Моделирование, как метод творческой деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Моделирование, как метод творческой деятельности



Моделирование в научных исследованиях стало применяться еще в глубокой древностии постепенно захватывало все новые области научных знаний: техническое конструирование, строительство и архитектуру, астрономию, физику, химию, биологию и, наконец, общественные науки.

Большие успехи и признание практически во всех отраслях современной науки принес методу моделирования ХХ в. Однако методология моделирования долгое время развивалась независимо отдельными науками. Отсутствовала единая система понятий, единая терминология. Лишь постепенно стала осознаваться роль моделирования как универсального метода научного познания.

Главная особенность моделирования в том, что это метод опосредованного познания с помощью объектов-заместителей. Реальный предмет, ребенок замещает другим предметом, его изображением т.е моделью. При этом основное назначение моделей — облегчить ребенку познание, открыть доступ к новым свойствам, признакам, качествам вещей. В результате знания ребенка поднимаются на более высокий уровень, приближаются к понятиям.

Именно эта особенность метода моделирования определяет специфические формы использования абстракций, аналогий, гипотез, других категорий и методов познания.

Что же такое модель? Е. В. Чудинова отмечала, что модель: «это упрощенное подобие объекта, которое воспроизводит интересующие нас свойства и характеристики объекта — оригинала или объекта проектирования».

В словаре по педагогике модель определяется как «искусственно созданный объект в виде схемы, таблицы, чертежа и т.п который, будучи аналогичен исследуемому объекту, отображает и воспроизводит в более простом, уменьшенном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами исследуемого объекта, и помогает получить информацию об интересующем предмете».

В словаре русского языка Ушакова термин «модель» трактуется следующим образом: «вспомогательный объект — заменяющий изучаемый объект, представленный в наиболее общем виде».

Таким образом, главная особенность модели заключается в том, что она содержит в себе существенные черты оригинала и отражает необходимые его признаки.

Моделирование же предполагает совместные действия учителя и учащихся по построению и изучению модели исследуемого природного объекта или явления.

А также моделирование связано с выяснением или с воспроизведением свойств какого-либо реального или создаваемого объекта, процесса или явления с помощью другого объекта, процесса или явления.

Необходимость использования метода моделирования определяется тем, что многие объекты (или проблемы, относящиеся к этим объектам) непосредственно исследовать или вовсе невозможно, или же это исследование требует много времени и средств.

Часто бывает неудобным и невозможным рассмотрение реального объекта, процесса или явления, ведь они бывают иногда многогранны и сложны. Тогда лучшим способом их изучения и становится построение модели, отображающей лишь какую-то грань реальности, потому более простой. И многовековой опыт развития науки доказал на практике плодотворность такого подхода.

Так, например, в курсе естествознания первые представления о нашей планете Земля ученики получают, изучая ее модель – глобус; в химии при изучении строения вещества используют модели молекул; в биологии используют муляжи овощей и фруктов, чтобы наглядно продемонстрировать особенности их сортов.

Модели играют чрезвычайно важную роль в проектировании и создании различных технических устройств, машин и механизмов, зданий, электрических цепей и т.д. Без предварительного создания чертежей невозможно изготовить даже простую деталь, не говоря уже о сложном механизме.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.151.106 (0.005 с.)