Общие компетенции профессионала 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общие компетенции профессионала



Общие компетенции профессионала

 

Раздел 1

КОМПЕТЕНЦИИ

В СФЕРЕ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ

Рабочая тетрадь

Самара 2011

 

 

Уважаемый студент!

Вы начинаете изучение курса «Введение в профессию: общие компетенции профессионала», который позволит вам освоить различные способы деятельности, применяемые в организации собственной работы, при работе с информацией, в процессе коммуникации.

Для того чтобы стать успешным работником, вам необходимо владеть целым арсеналом профессиональных и общих компетенций. Профессиональные компетенции позволят выполнять ваши будущие профессиональные функции, например, штукатурить стены, проводить техническое обслуживание автомобиля, делать химическую завивку и т.п. Их вы осваиваете на занятиях по подавляющему большинству дисциплин (модулей).

Общие компетенции не связаны напрямую с вашими будущими профессиональными обязанностями, но позволят выполнять их значительно лучше. Кроме того, они станут вашим ресурсом в процессе освоения новых квалификаций, при профессиональном общении с руководством и коллегами, в процессе трудоустройства, - другими словами, в сфере трудовых и общепрофессиональных отношений в целом.

Общие компетенции - это универсальные, наиболее общие способы деятельности. Они отличаются от большинства ваших профессиональных умений тем, что применимы к очень многим и крайне разнообразным объектам. Например, тот факт, что вы можете отрегулировать карбюраторный двигатель, не означает, что вы автоматически сможете работать с инжекторным. А вот если вы умеете извлекать из источника необходимую информацию, то с равным успехом добудете сведения и о карбюраторном двигателе, и об инжекторном, и о выращивании ананасов в открытом грунте.

Осваивая курс «Введение в профессию: общие компетенции профессионала», вы будете работать с несколькими тетрадями. Первую из них вы держите в руках. Она посвящена освоению компетенций в сфере работы с информацией. Кроме того, вы получите от преподавателя дополнительные задания, которые позволят вам применить освоенные способы деятельности и лучше понять сущность и место выбранной вами профессии в системе профессий и специальностей.

Для того чтобы ваше обучение было более плодотворным, в тетрадях применяется система специальных обозначений. Так, около каждого упражнения вы найдете отметку о том, на каком уровне сформированности общих компетенций вам предлагается выполнить задание, или указание на то, что это упражнение является тренировочным или контрольным.

Каждая тетрадь начинается с листа обратной связи, с которым вы будете работать по мере выполнения заданий. Рядом со всеми операциями, указанными в листе, вы будете отмечать тот вариант оценки собственной деятельности, который, по вашему мнению, соответствует реальному положению дел. Так, если вы считаете, что выполняете операцию уверенно, что вы ее освоили, то поставите свою отметку рядом со знаком ☺, если думаете, что операцию в целом вы освоили, но выполняете ее не всегда уверенно, то отметите знак , если операция вам иногда удается, но вы не можете сказать, что действительно освоили ее, то выбирайте знак , если же операция не освоена, то ваш знак - .

Преподаватель также будет работать с вашим листом обратной связи, пользуясь описанной системой знаков. У вас, таким образом, появится возможность сравнивать свою оценку и оценку преподавателя. Если преподаватель сочтет необходимым, то в специально отведенной графе сделает комментарии.

 

Требования к деятельности

по планированию и осуществлению информационного поиска

Уровень I Выделяет из источника, содержащего избыточную информацию, информацию, необходимую для решения задачи.

Уровень II Самостоятельно находит источник информации по заданному вопросу, пользуясь электронным или бумажным каталогом, справочно-библиографическими пособиями, поисковыми системами Интернета. Указывает на недостаток информации, необходимой для решения задачи.

Требования к деятельности по извлечению и первичной обработке информации

Уровень I Извлекает информацию по одному основанию из одного или нескольких источников, содержащих избыточную в отношении задачи информационного поиска информацию. Систематизирует информацию в рамках заданной простой структуры.

Уровень II Извлекает информацию по двум и более основаниям из одного или нескольких источников, содержащих избыточную в отношении задачи информационного поиска информацию.

Проводит группировку и классификацию объектов, процессов, явлений.

Систематизирует информацию в рамках заданной сложной структуры.

Предлагает простую структуру для систематизации информации в соответствии с задачей информационного поиска.

