Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел «Фонетика» и «Грамматические основы терминологии»

Поиск

Раздел «Фонетика» и «Грамматические основы терминологии»

Содержание

Занятие 1 Латинский алфавит и правила произношения гласных букв с. 2
Занятие 2 Правила произношения согласных букв и сочетаний букв с. 5
Занятие 3 Правила ударения с. 8
Занятие 4 Имя существительное и его деление по склонениям. Несогласованное определение с. 1 2
Занятие 5 Имя прилагательное. Согласование прилагательных с существительными с. 20
Занятие 6 Сравнительная и превосходная степень прилагательных с. 28
Занятие 7 Существительные мужского и женского рода 3-го склонения с. 32
Занятие 8 Существительные среднего рода 3-го склонения с. 35
Занятие 9 Именительный падеж множественного числа (Nominatīvusplurālis) с. 38
Занятие 10 Родительный падеж множественного числа (Genetīvusplurālis) с. 41
Занятие 11 Употребление Nominatīvus plurālis и Genetīvus plurālis в составе терминов с. 44
Занятие 12 Acсusatīvussingulārisetplurālis. Предлоги с Acсusatīvus с. 48
Занятие 13 Ablatīvussingulārisetplurālis. Предлоги с Ablatīvus с. 52
Занятие 14 Приставки в медицинской терминологии с. 58
Занятие 15 Названия мышц по их функции с. 60
     

Внимание!

Словарь анатомического раздела - с.128-145

Словарь фармацевтического раздела - с.258-282

Словарь клинического раздела - с. 361-416


Занятие 1

Критерии снятия баллов

Неправильно написано латинское слово 0,5 балла
Неправильно записанная транскрипция 0,5 балла
Ошибка в транскрипции л вместо лл 0,1 балл
За каждое исправление в работе 0,1 балл

 


 

Занятие 2

Критерии снятия баллов

Неправильно написано латинское слово 0,5 балла Неправильно записанная транскрипция 0,5 балла Ошибка в транскрипции: ль вместо л’ 0,1 балл За каждое исправление в работе 0,1 балл

 

Занятие 3

Правила ударения

 

Количество (долгота и краткость) слога (§14-15,с.30-31)

 

Слог долгий:

1. если содержит долгий гласный звук (по природе) или дифтонг;

NB: дифтонг всегда является долгим звуком. При постановке ударения дифтонг принято рассматривать как один гласный звук.

2. если гласный находится перед сочетанием 2х или более согласных;

NB: сочетания ch, ph, th, rh и немых с плавными не удлиняют предшествующий гласный звук;

3. если гласный звук стоит перед буквами x,z;

 

Слог краткий:

1. если содержит краткий гласный звук (по природе);

2. если гласный находится перед другой гласной; anatómĭa.

 

Долгие суффиксы (§12,с.28-29)

 

в анатомической терминологии в фармацевтической терминологии в клинической терминологии
-āl-(но:encephǎlon) -ār- -āt-(но: prostǎta) -īn-(но: lamĭna, femĭna, retina, dens serotĭnus, nervus trigemĭnus,  substantia adamantĭna, termĭnus) -īv- -ōs- -ūr- -ūt- -āt- -īd- (в названиях лекарств) -īn- (но: Ricĭnus, Terebinthĭna) -ōl- -ōs- -ūt- -ūr- -āt- -īt(is)- -ōma- -ōs(is)- -ēma- (но:eczěma) -ūr- -ūt-  

 

Краткие суффиксы (§13,с.29-30)

 

в анатомической терминологии в фармацевтической терминологии в клинической терминологии
-iǎc- -ĭc-(но:vesīca) -ŏl- -ŭl- -ĭc-(но: Hyperīcum, Urtīca) -ĭd-(кроме названий лекарств) -ŭl- -iǎsis- -ĭc- -ŭl-

 

Ударение (§9,с.26-27)

 

Правило второго слога: если второй слог с конца долгий, значит он ударный, если же он краткий, то ударение переходит на третий слог с конца.

