Понятие творческая деятельность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие творческая деятельность



Анализ основных психологических новообразований и характера ведущей деятельности этого возрастного периода, современные требования к организации обучения как творческого процесса, который ученик вместе с учителем в определенном смысле строят сами; ориентация в этом возрасте на предмет деятельности и способы его преобразования предполагают возможность накопления творческого опыта не только в процессе познания, но и в таких видах деятельности, как создание и преобразование конкретных объектов, ситуаций, явлений, творческого применения полученных в процессе обучения знаний.

В психолого-педагогической литературе по данной проблеме приведены определения творческих видов деятельности.

Познание — «…образовательная деятельность ученика, понимаемая как процесс творческой деятельности, формирующий их знания».

Преобразование – «…творческая деятельность учащихся, являющаяся обобщением опорных знаний, служащих развивающим началом для получения новых учебных и специальных знаний».

Создание – «…творческая деятельность, предполагающая конструирование учащимися образовательной продукции в изучаемых областях».

Творческое применение знаний – «…деятельность учащихся, предполагающая внесение учеником собственной мысли при применении знаний на практике».

Все это позволяет определить понятие «творческая деятельность младших школьников»: продуктивная форма деятельности учащихся начальной школы, направленная на овладение творческим опытом познания, создания, преобразования, использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры в процессе образовательной деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом.

По мнению Л. М. Фридмана, познавательная мотивация творчества младшего школьника проявляется в форме поисковой активности, более высокой чувствительности, сензитивности к новизне стимула, ситуации, обнаружения нового в обычном, высокой избирательности по отношению к исследуемому новому (предмету, качеству).

Ученые отмечают динамику самой исследовательской активности творчества ребенка. К 7-8 годам творчество младшего школьника выражается часто в форме самостоятельно поставленных вопросов и проблем по отношению к новому, неизвестному, расширяется и исследовательский диапазон учащихся.

Это приводит к тому, что уже в младшем школьном возрасте основным компонентом творческого начала становится проблемность, обеспечивающая постоянную открытость ребенка к новому и обостряющая стремления к поиску несоответствий, противоречий.

Решение предложенных и самостоятельно (увиденных) проблем у творческого ребенка часто сопровождается проявлением оригинальности. Это еще один важный компонент творческого начала, выражающий степень непохожести, нестандартности, необычности.

В психолого-педагогической науке неоднократно отмечалось то, что сейчас, в условиях стремительно нарастающей информации, особое значение приобретает развитие и активизация творческого мышления. Действительно, в любой деятельности становится особо важным не просто усвоить определенную сумму знаний, а выбрать наиболее значимые из них, суметь применить их при решении самых различных вопросов.

Исследования творческого мышления стали расширяться во второй половине XX века. Были составлены первые диагностические задания, выявляющие уровень развития творческого мышления. Стали экспериментально изучаться процессы творчества детей и подростков.

Разрабатывались первые учебные программы формирования творческих способностей. В это время были выявлены психологические составляющие творческой деятельности:

  • Гибкость ума;
  • Систематичность и последовательность мышления;
  • Диалектичность;
  • Готовность к риску и ответственности за принятое решение.

Гибкость ума включает — способность к выделению существенных признаков из множества случайных и способность быстро перестраиваться с одной идеи на другую. Люди с гибким умом обычно предлагают сразу много вариантов решений, комбинируя и варьируя отдельные элементы проблемной ситуации.

Систематичность и последовательность позволяет людям управлять процессом творчества. Без них гибкость может превратиться в «скачку идей», когда решения до конца не продумываются. В этом случае человек, имеющий много идей, не может выбрать среди них. Он не решителен и зависим от окружающих людей. Благодаря систематичности все идеи сводятся в определенную систему и последовательно анализируются. Очень часто при таком анализе, на первый взгляд, абсурдная идея преобразовывается, и открывает путь к решению проблемы.

Творчески мыслящий человек также нуждается в способности рисковать и не бояться ответственности за свое решение. Это происходит потому, что часто старые и привычные способы мышления более понятные большинству людей.

