Классификация травм по результату действия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация травм по результату действия



Слайд

Эпидемиологическая ситуация с травматизмом в России крайне напряженная. Ежегодно в стране регистрируется более 12 млн. случаев травм и отравлений, из них травмы составля­ют 93%, отравления — 1 %, другие несчастные случаи — 6 %.

Средний уровень травматизма составляет 120—130 случаев на 1000 населения.

Травматизм у мужчин в 1,5-2 раза выше, чем у женщин.

Травмы и отравления встречаются в любом возрасте, но чаще - в трудоспособном.

Особенностью травматизма является не только его широкое распростране­ние, но и тяжелые исходы. В структуре смертности населения России травматизм занимает 2-3 место за последние годы (с онкологией) от 12-14%. Последствия травм, отравлений и других внешних воздействий в структуре первичной инвалидности занимают третье место (6,5%).

Слайд

Травма – внезапное одномоментное воздействие на организм человека внешних факторов, вызывающих местное нарушение целостности тканей, физиологических функций и общую реакцию организма.

Травматизм – совокупность травм, поражающих при определенных обстоятельствах одинаковые группы населения.

Причиной травм является воздействие различных внешних факторов:

· механические (удар, сдавление, растяжение);

· физические (высокая и низкая температура, электрический ток);

· химические вещества.

Слайд

В зависимости от ус­ловий возникновения сходных повреждений принято выде­лять следующие виды травматизма:

1. Производственный травматизм. Производственная травма — травма, полученная работником на производстве и вызванная несоблюдением требований охраны труда. В зависимости от вида про­изводственной деятельности выделяют промышленный и сельскохозяйственный травматизм.

2. Транспортный травматизм объединяет повреждения, встречающиеся у людей, работающих или пользующихся транспортными средствами. В зависимости от вида транспорта различают автомобильный, железнодорожный травматизм, травматизм на воздушном и водном транспорте. Около 40% умерших в России от травм погибают в резуль­тате ДТП.

Россия по уровню смертности и инвалидизации в трудоспособном возрасте от дорожно-транспорт­ного травматизма удерживает лидирующее положение в мире.

3.Уличный травматизм объединяет обширную группу по­вреждений, возникающих у людей на улице.

4.Бытовой травматизм - очень разнообразные по своему происхождению повреждения, встречающиеся в бытовых ус­ловиях.

5.Спортивный травматизм наблюдается у людей, занимаю­щихся спортом, во время тренировок или спортивных состя­заний.

Он редко приводит к летальным ис­ходам, однако спортивные травмы оказывают существенное влияние на здоровье, как непосредственно после травмы, так и в отдаленном будущем.

Среди всех заболеваний спортсменов около 45% прихо­дится на травмы и травматические заболевания опорно-двига­тельного аппарата.

В спорте наибольшее количество травм обусловлено воз­действием физических (механических и температурных) фак­торов, а среди них наиболее часто встречаются именно меха­нические.

6. Военный травматизм - совокупность повреждений у лиц, находящихся на воинской службе.

Слайд

Слайд

 

Клинические формы синдрома повреждения

Закрытые повреждения мягких тканей (ушибы, растяжения)

Повреждения опорно-двигательного аппарата (вывихи, переломы)

Синдром длительного раздавливания

Раны

Слайд

 

Ушибы (contusio)

Ушибы мягких тканей являются результатом воздействия сравнительно небольшой силы.

 

Клиника

· кровоизлияния (гематомы)

· припухлость

· боль

 

Первая доврачебная помощь

· местное применение холода (пузырь со льдом)

· покой поврежденной части тела.

 

Слайд

 

ВЫВИХИ

Вывих - полное стойкое смещение суставных поверхностей костей, как с нарушением целостности суставной капсулы, так и без нарушения. Частичное смещение называется подвывихом.

 Основная причина вывиха - действие механических сил либо деструктивных процессов в суставе. Легче всего вывих происходит в шаровидных суставах, поэтому чаще встречаются вывихи в плечевом суставе.