 

Замечание:

1) последний слог всегда безударный;

2) в двусложных словах ударение падает на первый слог.

 

Исключения:

1) в клинической терминологии в конечном элементе –ia гласный i ударный:

anaem í a - анемия;

 

2) у прилагательных греческого происхождения на – ē us гласная –е- долгая и ударная:

coccyg é us - копчиковый;

с.31: Cacāo, perinēum, peritonēum, trachēa, anconēus, coccygēus, esophagēus, glutēus, laryngēus, meningēus, peronēus, pharyngēus

 

3) в некоторых русских терминах-транслитератах и латинских терминах место ударения не совпадает:

alv é ŏlus – альве ó ла.

 

Домашнее задание:

Учебник А.З. Цисык, Е.С. Швайко, Латинский язык с основами терминологии.- Мн., 2009, §§9-16– читать, учить правила ударения, суффиксы,17, упр. 2 с.33 – письменно (! radīcis, paralўsis congenĭta, digĭti, diffūsa, pylōri–долгота и краткость по природе), учить слова на с.44_ч.3:

cáput, cápĭtis neutrum córpus, córpŏris neutrum dens, déntis masculínum forámen, forámĭnis neutrum rádix, radícis feminínum túber, túběris neutrum árcus, árcus masculínum hiátus, hiátus masculínum córnu, córnus neutrum procéssus, procéssus masculínum sínus, sínus masculínum fácies, faciéi feminínum ráphe, ráphes feminínum     ! Формулу и шкалу оценки для данных слов смотрите в занятии «Правила произношения согласных букв и сочетаний букв» на стр.7

Навигация: библиотека          папка для учащихся          латинский язык      ауди_слова

Анатом_раздел  Анатом_раздел_с.44_ч.3

 

Формула для домашнего задания

 

24 слов*(0,5 балла за ударение + 0,3 балла за объяснение долготы/краткости)= 12 баллов

 

Шкала оценки домашнего задания по теме «Правила ударения»

 

Общая сумма баллов Общее количество ошибок Отметка
18,2 0 10
18,1-17,8 0,1-0,4 9
17,7-16,8 0,5-1,4 8
16,7-14,9 1,5-3,3 7
14,8-13,0 3,4-5,2 6
12,9-11,1 5,3-7,1 5
11,0-9,1 7,2-9,1 4
8,9-7,2 9,2-11,0 3
7,1-5,3 11,1-12,9 2
5,2-3,4 13,0-14,8 1
менее 3,4 балла более 14,8 ошибок 0

 

 

Критерии снятия баллов

Нет объяснения долготы или краткости звука 0,3 балла Неправильное определение долготы или краткости звука 0,3 балла Неправильное место ударения 0,5 балла

 

 


 

III. Поставить ударение

Правило второго слога: если второй слог с конца долгий, значит он ударный, если же он краткий, то ударение переходит на третий слог с конца

- в клиническом термине с конечным элементом –ia гласный i ударный

- последний слог всегда безударный

- в двусложных словах ударение падает на первый слог

 

Занятие 4

Шкала оценки

Упражнение 4,5 стр.46

Общая сумма баллов Общее количество ошибок Отметка
42 0 10
41,9-41,0 0,1-1,0 9
40,9-38,8 1,1-3,2 8
38,7-34,5 3,3-7,5 7
34,4-30,2 7,6-11,8 6
30,1-25,9 11,9-16,1 5
25,8-21,0 16,2-21,0 4
20,9-16,7 21,1-25,3 3
16,6-12,4 25,4-29,6 2
12,3-8,1 29,7-33,9 1
менее 8,1 балла более 33,9 ошибок 0

 

 

Критерии снятия баллов

Отсутствие словарной формы слова 0,9 балла Ошибка в определении основы 0,5 балла Ошибка в определении склонения 0,5 балла Ошибка в окончании род.п.ед.ч. 0,5 балла Ошибка в порядке слов в сочетании 0,1 балла За каждое исправление в работе 0,1 балл