Помощь взрослых и, в частности, педагога, по мнению Александра Наумовича Лука, заключается в том, чтобы научить ребенка творить. Ребенок в результате такой помощи должен научиться:

1. Удивляться всему, будто видит все в первый раз. Нужно удивляться каждой вещи, всему живому, любому явлению жизни. Надо почувствовать, что все есть чудо. Не чудесного в мире нет. То есть надо как бы родиться заново, пережить второе рождение – рождение в искусстве, где все – игра чудесных сил;

2. Видеть, слышать, ощущать (удивившись, начинаешь присматриваться, вслушиваться…) — так, как мать видит, слышит, ощущает своего ребенка, летчик – свой самолет, моряк – корабль. Нужно научиться видеть с закрытыми глазами (как лицо своей матери). Источник художественного творчества – память;

3. Мечтать (фантазия – цемент, скрепляющий самые разные – в их единстве – вещи, соединяя их в одно удивительное целое).

Этих трех даров достаточно, чтобы быть поэтом в душе, но не на деле.

Чтобы творить, следует еще научиться:

  • Владеть техникой творчества (искусством слова, приемами ремесла);
  • Создавать законченную вещь, то есть произведение.

Поэтому очень важно ежедневно заниматься с ребенком (рисованием, чтением, музыкой или спортом), учить его не только тому, что надо знать, уметь и делать, но и тому, как:

  • Смотреть, чтобы увидеть красоту;
  • Слушать, чтобы услышать гармонию в музыке или природе;
  • Почувствовать состояние другого и не ранить его своими словами;
  • Говорить так, чтобы тебя услышали;
  • Быть самим собой;
  • Трудиться творчески;
  • Творить вдохновенно.

Современная педагогика уже не сомневается в том, что учить творчеству возможно. Вопрос, по словам И. Я. Лернера, состоит лишь в том, чтобы найти оптимальные условия для такого обучения.

Под творческими (креативными) способностями учащихся понимают: «…комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действий, направленных на созидание им новых образовательных продуктов.

Придерживаясь позиции ученых, определяющих креативные способности как самостоятельный фактор, развитие которых является результатом обучения творческой деятельности школьников, выделим компоненты творческих (креативных) способностей младших школьников:

1. Творческое мышление;

2. Творческое воображение;

3. Применение методов организации творческой деятельности.

Для развития творческого мышления и творческого воображения учащихся, Лев Семенович Выготский выяснил, что необходимо развить следующие умения:

  • Классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям;
  • Устанавливать причинно-следственные связи;
  • Видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами;
  • Рассматривать систему в развитии;
  • Делать предположения прогнозного характера;
  • Выделять противоположные признаки объекта;
  • Выявлять и формулировать противоречия;
  • Разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени;
  • Представлять пространственные объекты;
  • Использовать разные системы ориентации в воображаемом пространстве;
  • Представлять объект на основании выделенных признаков, что предполагает:
  • Преодоление психологической инерции мышления;
  • Оценивание оригинальности решения;
  • Сужение поля поиска решения;
  • Фантастическое преобразование объектов, ситуаций, явлений;
  • Мысленное преобразование объектов в соответствии с заданной темой.

Названные умения составляют основу способности системного диалектического мышления, продуктивного произвольного пространственного воображения.

Отечественные психологи и педагоги (Л. И. Айдарова, Л. С. Выготский, Л. В. Занков, В. В. Давыдов, З. И. Калмыкова, В. А. Крутецкий, Д. Б. Эльконин и др.) подчеркивают значение учебной деятельности для формирования творческого мышления, познавательной активности, накопления субъективного опыта творческой поисковой деятельности учащихся.

Опыт творческой деятельности, по мнению исследователей В.В. Давыдова, Л. В. Занкова, В. В. Краевского, И. Я. Лернера, М. Н. Скаткина, Д.Б. Эльконина, является самостоятельным структурным элементом содержания образования.

Громадное большинство изобретений сделано неизвестно кем. Научное понимание этого вопроса заставляет нас, таким образом, смотреть на творчество скорее, как на правило, чем как на исключение. Конечно, высшие выражения творчества доступны только избранным гениям человечества, но в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все что выходит за пределы рутины обязано своим происхождением творческому процессу человека.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 480; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.69.143 (0.008 с.)