Литературные источники и примечания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Литературные источники и примечания



 

ВВЕДЕНИЕ

 

1 Тимофеев Л. И. О системности в изучении литературного творчества // Художественное творчество: Вопросы комплексного изучения. — Л., 1982. — С. 40.

2 Лашманов Д. М. Системный подход в исследовании искусства // Искусство и научно-технический прогресс. — М., 1973. — С. 349.

3 См: Мейлах Б. С. Вопросы литературы и эстетики. — Л., 1958. — С. 193 — 222.

4 Лашманов Д. М. Указ. соч. — С. 351, 350.

5 Сопоров М. А. Размышления о структуре художественного произведения // Структура литературного произведения. — Л., 1984. — С. 185.

6 Тимофеев Л. И. Указ. соч. — С. 41.

7 Лукьянов Б. Г. Искусство, критика и системный подход // Лукьянов Б. Г. Методологические проблемы художественной критики. — М., 1980. — С. 75.

8 Толстой Л. Н. [Письмо] Н. Н. Страхову 23 и 26 апреля 1876 г. // Собр. соч.: В 20 т. — М., 1965. — Т. 17. — С. 433.

9 Там же. — С. 433 — 434.

10 Храпченко М. Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. — М., 1972. — С. 322.

11 Анохин П. К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем // Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. — М., 1975. — С. 35.

12 Тимофеев Л. И. Указ. соч. — С. 41.

13 Каган М. С. Система и структура // Системные исследования: Методологические проблемы: Ежегодник 1983. — М., 1983. — С. 89.

14 Малиновский А. А. Основные понятия и определения теории систем (в связи с приложением теории систем к биологии) // Системные исследования: Методологические проблемы: Ежегодник 1979. — М., 1980. — С. 84.

 

489


15 Садовский В. Н., Юдин Э. Г. Задачи, методы и приложения общей теории систем // Исследования по общей теории систем. — М., 1969. — С. 8.

16 Садовский В. Н. Основания общей теории систем: Логико-методологический анализ. — М., 1974. — С. 173.

17 Гвишиани Д. М. Материалистическая диалектика — философская основа системных исследований // Системные исследования: Методологические проблемы: Ежегодник 1979. — М., 1980. — С. 8.

18 Холл А. Д., Фейджин Р. Е. Определение понятия системы // Исследования по общей теории систем. — М., 1969. — С. 252.

19 Каган М. С. Указ. соч. — С. 91.

20 Каган М. С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. — 2-е изд. — Л., 1971. — С. 359.

21 Там же. — С. 360.

22 См.: Там же. — С. 358 — 378.

23 Гегель Г. В. Ф. Из «Логики» // Гегель Г. В. Ф. Эстетика: В 4 т. — М., 1973. — Т. 4. — С. 389.

24 Лашманов Д. М. Указ. соч. — С. 357

25 Сапаров М. А. Указ. соч. — С. 192.

26 Поляков М. Я. Вопросы поэтики и художественной семантики. — 2-е изд. — М., 1986. — С. 24 — 25.

27 Каган М. С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. — С. 486.

28 Нефедов Н. Т. Композиция сюжета и композиция произведения // Вопросы сюжетосложения. — Рига, 1976. — [Вып.] 4. — С. 71.

29 См.: Гиршман М. М. Ритм художественной прозы. — М., 1982. — 366 с.

30 См.: Лихачев Д. Внутренний мир художественного произведения // Вопр. лит. — 1968. — № 8. — С. 74 — 87; Учебный материал по анализу художественной прозы. — Таллин, 1984. — С. 105 — 121.

31 Федоров Ф. П. Романтический художественный мир: пространство и время. — Рига, 1988. — С. 5.

32 Там же. — С. 3.

33 См., напр.: Липкое В. Я. Художественный мир прозы А. П. Чехова. — М., 1982. — 127 с. Примером научной строгости применения термина может служить статья Н. А. Ремизовой «Поэтический мир А. Т. Твардовского как система» (Проблема автора в художественной литературе. — Воронеж, 1974. — Вып. 4. — С. 5 — 29).

34 Гей Н. К. Художественность литературы: Поэтика. Стиль. — М., 1975. — С. 212 — 213.

 

490


35 Егоров Б. Ф., Зарецкий В. А; Гушанская Е. М. и др. Сюжет и фабула // Вопросы сюжетосложения. — Рига, 1978. — [Вып.] 5. — С. 11 — 12.

36 Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. — 3-е изд. — М., 1979. — С. 32.

37 Кожинов В. В. Сюжет, фабула, композиция // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры литературы. — М., 1964. — С. 421.

38 Гей Н. К. Указ. соч. — С. 163.

39 Бем А. Л. К уяснению историко-литературных понятий // Изв. отд-ния рус. яз. и словесности Российской Академии наук. — Пг, 1919. — Т. 23, кн. 1. — С. 240.

 

 

Глава I. ПРИНЦИПЫ И СПОСОБЫ АНАЛИЗА СЮЖЕТА

 

1 Лихачев Д. С. Об общественной ответственности литературоведения // Контекст, 1973. — М., 1974. — С. 8.

2 Лотман Ю. М. Происхождение сюжета в типологическом освещении // Лотман Ю. М. Статьи по типологии культуры. — Тарту, 1973. — С. 40 — 41.

3 Гуковский Г. А. К вопросу о русском классицизме // Поэтика: Временник отдела словесных искусств Гос. ин-та истории искусств. — Л., 1928. — С. 127.