Требования к деятельности по обработке информации

Уровень I Выделяет в источнике информации вывод и \ или аргументы, обосновывающие определенный вывод.

Уровень II Делает вывод об объектах, процессах, явлениях на основе сравнительного анализа информации о них по заданным критериям или на основе заданных посылок и \ или приводит аргументы в поддержку вывода.


ЛИСТ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

Результаты

Самооценка

Оценка преподавателя

Комментарии преподавателя
Я выделяю из источника, содержащего избыточную информацию, информацию, необходимую для решения задачи

 

 

 

располагая ограниченным временем
располагая неограниченным временем
Я самостоятельно нахожу источник информации                

 

среди заданных
с помощью бумажного или электронного каталога
в сети Интернет с помощью поисковой системы
Я указываю на недостаток информации, необходимой для решения задачи  
Я извлекаю информацию                

 

из письменных источников по одному основанию
из письменных источников по нескольким основаниям
Я систематизирую информацию в рамках заданной структуры                

 

с помощью таблицы
с помощью схемы
с помощью денотатного графа
посредством коллажирования
Я самостоятельно выбираю структуру для систематизации информации  
Я нахожу в источнике информации вывод и аргумент (ы)  
Я делаю выводы на основе заданных посылок  
Я привожу аргументы  
Я провожу сравнительный анализ                

 

выделяю признаки в соответствии с заданными критериями
делаю вывод по итогам сравнительного анализа

 


Тема 1. ПОИСК ИНФОРМАЦИИ

Вам предлагается выполнить упражнение, построенное на приеме «инсерт» («отметки на полях»). Каждая часть задания представляет собой пункт инструкции, которой вы можете пользоваться, применяя этот прием для работы с другими текстами

Задание 1 (тренировочное упражнение)

1.1.

Вам предстоит прочитать текст «Информация».

До начала чтения подумайте, каково ваше представление об информации. Запишите все, что вы знаете об информации.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.2.

Обсудите сделанные записи со своим соседом.

Если у вас возникли разногласия, запишите, в чем они состояли. Напишите свои соображения по поводу разногласий, исходя из того, что текст, который вам предстоит прочитать, возможно, прояснит некоторые из них.

После того как вы с партнером завершили обсуждение, устно поделитесь своими знаниями со всей группой. Все ваши идеи будут записаны преподавателем на доске, при этом любые разногласия будут вынесены на обсуждение.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.3.

Приступайте к чтению текста. Во время чтения делайте отметки на полях (прием «инсерт»):

«V» поставьте эту пометку на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете или думаете, что знаете;

«-» поставьте эту пометку на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы знаете или думаете, что знаете;

«+» поставьте эту пометку на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым;

«?» поставьте эту пометку на полях, если то, что вы читаете, непонятно или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

Таким образом, в процессе чтения текста вы будете делать четыре типа пометок на полях в соответствии со своими знаниями и пониманием.

Информация

Сегодня не существует единого подхода к определению понятия «информация». Но при всех трактовках этого понятия предполагается существование двух объектов: источника информации и потребителя (получателя) информации. Передача информации от одного к другому происходит с помощью сигналов, которые, вообще говоря, могут не иметь никакой физической связи с ее смыслом: эта связь определяется соглашением. Например, удар в вечевой колокол означал, что надо собираться на площадь, но тем, кто не знал об этом порядке, он не сообщал никакой информации.

В ситуации с вечевым колоколом человек, участвующий в соглашении о смысле сигнала, знает, что в данный момент могут быть две альтернативы: вечевое собрание состоится или не состоится. Или, выражаясь языком теории информации, неопределенное событие (вече) имеет два исхода. Принятый сигнал приводит к уменьшению неопределенности: человек теперь знает, что событие (вече) имеет только один исход: оно состоится. Однако если заранее было известно, что вече состоится в таком-то часу, колокол ничего нового не сообщил. Отсюда вытекает, что чем менее вероятно (т.е. более неожиданно) сообщение, тем больше информации оно содержит, и наоборот, чем больше вероятность исхода до совершения события, тем меньше информации содержит сигнал.

