Роль оборотного капитала в процессе производства. 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль оборотного капитала в процессе производства.



К оборотному капиталу относят те или иные предметы и средства труда, которые участвуют только в одном производственном цикле, при этом сразу переносят свою стоимость на готовый продукт и меняют свою натурально-вещественную форму.

В практике к оборотному капиталу относят денежные средства, быстро ликвидные финансовые активы, а также производственные запасы, НЗП, расходы будущих периодов, готовую продукцию предприятия, не прошедшую реализацию (т.е. неоплаченную).

Оборотные средства - средства, заключенные в производственных запасах предприятия, незавершенном производстве, запасах готовой и отгруженной продукции, в дебиторской задолженности, а также наличные деньги в кассе и денежные средства на счетах предприятия

Таким образом, оборотный капитал - выражает в денежной форме стоимость оборотных фондов и фондов обращения.

Оборотный капитал классифицируется по следующим признакам:

1)в зависимости от функциональной роли в процессе производства:

-оборотные производственные фонды: производственные запасы, средства в процессе производства;

-фонды обращения: нереализованная продукция, денежные средства;

2)в зависимости от практики контроля, планирования и управления:

-нормируемые оборотные средства - все оборотные производственные фонды + остатки готовой продукции, нереализованной продукции на складе;

-ненормируемые - остальные элементы фондов обращения.

3)в зависимости от источников формирования оборотного капитала:

- собственный оборотный капитал;

- заемный оборотный капитал;

Конец формы

4)в зависимости от ликвидности (скорости превращения в денежные средства):

-наиболее ликвидные активы: денежные средства, краткосрочные финансовые вложения;

-быстрореализуемые активы: товары отгруженные, прочие внеоборотные активы;

-медленно реализуемые активы: запасы, расходы будущих периодов, НДС по приобретенным ценностям;

5) в зависимости от степени риска вложения капитала:

- оборотные активны с минимальным риском вложения: денежные средства, краткосрочные финансовые вложения;

- оборотные активы с малым риском вложения: производственные запасы за вычетом залежалых, остатки готовой продукции за вычетом не пользующихся спросом;

-оборотные активы со средним риском вложения: незавершенное производство за вычетом сверхнормативного, расходы будущих периодов;

6)в зависимости от материально-вещественного содержания:

- материальные оборотные средства;

- средства в расчетах.

7)по структуре баланса.

Оборотные производственные фонды включают:

производственные запасы;

незавершенное производство и полуфабрикаты собственного изготовления;

расходы будущих периодов.

Производственные запасы - это предметы труда, подготовленные для запуска в производственный процесс. В их составе можно, в свою очередь, выделить следующие элементы: сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, горючее, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, тара и тарные материалы, запасные части для текущего ремонта, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы.

Незавершенное производство и полуфабрикаты собственного изготовления - это предметы труда, вступившие в производственный процесс: материалы, детали, узлы и изделия, находящиеся в процессе обработки или сборки, а также полуфабрикаты собственного изготовления, незаконченные полностью производством в одних цехах и подлежащие дальнейшей переработке в других цехах того же предприятия.

Расходы будущих периодов - это невещественные элементы оборотных фондов, включающие затраты на подготовку и освоение новой продукции, которые производятся в данном периоде (квартал, год), но относятся на продукцию будущего периода.

Фонды обращения состоят из следующих элементов:

готовая продукция на складах;

товары в пути (отгруженная продукция);

денежные средства;

средства в расчетах с потребителями продукции.

Улучшение использования оборотного капитала с развитием предпринимательства приобретает все более актуальное значение, так как высвобождаемые при этом материальные и денежные ресурсы являются дополнительным внутренним источником дальнейших инвестиций. Рациональное и эффективное использование оборотных средств способствует повышению финансовой устойчивости предприятия и его платежеспособности. В этих условиях предприятия своевременно и полностью выполняет свои расчетно-платежные обязательства, что позволяет успешно осуществлять коммерческую деятельность.

Эффективность использования оборотных средств характеризуется системой экономических показателей, одним из которых является соотношение размещения их в сфере производства и сфере обращения. Чем больше оборотных средств обслуживает сферу производства, в внутри последней – цикл производства, тем более рационально они используются.

