Как форма работы по развитию медийно-информационной грамотности обучающихся 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как форма работы по развитию медийно-информационной грамотности обучающихся



 

Существенную роль в формировании необходимых умений работы с информацией призваны сыграть т.н. информационные (познавательные)  пятиминутки. Попав в педагогическую терминологию разговорное слово «пятиминутка» стало использоваться в нескольких значениях: как малая форма организации процесса обучения и как вид педагогической технологии. Такая форма работы имеет сходство с политинформацией, которая присутствовала в советской школе. Однако целью политинформации был рассказ о событиях из области медицины, спорта, экономики, политики за прошедшую неделю, месяц и их обсуждение. Традиционные методические разработки отражают многообразие пятиминуток (речевые, логические, экологические и т.д.). Н.И. Гендина предлагает следующую (условную!) классификацию пятиминуток:

1. Универсальные используются в рамках любой учебной дисциплины (например, физкультурные).

2. Тематические в рамках конкретной учебной дисциплины (на уроках литературы – поэтические, на уроках географии – картографические, на уроках информатики – информационные и т.д.).

Условность классификации подчеркивается тем фактом, что, к примеру, появившись на уроках информатики, информационные пятиминутки могут быть использованы в рамках любой учебной дисциплины.  

Ц ель современной информационной (познавательной) пятиминутки - содействие развитию универсальных учебных действий, общих компетенций обучающихся, включая, прежде всего, умения поиска, анализа, преобразования информации с использованием ИКТ-технологий, обеспечение информационной безопасности личности, развитие критического мышления; формирование основ медийно-информационной грамотности обучающихся как основы информационной компетентности. Автором данной формы работы является Н.И. Гендина. В основе нашей разработки лежит Учебно-методический комплекс «Основы информационной культуры школьника», созданный Н.И. Гендиной и Е.В. Косолаповой. В нем приводятся поурочные разработки уроков, терминологический словарик, список рекомендуемых источников, электронные презентации к урокам, выполненные с помощью компьютерной программыMicrosoft Power Point. В структуре комплекса информационных пятиминуток выделяются следующие разделы:

1. Информационные ресурсы общества и информационная культура. Цель данного раздела - сформировать представление о месте и роли информации в жизни человека, об информационных ресурсах общества. В результате изучения данного раздела обучающиеся должны ориентироваться в различных типах и видах документов, необходимых для успешной учебы; иметь представление о библиотеках и Интернете как важнейших источниках информационных ресурсов общества.

2. Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения. Цель этого раздела – освоение рациональных приемов и способов самостоятельного поиска информации в соответствии с возникающими в ходе обучения задачами; формирование умений информационного самообслуживания обучающихся как в условиях традиционной библиотеки, так и в Интернете. Освоение данного раздела предполагает изучение алгоритмов поиска по различным типам запросов, возникающих в ходе учебной деятельности: адресным, фактографическим, тематическим. Основой для приобретения практических умений и навыков в данной сфере является представление о библиотеке, ее структуре и возможностях.

3. Аналитико-синтетическая переработка источников информации.Цель – формирование представлений о сущности и назначении аналитико-синтетической переработки информации; овладение ее методами. Теоретической основой, обеспечивающей овладение практическими умениями по свертыванию информации, является знание назначения, структуры и функций справочного аппарата первичного документа, а также знание структуры и свойств текста как объекта аналитико-синтетической переработки. Особое внимание в разделе уделяется основным приемам интеллектуальной работы с текстом, возможностям использования изученных способов аналитико-синтетической переработки информации в ходе учебной и познавательной деятельности обучающихся.

4. Технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы обучающихся.Цель – овладение технологией подготовки документов (информационных продуктов), обусловленных задачами учебной и познавательной деятельности. Результатом изучения данного раздела является приобретение практических умений подготовки планов, сочинений, рассказов, писем. В итоге его освоения обучающиеся должны на практике демонстрировать использование всех знаний, умений и навыков: от умения выражать свою информационную потребность, формулировать информационный запрос, вести поиск информации осуществлять анализ и синтез информации до умения самостоятельно создавать информационный продукт.

5. Формирование информационной безопасности, способности противостоять влиянию «вредной» информации, развитие критического мышления и критического отношения к информации, овладение навыками критического анализа информации, в том числе поступающей из СМИ с целью защиты от возможности ее манипулятивного воздействия.  

