Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Инструменты внешнеторговой политики государстваСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Торговая политика: содержание, направления, инструменты
ВТО приложила немало усилий по ослаблению политики протекционизма и либерализации мировой торговли, руководствуясь идеей о благотворности свободной торговли в достижении долговременных успехов в экономическом развитии для всех ее участников. Однако все страны используют ограничительные режимы внешнеторговых операций. Потребность в них особенно сильно ощущается в более слабых экономиках. Содержание внешнеторговой политики состоит в регулировании направлений и объемов внешней торговли, исходя из интересов национального благосостояния. Внешнеторговая политика преследует цели, достижение которых позволит обеспечить: · защиту отечественных производителей и содействие продвижению экспортных товаров; · балансирование пропорций внутреннего рынка; · продвижение внутреннего рынка на новую ступень эффективности производства. В большинстве стран основная задача внешнеторговой политики направлена на помощь экспортерам — продать большее количество товара и ограничить импорт, ослабляя конкурентоспособность иностранных производителей на национальном рынке. В настоящее время цели внешнеторговой политики заключаются уже не просто в стремлении сохранить завоеванные позиции внутреннего рынка. Они подчиняются задаче более высокого порядка — содействовать переходу внутреннего рынка на более высокую ступень эффективности. Регулирование потоков внешней торговли, как ее объемов, так и физического наполнения, осуществляется экономиче скими и чисто административными методами. Экономические методы используются с помощью налогового рычага (таможенных тарифов) и прямого финансового поощрения участников международной торговли. Усиление налоговой нагрузки применяется как ограничительная мера, ее ослабление — как стимулирующая. Административные рычаги связаны с принудительным ограничением внешнеторговых операций: устанавливаются рамки в отношении количества и номенклатуры товаров, разрешенных для экспорта и импорта.
Таможенный тариф и таможенная защита Тариф — это сбор, взимаемый с таможенной стоимости товаров при пересечении ими таможенной границы государства по заранее установленным ставкам. Таможенный тариф на импорт перекладывается затем продавцом на продажную цену. Введение таможенного тарифа преследует пять целей. 1. Защита отечественного производства и сохранение достигнутой занятости. Тариф автоматически делает товар более дорогим. Национальный потребитель заменяет его более дешевым отечественным товаром и своими доходами поддерживает отечественное производство. Тем самым удается сохранить уровень занятости населения. 2. Пополнение доходной части бюджета. Средства, полученные от таможенных сборов, поступают в государственный бюджет. При бюджетном дефиците, как правило, возникает соблазн погасить его за счет более высоких таможенных тарифов. В развитой рыночной экономике, при разумных государственных расходах доходная часть бюджета полнокровно пополняется за счет других источников — отчислений от полученных доходов. 3. Балансирование платежного баланса и валютного курса страны. При пассивном платежном балансе возникает угроза обесценения национальной валюты. Перед лицом такой угрозы правительство вводит или увеличивает таможенный тариф на импорт. Этим оно уменьшает величину импорта и объемы его выручки, которая обмениваясь на иностранную валюту, вывозится из страны. Уменьшение такой выручки сократит оттоки иностранной валюты за рубеж. 4. Защита национальных производителей от демпинга. Для завоевания рынка импортер часто прибегает к демпингу — продаже товаров по более низким ценам по сравнению с их рыночным уровнем. Демпинг опасен для национального производителя тем, что может разорить его. По мере устранения местных конкурентов цены импортера могут повыситься. Введение таможенного тарифа сделает импорт более дорогим и сравняет его продажные цены с ценами на национальные товары. 5. Защита новых, «молодых» отраслей. Когда в стране появляются новые точки роста, государство их пытается защитить от иностранной конкуренции, так как собственных ресурсов для соперничества они еще не приобрели. С помощью таможенного тарифа осуществляется тарифная защита национального производителя от международной конкуренции. Механизм тарифной защиты предусматривает: · определение уровня тарифной ставки; · использование принципа дифференциации тарифной защиты по отраслям и секторам; · ориентацию на принцип тарифной эскалации. Степень тарифной защиты (уровень ставки) различается по отраслям. Тарифная защита находится: · в обратной зависимости от готовности перспективной отрасли участвовать в состязании с иностранным продавцом; · в прямой зависимости от уровня добавленной стоимости, заключенной в импортном товаре. Правительство страны должно определиться, какой круг производства следует ограждать от иностранной конкуренции. Поддержка одновременно всех отраслей законсервирует экономическое отставание страны, что считается нецелесообразным. Поддержка же растущих отраслей укрепит внутренний рынок, сформирует строй эффективных национальных товаропроизводителей. Национальные производители при равенстве производственного потенциала для государства более предпочтительны, так как они в большей степени капитализируют полученную прибыль на внутреннем рынке. Структура тарифов часто защищает национальных производителей готовой продукции и не препятствует ввозу сырья и полуфабрикатов. Процентная ставка тарифа повышается по мере продвижения продаваемого полуфабриката от сырья к готовой продукции, поэтому подобный метод повышения процентной ставки тарифа получил название тарифной эскалации. Принцип тарифной эскалации обеспечивает защиту прежде всего отраслей, использующих современный технологический потенциал и дающих наибольший прирост ВНП. Тарифная эскалация служит дополнительным препятствием для развивающихся стран пробиться на более доходный мировой рынок готовой продукции. Тарифная защита может