Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Диагностика креативности тест Е. ТорренсаСтр 1 из 21Следующая ⇒
ГОССТАНДАРТ РОССИИ КОМПЛЕКСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
Е. Е. ТУНИК
ДИАГНОСТИКА КРЕАТИВНОСТИ ТЕСТ Е.ТОРРЕНСА МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО (САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 1998)
ПРЕДИСЛОВИЕ ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Природа креативности. 1.2. Характеристика методики. 1.3. Надежность методики. 1.4. Валидность методики. 1.4.1. Валидность по содержанию. 1.4.2. Валидность по критерию. 1.4.3. Прогностическая валидность. 1.4.4. Конструктная валидность. 1.5. Возрастная динамика креативности ГЛАВА 2. ВЕРБАЛЬНАЯ БАТАРЕЯ 2.1. Описание субтестов. 2.2. Процедура тестирования. 2.2.1. Условия тестирования. 2.2.2. Общая инструкция. 2.2.3. Специальные инструкции к субтестам. 2.2.4. Специальные рекомендации для индивидуального проведения теста. 2.3. Обработка результатов 2.3.1. Предварительные замечания. 2.3.2. Субтест №1 «Вопросы». 2.3.3. Субтест №2 «Причины». 2.3.4. Субтест №3 «Следствия». 2.3.5. Субтест №4 «Улучшение предмета» 2.3.6. Субтест №5 «Необычное использование». 2.3.7. Субтест №6 «Необычные вопросы». 2.3.8. Субтест №7 «Необычная ситуация». 2.3.9. Суммирование первичных результатов. 2.3.10. Перевод в шкальные значения. 2.4. Интерпретация основных показателей вербальной креативности. Приложение №1. Приложение №2 ГЛАВА 3. ОБРАЗНАЯ БАТАРЕЯ 3.1. Описание субтестов. 3.2. Процедура тестирования. 3.2.1. Условия тестирования. 3.2.2. Общая инструкция. 3.2.3. Специальные инструкции к субтестом. 3.3. Обработка результатов. 3.3.1. Предварительные замечания. 3.3.2. Беглость. 3.3.3. Оригинальность. 3.3.4. Разработанность. 3.3.5. Абстрактность названий. 3.3.6. Сопротивление замыканию. 3.3.7. Суммирование первичных результатов 3.3.8. Перевод в шкальные значения. Обобщенный показатель «Образная креативность». 3.4. Интерпретация основных показателей Образной креативности. 3.5. Анализ структурного профиля креативности (на примере образной батареи). Приложение №3. ЛИТЕРАТУРА
В мировой психологической практике тест Е, Торренса является самым валидным и надежным стандартизированным инструментом, позволяющим измерить все основные характеристики креативного мышления и оценить творческий потенциал личности. Методическое руководство представляет собой первую русскоязычную адаптацию всех вербальных и образных субтестов методики. Исключительное значение этой работы обусловлено также отсутствием отечественных тестов на креативность.
В руководстве описана психодиагностическая процедура, подробно, на конкретных примерах, объясняется алгоритм обработки результатов, приведены нормативные данные для возрастного диапазона 5-17 лет и протоколы реальных обследуемых с заключениями по результатам тестирования. Руководство рассчитано на широкий круг специалистов, работающих в области практической психологии.
