Придумай столько способов использования коробок, сколько ты сможешь, и запиши их на Бланке ответов. » 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Придумай столько способов использования коробок, сколько ты сможешь, и запиши их на Бланке ответов. »



На выполнение пятого субтеста отводится 10 минут.

СУБТЕСТ №б «Необычные вопросы».

Работа над шестым субтестом также начинается с совместного чтения инструкции, расположенной на следующей странице Альбо­ма:

«А теперь попробуй придумать как можно больше вопросов про эти картонные коробки.

Придумай самые разнообразные вопросы, которые бы вызы­вали интерес к картонным коробкам у окружающих. Постарайся,

чтобы вопросы касались таких свойств картонных коробок, о ко­торых никто никогда не задумывался.

Запиши все придуманные вопросы на Бланке ответов*»

На выполнение шестого субтеста отводится 5 минут.

СУБТЕСТ №7 «Необычная ситуация».

На последних двух страницах Альбома расположены инструкция и изображение, необходимые для проведения седьмого субтеста. Ра­бота начинается с совместного чтения инструкции:

«Эта ситуация, скорее всего, никогда не произойдет. Однако тебе надо представить, что это все-таки случилось. Пофантази­руй: какие удивительные вещи произошли бы тогда? Какие по­следствия могла бы иметь эта ситуация?

Посмотри на картинку внизу. На ней нарисована эта невероят­ная ситуация: к облакам прикреплены веревки, которые свисают до самой поверхности земли. Что может произойти в этом случае?

Предложи как можно больше вариантов и запиши их на Блан­ке ответов.»

На выполнение седьмого субтеста отводится 5 минут. По окончании работы психолог хвалит обследуемых за проявленные творческие спо­собности, собирает Альбомы и Бланки ответов, проверив, чтобы на них были указаны фамилия, имя, возраст, а также дата обследования. Вернуться к оглавлению

 

2.2.4. Специальные рекомендации для индивидуального про­ведения теста.

С детьми дошкольного и младшего школьного возраста проводит­ся только индивидуальное тестирование. Инструкции, приведенные в предыдущей главе, требуют некоторой адаптации к лексике детей более младшего возраста. Кроме этого, при тестировании маленьких детей необходимо учитывать следующие рекомендации Е. Торренса:

1. Психолог принимает и записывает все ответы ребенка, давая ему понять, что любой ответ является ценным. Однако, если ребенок дает много неадекватных ответов, необходимо напомнить ему задачу, крат­ко повторив инструкцию к заданию.

2. В процессе работы необходимо получить от ребенка как можно больше ответов. С этой целью допускается оказание помощи ребенку вопросами типа: «Попробуй придумать что-то другое, не похожее на то, что ты до сих пор говорил!», «Как еще его можно улуч­шить?» и т. п.

3. Очень застенчивые или необщительные дети иногда не могут придумать ни одного ответа в задании. В таком случае лучше перейти к другому субтесту со словами: «Хорошо, давай оставим это на ка­кое-то время. Может быть, ты придумаешь что-нибудь потом.» После проведения всех субтестов психолог возвращается к этим за­даниям: «Попробуй еще раз придумать какие-нибудь ответы. Лю­бые, возможно, в шутку или ради забавы.»

4. С некоторыми детьми возникает проблема снижения тревоги, которая может оставаться высокой, несмотря на усилия, предпри­нимаемые психологом. В этих случаях часто помогает такая фраза: «Хорошо, просто так, ради развлечения, в шутку, скажи мне, что ты думаешь. Мне очень интересно узнать об этом.» Иногда дети начинают быстро отвечать после подобных фраз.

5. При выполнении заданий с картинками (субтесты №№1,2,3,7) маленькие дети чувствуют себя более комфортно, если им в процессе тестирования разрешают держать картинку в руках. В четвертом суб­тесте игрушечного слоненка дают ребенку в руки для знакомства в начале работы, а затем ставят его на стол рядом с ребенком. В даль­нейшем, в процессе работы ребенку не запрещают трогать или брать игрушку, но и не поощряют его к этим действиям.

6. Некоторые маленькие дети испытывают затруднения при про­ведении субтестов №2 «Причины» и №3 «Следствия». Они приводят цепь событий, т. е. порядок их следования, не используя при этом причинно-следственные связи. В этом случае детям следует задать уточняющие вопросы: «Почему это произошло?» и «Что может произойти из-за этого?».

7. В субтесте №4 «Улучшение предмета» для маленьких детей луч­ше использовать следующую инструкцию: «Если бы у тебя была волшебная палочка и ты мог сделать с этой игрушкой все, что угодно, как бы ты захотел ее изменить?».

8. В конце каждого задания при необходимости записываются на­блюдения за поведением ребенка: какие-то необычные проявления, способы манипулирования картинкой или игрушкой и т. п.

9. При необходимости можно проводить сокращенный вариант теста, исходя из предложенной последовательности заданий, отражающих их значимость в общей структуре методики: 1) «Улучшение предмета», 2) «Необычная ситуация», 3) «Вопросы», 4) «Причины», 5) «Следствия», 6) «Необычное использование», 7) «Необычные вопросы».

Вернуться к оглавлению

Обработка результатов

Предварительные замечания.

