Как построить простейший мост 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как построить простейший мост



С необходимостью построить простейший мост воины мо­гут встретиться, если при прокладке колонного пути нельзя обойти глубокую канаву, ров, яму, ручей или овраг с крутыми берегами. Это не исключено и на дороге с полностью уничто­женными мостами, когда поблизости нет саперов, а следовать вперед надо без промедления. При небольшой ширине препят­ствия, наличии поблизости подходящего леса (бревен, жердей, досок) построить простой балочный мост в один или два про­лета не трудно.

Как уже говорилось, работа по постройке моста начинается с разбивки оси моста и места положения береговых и (если она есть) промежуточной опор (рис. 23). Ось моста разбивают перпендикулярно оврагу, ручью или другому препятствию и обозначают вехами, ставя их по две на каждом берегу на рас­стоянии 6—8 м одна от другой. Все вехи должны находиться в одном створе. Далее колышками обозначают места берего­вых лежней (опор). Чтобы определить место промежуточной опоры (если она должна быть), через препятствие по оси мо­ста протягивают веревку или проволоку, на которой вымере­ны и отмечены места опор. Под отметкой промежуточной опо­ры по отвесу забивают кол или вешку.

 

Береговые лежни из толстых, окантованных с двух сторон бревен укладывают перпендикулярно оси моста на выровнен­ную площадку (рис. 24). Площадки на обоих берегах должны быть горизонтальными и находиться на одном уровне. Каж­дый лежень кладут на шесть-восемь подкладок из обрезков бревен метровой длины и крепят от сдвига с боков и торцов восемью свайками.

Промежуточная опора при неглубоких препятствиях де­лается различно. Когда дно препятствия сухое, самое про­стое — Сделать клеточную опору. На ее устройство идут шпа­лы, брусья, бревна и длинные двухметровые дрова.

Перед складыванием клетки выравнивают и утрамбовывают площадку, на которую сплошным рядом укладывают шпалы, брусья, бревна или дрова. Далее сверху, чередуя попереч­ные и продольные ряды, укладывают материал на тре­буемую высоту опоры, но не более чем на 2 м. В верхнем ря­ду, по оси опоры, помещают окантованный лежень, на который лягут прогоны. Строительный материал смежных рядов клет­ки крепят между собой скобами. При применении не круглого материала (шпалы, брусья, окантованные бревна) и кратко­временности переправы для быстроты работы материал мож­но и не крепить. Само собой разумеется, лежень клетки и береговые лежни должны находиться на одном уровне и лежать горизонтально.

 

Промежуточной опорой в мосту может служить также ра­ма из бревен. Она состоит обычно из четырех стоек, насадки, лежня и двух наклонных схваток для жесткости. На стойки используют бревна диаметром в 20 см, на насадки и лежни— бревна диаметром 22—24 см. Насадки и лежни окантовывают и крепят к стойкам штырями длиной по 40 см из 16-мм круг­лого железа. Схватки делают из досок или пластин, прибивая их к каждой стойке, насадке и лежню гвоздями.

Рамную опору при установке ее на место подносят и ук­ладывают лежнем на подкладки из обрезков бревен. Далее совмещают середину лежня с осью моста, а сам лежень — с осью опоры и подымают раму в вертикальное положение. Что­бы рама при подъеме не сдвигалась с места, предварительно с наружной стороны лежня забивают два кола для упора. Раму поднимают вручную и при помощи веревок удерживают верти­кально. При наличии автокрана подноска и установка рамы упрощаются. В вертикальном положении рама временно за­крепляется подкосами.