В результате апробации данной технологии, удалось составить перечень понятий, подлежащих характеристике с помощью пятиминуток. В то же время было установлено, что невозможно использовать пятиминутки применительно к четвертому разделу курса. Это было обусловлено тем, что ни одну из технологий подготовки любого информационного продукта (учебный реферат, доклад, мультимедийная презентация, эссе и др.) невозможно воспроизвести в течение пяти минут. Иными словами, пятиминутки как малая форма организации и педагогический прием оказались неадекватными для данного раздела.  

Содержание информационных пятиминуток направлено на формирование познавательных универсальных учебных действий обучающихся, развитие информационных компетенций, обеспечение взаимосвязи с организацией учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы. Отбор содержания проводится с учетом необходимости и достаточности содержания для достижения поставленной цели обучения.

 

Учебная неделя Содержание информационной пятиминутки Основные виды учебной деятельности обучающихся

Раздел 1.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ ОБЩЕСТВА И ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА

1 Информация и ее виды по восприятию органами чувств. Источники информации. - освоение исходных понятий; - расширение представлений о сущности информации; - формирование мотивации, представления о видах информации по способу восприятия органами чувств, по форме представления, по сферам жизнедеятельности человека.
2 Первичные документы как составная часть информационных ресурсов общества. - формирование представления о документе и его видах по целевому назначению и периодичности выхода в свет; - ознакомление с понятиями «первичный документ» и «вторичный документ» и их различиями.
3 Вторичные документы как результат аналитико-синтетической переработки информации. - изучение вторичных документов как результата аналитико-синтетической переработки (свертывания) информации; - формирование представления о свертывании информации и понятиях «ключевое слово», «аннотация», «библиографическое описание»; - ознакомление с приемами выделения ключевых слов, с назначением аннотации, с элементами библиографического описания.
4 Библиотеки как источник информационных ресурсов (урок-экскурсия). - знакомство с библиотекой и ее подразделениями; - ознакомление с отделами библиотеки (абонементом, читальным залом, книгохранилищем, медиатекой), с назначением и правилами пользования подразделениями библиотеки; - рассмотрение назначения читательского билета, читательского, книжного формуляра.
5 Периодические издания как вид информационных ресурсов. - изучение журналов как разновидности информационных ресурсов; - ознакомление с определением понятия «журнал», классификацией видов журналов; - формирование представления о структуре и назначении журнала.
6 Интернет как источник информационных ресурсов. Информационная безопасность личности. - освоение принципов безопасной работы в Интернете; - изучение понятий «Интернет», «веб-сайт», «поисковая система», «поисковый каталог»; - формирование представления о назначении Интернета; - ознакомление с видами веб-сайтов по назначению, с правилами безопасной работы в Интернете.
7 Социальные сети. Информационная безопасность в социальных сетях. - освоение принципов безопасной работы в социальных сетях; - формирование представления о видах и назначении социальных сетей; - рассмотрение назначения сообществ в социальных сетях и их назначения; - ознакомление с правилами информационной безопасности в социальных сетях.

Раздел 2.

