Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Постановка рук на баяне и аккордеоне
Игра на баяне, аккордеоне и гармони предполагает большой комплекс разнообразных игровых движений, формирующих постановку рук. Эталона постановки нет, как нет одинаковых людей. Однако это не отрицает того, что есть общие нормы и правила. Рассмотрим, какой должна быть постановка: 1. Динамичной. (Разнообразие и свобода движений должны быть столь же естественны, как и сама музыка.) 2. Органичной. (При формировании постановки необходимо установить гармоничное соотношение между всей рукой. Мера участия плеча, предплечья, кисти и пальцев зависит от темпа, фактуры, вида артикуляции, а также и от субъективных факторов: свойств аппарата исполнителя, стиля его игры и темперамента.) 3. Удобной. (Кисть и пальцы исполнителя несут основную нагрузку во всех видах техники и поэтому важно предоставить им максимальное удобство.) 4. Естественной (Форма кисти и пальцев должна быть ближе к естественной, тогда они более работоспособны и выносливы.) 5. Экономичной. (Палец наиболее подвижен при работе основной фаланги. Ногтевая и средняя фаланги должны использоваться лишь в тех случаях, где без их участия исполнение невозможно.) 6. Контактной. (Руки, готовые к игре любой фактуры, должны хорошо чувствовать топографию клавиатур.) При неправильной установке инструмента выполнить все перечисленное невозможно. Постановка правой руки на баяне Кисть правой руки свободно ставится на клавиатуру. Все пять пальцев находятся в полусогнутом состоянии, почти параллельно друг другу. Локоть немного отделен от корпуса учащегося и выдвинут несколько вперед. Правая рука в запястье не должна сильно выгибаться. Большой выгиб в запястье сковывает, перенапрягает мышцы, рука быстро устает, снижаются технические возможности исполнителя. Также вреден прогиб кисти к клавиатуре. Кисть должна находиться в среднем положении. Основное положение правой руки: пальцы стоят на клавишах Соль, Ля малой октавы, До, Ми-бемоль и Соль первой октавы. Постановка правой руки на аккордеоне Клавиатура аккордеона сходна с фортепианной и самое удобное, естественное и непринужденное положение кисти и пальцев на нотах Ми, Фа-диез, Соль-диез, Ля-диез и Си, сформулированное еще Ф. Шопеном, подходит и для аккордеонистов.
Различная длина пальцев при этом выравнивается: длинные играют на клавишах, расположенных глубже, чем те, на которых играют короткие. Первоначальные игровые навыки на правой клавиатуре удобнее осуществлять во второй октаве. Более трудные позиции, в которых пальцам приходится менять свою естественную форму, осваивать легче, имея «эталон» комфортного контакта руки с клавиатурой. Постановка левой руки При сжатом мехе левая рука, свободно согнутая в локте, продевается под ремень, при этом тыльная сторона запястья в предплечевой части опирается на ремень; предплечье внутренней своей стороной опирается на задний край левой крышки, пальцы находятся над кнопками. Рука настолько должна быть выдвинута вперед, чтобы первый палец мог нажимать первый ряд, а пятый – вспомогательный ряд или тот ряд, который находится ближе к меху. Иногда у исполнителей первый палец помогает создать точку опоры при разжиме и сжиме меха. Как правило, это происходит из-за неправильно подогнанного ремня на левом корпусе баяна или аккордеона. Это необходимо устранить, так как нарушается свобода остальных пальцев и создается лишнее напряжение для всей руки. Натяжение ремня левой части корпуса должно позволять руке передвигаться вдоль всей левой клавиатуры. Особое внимание необходимо уделять ведению меха, так как именно от этого во многом зависит выразительность и грамотность исполнения. Без меха инструмент беззвучен. Основными меховыми приемами являются разжим и сжим, все остальные – в своей основе построены на различных сочетаниях разжима и сжима. Мех следует разжимать «веерообразно» по дуге вниз и сжимать в обратном движении по этой же траектории. Наиболее часто встречающаяся ошибка неверного движения меха, когда при сжиме вначале поднимают в вверх левый корпус, а затем сжимают. При этом создается лишняя нагрузка для левой руки и заметна смена меха. Работая над качественной сменой меха, важно приучить ученика контролировать свои игровые движения, не сжимать и разжимать мех до предела, дослушивать окончания нот и фраз. С первых уроков необходимо научить юного музыканта «брать дыхание» – грамотно определять в нотном тексте моменты смены меха.
