II. Улучшение дорог и устройство колонных путей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Улучшение дорог и устройство колонных путей



БЕЗ ДОРОГ - НИ ШАГУ

Во время войны богато оснащенные подвижной боевой тех­никой и автомобильным транспортом армии совершают боль­шие и длинные переходы из тыла к фронту, сосредоточиваются для боя, маневрируют на местности, перегруппировываются, стремительно наступают или отходят. О масштабах передви­жения войск можно судить по опыту прошлой войны. Только за летнюю кампанию 1944 г. Советская Армия с боями прошла от Витебска до Тильзита — более 500 км, от Жлобина до Варшавы — более 600 км, от Кишинева до Белграда — более 900 км. Весной 1945 г. наши наступающие войска пересекли всю Восточную Пруссию, Польшу, часть Австрии, вышли- на р. Эльбу, очистили от гитлеровцев Венгрию, Румынию, Чехо­словакию и подошли к Альпам. Для передвижений войск и снабжения их боевыми припасами, горючим, продовольствием, имуществом, для эвакуации в тыл раненых, пленных и тро­феев прежде всего необходимы дороги.

Хороших, исправных дорог, могущих полностью обеспечить войска, всегда недостаточно. Кроме того, во время войны су­ществующие дороги от усиленного движения по ним тяжелых грузов портятся. Они также разрушаются авиацией, дально­бойной артиллерией воюющих сторон. Отступающие нередко подрывают дороги, чтобы затруднить продвижение наступаю­щей стороны. Поэтому войскам постоянно приходится восста­навливать испорченные и разрушенные участки дорог, ремон­тировать повреждения, усиливать грунтовые дороги, прокла­дывать колонные пути для движения по целине. Наиболее сложные работы на ответственных направлениях выполняют специальные военно-дорожные части и инженерные войска. Для этой цели они снабжены различными дорожными маши­нами и механизмами (грейдерами, бульдозерами, тракторными лопатами, плугами-канавокопателями, катками и пр.).

Дорожные работы очень трудоемки, особенно там, где про­тивник произвел массовые разрушения. Поэтому, обеспечивая свое движение вперед, войска оказывают возможную и посиль­ную помощь специалистам - дорожникам. Но на пути движения частей и подразделений нередко вырастают неожиданные пре­пятствия. Тогда пехотинцы, артиллеристы, танкисты, водители автомашин сами устраняют неисправности: делают объезды, усиливают проезжую часть дороги, исправляют повреждения дорожных сооружений (труб, мостов), прокладывают колон­ные пути.

Прокладка колонных путей по целине приобретает особое значение в условиях атомной войны. Известно, что после взрыва атомной бомбы или снаряда большие участки местно­сти бывают заражены радиоактивными веществами. Места сильного заражения, опасного для здоровья и жизни человека, обходятся. Если через них проходит дорога, то ею нельзя поль­зоваться; потребуется делать обходные колонные пути. Все это обязывает каждого рядового бойца знать способы ремонта, восстановления и усиления существующих дорог, а также про­кладки дорог и колонных путей по целине.

КАК УСТРОЕНЫ ДОРОГИ

Войскам во время передвижений приходится пользоваться самыми разнообразными дорогами. В полосе боевых действий и передвижений войск встречаются совершенные дороги, такие, как современные асфальтированные и бетонные автострады, выдерживающие большое движение любых грузов, хорошие щебеночные или гравийные шоссе и менее удобные, но проч­ные мостовые из колотого или отесанного булыжного камня и клинкера (кирпича). Менее подходящими для движения ар­тиллерии, автотранспорта и боевой техники являются дороги грунтовые профилированные (т. е. построенные с соблюдением дорожных правил) и просто наезженные—полевые, луговые и лесные. А грунтовых дорог всегда больше, чем шоссе и мо­стовых с каменным или асфальтированным покрытием.