4 См.: Бахтин М. М. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. — М., 1975. — С. 17.

5 См.: Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. — 3-е изд. — М., 1972. — С. 171 — 179.

6 Добин Е. Жизненный материал и художественный сюжет. — 2-е изд. — Л., 1958. — С. 147.

7 См. критику формулировки Е. С. Добина в книге М. Б. Храпченко «Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы» (М., 1972. — С. 125).

8 Об этом писал еще в 1919 году А. Л. Бем, утверждая: «... сюжет в лирике есть» (см.: Бем А. Л. К уяснению историко-литературных понятий // Изв. отд-ния рус. яз. и словесности Российской Академии наук. — Пг., 1919. — Т. 23, кн. 1. — С. 238). Показательно, что два современных исследователя, стоящие на резко различных позициях, — Б. О. Корман и В. И. Кулешов сходятся во мнении, что всякое произведение словесного искусства обладает сюже-

 

491


том (см.: Карман Б. О. О целостности литературного произведения // Изв. АН СССР. Сер. яз. и лит. — 1977. — Т. 36, № 6. — С. 509; Кулешов В. И. О сюжетосложении в гражданской лирике // Замысел, труд, воплощение... — Л., 1977. — С. 42).

9 См.: Егоров Б. Ф., Зарецкий В. А., Гушанская Е. М. и. др. Сюжет и фабула // Вопросы сюжетосложения. — Рига, 1978. — [Вып.] 5. — С. 13 — 14.

10 Краткий словарь по эстетике. — М., 1983. — С. 180.

11 См. в письме А. П. Чехова О. Л. Книппер: «Пишу... рассказ... на сюжет, который сидит у меня в голове уже лет пятнадцать» (Чехов А. П. Поли. собр. соч. и писем: В 30 т.: Письма. — М., 1980. — Т. 9. — С. 230).

12 См.: Добин Е. С. Жизненный материал и художественный сюжет. — Л., 1956. — 230 с. (2-е изд. — 1958); Он же. История девяти сюжетов. — Л., 1973. — 174 с.

13 См.: Каган М. С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. — 2-е изд. — Л., 1971. — С. 486.

14 См.: Виноградов В. В. Сюжет и стиль. — М., 1963. — 191 с.

15 Веселовский А. Н. Историческая поэтика. — Л., 1940. — С. 500.

16 Там же. — С. 495.

17 Там же. — С. 494.

18 Краткая литературная энциклопедия. — М., 1972. — Т.7. — Стб. 306.

19 Лотман Ю. М. Структура художественного текста. — М., 1970. — С. 281.

20 Веселовский А. Н. Греческий роман // Веселовский А. Н. Избр. статьи. — Л., 1939. — С. 35.

21 Бем А. Л. Указ. соч. — С. 232, 231.

22 Там же. — С. 229.

23 Там же. — С. 228, 232.

24 Там же. — С. 232.

25 Томашевский Б. Теория литературы (поэтика). — Л., 1925. — С. 137.

26 Там же. С 1925 по 1931 год вышло шесть изданий книги Б. В. Томашевского «Теория литературы (поэтика)». Определения фабулы и сюжета, кратко изложенные в 1-м издании, в последующих изданиях дополняются, обстоятельно говорится о свойствах фабулярного развития (6-е изд. — М., 1931. — С. 134 — 136). Устраняется сноска на с. 137 о издания: «Кратко выражаясь — фабула это то, «что

 

492


было на самом деле», сюжет — то, «как узнал об этом читатель». То, «что было на самом деле», — лишь одна из возможных — документальная разновидность фабулы: «Фабулой может служить и действительное происшествие, не выдуманное автором. Сюжет есть всецело художественная конструкция» (Там же. — С. 137).

27 Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. — М., 1977. — С. 317.

28 Там же. — С. 325.

29 Кожинов В. В. Сюжет, фабула, композиция // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры литературы. — М., 1964. — С. 481.

30 Эйдинова В. В. Категория сюжета в работах Ю. Тынянова 20-х годов: Тез. докл. (Рукопись).

31 Тынянов Ю. Н. Указ. соч. — С. 256 — 257.

32 Там же. — С. 341 — 342.

33 Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. — М., 1975. — С. 403 — 404.

34 Медведев П. Н. Формальный метод в литературоведении. — Л., 1928. — С. 187 — 188, 172 — 173.

35 Шкловский В. О теории прозы. — М., 1929. — С. 27.

36 Там же. — С. 33.

37 Там же. — С. 60.

38 Шкловский В. Заметки о прозе русских классиков. — 2-е изд. — М., 1955. — С. 12.

39 Там же. — С. 102.

40 Поспелов Г. Н. Целостно-системное понимание литературного произведения // Принципы анализа литературного произведения. — М., 1984. — С. 29.

41 Горький М. Беседа с молодыми // Собр. соч.: В 30 т. — М., 1953. — Т. 27. — С. 215.

42 Шкловский В. Заметки о прозе русских классиков. — С. 7, 9, 17, 15, 16.

43 Сарнов Б. Что такое сюжет? // Вопр. лит. — 1958. — № 1. — С. 92.

44 Там же. — С. 114.

45 Лотман Ю. М. Указ. соч. — С. 282.

46 Шкловский В. Заметки о прозе русских классиков. — С. 102 — 103.

47 Кожинов В. В. Указ. соч. — С. 421.

