Особенности формирования звука на баяне и аккордеоне 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности формирования звука на баяне и аккордеоне



После установки инструмента, выбираемого соответственно росту и физическим данным учащегося, а также регулировки плечевых ремней сразу же проверяются устойчивость начального местоположения, удобство перемещений рук и ориентирования на клавиатуре, степень свободы в управлении и ведении меха. Лучше всего, на наш взгляд, использовать для этого специальные упражнения «на разжим» и «на сжим» без нажатия клавиш.

В процессе движения меха «на разжим» или «на сжим» условно фиксируются три положения (фазы) – сжатое, полуразжатое и максимально разжатое. Принимая данные положения в качестве исходных точек, исполнителю следует упражняться в разжимании и сжимании меха (варьируя интенсивность его ведения). Наряду с контролем устойчивости инструмента и регулировки плечевых ремней, подобные упражнения способствуют формированию оптимальных движений меха – способов нагнетания давления в меховой камере и подачи воздуха к голосам (эластичной либо интенсивной). Отличительной чертой эластичной подачи является постепенное и последовательное включение различных мышц левой руки исполнителя, начиная с плеча, затем – предплечья и кисти. Последняя через определенные точки воздействия (на корпусе и на рабочем ремне) сообщает полукорпусу инструмента уже набранную инерцию движения:

 


 

 

Интенсивная подача осуществляется за счет одновременного включения в процесс движения всех мышц левой руки. При этом собственно подаче предшеству­ет небольшое отклонение руки в противоположную сторону – ауфтакт (замах):

Следующий этап занятий предусматривает целенаправленную работу над звукоизвлечением. Педагог, продемонстрировав на уроке соответствующий по­рядок действий, предлагает ученику объединить движение меха с нажатием кла­виши басовой ноты «до» в основном ряду левой клавиатуры.

    По нашему мнению, осваивая процесс звукоизвлечения на баяне, желатель­но сразу же приступить к тренингу левой руки. Такое «опережение» позволит из­начально сосредоточить внимание ученика на отдельных элементах движений, связанных с ведением, сменой меха и нажатием клавиши. Уязвимым местом дан­ного подхода является сложность в озвучивании басового регистра, где утроение (учетверение) тона сопровождается специфическим «разнобоем» вследствие не­совпадающей длины голосов.

Уже на раннем этапе знакомства с инструментом необходимо добиваться осознанно дифференцируемого отношения ученика к возникновению звука (в со­временной терминологии – к атаке последнего) при различных движениях меха и пальца. Учитывая особую важность названного момента, нужно уделить первооче­редное внимание полноценной тембровой окраске звуков, извлекаемых ребенком.

Процесс формирования звука допускает различные типы соотношений дви­гающихся меха и пальца (нажим на клавиши). Продуктивному усвоению этих раз­новидностей способствуют специальные упражнения, которые приводятся ниже.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-26; просмотров: 123; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.240.21 (0.004 с.)