Основные условия эффективного общения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные условия эффективного общения

Поиск

(4ч)

 

Необходимые условия успешного, эффективного общения: 1) готовность к общению (обоюдное желание собеседников высказать своё мнение по обсуждаемому вопросу, выслушать своего партнёра; наличие общих интересов у собеседников, достаточного жизненного опыта, начитанности, научных знаний для понимания смысла речи собеседника; владение достаточным объёмом культурологических знаний и др.); 2) достаточно высокий уровень владения языком и коммуникативными навыками; 3) соблюдение норм речевого поведения и др.     Анализ речевых ситуаций с целью выявления нарушений основных условий эффективного общения.
*Прецедентные тексты как тексты (фразы, слова), которые имеют историко-культурную ценность и на которые часто ссылаются носители языка (цитаты из общеизвестных художественных произведений; ссылки на мифы, предания, сказки; афоризмы, пословицы, крылатые слова, фразеологические обороты; фразы из песен названия книг, спектаклей, опер, фильмов; высказывания героев популярных кинофильмов и т.п.). *Понимание прецедентных текстов как одно из условий эффективности речевого общения.    *Анализ речевых ситуаций, в которых причиной коммуникативной неудачи является недостаточный объём культурологических знаний собеседника. 
**Коммуникативный барьер как психологическое препятствие, которое может стать причиной непонимания или возникновения отрицательных эмоций в процессе общения.       **Элементарный анализ накопленного речевого опыта, связанного с преодолением коммуникативных барьеров в процессе общения. **Составление рекомендаций (правил), которыми должен пользоваться каждый, кто хочет научиться преодолевать коммуникативные барьеры в речевом общении.  
Умение задавать вопросы как условие эффективности   общения, в том числе и интернет-общения.  
**Виды вопросов и цель их использования в процессе общения: информационный, контрольный, ориентационный, ознакомительный, провокационный, этикетный.   **Наблюдение за уместностью использования разных видов вопроса в разных ситуациях общения.    
Типичные коммуникативные неудачи, встречающиеся в письменных экзаменационных работах старшеклассников: неясно выраженная мысль, нарушение этических норм общения (например, неоправданная агрессия речи, преувеличение степени речевой свободы, допустимой в коммуникативной ситуации экзамена), неуместное использование того или иного языкового средства выразительности и др. Анализ и редактирование фрагментов из сочинений старшеклассников с целью исправления ошибок и коммуникативных недочётов (в течение всего учебного года).

Виды речевой деятельности и информационная переработка текста (55ч)

Виды речевой деятельности

(4ч)

Виды речевой деятельности: 1) связанные с восприятием и пониманием чужой речи (ауди­рование, чтение); 2) связанные с созданием собственного рече­вого высказывания (говорение, письмо).   Анализ памяток-инструкций («Как читать текст, чтобы понять его содержание», «Как слушать текст, чтобы понять его содержание», «Как писать сочинение», «О чём нужно помнить, выступая перед аудиторией с докладом, сообщением» и др.) с точки зрения особенностей вида речевой деятельности, который помогает организовать каждая из них.  
**Четыре этапа речевой деятельности: 1) ориентировочный, 2) этап планирования, 3) этап исполнения, 4) этап контроля.    **Анализ памяток-инструкций («Как читать текст, чтобы понять его содержание», «Как слушать текст, чтобы понять его содержание», «Как писать сочинение», «О чём нужно помнить, выступая перед аудиторией с докладом, сообщением» и др.) с точки зрения отражения в них основных этапов речевой деятельности. 
*Речь внешняя как речь, доступная восприятию (слуху, зрению) других людей. *Речь внутренняя как речь,  недоступная восприятию других людей. **Особенности внутренней речи (очень сокращена, свёрнута). *Несобственно-прямая речь как один из способов передачи внутренней речи персонажа литературного произведения.   *Наблюдение за способами передачи внутренней речи персонажа литературного произведения (прямая, косвенная, несобственно-прямая речь).  


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-26; просмотров: 312; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.85.96 (0.009 с.)