Информационные материалы для анализа работы с родителями 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Информационные материалы для анализа работы с родителями



Цель работы с родителями - организация сотрудничества родителей и школы в деле воспитания на основе единой педагогической позиции.

Задачи работы с родителями:

• Изучение особенностей семейного воспитания.

• Включение родителей в совместную со школой воспитывающую дея­тельность с детьми.

• Просвещение родителей.

Изучение особенностей семейного воспитания:

  • Состав семьи.
  • Фамилии, имена и отчества отца и матери, их возраст.
  • Род занятий родителей и других членов семьи (трудовая занятость родителей: сфера профессиональной деятельности и уровень квалификации).
  • Уровень материального обеспечения семьи.
  • Культурный потенциал семьи: наличие библиотеки, предметов культурного досуга; отношение к искусству, литературе; основные духовные потребности членов семьи.
  • Круг интересов, хобби членов семьи.
  • Организация и принципы семейного воспитания.
  • Доминирующий стиль семейного воспитания.
  • Микроклимат семьи, обычаи и традиции, лидерство в семье, авторитет взрослых.
  • Воспитательная позиция. Преобладающие методы и формы воспитания. Уровень педагогической культуры и самообразования родителей.
  • Участие членов семьи в жизни класса.
  • Характер взаимодействия с педагогами, с классным руководителем.

Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс предусматривает:

· организацию секций, кружков, клубов, студий;

· совместные творческие дела;

· помощь в укреплении материально-технической базы;

· работу органов самоуправления;

· шефство над неблагополучными семьями, детьми.

Просвещение родителей:

  • Повышение педагогической культуры родителей;
  • Содействие возрождению лучших отечественных традиций семейного воспитания;
  • Формирование общих подходов к воспитанию;
  • Выработка близких по сути требований к уровню воспитанности ребёнка;
  • Организация помощи в обучении, физическом и духовном развитии обучающегося;
  • Создание благоприятного климата в семье, эмоционального комфорта для ребёнка в школе и за её пределами.

В работе с родителями классным руководителем могут использовать­ся разнообразные формы:

· массовые (родительские собрания, родительский лекторий, конферен­ции, практикумы, обмены опытом семейного воспитания, диспуты, вечера вопросов и ответов, дни открытых дверей, совместные с детьми праздники, дни коллективного отдыха, посещения учреждений культуры, походы, экскурсии, трудовые дела и др.);

· групповые (родительский комитет, совет класса, группа взаимопомощи, клуб общения, тренинг ро­дительского взаимодействия, консультация, практические занятия, беседа и др.);

· индивидуальные (консультация, беседа, поручение, посещение семьи и др.);

· наглядно-информационные (оформление стендов, создание памяток для родителей, создание фото и видео материалов…).

Примерная структура родительского собрания

1. Вступительное слово классного руководителя (представление гостей) (5 мин) – Организационный момент.

2. Анализ анкет родителей (классным руководителем, психологом, учителем), чтобы ярче представить обсуждаемую на собрании проблему (5-7 мин) – Мотивация родителей.

3. Выступление по теме собрания (специалиста или классного руководителя). Оно должно быть ярким, лаконичным, доступным (10-15 мин) – Ознакомление с темой.

4. Обсуждение проблемы родителями (20 мин) – Закрепление.

5. Анализ классным руководителем успеваемости класса. Начинать нужно только с положительных результатов. Никогда не надо называть по фамилиям отстающих, недисциплинированных детей, не «клеймить их позором». Анализ должен выражать уверенность, что совместная работа позволит исправить положение дел - Разное.

6. В заключительной части встречи классный руководитель благодарит родителей за участие, совместную работу. Предлагает взять памятку о прошедшей встрече. Просит задержаться на минуточку тех родителей, у детей которых есть проблемы в обучении или поведении, чтобы выяснить причины этих проблем и совместно найти решение – Решение.

Структура организации общения с родителями в школе:

1. Установление контакта

· Приветливый, неравнодушный вид. Ваш внешний вид (одежда, поза, мимика, улыбка!) – это ваш инструмент общения

· Спокойное дружеское вступительное слово педагога

· Снять напряжение, тревогу, ожидание неприятного разговора.

· Дать родителям почувствовать ваше уважение и внимание к ним.

