Постановка  рук на баяне и аккордеоне 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Постановка  рук на баяне и аккордеоне



Игра на баяне, аккордеоне и гармони предполагает большой ком­плекс разнообразных игровых движений, форми­рующих постановку рук. Эталона постановки нет, как нет одинаковых людей. Однако это не от­рицает того, что есть общие нормы и правила. Рассмотрим, какой должна быть постановка:

1. Динамичной. (Разнообразие и свобода движе­ний должны быть столь же естественны, как и са­ма музыка.)

2. Органичной. (При формировании постановки необходимо установить гармоничное соотноше­ние между всей рукой. Мера участия плеча, пред­плечья, кисти и пальцев зависит от темпа, факту­ры, вида артикуляции, а также и от субъективных факторов: свойств аппарата исполнителя, стиля его игры и темперамента.)

3. Удобной. (Кисть и пальцы исполнителя не­сут основную нагрузку во всех видах техники и поэтому важно предоставить им максимальное удобство.)

4. Естественной (Форма кисти и пальцев должна быть ближе к естественной, тогда они бо­лее работоспособны и выносливы.)

5. Экономичной. (Палец наиболее подвижен при работе основной фаланги. Ногтевая и сред­няя фаланги должны использоваться лишь в тех случаях, где без их участия исполнение невоз­можно.)

6. Контактной. (Руки, готовые к игре любой фактуры, должны хорошо чувствовать топогра­фию клавиатур.)

При неправильной установке инструмента выполнить все пере­численное невозможно.

Постановка правой руки на баяне

Кисть правой руки свободно ставится на клавиатуру. Все пять пальцев находятся в полусогнутом состоянии, почти параллельно друг другу. Локоть немного отделен от корпуса учащегося и выдвинут несколько вперед. Правая рука в запястье не должна сильно выгибаться. Большой выгиб в запястье сковывает, перенапрягает мышцы, рука быстро устает, снижаются технические возможности исполнителя. Также вреден прогиб кисти к клавиатуре. Кисть должна находиться в среднем положении. Основное положение правой руки:

пальцы стоят на клавишах Соль, Ля малой октавы, До, Ми-бемоль и Соль первой октавы.

Постановка правой руки на аккордеоне

Клавиатура аккордеона сходна с фортепианной и самое удобное, естественное и непринужден­ное положение кисти и пальцев на нотах Ми, Фа-диез, Соль-диез, Ля-диез и Си, сформулированное еще Ф. Шопеном, подходит и для аккордеонистов.

Различная длина пальцев при этом выравнива­ется: длинные играют на клавишах, расположен­ных глубже, чем те, на которых играют короткие.

Первоначальные игровые навыки на правой клавиатуре удобнее осуществлять во второй окта­ве. Более трудные позиции, в которых пальцам приходится менять свою естественную форму, осваивать легче, имея «эталон» комфортного кон­такта руки с клавиатурой.

Постановка левой руки

При сжатом мехе левая рука, свободно согнутая в локте, продевается под ремень, при этом тыль­ная сторона запястья в предплечевой части опи­рается на ремень; предплечье внутренней своей стороной опирается на задний край левой крыш­ки, пальцы находятся над кнопками.

Рука настолько должна быть выдвинута вперед, чтобы первый палец мог нажимать первый ряд, а пятый –  вспомогательный ряд или тот ряд, кото­рый находится ближе к меху.

Иногда у исполнителей первый палец помогает создать точку опоры при разжиме и сжиме меха. Как правило, это происходит из-за неправильно подогнанного ремня на левом корпусе баяна или аккордеона. Это необходимо устранить, так как нарушает­ся свобода остальных пальцев и создается лиш­нее напряжение для всей руки. Натяжение ремня левой части корпуса должно позволять руке пере­двигаться вдоль всей левой клавиатуры.

Особое внимание необходимо уделять веде­нию меха, так как именно от этого во многом за­висит выразительность и грамотность исполне­ния. Без меха инструмент беззвучен. Основными меховыми приемами являются разжим и сжим, все остальные – в своей основе построены на различных сочетаниях разжима и сжима. Мех следует разжимать «веерообразно» по дуге вниз и сжимать в обратном движении по этой же тра­ектории.

Наиболее часто встречающаяся ошибка невер­ного движения меха, когда при сжиме вначале поднимают в вверх левый корпус, а затем сжима­ют. При этом создается лишняя нагрузка для ле­вой руки и заметна смена меха.

Работая над качественной сменой меха, важно приучить ученика контролировать свои игровые движения, не сжимать и разжимать мех до пре­дела, дослушивать окончания нот и фраз. С пер­вых уроков необходимо научить юного музыкан­та «брать дыхание» – грамотно определять в нот­ном тексте моменты смены меха.