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫХ ЗАДАЧ

И АЛГОРИТМЫ ИХ РЕШЕНИЯ

8 Поисковые каталоги и системы Интернета как средство навигации и поиска. - обучение поиску информации в Интернете с помощью поисковых каталогов и систем; - рассмотрение понятий «навигационные сайты», «поисковый каталог», «поисковая система», особенности поиска текстовой и визуальной информации в Интернете с помощью поисковой системы «Яндекс – семейный поиск»; - формирование представления об особенностях поиска информации при помощи поискового каталога; о принципах работы поисковых систем на примере системы Яндекс; - ознакомление с сайтом «ВебЛандия» как примером высококачественного поискового каталога;  с функцией «Яндекс – семейный поиск» как условием личной информационной безопасности.
9 Фактографический поиск и алгоритм его выполнения. Поиск информации в словарях - обучение фактографическому поиску с использованием справочных изданий; - формирование представления о понятиях «факт», «фактографическая информация», «фактографический поиск»4 - характеристика словарей (толковый словарь, этимологический, фразеологический, энциклопедический) и энциклопедий как источников фактографической информации; - рассмотрение и закрепление на практике алгоритма поиска фактографической информации в справочных изданиях; единой природы традиционных и электронных справочных изданий на примере сайта «Словари и энциклопедии на Академике»».
10 Алфавитный каталог: структура и алгоритм использования Адресный поиск и алгоритм его выполнения. - обучение адресному поиску с использованием алфавитного каталога; - ознакомление с понятием «адресный поиск»; - рассмотрение и закрепление на практике алгоритма выполнения адресного поиска документа; понятия «алфавитный каталог» и его назначения.
11 Тематический поиск информации и алгоритм его выполнения. - обучение тематическому поиску с помощью систематического каталога; - ознакомление с понятием «Систематический каталог» и его структурой; - рассмотрение и закрепление на практике алгоритма выполнения тематического поиска в систематическом каталоге; понятия «тематический поиск» и раскрытие роли справочных изданий при определении смысла ключевых слов, выражающих тему.
12 Оформление результатов тематического поиска в форме списка литературы. - изучение библиографического описания как формы свертывания и модель первичного документа; - ознакомление со структурой и правилами составления библиографического описания документа; - освоение алгоритма составления библиографического описания документов по образцу.

Раздел 3.

АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКАЯ ПЕРЕРАБОТКА ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

13 Структура и содержание художественной и учебной книги.  
14 Справочно-поисковый аппарат книги как источник основных сведений о документе при свертывании информации. Библиографическое описание книги  
15 Основные приемы интеллектуальной работы с текстами. - изучение универсальных приемов интеллектуальной работы с информацией для создания нового текста из нескольких исходных; - рассмотрение приемов анализа и сравнения информации о различных признаках одного и того же объекта в разных текстах; приема формулирования вопросов к отдельным фрагментам текста;  приема озаглавливания фрагментов текста и построения на этой основе плана; - характеристика сущности плана на вновь создаваемый текст как логического каркаса и средства систематизации и синтеза информации.
16 Текст как объект аналитико-синтетической переработки. Структура текста и его свойства. - изучение сущности текста и его свойств; - углубление представления обучающихся о тексте как одной из наиболее распространённых форм представления информации; - повторение понятий «текст», «свойства текста», «тема»; - формирование представления о свойствах текста (связность, целостность, осмысленность, структурированность).
17 Определение как основа понимания текста. - изучение определения как разновидности текста, раскрывающего смысл понятия; - рассмотрение понятия «определение» как особой разновидности текста;  смысловой группировки понятий на основании общего признака и выявления вышестоящих понятий; - формирование представления о структуре и составе элементов определения; об отличительных признаках, позволяющих различать родственные понятия, объекты или явления.
18 Построение определений понятий. - изучение правил построения определений; - анализ состава и структуры разных определений одного и того же понятия; - рассмотрение правила построения определений «через ближайшее вышестоящее понятие и отличительные признаки»; - раскрытие алгоритма самостоятельного построения определения.
19 Критический анализ текста. - ознакомление с алгоритмом критического анализа текстов; - рассмотрение понятий «критический анализ текста»; - поэтапно рассмотреть алгоритм проведения критического анализа текста.
20 Синтез информации на основе критического анализа текста. - закрепление правил построения нового целостного текста на основе критического анализа исходной информации; умения выявлять и называть признаки сравниваемых в текстах объектов; - обучение приему выявления сходства и различия текстов по одной и той же теме; - рассмотрение роли плана на вновь создаваемый текст как средства синтеза критически оцененной информации.
21 Медиатекст и его виды. - представление об особенностях медиатекстов; о роли медиа (СМИ) в современном мире; - рассмотрение понятия «медиатекст»; - классификация медиатекстов.
22 Медиатекст: свойства и состав компонентов - представление об основных свойствах и составе медиатекстов; - отличия текста от медиатекста; - отличительные свойства медиатекста: медийность, массовость и интегративность; - назначение разных компонентов медиатекста
23 Язык медиа: выразительные средства печатных и аудиовизуальных медиатекстов. - представление о языке медиа на основе анализа выразительных средств печатных и аудиовизуальных медиатекстов; - необходимость декодирования медиаинформации и знания языка медиа; - характеристика выразительных средств печатных и аудиовизуальных медиатекстов; - роль символов в языке медиа; кадра как основного элемента аудиовизуальных медиатекстов; звука в аудиовизуальных медиатекстах; - рассмотрение понятий «ракурс», «план», «кадр».
24 Рекламный медиатекст как объект анализа. - ознакомление со структурой и назначением рекламных медиатекстов; с основными видами рекламы; - рассмотрение определений понятий: «реклама», «социальная реклама», «коммерческая или торговая реклама», «слоган»; - характеристика структуры и назначения рекламного видеоролика как аудиавизуального медиатекста.
25 Критический анализ медиатекста. - ознакомление с особенностями критического анализа рекламного медиатекста на примере рекламного видеоролика; - рассмотрение определений понятий «критическое мышление», «критический анализ медиатекста», «манипуляция в СМИ»; приемов защиты от манипулятивного влияния рекламы; - раскрытие основных приемовманипуляции на примере анализарекламного видеоролика; - освоение алгоритмакритического анализа рекламного видеоролика.