О степени использования оборотных средств можно судить по показателю отдачи оборотных средств, который определяется как отношение прибыли от реализации к остаткам оборотных средств.

Важнейшим показателем интенсивности использования оборотных средств является скорость их оборачиваемости.

Под оборачиваемостью оборотных средств понимается продолжительность полного кругооборота средств с момента приобретения оборотных средств (покупки сырья, материалов и т. п.) до выхода и реализации готовой продукции. Кругооборот оборотных средств завершается зачислением выручки на счет предприятия.

Оборачиваемость оборотных средств неодинакова на различных предприятиях, что зависит от их отраслевой принадлежности, а в пределах одной отрасли – от организации производства и сбыта продукции, размещения оборотных средств и других факторов.

Кроме указанных показателей также может быть использован показатель отдачи оборотных средств, который определяется отношением прибыли от реализации продукции предприятия к остаткам оборотных средств.

При ускорении оборачиваемости оборотных средств из оборота высвобождаются материальные ресурсы и источники их образования, при замедлении – в оборот вовлекаются дополнительные средства.

Ускорение оборачиваемости оборотных средств и высвобождение в результате этого оборотных средств в любой форме позволяют предприятию направить их по своему усмотрению на развитие предпринимательской деятельности и обойтись без привлечения дополнительных финансовых ресурсов.

 

7. Инвентаризация имущества

Инвентаризация имущества является эффективным методом контроля за сохранностью всего имущества организации, соблюдением финансовой дисциплины, правильностью отражения операций на счетах бухгалтерского учета, своевременным обнаружением и исправлением расхождений между фактическими данными, полученными в результате проведения инвентаризации, и данными бухгалтерского учета, что в конечном итоге способствует повышению достоверности информации при формировании отчетных показателей о результатах деятельности организации.

Основными целями инвентаризации имущества предприятия являются:

· выявление фактического наличия имущества;

· cопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;

· проверка полноты отражения в учете обязательств.

Инвентаризации подлежит все имущество организации независимо от его местонахождения, все виды финансовых обязательств, драгоценные металлы и драгоценные камни, а также драгоценные металлы в составе оборудования, сырья и материалов.

Кроме того, инвентаризации подлежат производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам. Инвентаризация имущества производится по его местонахождению и материально ответственному лицу.

Инвентаризация имущества предприятия обязательна:

· при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

· перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

·  при смене материально ответственных лиц;

· при установлении фактов хищений, злоупотреблений или порчи имущества;

· в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

· при реорганизации или ликвидации организации;

· в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Руководитель организации вправе определить своим приказом (распоряжением) или положениями учетной политики случаи дополнительного проведения инвентаризации. При этом данным локальным нормативным актом организации определяются количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, и др. вопросы.

Инвентаризация может проводиться и в иных случаях по решению собственника (учредителя). Инвентаризация основных средств может проводиться как в целом по организации, так и по ее подразделениям, по видам имущества или обязательств. Инвентаризация проводится в соответствии с планом, утвержденным руководителем организации на календарный год. В плане указывается:

· количество инвентаризаций;

· дата проведения инвентаризаций;

· перечень имущества и финансовых обязательств, проверяемых при каждой инвентаризации (за исключением случаев, когда она обязательна).

Инвентаризационная (рабочая) комиссия - комиссия, на которую возложена обязанность по проведению инвентаризации и ответственность за достоверность ее результатов. Состав инвентаризационной (рабочей) комиссии:

· представители администрации;

· представители службы главного технолога, главного механика, главного энергетика, главного инженера, отдела капитального строительства;

· работники бухгалтерии (при инвентаризации драгоценных металлов и драгоценных камней в состав инвентаризационной комиссии включается главный (старший) бухгалтер или лицо его заменяющее);

· материально ответственные лица (при инвентаризации драгоценных металлов и драгоценных камней в состав инвентаризационной комиссии не включаются материально ответственные лица, в подотчете у которых находятся ценности, подлежащие инвентаризации);

· представители независимых аудиторских организаций по усмотрению администрации или собственника имущества;

· лица, ответственные за ведение бухгалтерского учета по счетам расчетов.