 

учить слова на с.53-54:

arteria, ae f

glandŭla, ae f

incisura, ae f

vena, ae f

ganglion, i n

muscŭlus, i m

ramus, i m

articulatio, articulatiōnis f

crus, cruris n

margo, margĭnis m

os, ossis n

pars, partis f

pulmo, pulmōnis m

ren, renis m

ductus, us m

plexus, usm


 

АЛГОРИТМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СКЛОНЕНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО

 

АЛГОРИТМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОСНОВЫ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО

 

Определить основу

Чтобы определить основу, нужно отбросить окончание родительного падежа

Тип склонения I II III IV V
Окончание род.п. ед.ч. -ae -i -is -us -ei

! У существительных I, II (кромеслов м.р. на -er), III (равносложные), IV, V склонений основу можно определить сразу по форме Им.п., отбросив соответствующее окончание в именительном падеже


 

Занятие 5

Грамматические категории

Прилагательные имеют те же грамматические категории, что и существительные, т.е. категории рода, числа, падежа и склонения. Склоняются они по образцу существительных I, II, и III склонения, и их падежные окончания совпадают с падежными окончаниями существительных соответствующего склонения.

Все прилагательные делятся на две группы: 1) прилагательные I-II склонения;
                                                                        2) прилагательные III склонения.

 

M, f - -is,

n - -e

nasālis, e - носовой
frontālis, e - лобный.

Основа находится также по форме женского рода: nas ā l - is, front ā l - is

NB: перед окончанием -is, e чаще всего стоит суффикс -āl- или -ār-

 

3) прилагательные одного окончания III(1); одно общее окончание для трёх родов.

Таких окончаний может быть четыре: -s, -r, -x, ns:

tere s, ĕtis - круглый;

pa r, paris - парный;

simple x, ĭcis - простой;

permăne ns, ntis - постоянный.

Словарная форма состоит из именительного падежа общего для всех трёх родов и окончания родительного падежа с предыдущим слогом, который помогает определить основу.

Основа находится по родительному падежу: ter ĕ t - is, simpl ĭ c - is, perm ă nent - is.

Форма родительного падежа восстанавливается аналогично существительным IIIсклонения (см. алгоритм восстановления родительного падежа у существительных IIIскл).

Прилагательные IIIсклонения всех трех групп склоняются по III склонению.

 

Прилагательные

     
 


Синонимия прилагательных

 

sacer, cra, crum крестцовый sacralis, e
os sacrum - крестцовая кость   с остальными существительными

 

 

подъязычный

  hyoideus, a, um   hypoglossus, a, um   sublinguālis, e
oshyoideum - подъязычная кость   nervus hypoglossus- подъязычный нерв с остальными существительными

 

Запомнить!

-o, ōnis m или ĭnis m -or, ōris m (искл.cor, cordis n сердце) -os, ōris m (искл.os, ossis n кость                       os, oris n рот) -do, ĭnis f(искл.tendo, ĭnis m сухожилие) -go, ĭnis f (искл.margo, ĭnis m край) -io, ōnis f -ma, ǎtis n -men, ĭnis n

 

 

Домашнее задание:

Учебник А.З. Цисык, Е.С. Швайко, Латинский язык с основами терминологии.- Мн., 2009, §§26-32–учить группы прилагательных, родовые окончания;род, по которому определяется основа; по какому склонению изменяются прилагательные каждой группы (см. схему «Прилагательное»), алгоритм согласования прилагательного с существительным, § 33, упр.4, с.56 - письменно

 

Образец: вырезка (сердечная, решётчатая)

вырезка – incisūra, aef, I скл., основа incisūr-

сердечный – cardiǎcus, a, um, I-II скл., основа cardiac-

решётчатый – ethmoidālis, e, III скл., основа ethmoidāl-

 