 Вывихнутой следует считать кость, расположенную периферически. Отсюда следует и название вывиха. Например, вывих в плечевом суставе называется вывихом плеча, вывих в тазобедренном суставе – вывихом бедра и т. д.

Слайд

Вывихи в суставах верхних конечностей встречаются в два раза чаще, чем в суставах нижних. Они составляют 60% всех вывихов. Вывихи в суставах нижних конечностей составляют 30%. При этом вывихи плечевой кости составляют 41%, локтевой – 16%, вывихи кисти и пальцев – около 4%. Из вывихов в суставах нижних конечностей чаще всего встречается вывих бедренной кости (27%). Вывихи голени составляют 2%, стопы – немногим более 1%.

 

Клиника

· деформация области сустава (суставная впадина пуста, головка кости находится в необычном месте;

· полное отсутствие активных движений в суставе (упругая фиксация);

· изменение длины конечности (чаще укорочение);

· постоянная сильная боль в покое;

· вынужденное положение конечности.

 

Первая доврачебная помощь

· иммобилизация (транспортная иммобилизация)

· безопасная транспортировка в медицинское учреждение для оказания специализированной помощи.

 

Запомните! Вправление вывиха на месте происшествия недопустимо! Так как диагноз без осмотра специалиста может быть неточным, а достаточное обезболивание невозможным.

ПЕРЕЛОМЫ

Перелом - нарушение целостности кости. Причина - прямая и непрямая травма. 

 

Классификация переломов имеет огромное значение в постановке правильного диагноза и оказании первой помощи.

 

Классификация переломов по этиологическому фактору:

· Травматические

· Нетравматические (патологические).

 Патологические переломы возникают вторично при патологической перестройки кости (остеомиелит, метастазы в кость и другое).

 

Клиника

Для установления диагноза необходимо выяснить жалобы пациента, собрать анамнез и провести осмотр симметричных участ­ков конечностей. Абсолютные симптомы:

· характерная деформация - изменение конфигурации конечности, ее оси;

· патологическая подвижность - наличие движений в зоне вне сустава;

· крепитация - костный хруст на месте перелома из-за трения костных отломков (определяется при пальпации)

· резкая боль в месте перелома

· положительная осевая нагрузка

· при открытых переломах имеется рана, в которой иногда видны костные отломки.

 

Первая доврачебная помощь

· иммобилизация (транспортная иммобилизация)

· безопасная транспортировка в медицинское учреждение для оказания специализированной помощи.

ИММОБИЛИЗАЦИЯ

Иммобилизация (от лат. immobilis — «неподвижный») — создание неподвижности определенной части тела человека при различных повреждениях и заболеваниях.

 

Показания к иммобилизации:

· Вывихи

· Переломы

· Обширные повреждения мягких тканей

· Повреждение крупных сосудов и наложение кровоостанавливающего жгута

· Обширные ожоги

· Отморожение

· Синдром длительного сдавления

 

Задачи иммобилизации:

· Уменьшение боли (профилактика травматического шока)

· Уменьшение отека

· Торможение распространения воспалительного процесса

· Предотвращение смещения костных отломков

· Предотвращение повреждения сосудов, нервов и мягких тканей отломками костей

· Предотвращение перевода закрытого перелома в открытый.

 

Выделяют транспортную и лечебную иммобилизацию.

Транспортная иммобилизация – обездвиживание поврежденной части тела по страдавшего на время его транспортировки до медицинской организации.

 

Лечебная иммобилизация - постоянная иммобилизация гипсовой повязкой на срок, необходимый для сращения перелома или заживления обширной раны.