48 Вайман С. Вокруг сюжета // Вопр. лит. — 1980. — №2. — С. 118.

49 Егоров Б. Ф., Зарецкий В. А., Гушанская Е. М. и др. Указ. соч. — С. 14.

 

493


50 См.: Федоров Ф. П. Романтический художественный мир: пространство и время. — Рига, 1988. — С. 432.

51 Каган М. С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. — С. 486.

52 См. его издания: Вопросы сюжета и композиции. — Горький, 1972, 1975, 1978, 1980, 1982, 1984, 1985, 1987.

53 См. его издания: Вопросы сюжетосложения. — Рига, 1969 — 1978. — Вып. 1 — 5; Сюжетосложение в русской литературе. — Даугавпилс, 1980; Сюжет и художественная система. — Даугавпилс, 1983; Левитан Л. С., Цилевич Л. М.; Сюжет и идея. — Рига, 1973; Цилевич Л. М. Сюжет чеховского рассказа. — Рига, 1976. Обзор этих изданий см.: Вайман С. Вокруг сюжета // Вопр. лит. — 1980. — № 2. —; С. 114 — 134; Konsanovi č B. Formalizam I daugavpilska si ž eologija // Polia (Novi Sad). — — 1988. — N 356. — S. 446 — 447: см. также: Цилевич Л. М., Мекш Э. Б. По единой теме // Вестн. высш. шк. — 1985. — № 10. — С. 50 — 52.

54 См. также: Щепакова-Григорян Т. А. Проблема сюжета в советском литературоведении // Вести, обществ, наук. — Ереван, 1975. — № 4 (388). — С. 41 — 51.

55 Червеняк А. Книга о проблемах сюжета // Русская литература XIX в.: Вопросы сюжета и композиции. — Горький, 1975. — С. 183.

56 Там же. — С. 188.

57 Словарь литературоведческих терминов. — М., 1974. —. 393.

58 Тимофеев Л. И. Основы теории литературы. — 5-е изд. — М., 1976. — С. 160.

59 Введение в литературоведение / Под ред. Г. Н. Поспелова. — 2-е изд. — М., 1983. — С. 117.

60 Веселовский А. Н. Историческая поэтика. — С. 500.

61 Захаров В. Н. О сюжете и фабуле литературного произведения // Принципы анализа литературного произведения. — М., 1984. — С. 131.

62 Кожинов В. В. Указ. соч. — С. 462.

63 Горький М. Указ. соч. — С. 215.

64 Там же. — С. 214.

65 Кожинов В. В. Указ. соч. — С. 421.

66 Медведев П. Н. Указ. соч. — С. 172 — 173.

67 Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. — М., 1955. — Т. 4. — С. 253.

68 Егоров Б. Ф., Зарецкий В. А., Гушанская Е. М. и др. У каз. соч. — С. 14.

69 См.: Кожинов В. В. Указ. соч. — С. 433 — 434.

 

494


70 См.: Квятковский А. Поэтический словарь. — М., 1966. — С. 50.

71 См.: Бахтин М. М. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве. — С. 17 — 18.

72 См.: Виноградов В. В. Проблема образа автора в художественной литературе // Виноградов В. В. О теории художественной речи. — М., 1971. — С. 105 — 211; Корман Б. О. Итоги и перспективы изучения проблемы автора // Страницы истории русской литературы. — М., 1971. — С. 199 — 207: Он же. Изучение текста художественного произведения. — М., 1972. — 110 с.; Он же. Из наблюдений над терминологией М. М. Бахтина // Проблема автора в русской литературе. — Ижевск, 1978. — С. 184 — 191.

72а Эстетика: Словарь. — М., 1989. — С. 338.

73 К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве. — М., 1967. — Т. 1. — С. 155.

74 Лотман. Ю. М. Происхождение сюжета в типологическом освещении // Статьи по типологии культуры. — Тарту, 1973. — С. 41.

75 Лотман Ю. М. Структура художественного текста. — С. 285 — 286.

76 Там же. — С. 283.

77 Гумеров Ш. А. Системно-семиотические инварианты культуры // Системные исследования: Методологические проблемы: Ежегодник, 1982. — М., 1982. — С. 387.

78 Там же. — С. 384.

79 Лотман Ю. М. Происхождение сюжета в типологическом освещении. — С. 40.

80 Егоров Б. Ф., Зарецкий В. А., Гушанская Е. М. и др. Указ. соч. — С. 12.

81 Ярмаркова И. Р. Гоуз З. Литература реальности // РЖ «Общественные науки за рубежом». Сер. 7, Литературоведение. — 1985. — № 1. — С. 21 — 22. — Реф. кн.: Ghose Z. The fiction of reality.— London, 1983. — 146 р.

82 Вайман С. Указ. соч. — С. 118.

83 Корман Б. О. О целостности литературного произведения // Изв. АН СССР. Сер. яз. и лит. — 1977. — Т. 36, № 6. — С. 509.

84 Непомнящий В. «Начало большого стихотворения» // Вопр. лит. — 1982. — № 6. — С. 162.

85 Каган М. С, Лекции по марксистско-ленинской эстетике. — С. 486.

86 Сорное Б. Указ. соч. — С. 114.

87 Кожинов В. В. Указ. соч. — С. 413-414

 

495


88 Белинский В. Г. Разделение поэзии на роды и виды // Полн. собр. соч. — М., 1954. — Т. 5. — С. 10.