сердечнаявырезка – incisura cardiǎca

решётчатаявырезка – incisurae thmoidālis

 

Формула для домашнего задания

 

14 слов*(0,9 балла за словарную форму + 0,5 балла за склонение + 0,5 балла за основу) + 7сочетаний*(0,1 балла за порядок слов + 0,5 балла за согласование) = 30,8 балла

 

Шкала оценки

Упражнение 4  стр.56

Общая сумма баллов Общее количество ошибок Отметка
30,8 0 10
30,7-30,0 0,1-0,8 9
29,9-28,4 0,9-2,4 8
28,3-25,2 2,5-5,6 7
25,1-22,0 5,7-8,8 6
21,9-18,8 8,9-12,0 5
18,7-15,4 12,1-15,4 4
15,3-12,2 15,5-18,6 3
12,1-9,0 18,7-21,8 2
8,9-5,8 21,9-25,0 1
менее 5,8 балла более 25,0 ошибок 0

 

 

Критерии снятия баллов

Отсутствие словарной формы слова 0,9 балла Ошибка в определении основы 0,5 балла Ошибка в определении склонения 0,5 балла Ошибка в согласовании 0,5 балла Ошибка в порядке слов в сочетании 0,1 балла За каждое исправление в работе 0,1 балла

 

 

c. 54 – учить прилагательные (Анатом_раздел_с.54)


accessorius, a, um

cardiǎcus, a, um

cocygēus, a, um

composĭtus, a, um

dexter, tra, trum

hyoideus, a, um

hypoglossus, a, um

internus, a, um

liber, ěra, ěrum

longus, a, um

osseus, a, um

palatīnus, a, um

rotundus, a, um

sacer, cra, crum

sinister, tra, trum

thoracĭcus, a, um

alveolāris, e

articulāris, e

auriculāris, e

brevis, e

cervicālis, e

costālis, e

dentālis, e

ethmoidālis, e

faciālis, e

frontālis, e

impar, ǎris

lacrimālis, e

longitudinālis, e

occipitālis, e

sacrālis, e

simplex, ĭcis

sublinguālis, e

teres, ětis



 

Занятие 6

Прилагательные

     
 


Шкала оценки

Упражнение 3  стр.66

Общая сумма баллов Общее количество ошибок Отметка
37 0 10
36,9-36,1 0,1-0,9 9
36,0-34,2 1,0-2,8 8
34,1-30,4 2,9-6,6 7
30,3-26,6 6,7-10,4 6
26,5-22,8 10,5-14,2 5
22,7-18,5 14,3-18,5 4
18,9-14,7 18,1-22,3 3
14,6-10,9 22,4-26,1 2
10,8-7,1 26,2-29,9 1
менее 7,1 балла более 29,9 ошибок 0

 

 

Критерии снятия баллов

Отсутствие словарной формы слова 0,9 балла Ошибка в определении основы 0,5 балла Ошибка в определении склонения 0,5 балла Ошибка в согласовании 0,5 балла Ошибка в порядке слов в сочетании 0,1 балла За каждое исправление в работе 0,1 балла

 

c. 64 – учить слова (Анатом_раздел_с.64)


concha, ae f

fověa, ae f

linea, ae f

orbĭta, ae f

palpěbra, ae f

retĭna, ae f

tunĭca, ae f

digĭtus, i m

digĭtus minĭmus

utěrus, i m

adductor, ōris m

atlas, ntis m

pelvis, is f

thorax, ācis m

glutēus, a, um

imus, a, um

intĭmus, a, um

magnus, a, um

parvus, a, um

petrōsus, a, um

suprēmus, a, um

thyroideus, a, um

venōsus, a, um

mediālis, e

ovālis, e

sphenoidālis, e

anterior, ius

inferior, ius

major, jus

minor, minus

posterior, ius

superior, ius

 


 


 