ПРЕДИСЛОВИЕ Первое издание теста Е. Торренса вышло в 1966-ом году. Последующие переработанные издания появились в 1974-ом году, а затем — в 1983-ом году. Тест был создан в русле концепции дивергентного мышления Дж. Гилфорда и воплотил в себе ее основные идеи, существенно дополненные и развитые в работах профессора Е. Торренса — директора Центра изучения креативного поведения и декана факультета психологии Университета штата Джорджия (США). Тест Е. Торренса по праву считается классическим в области психодиагностики креативности. Он представляет собой мощный психодиагностический инструмент, требующий профессионализма от его пользователей. «Мощность» теста обусловлена его измерительными возможностями. Большое разнообразие тщательно подобранных заданий предоставляет обследуемому очень широкие возможности для проявления креативных способностей. Это существенно повышает достоверность результатов, полученных с помощью теста Е. Торренса, по сравнению с результатами других тестов на креативность. Тест Е. Торренса состоит из трех частей: вербальной батареи (7 субтестов), образной батареи (3 субтеста) и звуковой батареи (2 субтеста). Тест позволяет не только оценить уровни развития вербального, образного и звукового творческого мышления, но и получить представление о качественном своеобразии этих отдельных структур креативности у разных людей. Интересно отметить, что уровень развития вербальной креативности в большей степени зависит от условий социализации и влияния внешней среды, в то время как уровень развития образной креативности в большей степени связан с врожденными биологическими особенностями человека.
В данном Руководстве предлагается полная адаптация вербальной и образной батарей теста Е. Торренса, выполненная в ходе многолетних исследований под руководством Е. Е. Туник на факультете психологии Санкт-Петербургского государственного университета педагогического мастерства. Руководство состоит из трех частей. В первой главе излагаются теоретические взгляды Е. Торренса на природу креативности и методические принципы, использованные им при создании теста. Дается краткая характеристика теста, проводится сравнительный анализ российских и американских исследований, посвященных доказательству его валидности и надежности. Во второй главе описывается процедура работы с вербальной батареей, в третьей главе — с образной. Структура обеих глав одинаковая. Сначала описываются содержание и психологический смысл отдельных субтестов, затем — особенности процедуры тестирования. Самый большой по объему раздел в этих главах посвящен обработке результатов тестирования — довольно кропотливой процедуре, требующей четкого понимания основных критериев и правил оценки. Каждое правило иллюстрируется соответствующими примерами. Кроме этого, приводится полный обработанный протокол конкретного обследуемого. Предлагаются нормативные данные, необходимые для перевода сырых баллов в шкальные, полученные на российской и американской выборках. В разделе, описывающем интерпретацию результатов, объясняется, как оценить уровни развития общего и парциальных показателей вербальной и образной креативности, как проанализировать структурный профиль креативности для понимания ее качественных особенностей у данного обследуемого. Приводятся примеры заключений по результатам тестирования. Предлагаемая работа устраняет дефицит тестов на креативность в нашей стране и обеспечивает практических психологов качественным инструментом, позволяющим выявлять потенциальные творческие возможности человека, которые часто оказываются незамеченными. Выявление креативных детей имеет особое значение в школьной практике, так как для реализации своих возможностей этим детям необходим специальный дивергентный стиль обучения. Кроме этого, тест позволяет проводить экспертизу экспериментальных обучающих программ: выделять программы, которые способствуют только интеллектуальному развитию учащихся, и программы, которые развивают творческое мышление и дают возможность реализовать творческий потенциал личности. Научный консультант ГП «ИМАТОН», 0. И. Муляр
Вернуться к оглавлению ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Природа креативности. На сегодняшний день существует множество подходов к определению природы креативности. Поэтому невозможно привести единое обобщающее определение, которое удовлетворило бы всех исследователей. Некоторые определения креативности были сформулированы в терминах продукта, результата деятельности; другие — в терминах процесса, личностных свойств или необходимых внешних условий. Одни авторы подчеркивают, что термин «креативный» применим только к редко встречающимся специальным видам способностей, в то время как другие считают, что этот термин подразумевает общую креативную способность, которой в определенной степени обладают все здоровые индивиды.