 

Своевременно и правильно выполненная транспортная иммобилизация является важнейшим мероприятием первой помощи при огнестрельных, открытых и закрытых переломах, обширных повреждениях мягких тканей, повреждениях суставов, сосудов и нервных стволов. Отсутствие иммобилизации, во время транспортировки, может привести к развитию тяжелых осложнений (травматический шок, кровотечение и др.), а в некоторых случаях и к гибели пострадавшего. К выполнению транспортной иммобилизации следует подходить очень серьезно, поскольку правильное ее осуществление снимает спазмы кровеносных сосудов, а следовательно, улучшает кровоснабжение поврежденной зоны и повышает сопротивление травмированных тканей инфекции, что является особенно важным в случаях огнестрельного ранения. Так как пласты мышц, отломки костей и другие поврежденные ткани находятся в неподвижном состоянии, то это мешает распространению микробного загрязнения по межтканевым щелям. А это еще один плюс правильной транспортной иммобилизации.

 

Выделяют несколько принципов транспортной иммобилизации, нарушение которых может привести к сильному снижению эффективности иммобилизации.

 

1. Транспортная иммобилизация осуществляется непосредственно на месте происшествия. Переноска пострадавшего с переломами и обширными повреждениями, даже на короткое расстояние, без хорошей транспортной иммобилизации опасна и недопустима.

 

2. Перед транспортной иммобилизацией следует осуществлять обезболивание, поскольку это является очень важным составляющим первой помощи, особенно при различных травмах опорно-двигательного аппарата.   Не нужно забывать о том, что при наложении транспортной шины происходит смещение костных отломков, а также усиливаются боли в области повреждения.

 

3. Если есть открытые раны, то их нужно обязательно закрыть асептической повязкой до того, как будет наложена шина. Если доступу к ране препятствует одежда, то ее следует удалить. Если одежду и обувь необходимо снять, то их разрезают по шву.

4. При открытых переломах выступающие в рану концы костных отломков вправлять не рекомендуется, так как это может привести к дополнительному проникновению микробов в рану. Накладывают стерильную повязку и фиксируют конечность в том положении, в котором она находилась в момент повреждения.

 

5. При переломе, сопровождающимся кровотечением рекомендуется наложить жгут.

 

6. При закрытых переломах снимать одежду с пострадавшего не нужно, так как она, как правило, не препятствует транспортной иммобилизации, а наоборот, служит мягкой прокладкой под шину. Снимать одежду и обувь следует лишь при крайней необходимости, причем начинать следует с поврежденной конечности. Нельзя накладывать жесткую шину прямо на тело, необходимо подложить мягкую подкладку. Шину нужно покрыть ватой, а если ее нет, то одеждой, травой, сеном и другими подручными материалами.

 

8. Если сломаны длинные трубчатые кости, обязательна фиксация шиной не менее двух суставов: выше и ниже перелома, а при переломах бедра следует фиксировать все суставы нижней конечности. А  при переломах плечевой и бед­ренной кости — три сустава.

 

9. Нужно иммобилизовать конечность в среднем физиологическом положении, при котором мышцы-антагонисты (например, сгибатели и разгибатели) одинаково расслаблены, а если это невозможно, то в таком положении, при котором конечность меньше всего травмируется.

Верхняя конечность согнута в локтевом суставе под углом – 90°, плечо отводят от туловища под углом 15–20° при помощи ватно‑марлевого валика, подложенного в подмышечную впадину, кисть расположена ладонью к животу, либо укладывается ладонью на поверхность шины (в кисть рекомендуется вложить ком серой ваты), пальцы кисти полусогнуты.

Нижняя конечность незначительно согнута в коленном суставе, голеностопный сустав согнут под углом – 90°.

 

10. Лучшую иммобилизацию обеспечивают шины, которые очень прочно зафиксированы, причем на всем протяжении поврежденной конечности.- бинтом.

 

11. Для того чтобы не травмировать еще сильнее поврежденную конечность, следует обращаться с ней очень аккуратно. Лучше, если накладывать шину будет помогать еще один человек, который станет удерживать конечность в определенном положении и поможет бережно переложить пострадавшего с носилок.

 

12. В холодное время года травмированная конечность может быть отморожена, тем более если повреждены сосуды, поэтому перед транспортировкой поврежденную конечность следует обязательно утеплить.