По содержанию информация подразделяется на общественно-политическую, социально-экономическую, научно-техническую и т.д. Вообще же классификаций информации много, они строятся по различным основаниям. Как правило, из-за близости понятий точно так же строятся и классификации данных. Например, информация подразделяется на статическую (постоянную) и динамическую (переменную). Другое деление - первичная, производная, выходная информация. Третье деление - информация управляющая и осведомляющая. Четвертое - избыточная, полезная и ложная. Пятое - полная (сплошная) и выборочная.

Давайте рассмотрим наиболее важные для обработки информации характеристики.

Избыточность информации - характеристика информация, показывающая, что информация не нужна для принятия решения. Избыточная информация бывает двух видов: сведения, не имеющие отношения к содержанию принимаемых решений, и сведения, поступающие в объеме, недоступном для своевременной обработки.

Прагматический аспект информации - характеристика информации с точки зрения полезности, пригодности для решения задачи. При этом оценка может быть субъективной, отражая точку зрения получателя информации (интерпретатора). Если получатель хотя и понял поступившую информацию, но не счел ее полезной, важной, то это означает наличие прагматического шума — такая информация отсеивается.

Репрезентативность информации - достаточность информации для принятия и обоснования решения, ради которого она собрана. Например, в выборочном методе статистики репрезентативность выборки -это соответствие характеристик выборки характеристикам генеральной совокупности: если выборка репрезентативна, то по ее свойствам можно судить о генеральной совокупности; если выборка произведена неправильно, говорят об ошибке репрезентативности. (Хрестоматийным примером такой ошибки является проведенный в США еще в 20-е гг. опрос общественного мнения людей, отобранных по телефонной книге, казалось бы, беспристрастно, случайно. Его организаторы не учли, что телефоны были тогда лишь у зажиточной части населения, что не могло не дать искаженных результатов.)

Достоверность информации - общая точность и полнота информации, которая нередко определяется как свойство информации быть правильно воспринятой. Достоверность информации обратно пропорциональна вероятности возникновения ошибок в информационной системе. В общем случае достоверность информации достигается:

- указанием времени свершения событий, сведения о которых передаются;

- сопоставлением данных, полученных из различных источников;

- своевременным вскрытием дезинформации;

- исключением искаженной информации и др.

Неполнота информации - принципиальное свойство экономических, социальных и многих других управляемых систем, возникающее по двум причинам: в силу неопределенного, случайного характера 1) самой системы и 2) возможностей приобретения сведений об этой системе (сведения могут быть не только ограничены по техническим причинам, но иной раз могут быть и ложными вследствие рассогласования интересов). Таким образом, большинство решений, принимаемых в экономических, социальных и т.п. системах, принимается в условиях неполноты информации.

Исследование проблем, связанных с научным понятием информации, идет в трех основных направлениях. Первое из них состоит в разработке математического аппарата, отражающего основные свойства информации.

Второе направление заключается в теоретической разработке различных аспектов информации на базе уже имеющихся математических средств, в исследовании различных свойств информации. Например, уже с момента создания теории информации возникла сложная проблема измерения ценности, полезности информации с точки зрения ее использования. В количественной теории, выдвинутой в 1960 А.А. Харкевичем, ценность информации определяется как приращение вероятности достижения данной цели в результате использования данной информации.

Третье направление связано с использованием информационных методов в лингвистике, биологии, психологии, социологии, педагогике и др. В лингвистике, например, проводилось измерение информативной емкости языков. После статистической обработки большого числа текстов, выполненной с помощью ЭВМ, а также сопоставления длин переводов одного и того же текста на разные языки и многочисленных экспериментов по угадыванию букв текста выяснилось, что при равномерной нагрузке речевых единиц информацией тексты могли бы укоротиться в 4-5 раз. Так был с этой точки зрения установлен факт избыточности естественных языков и довольно точно измерена емкость языка - величина, находящаяся в этих языках примерно на одном уровне.

Разнообразное использование понятия информации побудило некоторых ученых придать ему общенаучное значение. Основоположниками такого общего подхода к понятию информации были английский нейрофизиолог У.Р. Эшби и французский физик Л. Бриллюэн. Они исследовали вопросы общности понятия энтропии (распада) в теории информации и термодинамике, трактуя информацию как отрицательную энтропию (негэнтропию). Бриллюэн и его последователи стали изучать информационные процессы под углом зрения второго начала термодинамики, рассматривая передачу информации некоторой системе как усовершенствование этой системы, ведущее к уменьшению ее энтропии.