Креативность часто рассматривается как нечто противоположное конформности, обыденности, предполагающее нестандартные подходы в отличие от общепринятых. К. Спирмен считал, что это — «сила человеческого ума, создающая новое содержание путем изменения и создания новых связей». Симпсон определял креативность как «способность к разрушению общепринятого, обычного порядка следования идей в процессе мышления». Несмотря на разные точки зрения, практически во всех определениях креативность связывается с изобретением чего-то нового (для личности или для общества). По мнению Е. Торренса, креативность — это не специальная, а общая способность, которая базируется на констелляции общего интеллекта, личностных характеристик и способностей к продуктивному мышлению. Под креативностью Е. Торренс понимал обостренное восприятие недостатков, пробелов в знаниях, дисгармонии и т. д. Он считал, что творческий процесс делится на восприятие проблемы, поиск решения, возникновение и формулировку гипотез, проверку гипотез, их модификацию и нахождение результата. Определение Е. Торренса не является бесспорным. Критики главным образом обращали внимание на тот факт, что оно не делает различий между креативностью и другими видами мышления. Идеальный, с точки зрения Е.Торренса, тест должен измерять протекание всех операций, выделенных им в творческом процессе. Однако при создании методики он ограничился оценкой креативности по продуктам деятельности. В работе над тестом Е. Торренс во многом опирался на теорию дивергентного (творческого) мышления Дж. Гилфорда. Дж. Гилфордом были выделены четыре классических свойства дивергентного мышления: 1. «Беглость» — способность продуцировать большое количество идей; 2. «Гибкость» — способность применять разнообразные стратегии при решении проблем; 3. «Оригинальность» — способность продуцировать необычные, нестандартные идеи; 4. «Разработанность» — способность детально разрабатывать возникшие идеи. К перечню Дж. Гилфорда Е. Торренс добавляет еще три характеристики: «Адекватность», «Сопротивление замыканию» и «Абстрактность названия». Более подробно речь об этих характеристиках пойдет дальше. Для оценки перечисленных проявлений креативности Е. Торренс создал свою методику. Более полно свое понимание процесса творческого мышления Е. Торренс реализует в созданных им развивающих программах.
Вернуться к оглавлению Характеристика методики. При создании своего теста Е. Торренс опирался на теорию дивергентного мышления Дж. Гилфорда, а также анализ творческих достижений известных ученых, артистов, писателей. Тест диагностирует креативные способности, которые очевидно проявляются в признанной творческой продукции. Субтесты методики Е. Торренса представляют существенный отход от тестов факторного типа (Южнокалифорнийских тестов), предложенных Дж. Гилфордом. Дж. Гилфорд пытался создать монофакторные тестовые задания. Е. Торренс отказался от этой попытки. Каждый его субтест оценивает сразу несколько характеристик креативности (т. е. является полифакторным) и добавляет что-то уникальное к тестовой батарее в целом. Отбор заданий для субтестов был проведен на основе факторного анализа, что позволило включить в батарею задания, слабо коррелирующие между собой. Особое внимание Е. Торренс уделял тому, чтобы тестовые задания были интересны для детей различного возраста: от дошкольников до старшеклассников, хотя некоторые субтесты в большей степени соответствуют определенному возрастному уровню. Временные ограничения, введенные Е. Торренсом, позволили стандартизированно измерять креативность и сравнивать разных людей по уровню развития этой способности. В то же время эта особенность теста чаще всего подвергается критике. Несмотря на определенные ограничения, в настоящее время тест Е. Торренса можно без преувеличения считать наиболее фундаментальным инструментом для измерения креативности. Е. Торренс подчеркивал, что ни один исследователь на сегодняшний день не может определить количество и виды тестовых заданий для того, чтобы дать полный обзор характеристик креативного мышления. При этом он полагал, что предложенный им тест отражает большую их часть. Действительно, следует признать, что большое количество разнообразных заданий, содержащихся в тесте, существенно увеличивает вероятность того, что он охватывает все наиболее важные креативные функции. Тест Е. Торренса состоит из двух частей: вербальной батареи и образной батареи. Вербальная батарея состоит из семи субтестов: 1. «Вопросы»: требуется придумать как можно больше вопросов о происходящем на картинке. 2. «Причины»: требуется придумать как можно больше причин, вызвавших события, происходящие на картинке. 3. «Следствия»: требуется придумать как можно больше следствий, вытекающих из происходящего на картинке. 4. «Улучшение предмета»: требуется придумать как можно больше способов улучшения игрушечного слона. 5. «Необычное использование»: требуется придумать как можно больше способов необычного использования картонных коробок.