 

Не нужно забывать о том, что неправильная иммобилизация может нанести очень большой вред здоровью человека.

Правило «Трижды осторожно»


Наложение шины при переломах руки

При транспортной иммобилизации рекомендуется выполнять правила, условно названные «трижды осторожно»:
1. Осторожно наложить повязку
2. Осторожно наложить транспортную шину
3. Осторожно перенести, переложить на носилки и транспортировать пострадавшего

 

Стандартные

К ним относят шины лестничные (представляют собой конструкцию в виде замкнутых прямоугольников из металлической проволоки, их можно легко моделировать, дезинфицировать),

пластмассовые

фанерные, применяют для иммобилизации верхних и нижних конечностей.

пневматические (состоят из двух слоев полимерной пленки, снабженной застежкой - «молнией» и клапаном для нагнетания воздуха, что создает хорошую иммобилизацию поврежденной конечности), вакуумные (состоят из двух слоев резиново-тканевой оболочки, внутри которой находятся мелкие пластмассовые гранулы),

а также шины Дитерихса;

 

нестандартные, т.е. шины, которые не выпускает промышленность и которые не входят в набор стандартных шин; Нестандартные транспортные шины – эти шины медицинской промышленностью не выпускаются и применяются в отдельных лечебных учреждениях (шина Еланского и др.)

 

Все применяемые в современном мире шины следует делить на группы.

 

1. По назначению:

 

• транспортные, которые применяют во время транспортной иммобилизации;

 

• лечебные, применяемые при лечебной иммобилизации.

 

2.Пo принципу действия:

 

• фиксационные, с помощью которых создают неподвижность поврежденных участков, зафиксировав расположенные рядом суставы;

 

• дистракционные, благодаря которым иммобилизация достигается путем фиксации и вытяжения (дистракции).

 

Виды гипсовых повязок

Существует 3 основных вида:

1) циркулярная (сплошная) гипсовая повязка покрывает конечность или туловище по окружности;

2) гипсовая шина – гипсовая лонгета, уложенная вдоль конечности, закрепленная мягкими бинтами.

1. Створчатые или съемные повязки

Правила наложения гипсовых повязок:

 

– перед раскатыванием гипса измеряют длину накладываемой повязки по здоровой конечности;

 

– на костные выступы накладывают ватно-марлевые подушечки;

 

- придание конечности физиологического положения;

 

- гипсовые бинты должны ложиться равномерно, без складок и перегибов. Каждый слой гипсового бинта разглаживается ладонью, моделируется по контурам тела. Не владеющий приемами десмургии не должен накладывать гипсовые повязки;

 

- Нельзя менять положение конечности во время наложения повязки, так как это приводит к образованию складок, которые, сдавливая сосуды, могут вызывать образование пролежня.

 

- Пальцы верхней или нижней конечности надо всегда оставлять открытыми, чтобы по их виду судить о кровообращении.

 

- Края повязки подрезают, подвертывают наружу, образовавшийся валик заглаживают гипсовой кашицей. После прикрывается слоем марли и опять промазывается кашицей.

 

- На повязке пишут дату наложения: гипсовой повязки.

 

- Мокрую повязку до высыханий нельзя укрывать простыней. Окончательно она высыхает на третьи сутки.

 

("пластиковый гипс"). Подобные повязки имеют целый ряд преимуществ перед традиционными гипсовыми:

сочетание необычайной прочности и легкости материала (в 4 - 5 раз легче гипса) за счет ячеистой, сетчатой структуры;

материал пропускает испарения со стороны кожи, и кислород с внешней стороны ("дышит"), препятствует возникновению зуда и мацерации;

упруго-эластичные свойства "пластикового гипса", наряду с фиксацией поврежденного сегмента, сохраняют возможность для работы мышц, это снижает вероятность развития мышечной атрофии;

"пластиковый гипс" не боится влаги, поэтому пациент может принимать душ;

"пластиковый гипс" на ноге дает возможность носить обычную обувь, так как он достаточно тонок и прочен;

материал совершенно нетоксичен, не вызывает аллергических реакций;

эстетичный вид.