Пролеты моста перекрывают прогонами из окантованных сверху бревен. Снизу прогоны подтесывают только по кон­цам, в местах соприкосновения с опорами. По ширине моста на равных расстояниях друг от друга укладывают 6—12 про­гонов. Если мост имеет два и более пролета, то прогоны на промежуточной опоре соединяют в переплет, запуская концы прогонов на 25—30 см за ось опоры. Чтобы можно было так уложить прогоны, их располагают не параллельно оси моста, а под некоторым углом к ней. На прогоны идут бревна раз­личной толщины, в зависимости от их количества, величины пролета и веса проходящих по мосту грузов. Так, если пролет в 4 м перекрывают 6 прогонов, то для пропуска по мосту ко­лесных грузов с давлением на ось не свыше 8 т и гусеничных до 20 т (практически всех грузов, кроме тяжелых орудий на тракторных прицепах и танков) необходимо уложить прого­ны диаметром 22 см. При мостовом пролете в 6 м толщину прогонов увеличивают до 27 см.

Для определения диаметра прогонов, равно как и других элементов моста, существуют таблицы в наставлениях по мос­там для инженерных войск и в специальной литературе.

Поверх ровно уложенных на одном уровне прогонов кладет­ся поперечный настил. Для этого применяют пластины, круг­ляк и доски. Для тех же нагрузок, которые указаны выше, не­обходим настил из пластин 10—12-см толщины или 15-см круглого леса. При использовании досок менее 6 см толщиной на настил необходимо класть защитные колеи, о чем уже го­ворилось ранее. Настил крепится колесоотбоями из 16—18-см бревен, уложенными над крайними прогонами моста.

В последнюю очередь проезжую часть моста ограждают перилами.

Здесь очень кратко рассказано о постройке моста. Более полное представление об этом можно получить, если хоть раз понаблюдать, как строят или ремонтируют мосты на наших дорогах. Кроме того, в подразделениях, которым для обеспе­чения своего движения придется строить мост, всегда найдутся бойцы, знакомые с плотничьим ремеслом. Почти всегда по­мощь в постройке моста окажут знающие это дело и находя­щиеся поблизости саперы или понтонеры.

 

 

В этой главе очень кратко изложены сведения по усилению, ремонту и постройке простейших деревянных мостов, часто встречающихся на дорогах. Эти работы не представляют для наших бойцов больших трудностей, если, конечно, знать, как взяться за дело. Вовремя построенный или отремонтирован­ный мост через ручей, овраг или реку обеспечит передвижение подразделений с техникой и, стало быть, будет способствовать выполнению боевой задачи. К этому надо еще добавить нес­колько слов о необходимости соблюдения правил движения по мостам, что особенно важно и обязательно для всех в воен­ное время. Вот главные из них.

На подходах к мосту выставляются дорожные знаки, ука­зывающие его грузоподъемность, допускаемую скорость дви­жения и дистанции между перевозимыми грузами. Обычная скорость движения по военным мостам 5—10 км в час, рас­стояние между проходящими машинами 8—10 м. Движение механического транспорта должно производиться плавно, без рывков, торможения, переключения скоростей и разворачива­ний. Движение войск в пешем строю колоннами не должно быть в ногу. Проходящие подразделения, автотранспорт и боевая техника подчиняются всем требованиям лица, регули­рующего движение на мосту. Без соблюдения этих правил движения элементы мостов (особенно настил) быстро сна­шиваются и ломаются, устои расшатываются и мосты могут даже разрушиться. Кроме того, отсутствие порядка всегда ве­дет к авариям, замедлению движения колонн, заторам перед мостом и на нем. А это в боевой обстановке может повести к потерям в случае воздушного налета, а также к невыполнению боевого приказа.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ЧТЕНИЯ:

Комагоров В. А. Простейшие военные мосты. Воениздат. 1955 г.

IV. ПЕРЕПРАВЫ ЧЕРЕЗ РЕКИ

КАК ЭТО БЫЛО

Летом 1943 г. советские войска, очищая родную землю от гитлеровских захватчиков, форсировали такие серьезные вод­ные преграды, как реки Северный Донец, Десну, Сож, Днепр и большое количество мелких рек, речек и протоков, Особенно примечательна была переправа через Днепр, когда наши части и подразделения, выйдя широким фронтом к реке и не дожи­даясь постройки паромов и мостов, на подручных средствах преодолевали широкую водную преграду и захватывали на берегу противника плацдармы.