89 Викторович В. А. Сюжет и повествование в романах Достоевского // Сюжет и художественная система. — Даугавпилс, 1983. — С. 56 — 58.

90 См.: Сильман Т. Заметки о лирике, — Л., 1977. — С. 6 — 10.

 

 

Глава 2. СЮЖЕТНО-ФАБУЛЬНОЕ ЕДИНСТВО

 

1 Мейлах Б. С. Терминология в изучении художественной литературы: новая ситуация и исконные проблемы // Современная литературная критика: Семидесятые годы. — М, 1985. — С. 60 — 61.

2 Краткий словарь по эстетике. — М., 1983. — С. 180.

3 См.: Поспелов Г. Н. Лирика среди литературных родов. — М., 1976. — С. 37; Он же. Теория литературы. — М., 1978. — С. 104.

4 Захаров В. Н. О сюжете и фабуле литературного произведения // Принципы анализа литературного произведения. — М„ 1984. — С. 132.

5 См.: Дворецкий И. X. Латинско-русский словарь. — М., 1976. — С. 411.

6 Захаров В. Н. Указ. соч. — С. 133.

7 Там же.

8 Томашевский Б. Теория литературы (поэтика). — Л., 1925. — С. 107.

9 Медведев П. Н. Формальный метод в литературоведении. — Л., 1928. — С. 187 — 188.

10 Краткий словарь по эстетике. — С. 180.

11 Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. — М., 1977. — С. 325.

12 Егоров Б. Ф., Зарецкий В. А., Гушанская Е. М. и др. Сюжет и фабула // Вопросы сюжетосложения. — Рига, 1978. — [Вып.] 5. — С. 19.

13 Кожинов В. В. Сюжет, фабула, композиция // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры литературы. — М., 1964. — С. 421.

14 Там же. — С. 422.

15 Тынянов Ю. Н. Указ. соч. — С. 325.

16 Штейнгольд А. М. Сюжет в критической статье (к постановке проблемы) // Сюжет и художественная система. — Даугавпилс, 1983. — С. 150 — 151.

17 Егоров Б. Ф., Зарецкий В. А., Гушанская Е. М. и др. сюжет и фабула. — С. 19.

 

496


18 Аре Г. Из воспоминаний об А. П. Чехове // Театр и искусство. — 1904. — № 28. — С. 521.

19 Бялый Г. А. К вопросу о русском реализме конца XIX века // Бялый Г. А. Русский реализм конца XIX века. — Л., 1973. — С. 21 — 22.

20 Из дневника Н. А. Лейкина // Лит. наследство. — М., 1960. — Т. 68. — С. 508.

21 Горький М. [Письмо] А. П. Чехову после 5 [17] января 1900 г. // Собр. соч.: В 30 т. — М., 1954. — Т. 28. — С. 113.

22 Энциклопедический словарь юного литературоведа. — М., 1987. — С. 352.

23 О соотношении фабулы и сюжета «Героя нашего времени» см.: Фишер В. М. Поэтика Лермонтова // Венок М. Ю. Лермонтову. — М.: Пг., 1914. — С. 232; Мануйлов В. А. Лермонтов // История русской литературы. — М.; Л., 1955. — Т. 7. — С. 348; Эйхенбаум Б. М. «Герой нашего времени» // Эйхенбаум Б. М. Статьи о Лермонтове. — М.; Л., 1961. — С. 249, 282; Мануйлов В. А. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: Комментарий. — М.; Л., 1966. — С. 38 — 39; Удодов Б. Т. М. Ю. Лермонтов: Художественная индивидуальность и творческие процессы. — Воронеж, 1973. — С. 578 — 584; Долинина Н. Г. Печорин и наше время. — 2-е изд. — Л., 1975. — С. 80.

24 См.: Удодов Б. Т. Указ. соч. — С. 580 — 582.

25 Долинина Н. Г. Указ. соч. — С. 81.

26 Эйхенбаум Б. М. Указ. соч. — С. 282.

27 Удодов Б. Т. Указ. соч. — С. 584 — 585.

28 См.: Энциклопедический словарь юного литературоведа. — С. 352.

29 Томашевский Б. Указ. соч. — С. 143 — 144.

30 Там же. — С. 135 — 136.

31 Там же. — С. 144.

32 Фадеев А. Разгром // Собр. соч.: В 5 т. — М., 1959. — Т. 1. — С. 140.

33 Там же. — С. 141.

34 Медриш Д. Н. Структура художественного времени в фольклоре и литературе // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. — Л., 1974. — С. 131.

35 См.: Сильман Т. Заметки о лирике. — Л., 1977. — С. 6.

36 Кожинов В. В. Указ. соч. — С. 427.

37 Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. — М., 1975. — С. 235.

38 Там же.

 

497


39 Там же. — С. 398.

40 Медведев П. Н. Указ. соч. — С. 58.

41 Борев Ю. Б. Основные эстетические категории. — М., 1960. — С. 325 — 326.

42 См.: Пушкин А. С. Собр. соч.: В 10 т. — М., 1960. — Т. 3. — С. 299.

43 Там же. — Т. 4. — С. 287.

44 Еще один отрезок этого периода можно было бы установить, обратившись к юридическим нормам того времени, определявшим срок сдачи внаем жилья: «Его пустынный уголок Отдал внаймы, как вышел срок. Хозяин бедному поэту».

45 См.: Ахматова А. Пушкин и Невское взморье // Ахматова А. Стихи и проза. — Л., 1977. — С. 513 — 522.