6. «Необычные вопросы»: требуется придумать как можно больше необычных вопросов о картонных коробках. 7. «Невероятная ситуация»: требуется придумать как можно больше последствий заданной невероятной ситуации. Образная батарея состоит из трех субтестов: 1. «Создание рисунка»: требуется создать оригинальный рисунок, частью которого была бы заданная цветная фигура. 2. «Незаконченные фигуры»: требуется создать как можно больше оригинальных изображений на основе заданных незаконченных фигур. 3. «Повторяющиеся линии»: требуется создать как можно больше оригинальных изображений на основе пар параллельных линий. Более подробно содержание субтестов, правила работы с ними, а также схема оценки ответов обследуемого будут приведены в следующих главах. Тест Е. Торренса может использоваться во всем возрастном диапазоне, начиная с пяти лет. Традиционно более широко тест применяется для работы с детьми дошкольного и школьного возраста. До третьего класса включительно методика проводится в индивидуальной форме, начиная с четвертого класса — в групповой. Образную батарею можно проводить в групповой форме и с учащимися начальной школы. Для проведения вербальной батареи необходимо 45 минут, образной — 30 минут без учета времени на инструкции. Для проведения вербальной батареи необходимы Альбом со стимульными материалами «Вырази свои идеи с помощью слов» и Бланк ответов, для проведения образной батареи — Тестовая тетрадь «Вырази свои идеи с помощью рисунков». При обработке данных тестирования используются специальные Бланки фиксации результатов для вербальной и образной батарей. Для работы с Методикой требуется предварительное надежное усвоение методической информации, изложенной в данном Руководстве. Вернуться к оглавлению Надежность методики. Следует отметить, что природа творческого мышления создает ряд проблем в процессе определения надежности полученных данных и их интерпретации. Большинство теорий креативности подчеркивает важность эмоциональных факторов, групповой атмосферы и мотивации для проявления творческих способностей. По мнению В. Гордона (1961), «в креативном процессе эмоциональный фактор более важен, чем интеллектуальный, иррациональный более важен, чем рациональный». Результаты креативных тестов также в существенной степени зависят от предварительного обучения и развития творческих способностей. Хотя влияние перечисленных факторов снижает ретестовую надежность, из этого не следует делать вывод о ненадежности теста. Чувствительность к перечисленным факторам делает тест особенно полезным для изучения этих переменных. Для определения надежности теста Е. Торренс прежде всего исследовал степень согласованности между результатами обработки данных тестирования различными экспертами. Коэффициент корреляции между данными опытных экспертов и начинающих экспертов (внимательно изучивших инструкцию и выполнивших предварительно обработку 25-40 работ) составил 0.90. Для подсчета согласованности данных различных экспертов на российской выборке нами было проведено исследование, в котором участвовал и 120учащихся начальной школы. Использовался коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Согласованность (корреляция) данных трех экспертов составила 0.71-0.75 для разных показателей креативности. Для выборки учащихся седьмых классов (81 человек) корреляция данных трех экспертов находилась в интервале 0.75-0.81. Несмотря на то, что российские данные несколько ниже, чем данные Е. Торренса, они также демонстрируют высокую" степень надежности результатов. Ошибки при подсчете данных возникают главным образом в тех случаях, когда исследователь плохо усваивает правила обработки результатов и руководствуется в этом процессе своими субъективными стандартами. Для исследования ретестовой надежности Е. Торренс использовал параллельные формы теста — А и В. В исследовании принимали участие 118 школьников, интервалы между тестированием составляли от двух недель до двух месяцев. Коэффициенты корреляции между показателями двух серий тестирования составили 0.84-0.93 для разных показателей вербальной батареи, 0.7-0.85 — для разных показателей образной