Время года, даже осенняя и весенняя распутица, не ока­зывает особенного влияния на движение по исправным совре­менным дорогам с прочным дорожным покрытием. Однако плохо содержащиеся дороги с неровной поверхностью, выбои­нами, глубокими колеями и воронками, с разрушенными дорожными сооружениями — трубами, водостоками, огражде­ниями, мостами, переездами — более чувствительны к дождям и порой могут оказаться труднопроходимыми. Грунтовые дороги. как профилированные, так и наезженные, особенно про­ходящие по низинам, заболоченным участкам или глинистому грунту, в распутицу почти не проходимы для большей части боевой техники и транспорта.

Прежде чем говорить о ремонте существующих дорог и их усилении или о прокладке новых путей для движения войск, необходимо знать, как устроены дороги.

Каждая автомобильная или автогужевая дорога, т. е. до­рога для движения смешанного транспорта, построенная по правилам дорожной техники, состоит из дорожного полотна, двух боковых канав или кюветов и обрезов (рис. 16). Вся по­лоса земли, отведенная для постройки дороги, включая дорож­ные знаки, ограждения, столбы, трубы, мосты, путевые и стан­ционные здания, называется полосой отвода.

Дорожное полотно является основной частью дорога и состоит из проезжей части;и двух обочин.

Проезжая часть предназначается для движения транс­порта. Она имеет специальную дорожную одежду из прочного (каменного, бетонного) покрытия и искусственного песчаного или каменного основания. Для стока дождевой воды поверхно­сти проезжей части придают небольшой уклон в сторону канав.

Как правило, проезжая часть имеет двускатный поперечный профиль, переходящий для безопасности движения на крутых поворотах в односкатный. При постройке дороги грейдерами (машинами для устройства земляного полотна) проезжая часть имеет в разрезе вид плавной кривой, переходящей в бо­ковые канавы треугольного сечения (правая половина дороги изображена на рис. 16).

Нормальная ширина проезжей части для двустороннего движения — 6 м, а для одностороннего — 3,5 м, с разъездами, для встречного транспорта. Для смешанного движения всех видов транспорта рекомендуется ширину проезжей части уве­личивать. В горах вследствие трудности постройки дороги де­лаются уже.

Обочины устраиваются по обе стороны проезжей части и служат для обеспечения безопасности движения, для упора и предохранения от разрушения краев одежды дороги, для уменьшения влияния на ее покрытие воды, собирающейся в боковых канавах. Ширина обочин на равнинной местности при­нимается от 1,25 м и более, в зависимости от интенсивности движения, с расчетом, чтобы машина в случае поломки могла остановиться на обочине, не стесняя движения по проезжей ча­сти. На горных дорогах ширину обочины сокращают. Обочине придают небольшой уклон в сторону канавы.

Боковые канавы (кюветы) предназначаются для сбо­ра дождевой или талой воды, стекающей с дорожного полотна и с откосов по сторонам дороги. Боковые канавы делают тра­пецеидального или треугольного сечения. Первый тип канав принят преимущественно на шоссейных дорогах и построенных ручным способом грунтовых дорогах, второй — главным об­разом на грунтовых, профилируемых дорожными машинами— грейдерами.

Глубина трапецеидальных канав (кюветов) — 0,6—0,8 м, ширина по дну — 0,4 м, крутизна откосов — 1:1,5. Треугольные- канавы имеют глубину не более 0,4 м, пологие внутренние и более крутые наружные откосы.

На войсковых дорогах для безопасности движения, особен­но ночью, а также для съезда с дороги автомашин устраивают треугольные канавы с небольшой внутренней крутизной отко­сов. На песчаных грунтах и в том случае, когда дорога прохо­дит насыпью высотой 0,5 м, боковые канавы не устраиваются.

Дорожное полотно»с боковыми канавами (кюветами), с откосами насыпей и выемок называется земляным по­лотном.

Обрезами называются полосы земли по обеим сторонам земляного полотна. На них устраивают объезды, устанавлива­ют столбы телефонно-телеграфных линий связи, дорожные и путевые знаки, складывают дорожно-строительные материа­лы, добывают грунт при разработке выемок. По обрезам пере­двигаются гусеничный транспорт (тракторы, танки) и неболь­шие колонны войск.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.184 (0.005 с.)