46 Аре Г. Указ. соч. — С. 521.

47 Соболев П. В. Из наблюдений над композицией рассказа А. П. Чехова «Дом с мезонином» // Уч. зап. ЛГПИ. — Л„ 1958. — Т. 170. — С. 249.

48 Федоров В. В. О природе поэтической реальности. — М., 1984. — С. 88.

49 Там же. — С. 119.

50 Там же. — С. 83.

51 Медведев П. Н. Указ. соч. — С. 172 — 173.

52 Федоров В. В. Указ. соч. — С. 77.

53 Там же. — С. 78.

54 Там же.

55 Там же.

56 Медведев П. Н. Указ. соч. — С. 188.

57 Достоевский Ф. М. Рукописные редакции. Идиот. Подготовительные материалы // Полн. собр. соч. — Л., 1974. — Т. 9. — С. 252.

58 Хализев В. Е. Жизненный аналог художественной образности (опыт обоснования понятия) // Принципы анализа художественного произведения. — М., 1984. — С. 34.

59 Там же. — С. 36.

60 Там же. — С. 40, 37.

61 Выготский Л. С. Психология искусства. — М., 1968. — С. 93 — 208.

62 Там же. — С. 188.

63 Там же. — С. 192.

64 Там же. — С. 197.

65 Там же. — С. 197 — 198, 199, 201.

66 Дмитриева Н. А. Диалектическая структура образа // Вопр. лит. — 1966. — № 6. — С. 79.

67 Там же.

 

498


68 Там же. — С. 80.

69 Там же. — С. 82.

70 Догнан Ю. М. Происхождение сюжета в типологическом освещении // Лотман Ю. М. Статьи по типологии культуры. — Тарту, 1973. — С. 40.

71 Дмитриева Н. А. Указ. соч. — С. 81.

72 Тынянов Ю. Н. Указ. соч. — С. 324 — 325.

Глава 3. СЮЖЕТНО-РЕЧЕВОЕ ЕДИНСТВО

1 Гиршман М. М. Целостность литературного произведения // Проблемы художественной формы социалистического реализма. — М., 1971. — Т. 2. — С. 71.

2 О. Генри. Избр. произведения: В 2 т. — М., 1955. — Т. 1. — С. 189 (пер. Е. Калашниковой).

3 Выготский Л. С. Психология искусства. — 2-е изд. — М., 1968. — С. 188 — 189.

4 См.: Благой Д. Мастерство Пушкина. — М., 1955. — С. 119 — 126.

5 См.: Кожинов В. В. Сюжет, фабула, композиция // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры литературы. — М., 1964. — С. 433.

6 Краткая литературная энциклопедия. — М., 1968. — Т. 5. — Стб. 813.

7 Медриш Д. Н. О трех аспектах изучения повествовательной структуры // Проблемы стиля, метода и направления в изучении и преподавании художественной литературы. — М., 1969. — С. 17.

8 Долинина Н. Г. Печорин и наше время. — 2-е изд. — Л., 1975. — С. 81.

9 Маркович В. М. Человек в романах И. С. Тургенева. — Л., 1975. — С. 7.

10 Там же. — С. 7, 9.

11 См.: Бочаров С. Г. Повествование в прозе // Бочаров С. Г. Поэтика Пушкина. — М., 1974. — С. 115 — 124.

12 Там же. — С. 124 — 126.

13 Чехов А. П. [Письмо] А. С. Суворину 17 октября 1889 г. // Полн. собр. соч. и писем: В 30 т.: Письма — Т. 3. — С. 266.

14 Бочаров С. Г. Указ. соч. — С. 126.

15 Бочаров С. Г. Пушкин и Белкин // Бочаров С. Г. Поэтика Пушкина — С. 126, 132, 145.

 

499


16 Гуковский Г. А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. — М., 1957. — С. 297.

17 Макогоненко Г. П. Творчество А. С. Пушкина в 1830-е годы. — Л„ 1974. — С. 137.

18 Лотман Ю. М. Структура художественного текста. — М., 1970. — С. 326.

19 Бочаров С. Г. Указ. соч. — С. 146.

20 См. письмо Чехова Суворину 1 апреля 1890 года: «Ведь чтобы изобразить конокрадов в 700 строках, я все время должен говорить и думать в их тоне и чувствовать в их духе, иначе, если я подбавлю субъективности, образы расплывутся и рассказ не будет так компактен, как надлежит быть всем коротеньким рассказам» (Чехов А. П. Письма. — Т. 4. — С. 54). Формы и функции чеховской повествовательной системы всесторонне исследованы в статьях: Гиршман М. М. Гармония и дисгармония в повествовании и стиле // Теория литературных стилей: Типология стилевого развития XIX века. — М., 1977. — С. 362 — 382; Драгомирецкая Н. В. Объективизация слова героя // Там же. — С. 383 — 420.

21 Вялый Г. А. Заметки о художественной манере Чехова // Бялый Г. А. Русский реализм конца XIX века. — Л., 1973. — С, 166.

22 Чехов А. П. [Письмо] А. С. Суворину 1 апреля 1890 г. // Поли. собр. соч. и писем: В 30 т.: Письма. — Т. 4. — С. 54.

23 Горький М. По поводу нового рассказа А. П. Чехова «В овраге» // Собр. соч.: В 30 т. — М., 1953. — Т. 23. — С. 316.

24 Гиршман М. М. Указ. соч. — С. 382.