· Дать понять, что у школы и семьи - одни проблемы, одни задачи, одни дети

2. Монолог инициатора общения и обсуждение проблемы с целью выработать единое решение (единый взгляд, мнение…)

Если инициатор общения родитель:

· Попросить родителя высказаться и внимательно его выслушать

· Необходимо выяснить, что родитель думает по поводу своего ребенка и как он его воспринимает

· Постарайтесь «прочувствовать больные струнки» родителей и не задевайте их

· Воспринимайте все, что говорят родители, не выражая своего изумления или неодобрения

· Постараться понять родителей, поставить себя на их место

· Подсказать, как найти пути выхода из проблемных ситуаций. Поискать эти пути вместе.

· Если родитель предлагает свой план действий, нужно его принять и сделать все возможное для его реализации. Это лучше, чем навязывать родителю мнение учителя

· Не стоит спорить с родителями. Спор может вызвать обиду и отчужденность

· Пусть любое решение станет результатом взаимного размышления и со стороны родителей явится руководством к действию.

Если инициатор общения педагог:

  • Выражение позитивного отношения к ученику (группе детей или классу в целом): «Что хорошего я могу сказать...». И дальше перечень положительных черт характера, хороших тенденций в развитии ученика, позитивных явлений в классе, характеристика еле заметного или значительного продвижения в учебе, нравственных поступках, духовном развитии детей, преодолении негативных явлений прошлого…
  • Постановка проблемы «...но меня беспокоит...» И дальше суть того негативного, ради чего встреча и задумана. Выражение недовольства, негодования, возмущения и т.д. только в форме беспокойства; ведь мы оба любим, уважаем, ценим ребенка и в равной мере заинтересованы в решении его проблем.
  • Выявление и анализ причин, породивших данное негативное явление в личности ученика, в особенностях группы или класса, тех обстоятельств, в которых оно имеет место дома и в школе, следствием каких других явлений и процессов является.
  • Выбор наиболее эффективных с позиций педагога и родителей мер воспитательного воздействия на ребенка, группу или класс в целом. Это должна быть целая система воспитательных мероприятий: классных часов, диспутов, встреч, походов, экскурсий и т.д.
  • Выработка единого стиля и тона, педагогического такта, общих критериев оценки поступков и личности ребенка или класса, совместная инструментовка избранных средств, методов и приемов. Это общие договоренности типа: «Давайте не будем унижать его (ее) подозрением (недоверием, мелочной опекой...)», «Надо отныне дать ему (ей) больше самостоятельности и в школе и дома», «Нам, очевидно, надо почаще контактировать, чтобы не утратить так необходимого сейчас контроля», «К вашему ребенку нужно повышать требования и дома, и в школе»

3. Подведение итогов общения

· Принятие конкретного решения (еще раз озвучивает классный руководитель)

· Анализ взаимодействия классным руководителем (подчеркнуть положительные стороны общения, выразить надежду на дальнейшее сотрудничество…)

 

Подготовка конференции по результатам

 практики «Первые дни ребенка в школе»

Организация методической выставки (дневники по практике, педагогическая характеристика готовности первоклассника к школьному обучению, отчеты по практике)

Темы выступления:

  1. Диагностика готовности первоклассников к школьному обучению (интересные находки, основные трудности)

2. Особенности деятельности учителя 1 сентября; основные трудности

3. Особенности праздника «Начало школьного обучения»: интересные находки, основные трудности

  1. Особенности методики преподавания предметов в первые дни обучения в школе (интересные находки, основные трудности)
  2. Основные проблемы учащихся в начале школьного обучения (по результатам наблюдения за ребенком)
  3. Особенности работы с родителями первоклассников

 

План проведения конференции

– организация выставки (каждая подгруппа организовывает свою часть выставки).

– оценка методических разработок

– конференция по результатам практики

Подведение итогов, выставление оценок и награждение.

 

Список литературы

 

1. Аквилева, Г. Н., Клепинина, З. А. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Г. Н. Аквилева, З. А. Клепинина. – М.: Владос, 2007.

2. Бантова, М.А., Бельтюкова, Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах: учебник для студ. сред. учеб. заведений [Текст] /М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова. – М., 1984. – 220 с.

3. Борзова, Л. П. Методика преподавания обществознания в нач.школе. История, краеведение, экономика, право, ОБЖ: уч. пос. для студ. пед. училищ и колледжей / Л. П. Борзова. – М.: Владос, 2007.

