Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Придумай столько способов использования коробок, сколько ты сможешь, и запиши их на Бланке ответов. »
На выполнение пятого субтеста отводится 10 минут. СУБТЕСТ №б «Необычные вопросы». Работа над шестым субтестом также начинается с совместного чтения инструкции, расположенной на следующей странице Альбома: «А теперь попробуй придумать как можно больше вопросов про эти картонные коробки. Придумай самые разнообразные вопросы, которые бы вызывали интерес к картонным коробкам у окружающих. Постарайся, чтобы вопросы касались таких свойств картонных коробок, о которых никто никогда не задумывался. Запиши все придуманные вопросы на Бланке ответов*» На выполнение шестого субтеста отводится 5 минут. СУБТЕСТ №7 «Необычная ситуация». На последних двух страницах Альбома расположены инструкция и изображение, необходимые для проведения седьмого субтеста. Работа начинается с совместного чтения инструкции: «Эта ситуация, скорее всего, никогда не произойдет. Однако тебе надо представить, что это все-таки случилось. Пофантазируй: какие удивительные вещи произошли бы тогда? Какие последствия могла бы иметь эта ситуация? Посмотри на картинку внизу. На ней нарисована эта невероятная ситуация: к облакам прикреплены веревки, которые свисают до самой поверхности земли. Что может произойти в этом случае? Предложи как можно больше вариантов и запиши их на Бланке ответов.» На выполнение седьмого субтеста отводится 5 минут. По окончании работы психолог хвалит обследуемых за проявленные творческие способности, собирает Альбомы и Бланки ответов, проверив, чтобы на них были указаны фамилия, имя, возраст, а также дата обследования. Вернуться к оглавлению
2.2.4. Специальные рекомендации для индивидуального проведения теста. С детьми дошкольного и младшего школьного возраста проводится только индивидуальное тестирование. Инструкции, приведенные в предыдущей главе, требуют некоторой адаптации к лексике детей более младшего возраста. Кроме этого, при тестировании маленьких детей необходимо учитывать следующие рекомендации Е. Торренса: 1. Психолог принимает и записывает все ответы ребенка, давая ему понять, что любой ответ является ценным. Однако, если ребенок дает много неадекватных ответов, необходимо напомнить ему задачу, кратко повторив инструкцию к заданию.
2. В процессе работы необходимо получить от ребенка как можно больше ответов. С этой целью допускается оказание помощи ребенку вопросами типа: «Попробуй придумать что-то другое, не похожее на то, что ты до сих пор говорил!», «Как еще его можно улучшить?» и т. п. 3. Очень застенчивые или необщительные дети иногда не могут придумать ни одного ответа в задании. В таком случае лучше перейти к другому субтесту со словами: «Хорошо, давай оставим это на какое-то время. Может быть, ты придумаешь что-нибудь потом.» После проведения всех субтестов психолог возвращается к этим заданиям: «Попробуй еще раз придумать какие-нибудь ответы. Любые, возможно, в шутку или ради забавы.» 4. С некоторыми детьми возникает проблема снижения тревоги, которая может оставаться высокой, несмотря на усилия, предпринимаемые психологом. В этих случаях часто помогает такая фраза: «Хорошо, просто так, ради развлечения, в шутку, скажи мне, что ты думаешь. Мне очень интересно узнать об этом.» Иногда дети начинают быстро отвечать после подобных фраз. 5. При выполнении заданий с картинками (субтесты №№1,2,3,7) маленькие дети чувствуют себя более комфортно, если им в процессе тестирования разрешают держать картинку в руках. В четвертом субтесте игрушечного слоненка дают ребенку в руки для знакомства в начале работы, а затем ставят его на стол рядом с ребенком. В дальнейшем, в процессе работы ребенку не запрещают трогать или брать игрушку, но и не поощряют его к этим действиям. 6. Некоторые маленькие дети испытывают затруднения при проведении субтестов №2 «Причины» и №3 «Следствия». Они приводят цепь событий, т. е. порядок их следования, не используя при этом причинно-следственные связи. В этом случае детям следует задать уточняющие вопросы: «Почему это произошло?» и «Что может произойти из-за этого?». 7. В субтесте №4 «Улучшение предмета» для маленьких детей лучше использовать следующую инструкцию: «Если бы у тебя была волшебная палочка и ты мог сделать с этой игрушкой все, что угодно, как бы ты захотел ее изменить?». 8. В конце каждого задания при необходимости записываются наблюдения за поведением ребенка: какие-то необычные проявления, способы манипулирования картинкой или игрушкой и т. п.