 

Еще одним способом лечения травматологических больных - Скелетное вытяжение – это постепенное вправление отломков с помощью грузов и удержание их в правильном положении до образования первичной костной мозоли. один из видов лечения переломов. Для наложения скелетного вытяжения в операционном зале под местной анестезией через некоторые утолщенные участки длинных костей в поперечном направлении специальной дрелью проводят спицу. К спице крепят скобу, от которой через блок шины, куда уложена конечность, перекидывается трос. На конце его подвешен груз, который и осуществляет вытяжение. Чтобы груз не перетягивал больного (при лечении скелетным вытяжением переломов нижней конечности), обычно поднимают на стойки ножной конец кровати.

 Скелетное вытяжение организуется, потому что длительное вытяжение преодолевает сокращение мышц и тем самым устраняет смещение отломков кости при переломе. Особенно часто применяется скелетное вытяжение при переломах бедра и голени, где сильные мышцы вызывают своим натяжением особенно большое смещение костных отломков. Иногда скелетное вытяжение является этапом в подготовке больного к оперативному лечению перелома.

 

Особенности ухода за травматологическими больными:

1. Контроль за психическим состоянием

2. Соблюдение санитарно-гигиенических норм с особой осторожностью. Так что все манипуляции: гигиенические процедуры, подача судна, смена постельного и нательного белья должны производиться с минимальными изменениями положения области перелома.

3. Ежедневный осмотр поврежденной конечности. Осложнения лечебной иммобилизации.

Сдавление конечности. Наступает в результате чрезмерно тугого бинтования, неравномерного натяжения туров бинта, увеличения отека тканей. Если пальцы отекают и синеют, холодные на ощупь значит имеет место венозный застой. Повязку при этом надо разрезать, а может быть и заменить. Если больной жалуется на сильные боли, а пальцы стали белые и холодные значит передавленны артерии и повязку немедленно надо разрезать вдоль, развести края и временно укрепить мягким бинтом до наложения новой повязки.

Пролежни. Длительное давление шины на ограниченный участок конечности или туловища приводит к нарушению кровообращения и омертвлению тканей. Осложнение развивается в результате недостаточного моделирования гибких шин, использования шин без обертывания их ватой и недостаточной защиты костных выступов. Данное осложнение проявляется появлением болей, чувством онемения на ограниченном участке конечности. При появлении указанных признаков, повязку необходимо ослабить и принять меры к устранению давления шины.

Смещение отломков вследствие слабого бинтования. Если был отек, а потом спал.

Воспаление о области спицы.

4. Дыхательная гимнастика. Значительная часть больных травматологического профиля длительное время находится на постельном режиме. В свою очередь вынужденное положение больного приводит к довольно тяжелым осложнениям. Одним из тяжелых осложнений вследствие ограниченной экскурсии грудной клетки следует считать застойные явления в легких вплоть до образования застойных пневмоний.

5. Проведение проводить лечебной гимнастики с первых дней после травмы с целью профилактики атрофии мышц. В иммобилизованной конечности, не меняя ее положения, необходимо производить активное сокращение и расслабление мышц. Благодаря лечебной физкультуре нормализуются процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга, улучшаются обмен веществ, кровообращение, дыхание, психическое состояние больного.

6. Снятие гипсовой повязки. Для снятия гипсовой повязки применяются специальные инструменты: ножницы с длинными утяжелёнными ручками у которых конец нижней бранши удлинен и затуплен, чтобы не повредить кожу.Иногда для облегчения резания смачивают линию разреза водой или растворомповаренной соли. Врач должен присутствовать при снятии гипсовой повязки для контроля за состоянием костной мозоли. После снятия повязки конечность обмывают теплой водой и мылом.

Слайд

Эпидемиологическая ситуация с травматизмом в России крайне напряженная. Ежегодно в стране регистрируется более 12 млн. случаев травм и отравлений, из них травмы составля­ют 93%, отравления — 1 %, другие несчастные случаи — 6 %.