Использованы материалы: Экономико-математический словарь, Словарь по естественным наукам (Глоссарий.ру), БСЭ

1.4.       

Прочитав текст, вернитесь к своим первоначальным предположениям и ответьте себе на следующие вопросы:

- какие ваши знания подтвердились?

- какие ваши представления не подтвердились?
Возможно, вам понадобится прочесть текст еще раз.

Самостоятельно заполните маркировочную таблицу. При этом записывайте в первые три столбца только ключевые слова или фразы. Вопросы записывайте полностью.

 

V + - ?
       

1.5.

Обсудите содержание заполненных таблиц с соседом. Противоречия и вопросы, сформулированные в ваших таблицах, предложите всей группе для обсуждения.

ПАМЯТКА

по предварительной работе с источником информации

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5 (уровень II)

Представьте себе, что вы - молодой специалист и ищете работу. Вакансии, которые предлагает биржа труда, вас не устраивают, поэтому для поиска работы вы решили воспользоваться услугами коммерческого предприятия - кадрового агентства.

Бегло (в течение 3-5 минут) просмотрите информацию о кадровых агентствах г. Самары. Напишите, какой информации вам не хватает для того, чтобы окончательно определить для себя, с каким именно агентством заключить договор.

Отсутствует информация: _________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Информационный материал 2

Алфавитный каталог

Карточки располагаются в алфавитном порядке. Алфавитный каталог дает точную информацию о наличии в библиотеке конкретной книги и отвечает на вопрос, какие книги того или иного автора имеются в библиотеке. Книги в алфавитном каталоге располагаются вне зависимости от их содержания.

Систематический каталог

Раскрывает библиотечный фонд по содержанию и отвечает на вопрос о том, какие книги по определенной теме есть в библиотеке. Работая с таким каталогом, можно обнаружить книги по интересующей вас теме, о существовании которых вы раньше не знали.

Электронный каталог

Может быть как универсальным, так и специализированным. Поиск может вестись как по персоналиям, так и по названию книги.

Виды поиска в Интернете

- поиск внутри одной страницы (команда Find/Найти на этой странице меню браузера),

- поиск на сайте, имеющем такую функцию (соответствующее поле на сайте),

- поиск на сайте, не имеющем такой функции (на Яндексе в расширенном поиске можно задавать адрес сайта),

- поиск во всей сети Интернет (в веб-каталогах или через поисковые системы).

 

ПОИСКОВАЯ СИСТЕМА

Поисковая система (англ. search engine, синонимы: искалка, поисковый сервер, поисковая машина) - это инструмент для поиска информации в Интернете.

Как правило, работа поисковой машины состоит из двух этапов. Специальная программа (поисковый робот, автомат, агент, паук, червяк, crawler) постоянно обходит сеть и собирает информацию с веб-страниц (индексирует их). Когда пользователь задает запрос, поиск идет по предварительно построенному индексу. Результатом поиска является так называемая поисковая выдача - список ссылок на документы (веб-страницы), соответствующие запросу.

Поисковые машины различаются по области действия на локальные (ограничивающиеся национальным доменом, определенным языком) и глобальные. Обычно глобальные искалки хорошо покрывают американский интернет (который действительно является значительной частью мирового) и несколько хуже «знают» остальную часть. Поэтому, если ваш поиск заведомо ограничен страной или языком, лучше пользоваться локальной искалкой.

Интернет - живая динамическая система, которая меняется быстрее, чем об этом успевает узнать робот поисковой машины. Поэтому иногда найденные документы могут оказаться измененными или вообще не существовать. Некоторые поисковые машины при индексации сохраняют у себя образ индексируемого документа и могут показать его пользователю даже после того, как оригинал перестал соответствовать образу. Скорость обновления индекса и полнота покрытия (размер поисковой базы) являются важной характеристикой поисковой машины.

Ссылки на документы в результатах поиска сортируются по мере соответствия запросу. Этот критерий называется «релевантность». Способ вычисления релевантности является собственным know-how каждой поисковой машины, поэтому выдача по одному и тому же запросу в разных искалках может заметно отличаться.

Поисковые машины обычно имеют специальный язык запросов, с помощью которого можно точнее объяснить машине, что именно надо искать. Однако большинство искалок не требуют от пользователя знания этого языка, как правило, достаточно просто написать в строке запроса несколько ключевых слов, определяющих область вашего интереса. Самым современным искалкам можно задавать запросы просто на естественном, «человеческом» языке. Система сама разберется, какие слова и словосочетания являются ключевыми.

