Основные сведения о грузоподъемных кранах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные сведения о грузоподъемных кранах



Основные сведения о грузоподъемных кранах

Грузоподъемный кран - это машина цикличного действия, предназна­ченная для подъема и перемещения в пространстве груза, подвешенного с помощью крюка или удерживаемого другим грузозахватным органом.

Область применения: в промышленности, строительстве, на транспорте.

1. По конструкции:

- мостового типа (мостовые, козловые, полукозловые, краны-пе­регружатели);

- кабельного типа (кабельный и кабельный мостовой);

- стрелового типа (башенные, портальные, стреловые самоходные).

 

                  Рис. 3 Козловой кран

 

 

 

Пневмоколесный кран

       

 

 

2. По возможности перемещения:

- стационарные;

- самоподъемные;

- переставные;

- радиальные;

- передвижные.                 3. По виду ходового устройства:

- на гусеничном ходу;

- пневмоколесные;

- рельсовые;

- автомобильные;

- на спецшасси.

 

4. По степени поворота:

- неповоротные;

- поворотные

а)полноповоротные (поворачиваются на угол более 360 °) 

б)неполноповоротные (поворачиваются на угол менее 360 °).

5. Для мостовых кранов существует классификация по способу опирани я:

-  опорные;

-  подвесные.                                6. По виду привода:

- ручные;

- электрические;

- механические;

- гидравлические.

7. По виду грузозахватного органа:

-  крюковые;

-  грейферные;

-  магнитные

 

Рис. 18. Способы выполнении петли на конце каната

а) установка зажимов; б) во втулке с помощью клина; в) заливка во втулке легкоплавким металлом; г) заплетка

Канаты из растительных волокон

Растительные канаты производят из специально обработанных во­локон стеблей и листьев различных растений.

1. Пеньковые канаты изготавливают из волокон конопли. Промышлен­ность выпускает бельные и смоленые пеньковые канаты. Бельные ка­наты гибки и удобны в работе, но подвержены загниванию.

Смоленые канаты более практичны при работе в условиях низких температур, меньше подвержены гниению, но их прочность на 10% меньше, чем у бельных, а масса на 16-18% больше.

2. Сезальские канаты изготавливают из волокон листьев згавы. Выпуска­ют 3-прядными. несмолеными. По крепости они примерно равны пенько­вым бельным, но несколько легче и меньше подвержены гниению.

3. Манильские канаты изготавливают из волокон дикорастущего тро­пического банана - абака. Из всех растительных волокон они самые прочные и эластичные, не тонут в воде и мало подвержены гниению.

На растительные канаты вредно действуют влага, масла, кислоты, щелочи, лесок, зола.

Канаты из растительных волокон вследствие их малой прочности имеют ограниченное применение. Они могут быть использованы для изготовлений оттяжек и стропов малой грузоподъемности.

Подбор стропов для работы

Получив задание на выполнение определенной работы, стропаль­щик обязан правильно выбрать стропы.

Подбор производится:

- по грузоподъемности, чтобы указанная на бирке стропа грузоподъ­емность была не меньше массы поднимаемого груза;

- по числу ветвей - количество ветвей стропа должно быть больше или равно количеству строповочных элементов на грузе;

- по длине, чтобы угол между ветвями стропа не превысил 90°.

Для соблюдения последнего условия длина стропа должна составлять не менее 3/4 максимального расстояния между местами строповки. Если груз имеет четыре пет­ли, то это расстояние берется между петлями, расположенными по диагонали.

                                    Рис. 27. Определение длины ветви стропа

Работать стропами, у которых угол между ветвями превышает 90° запрещается.

При работе короткими стропами может произойти обрыв ветви стропа из-за резкого увеличения ее натяжения, вырыв петли на изделии или поломка самого изделия из-за увеличения сжимающих усилий от действия стропа.

Траверсы

Траверсы - это съемные грузозахватные приспособления, пред­назначенные для строповки длинномерных и крупногабаритных гру­зов. Назначение траверс - предохранять поднимаемые изделия и конструкции от воздействия сжимающих усилий, возникающих в них при применении обычных стропов. Конструктивно траверсы подраз­деляются на плоскостные и пространственные. Плоскостные тра­версы используют при строповке плоских конструкций, пространст­венные - при строповке объемных конструкций и технологического оборудования. Канатные стропы могут связываться с траверсой балансирно путем огибания строповочным канатом роликов, закреп­ленных на траверсе. Такие траверсы получили название балансирных.