Средний уровень травматизма составляет 120—130 случаев на 1000 населения.

Травматизм у мужчин в 1,5-2 раза выше, чем у женщин.

Травмы и отравления встречаются в любом возрасте, но чаще - в трудоспособном.

Особенностью травматизма является не только его широкое распростране­ние, но и тяжелые исходы. В структуре смертности населения России травматизм занимает 2-3 место за последние годы (с онкологией) от 12-14%. Последствия травм, отравлений и других внешних воздействий в структуре первичной инвалидности занимают третье место (6,5%).

Слайд

Травма – внезапное одномоментное воздействие на организм человека внешних факторов, вызывающих местное нарушение целостности тканей, физиологических функций и общую реакцию организма.

Травматизм – совокупность травм, поражающих при определенных обстоятельствах одинаковые группы населения.

Причиной травм является воздействие различных внешних факторов:

· механические (удар, сдавление, растяжение);

· физические (высокая и низкая температура, электрический ток);

· химические вещества.

Слайд

В зависимости от ус­ловий возникновения сходных повреждений принято выде­лять следующие виды травматизма:

1. Производственный травматизм. Производственная травма — травма, полученная работником на производстве и вызванная несоблюдением требований охраны труда. В зависимости от вида про­изводственной деятельности выделяют промышленный и сельскохозяйственный травматизм.

2. Транспортный травматизм объединяет повреждения, встречающиеся у людей, работающих или пользующихся транспортными средствами. В зависимости от вида транспорта различают автомобильный, железнодорожный травматизм, травматизм на воздушном и водном транспорте. Около 40% умерших в России от травм погибают в резуль­тате ДТП.

Россия по уровню смертности и инвалидизации в трудоспособном возрасте от дорожно-транспорт­ного травматизма удерживает лидирующее положение в мире.

3.Уличный травматизм объединяет обширную группу по­вреждений, возникающих у людей на улице.

4.Бытовой травматизм - очень разнообразные по своему происхождению повреждения, встречающиеся в бытовых ус­ловиях.

5.Спортивный травматизм наблюдается у людей, занимаю­щихся спортом, во время тренировок или спортивных состя­заний.

Он редко приводит к летальным ис­ходам, однако спортивные травмы оказывают существенное влияние на здоровье, как непосредственно после травмы, так и в отдаленном будущем.

Среди всех заболеваний спортсменов около 45% прихо­дится на травмы и травматические заболевания опорно-двига­тельного аппарата.

В спорте наибольшее количество травм обусловлено воз­действием физических (механических и температурных) фак­торов, а среди них наиболее часто встречаются именно меха­нические.

6. Военный травматизм - совокупность повреждений у лиц, находящихся на воинской службе.

Слайд

Классификация травм по результату действия

повреждающего фактора:

 

Изолированная травма – это повреждение одного органа или травма в пределах одного сегмента опорно-двигательного аппарата. Например,  разрыв печени, перелом бедра, перелом плеча.

 

Множественная травм а – это ряд однотипных повреждений опорно-двигательного аппарата, вызванных одним травмирующим фактором. Например, одновременные переломы двух и более отделов опорно-двигательного аппарата, множественные раны.

 

Сочетанная травма – это повреждения опорно-двигательного аппарата и одного или нескольких внутренних органов, включая головной мозг.

Например,  перелом костей таза и разрыв печени, перелом бедра и ушиб головного мозга.

Комбинированная травма - это вид травмы, в которых на человека оказывается воздействие несколькими повреждающими факторами. Например, при дорожно-транспортном происшествии могут быть сломаны кости конечностей, повреждены органы брюшной полости и получены ожоги кожи..

При сочетанных и комбинированных повреждениях необходимо выделять главенствующее повреждение - «доминирующая травма». Это очень важно для оказания первой помощи и врачебной тактики в остром периоде.

Слайд

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-26; просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.195.24 (0.106 с.)