батареи. Поданным П. Горалски (1964),коэффициенты ретестовой надежности (формы А и В, интервал — 10 недель) составили соответственно 0.82, 0.73, 0.59, 0.89 для Беглости, Гибкости, Оригинальности и теста в целом. По данным Далбек (1966), на выборке из 43-х студентов колледжа искусств коэффициенты надежности (формы А и В, интервал — три года) составил 0.59 — для Беглости, 0.35 — для Гибкости, 0.73 — для Оригинальности. На российской выборке нами были также получены данные о ретестовой надежности методики. Для выборки из 40 человек (ученики первых классов) коэффициенты ретестовой надежности (форма А, интервал — 6 месяцев) составили 0.73, 0.75, 0.69 для Беглости, Гибкости, Оригинальности (вербальная батарея) и 0.72, 0.71, 0.77, 0.65, 0.68 для Беглости, Оригинальности, Разработанности, Сопротивления замыканию и Абстрактности названия (образная батарея). Для выборки из 56 человек (ученики седьмого класса) коэффициенты ретестовой надежности (форма А, интервал — четыре месяца) составили 0.69, 0.74, 0.70 для Беглости, Гибкости и Оригинальности (вербальная батарея). Для выборки из 63 человек (ученики девятых классов) коэффициенты ретестовой надежности (форма А, интервал — семь месяцев) составили 0.73, 0.59, 0.71, 0.61, 0.69 для Беглости, Оригинальности, Разработанности, Сопротивления замыканию и Абстрактности названия (образная батарея). Вернуться к оглавлению Валидность методики. Отсутствие единого подхода в понимании природы креативности существенно усложняет проблему подтверждения валидности креативных тестов. Этому вопросу уделяли внимание многие авторы: Е. Тейлор, Ф. Барон, К. Ямамото, Дж. Гилфорд, Дж. Рензулли и др. Тем не менее единая обобщенная мера валидности до сих пор неустановлена. Е. Торренс проводил исследования валидности теста в разных направлениях. Валидность по содержанию. При создании теста Е. Торренс исходил из того, что отдельные субтесты должны быть относительно независимы и связаны с различными проявлениями креативности. Поэтому в свою батарею он включил задания, слабо коррелирующие между собой. Результаты его исследования интеркорреляций между отдельными показателями вербальной и образной батарей представлены в Таблице №1. Таблица №1. Коэффициенты корреляции между показателями образной и вербальной креативности по данным Е. Торренса (форма А, 608учеников).
Из Таблицы видно, что между отдельными показателями вербальной креативности существует значимая положительная связь. Показатели образной креативности также демонстрируют значимую положительную связь, но менее тесную, чем показатели вербальной батареи. При этом из структуры образной креативности выпадает показатель «Разработанность» (самая низкая корреляция). Таким образом можно сделать вывод, что он мало влияет на уровень развития образной креативности: хорошие разработчики могут быть и нетворческими людьми. Показатели вербальной и образной креативности слабо коррелируют между собой, демонстрируя относительную независимость этих двух составляющих в структуре общей креативности человека. Данные, полученные нами на российской выборке (школьники Якутска, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, общая выборка порядка 600 человек), полностью соответствуют описанным выше результатам. Вернуться к оглавлению Валидность по критерию. Хотя Е. Торренс не смог подобрать подходящего во всех отношениях критерия валидности, некоторые исследования в этом направлении были проведены. Экспертные оценки одноклассников. По данным К. Ямамото, коэффициенты корреляции между показателями теста и социометрическими оценками креативности со стороны одноклассников,являлись статистически значимыми, но невысокими, порядка 0.29 (459 старшеклассников). Идеи креативных детей часто оцениваются сверстниками как дикие и фантастические. Креативные мальчики, очевидно, имеют большее влияние на одноклассников, чем креативные девочки. Экспертные оценки учителей. В исследованиях Е. Торренса (800 учеников четвертого класса) было показано, что учителя способны отделить высококреативных детей от низкокреативных по показателям «Беглость», «Гибкость», «Оригинальность», но не по