Захваты

Захваты предназначены для строповки беспетлевых грузов различ­ной геометрической формы. По конструкции и способу удержания груза захваты подразделяются на клещевые, фрикционные, эксцентриковые и клиновые; по способу действия - на ручные, полуавтоматические и автоматические.

Клещевые захваты бывают охватывающего и зажимного действия. Охватывающие клещевые захваты концами рычагов охватывают груз или его элементы; зажимные захваты удерживают груз путем сжатия и распора рычагами изнутри. Наибольшее распространение получили рычажные и рычажно-канатные самозажимные захваты.

Во фрикционных самозажимных захватах груз удерживается силой трения путем его сжатия прижимными элементами.

В эксцентриковых грузозахватных устройствах зажимным органом является эксцентрик (кулачок, диск или рычаг), насаженный на вал. Эксцентриковые захваты могут иметь одностороннее или двустороннее расположение эксцентриков. Их используют преимущественно для пе­ремещения листовых материалов.

Клиновые (цанговые) грузозахватные устройства используют для подъема и транспортировки железобетонных грузов, имеющих крутые отверстия. Основными элементами.клещевого захвата являются рас­порные элементы (кулачки) и конусообразный клин. При подъеме гру­зового стропа кулачки зубьями врезаются в тело бетона, обеспечивая надежное зацепление.

Захваты осматривают перед применением и не реже одного раза в месяц с записью результатов осмотра в журнал учета и осмотра тары и съемных грузозахватных приспособлений.

Тара

Для перемещения сыпучих, мелкоштучных грузов, жидких материа­лов и мастик используют специальные емкости и средства пакетирова­ния, называемые тарой.

Тара на предприятиях и в организациях должна изготавливаться по техно­логическим картам или индивидуальным чертежам. После изготовления тару подвергают техническому освидетельствованию путем осмотра тару нано­сится маркировка, на которой обозначают порядковый номер тары, собствен­ный вес грузоподъемность и назначение. В процессе эксплуатации тару ос­матривает стропальщик перед ее использованием и периодически, не реже одного раза в месяц, инженерно-технический работник, на которого возложена эта обязанность приказом по организации. Осмотр производится по инструк­ции, разработанной специализированной организацией.

Тару выбраковывают при:

- отсутствии маркировки или указания назначения тары;

- наличии деформаций;

- наличии трещин в сварных швах;

- неисправностях запорных или фиксирующих устройств;

-   износе проушин на 10% и более от первоначального диаметра;
На таре должна быть нанесена черта заполнения. На таре, предна­значенной для транспортировки сыпучих и мелкоштучных грузов, черту наносят на расстоянии 10 см от уровня бортов; на таре для жидких материалов и мастик чертой обозначают 3/4 объема.

Немаркированная, неисправная и не прошедшая технического освиде­тельствования тара не должна находиться в местах производства работ.

Крановый путь

Различают надземный крановый путь, применяемый для установки мостовых и передвижных консольных кранов, и наземный рельсовый для установки башенных, портальных и козловых кранов.

Надземный крановый путь может быть выполнен опорным (для опорных мостовых кранов) и подвесным (для подвесных мостовых кра­нов, электрических талей и электрических тележек).

Устройство рельсового кранового пути должно выполняться по спе­циальному проекту.

Наземный крановый путь имеет верхнее и нижнее строение. Нижнее строение состоит из земляного полотна (постели) и устройства для от­вода воды. В состав верхнего строения входят балластный слой, рель­сы, шпалы, накладки, подкладки и другие элементы. Балластный слой должен выполняться из дренирующего материала. На балластный слой укладывают секции рельсов на деревянных полушпалах или железобе­тонных балках. Секции рельсов крепят друг к другу накладками; под рельсы на полушпалы устанавливают плоские металлические подклад­ки. Нити рельсов через каждые 12,5 м скрепляют стяжками. На концах крановых путей устанавливают инвентарные тупиковые упоры. Во из­бежание быстрого износа кабеля, питающего электродвигатели башен­ного крана, вдоль кранового пути устанавливают деревянный или асбо­цементный лоток.

Рельсовый крановый путь должен иметь заземление. Сдача крано­вого пути в эксплуатацию производится по акту, к которому приклады­вают результаты нивелировки и замера сопротивления контура зазем­ления.