25 См. об этом: Цилевич Л. М. Сюжет чеховского рассказа. — Рига, 1976. — С. 71 — 97.

26 См.: Полоцкая Э. А. Внутренняя ирония в рассказе и повести Чехова // Мастерство русских классиков. — М 1969. — С. 438 — 493.

27 Химич В. В. Авторское слово и слово героя в рассказах А. П. Чехова // Русская литература 1870 — 1890 годов. — Свердловск, 1969. — Сб. 2. — С. 150.

28 Медриш Д. Н. Указ. соч. — С. 17.

29 См.: Цилевич. Л. М. Указ. соч. — С. 176 — 194.

30 См.: Там же. — С. 195 — 210.

31 См. об этом: Чудаков А. П. Поэтика Чехова — М 1971. — С. 107 — 110.

32 Там же. — С. 115.

33 Там же. — С. 109.

 

500


34 Видуэцкая И. П. Способы создания иллюзии реальности в прозе зрелого Чехова // В творческой лаборатории Чехова. — М., 1974. — С. 294.

35 Васильев И. Е., Субботин А. С. О сказе в поэзии Маяковского // Проблемы стиля и жанра в советской литературе. — Свердловск, 1974. — Сб. 5: К вопросу о сказовой форме. — С. 42.

36 Мущенко Е. Г., Скобелев В. П., Кройчик Л. Е. Поэтика сказа. — Воронеж, 1978. — С. 4.

37 Лищинер С. Д. На грани противоположностей (из наблюдений над сатирической поэтикой Щедрина 70-х годов) // Салтыков-Щедрин, 1826 — 1976: Статьи, материалы, библиография. — Л., 1976. — С. 165.

38 Мысляков В. Искусство сатирического повествования (проблема рассказчика у Салтыкова-Щедрина). — Саратов, 1966. — С. 27.

39 Викторович В. А. Сюжет и повествование в романе Достоевского // Сюжет и художественная система. — Даугавпилс, 1983. — С. 56.

40 Там же.

41 Виноградов В. В. Стиль Пушкина. — М., 1941. — С. 535.

42 Викторович В. А. Указ. соч. — С. 58.

43 Там же. — С. 59.

44 Там же. — С. 58.

45 Там же. — С. 64.

46 Шатин Ю. В. Метафора и метонимия в сюжете «Войны и мира» // Сюжет и художественная система. — Даугавпилс, 1983. — С. 71.

47 Там же. — С. 71 — 72.

48 Там же. — С.. 80.

Глава 4. СЮЖЕТНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ЕДИНСТВО

1 Тимофеев Л. И. Основы теории литературы. — 5-е изд. — М., 1976. — С. 167 — 168.

2 См.: Теплинский М. В. Почему в сюжете пять элементов? // Жанр и композиция литературного произведения. — Калининград, 1974. — Вып. 1. — С. 18 — 20.

3 См.: Аристотель. Об искусстве поэзии. — М., 1957. — С. 62 — 63.

4 Травушкин Н. С. Нужен ли анализ по элементам сю-

 

501


жета? // Жанр и композиция литературного произведения. — Калининград, 1976. — Вып. 2. — С. 26.

5 Там же. — С. 27, 29.

6 Томашевский Б. Теория литературы (поэтика). — Л., 1925. — С. 137.

7 Аналогичная практика отмечается и в лингвистике: «... термин «событие» либо оставляют без определения, считая его интуитивно ясным, либо характеризуют в языковых проявлениях» (Демьянков В. 3. «Событие» в семантике, прагматике и в координатах интерпретации текста // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. — 1983. — Т. 42. № 4. — С. 320).

8 Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. — М., 1955. — Т. 4. — С. 143, 253.

9 Словарь современного русского литературного языка. — М.; Л., 1963. — С. 54.

10 Даль В. Указ. соч. — С. 253.

11 Медведев П. Н. Формальный метод в литературоведении. — Л„ 1928. — С. 172 — 173.

12 Лотман, Ю. М. Происхождение сюжета в типологическом освещении // Лотман Ю. М. Статьи по типологии культуры. — Тарту, 1973. — С. 40.

13 Лотман. Ю. М. Структура художественного текста. — М., 1970. — С. 282, 295.

14 Там же. — С. 283.

15 Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. — М., 1975. — С. 398.

16 Лотман Ю. М. Структура художественного текста. — С. 282.

17 Бахтин М. М. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. — С. 25.

18 См.: Тимофеев Л. И. Указ. соч. — С. 164 — 166.

19 См.: Егоров Б. Ф., Зарецкий В. А., Гушанская Е. М. и др. Сюжет и фабула // Вопросы сюжетосложения. — Рига, 1978. — [Вып.] 5. — С. 14.

20 Вайман С. Вокруг сюжета // Вопр. лит. — 1980. — №2. — С. 118.

21 Томашевский Б. Указ. соч. — С. 134 — 135.

22 Томашевский Б. В. Теория литературы. — М.; Л.. 1930. — С. 101-102.

23 Федоров Ф. П. Система событий в новеллах Г. Клейста («Землетрясение в Чили») // Вопросы сюжетосложения. — Рига, 1978. — [Вып.] 5. — С. 79, 81.

 

502


24 См.: Кожинов В. В. Сюжет, фабула, композиция // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры литературы. — М., 1964. — С. 421.

25 См.: Владимиров С. Действие в драме. — Л., 1962. — С. 9 — 18.