Форсировать водную преграду — это не значит просто и спокойно переправиться через нее по мостам при помощи паро­мов, судов или лодок, ожидающих вас. В наступлении, прео­долевая яростное сопротивление противника, войска выходят к реке, на которой обычно взорваны мосты, уничтожены пере­правы, потоплены или угнаны на другой берег все пловучие средства. Между тем, подразделениям, первыми достигшим реки, очень важно немедленно, как говорится, «на плечах у противника», не давая ему опомниться и организоваться для обороны, переправиться и оттеснить его подальше от берега. Удерживая захваченный плацдарм, передовые подразделения обеспечивают переправу подходящих главных сил. Если это­го не сделать, то река будет хорошо наблюдаться и обстрели­ваться противником всеми видами огня. Тогда навести пере­праву или построить мост окажется совершенно немыслимо: все будет уничтожено. Вот почему наступавшие солдаты не ждали, когда подойдут инженерные части и наведут мосты.

Если с грузом многотонным Отстают грузовики,

И когда-то мост понтонный Доберется до реки, —

Под огнем не ждет пехота,

Уставной держась статьи,

За паром идут ворота,

Доски, бревна за ладьи1.

Советские солдаты с оружием в руках переправлялись че­рез реки вплавь, держась за доски, жерди и дрова. Они дела­ли также легкие плотики из набитых сеном плащ-палаток, автокамер, бидонов, Камышевых фашин, дверей и деревянных заборов. Для переправы пулеметов и минометов их расчеты сооружали плоты из досок и бревен разобранных строений, использовали деревянные и металлические бочки, уцелевшие рыбацкие челноки и лодки. Саперы переправляли подразде­ления на резиновых надувных лодках и других десантных средствах.

Под прикрытием сражающихся на захваченном плацдарме подразделений инженерные части собирали паромы, наводили сначала понтонные, а затем строили постоянные мосты, по которым непрерывным потоком шли стрелковые подразделе­ния, а с ними артиллерийские орудия, танки и другая боевая техника.

Так было и в последующие годы Великой Отечественной войны при форсировании нашими войсками рек Южного Бу­га, Днестра, Прута, Серета, Вислы, Немана, Сана, Тиссы, Оде­ра и множества других. На этих переправах советские воины показали непревзойденную доблесть и высокое боевое мастер­ство.

Таким образом, как показывает опыт войны, успех пере­правы, а следовательно, и дальнейшее продвижение вперед, часто зависят не только от наличия переправочных средств и работы понтонеров и саперов. Умение преодолевать с боем малые и большие реки при помощи простейших подручных переправочных средств имеет огромнейшее значение в бою.

Вот что рассказал воинам Герой Советского Союза гвар­дии лейтенант Болото о бое под Севастополем: «Прорвались наши войска к Северной бухте. А немец из Севастополя на катерах уходит. И тут приходит приказ от генерала Захаро­ва: форсировать бухту, наступать немцам на пятки в Сева­стополе...

И стали наши гвардейцы бухту форсировать. Всем охота первым быть. Кто плоты колотит, кто на бревно садится, а дру­гие гробы немецкие взяли, они их тут сотый две запасли, да в гробах, как в челноках, поплыли. Вместо парусов — плащ-па­латки да шинели. Немец стреляет, а остановить не может. Один плот потопит, еще три- плывут...»[2].

«Самоотверженность, находчивость и смекалка наших вои­нов в бою помогали выходить из любого трудного положения. Одна наша часть, продвигаясь с боями к центру Берлина, встретила на пути канал Ландвер. Требовалось форсировать его. Тут и отличилась рота старшего лейтенанта Савина, ко­торой было приказано на рассвете переправиться на другой берег, захватить там плацдарм и обеспечить переправу всей части.