В процессе обработки результатов ответы обследуемого, данные им в каждом вербальном субтесте, необходимо оценить по следую­щим трем параметрам: «Беглость», «Гибкость» и «Оригинальность».

Параметр «Беглость» отражает «способность человека генериро­вать большое количество осмысленных идей» (Дж. Гилфорд). За каждый адекватный ответ при подсчете этого параметра обследуемо­му начисляется один балл. При этом адекватность ответа определя­ется в зависимости оттого, соответствует л и он задаче, которая была поставлена перед обследуемым в инструкции. Важно подчеркнуть, что ответы, представляющие собой сложные предложения, содержа­щие несколько различных идей, оцениваются и соответствующим ко­личеством баллов (два и более). Однако их нельзя путать с разверну­тыми ответами, в которых дополнительная информация только уточняет основную идею.

Параметр «Гибкость» отражает «способность применять различные стратегии при решении проблем, умение рассматривать имеющуюся информацию под различными углами зрения» (Дж. Гилфорд). При под­счете этого параметра определяется количество категорий, к которым можно отнести ответы обследуемого. Во всех вербальных субтестах возможные категории ответов задаются заранее. В тех редких случаях, когда ответ обследуемого не удается отнести ни к одной из них, психо­лог может создавать дополнительные категории.

Параметр «Оригинальность» отражает «способность придумывать необычные, уникальные ответы, требующие «творческой силы» (Дж. Гилфорд). Концепция «творческой силы» важна для понимания содер­жания этого параметра. Ответы, не содержащие «творческой силы», то есть, очевидные, банальные, обычные, часто встречающиеся (больше, чем у 5% обследуемых), не требуют большого умственного напряжения при их создании и оцениваются при подсчете Оригинальности в 0 бал­лов. Наоборот, большая умственная энергия требуется при создании ответов, выходящих за рамки привычного, очевидного и обычного. Та­кие ответы содержат «творческую энергию» и оцениваются в 1 или 2 балла в зависимости от их редкости: 1 балл — ответы, которые встре­чаются у 2% — 4,99% обследуемых, 2 балла — ответы, которые встреча­ются менее, чем у 2% обследуемых.

Для каждого субтеста приводится два списка ответов: список от­ветов на 0 баллов и список ответов на 1 балл. Все другие ответы, не вошедшие в эти списки при подсчете баллов за Оригинальность, по­лучают оценку 2 балла. В данном Руководстве для сравнительного анализа будут приведены списки ответов, полученные на российской и американской выборках.

Внимание: Для российской выборки представлены как общие списки ответов, полученные в целом на выборке от 5 до 16 лет, так и списки, полученные отдельно на дошкольниках (5-6 лет), младших школьниках (1-3 классы) и старшеклассниках (9-11 классы). Это сделано с целью повышения измерительных возможностей Методики и увеличения ее инфор­мативности на этапе интерпретации результатов. Подсчет параметра «Оригинальность» с использованием общих списков ответов позволяет полу­чать результаты, дающие возможность сравнивать по уровню развития креативности обследуемых разного возраста. Если же Вам необходимо более тонко оценить уровень развития креативности внутри данного возрастного диапазона (дошколь­ники, младшие школьники или старшеклассники) целесообразно пользоваться и соответствующи­ми списками ответов для оценки Оригинальности.

Вернуться к оглавлению

Субтест №1 «Вопросы».

БЕГЛОСТЬ

Количество баллов за Беглость равно количеству адекватных во­просов (за каждый адекватный вопрос — 1 балл). При этом неадек­ватными считаются вопросы, на которые можно ответить сразу, по­смотрев на картинку, например:

— «На мальчике есть шапка?»,

— «Он смотрит в воду?»,

— «У него длинные уши?»,

— «Он лежит?» и т. п.

ГИБКОСТЬ

По одному баллу дается за каждую категорию, использованную обследуемым при ответе. За использование одной и той же катего­рий несколько раз баллы не начисляются. Если все ответы будут при­надлежать к одной и той же категории, то обследуемый получит за гибкость 1 балл. В этом субтесте заранее задается 17 категорий отве­тов. Для каждой категории приводятся типичные ответы. В тех дово­льно редких случаях, когда какой-либо ответ обследуемого никак не удается отнести ни к одной из перечисленных категорий, можно со­здавать дополнительные категории. Их обозначение (XI, Х2 и т. п.) заносится в Бланк фиксации результатов.

Список категорий:

Герой на картинке.

Вопросы, касающиеся физического описания героя: особенности те­лосложения, внешность, пол, возраст, физическое самочувствие, фи­зиологические потребности. Сюда не входят вопросы об одежде ге­роя, его эмоциях, мыслях и личностных особенностях, так как для них существуют специальные категории.

Это мальчик или девочка?

Сколько ему лет?

Почему у него такие необычные уши?

Насколько он большой по размеру?

Какого цвета его глаза?

2. Герои, не изображенные на картинке.

Сюда не входят вопросы о членах семьи и друзьях героя, так как для них есть специальная категория.

Кто-нибудь знает, где он находится?

Кто-нибудь послал его сюда?

Кто заставляет его смотреть в воду?

Люди смеются над ним?

У него есть враги?

Ему кто-нибудь угрожает?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.200.211 (0.017 с.)