Занятие 7

Шкала оценки

Упражнение 2  стр.91

Общая сумма баллов Общее количество ошибок Отметка
27 0 10
26,9-26,3 0,1-0,7 9
26,2-24,8 0,8-2,2 8
24,7-22,0 2,3-5,0 7
21,9-19,2 5,1-7,8 6
19,1-16,4 7,9-10,6 5
16,3-13,5 10,7-13,5 4
14,4-10,7 13,6-16,3 3
10,6-7,9 16,4-19,1 2
7,8-5,1 19,2-21,9 1
менее 5,1 балла более 21,9 ошибок 0

 

 

Критерии снятия баллов

Отсутствие словарной формы слова 0,9 балла Ошибка в определении основы 0,5 балла Ошибка в определении склонения 0,5 балла Ошибка в согласовании 0,5 балла Ошибка в порядке слов в сочетании 0,1 балла За каждое исправление в работе 0,1 балла

 

 

c. 78 – учить слова (Анатом_раздел_с.78) trachēa, ae f vita, ae f cerebellum, i n ocŭlus, i m ventricŭlus, i m calor, ōris m dolor, ōris m functio, ōnis f gaster, tris f liquor, ōris m mater, tris f os, oris n pes, pedis m rubor, ōris m tumor, ōris m urēter, ēris m durus, a, um abdominālis, e bronchiālis, e cerebrospinālis, e c. 89 – учить слова Анатом_раздел_с.89) vagīna, ae f vestibŭlum, i n appendix, ĭcis f auris, is f cutis, is f larynx, ngis m sanguis, ĭnis m tendo, ĭnis m unguis, is m arteriosus, a, um conjunctīvus, a, um externus, a, um lymphatĭcus, a, um optĭcus, a, um renālis, e synoviālis, e  

 


Занятие 8

Шкала оценки

Упражнение 2  стр.96

Общая сумма баллов Общее количество ошибок Отметка
28,6 0 10
28,5-27,9 0,1-0,7 9
27,8-26,4 0,8-2,2 8
26,3-23,4 2,3-5,2 7
23,3-20,4 5,3-8,2 6
20,3-17,4 8,3-11,2 5
17,3-14,3 11,3-14,3 4
14,2-13,3 14,4-15,3 3
13,2-11,3 15,4-17,3 2
11,2-8,6 17,4-20,3 1
менее 8,6 балла более 20,3 ошибок 0

 

 

Критерии снятия баллов

Отсутствие словарной формы слова 0,9 балла Ошибка в определении основы 0,5 балла Ошибка в определении склонения 0,5 балла Ошибка в согласовании 0,5 балла Ошибка в порядке слов в сочетании 0,1 балла За каждое исправление в работе 0,1 балла

c. 94 – учитьслова (Анатом_раздел_с.94)

gemma, ae f

mamma, ae f

collum, i n

abdōmen, ĭnis n

hepar, ǎtis n

lien, ēnis m

splen, splenis m

adipōsus, a, um

nervōsus, a, um

 


Занятие 9

Именительный падеж множественного числа (Nominatīvus plurālis)

 

Именительный падеж множественного числа существительных или прилагательных образуется путем прибавления к основе существительного или прилагательного падежного окончания соответствующего склонения.

 

Склонение   Падеж   I II III IV V
  f m               n m,f       n m        n f
Именительный падеж ед.ч.   (Nom.pl.)     -ae     -i              -а   -es       -a -ia   -us    -ua   -es

Существительные                                               Прилагательные

III склонения                                                          III склонения 
(средний род)                                                         (средний род)
n                                                                              n

 

-ia                   -a                                                -ia                             -a

существи-      остальные                в положительной    в сравнительной

тельные на существительные                     степени           степени

-al, -ar, -e    среднего рода

вИм.п.