Неисправности кранового пути, при которых эксплуатация крана за­прещается:

- проседание балластного слоя;

- наличие гнилых или зависших шпал;

- отсутствие полного комплекта крепежных деталей;

- отсутствие или неисправности путевого оборудования;

- неисправности (обрыв) контура заземления;

- превышение предельных величин отклонений рельсового пути (определяется нивелировкой).

 Классификация грузов

Ø В зависимости от вида, способа складирования и строповки грузы классифицируются на следующие группы:

1. Штучные нештабелируемые грузы - металлические конструкции, дви­гатели, механизмы, крупные железобетонные изделия и т.д. Единых типовых способов строповки грузов этой группы не существует.

2. Штучные штабелируемые грузы - прокатная сталь, трубы, лесс- и пиломатериалы, кирпич, типовые железобетонные изделия, ящики, бочки и др. изделия правильной геометрической формы.

3. Насыпные грузы - уголь, торф, шлак, песок, щебень, цемент, мелкая металлическая стружка и т.д. Транспортируются в таре, грейфера­ ми, транспортерами и др.

4. Полужидкие пластичные грузы - растворы, бетонная масса, битумы, смазывающие вещества и т.д. Некоторое время эти грузы сохраняют приданную им форму; их транспортируют в специальной таре.

5. Жидкие грузы - вода, горюче-смазочные вещества, кислоты, щелочи и т.д.; их транспортируют в бочках, цистернах, бутылях, бидонах и др.

6. Газообразные грузы - транспортируют в баллонах и др. сосудах под давлением, трубопроводным транспортом.

Ø В зависимости от массы грузы делятся на:

- легковесные - до 250 кг;

- тяжеловесные - от 250 кг до 50 т,

- весьма тяжелые грузы - свыше 50 т;

- мертвые грузы - масса которых неизвестна. К категории мертвых грузов относят грузы, закрепленные на фундаменте, зарытые в землю, примерзшие к земле, прижатые другим грузом, находящиеся в воде и др.

Поднимать мертвые грузы краном запрещается.

Ø В зависимости от формы и размеров грузы делят на:

- габаритные

- негабаритные.

Размеры габаритного груза не превышают габаритов подвижного состава железных дорог и стандартного автотранспорта.

Размеры негабаритного груза выходят за допустимые пределы. В зависимости от величины нарушения габарита грузы разделяются на пять степеней негабаритности; их указывают на негабаритном грузе при его перевозке по железной дороге.

- длинномерные грузы - детали и узлы крупных машин, металлоконструкции, оборудование; их перевозят на специальных железнодорожных платформах и трейлерах.

Ø По степени и характеру опасности грузы разделяют на 9 классов опасности:

1. Взрывчатые материалы.

2. Газы сжиженные и растворенные под давлением.

3. Легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ).

4. Легковоспламеняющиеся твердые вещества (ЛВТ).

5. Окисляющие вещества.

6. Ядовитые и инфекционные вещества.

7. Радиоактивные материалы.

8. Едкие и коррозионные вещества.

9. Прочие опасные вещества.

Для подъема груза должны быть известны его масса, центр тяжести и схема строповки. Масса груза может быть определена по маркировке, из сопроводительной документации или вычислена умножением объе­ма груза на удельный вес материала, из которого этот груз изготовлен.

Центр тяжести груза сложной конфигурации должен быть указан на нем или на чертеже.

 

Складирование грузов

Складирование грузов должно производиться на специальных пло­щадках по технологическим картам, в которых указаны места и габари­ты складирования, проходы, проезды. Площадка должна иметь ровное твердое покрытие, не иметь колодцев, люков, трубопроводов и т.д., иметь достаточное освещение. Запрещается складировать грузы под линиями электропередачи и в их охранных зонах. Способы укладки гру­зов должны обеспечивать устойчивость штабелей, доступность и безо­пасность выемки груза, нормальное функционирование средств защиты работающих и пожарной техники. Грузы должны быть уложены на под­кладки; между рядами грузов размещают прокладки прямоугольной формы, высота которых должна превышать высоту петли на грузе не менее чем на 20 мм. Подкладки и прокладки располагают в одной вер­тикальной плоскости (одну над другой) с наружной стороны петли.

Между штабелями грузов должны быть обеспечены проходы шири­ной не менее 1 м и проезды, ширина которых определяется габаритами транспортных средств.

· У откосов котлованов грузы укладывают на расстоянии не ближе 1 м от кромки откоса.