показателю «Разработанность». Большинство учителей считает, что креативные дети — это хорошие разработчики идей, способные расширить их границы и добавить дополнительные детали, но не оригинальные мыслители. Исследования на российской выборке (25 учеников восьми лет, 80 учеников тринадцати лет) свидетельствовуют о наличии положительной корреляции средней силы между результатами теста Е. Торренса и экспертными оценками креативности учащихся, выставленными учителями. Достижения в учебе. Установлена связь между показателями теста Е. Торренса и Калифорнийским тестом достижений (210 детей). Корреляция между вербальной креативностью и уровнем достижений была положительной и значимой — от 0.36 до 0.42; корреляция между образной креативностью и уровнем достижений не являлась статистически значимой. По данным К. Ямамото, корреляция обобщенных показателей креативности с успехами в школе, оцененными по различным тестам достижений, составила от 0.28 до 0.48 (150 учеников). В то же время, по данным Хитчинсона, существует статистически значимая положительная корреляция между умственным возрастом и уровнем достижений, но не существует та кой связи между дивергентным мышлением и школьными успехами. Готкин на выборке пятиклассников обнаружил отрицательную связь между креативностью и успехами в школе. Наши исследования на российских школьниках показали следующие результаты. В качестве показателя школьной успешности был выбран средний школьный балл по всем предметам за год. Полученные корреляции представлены в Таблице №2.
Таблица №2. Коэффициенты корреляции между показателями вербальной креативности и школьной успешностью.
Полученные данные несколько противоречивы, и, в целом, свидетельствуют о наличии слабой положительной связи между креативностью и школьной успешностью. Таким образом, можно сделать вывод о неодномерности рассматриваемой проблемы. Прогноз школьных достижений — сложная задача, требующая учета множества факторов. В частности, связь креативности со школьными достижениями будет зависеть от того, является ли сам учитель креативной личностью и какой стиль обучения он применяет. Связь креативности и интеллекта. По данным Е. Торренса, коэффициент корреляции между образной креативностью и интеллектом составил 0.06, между вербальной креативностью и интеллектом — 0.21 (114 человек). В наших исследованиях (40 учеников третьего класса, Санкт-Петербург) корреляция между показателями вербальной батареи Е. Торренса и IQ по тесту «Прогрессивные матрицы Равена» составила: между Беглостью и IQ — 0.09, Гибкостью и IQ — 0.20, Оригинальностью и IQ — 0.05. Все коэффициенты незначимы, что свидетельствует об отсутствии связи между уровнем развития интеллекта и креативностью. Аналогичные результаты были получены на выборке из 50 учеников десятого класса города Якутска. Корреляция между показателями вербальной батареи Е. Торренса и IQ по тесту Амтхауэра (80 учеников седьмого класса, Санкт-Петербург) составила от 0.25 до 0.36, что свидетельствует о наличии положительной связи средней силы. Вернуться к оглавлению Прогностическая валидность. В исследованиях Е. Торренса (111 семиклассников) была установлена корреляция на уровне 0.51 между показателями по тесту и творческими достижениями вне школы (в живописи, литературе и музыке). В другом исследовании корреляция между показателями по тесту и творческими достижениями в области науки и искусства спустя 7-8 лет после обследования была на уровне 0.50-0.62. Многие исследования подтверждают, что различия в творческих достижениях между высоко- и низкокреативными детьми с возрастом увеличиваются. Конструктная валидность. Многие исследования были направлены на понимание того, что именно измеряет тест Е. Торренса, и особенно на выявление личностных особенностей, связанных с высокими показателями креативности. Для изучения личностных особенностей Е. Торренс и другие авторы применяли различные методики: тест Роршаха, рисуночные тесты, клинические беседы и др. Высококреативные дети демонстрировали следующие характеристики: способность вспоминать события из раннего детства, глубокое понимание собственного «Я», чувство юмора, тревожность и «неравномерное» развитие. «Неравномерность» развития могла проявляться по-разному. Например, в креативном ребенке могли мирно сосуществовать любовь к Шекспиру и любовь к куклам. Самоконтроль, свойственный взрослым, мог сменяться импульсивным, даже инфантильным поведением. Анализ пятен Роршаха позволил сделать следующие выводы. Креативные дети демонстрировали причудливые, фантастические ответы, часто оживляли и раскрашивали свои образы. Ответы, связанные с живыми существами, указывал и на наличие внутреннего л о куса контроля, на большую независимость от внешнего влияния. Большое количество красочных ответов свидетельствовало о склонности к глубокому эмоциональному отклику на влияния внешней среды. Креативные дети легко переносят состояние неопределенности и хорошо справляются с неоднозначными заданиями. Рисунки и другие произведения креативных детей отличаются высокой степенью оригинальности, юмором, игривостью и раскрепощенностью. Однако, учителям и одноклассникам их идеи часто кажутся дикими и глупыми. Опишем следующее исследование: ученикам со 2 по 6 класс были предложены различные интеллектуальные игры и головоломки. Дети должны были определить, для чего они предназначены и что с ними можно сделать. В каждую группу из пяти человек был введен один креативный ребенок. Хотя 70% идей были выдвинуты креативными детьми, остальные члены группы почти полностью проигнорировали их вклад в коллективный результат работы. Лонг и Хендерсон предположили, что социальное неприятие, объединенное с нонконформизмом, будет отрицательно влиять на самооценку высококреативных детей. Действительно, эти дети считают себя несчастными: в рисуночных тестах они помещают себя в отдалении от людей, имеющих власть, и от родителей своего пола. В другом исследовании Е. Торренса изучались разные группы креативных детей: дети с высокими баллами по Оригинальности, дети с высокими баллами по Разработанности и дети с высокими баллами по двум параметрам одновременно. Мальчики с высокими оценками по Оригинальности приписывали себе следующие качества: любознательность, независимость в мышлении, чувство юмора, склонность к риску и предприимчивость. Они отрицали у себя наличие скромности, спокойствия, конформизма. В будущем они хотели бы иметь нетрадиционную творческую профессию, например, актера, антрополога и т. п. Мальчики с высокими показателями по Разработанности описывали себя здоровыми, желающими преобладать над другими, с чувством юмора, рискованными и предприимчивыми, а не скромными, скучными и боязливыми. Они не любили одиночества и не считали себя эмоционально чувствительными. Их школьные оценки были выше, чем у мальчиков с высокими баллами по Оригинальности, но показатели по тесту школьных достижений слегка ниже. Их профессиональные установки были традиционными. Мальчики с высокими оценками по двум параметрам одновременно отмечали у себя стремление к риску, склонность задавать вопросы и чувство юмора. Они также считали, что им не присущи скромность, спокойствие и боязливость. Их школьные оценки и результаты теста достижений были выше, чем в двух предыдущих группах. Их профессиональные ожидания были нетрадиционны, их будущая деятельность должна была предполагать разнообразие, активность и ответственность. Девочки, имеющие высокие баллы по Оригинальности, во многом напоминали мальчиков из той же группы. Кроме того, они отмечали у себя желание быть на виду, превосходить других, эмоциональную чувствительность, склонность к частым приступам скуки. Девочки с высокими баллами по Разработанности также напоминали мальчиков соответствующей группы, но в отличие от них считали себя эмоционально чувствительными, аффективными. Они хотели быть учителями, психологами, работниками социальной сферы. Девочки с высокими оценками по двум параметрам одновременно отмечали у себя желание превосходить других, эмоциональную чувствительность, склонность к соревновательности, нонконформизм и чувство юмора. Их будущая работа должна быть разнообразной, связанной с реализации гуманистических ценностей и относиться к социальной сфере. В жизни мальчики