Основной объект индексации поисковой машины - тексты. Однако существуют искалки, позволяющие делать поиск по картинкам, по mрЗ, по архивам программ, по новостям и т.д.

Источник: Яндекс: Интернет-русский разговорник

 

Основные рекомендации по поиску в Интернете

- производя поиск сайта организации или издания, прежде всего обращайтесь к каталогам,

- не ограничивайтесь обращением к одной поисковой машине, сравнивайте результаты, полученные на разных поисковых машинах,

- ищите сайты, являющиеся ключевыми по данной теме - на них может быть множество хорошо отобранных ресурсов,

- у каждой поисковой системы свои правила задания запроса, изучайте «помощь» системы,

- применяйте редкие слова, синонимы,

- старайтесь вести поиск по корням слов (отбрасывая суффиксы, окончания),

- избегайте очень распространенных терминов или игнорируемых слов («стоп-слова»),

- заглавные буквы используйте только для имен собственных,

- при поиске точной словоформы она обычно заключается в кавычки,

- обращайтесь к найденным «похожим документам» (они могут дать другое направление поиска и ключевые слова),

- пробуйте ограничивать поиск указанием категории каталога,

- получив первые результаты, сужайте поиск, используя поиск в «уже найденном».

 

Образцы оформления ссылок на источники

Нормативно-правовые акты

а)

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. - М.: Проспект, 2009.

 

полное название нормативно-правового акта,                                  место           название          дата издания

включающее его номер и дату принятия                                    издания           издательства

                                                                                                        

 

б)

Федеральный закон РФ «О политических партиях» от 11 июля 2001 г. // Российская газета. - 2001. -14 июля.

 

полное название нормативно-правового акта,                                        название                    дата выхода периодического

включающее его номер и дату принятия                                                   периодического -     издания

                                                                                                                                издания                            

в)

Указ Президента РФ «О политическом консультативном совете» №989 от 25 июля 1996 г. //

Собрание актов Президента и Правительства РФ. - 1996. - № 27.

 

полное название нормативно-правового акта,          название сборника год публикации        номер сборника

включающее его номер и дату принятия                  нормативно-                 сборника норма-      нормативно-

                                                                                  правовых актов      тивно- правовых             правовых актов
                                                                                                                        актов

 

Литература

а) Алексеев С.С., Васильев И.П. Рынок труда Свердловской области. - Екатеринбург: Бек, 2001. -142 с.

 

автор (авторы): фами-        название              место издания            название          год издания      количестве

лия, инициалы                                                                                                     издательства                                  страниц

 

б)

Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: учебник для вузов / Пер. с англ.; Под ред. Л.Г.Зайцева, М.И.Соколовой. - М.: Банки и

                                                                                                         биржи. ЮНИТИ, 1998. - 298 с.

 

подзаголовок, определяющий вид сведения о языке оригинала для пере- редактор (обычно указывается в коллектив-
издания                                            водных изданий                                   ных и \ или научных изданиях): инициалы

   фамилия

 

в)

Варламова Н.В. Правоотношения: философский и юридический подходы // Правоведение. -1999. - № 4. -С. 3-14

автор (авторы): фамилия, инициалы      название статьи                                название перио- дата выхода пе-   номера страниц, на

    дического изда-  риодического из-  которых располо-

      ния                     дания: год, номер жена статья

Интернет-ресурсы

а)

Санкт-Петербургский педагогический колледж № 1 им. Н.А. Некрасова: сайт [Электронный ресурс].-www.nekrasovspb.ru/publication/cgi-bin/publ. (дата обращения: 30.03.2009)

 

название ресурса         адрес ресурса дата обращения      вид ресурса (для                     указание на то, что

                                                                                                              многоаспектных                   ресурс является

                                                                                                              ресурсов: сайт, форум              электронным,      

он-лайн словарь и т.п.)

Задание 6 (тренировочное упражнение)

Рассмотрите титульный лист книги, а также описание книги на оборотной стороне титульного листа.

Ответьте на вопросы:

- Какая информация содержится на титульном листе и на оборотной стороне титульного листа книги?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Зачем эту информацию там помещают?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 - Есть ли какая-то информация, которая вам непонятна?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 889; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.162 (0.138 с.)