Ремень левого корпуса стесняет движения левой руки, которая ведет мех и нажимает клавиши. Эти особенности предполагают определенные трудности при обучении и, вместе с тем, готовая система левой клавиатуры дает колоссальную возможность. Используя всего две-три кнопки, ученик уже на первых уроках легко исполнит аккомпанемент простейших жанров: польки, частушки, вальса, марша. Этим необходимо пользоваться с первых шагов обучения. Игра аккомпанемента приучает ученика к метроритмической организации, побуждает к сочинительству (домысливание недостающей мелодической линии), что развивает слух и творческий подход к занятиям. Подготовка к практическим занятиям на инструменте Приступить к первому практическому уроку можно лишь тогда, когда выполнены требования посадки, установки инструмента и постановки рук. Этому можно посвятить чуть ли не целый урок. Важно, чтобы ученик самостоятельно мог правильно сесть, найти контакт с инструментом и поставить руки. С первого урока знакомство с баяном или аккордеоном для ученика должно быть большой радостью. Необходимо помочь ему подогнать ремни, почувствовать инструмент. Если есть возможность, то пусть ученик полюбуется на себя в зеркало. Следующую часть урока можно посвятить различным упражнениям для развития гибкости рук, подготавливающим игровые движения на инструменте. Если ученик зажат, то можно предложить следующие подготовительные упражнения на релаксацию: 1. Вытяните перед собой одну из рук так, чтобы она была параллельно полу. Мышцы плеча и предплечья при этом должны находиться в состоянии легкого напряжения; кисть и пальцы должны быть опущены и расслабленны. Расслабьте предплечье, а затем плечо до полного «падения» руки. 2. Затем это же упражнение выполняют другой рукой. 3. То же упражнение выполняют обеими руками одновременно. 4. Исходное положение – рука вверху, слегка напряжена. Постепенно ослабляют мышцы и, когда рука становится «тяжелой», ее «роняют» в следующей последовательности: кисть и пальцы, предплечье – а затем вся рука. Это упражнение выполняют вначале одной рукой, затем другой и двумя руками вместе. Упражнения за столом Все упражнения выполняются вначале одной рукой, затем другой и двумя руками вместе. «Мостик» 1. Ученик садится к столу. (Сидеть необходимо так, как он будет сидеть с инструментом.) 2. Тремя средними пальцами (2, 3 и 4) опирается на край стола. Напряжение в кончиках пальцев должно быть ровно столько, чтобы не упала рука, которая безвольно висит с ощущением тяжести в локте. 3. Покачайте руку в разные стороны, при этом она должна быть свободна и раскачиваться как канатный мостик. «Прыжки» Вариант №1 1. Исходное положение руки такое же, как и в упражнении «Мостик». 2. Рука прыгает вверх, отталкиваясь кистью, а затем свободно падает под собственным весом. Упражнение вначале выполняется с опорой на три пальца, затем – на один третий, второй и четвертый. Вариант №2 Условия выполнения такие же, как и в первом варианте, только рука после прыжка «приземляется» на опорный палец. Вариант №3 Выполняются также, как в первом и втором варианте, только пальцами без участия кисти.
«Классики» Кисть руки располагается на столе, как на клавиатуре. (Клавиатуру можно нарисовать на картонке.) Пальцы немного закруглены, опираются на стол подушечками, а первый палец – уголком крайней фаланги. Мышцы ладони не касаются стола. Отталкиваясь пальцами и кистью от инструмента, рука описывает дугу и приземляется в другом месте. При выполнении упражнений следует достигать точности прыжка от определенной клавиши до следующей и обратно. «Прыгающий мостик» Упражнение выполняется также, как и «Классики», только не всеми пальцами, а первым и пятым. Пальцы образуют упругий мостик, который не должен прогибаться.Естественный свод пальцев должен быть эталоном исходного положения во всех упражнениях. «Мячик» Рука, включая пальцы, кисть и предплечье, лежит на столе. Кистью легко отпрыгивать, не отрывая от стола предплечье. Пальцы немного согнуты, подушечками бьют по столу. Вначале упражнения они прижаты друг к другу. Затем в процессе кистевых прыжков постепенно разжимаются, как бы охватывая октаву, и сжимаются. Во всех упражнениях не должно быть лишнего напряжения. Руки естественно будут уставать, как от любой физической нагрузки, после чего им необходимо давать отдых. Все упражнения выполняются вначале одной рукой, затем другой, а потом двумя руками вместе, кроме упражнения «Мячик». Руки во время выполнения упражнений должны быть пластичными и красивыми. Необходимо избегать угловатых и неуклюжих движений. Повторение этих упражнений полезно и во время практических занятий на инструменте.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-26; просмотров: 1081; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.210 (0.017 с.) |