26 Толстой Л. Н. Собр. соч.: В 20 т. — М., 1961. — Т. 3. — С. 28 — 29.

27 См.: Гурвич И. А. Чацкий и Софья в сюжете «Горя от ума» // Жанр и композиция литературного произведения. — Калининград, 1978. — Вып. 4. — С. 29 — 38.

28 Мущенко Е. Г. О некоторых особенностях композиции в рассказах А. П. Чехова // Сюжет и композиция литературных и фольклорных произведений. — Воронеж, 1981. — С. 100.

29 Берковский Н. Я. Чехов: от рассказов и повестей к драматургии // Берковский Н. Я. Литература и театр. — М., 1969. — С. 76.

30 Там же. — С. 77.

31 Рыбникова М. А. По вопросам композиции. — М., 1924. — С. 49.

32 См.: Берковский Н. Я. Чехов: от рассказов и повестей к драматургии. — С. 72 — 73; Чехов, повествователь и драматург // Берковский Н. Я. Статьи о литературе. — М.: Л., 1962. — С. 427 — 429.

33 Н. Я. Берковский допустил неточность, когда писал, что из встречи Ивашина с Власичем у крыльца «сразу же ясно, что никакой дуэли не будет и что все закончится примирением» (Статьи о литературе. — С. 416): что дуэли не будет, выяснилось раньше, а примирения так и не произойдет, потому что и ссоры настоящей не было.

34 Подробнее см.: Цилевич Л. М. Сюжетно-композиционная система чеховского рассказа о «несостоявшемся действии» // Жанр и композиция литературного произведения. — Калининград, 1976. — Вып. 2. — С. 86 — 95.

35 К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве. — М., 1967. — Т. 1. — С. 25.

36 Каган М. С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. — Л., 1971. — С. 190.

37 Борее Ю. Эстетика. — 2-е изд. — М., 1975. — С. 86.

38 Соболевская Н. Н. Поэтика трагического у Чехова // Проблемы типологии реализма. — Свердловск, 1976. — С. 136.

39 См.: Бердников Г. П. «Дама с собачкой» А. П. Чехова. — Л., 1976. — С. 7.

 

503


40 Гинзбург Л. Я. О литературном герое. — Л., 1979. — С. 79.

41 Твардовский А. Т. Как был написан «Василий Теркин» (Ответ читателям) // Собр. соч.: В 6 т. — М., 1980. — Т. 5. — С. 125.

42 Там же.

43 Там же. — С. 124.

44 Любарева Е. Александр Твардовский. — М., 1957. — С. 96.

45 См.: Мохирев И. А. О фабуле и сюжете поэмы А. Твардовского «Василий Теркин» // Уч. зап. Киров, пед. ин-та. — 1957. — Вып. 11. — С. 75.

46 Твардовский А. Т. Указ. соч. — С. 129.

47 Там же. — С. 128 — 129.

 

 

Глава 5. СЮЖЕТНО-КОМПОЗИЦИОННОЕ ЕДИНСТВО

1 Корман Б. О. Изучение текста художественного произведения. — М., 1982. — С. 50 — 51.

2 См.: Тимофеев Л. И. Основы теории литературы. — 5-е изд. — М., 1976. — С. 155 — 166.

3 См.: Кожинов В. В. Сюжет, фабула, композиция // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры литературы. — М., 1964. — С. 433 — 434.

4 Каган. М. С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. — Л., 1971. — С. 486.

5 См.: Бахтин М. М. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. — М., 1975. — С. 17 — 18.

6 Там же. — С. 20 — 21, 17, 21.

7 Савостин И. Г. Диалектика фабулы, сюжета и композиции поэмы Н. А. Некрасова «Современники» // Вопросы сюжетосложения. — Рига, 1976. — [Вып.] 4. — С. 81.

8 См.: Асмус В. Чтение как труд и творчество // Асмус В. Вопросы теории и истории эстетики. — М. 1968 — С. 55 — 68.

9 Каган М. С. Указ. соч. — С. 487.

10 См.: Sierotwinski S. Slownik terminów literackich — Wroclaw; Warzawa; Krakov, 1966. — S. 129 — 131.

11 См.: Ромм М. Заметки о монтаже // Ромм М. Беседы о кино. — М., 1964. — С. 135 — 170.

 

504


12 Эйзенштейн С. М. Монтаж, 1938 // Избр. произведения: В '6 т. — М., 1964. — Т. 2. — С. 157.

13 Сильман Т. «Подтекст — это глубина текста» // Вопр. лит. — 1969. — № 1. — С. 89 — 90, 94.

14 Лотман Ю. М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. — Тарту, 1973. — С. 94.

15 Кожинов В. В. Указ. соч. — С. 433.

16 См. об этом: Успенский Б. А. Поэтика композиции. — М., 1970. — С. 28 — 77; Корман Б. О. Указ. соч. — С. 21 — 32.

17 Краткая литературная энциклопедия. — Т. 7. — Стб. 981.

18 Там же.

19 Гегель Г. В. Ф. Лекции по эстетике // Гегель Г. В. Ф. Эстетика. — М., 1968. — Т. 1. — С. 274.

20 См.: Тюпа В. И. Идеологическая реальность художественного текста как предмет познания // Литературное произведение как целое и проблемы его анализа. — Кемерово, 1979. — С. 4 — 8.

21 Краткая литературная энциклопедия. — Т. 7. — Стб. 981.

