие заграждения удаляются. Никогда не мешает проверить, не поставил ли противник на берегу около брода и в воде мин или взрывных «сюрпризов». Для движения автотранспорта, артиллерийских орудий, танков и другой техники на берегах делают пологие съезды к воде и выезды из нее. Укрепляют их песком, гравием, битым кирпичом, булыжным камнем, хворостяной или жердевой выстилкой. Без этой меры съезды к броду и выезды с него будут скоро разбиты, на них появятся глубокие колеи и выбоины, мешающие движению. При съезде к воде на берегу устанавливается табличка с указанием глубины и ширины брода, грунта дна, скорости течения, порядка перехода и перевозки грузов. Брод обслуживает специально выделенная команда, которая следит за его состоянием, за порядком переправы, исправляет повреждения и несет спасательную службу. Только так оборудованный брод обеспечит быструю и надежную переправу через реку (рис. 25).
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 471; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.20.238.187 (0.023 с.) |