 

Шкала оценки

Упражнение 3 стр.101

Общая сумма баллов Общее количество ошибок Отметка
32,5 0 10
32,4-31,7 0,1-0,8 9
31,6-30,0 0,9-2,5 8
29,9-26,6 2,6-5,9 7
26,5-23,2 6,0-9,3 6
23,1-19,8 9,4-12,7 5
19,7-16,2 12,8-16,3 4
16,1-12,8 16,4-19,7 3
12,7-9,4 19,8-23,1 2
9,3-6,0 23,2-26,5 1
менее 6,0 балла более 26,5 ошибок 0

 

 

Критерии снятия баллов

Отсутствие словарной формы слова 0,9 балла Ошибка в определении основы 0,5 балла Ошибка в определении склонения 0,5 балла Ошибка в согласовании 0,5 балла Ошибка в порядке слов в сочетании 0,1 балла

 

c. 99 – учитьслова (Анатом_раздел_с.99)

fibra, ae f

cilium, i n

gyrus, i m

nodus, i m

hepatĭcus, a, um

niger, gra, grum

respiratorius, a, um

sanguineus, a, um

orbitālis, e


 

Алгоритм образования формы именительного падежа множественного числа существительного или прилагательного

 

Определить склонение

для существительного: см. алгоритм определения склонения на стр.18

для прилагательного: см. алгоритм определения склонения на стр.26

 

Занятие 10

Родительный падеж множественного числа (Genet ī vus plur ā lis)

 

 

Родительный падеж множественного числа образуется путем прибавления к основе существительного или прилагательного падежного окончания соответствующего склонения.

 

Склонение   Падеж   I II III IV V
  f m, n m,f, n m, n f
Родительный падеж ед.ч.   (Gen.pl.)     -ārum     -ōrum     -um (-ium)     -uum     -ērum

 

 

Существительные                                                           Прилагательные

III склонения                                                              III склонения

     
 


-ium                -um                                 -ium                -um

1) сущ. ср.р.       остальные             в положительной    в сравнительной

на -al, -ar, -e        существительные                  степени               степени

в Nom.sg.

2) равносложные

сущ-ые м. и ж. р.(m,f)

3) сущ., основа которых

заканчивается на 2 и

более согласных (m, f, n)

 

Домашнее задание:

Учебник А.З. Цисык, Е.С. Швайко, Латинский язык с основами терминологии.- Мн., 2009, §§67 –учить окончания родительного падежа множественного числа, §68 – учитьсклонение существительного vas, vasis n;

 

§ 70, упр.3, с.105 – письменно,

Образец: красная кайма губ = кайма красная губ

кайма – ora, aef, I скл., основа or-

губа – labium, in, II скл., основа labi-

красный – ruber, bra, brum, I-II скл., основа rubr-

ora rubra labiōrum

Формула для домашнего задания

 

14 слов*(0,9 балла за словарную форму + 0,5 балла за склонение + 0,5 балла за основу) + 9*0,1 балла за порядок слов + 10*0,5 балла за согласование и род.п.ед.ч. = 32,5 балла

 

Шкала оценки

Упражнение 3  стр.105

Общая сумма баллов Общее количество ошибок Отметка
32,5 0 10
32,4-31,7 0,1-0,8 9
31,6-30,0 0,9-2,5 8
29,9-26,6 2,6-5,9 7
26,5-23,2 6,0-9,3 6
23,1-19,8 9,4-12,7 5
19,7-16,2 12,8-16,3 4
16,1-12,8 16,4-19,7 3
12,7-9,4 19,8-23,1 2
9,3-6,0 23,2-26,5 1
менее 6,0 балла более 26,5 ошибок 0

 

 

Критерии снятия баллов

Отсутствие словарной формы слова 0,9 балла Ошибка в определении основы 0,5 балла Ошибка в определении склонения 0,5 балла Ошибка в согласовании 0,5 балла Ошибка в порядке слов в сочетании 0,1 балла За каждое исправление в работе 0,1 балла

 

c. 103 – учитьслова (Анатом_раздел_с.103)

viscěra, um n (pl)

manus, us f

acustĭcus, a, um

auditorius, a, um

fibrōsus, a, um

flavus, a, um

otĭcus, a, um

ruber, bra, brum

craniālis, e

palpebrālis, e

 


