Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие «культурный ландшафт»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Научное понятие культурный ландшафт разработано сравнительно недавно, является междисциплинарным, имеет множество определений, характеристик и классификаций. Современное понимание культурного ландшафта является неоднозначным как в мировой, так и в российской науке. В отечественной науке культурно-ландшафтная проблематика стала разрабатываться в рамках географических наук еще в начале XX в.: в ландшафтоведении — в работах В. В. Докучаева, П. П. Семенова-Тянь-Шанского, Л. С. Берга; в экономической географии — в исследованиях Д. В. Богданова, Ю. Г. Саушкина, В. Л. Котельникова, А. Г. Исаченко, Ф. Н. Милькова, В. А. Николаева, Б. Б. Родомана. В целом, для отечественной географии в течение длительного периода времени было характерно представление о культурном ландшафте как о любом природном ландшафте, измененном в результате хозяйственной деятельности человека. На рубеже ХХ–ХХI вв., благодаря процессу гуманитаризации отечественной географии, тема культурного ландшафта стала ядром исследований в области культурной географии. Можно выделить информационно-аксиологический подход Ю. А. Веденина, этнокультурный — В. Н. Калуцкова, феноменологический — В зарубежной науке теория культурного ландшафта стала разрабатываться начиная с 20-х гг. XX в. благодаря работам немецкого географа Отто Шлютера и американского культургеографа К. Зауэра. В течение длительного периода времени в американской культурной географии доминировал утилитарный подход, в рамках которого культурный ландшафт понимался как искусственно созданный человеком для обеспечения его краткосрочными запасами продовольствия, жилищем, одеждой, развлечениями. В современном англоязычном культурном ландшафтоведении главенствуют феноменологическая и постмодернистская парадигмы. Работы представителей феноменологического подхода Д. Косгроу, Д. Голда, Д. Джексона посвящены изучению смысловых значений культурного ландшафта, тогда как последователи постмодернистской линии: Э. Гросс, Д. Митчелл и другие, интерпретируют культурный ландшафт в качестве лингвистической метафоры — текста, дающего беспристрастную информацию о его организаторах. Во Франции приоритетной темой культурной географии остается изучение диахронных закономерностей ландшафтообразования в культурно-историческом и социально-экономическом аспектах, что находит отражение в работах Ж. Р. Пита, Ж. Бертрана, Ж. Ружери. Современное немецкое культурное ландшафтоведение представлено преимущественно гуманистической и постмодернистской тенденциями. Так, в исследованиях Л. Хольцнера, У. Май, У. Грабски-Кирона, Й. Книлинга внимание главным образом уделяется культурно-региональным аспектам, что позволяет понять культурно-ландшафтные особенности конкретного общества. Необходимо отметить, что несмотря на многообразие концепций и ценных идей, в науке в целом отсутствует интегративный взгляд на проблему культурного ландшафта. Недостаточно уточнена также компонентная структура культурного ландшафта, и не выработаны критерии оценки этих компонентов. Кроме того, до сих пор мало внимания уделяется философскому осмыслению перспектив применения теории культурного ландшафта в решении актуальных экологических, социокультурных и экономических проблем современности. Основными признаками традиционного культурного ландшафта являются: – уникальность природного наследия, имеющего как большое экологическое, так и духовно-эстетическое значение; – устойчивые традиционные виды хозяйства, которые веками поддерживали экологический баланс, способствовали сохранению важнейших элементов традиционной культуры; – наличие ценного культурного наследия, не только в виде археологических памятников, но и «живых» форм культуры, обеспечивающего духовную связь этноса с местом развития. Широкие перспективы применения теории культурного ландшафта в сфере оптимизации, гармонизации отношений человека и природы, дальнейшей культурной эволюции человека заставляют обратить пристальное внимание на проблему разработки компонентной структуры культурного ландшафта, а также критериев их включения в данную структуру, что зачастую порождает оживленные дискуссии между географами, культурологами и философами. Можно полагать, что применение ряда естественно-научных и гуманитарных подходов внесет определенную ясность в решение данного вопроса.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.33.120 (0.008 с.) |