4. Земский, А.М. и др. Русский язык: В 2-х ч.: Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений, часть 1 / А.М. Земский и др. – М.: «Академия», 2008. – 230.

5. Земский, А.М. и др. Русский язык: В 2-х ч.: Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений, часть 2 / А.М. Земский и др. – М.: «Академия», 2008. – 178.

6. Изобразительное искусство. Начальные классы: 1-4. Программы. – М.: Просвещение, 2009.

7. Истомина, Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах: учебное пособие [текст] / Н.Б. Истомина. – М.: «Академия», 2002. – 288 с., илл.

8. Козина, Е.Ф. Методика преподавания естествознания: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е. Ф. Козина. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.

9. Кузин, В.С. Изобразительное искусство и методика преподавания в начальных классах: Учеб. Пособие для учащихся пед. уч-щ./ В.С. Кузин. - М.: Просвещение, 2007.

10.  Лапчик, М. П., Семакин, И., Хеннер, Е. К. Методика преподавания информатики: Учебное пособие / М. П. Лапчик и др. – М.: Академия, 2009.

11.  Львов, М.Р., Рамзаева, Т.Г, Светловская, Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. Учебное пособие для студентов педагогических институтов - М., 2001. – 476 с.

12.  Петросова, Р.А., Голов, В.П., Сивоглазов, В.И., Страуд, Е.К. Естествознание и основы экологии: Учебное пособие для студентов среднего педагогических учебных заведений / Р.А. Петросова, В.П. Голов, В.И. Сивоглазов, Е.К. Страуд – М.: Издательский центр «Академия», 2007.

13.  Программы средней и общеобразовательной школы. Основы народного и де­коративно-прикладного искусства. I-IV кл. / Науч. рук. Т.Я. Шпикалова. – М.: Просвещение, 2010.

14.  Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство. 1–9 кл. / Науч. рук. В.С.Кузин. – М.: Просвещение, 2010.

15.  Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 кл. / Науч. рук. Б.М. Неменский. – М.: Просвеще­ние, 2010.

16.  Программы средней и общеобразовательной школы. Основы народного и де­коративно-прикладного искусства. I-IV кл. / Науч. рук. Т.Я. Шпикалова. – М.: Просвещение,2008.

17.  Ростовцев, Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в шко­ле / Н.Н. Ростовцев – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: Агар, 2008.

18.  Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения. /Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений./ Под ред. Соловейчик М.С., М., 1995.

19.  Русский язык в начальных классах: Сборник методических задач. Под ред. Соловейчик М.С., М., 1997.

20.  Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: учебное пособие / Н. М. Сокольникова. – 3-е изд., стереотип - М.: Академия, 2007.

21.  Софронова, Н. В. Теория и методика обучения информатике: Учеб. пособие / Н.В. Софронова. – М.: Высш.шк., 2010. – 223 с. ил.

22.  Стойлова, Л.П. Математика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений [текст] / Л.П. Стойлова. – 3 изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 464 с.

23. Студеникин, М. Т. Методика преподавания истории в школе / М. Т. Студеникин. – М.: «Владос», 2007 г.

24. Полат, Е. С. Новые педагогические технологии [Электронный ресурс]: курс дистанционного обучения для учителей. Режим доступа: http://scholar.urc.ac.ru/courses/Technology/index.html, свободный. – Загл. с экрана

25. Богомолова, Е. В. Теория и методика обучения и воспитания информатике [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bogomolovaev.narod.ru,свободный. – Загл. с экрана

26. Интернет ресурс Полезные веб-ресурсы и материалы в помощь преподавателям. Формы доступа: http://www.britishcouncil.org/japan-trendukukcities.htm

27. Интернет ресурс «Педагогика: мастерство учителя». Форма доступа: http://www. spb-tei.ru/2009/08/06/pedagogika-masterstvo

28. Каталог образовательных интернет – ресурсов: электронный учебник Аквилевой Г.Н., Клепининой З.А., «Методика преподавания естествознания в начальной школе». Форма доступа: www.bookee.ru/catalog-.

29. Технология развивающего обучения по системе А.А. Плешакова. Современные подходы к уроку естествознания в начальной школе: http://www.otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00037369_0.html

30. http://www.slovari.ru
Сайт Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН и издательства «Азбуковник».

 

Приложение 1.

Требования к результатам освоения модуля



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.13.255 (0.027 с.)