и девочки, имеющие высокие баллы по Разработанности, были перфекционистами в большей степени, чем «Оригиналы», и стремились к совершенству до тех пор, пока не удовлетворялись результатом. Родители и учителя, как правило, имеют большие ожидания в отношении хороших «Разработчиков», и эти дети боятся их не оправдать. «Оригиналы» же, особенно девочки, сами устанавливают для себя высокие цели и стандарты и раздражаются тем, что учителя и родители, как правило, не связывают с ними больших надежд в будущем. «Оригиналы» предпочитают соревновательный стиль в отношениях с людьми, в то время как «Разработчики» предпочитают сотрудничество. В ходе исследования представителям всех трех перечисленных групп задавались вопросы типа: «Какие жизненнные ситуации вызывают у вас чувство дискомфорта?», «Как вы выходите из неприятных для вас ситуаций?» и т. п. Анализ ответов дал следующие выводы. «Оригиналы» испытывают более интенсивные и длительные стрессы, чем «Разработчики». Дети, одаренные по двум параметрам одновременно, в отношении стрессов ближе к «Оригиналам», однако, им не свойственны стрессы, связанные с нонконформизмом. «Оригиналов» и «Оригиналов-Разработчиков» больше всего беспокоят насмешки и ограничения свободы. «Разработчики» боятся неудач и неспособности соответствовать ожиданиям окружающих. «Оригиналы» и «Оригиналы-Разработчики» чаще справляются со стрессом с помощью новых проектов и стратегий поведения, в то время как «Разработчики» чаще используют уход от проблем. Все три группы в напряженных ситуациях с головой уходят в творческую деятельность и склонны обсуждать свои проблемы с другими людьми. «Оригиналы» чаще сталкиваются с проблемами отчуждения и конфликтуют с родителями, две другие группы боятся не соответствовать родительским ожиданиям. Еще одно исследование Е. Торренса было посвящено сравнению креативных (115 человек) и «обычных» (100 человек) старшеклассников. Креативные старшеклассники предпочитали следующие ориентации: экспериментальную, интуитивную, сопротивление социальному давлению. Ориентации «обычных» старшеклассников — правила и традиции, необходимость в структуре и регламентации, пассивное согласие. Из ориентации различных видов был выделен ряд кластеров-факторов. Креативные старшеклассники имели высокие показатели по кластерам: «Креативная ориентация» (эксперимент, интуиция, сопротивление социальному давлению, ручная умелость) и «Достижения» (сопротивление социальному давлению, эксперимент, волевой стиль), а также низкие показатели по кластеру «Контроль» (правила, план и структура, враждебность, пассивное согласие). Креативные школьники были честолюбивы, конфликтны, чувствительны, свои внутренние проблемы они разрешали эмоционально и энергично. «Обычные» старшеклассники не стремились и не одобряли все виды неконтролируемой эмоциональной экспрессии. Отвечая на вопросы о своей будущей работе, креативные старшеклассники говорили о творческом характере труда, о необходимости преобладать над другими и стремлении к высоким достижениям, о влечении к необычному, к нетрадиционным сферам деятельности. Они хотели бы внести свой вклад в общественное развитие, создать что-то новое, иметь силу и власть. Вернуться к оглавлению ГЛАВА 2. ВЕРБАЛЬНАЯ БАТАРЕЯ Описание субтестов. Вербальная часть Методики состоит из семи субтестов, направленных на измерение различных аспектов вербальной креативности. Во всех субтестах требуется продуцировать некоторые идеи, выраженные в вербальной форме. СУБТЕСТЫ №№ 1-3 «Вопросы», «Причины», «Следствия». Задания первых трех субтестов выполняются на основе одного и того же стимульного изображения. При этом в первом субтесте обследуемому необходимо задать как можно больше вопросов для того, чтобы выяснить, что же происходит на картинке. Во втором — выдвинуть как можно больше причин, которые могли привести к тому, что на ней изображено. В третьем субтесте требуется придумать как можно больше следствий, которые будут являться результатом происходящего на картинке.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 1118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.163 (0.075 с.) |