При инвентаризации имущества, не принадлежащего предприятию или организации на праве собственности, в состав инвентаризационной комиссии включается представитель собственника этого имущества (если имущество является федеральной собственностью, приглашается представитель соответствующего федерального органа исполнительной власти). Представители сторонних организаций включаются в состав инвентаризационной комиссии на основании доверенностей, выданных в установленном порядке той организацией, которая направляет своего представителя для проведения инвентаризации.

 

8. Цели и этапы ценообразования. Ценовая стратегия организации

Существуют три основные цели ценообразования, из которых может выбирать фирма:

Ø основанные на сбыте;

Ø основанные на прибылях;

Ø основанные на существующем положении.

Компания с целями, основанными на сбыте, ориентируется на высокий объем реализации или увеличение своей доли продаж по сравнению с конкурентами. Фирма выбирает такие цели по одной из трех причин:

Ø она заинтересована в насыщении рынка или росте сбыта как важном шаге на пути к контролю над рынками и стабильным доходам;

Ø она стремится максимизировать объем сбыта и готова пойти на снижение дохода с единицы изделия для получения большей совокупной прибыли;

Ø она предполагает, что больший объем реализации позволит снизить размер относительных издержек.

Для увеличения объема реализации часто используется ценовая стратегия проникновения. Цена проникновения - это низкая цена, предназначенная для захвата массового рынка для товара или услуги. Эта стратегия правильна в тех случаях, когда потребители чувствительны к цене, низкие цены отталкивают существующих или потенциальных конкурентов, существует экономия от масштаба производства (относительные издержки производства и сбыта сокращаются по мере роста реализации) и существует значительный потребительский рынок.

Компания с целями, основанными на прибыли:

Ø Устанавливает в качестве цели высокий уровень денежной прибыли (максимизация прибыли).

Ø Вместо того чтобы максимизировать прибыли в течение какого-либо конкретного года, что может привести к их падению в не пиковые годы, устанавливает стабильный их размер в качестве цели на ряд лет (цели достижения удовлетворительной прибыли).

Ø Определяет, что прибыли должны быть связаны со стоимостью капиталовложений, например, в регулируемых областях коммунального обслуживания находит основания для обращений о повышении платы (цели, основанные на отдаче от инвестиций).

Стремится к быстрому получению первоначальной прибыли, поскольку ей не хватает средств или она испытывает неуверенность в будущем (цели быстрого получения денежных доходов). Существует пять этапов разработки ценовой стратегии:

Конец формы

цели; общая политика ценообразования; ценовая стратегия; реализация ценовой стратегии; приспособление цен.

Важно знать, что на все стороны этого процесса воздействуют внешние факторы:

потребители; правительство; участники каналов сбыта; конкуренты; издержки.

Процесс ценообразования заключается в пяти этапах:

Первый этап: постановка целей ценовой политики.

Существует три главные цели ценовой политики:

а) максимизация прибыли;

б) обеспечение выживаемости фирмы;

в) удержание рынка;

Второй этап: определение спроса.

Определение спроса один из важнейших этапов процесса ценообразования, так как невозможно рассчитать оптимальную цену, не проанализировав спрос на товар.

Организация должна проанализировать изменение спроса на свою продукцию при различных ценах (оптовых, розничных, в разных условиях) и учесть все возможные причины изменения спроса. Величину спроса определяют разные факторы, а именно потребность в товаре, цены на товары комплименты, цены на товары-субституты, потребительские предпочтения в то или иное время года и др.

Третий этап: анализ и учет издержек.

Постоянные и переменные издержки в сумме образуют валовые издержки, величина которых представляет собой минимальное значение цены на товар. Величину издержек необходимо учитывать при понижении цены на товар, так как если уровень цен будет ниже величины издержек, фирма понесет убытки.

Четвертый этап: учет цен конкурентов.

Большое влияние на спрос, а следовательно, и на цену оказывают цены на конкурентную продукцию организации следует иметь полную информацию о ценах на товары конкурентных фирм и об отличительных особенностях их товаров и добиваться того что бы этих особенностей было как можно больше. Данную информацию можно взять за основу в процессе ценообразования, и с её помощью можно также определить место фирмы среди конкурентов, а соответственно и на рынке

Пятый этап: выбор метода ценообразования.

