Преподаватель русского языка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Преподаватель русского языка



Н.В. Ионова

                                               Белово

                                   

                                                   2020

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение                                                                                                                               3

 

Информационные (познавательные) пятиминутки как форма работы                            8

по развитию медийно-информационной грамотности обучающихся

 

Сценарий открытого урока (мастер-класса) по русскому языку                                    18

с использованием информационных пятиминуток

 

Библиография                                                                                                                28

 

Электронные ресурсы                                                                                                   32

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Информационное общество открывает для человека невиданные ранее возможности доступа к информации и знаниям, позволяет каждому реализовать свой потенциал и улучшить качество жизни. Следует подчеркнуть, что ни компьютерная грамотность, ни культура чтения, ни библиотечно-библиографическая грамотность, ни медиаграмотность сами по себе, изолированно, не дают человеку возможности уверенно чувствовать себя в современном информационном обществе, которое в то же время несет многочисленные риски и опасности. Необходим синтез всех этих знаний, в совокупности образующих информационную культуру личности.

Проблемы подготовки человека к жизни в информационном обществе в настоящее время являются предметом пристального внимания со стороны международных сообществ (ЮНЕСКО, ИФЛА), продвигающих идеи интеграции медиа и информационной грамотности. Они реализуются в ходе преподавания учебной дисциплины «Основы информационной культуры», базирующейся на концепции, разработанной в НИИ информационных технологий социальной сферы Кемеровского государственного университета культуры и искусств, руководителем которого является доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ Н.И. Гендина. Второй автор программы - Е.В. Косолапова - успешно прошла обучение по курсу «Медиа и информационная грамотность и межкультурный диалог», организованном ЮНЕСКО и университетом Атабаски (Канада). Цель данного проекта – облегчить положение обучающегося как потребителя информации в условиях современного «информационного взрыва», научить его рациональным приемам поиска, анализа и синтеза информации, вооружить методикой «информационного самообслуживания», обеспечить его информационную безопасность, сформировать информационные качества, которые могут характеризовать личность учащегося как информационную. Суть концепции формирования информационной культуры личности сводится к утверждению тезиса о том, что массовое повышение уровня информационной культуры общества возможно лишь при организации специального обучения людей.  Учебная дисциплина «Основы информационной культуры» носит интегративный характер, она аккумулирует знания из таких наук, как логика, лингвистика, библиотековедение, библиографоведение, информатика и др.

Формирование информационной культуры личности – одна из приоритетных задач современного образования. Регламентируют образовательную деятельность Федеральные государственные образовательные стандарты (далее ФГОС). ФГОС нового поколения среди общих учебных умений и способов деятельности, выделяет работу с информацией, в состав которой входит содействие овладению первоначальными методами и формами информационно-поисковой и исследовательской деятельности, преобразование и хранение информации, с использованием новых и традиционных информационных технологий, развитие критического мышления. Достижение этой цели возможно лишь через формирование у обучающихся следующих общих компетенций (далее ОК):

· ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

· ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

Важнейшей отличительной особенностью нового поколения ФГОС является их ориентация на метапредметность и ее тесную связь с универсальными учебными действиями (далее УУД). Метапредметное обучение– это обучение общим способам, приемам и операциям мыслительной деятельности, которые располагаются «над предметами», но могут использоваться в рамках любого учебного предмета. В широком значении УУД – это умение учиться. ФГОС формулируют требования к результатам его освоения в единстве личностных, метапредметных и предметных результатов:

 