Раздел 4.

ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ И ОФОРМЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

26 Технология подготовки картинного и текстового плана готовых и создаваемых текстов  
27 Технология подготовки традиционных и электронных писем.  
28 Технология подготовки учебного реферата. Поиск и анализ информации - рассмотрение алгоритма работы над учебным рефератом; особенностей выбора источников, используемых в реферате; составления простого и сложного планов; - ознакомление со способами составления планов на готовый текст; - освоение технологии составления назывного и вопросного плана источников, используемых при подготовке учебного реферата.
29 Группировка и систематизация найденной информации с помощью плана создаваемого учебного реферата - овладение логической операцией сравнения для выявления сходства и различия между планами на готовые тексты по теме учебного реферата;  группировки и систематизации пунктов плана; процедуры обобщения и конкретизации информации; - оформление плана создаваемого учебного реферата.
30 Синтез информации (подготовка связного текста учебного реферата) - цитирование и пересказ как способы отражения результатов анализа изученной информации и представления заимствованных текстов в учебном реферате; - использование описания, повествования и рассуждения для обеспечения связности и целостности создаваемого текста учебного реферата; - демонстрация механизм связи «Списка литературы» с текстом учебного реферата за счет использования библиографических ссылок.
31 Обобщение информации и оформление учебного реферата - структура и состав аспектов «Введения» и «Заключение» к учебному реферату; - ознакомление с требованиями к учебному реферату; - правила оформления учебного реферата.
32 Критический анализ учебных рефератов - формирование представления о недопустимости скачивания рефератов из Интернета; - рассмотрение критериев оценки учебных рефератов как информационных продуктов; - овладение алгоритмом критического анализа рефератов, размещенных в Интернете; - представление о типичных недостатках учебных рефератов, размещенных в Интернете.
33 Технология подготовки доклада - рассмотрение понятия «доклад»; сущности и назначения доклада как информационного продукта и устного выступления; - овладение алгоритмом разработки основных этапов подготовки доклада как информационного продукта и устного выступления; - ознакомление с приемами преобразования письменного текста в устный (устное выступление); с требованиями, предъявляемыми к докладу как устному выступлению.
34 Технология подготовки мультимедийной презентации  как способа повышения информативности и наглядности доклада. Определение содержания презентации - рассмотрение понятия «мультимедийная презентация»; - представление об основных этапах подготовки мультимедийной презентации как информационного продукта; - рассмотрение сущности и назначения мультимедийной презентации как информационного продукта; последовательности действий по определению содержания презентации; - осознание необходимости преобразования исходного текста при переносе его на слайды мультимедийной презентации.
35 Техническая реализация презентации - представление об основных этапах технической реализации мультимедийной презентации как информационного продукта; - ознакомление с алгоритмом технической реализации мультимедийной презентации; с основными требованиями к оформлению мультимедийной презентации; - изучение особенностей  создания электронной презентации в программе Microsoft Power Point.
36 Технология подготовки электронной открытки - ознакомление с основными видами открыток как изографическими документами; со структурой и технологией подготовки электронной открытки на примере видео-открытки; - рассмотрение этапов работы по созданию электронной открытки (видео-открытки).
37 Технология подготовки отзывов на литературные произведения, художественный фильм, телевизионные передачи и т.п.  
38 Технология подготовки биографий  
39 Резервное время  

 

С.Г. Воровщиков предложил следующую классификацию пятиминуток:

1. стартовая объясняет обучающимся что, зачем и как будет изучаться;

2. вводные открывают изучение каждой группы учебно-логических умений (анализ и синтез, сравнение, обобщение и др.);

3. инструктивные представляют в доступной форме минимум необходимой теоретической информации;

4. тренинговые (их большинство) последовательно формируют и развивают отдельные учебно-логические умения;

5. мониторинговые направлены на изучение сформированности ключевых учебно-логических умений;

6. финишная побуждает обучающихся к осмыслению проделанной работы.