· Грузы, размещаемые вблизи железнодорожных и наземных крановых путей, должны располагаться от наружной грани рельса не ближе 2 м при высоте штабеля до 1,2 м и не ближе 2,5 м при большей высоте штабеля.

· Для складирования грузов в вертикальном положении должны при­меняться кассеты или пирамиды; прислонять их к стенам, колоннам, штабелям других грузов запрещается.

· Сортовой и фасонный прокат укладывают в елочные или стоечные стеллажи. Кассеты и стеллажи должны подвергаться периодическим испытаниям и иметь маркировку предельно допустимой нагрузки.

· При складировании грузов, склонных к раскатыванию, необходимо использовать башмаки, стойки, упоры. Высота упора зависит от спосо­ба складирования и должна обеспечивать устойчивость штабеля.

· Грузы, хранящиеся навалом, следует укладывать в штабели с кру­тизной откоса, соответствующей углу естественного откоса для данного материала; если этот угол больше, то штабель необходимо оградить.

· Пылевидные материалы (цемент, известь и др.) хранят и складиру­ют в закрытой таре - мешках, коробах с крышкой.

 

 

Находиться люди

Перемещение грузов над перекрытиями, под которыми размещены производственные, жилые или служебные помещения, где могут находиться люди, не допускается. В отдельных случаях по согласованию с органами Ростехнадзора может производиться перемещение грузов над перекрытиями производственных или служебных помещений, где находятся люди, после разработки мероприятий, обеспечивающих безопасное выполнение работ.

- Несоответствие частей, деталей и вспомогательных приспособлений подъемных механизмов в отношении изготовления, материалов, качества сварки, прочности, устрой­ства, установки, эксплуатации техническим условиям, стандартам, нормам и правилам.

- Отсутствие ограждения всех движущихся или вращающихся частей механизмов.

- Отсутствие или выход из строя приборов и устройств безопасности ГПМ

(ограничителей, концевых выключателей, приборов защиты, блокировок и др.)

- Незнание или не владение стропальщиком знаковой сигнализации применяемой для перемещения грузов кранами.

- Несоблюдение стропальщиком или крановщиком должностных инструкций.

- Работа неисправными съемными грузозахватными приспособлениями, грузозахватными органами (крюками, грейферами, электромагнитами, и др.), тарой.

- Несогласованность действий и др.

 

Основными опасным и вредными производственными факторами при погрузо-разгрузочных работах и складировании грузов являются:

- загазованность и запыленность воздуха рабочей зоны;

- повышенная и пониженная температура в рабочей зоне;

- повышенный уровень шума;

- повышенная или пониженная влажность и подвижность воздуха;

- недостаточная освещенность рабочей зоны;

- прямая и отраженная блесткость;

- расположение рабочего места на значительной высоте;

- движущиеся машины и механизмы;

- подвижные части кранового оборудования;

- поднимаемый и перемещаемый груз, канаты, цепи, и др.

- острые кромки перемещаемого груза;

- выступающие рым-болты;

- повышенные напряжения электрических цепей для кранов с электроприводом;

- токсические воздействия этилированного бензина для автомобильных кранов и т.д.

Основные сведения о грузоподъемных кранах

Грузоподъемный кран - это машина цикличного действия, предназна­ченная для подъема и перемещения в пространстве груза, подвешенного с помощью крюка или удерживаемого другим грузозахватным органом.

Область применения: в промышленности, строительстве, на транспорте.

1. По конструкции:

- мостового типа (мостовые, козловые, полукозловые, краны-пе­регружатели);

- кабельного типа (кабельный и кабельный мостовой);

- стрелового типа (башенные, портальные, стреловые самоходные).

 

                  Рис. 3 Козловой кран

 

 

 

Пневмоколесный кран

       

 

 

2. По возможности перемещения:

- стационарные;

- самоподъемные;

- переставные;

- радиальные;

- передвижные.                 3. По виду ходового устройства:

- на гусеничном ходу;

- пневмоколесные;

- рельсовые;

- автомобильные;

- на спецшасси.

 

4. По степени поворота:

- неповоротные;

- поворотные

а)полноповоротные (поворачиваются на угол более 360 °) 

б)неполноповоротные (поворачиваются на угол менее 360 °).

5. Для мостовых кранов существует классификация по способу опирани я:

-  опорные;

-  подвесные.                                6. По виду привода:

- ручные;

- электрические;

- механические;

- гидравлические.

7. По виду грузозахватного органа:

-  крюковые;

-  грейферные;

-  магнитные

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.61.16 (0.452 с.)