22 Там же. — Т. 8. — Стб. 918.

23 Там же. — Т. 3. — Стб. 717 — 718.

24 См. об этом: Гуковский Г. А. Реализм Гоголя. — М.: Л., 1959. — С. 33 — 34; Степанова К. П. Функции описаний в сюжете повести Н. В. Гоголя «Сорочинская ярмарка» // Вопросы сюжетосложения. — Рига, 1978. — [Вып.] 5. — С. 42 — 43.

25 Краснов Г. В. Эпилог в сюжете русского романа // Вопросы сюжета и композиции. — Горький, 1978. — С. 61, 64.

26 См.: Там же. — С. 61 — 64.

27 Хализев В. Е. Функция случая в литературных сюжетах // Литературный процесс. — М., 1981. — С. 195.

28 Там же. — С. 192.

29 См.: История русской литературы. — М.; Л., 1956. — Т. 8, ч. 1. — С. 426.

30 См.: Холодов Е. Мастерство Островского. — М., 1963. — С. 306 — 316.

31 См.: Горнфельд А. Чеховские финалы // Красная новь. — 1939. — № 8/9. — С. 286 — 300.

32 См.: Семанова М. Л. Рассказ А. П. Чехова «По делам службы» как художественное единство // Сюжетосложение в русской литературе. — Даугавпилс, 1980. — С. 25 — 41.

33 См.: Катаев В. Б. Финал «Невесты» // Чехов и его время. — М., 1977. — С. 170 — 172.

34 Горнфельд А. Указ. соч. — С. 300.

 

505


35 См.: Краснов Г. В. Мотив в структуре прозаического произведения: К постановке вопроса // Вопросы сюжета и композиции. — Горький, 1980. — С. 69 — 81.

35а См.: Кожинов В. В. Указ. соч. — С. 412 — 414.,

36 См.: Цейтлин А. Г. Мастерство Тургенева-романиста. — М., 1958. — С. 189.

37 Салтыков-Щедрин М. Е. Письмо П. В. Анненкову 3 февраля 1859 г. // Собр. соч.: В 20 т. — М., 1975. — Т. 18, кн. 1. — С. 212.

38 См.: Каган М. С. Указ. соч. — С. 483 — 487.

39 Мейлах Б. С. Проблемы ритма, пространства и времени в комплексном изучении творчества // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. — Л., 1974. — С. 4.

40 См.: Гиршман М. М. Ритм художественной прозы. — М., 1982. — С. 26 — 30.

41 См.: Поспелов Г. Н. Мастерство и стиль // Мастерство русских классиков. — М., 1969. — С. 25.

41а См.: Литературный энциклопедический словарь. — М., 1987. — С. 90.

42 К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве. — М., 1967. — Т. 1. — С. 6 — 7.

43 Добин Е. Искусство детали. — Л., 1975 — С. 12.

44 Там же. — С. 13 — 14.

45 Сливицкая О. В. фабула — композиция — деталь бунинской новеллы // Бунинский сборник. — Орел, 1974. — С. 99.

46 Химич В. В. Художественная деталь в рассказах Чехова 90-х — 900-х годов // Литературный музей А. П. Чехова: Сб. С 92

47 Добин Е. Указ. соч. — С. 143.

48 См.: Белкин А. Художественное мастерство Чехова-новеллиста // Белкин А. Читая Достоевского и Чехова. — М., 1974. — С. 190 — 191.

49 См.: Гольденвейзер А. Б. Вблизи Толстого. — М., [959. — С. 98.

50 Сливицкая О. В. Указ. соч. — С. 101.

51 П оперный 3. А. П. Чехов. — М., 1960. — С. 50.

52 См.: Урнов Д. Мысль изреченная и скрытая (О подтексте в современной прозе) // Вопр. лит. — 1971. — № 7. — С. 52 — 59; Камчатное А. М. Подтекст: термин и понятие // Филол. науки. — 1988. — № 3. — С. 40 — 45. Отвергая употребление термина «подтекст», которое делает его «всего лишь метафорическим обозначением того же понятия, которое обозначается термином смысл, внутренний смысл, имплицитное содержание, сигнификат» (с. 42), А. М. Камчатнов предлагает считать подтекст носителем лишь одной раз-

 

506


новидности смысла — эзотерического, непонятного профанам — читателям, незнакомым с внетекстовой информацией (см. с. 43).

53 См.: Краткая литературная энциклопедия. — Т. 3. — Стб. 829.

54 Владимиров С. Действие в драме. — Л., 1962. — С. 92.

55 См.: Магазаник Э. Б. К вопросу о подтексте // Тр. Самарканд, ун-та. Н. С. — Самарканд, 1973. — Вып. 238: Проблемы поэтики. — Т. 2. — С. 331 — 348.

56 Сильман Т. «Подтекст — это глубина текста». — С. 89 — 90, 94. См. также: Сильман Т. Подтекст как лингвистическое явление // Филол. науки. — 1969. — № 1. — С. 84 — 90.

57 Белкин А. Указ. соч. — С. 193.

58 Паперный 3. Указ. соч. — С. 191.

59 См.: Филипьев Ю. А. Сигналы эстетической информации. — М., 1971. — С. 84 — 88.

60 Гиршман. М. М. Гармония и дисгармония в повествовании и стиле // Теория литературных стилей: Типология стилевого развития XIX века. — М., 1977. — С. 367 — 368.

61 Добин Е. С.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.120.109 (0.405 с.)