Алгоритмобразования формы

Определить склонение

для существительного: см. алгоритм определения склонения на стр.18

для прилагательного: см. алгоритм определения склонения на стр.26

 

Занятие 11

Употребление Nominat ī vus plur ā lis и Genet ī vus plur ā lis в составе терминов

 

Домашнее задание:

Учебник А.З. Цисык, Е.С. Швайко, Латинский язык с основами терминологии - Мн., 2009, §§67 –повторить окончания именительного и родительного падежа множественного числа, §64 – повторить сокращения в им.;

 

§ 70, упр.2, с.105 – письменно,

Образец: chiasma tendĭnum

chiasma, ǎtis n, III скл., основа chiasmǎt- - перекрест (зрительный, сухожилий)

tendo, ĭnis m, III скл., основа tendĭn- - сухожилие

перекрест сухожилий

Формула для домашнего задания

 

14 слов*(0,9 балла за словарную форму + 0,5 балла за склонение + 0,5 балла за основу) + 9*0,1 балла за порядок слов + 10*0,5 балла за согласование и род.п.ед.ч. = 32,5 балла

Шкала оценки

Упражнение 2  стр.105

Общая сумма баллов Общее количество ошибок Отметка
32,5 0 10
32,4-31,7 0,1-0,8 9
31,6-30,0 0,9-2,5 8
29,9-26,6 2,6-5,9 7
26,5-23,2 6,0-9,3 6
23,1-19,8 9,4-12,7 5
19,7-16,2 12,8-16,3 4
16,1-12,8 16,4-19,7 3
12,7-9,4 19,8-23,1 2
9,3-6,0 23,2-26,5 1
менее 6,0 балла более 26,5 ошибок 0

 

Критерии снятия баллов

Отсутствие словарной формы слова 0,9 балла Ошибка в определении основы 0,5 балла Ошибка в определении склонения 0,5 балла Ошибка в согласовании 0,5 балла Ошибка в порядке слов в сочетании 0,1 балла За каждое исправление в работе 0,1 балла

Повторить слова из занятий 9 и 10

Занятие 12

Ac с usatīvus singulāris et plurālis. Предлоги с Ac с usat ī vus

 

Система окончаний в винительном падеже единственного и множественного числа.

 

 

склонение

Род

Падеж, число

I II III IV V f (m) m (f)      n m, f         n m (f)          n f (m) Вин.п. ед.ч. -am -um   =Им.п.ед.ч.   -em        =Им.п.ед.ч. -im -um       =Им.п.ед.ч. -em Вин.п. мн.ч. -as -os        =Им.п.мн.ч.                    (-а) -es     =Им.п.мн.ч.                  (-а,-ia) -us        =Им.п.мн.ч. -es

 

 

Существительные и прилагательные III склонения (мужской, женский род)

     
 


-im                                                      -em

1) сущ. ж.р. на –sis                                                   1) остальные существительные

basis, is f – basim                                                       2) прилагательные м. и ж. р.

2) сущ. pelvis, is f – таз – pelvim

febris, is f – лихорадка

tussis, is f – кашель

pertussis, is f - коклюш

 

 

Предлог Значение
ad 1) к 2)для 3)при
in в, на (при вопросе «куда?»)
per 1)через, по 2)посредством
ante до, перед
post за, после

 

 

Алгоритм перевода многословного анатомического термина с предлогом, требующего винительный падеж:

1) Если после предлога стоит существительное с прилагательным, тогда и то, и другое ставится в Вин.п.

per ligamentа auricularia – посредством ушных связок

2) Если после предлога стоит существительное, а затем – существительное и согласованное с ним прилагательное, то существительное после предлога ставится в Вин.п., а существительное с прилагательным ставится в Род.п.

ante sinum venārum cavārum– перед синусом полых вен

3) Если перед предлогом стоит существитель-ное, а после предлога – существительное и согласованное с ним прилагательное, то существительное перед предлогом ставится в Им.п., а существительное с прилагательным после предлога - в Вин.п.

