![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие «культурный ландшафт»
Научное понятие культурный ландшафт разработано сравнительно недавно, является междисциплинарным, имеет множество определений, характеристик и классификаций. Современное понимание культурного ландшафта является неоднозначным как в мировой, так и в российской науке. В отечественной науке культурно-ландшафтная проблематика стала разрабатываться в рамках географических наук еще в начале XX в.: в ландшафтоведении — в работах В. В. Докучаева, П. П. Семенова-Тянь-Шанского, Л. С. Берга; в экономической географии — в исследованиях Д. В. Богданова, Ю. Г. Саушкина, В. Л. Котельникова, А. Г. Исаченко, Ф. Н. Милькова, В. А. Николаева, Б. Б. Родомана. В целом, для отечественной географии в течение длительного периода времени было характерно представление о культурном ландшафте как о любом природном ландшафте, измененном в результате хозяйственной деятельности человека. На рубеже ХХ–ХХI вв., благодаря процессу гуманитаризации отечественной географии, тема культурного ландшафта стала ядром исследований в области культурной географии. Можно выделить информационно-аксиологический подход Ю. А. Веденина, этнокультурный — В. Н. Калуцкова, феноменологический — В зарубежной науке теория культурного ландшафта стала разрабатываться начиная с 20-х гг. XX в. благодаря работам немецкого географа Отто Шлютера и американского культургеографа К. Зауэра. В течение длительного периода времени в американской культурной географии доминировал утилитарный подход, в рамках которого культурный ландшафт понимался как искусственно созданный человеком для обеспечения его краткосрочными запасами продовольствия, жилищем, одеждой, развлечениями. В современном англоязычном культурном ландшафтоведении главенствуют феноменологическая и постмодернистская парадигмы. Работы представителей феноменологического подхода Д. Косгроу, Д. Голда, Д. Джексона посвящены изучению смысловых значений культурного ландшафта, тогда как последователи постмодернистской линии: Э. Гросс, Д. Митчелл и другие, интерпретируют культурный ландшафт в качестве лингвистической метафоры — текста, дающего беспристрастную информацию о его организаторах. Во Франции приоритетной темой культурной географии остается изучение диахронных закономерностей ландшафтообразования в культурно-историческом и социально-экономическом аспектах, что находит отражение в работах Ж. Р. Пита, Ж. Бертрана, Ж. Ружери. Современное немецкое культурное ландшафтоведение представлено преимущественно гуманистической и постмодернистской тенденциями. Так, в исследованиях Л. Хольцнера, У. Май, У. Грабски-Кирона, Й. Книлинга внимание главным образом уделяется культурно-региональным аспектам, что позволяет понять культурно-ландшафтные особенности конкретного общества.
Необходимо отметить, что несмотря на многообразие концепций и ценных идей, в науке в целом отсутствует интегративный взгляд на проблему культурного ландшафта. Недостаточно уточнена также компонентная структура культурного ландшафта, и не выработаны критерии оценки этих компонентов. Кроме того, до сих пор мало внимания уделяется философскому осмыслению перспектив применения теории культурного ландшафта в решении актуальных экологических, социокультурных и экономических проблем современности. Основными признаками традиционного культурного ландшафта являются: – уникальность природного наследия, имеющего как большое экологическое, так и духовно-эстетическое значение; – устойчивые традиционные виды хозяйства, которые веками поддерживали экологический баланс, способствовали сохранению важнейших элементов традиционной культуры; – наличие ценного культурного наследия, не только в виде археологических памятников, но и «живых» форм культуры, обеспечивающего духовную связь этноса с местом развития. Широкие перспективы применения теории культурного ландшафта в сфере оптимизации, гармонизации отношений человека и природы, дальнейшей культурной эволюции человека заставляют обратить пристальное внимание на проблему разработки компонентной структуры культурного ландшафта, а также критериев их включения в данную структуру, что зачастую порождает оживленные дискуссии между географами, культурологами и философами. Можно полагать, что применение ряда естественно-научных и гуманитарных подходов внесет определенную ясность в решение данного вопроса.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.73.131 (0.01 с.) |