Тип Определение Результаты
Личностные результаты это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам. - формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; - осмысление объективной зависимости между высоким уровнем информационной культуры и успешностью учебной и профессиональной деятельности личности; - развитие стремления к самосовершенствованию в области информационных знаний и умений; - осознание возможностей самореализации за счет овладения информационными компетентностями и компетентностями в сфере информационно-коммуникационных технологий; - формирование убеждений в необходимости постоянного совершенствования собственной информационной культуры как неотъемлемой составной части общей культуры человека, живущего в информационном обществе
Метапредметные результаты (УУД)   это обучение общим способам, приемам и операциям мыслительной деятельности, которые освоены обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов; могут использоваться в рамках образовательного процесса и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях; комплекс познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД. - реализация новой парадигмы образования – «образование в течение всей жизни»; - стремление обеспечить целостность и системность получаемых обучающимися знаний; - необходимость преодолеть разрозненность, изолированность, автономность изучаемых учебных предметов; - потребность раскрыть связи между учебными предметами для решения возникающих в реальной жизни нестандартных задач: «образование для жизни».
Предметные результаты формирование широкого круга информационных компетенций по следующим предметным областям: Информация - способность применять многоаспектную классификацию видов информации с целью различения информации разного целевого назначения; - владение умениями вести поиск, отбор, аналитико-синтетическую переработку информации, осуществлять ее хранение и защиту. Информационное общество - владеть основными понятиями, характеризующими информационное общество; - знать признаки информационного общества. Библиотека (традиционная и электронная) и источники информации - знать основные виды информационно-библиотечных ресурсов; - знать состав электронных библиотечных ресурсов; - владеть алгоритмами адресного, тематического и фактографического поиска информации в традиционной и электронной среде; - уметь пользоваться библиотечно-информационным сервисом, информационными продуктами и услугами, предоставляемыми современными библиотеками. Интернет - знать возможности информационного сервиса Интернет; - владеть приемами безопасного поиска информации в Интернет; - владеть умением корректного и безопасного использования социальных сетей. Документы - знать классификацию документов по различному целевому назначению; - владеть умениями анализа документов разного жанра и целевого назначения; - владеть алгоритмами поиска документов разного целевого назначения как в традиционной, так и в электронной среде. Способы мыслительной деятельности (логические операции) - знать методы анализа и синтеза информации; - владеть умениями сравнения различных объектов; - быть способным осуществлять обобщение информации и конкретизацию сведений; - знать логические правила классификации. Информационные продукты - знать отличительные признаки информационных продуктов; - знать классификацию информационных продуктов, подготавливаемых школьниками (сочинения, доклады, рефераты, эссе, проекты, презентации и т.п.); - владеть алгоритмом подготовки информационных продуктов. Информационная этика - иметь представление об интеллектуальной собственности и авторском праве;  - знать правила корректного цитирования разных видов информационных источников; - знать различные способы введения в текст библиографических ссылок; - понимать безнравственность плагиата и его негативные последствия.

 

Формирование разных видов универсальных учебных действий (метапредметные результаты):

 

Познавательные УУД - умение определять понятия, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение, осуществлять смысловое чтение, делать обобщение и выводы; - развитие умений создавать, применять и преобразовывать различные формы знакового представления информации (знаки и символы, модели и схемы; тексты) для решения учебных и познавательных задач.
Регулятивные УУД - умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Коммуникативные УУД - умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, работать индивидуально и интегрироваться в группу сверстников, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со взрослыми и со сверстниками; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; - развитие способности обучающихся формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

 

Таким образом, основным из условий плодотворной работы с информацией является систематическая, целенаправленная информационная подготовка обучающихся. Современные дети, или как их называют, «цифровые аборигены», могут и умеют многое: могут самостоятельно войти в Интернет, «скачать» любые файлы, установить на компьютер любые игры и программы. Однако часто они делают это бездумно, превращая работу с ИКТ-технологиями в пустое развлечение. Задачей педагога является обучение работе с информацией, в том числе посредством использования ИКТ-технологий, приобщение их к миру культуры, включая такие вечные ценности как любовь к книге и чтению. «Сверхзадача» состоит в развитии у обучающихся ответственного отношения к поиску, анализу и синтезу информации, ее критической оценке и этическому использованию, формирование информационной безопасности личности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.190.93 (0.009 с.)