partus per vias naturalеs – роды по естественным путям

 

 

Домашнее задание:

Учебник А.З. Цисык, Е.С. Швайко, Латинский язык с основами терминологии.- Мн., 2009, §§71–учить окончания винительного падежа единственного и множественного числа, §72 – учитьпредлоги и алгоритм перевода термина с предлогами, требующими винительного падежа; повторить §§18-69

 

§ 74, упр.3, с.111 – письменно,

Образец: до и после выздоровления

выздоровление – reconvalescentia, ae f, I скл., основа reconvalescenti-

до – ante (Вин.п.)

после – post (Вин.п.)

и –et

ante et post reconvalescentiam

Формула для домашнего задания

 

8 слов*(0,9 балла за словарную форму + 0,5 балла за склонение + 0,5 балла за основу) + 4*0,1 балла за порядок слов + 11*0,5 балла за согласование и род.п.ед.ч. + 0,3 балла за предлог*4= 22,3 балла

 

Шкала оценки

Упражнение 3  стр.111

Общая сумма баллов Общее количество ошибок Отметка
22,3 0 10
22,2-21,8 0,1-0,5 9
21,7-20,6 0,6-1,7 8
20,5-18,3 1,8-4,0 7
18,2-16,0 4,1-6,3 6
15,9-13,7 6,4-8,6 5
13,6-11,2 8,7-11,1 4
11,1-8,9 11,2-13,4 3
8,8-6,6 13,5-15,7 2
6,5-4,3 15,8-18,0 1
менее 4,3 балла более 18 ошибок 0

 

 

Критерии снятия баллов

Отсутствие словарной формы слова 0,9 балла Ошибка в определении основы 0,5 балла Ошибка в определении склонения 0,5 балла Ошибка в согласовании 0,5 балла Ошибка в переводе предлога 0,3 балла Ошибка в порядке слов в сочетании 0,1 балла За каждое исправление в работе 0,1 балла

 

c. 109+111 – учитьслова (Анатом_раздел_с.109+111)

morbus, i m

rectum, i n

febris, is f

pertussis, is f

tussis, is f

usus, us m

per os

per rectum

ad usum externum

post mortem

 

 


Алгоритм образования формы

Определить склонение

для существительного: см. алгоритм определения склонения на стр.18

для прилагательного: см. алгоритм определения склонения на стр.26

 

I скл.

если существительное или прилагательное I скл., то к основе присоединяется окончание – am в единственном числе

                       -as во множественном числе

costa, ae f cost-am (ед.ч.) cost-as (мн.ч.)
longus, a, um long-am (ед.ч.) long-as (мн.ч.)

 

II скл.

если существительное или прилагательное мужского рода II скл., то к основе присоединяется окончание – um в единственном числе

                           -os во множественном числе

nasus, i m nas-um (ед.ч.) nas-os (мн.ч.)
longus, a, um long-um (ед.ч.) long-os (мн.ч.)

если существительное или прилагательное среднего рода II скл., то формаединственного числа совпадает с формой именительного падежа единственного числа, т.е. остаются окончания – um или – on,

и форма множественного числа совпадает с формой именительного падежа множественного числа, т.е. будет окончание

orgănon, i n   tubercŭlum, i n orgăn-on (ед.ч.) orgăn-а (мн.ч.) tubercŭl-um (ед.ч.) tubercŭl-а (мн.ч.)  
longus, a, um long-um (ед.ч.) long-а (мн.ч.)

 

III скл.

если существительное III скл. женского рода, которые заканчиваются в именительном падеже ед.ч. на – sis или

IV скл.

если существительное мужского рода IV скл., то к основе присоединяется окончание – u m в единственном числе

- us во множественном числе

(Запомните! прилагательных в этом склонении нет)



Поделиться:


Познавательные статьи:




Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.137.13 (0.01 с.)