Ремень левого корпуса стесняет движения левой руки, которая ведет мех и нажимает клавиши. Эти особенности предполагают определенные трудно­сти при обучении и, вместе с тем, готовая система левой клавиатуры дает колоссальную возмож­ность. Используя всего две-три кнопки, ученик уже на первых уроках легко исполнит аккомпане­мент простейших жанров: польки, частушки, вальса, марша. Этим необходимо пользоваться с первых шагов обучения. Игра аккомпанемента приучает ученика к метроритмической организа­ции, побуждает к сочинительству (домысливание недостающей мелодической линии), что развива­ет слух и творческий подход к занятиям.

Подготовка к практическим занятиям на инструменте

Приступить к первому практическому уроку можно лишь тогда, когда выполнены требования посадки, установки инструмента и постановки рук. Этому можно посвятить чуть ли не целый урок. Важно, чтобы ученик самостоятельно мог правильно сесть, найти контакт с инструментом и поставить руки. С первого урока знакомство с баяном или ак­кордеоном для ученика должно быть большой радостью. Необходимо помочь ему подогнать ремни, почувствовать инструмент. Если есть воз­можность, то пусть ученик полюбуется на себя в зеркало.

Следующую часть урока можно посвятить раз­личным упражнениям для развития гибкости рук, подготавливающим игровые движения на инструменте. Если ученик зажат, то можно предложить следующие подготовительные упражнения на ре­лаксацию:

1. Вытяните перед собой одну из рук так, что­бы она была параллельно полу. Мышцы плеча и предплечья при этом должны находиться в со­стоянии легкого напряжения; кисть и пальцы должны быть опущены и расслабленны. Рас­слабьте предплечье, а затем плечо до полного «падения» руки.

2. Затем это же упражнение выполняют другой рукой.

3. То же упражнение выполняют обеими руками одновременно.

4. Исходное положение – рука вверху, слегка на­пряжена. Постепенно ослабляют мышцы и, когда рука становится «тяжелой», ее «роняют» в следу­ющей последовательности: кисть и пальцы, пред­плечье – а затем вся рука.

Это упражнение выполняют вначале одной ру­кой, затем другой и двумя руками вместе.

Упражнения за столом

Все упражнения выполняются вначале одной рукой, затем другой и двумя руками вместе.

«Мостик»

1. Ученик садится к столу. (Сидеть необходимо так, как он будет сидеть с инструментом.)

2. Тремя средними пальцами (2, 3 и 4) опирает­ся на край стола. Напряжение в кончиках пальцев должно быть ровно столько, чтобы не упала рука, которая безвольно висит с ощущением тяжести в локте.

3. Покачайте руку в разные стороны, при этом она должна быть свободна и раскачиваться как канатный мостик.

«Прыжки»

Вариант №1

1. Исходное положение руки такое же, как и в упражнении «Мостик».

2. Рука прыгает вверх, отталкиваясь кистью, а затем свободно падает под собственным весом.

Упражнение вначале выполняется с опорой на три пальца, затем – на один третий, второй и чет­вертый.

Вариант №2

Условия выполнения такие же, как и в первом варианте, только рука после прыжка «приземля­ется» на опорный палец.

Вариант №3

Выполняются также, как в первом и втором ва­рианте, только пальцами без участия кисти.

«Классики»

Кисть руки располагается на столе, как на клавиатуре. (Клавиатуру можно нарисовать

на картонке.) Пальцы немного закруглены, опирают­ся на стол подушечками, а первый палец – угол­ком крайней фаланги. Мышцы ладони не касают­ся стола.

Отталкиваясь пальцами и кистью от инстру­мента, рука описывает дугу и приземляется в дру­гом месте.

При выполнении упражнений следует дости­гать точности прыжка от определенной клавиши до следующей и обратно.

«Прыгающий мостик»

Упражнение выполняется также, как и «Класси­ки», только не всеми пальцами, а первым и пя­тым. Пальцы образуют упругий мостик, который не должен прогибаться.Естественный свод паль­цев должен быть эталоном исходного положе­ния во всех упражнениях.

«Мячик»

Рука, включая пальцы, кисть и предплечье, лежит на столе.

Кистью легко отпрыгивать, не отрывая от стола предплечье. Пальцы немного согнуты,

подушечками бьют по столу.

Вначале упражнения они прижаты друг к другу. Затем в процессе кистевых прыжков

посте­пенно разжимаются, как бы охватывая октаву, и сжимаются.

Во всех упражнениях не должно быть лишнего напряжения. Руки естественно будут уставать, как от любой физической нагрузки, после чего им необходимо давать отдых. Все упражнения вы­полняются вначале одной рукой, затем другой, а потом двумя руками вместе, кроме упражнения «Мячик». Руки во время выполнения упражнений должны быть пластичными и красивыми. Необ­ходимо избегать угловатых и неуклюжих движе­ний. Повторение этих упражнений полезно и во время практических занятий на инструменте.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-26; просмотров: 1081; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.210 (0.017 с.)