Решено было, не дожидаясь, когда саперы восстановят раз­рушенный мост, найти для переправы другие средства. С этой целью ночью бойцы обследовали берег канала и обнаружи­ли перекинутый через воду стальной канат — единственное, что сохранилось от подвесной дороги, разрушенной артилле­рийским огнем.

Едва забрезжил рассвет, старший лейтенант Савин, повис­нув над 'водой и перебирая канат руками, стал переправлять­ся на другой берег. За отважным командиром следовали сер­жант Глиндяев, старшина Цыганков, рядовой Пилипенко и другие сильные, ловкие и бесстрашные воины. Лишь только после того, как почти вся группа переправилась на другой бе­рег, возле каната засвистели пули и осколки мин.

Сосредоточившись за кучами угля на берегу, переправив­шаяся группа атаковала ближайшее здание, обороняемое нем­цами, овладела им и тем способствовала форсированию кана­ла другими подразделениями»[3].

ПО ПОЯС В ВОДЕ

Часто даже широкие реки имеют броды, т. е. мелкие ме­ста с плотным грунтом дна, по которым возможны переход и переезд без всяких переправочных средств. Ими и пользуются подразделения войск, чтобы ускорить переправу и достигнуть внезапности своих действий.

Броды указываются на картах крупного масштаба, их хо­рошо знают местные жители. Броды можно найти и по некоторым характерным признакам. Например, на место брода указывают тропинки, колеи и наеженные полевые дороги, оканчивающиеся у воды и продолжающиеся на другом берегу. Чаще всего броды находятся на широких участках реки с низ­кими пологими берегами. На мелкие места и отмели указы­вают рябь на воде, растительность, перепады воды при пере­ходе от мелких к глубоким местам.

Однако, не зная брода, не суйся в воду, говорит старая русская пословица. Поэтому каждый брод предварительно нужно разведать и определить его направление, глубину, грунт дна, скорость течения воды. На бродах могут оказаться ямы, воронки от взрыва авиабомб и снарядов, попавших в реку, вязкие места, камни, коряги, а возможно и заграждения, уста­новленные противником, чтобы помешать переправе.

Обычная глубина брода при средней скорости течения воды не должна превышать для движения автомашин 50 см,артиллерии — 70 см и для прохода пеших людей — 1 м. Если скорость течения превышает 1 м в секунду, то глубина брода должна быть меньше указанной.

После обследования направление брода обозначают веха­ми, установленными на обоих берегах, а его границы — крепко забитыми в дно кольями. На быстро текущей реке с низовой стороны брода протягивают канат, за который могли бы дер­жаться люди. Концы каната прочно крепятся на берегах за деревья или сбитые в землю колья. На воде канат поддер­живается поплавками из деревянных чурок, поленьев и пр.

Слабое дно реки укрепляют насыпкой камня, укладкой хвороста с последующей засыпкой сверху камнем или прочным неразмываемым грунтом. Ямы, воронки и промоины заде­лывают камнем, хворостяными фашинами с камнем и мет­ками с песком. Само собой разумеется, что препятствующие движению коряги, камни, затонувшие деревья, проволочные и другие заграждения удаляются. Никогда не мешает прове­рить, не поставил ли противник на берегу около брода и в во­де мин или взрывных «сюрпризов».

Для движения автотранспорта, артиллерийских орудий, танков и другой техники на берегах делают пологие съезды к воде и выезды из нее. Укрепляют их песком, гравием, битым кирпичом, булыжным камнем, хворостяной или жердевой вы­стилкой. Без этой меры съезды к броду и выезды с него будут скоро разбиты, на них появятся глубокие колеи и выбоины, мешающие движению.

При съезде к воде на берегу устанавливается табличка с указанием глубины и ширины брода, грунта дна, скорости те­чения, порядка перехода и перевозки грузов. Брод обслу­живает специально выделенная команда, которая следит за его состоянием, за порядком переправы, исправляет повреж­дения и несет спасательную службу.

Только так оборудованный брод обеспечит быструю и на­дежную переправу через реку (рис. 25).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 471; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.20.238.187 (0.023 с.)