усиливаться, если кроме тарифа на конечную продукцию будет использоваться и тариф на импорт промежуточных товаров (импортируемые части и компоненты). Возможны различные комбинации использования таможенных тарифов для стимулирования национального производства либо готовой продукции, либо промежуточной, либо того и другого. Виды таможенных тарифов. Таможенные тарифы применяются к товарам и услугам в зависимости оттого, ввозятся они или вывозятся из страны. Классификация таможенных тарифов, построенная по критерию объекта таможенного обложения, выделяет: · импортные пошлины; · экспортные пошлины; · транзитные пошлины. Импортная пошлина встречается наиболее часто и используется как главное оружие политики протекционизма. Но международное соглашение ВТО поставило предел для уровня тарифной пошлины странам — членам этой организации. Реже встречается экспортная пошлина, которая представляет собой налог на вывозимые товары. Целями введения такого налога могут быть: · пополнение доходной части бюджета; · использование его для повышения цен мирового рынка. Такая мера применяется странами-экспортерами, выступающими на мировом рынке в качестве монополистов. Экспортные пошлины применяют отдельные страны, вывозящие рис (Бирма и Таиланд), кофе, какао и т.д.; · увеличение предложения товара на внутреннем рынке. Такая мера применяется обычно, когда в стране на внутреннем рынке складывается дефицит товара по причине его чрезмерного экспорта. В развитых рыночных странах экспортные пошлины практически не применяются. Такой рыча экономической политики считается неэффективным, поскольку он сокращает экспорт и тем самым ВНП. Гораздо лучше пополнять бюджет за счет повышения эффективности внутреннего рынка. Транзитная пошлина взимается с товаров, пересекающих национальную территорию страны транзитом. Такая пошлина не очень распространена. В странах ЕС транзитные пошлины практически отсутствуют, так как по договоренности стран, входящих в это международное содружество, обеспечивается свобода передвижения товаров. Но такая страна, как Латвия, У3 доходной части государственного бюджета формирует за счет транзита российских товаров на западные рынки. Способы взимания таможенных пошлин и таможенная стоимость товаров. Таможенные пошлины могут взиматься разными способами, поэтому используется классификация таможенных пошлин по критерию способов их взимания. Она выделяет следующие тарифы: · адвалорный; · специфический; · комбинированный. Наиболее распространен адвалорный тариф, который устанавливается в процентах от величины стоимости импортируемых товаров. Адвалорными являются 80 % всех таможенных пошлин. Они применяются не к стандартному, а дифференцированному продукту. Специфические пошлины начисляются на единицу облагаемого товара и накладываются на стандартизированную продукцию, чаще всего на сырье. Они оказываются в полной зависимости от колебаний цен на товары. Комбинированные пошлины сочетают в себе оба названных вида таможенного обложения (например, 20 % таможенной стоимости, но не более 10 долл. за 1 т или шт.). Адвалорная пошлина привязывается к таможенной стоимости товара. Она устанавливается на момент подачи таможенной декларации продавцом товара. Международная практика использует два варианта подходов определения таможенной стоимости товаров: американский и западноевропейский. В США для импортных товаров таможенная стоимость исчисляется по внутренней цене страны продавца (или ценам мирового рынка, но не по ценам страны покупателя). Такой метод получил название цены ФОБ, что переводится как «свободно на борту». Таможенная стоимость по этому методу включает три компонента: · стоимость товара по ценам страны продавца; · стоимость доставки товара в порт отправки; · стоимость его погрузки на судно. В западноевропейских странах таможенная стоимость оценивается иначе. Кроме компонентов, используемых в США, здесь добавляется: · стоимость страхования товара; · оплата фрахта судна. Такой метод получил название СИФ. Дополнительные компоненты таможенной стоимости товара по западноевропейским стандартам увеличивают величину таможенной пошлины. Россия в определении таможенной стоимости товаров стоит ближе к западноевропейским стандартам. Импорт товаров в США связан с большими транспортными расходами, которые автоматически удорожают иностранный товар. В связи с этим США могут позволить себе использовать метод определения таможенной стоимости товара, которая делает более мягким уровень защиты национального производителя по сравнению с западноевропейскими стандартами. Экспортный тариф В практике внешней торговли применяется экспортный тариф. К нему прибегают страны, которые не могут обеспечить доходы государственного бюджета за счет налогообложения товаропроизводителей, обслуживающих внутренний спрос. В отдельных PC экспортный тариф обеспечивает до половины доходов бюджета. Его применяют в основном PC, а также страны с переходной экономикой. Экспортный тариф выполняет следующие функции: · фискальную — обеспечение доходной части государственного бюджета; · балансирующую — товарное наполнение внутреннего рынка для покрытия неудовлетворенного спроса. Фискальная функция экспортного тарифа главенствует. К балансирующей функции государство прибегает, когда из-за чрезмерной выгодности цен мирового рынка производители предпочитают обслуживать именно мировой рынок, и внутренний рынок в таком случае обнажается. Подобная ситуация возникает, если внутренние цены оказываются ниже мировых. Введение экспортного тарифа становится средством предотвращения подобных стратегий. Оно снизит выгодность внешних стратегий предприятий и направит часть экспортной продукции на внутренний рынок. Однако введение экспортного тарифа не происходит без последствий. В малой экономике введение экспортного тарифа изменит состояние хозяйственных пропорций: · сократится объем экспорта; · увеличится товарное предложение на внутреннем рынке; · сократятся внутренние цены. Тариф искусственно убирает выгоду от разницы между мировой и внутренней ценами
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.57.239 (0.008 с.) |