9. При необходимости можно проводить сокращенный вариант теста, исходя из предложенной последовательности заданий, отражающих их значимость в общей структуре методики: 1) «Улучшение предмета», 2) «Необычная ситуация», 3) «Вопросы», 4) «Причины», 5) «Следствия», 6) «Необычное использование», 7) «Необычные вопросы». Вернуться к оглавлению Обработка результатов Предварительные замечания. В процессе обработки результатов ответы обследуемого, данные им в каждом вербальном субтесте, необходимо оценить по следующим трем параметрам: «Беглость», «Гибкость» и «Оригинальность». Параметр «Беглость» отражает «способность человека генерировать большое количество осмысленных идей» (Дж. Гилфорд). За каждый адекватный ответ при подсчете этого параметра обследуемому начисляется один балл. При этом адекватность ответа определяется в зависимости оттого, соответствует л и он задаче, которая была поставлена перед обследуемым в инструкции. Важно подчеркнуть, что ответы, представляющие собой сложные предложения, содержащие несколько различных идей, оцениваются и соответствующим количеством баллов (два и более). Однако их нельзя путать с развернутыми ответами, в которых дополнительная информация только уточняет основную идею. Параметр «Гибкость» отражает «способность применять различные стратегии при решении проблем, умение рассматривать имеющуюся информацию под различными углами зрения» (Дж. Гилфорд). При подсчете этого параметра определяется количество категорий, к которым можно отнести ответы обследуемого. Во всех вербальных субтестах возможные категории ответов задаются заранее. В тех редких случаях, когда ответ обследуемого не удается отнести ни к одной из них, психолог может создавать дополнительные категории. Параметр «Оригинальность» отражает «способность придумывать необычные, уникальные ответы, требующие «творческой силы» (Дж. Гилфорд). Концепция «творческой силы» важна для понимания содержания этого параметра. Ответы, не содержащие «творческой силы», то есть, очевидные, банальные, обычные, часто встречающиеся (больше, чем у 5% обследуемых), не требуют большого умственного напряжения при их создании и оцениваются при подсчете Оригинальности в 0 баллов. Наоборот, большая умственная энергия требуется при создании ответов, выходящих за рамки привычного, очевидного и обычного. Такие ответы содержат «творческую энергию» и оцениваются в 1 или 2 балла в зависимости от их редкости: 1 балл — ответы, которые встречаются у 2% — 4,99% обследуемых, 2 балла — ответы, которые встречаются менее, чем у 2% обследуемых. Для каждого субтеста приводится два списка ответов: список ответов на 0 баллов и список ответов на 1 балл. Все другие ответы, не вошедшие в эти списки при подсчете баллов за Оригинальность, получают оценку 2 балла. В данном Руководстве для сравнительного анализа будут приведены списки ответов, полученные на российской и американской выборках. Внимание: Для российской выборки представлены как общие списки ответов, полученные в целом на выборке от 5 до 16 лет, так и списки, полученные отдельно на дошкольниках (5-6 лет), младших школьниках (1-3 классы) и старшеклассниках (9-11 классы). Это сделано с целью повышения измерительных возможностей Методики и увеличения ее информативности на этапе интерпретации результатов. Подсчет параметра «Оригинальность» с использованием общих списков ответов позволяет получать результаты, дающие возможность сравнивать по уровню развития креативности обследуемых разного возраста. Если же Вам необходимо более тонко оценить уровень развития креативности внутри данного возрастного диапазона (дошкольники, младшие школьники или старшеклассники) целесообразно пользоваться и соответствующими списками ответов для оценки Оригинальности.
Вернуться к оглавлению Субтест №1 «Вопросы». БЕГЛОСТЬ Количество баллов за Беглость равно количеству адекватных вопросов (за каждый адекватный вопрос — 1 балл). При этом неадекватными считаются вопросы, на которые можно ответить сразу, посмотрев на картинку, например: — «На мальчике есть шапка?», — «Он смотрит в воду?», — «У него длинные уши?», — «Он лежит?» и т. п. ГИБКОСТЬ По одному баллу дается за каждую категорию, использованную обследуемым при ответе. За использование одной и той же категорий несколько раз баллы не начисляются. Если все ответы будут принадлежать к одной и той же категории, то обследуемый получит за гибкость 1 балл. В этом субтесте заранее задается 17 категорий ответов. Для каждой категории приводятся типичные ответы. В тех довольно редких случаях, когда какой-либо ответ обследуемого никак не удается отнести ни к одной из перечисленных категорий, можно создавать дополнительные категории. Их обозначение (XI, Х2 и т. п.) заносится в Бланк фиксации результатов. Список категорий: Герой на картинке. Вопросы, касающиеся физического описания героя: особенности телосложения, внешность, пол, возраст, физическое самочувствие, физиологические потребности. Сюда не входят вопросы об одежде героя, его эмоциях, мыслях и личностных особенностях, так как для них существуют специальные категории. Это мальчик или девочка? Сколько ему лет? Почему у него такие необычные уши? Насколько он большой по размеру? Какого цвета его глаза? 2. Герои, не изображенные на картинке. Сюда не входят вопросы о членах семьи и друзьях героя, так как для них есть специальная категория. Кто-нибудь знает, где он находится? Кто-нибудь послал его сюда? Кто заставляет его смотреть в воду? Люди смеются над ним? У него есть враги? Ему кто-нибудь угрожает?
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.200.211 (0.017 с.) |