На данном этапе компания может приступить к определению цены на свой «уникальный» товар. Оптимальная цена – это цена, которая возместит все производственные издержки, издержки на распределение и сбыт товара и обеспечит фирме определенную прибыль.

Существуют три варианты установления уровня цены:

Ø максимальная цена (формируется спросом на товар);

Ø минимальная цена (определяется затратами, выйти на ноль);

Ø оптимальный уровень.

Предприятие разрабатывает ценовую стратегию исходя из особенностей товара, возможностей изменения цен и условий производства (издержек), ситуации на рынке, соотношения спроса и предложения.

Предприятие может выбирать пассивную ценовую стратегию, следуя за «лидером в ценах» или основной массой производителей на рынке, или попытаться реализовать активную ценовую стратегию, учитывающую прежде всего его собственные интересы. Выбор ценовой стратегии, кроме того, во многом зависит от того, предлагает ли предприятие на рынке новый, модифицированный или традиционный товар.

При выпуске нового товара предприятие выбирает, как правило, одну из следующих ценовых стратегий.

Стратегия «снятия сливок». Суть ее заключается в том, что с самого начала появления нового товара на рынке на него устанавливается максимально высокая цена в расчете на потребителя, готового купить товар по такой цене. Снижение цен имеет место после того, как спадет первая волна спроса. Это позволяет расширить зону продажи - привлечь новых покупателей.

Такая ценовая стратегия имеет ряд преимуществ:

Ø высокая цена позволяет легко исправить ошибку в цене, так как покупатели более благосклонно относятся к снижению цены, нежели к ее повышению;

Ø высокая цена обеспечивает достаточно большой размер прибыли при относительно высоких издержках в первый период выпуска товара;

Ø повышенная цена позволяет сдерживать покупательский спрос, что имеет определенный смысл, так как при более низкой цене предприятие не смогло бы полностью удовлетворить потребности рынка в связи с ограниченностью своих производственных возможностей;

Ø высокая первоначальная цена способствует созданию имиджа качественного товара у покупателей, что может облегчить его реализацию в дальнейшем при снижении цены;

Ø повышенная цена способствует увеличению спроса в случае престижного товара.

Основным недостатком такой стратегии ценообразования является то, что высокая цена привлекает конкурентов - потенциальных производителей аналогичных товаров. Стратегия «снятия сливок» наиболее эффективна при некотором ограничении конкуренции. Условием успеха является также наличие достаточного спроса.

Стратегия проникновения (внедрения) на рынок. Для привлечения максимального числа покупателей предприятие устанавливает значительно более низкую цену, чем цены на рынке на аналогичные товары конкурентов. Это дает ему возможность привлечь максимальное число покупателей и способствует завоеванию рынка. Однако такая стратегия используется только в том случае, когда большие объемы производства позволяют возмещать общей массой прибыли ее потери на отдельном изделии. Реализация такой стратегии требует больших материальных затрат, чего не могут позволить себе мелкие и средние фирмы, поскольку они не располагают возможностями быстро расширить производство. Стратегия дает эффект при эластичном спросе, а также в том случае, если рост объемов производства обеспечивает снижение издержек.

Стратегия психологической цены основана на установлении такой цены, которая учитывает психологию покупателей, особенности их ценовосприятия. Обычно цена определяется в размере чуть ниже круглой суммы, у покупателя при этом создается впечатление очень точного определения затрат на производство и невозможности обмана, более низкой цены, уступки покупателю и выигрыша для него. Учитывается также и тот психологический момент, что покупатели любят получать сдачу. На самом же деле в выигрыше оказывается продавец за счет увеличения количества проданной продукции и соответственно суммы полученной прибыли.

Стратегия следования за лидером в отрасли или на рынке предполагает, что цена на товар устанавливается исходя из цены, предлагаемой главным конкурентом, обычно ведущей фирмой отрасли, предприятием, доминирующим на рынке.

Нейтральная стратегия ценообразования исходит из того, что определение цены на новую продукцию осуществляется на основе учета фактических издержек ее производства включая среднюю норму прибыли на рынке или в отрасли по формуле:

Стратегия установления престижной цены основана на установлении высоких цен на изделия очень высокого качества, обладающие уникальными свойствами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.207.144 (0.009 с.)