Основными требованиями, предъявляемыми к содержанию и организации информационных пятиминуток являются:

1. Оперативность, строгое временное  ограничение - пять минут.

2. Практичность, прикладная направленность информационной пятиминутки, которая должна быть нацелена на конкретный результат (четкая формулировка знаний и умений).

3. Соединение компонентов традиционной, книжной и новой, электронной культуры. Каждое занятие обязательно должно предусматривать работу как с книгой, журналом, карточным каталогом, так и с компьютером, Интернетом.

4. Включенность изучаемого на занятиях материала в сферу культуры. Использование с этой целью, как минимум, двух приемов:

- показ книги (документа) как произведения книжного искусства (история книги, редкие книги, книги-раритеты, миниатюрные книги и т. п.; качество художественно-полиграфического оформления; богатство справочного аппарата книги); 

- акцент на удовольствии, радости от чтения: художественные достоинства литературных произведений, богатство и выразительные возможности русского языка и др.

5. Ориентация на личность обучаемого. Содержание занятий должно быть связано с конкретным видом деятельности данной категории обучаемых (познавательной, учебной, досуговой, бытовой и др.), интересами и потребностями обучающихся. Реализация этого требования предполагает предварительное изучение состава обучающихся, а также использование диалога с обучаемыми, вовлечение их в общение в ходе занятий.

6.  Ориентация на формирование креативных свойств личности. Занятия должны демонстрировать неразрывную связь любого вида интеллектуального труда с необходимостью самостоятельной переработки информационных ресурсов. В ходе занятий должны быть предусмотрены возможности для развития критического мышления, способностей аргументированной критики и оценки информации, различения информации и дезинформации.

7. Занимательность, увлекательность занятий или принцип «радостного обучения». Выполнение этого требования предполагает, во-первых, рациональное использование активных методов обучения, включая деловые и дидактические игры. Во-вторых, занятия должны вызывать положительные эмоции (радость) от осознания новых возможностей, которые обучающийся приобретает в ходе освоения основ информационной культуры: способность обучаемых легко переходить из одной предметной области в другую за счет знания алгоритмов и технологий работы с информацией, способность более рационально (быстрее и точнее) находить, анализировать и использовать информацию, радость от осознания того, что научился справляться со сложными задачами интеллектуального характера, лежащими в основе «умения учиться».

8. Привязка содержания пятиминутки к содержанию и задачам урока, на котором они проводятся.

9. Соблюдение последовательности проведения пятиминутки, ее структуры.

10. Поощрение обучающихся к выражению своих чувств, эмоций, впечатлений.

11. Содержательная лаконичность.

Информационные пятиминутки рекомендуется проводить еженедельно на первом уроке, т.е. 4 раза в месяц. В группах 1 курсов подготовку и проведение информационных пятиминуток осуществляет преподаватель. На 2-3 курсах в подготовке и проведении пятиминуток принимают участие как преподаватель, так и обучающиеся. На 4 курсе пятиминутки готовятся совместно с преподавателем, но проводятся обучающимися. Информационные пятиминутки дают обучающимся знания, позволяющие самостоятельно выявлять, находить, анализировать и использовать информацию, которая имеет общенаучное, общеобразовательное и практическое значение.

Структура информационной пятиминутки:

· организационная часть;

· теоретическая часть включает в себя изучение понятийного аппарата темы;

· практические действия предполагают активное использование дидактических материалов, игровых технологий, визуализации учебного материала, следование инструкциям;

· подведение итогов.

Возможные формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая работа, в т.ч. под руководством учителя. В пятиминутках могут быть использованы игры, шарады, загадки, упражнения, занимательные задания. В системе общего образования пятиминутки используются как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

 

СЦЕНАРИЙ ОТКРЫТОГО УРОКА (МАСТЕР-КЛАССА) ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 342; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.161.132 (0.041 с.)